РАЗДЕЛ VI
ВУЗОВСКОЕ И ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 796
МОДЕЛИРОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ И ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ О. П. Головченко
Аннотация: Логически последовательно представлена специфика формирования здоровья обучаемого контингента методами физической культуры.
Ключевые слова: физкультура, образование, студент, модель.
Введение
При проектировании педагогической модели физкультурного образования в вузах технического и гуманитарного профиля, вероятно, должен быть характер существования целостной данности человека в окружающей среде, на базе которого студент в начальный период обучения параллельно с оценкой его изначальных физкультурно-спортивных мотиваций и физических кондиций получит основные представления о здоровье, устройстве и жизнедеятельности собственного организма, о здоровом образе жизни и условиях его реализации в образовательном пространстве и в дальнейшем существовании.
Нам представляется обязательным при конструировании модели физкультурного образования использовать современные достижения и тенденции развития педагогики общего, профессионального и физкультурноспортивного направлений образования [1 - 9] в связи с необходимостью гибко маневрировать в образовательном пространстве, модернизируя его качественные стороны как с позиций, например, педагогических условий [9 (500], деятельностного подхода [10] или деятельностной креатуры его участников [11], так и с позиций формирования здоровья в конкретных условиях любого образовательного пространства (рис. 1.).
Примечания: параметры сознания - 1. социально-общественные знания; 2. естественнонаучные знания; 3. профессиональные знания; 4. осознанная направленность; 5. самоактуализация; 6. коллективизм; 7. личная ответственность.
Рис. 1. План-схема процесса проектирования учебной дисциплины «Физическая культура»
Основная часть
Происходящая в настоящее время смена образовательной парадигмы, вызванная несоответствием между темпами приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями усвоения их человеком, потребовала от педагогической теории принятия в качестве нового идеала максимальное развитие способностей обучаемого субъекта к саморегулированию и самообразованию.
Модернизация России целиком определяется содержательной и структурной направленностью образования, - следовательно, для достижения социально-экономической стабильности и должного уровня технологического, культурного развития и обеспечения страны необходимым для этого кадровым потенциалом, - требуется его эффективное обновление [12].
Гуманизация современной стратегии образования и взаимосвязь ее с общемировыми тенденциями с учетом сегодняшнего состояния российского образования (кризисная социально-экономическая ситуация, отказ от прежних ценностей, преодоление кризиса культуры и духовности) во многом предопределяют тенденции его развития [4, 13, 14]. При этом образовательная политика в настоящее время должна иметь социальную, содержательную, процессуальную и личностную направленность [14].
Приоритет сегодня должен отводиться социальным требованиям к человеку - гражданину, труженику, члену общества с его качествами и способностями.
Содержательная направленность должна определяться новыми требованиями мирового сообщества к профессиональной квалификации специалиста, т.е. - к получаемым знаниям, уменьям и навыкам в связи новыми уровнями производств, науки и культуры.
Процессуальная направленность должна диктовать новые образовательные технологии, методики преподавания и обучения, деятельного общения обучающего и обучаемого.
Личностная направленность должна выражаться в приоритете развивающейся личности и реализации личностно ориентированных технологий обучения и воспитания.
Что касается содержательного обновления образования в области физической культуры и физического воспитания, то первоочередными задачами нам представляются:
1. Устранение перегруженности учебных планов сведениями, не являющихся фундаментом для новых знаний в плане последующих стадий образования и в дальнейшей со-
циальной и профессиональной деятельности.
2. Унификация понятийного аппарата.
3. Модернизация характера обучения в направлении представления жизненно необходимой информации, методик ее анализа и восприятия на предмет самооценки и самообучения для повышения роли и деятельной реализации самостоятельной работы обучаемого субъекта.
4. Фундаментальная взаимосвязь структуры образовательного процесса с практикой и научными исследованиями как основными содержательными ингредиентами этого процесса в направлении дальнейшего обновления содержания образовательного пространства.
5. Сопоставимость отечественного образования с мировым образовательным пространством.
Решение этих задач позволит естественным путем реализовать такие тенденции современного образования России, как глобализация, фундаментализация, гуманизация, гуманитаризация, технологизация (в том числе
- компьютеризация) и стандартизация [4].
Естественно, решение поставленных задач возможно только при обеспечении обучающим субъектам образовательного процесса необходимых педагогических условий, т.е.,
- совокупности возможностей содержания, методов, средств и форм обучения, направленных на достижение поставленной цели.
