Научная статья на тему 'Педагогическая модель физического воспитания студентов'

Педагогическая модель физического воспитания студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1299
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / МОДЕЛЬ / СТУДЕНТ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРИНЦИП / ПОДХОД / PEDAGOGIC / MODEL / STUDENT / PHYSICAL EDUCATION / PRINCIPLE / APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Головченко Олег Петрович

В статье рассматриваются условия физического воспитания в вузах гуманитарного и социально-экономического образования и предлагается новая педагогическая модель этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical model of students' physical education

The author considers conditions of physical education at institutions of higher learning specializing in courses dealing with humanities and socio economic studies and suggests his own pedagogical model of this process.

Текст научной работы на тему «Педагогическая модель физического воспитания студентов»

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

удк796 О. П. ГОЛОВЧЕНКО

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

г. Омск

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ_______________________________________________

В статье рассматриваются условия физического воспитания в вузах гуманитарного и социально-экономического образования и предлагается новая педагогическая модель этого процесса.

Ключевые слова: педагогика, модель, студент, физическое воспитание, принцип, подход.

Замыслы и целевые приоритеты современного отечественного высшего гуманитарного и социально-экономического образования, проникнутого идеями демократии и гуманизма, могут быть исполнены в реалиях лишь при качественном обеспечении приумножения здоровья его участников.

Подобное возможно лишь через самоактуализацию физического воспитания студенческого контингента, мотивированного новыми жизнеутверждающими интеллектуально обоснованными положениями, конкретными оценками и перспективами индивидуальных возможностей в образовательном и социальном пространствах своего бытия.

Понятийные и концептуальные аспекты формирования личностно-ориентированного отношения к

физической культуре в образовании и в социальной действительности (1 ] могут быть использованы в качестве интеллектуального механизма пробуждения и активизации сознания индивидуума в образовательном пространстве. Кроме того, они могут послужить основой для создания модели процесса физического воспитания студента.

Нам представляется необходимым конструирование такой модели, которая бы правомерно использовала достижения и тенденции развития педагогики общего, профессионального и физкультурноспортивного направлений образования [11, а также позволяла бы гибко маневрировать в образовательном пространстве, модернизируя его качественные стороны как с позиций, например, педагогических

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (86) 2010

условий [2], деятельного подхода [3], или деятельной креатуры его участников [4], так и с позиций реальной организации формирования здоровья в конкретных условиях любого образовательного пространства.

В настоящее время образование определяет характер экономического и социального прогресса мирового сообщества. Оно становится все более приоритетным фактором отечественного развития и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации в индивидуальном и профессиональном плане, нацелено на обеспечение адекватного требованиям мирового сообщества уровня умственного развития, общей и профессиональной культуры, квалификации и компетентности [5].

Происходящая в настоящее время смена образовательной парадигмы, вызванная несоответствием между темпами приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями усвоения их человеком, потребовала от педагогической теории принятия в качестве нового идеала максимальное развитие способностей обучаемого субъекта к саморегулированию и самообразованию.

В этом направлении в области физической культуры и физического воспитания первоочередными задачами нам представляются:

— устранение перегруженности учебных планов сведениями, не являющихся фундаментом для новых знаний в плане последующих стадий образования и в дальнейшей социальной и профессиональной деятельности;

— модернизация методов обучения в направлении представления жизненно необходимой информации, методик ее анализа и восприятия на предмет самооценки и самообучения для повышения роли и деятельной реализации самостоятельной работы обучаемого субъекта;

— взаимосвязь структуры образовательного процесса с практикой и научными исследованиями как основными содержательными ингредиентами этого процесса в направлении дальнейшего обновления содержания образовательного пространства;

— унификация отечественного образования с мировым образовательным пространством.

Решение этих задач позволит естественным путем реализовать такие тенденции современного образования России, как глобализация, фундаментали-зация, гуманизация, гуманитаризация, технологиза-ция (в том числе — компьютеризация) и стандартизация [5].

Естественно, решение поставленных задач возможно только при обеспечении обучающим субъектам образовательного процесса необходимых педагогических условий, т.е. совокупности возможностей содержания, методов, средств и форм обучения, направленных на достижение поставленной цели.

