Научная статья на тему 'Личностно-ориентированное физическое воспитание студентов в современном вузе'

Личностно-ориентированное физическое воспитание студентов в современном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностно-ориентированное физическое воспитание студентов в современном вузе»

4. Чибураев В.И., Иванов A.A. Концепция государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года — основной методологический документ госсан-эпид службы России /Информационный бюллетень ЗНиСО, ноябрь 2001. №11(104). С. 13-16.

5. Безуглый А.А., Овчинникова НА Использование витаминно-минеральных премиксов в производстве мучных кондитерских изделий / Материалы VII Всероссийского конгресса, Москва, 12-14 ноября 2003 г. М., 2003. С. 60.

6. Поздняковский В.М., Зенков В.А. Региональная программа реализации государственной политики здорового питания на примере Кузбасса /Материалы международного симпозиума (Кемерово, 9-11 октября 2002 г.). Новосибирск: Сибирское универ. издательство, 2002. С. 32-41.

7. Зельдич Э.А., Семенова Т. В. Основы широкомасштабного внедрения программы "Здоровье через хлеб" /Материалы VII Всероссийского конгресса. Москва, 12-14 ноября 2003 г. М., 2003. С. 190-191.

8. Губернаторова В.В., Шиляев P.P. Использование в Ивановской области .хлеба, обогащенного железом и некоторыми витаминам/ Материалы VII Всероссийского конгресса, Москва, 12-14 ноября 2003 г. М., 2003. С. 198-199.

9. Белова JI.B., Дмитриева Г.А., Шумакова Е.Ф. и др. О мероприятиях по профилактике заболеваний, обусловленных дефицитом микро-нутриентов в Санкт-Петербурге //Материалы III межрегиональной научно-практической конференции "Питание здорового и больного человека". Санкт-Петербург, 2005. С. 18-19.

10. Большаков А.М., Новикова И.Н. Общая гигиена. - М.Медицина, 1985. -320 с.

ДИМИТРИЕВ Алексей Димитриевич, доктор биологических наук, профессор, зав. кафедрой технологии продуктов общественного питания Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации.

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

М.Н. Чапурин, ЕЖ Симзяева

Начало 90-х годов XX века было ознаменовано появлением нового педагогического мышления, сущность которого заключается в пересмотре системы ценностей и приоритетов в образовательной сфере. Ведущей идеей нового педагогического мышления становится идея развития, которая предполагав!' создание необходимых условий для развития личности; обеспечение развития и саморазвития самой системы образования; превращение последней в действенный фактор развития общества [18].

В Законе Российской Федерации "Об образовании" образование определяется как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, провозглашаются его гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Подчеркивается, что содержание образования должно быть ориентировано на "обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации" [3, 17].

Закон Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в качестве одной из главных задач высшего профессионального образования выдвигает удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии [16].

Ведущей тенденцией его развития провозглашается последовательная гуманизация целей обучения в вузе, при которой общественно-ценные и личностно-значимые цели меняются местами по значимости. Конкретным выражением этой тенденции является принцип личностно-ориентированного подхода в образовании. При этом оптимальным вариантом реализации гуманистической направленности является гармоничное совпадение личностной и общественной целей применительно к каждой конкретной образовательной области, в том числе и системы физического воспитания в вузах [23].

Идея личностно-ориентированного обучения знаменует переход образовательной политики от педагогики грамотности к не-

дагогике развития. Предметные знания из основной дели обучения превращаются в средство развития личностных возможностей учащихся [22, 24]. На этой основе происходят существенные изменения в содержании учебных дисциплин, пересматриваются учебные программы, учебники и учебные пособия. В частности, В.В. Сериков [28] отмечает, что личностно ориентированный подход позволяет выявить новое содержание категории целей и содержания образования, методов обучения, конкретных технологий взаимодействия преподавателя и ученика, критериев эффективности образовательного процесса, создавая тем самым "регулятивы" преобразования педагогического сознания и практики. Он предполагает такую систему отношений в образовании, когда детерминированная социальными условиями личность сама выступает определяющей стороной этих отношений, придавая им черты избирательности, системности, целостности, саморазвития, нарушая линейность процесса образования, чего нельзя добиться в старых авторитарных педагогических системах.