Нам представляется правомерным сформулировать характер этих условий на базе требований, предложенных В. В. Ушаковой [9], в соответствии с которыми они должны обеспечивать:
- учет индивидуальных особенностей конкретных субъектов как на предмет их предрасположенности к последующей подготовке, так и для естественной личностной ориентации их к тем или иным видам этой подготовки;
- системность формирования знаний, умений и навыков, т.е., - реализацию системного подхода;
- активизацию мыслительной деятельности студентов;
- формирование положительных мотиваций и динамики знаний, умений и навыков у студентов;
- осуществление необходимого систематического пооперационного и/или эпизодического поэтапного контроля знаний, умений и навыков в тесной взаимосвязи со сроками их проведения;
- гарантированную положительную реализацию предложенного технологического подхода.
Естественно, обеспечение подобных ус-
ловий требует не только творческого, креативно усовершенствованного, деятельного педагогического отношения как со стороны обучающего, так и со стороны обучаемого субъектов образовательного процесса, но и соответствующего ресурсного, номенклатурного и правового обеспечения и контроля со стороны руководящих органов [9, 11, 15].
Что же касается конкретного оформления образовательных программ и материалов, то, вероятно, известные рекомендации [9, 16, 17] могут быть использованы в качестве исходных позиций для реализации вышеуказанных педагогических условий.
Учитывая имеющиеся на сегодняшний день представления о двигательных возможностях человека, о его рефлексии и психомоторной организации, о физической активности вообще и двигательной - в частности [2, 18, 19], полагаем возможным считать процесс
формирования физической культуры личности студента как деятельной данности здраво-формирующего физкультурного образования педагогическим, стратегию которого определяет принцип доминанты, а тактику - принципы обучения [20, 21, 22].
При этом основными принципами обучения, как нам кажется (см. рис. 2), должны быть следующие: 1) научность; 2) системность и последовательность; 3) единство воспитания, обучения и развития; 4) принцип индивидуализации и обеспечения выполнимости требований (доступности); 5) самоактуализации; 6) непрерывного оперативного учета (мониторинг и рейтинг в индивидуальном и групповом исчислении); 7) принцип прочности усвоения на предмет практического использования приобретенных знаний, качеств, умений и навыков [19, 20].
Цель - выявление и развитие физкультурного потенциала студентов технических и гуманитарных вузов
Задачи: выявление внешних и внутренних факторов формирования личности о-ориентиров энной физической культуры студентов, разработка концепции, методологических основ и педагогической технологии управления процессом здрав о формирующего физкультурного образования (ЗФО) и практическая проверка эффективности концептуальных
разработок.
Методологические подходы Конкретные
Системный, ценностный, деятельный, междисциплинарный, Заданный, ситуационный, модульный, партисипативный, культурологический, герменевтический. компетентностный, технологический.
Компоненты доминантной педагогической интеграции: принципы обучения - научность; системность и последовательность; единство обучения, воспитания и развития; индивидуальность и доступность; самоактуализация; мониторинг и рейтинг в индивидуальном и групповом исчислении; надежность усвоения, факторы - внешние (государственно-правовые, социокультурные, профессиональные) и внутренние (в индивидуальном и групповом представлении - физкультурнообразовательный и мотивационный уровни, физические развитие и подготовленность, контактность и креативность); содержательные педагогические условия - осознание вузовским контингентом здоровья в качестве фундамента национального и профессионального ресурса, а заботу о здоровье студентов - как обще педагогическую ценность; знание педагогами и студентами методологических основ здрав о формирующих технологий и путей их активной реализации в образовательном
Организационно-педагогические технологии
Модули здравоформирующего физкультурного образования Активизация внутренних ресурсов учащихся Методы и средства обеспечения процесса Организационные формы
С о ц и аль н о- п сихол огич е с кий, организационный, информационно-познавательный, диагностический, рекреационно-оздоровительный, мониторинговый. Конструирование доминанты ЗФО, определение ресурса и создание у них само актуализировали ого «Я», спортизация учебного процесса. Инновационные подходы к формированию знаний и умений, лично стно-ориентированное физвос-питание, ценно стно-с мы еловые соревнования, колич. оценка ЗФС Педсоветы, лекции, опросы, те стир ов ан ия, с е минар ы -диалоги и тренинги, научно-пр. со н ф ере н ц и и, ко н сультации, п о се ме стр. з ач еты, экз аме н.