Нам представляется правомерным сформулировать характер этих условий на базе требований, предложенных В.В. Ушаковой [2], в соответствии с которыми они должны обеспечивать:

— системность формирования знаний, умений и навыков, т.е. реализацию системного подхода;

— осуществление необходимого систематического пооперационного и поэтапного контроля знаний, умений и навыков в тесной взаимосвязи со сроками их проведения;

— гарантированную положительную реализацию предложенного технологического подхода;

— активизацию мыслительной деятельности студентов;

— учет индивидуальных особенностей конкретных субъектов как на предмет их предрасположенности к последующей подготовке, так и для естественной личностной ориентации их к тем или иным видам этой подготовки;

— формирование положительных мотиваций и динамики знаний, умений и навыков у студентов.

Обеспечение подобных условий требует не только творческого деятельного отношения как со стороны обучающего, так и со стороны обучаемого субъектов образовательного процесса, но и соответствующего ресурсного, номенклатурного и правового обеспечения и контроля со стороны руководящих органов [2, 4, 6].

В вузах нефизкультурного профиля на сегодняшний день продолжает существовать парадоксальная ситуация наличия стратегии и экспериментально обоснованных физкультурно-спортивных технологий при отсутствии реальной педагогической модели здоровьеформирующего физического воспитания. До сих пор нет согласованной определенности в выборе принципов осуществления этого воспитания.

При этом необходимо отметить, что специалисты физической культуры и спорта уже с первых лет организации советского физкультурного и спортивного воспитания населения достаточно эффективно работали в этом направлении. Однако, во-первых, основное внимание уделялось принципам спортивной тренировке, а во-вторых, сами эти принципы были условно разделены на три основных направления — принципы спортивной тренировки, физиологические и общепедагогические [1].

В 1949 году в своей монографии, посвященной принципам и методам обучения двигательным действиям в процессе физического воспитания, В.В. Бе-линович, говорил, что, во-первых, обучение двигательным действиям представляет собой педагогический процесс, а, во-вторых, — он распространил общепедагогические принципы на физиологическую сторону занятий физическими упражнениями, утверждая, что «... благодаря этому принципы обучения стали более действенными для организации процесса обучения и приобрели свои, несколько отличные от педагогики, черты и особенности» [7].

Практика развития физической культуры и спорта показала необходимость пересмотра подобных подходов к организации физического воспитания, так как в основе процесса всегда находится человек как целостная данность, и принципы спортивной тренировки поневоле становятся педагогическими принципами, а педагогические — становятся руководящими при занятиях физической культурой и спортом. Точно так же физиологические принципы могут оказаться психологическими или педагогическими в силу действующих закономерностей развития человека. Более того, физиологические закономерности немыслимы без биохимических, психофизических и др. явлений.

Три десятилетия назад А.А. Тер-Ованесян с достаточной убедительностью предложил преподавателям физической культуры на основе закономерностей, действующих в природе и обществе независимо от воли людей, использовать только педагогические принципы, которые он определил как обобщенные исходные идейно-теоретические положения, определяющие деятельность людей при решении ими тех или иных задач.

По его мнению, таковыми должны быть: 1) единство обучения и развития: 2) структурность занятий;

3) учет особенностей и состояния занимающихся; 4) анализ-синтез движений; 5) осознанный и чувственный контроль в процессе упражнений; 6) постепенное повышение нагрузки и ее варьирование; 7) учет, регулирование и изменение сопутствующих условий [8].

По мере развития спортивно-педагогических дисциплин они определились как: 1) принцип научности; 2) принцип воспитывающего обучения и развития; 3) принцип сознательности; 4) принцип наглядности; 5) принцип активности; 6) принцип доступности и индивидуализации; 7) принцип систематичности и последовательности; 8) принцип прочности усвоения на предмет практического использования приобретенных качеств, умений и навыков [9].

К сожалению, до сих пор нет общепризнанного мнения на этот счет. Так, в одном из последних учебных пособий для учебных заведений физической культуры [10] принципы стали социально-педагогическими, а количество их сократилось до трех: 1) принцип содействия всестороннему и гармоничному развитию личности; 2) принцип связи физического воспитания с практикой жизни (принцип при-кладности); 3) принцип оздоровительной направленности.