По утверждению Е.Н. Шиянова [34], основным результатом личностно-ориентированного образования выступает перевод человека на новый уровень овладения культурой, изменение его отношения к миру, к другим людям, к себе, повышение ответственности за свои действия и их последствия.

В основе культуры жизненного самоопределения лежит осознание субъектом идеалов, целей, планов ("хочу"), личных и физических свойств, возможностей, склонностей, дарований ("могу") и требований, предъявляемых к нему нормами, принятыми в группе, коллективе, обществе ("требуют"), а также готовность вести относительно автономную жизнедеятельность в системе общественных отношений. Процесс соотнесения личностью "хочу", "могу" и "требуют" выступает регулятором поведения, определяет содержание, интенсивность, целенаправленность ее деятельности [18].

Образование при таком подходе направлено не на формирование индивида с заданными свойствами, а на создание условий для полноценного проявления и развития личностных функций образовательного процесса, создание ситуации востребованности личности, её сил, саморазвития [28].

Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности чело-

века, создание необходимых и достаточных условий для его развития. При этом индивидуальность рассматривается как неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития в течение жизни. Это своеобразие определяется совокупностью черт и свойств психики, формирующейся на основе наследственных природных задатков в процессе воспитания и одновременно — и это главное для человека - в ходе саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности.

В обучении учет индивидуальности означает раскрытие возможности максимального развития каждого субъекта обучения, создание социокультурной ситуации развития, исходя из признания уникальности и неповторимости его психологических особенностей. Личностное начало в студенте нарушает программированность учебного процесса, создавая возможность выбирать нужное саморазвитию.

Основными позициями личностно-ори-ентированного обучения в образовательных учреждениях [35] являются следующие:

- личностно-ориентированное обучение обеспечивает развитие и саморазвитие личности, исходя из выявления ее индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности;

- личностно-ориентированное обучение представляет каждому человеку, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении;

- содержание образования, его средства и методы подбираются и организуются так, чтобы личность могла проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме;

- критериальная база личностно-ориентированного обучения учитывает не только уровень достигнутых знаний, умений, навыков, но и сформированность определенного интеллекта (его свойства, качества, характер проявлений);

-образованность как совокупность знаний, умений, индивидуальных способностей, является важнейшим средством становления духовных и интеллектуальных качеств личности, что выступает основной целью современного образования;

-обученность и образованность не тождественны по своей природе и результатам. Обученность через овладение знаниями,

умениями, навыками обеспечивает социальную и профессиональную адаптацию в обществе. Образованность формирует индивидуальное восприятие мира, возможность его творческого преобразования, широкого использования субъектного опыта в интерпретации и оценке фактов, явлений, событий окружающей действительности на основе личиостно значимых ценностей и внутренних установок;

- в данном контексте традиционное обучение не может быть ведущим в целостном образовательном процессе. Значимыми становятся те составляющие, которые развивают индивидуальность личности, создают все необходимые условия для ее саморазвития, самовыражения;

- личностно-ориентированное обучение строится на принципе вариативности, т.е. признании разнообразия содержания и форм учебного процесса, выбор которых должен осуществляться преподавателем с учетом цели развития каждой личности, ее педагогической поддержки в познавательном процессе, в затруднительных жизненных обстоятельствах.

Реализация личностно-ориентированного подхода в системе физического воспитания учащейся молодежи предполагает:

1) усиление внимания к личности человека как к высшей социальной ценности;

2) превращение ученика из объекта социально-педагогического воздействия в субъект активной творческой деятельности на основе развития внутренних мотивов к самосовершенствованию и самоопределению;

3) демократизацию в отношениях преподавателя и учеников;

4) формирование у человека мотивации разностороннего и гармоничного развития [8, 19, 36, 37].