Эффективность ЗФО: положительная динамика (мониторинг) курса, ЗФО-компетентностъ, активность в жизнедеятельности
Рис. 2. Педагогическая модель здравоформирующего физкультурного образования студентов
Однако как бы хороши не были обозначенные в исследовании принципы, для формирования собственно технологии педагогического исследования необходима теоретикометодологическая основа, - т.е., комплекс
общих и конкретных научных подходов к проблеме, объекту и предмету педагогического исследования как к системе на предмет раскрытия ее сущности, функционирования и управления этой системой.
На общенаучном уровне могут быть с успехом использованы системный, ценностный, деятельный, междисциплинарный, культурологический, герменевтический и компетентно-стный подходы, а на конкретных научных уровнях - задачный, ситуационный, модульный, партисипативный и технологический [23].
Что касается компонентов педагогической интеграции, то кроме выше обозначенных принципов в нее, вероятно, должны входить внешние (государственно-правовые, социокультурные, профессиональные) и внутренние (физкультурно-образовательный и мотивационный уровни, физические развитие и подготовленность контингента, контактность и креативность) факторы, обуславливающие восприятие обучения как такового на должном уровне.
Необходимо отметить также содержательные педагогические условия, определяющие идеалогию учебного процесса, а именно -осознание вузовским контингентом здоровья в качестве фундамента национального и профессионального ресурса, а заботу о здоровье студентов - как общепедагогическую ценность; знание педагогами и студентами методологических основ здравоформирующих технологий и путей их реализации, а также их активное участие в организации и реализации этих технологий в образовательном процессе.
Особого внимания требует представление организационно-педагогических технологий. Именно они несут в себе конкретные воплощения концептуального замысла и все содержательные позиции, определяющие не только очередность, но и характер их реализации. Причем характер исполнения замыслов на некоторых этапах учебного процесса требует не только инновационных подходов на уровне изобретений, но и серьезной математической подготовки как для необходимых расчетов, так и для программнокомпьютерных операций. К ним относятся модульные циклы здравоформирующего физкультурного образования, активизация внутренних ресурсов студентов, известные и инновационные методы и средства обеспечения учебно-тренировочного процесса, а также необходимые теоретические и организационные формы его наполнения.
Кроме того, динамика образовательного процесса, которую предполагается система-тичеки оценивать бально-рейтинговым мониторингом на основе специально разработанных нормативов, является результирующим элементом концептуальной модели.
В соответствие с предлагаемой моделью в
первый и последний месяцы каждого учебного года все студенты количественно и качественно оцениваются с позиций своего физического развития и состояния по определенной программе. При этих тестированиях главным условием должна быть оценка истинного физического состояния студентов, которое в вузах социо-гуманитарного направления в последние годы оставляет желать лучшего [24].
Заключение
Ежегодное подведение итогов этих наблюдений представляет на всеобщее обозрение динамику образовательного процесса, которая конкретно в коллективном и персональном аспектах (кафедральный и персональный рейтинг) отражает деятельность подразделения и содействует формированию физкультурно-спортивной политики кафедры на последующие годы.
Библиографический список
1. Алексеев, Н. А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы, теория, практика / Н. А. Алексеев. - Тюмень: ТГУ, 1997. - 215 с.
2. Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 274 с.
3. Бондаревская, Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 1997. - № 4. -С. 11 - 17.
4. Бухарова, Г. Д. Современные тенденции в развитии профессионально-педагогического образования / Г. Д. Бухарова, Л. Н. Мазаева // Вестник УМО по проф.-пед. обр.- 2004. - № 1 (35).- С. 20 - 26.
5. Кустов, Л. М. Актуализация социальнопедагогической инициативы специалистов профессиональной школы / А. В. Гришин, Л. М. Кустов. - Челябинск: Южно-Уральское изд-во,
2003. - С. 109 - 128.
6. Лубышева, Л. И. Концепция формирования физической культуры человека / Л. И. Лубышева. -М,: ГЦОЛИФК, 1992. - 122 с.
7. Лубышева, Л. И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. -1997. - № 6. - С. 10 - 15.
8. Сериков, В. В. Личностно-ориентированное образование / В. В. Сериков // Педагогка. - 1994. -№ 5. - С. 16 - 21.