В аналогичном пособии для педагогических вузов [11] обучение должно осуществляться в соответствии с основными педагогическими принципами.

1) сознательности; 2) активности; 3) наглядности;

4) систематичности; 5) постепенности и доступности; 6) прочности овладения знаниями.

На Всероссийской научной конференции «Образование в сфере физической культуры и спорта: инновационный вектор развития», проходившей 23 — 24 марта 2007 года в Челябинске (УрГУФК), снова в докладах участников и при подведении итогов было отмечено отсутствие единого мнения в плане организации вузовского физкультурного образования (доклады Л.П. Додоновой, Л.А. Дроговоза, Н.А. Ковша, Л.М. Куликовой, В.В. Логинова и Д.Л. Куликова, Л.А. Липской, Ж.Г. Аристовой, Т.А. Глазиной и Т.В. Чукловой, А.М. Кузьмина и Л.Б. Ценаева, А.И. Федорова, А.Я. Найна, О.П. Головченко) [6].

Иными словами, образование в сфере физической культуры и спорта никак не может совместить общепедагогические и собственные специфические принципы в образовательном пространстве физического воспитания и создать основополагающую модель образовательного процесса.

Вероятно, ближе всех в философском плане к решению этой задачи находится авторский коллектив Б.Б. Шарова, Е.Л. Бачерникова, А.П. Мещерякова и А.Б. Шарова, поставивший на повестку дня той же конференции, во-первых, проблему человеческого фактора, фокусирующего в себе « ... моральные, психологические, антропологические, экономические, медико-биологические, нравственно-правовые и другие аспекты научно-технической революции», а также определяющего условия профессиональной подготовки всех специалистов, получающих высшее образование. Во-вторых, решение этой задачи они предлагают искать в направлении интеграции педагогики с другими, изучающими человеческий фактор, смежными науками, так как «... интеграция смежных научных дисциплин есть единственный путь решения глобальных проблем человеческого фактора», а «... профессиональная недоученность

... наносит ... убытки во многих сферах человеческой деятельности. ... Физическая культура и правильно организованное физическое воспитание повышает надежность человеческого фактора» [6, с. 92 — 95].

Однако возможность реализации своих предположений они видят в объединении научных сил физкультурно-спортивных и медико-биологических институтов, могущих осуществлять фундаментальные исследования (на примере П.К Анохина и теории функциональных систем), что, на наш взгляд, лишает логики их же предложение об «.интеграции смежных научных дисциплин в плане решения глобальных проблем человеческого фактора» [6, с. 92 — 95]. К тому же в этом случае образовательная сфера физической культуры и спорта автоматически (по научно-методическим, организационным, экономическим, технологическим и другим проблемам) отодвигается в необозримое будущее, а вузовское физкультурно-спортивное воспитание будет по-прежнему метаться между «инновациями» и отсутствием конкретного достаточно унифицированного представления об этом самом воспитании.

Учитывая имеющиеся на сегодня представления о двигательных возможностях человека, о его рефлексии и психомоторной организации, о физической активности вообще и двигательной — в частности [12], мы полагаем возможным считать процесс формирования физической культуры личности студента как деятельной данности здоровьеформирующего физического воспитания педагогическим со всеми вытекающими из этого понятия последствиями.

При этом основными принципами обучения, как нам кажется, должны быть следующие: 1) принцип научности; 2) принцип оперативного учета и использования в образовательном процессе прогрессивных тенденций и сопутствующих условий обучения; 3) принцип единства воспитания, обучения и развития учащихся; 4) принцип индивидуализации и обеспечения выполнимости требований (доступности);

5) принцип систематичности и последовательности;

6) принцип формирования сознательности; 7) принцип прочности усвоения на предмет практического использования приоритетных качеств, умений и навыков.

Однако как бы хороши ни были обозначенные в исследовании принципы, для формирования собственно технологии педагогического исследования необходима теоретико-методологическая основа, т.е. комплекс общих и конкретных научных подходов к проблеме, объекту и предмету педагогического исследования как к системе на предмет раскрытия ее сущности, функционирования и управления этой системой [13, 14].

На общенаучном уровне могут быть с успехом использованы системный, ценностный, деятельный, междисциплинарный, гендерный, культурологический, герменевтический и компетентностный подходы, а на конкретных научных уровнях — задачный, ситуационный, модульный, партисипативный и технологический подходы.