В условиях личностно-ориентированного обучения основной задачей системы физического воспитания учащейся молодежи является формирование стойкой мировоззренческой ориентации на физическую культуру и спорт [25, 31]. Необходимо осуществить переориентацию сознания, представлений молодежи о физической культуре и спорте в таком направлении, чтобы ценности здоровья и физической культуры были признаны такими же важными как ценности интеллектуальные, психологические и моральные.

В этих условиях существенно повышается статус физической культуры как учебной дисциплины и как важнейшего компонента целостного развития личности.

В материалах Всероссийской научно-практической конференции, проведенной в Санкт-Петербурге в 2000 году [30], представлена концепция непрерывного образования по физической культуре, разработанная совместными усилиями специалистов Министерства образования РФ, ученых и педагогов Военного института физической культуры, Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им. П.Ф. Лес-гафта. В его основу положен целый ряд законодательных и нормативных документов, включающий положения Конституции РФ, Законов РФ "Об образовании", "О высшем послевузовском профессиональном образовании", "Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте".

Главной идеей является непрерывное физическое образование на основе учета индивидуальных потребностей личности, различных социальных групп и общества в целом. В соответствии с новой образовательной парадигмой по физическому воспитанию должен быть осуществлен переход от утилитарного использования ценностей физической культуры к развитию и учету индивидуальных возможностей и способностей каждого человека.

Реализация этой концепции в области физической культуры опирается на основные принципы непрерывного образования, такие как гуманизация, демократизация, дифференциация и индивидуализация, деятельностный подход и целостность.

Социогуманитарная направленность физической культуры в образовательных учреждениях всех уровней провозглашена основным принципиальным положением Федерального Закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и в конкретизирующих его содержание законодательных [27], нормативных [26] и программных [29] документах, определяющих основную направленность, объем и содержание учебных занятий по физической культуре в высшей школе.

Это нашло свое отражение в содержании требований Государственного стандарта высшего профессионального образования, определяющих приоритеты личности в области физической культуры, которые нацеливают работу кафедр физического воспитания на "формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоро-

вья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности" [26, 11].

Являясь важнейшим компонентом целостного развития личности, физическая культура представляет обязательный раздел в гуманитарном компоненте современного высшего образования, нацеленный на развитие духовных и физических сил и способностей личности будущих специалистов.

Целью физического воспитания в соответствии с "Примерной учебной программой по физической культуре" для студентов вузов является формирование физической культуры личности [29].

Для достижения этой стратегической цели предусматривается "решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:

1) понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности;

2) знание научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

3) формирование мотивационно-ценно-стного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

4) овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;

5) обеспечение общей и профессиональ-но-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;

6) приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей" [29, И].

Как видно из содержания этих задач, они определяют направленность физического воспитания на формирование отдельных компонентов физической культуры личности.

Содержание физического воспитания студентов отражено в учебной программе по физической культуре и включает наряду с обязательным компонентом, обеспечивающим формирование физической культуры личности, и вариативный, дополняющий обязательный и учитывающий индивидуаль-

ность человека, его способности, мотивы, интересы, потребности.

Учебный материал программы подразделяется на три относительно самостоятельных раздела: теоретический, практический и контрольный.

Усвоение первого раздела обеспечивает вооруженность студентов "системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры личности и общества, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, самосовершенствования, организации здорового стиля жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности" [29, 12].

Учебный материал практического раздела направлен на повышение уровня функциональных и двигательных способностей, на формирование необходимых качеств и свойств личности, на овладение методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности, на приобретение в ней личного опыта, обеспечивающего возможность самостоятельно, целенаправленно и творчески использовать средства физической культуры и спорта.

Контрольный раздел содержит нормативные требования к теоретической и практической подготовленности студентов в области физической культуры.

Выделяемые государственным образовательным стандартом и учебным планом 408 часов на изучение студентами дисциплины "Физическая культура", как показывает практика, явно недостаточно для достижения цели физического воспитания, поэтому в учебной программе содержится материал и для самостоятельной работы.

Ныне действующая программа предоставляет большую свободу выбора в отношении содержания физического воспитания студентов, особенно в практическом разделе.