9. Ушакова, В. В. Теоретические аспекты определения педагогических условий формирования конструктивных умений у будущих педагогов профессионального обучения / В. В. Ушакова // Вестник УМО проф.-пед. обр. - 2003. - № 2 (33). - С. 43 - 45.
10. Тарасюк, О. В. Деятельный подход как основа формирования профессиональнопедагогических умений у педагогов профессионального обучения / О. В. Тарасюк, М. А. Черепанов // Вестник УМО проф.-пед. обр. - 2004. - № 1. - С. 51 - 62.
11. Гончаров, С. 3. Креативность совершенства в воспитании духовности личности / С. 3. Гончаров // Вестник УМО по проф.- пед. обр. - 2004. - № 1. - С. 79 - 82.
12. Калачевский, Б. А. Менеджмент образования в приоритетах качества /Б. А. Калачевский, Т. Б. Дороболюк, А. В. Носов. - Омск: Изд. СибАДИ,
2004. - 247 с.
13. Дудина, М. Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике / М. Н. Дудина. - Укатерин-бург: Наука. Ур. отд.-ние, 1998. - 312 с.
14. Загвязинский, В. И. О стратегических ориентирах развития образования на современном этапе / В. И. Загвязинский // Образование и наука: Известия УНОЦ РАО. - 1999. - № 1. - С. 32-40.
15. Осипова, И. В. Проблемы понимания сущности творчества в деятельности педагога профессионального обучения / И. В.Осипова, Ю. В. Осколков // Вестник УМО проф.- пед. обр. - 2004 - № 1 (35). - С. 66 - 78.
16. Моделирование педагогических ситуаций: проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. - М.: Педагогика.
- 1981. - 120 с.
17. Мошкова, И. Н. Психология производственного обучения: Метод. пособие / И. Н. Мошкова, С. Л. Малов. - М.: Высшая школа. - 1990. - 207 с.
18. Головченко, О. П. Актуализация физической культуры личности студента / О. П. Головченко. - Мат. Всероссийской конф. «Образование в сфере физической культуры и спорта: инновационный вектор развития», 23.03.2007 г. - Челябинск: УрГУФК, ЧГ НОЦ УрО РАО, 2007. - С. 71 - 75.
19. Ильин, Е. П. Психомоторная организация человека. Уч-к для вузов / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2003. - 384 с.
20. Аршавский, И. А. Принцип доминанты в обосновании системы воспитания и обучения детей
дошкольного и школьного возраста / И.А. Аршавский. - М.: Физиология человека, 1991. - Т. 17, № 5.
- с. 5 - 16.
21. Тер-Ованесян, А. А. Педагогические основы физического воспитания / А. А. Тер-Ованесян. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 206 с
22. Езерский, В. В. Принцип адекватного воздействия как методологическое обращение принципа адекватной конструкции организма //Вопросы биомеханики физических упражнений / В. В. Езерский. - Омск: ОГИФК, 1983. - С. 12 - 21.
23. Никитина, Е. Ю. Теоретико-
методологические подходы к проблеме подготовки будущего учителя в области управления дифференциацией образования: Монография / Е. Ю. Никитина. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. - 101 с.
24.Трунин, В. В. Повышение образованности студентов по здоровому образу жизни и оздоровительной физической культуре / В. В. Трунин [и др.] // Физическая культура как вид культуры: межвуз. сб. научн. тр. - Воронеж: ВГПУ, 2003. - С. 66 - 71.
MODELING OF PHYSICAL EDUCATION STUDENTS TECHNICAL AND HUMANITARIAN INSTITUTIONS
O. P. Golovchenko
Logical sequence is the formation of specific health student contingent methods of physical culture.
Головченко Олег Петрович - кандидат технических наук, профессор кафедры физического воспитания Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)», E - mail: [email protected]
УДК: 378.4 + 338.012
ПОДГОТОВКА РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В АСПЕКТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
А. А. Кораблева
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы, негативно влияющие на качество обучения руководителей среднего и высшего звена для промышленных предпринимательских структур, и как следствие - на экономическую безопасность региона. Предложены пути повышения качества образования с помощью моделирования бизнес-процессов предприятия и вовлечения студентов в деловую игру, основанную на продвижении студентов по виртуальной карьерной лестнице до должности директора компании.
Ключевые слова: высшее образование, промышленность, бизнес-процессы, деловая игра, экономическая безопасность региона.