При этом системный подход полезен в качестве метода познания и способ мышления исследователя, помогающего изучить и видоизменять объект как систему взаимосвязанных элементов, органично включенных в окружающую среду [14]. С его помощью можно определить цели и задачи исследований в соответствии с уровнем развития общества, личности и средств образования, а также выработке достаточно эффективную стратегию изучения проблемы

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010 ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (86) 2010

исследования.

Ценностный подход способствует выявлению объективного истинного предметного знания (факт, гипотеза, теория, закон и т.п.) и эффективного операционного значения (научные методы, технологии), которые именно благодаря истинности и абсолютной информативности значимости и ценности для общества [15].

Деятельный подход определяет сущность активных объектов образовательного процесса и формирует познавательную и практическую деятельность студентов [16].

Междисциплинарный подход развивает системное мышление и возможность наблюдения объекта исследования в единстве его многосторонних связей и отношений [14].

Гендерный подход необходим в связи с наличием в образовательном пространстве представителей мужского и женского полов [17].

Культурологический подход содействует формированию культуры личности в процессе физического воспитания на предмет гармонии ее с общечеловеческой и национальной культурой как с точки зрения развития общества, так и с точки зрения развития индивидуального своеобразия [18].

Герменевтический подход обеспечивает дидактическое формирование содержания физического воспитания и представление его студентам с необходимыми объяснениями до полного понимания ценностей физической культуры [19].

Компетентностный подход смещает акцент передачи некоторой суммы знаний преподавателем на приобретение этих знаний самими студентами, что, в конечном счете, меняет организацию образования и способы оценки эффективности этого процесса (оценки качества) [3, 14] и ставит на повестку дня профессиональную деятельность педагога, способного творчески действовать в сфере социальной практики [20]. На протяжении трех лет курса физического воспитания студенты, непрерывно анализируя и оценивая как свое собственное, так и индивидуально-коллективное интеллектуальное и физическое (двигательное) состояние, будут персонально формировать пути своего развития не только в рамках учебной дисциплины, но и закладывать основы совершенствования своих организмов в дальнейшей жизни [14].

Задачный подход [5, 16] является основой разработки концептуальных формирующих здоровье технологий и оценки полученных поэтапных и общих результатов эксперимента.

Ситуационный подход [14, 21, 22] определяет стратегию и тактику оценки интеллектуального развития и физического состояния, а также организации физического воспитания конкретных личностей, учебных групп и наблюдаемых в исследовании контингентов.

Модульный подход на базе общей теории фундаментальных систем [23] позволяет осуществлять конструирование содержания обучения, систему задач и упражнений, дидактику учебного процесса, а также систему контроля и оценки учебных достижений. При этом самостоятельный и целостный блочный модуль годичного цикла обучения, имеющий междисциплинарный и ситуационный характер, достаточно оперативен и гибок в своей содержательной части по отношению к индивидуальным возможностям и запросам студентов [14, 24].

Партисипативный подход определяет совместную

творческую деятельность педагога и студентов в учебном процессе, взаимный контроль, а также развитие и использование индивидуального и группового потенциала [14], актуализируя тем самым потенциал саморазвития участников образования по типу по-лисубъектного диалогического взаимодействия [25].

Технологический подход в связи с отсутствием общепринятых научно обоснованных педагогических технологий может быть использован для определения цели и содержания обучения, в котором кроме используемых в учебном процессе методов и средств физического воспитания будут присутствовать субъекты образования, а также необходимые способы диагностики и контроля, определяющие, в конечном счете, результаты деятельности и достигнутые уровни физической подготовленности [26].

Исходя из всего изложенного, нам представляется возможным в качестве современной модели формирования личности студента как деятельной данности здоровьеформирующего физического воспитания в вузах нефизкультурного профиля использовать структурное сочетание, представленное на рис. 1.

В этом случае курс этой учебной дисциплины распадается на восемь основных структурных блоков (модулей), каждый из которых несет конкретную смысловую, познавательную и операционную нагрузку. Параллельно, на вторых недельных занятиях, производится по специальной программе полномасштабное (за исключением лиц, освобожденных от практических занятий по физическому воспитанию) количественно-качественная оценка (тестирование) двигательных возможностей студента в реальном образовательном пространстве конкретного вуза. В дальнейшем такие же тестирования необходимо осуществлять в начале и в конце каждого учебного семестра как на предмет исследования динамики физических качеств, так и для выявления эффективности образовательных технологий. Получаемая таким образом информация должна обрабатываться по выбранной на кафедре физического воспитания схеме и храниться в базе данных этого подразделения ву

Затем полученные значения уровней физического развития и подготовленности доводятся до сведения всех студентов, прошедших тестирование, и в процессе собеседования, на основании проведенного анкетного опроса, полученных тестовых результатов и личных пожеланий они окончательно распределяются по группам физкультурно-спортивной занятости. В качестве основы студенческого распределения по этим группам может быть использовано гистограммное распределение результатов тестирования [27].

После распределения по группам ведущие преподаватели разрабатывают прогностические программы, учитывающие групповую специфику занятости (вид спорта), индивидуальные особенности физического состояния и личностную ориентировку студентов. Групповые программы в обязательном порядке должны предусматривать оперативные проверки состояния здоровья студентов (кроме обязательного ежегодного медицинского контроля и врачебно-педагогического контроля, проводимых медсанчастью вуза), например, методом тонометрии [27]. Соответствующая аппаратура должна быть в наличии на кафедре, а преподавательский состав должен уметь ею пользоваться.

Разработанные таким образом программы утверждаются заседанием кафедры и становятся обяза-

Факультетские собрания, обище представления, распределение по видам занятости, выявление изначальных мотиваций отношений к физической культуре и физическому воспитанию в данном вузе

Учебная дисциплина «Физическая культура»

Рис. 1. Структурная модель курса физического воспитания

тельными к исполнению документами.

Однако окончательно отредактированными программами физического воспитания конкретного контингента они станут только после совместного со студентами обсуждения, на котором будут учитываться первичные (анкетные) мотивации студентов, данные тестирования и возможные изменения в отношениях студентов к физической культуре и физическому воспитанию после первых недель занятий, в течение которых общий тонус вуза и содержание

лекций по физической культуре начнут преобразовывать внутренний мир студенческого сознания и формировать определенный тип личности индивидуума.

Характер этого типа в плане собственной и общественной активности, то есть в плане самосознания, самоконтроля и самореализации, во многом будет определяться именно его физическим состоянием. Наиболее значимым показателем этой трансформации сознания будет посещаемость занятий по фи-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010 ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (86) 2010

зическому воспитанию со всеми вытекающими отсюда последствиями — так как только последняя обеспечивает системность накопления знаний, качеств, умений и навыков, без которых практически невозможно создание необходимого по замыслам образовательного пространства и получение запланированного «продукта» образовательного процесса.

После этого согласования и, в случае необходимости, повторного утверждения, программы становятся главным «рабочим» документом образовательного процесса физического воспитания. Динамичность общевузовского образовательного пространства и физического состояния индивидуумов, естественно, могут определенным образом трансформировать образовательный процесс и содержание этих программ. Полезное содействие в этом направлении может оказать использование ряда известных социологических программ, например, общей самооценки, объективности межличностного восприятия, измерения потребности в достижении цели, субъективных ощущений стресса, успешности работы в команде, самооценки конфликтности, поиска лидеров [27].

В первые и последние месяцы каждого учебного года всех лет курса физического воспитания все студенты количественно и качественно оцениваются с позиций своего физического развития и состояния по уже упомянутой нами программе. Результаты этого контроля пополняют кафедральный банк данных, содержание которого всегда может служить базой науки и практики этого подразделения физической культуры. При этом главным условием тестирования должно быть не выполнение обязательных нормативов, а регистрация истинного физического состояния испытуемых. Общеизвестно, что уровень физического состояния студентов в последние годы оставляет желать лучшего [28, 29].

Более того, ежегодное подведение итогов этих наблюдений представляет на всеобщее обозрение динамику образовательного процесса в области физического воспитания, которая конкретно в коллективном и персональном аспектах отражает деятельность подразделения и в этих же направлениях определяет не только персональный и кафедральный рейтинг, но и физкультурно-спортивную политику кафедры на последующие годы.

Выводы.

Современное состояние образовательного пространства в вузах гуманитарного и социально экономического образования активно трансформируется в связи с социальными и экономическими отечественными преобразованиями, а также в связи с необходимостью вхождения в международное образовательное пространство.

Несоответствие действующей системы физического воспитания студентов новым образовательным задачам предопределяет необходимость ее совершенствования, одним из вариантов которого является предлагаемая в работе новая авторская модель физического воспитания.

Библиографический список

1. Головченко, О. П. Основы формирования здоровья студентов методами физического воспитания : монография / О. П. Головченко. — Омск : ОмГМА, 2007. — 252 с.

2. Ушакова, В. В. Теоретические аспекты определения педагогических условий формирования конструктивных умений у будущих педагогов профессионального обучения / В. В. Ушакова // Вестник УМО проф.-пед. обр. — 2003. — № 2(33). — С. 43-45.

3. Тарасюк, О. В. Деятельный подход как основа формирования профессионально-педагогических умений у педагогов профессионального обучения / О. В. Тарасюк, М. А. Черепанов // Вестник УМО проф.-пед. обр. — 2004. — № 1. — С. 51 — 62.

4. Гончаров, С. З. Креативность совершенства в воспитании духовности личности / С. З. Гончаров // Вестник УМО по проф.-пед. обр. - 2004. - № 1. - С. 79 - 82.

5. Бухарова, Г. Д. Современные тенденции в развитии профессионально-педагогического образования / Г. Д. Бухарова, Л. Н. Мазаева // Вестник УМО по проф.-пед. обр. - 2004. - № 1 (35).- С. 20 - 26.

6. Материалы Всероссийской конф. «Образование в сфере физической культуры и спорта: инновационный вектор развития», 23.03.2007 г. - Челябинск : УрГУФК, ЧГ НОЦ УрО РАО, 2007. - Ч. 1. - 208 с. - Ч. 2. - 228 с.

7. Белинович В. В. Обучение физическим упражнениям / В. В. Белинович. - М.-Л. : Физкультура и спорт, 1949. - 156 с.

8. Тер-Ованесян, А. А. Педагогические основы физического воспитания /А.А. Тер-Ованесян. - М. : Физкультура и спорт, 1978. - 206 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Тер-Ованесян, А. А. Педагогика спорта / А.А. Тер-Оване-сян, И.А. Тер-Ованесян. - Киев : «Здоров'я», 1986. - 208 с.

10. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для ин-тов физ. культ. / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М. : ИЦ «Академия», 2004. - 480 с.

11. Барчуков, И. С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика : учеб. пособие для студ-тов высш. уч-х завед. / И. С. Барчуков, А. А. Нестеров. - М. : ИЦ «Академия», 2006. - 528 с.

12. Ильин, Е. П. Психомоторная организация человека : учебник для вузов / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2003. - 384 с.

13. Беликов, В. А. Философия образования личности: Деятельный аспект : монография / В. А. Беликов. - М. : Владос, 2004. - 357 с.

14. Никитина, Е. Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы / Е. Ю. Никитина, О. Ю. Афанасьева. - М. ; Челябинск : ИИУМЦ «Образование», 2006. - 154 с.

15. Микешина, Л. А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания / Л. А. Микешина. - М. : Педагогика, 1999. -С. 59-67.

16. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М. : Политиздат, 1975. - 430 с.

17. Rechtschaffen, A. A Manual of Standardized Terminology, Technieques and Scoring System for Sleep Stages of Human Subjects / A.Rechtschaffen, A.Kales (eds.). - Washington (D.C.): Publ. Health Service, U.S. Government Printing Office, 1968.

18. Библер, В. С. От наукоучения - к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век / В.С. Библер. -М. : Политиздат, 1991. - 412 с.

19. Гадамер, Х.- Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики : пер. с нем. / Х.- Г. Гадамер. - М. : Прогресс, 1988. - 704 с.

20. Кустов, Л. М. Актуализация социально-педагогической инициативы специалистов профессиональной школы / А. В. Гришин, Л. М. Кустов. - Челябинск : Южно-Уральское изд-во, 2003. - С. 109- 128.

21. Дункан, Дж. Основополагающие идеи в менеджменте управленческой практике : пер. с англ. / Дж. Дункан. - М. : Дело, 1996. - 272 с.

22. Тихонравов, Ю. В. Теория управления : учебн. курс / Ю. В. Тихонравов. - М. : Вестник, 1997. - 336 с.

23. Анохин, П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П. К. Анохин. - М. : Медицина, 1968. - 166 с.

24. Юцявичене, П. А. Теория и практика модульного обучения / П. А. Юцявичене. - Каунас : Швиеса, 1989. - 271 с.

25. Давыденко, Т. М. Теоретические основы рефлексивного управления школой : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Т. М. Давыденко. - М., 1996. - 36 с.

26. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивыыетехнологии обучения / В. П. Беспалько. - М.: Изд-во ин-та проф. обр-ния, 1998. - 256 с.

27. Головченко, О. П. Актуализация вузовского физического воспитания : монография / О. П. Головченко. — Омск: СибАДИ, 2008. - 156 с.

28. Бальсевич В. К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе/В. К. Бальсевич — М.: Теория и практика физической культуры и спорга, 2006. — 112 с.

29. Повышение образованности студентов по здоровому образу жизни и оздоровительной физической культуре / В. В.

Трунин [и др.) // Физическая культура как вид культуры : меж-вуз. сб. научн.тр. / ВГПУ. — Воронеж, 2003. — С. 66 —71.

ГОЛОВЧЕНКО Олег Петрович, кандидат технических наук, профессор) кафедры физического воспитания.

Адрес для переписки: e-mail: petrovich37@mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.07.2009 г.

© О. П. Головченко

УДК 377 + 796.015.132 С В УГРЮМОВ

С. Е. БЕБИНОВ

Омский колледж профессиональных технологий

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,

г. Омск

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕХНИКОВ АВТОТРАНСПОРТА____________________________________________

В статье представлены результаты изучения динамики профессионально значимых физических качеств студентов-техников автотранспорта при целенаправленном стимулирующем воздействии. Показана эффективность использования предложенного подхода к физическому воспитанию студентов колледжа, что целесообразно использовать в организации учебного процесса среднеспециальных учебных заведений региона.

Ключевые слова: физкультурное образование, лонгитюдное исследование, профессионально важные физические качества, динамика физической подготовленности, темп прироста.

Социальные и культурные особенности современности остро ставят проблему совершенствования профессиональной деятельности человека как интегральной многоуровневой структуры. Становление профессионала невозможно без получения специальных знаний, их практической реализации и поддержания оптимального уровня физической работоспособности человека.

Профессиональная успешность человека зависит от ряда природных данных, особенностей мотивации, полноты и адекватности специальных знаний и умений [ 1 ]. Г.Б. Горская [2] отмечает, что гармонизация человека и успешность профессиональной самореализации преломляются через призму физического воспитания и спортивного образа жизни. Такой подход позволяет освоить не только операциональную сторону деятельности, но и войти в характерную предметную и социальную среду. Важность двигательной активности в подготовке специалистов отмечают В.К. Бальсевич и В.В. Бойко. Они видят роль спортивной науки в осмыслении физической культуры как особого явления человеческой культуры в целом, фактора регуляции деятельности человека [3,4].

Проблема формирования личности специалиста, гармонично развитой и физически подготовленной к интенсивной профессиональной деятельности в различных отраслях народного хозяйства, весьма актуальна. Современная производственная сфера предъявляет повышенные требования к физической и психофизиологической подготовленности специалистов со средним и высшим профессиональным образованием. Особенно это значимо в профессиях с проявлением экстремальных ситуаций, к которым относится специальность техника автотранспорта.

В этой связи возникает необходимость совершенствования содержания образования в специальных учебных заведениях по отдельным дисциплинам, в частности, по физической культуре [5, б, 7]. Последняя выполняет роль неспециального предмета (кроме физкультурных учебных заведений), одной из важных задач которого является формирование готовности к успешному выполнению профессиональ- | ных обязанностей. Физкультурное образование рассматривается как фактор воспитания человека, в д процессе которого формируется физическая культура личности [8, 9, 10, 11]. Об этом уровне можно судить по степени владения двигательными навыка-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК N* 2 (86) 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.