Это содержание включает в себя четыре возможных вида физкультурно-спортивной деятельности: неспециальное физическое образование, спорт, физическую рекреацию и двигательную реабилитацию [14, 15, 20]. Они отличаются друг от друга кругом решаемых задач, содержанием, средствами, методами, формами организации и видами занятий.

Неспециальное физическое образование представляет собой организованный и сознательно управляемый педагогический процесс, направленный на: 1) формирование у студентов системы теоретических и методи-

ческих знаний, позволяющих оперировать общими понятиями, закономерностями, принципами, фактами, правилами теории и практики физической культуры; 2) системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями на уровне двигательных умений и навыков;

3) вооружение умениями использовать теоретические и методические знания для управления самостоятельной физкультурно-спортивной деятельностью; 4) формирование ценностных ориентаций, интересов и потребностей, убеждений; 5) развитие разносторонних физических способностей человека; 6) общую физическую и профессионально- прикладную физическую подготовку студентов с учетом особенностей будущей трудовой деятельности.

Спорт представляет деятельность, направленную на повышение спортивного мастерства и достижение наивысших результатов в соревнованиях, раскрытие резервных возможностей и выявление предельных уровней организма человека в двигательной активности.

В системе физкультурно-спортивной деятельности студентов спорт является логическим ее завершением, потому что неспециальное физическое образование создает начальную базу для всестороннего развития физических качеств и двигательных навыков, формирует предпосылки для их безграничного развития, а спорт раскрывает эти возможности человека на предельных уровнях.

Выделяются два уровня развития спорта как вида физкультурно-спортивной деятельности студентов: начальной подготовки и углубленной специализации. Уровень начальной подготовки реализуется на теоретических, методико-практических и учебно-тренировочных занятиях со студентами в спортивных отделениях.

Уровень углубленной специализации предполагает наряду с этими видами занятий учебно-тренировочные занятия со студентами в спортивных секциях. На этом уровне происходит выявление наиболее, способных в спортивном отношении студентов и подготовка их в сборные команды факультета, вуза для. участия в соревнованиях различного ранга.

Физическая рекреация есть специально организованный и сознательно управляемый процесс занятий физическими упражнениями, направленный на активизацию, поддержание или восстановление физических и духовных сил, затраченных во время, како-

го-либо вида деятельности (труд, учеба, спорт и т.п.), профилактику утомления, развлечение и др. [15]. Она вызывает большой интерес у студентов, поскольку способствует рациональной и эмоционально привлекательной организации свободного времени, активному отдыху с применением различных видов физических упражнений, повышению работоспособности, росту творческой активности, сохранению и укреплению, здоровья. Но несмотря на важное значение физической рекреации, проблема ее внедрения в повседневную жизнь студентов все еще не решена. Для творческого ее использования в быту и отдыхе студентов необходимо создавать предпосылки, для преобразования процессов воспитания в самовоспитание, через формирование готовности к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности.

В настоящее время, идеи "гуманистической педагогики", которые ориентируют на выявление "уникальных" потенций человека, его самореализацию, получили широкое распространение и в теории физического воспитания.

В русле идей гуманизации все более усиливается тенденция рассмотрения феномена физической кулыуры с позиций философско-культурологического подхода. Особенность феномена физической культуры состоит, по словам В.К. Бальсевича, в том, что она является естественным мостиком, позволяющим соединить социальное и биологическое в развитии человека [4].

В.М. Выдрин с соавторами [15] считают, что в физической культуре личности воплощается единство материального и духовного: она, с одной стороны, нацелена и имеет своими результатами "социальное преобразование" своего тела, с другой, выступает как процесс и результат обогащения человека знаниями и способами этого преобразования. Поэтому сведение физической культуры личности только к чисто духовной деятельности или только к физическому, телесному развитию обедняет содержание данного понятия, создает неверное представление о его сущности.

Л.И. Лубышева [21] считает, что в цивилизованном обществе на передний план выдвигается "физическая культура личности". Автор говорит, что физическая культура личности — это забота человека о своем физическом состоянии, умение эффективно применять средства физического воспитания, "физкультурная ментальность" чело-

века, уровень знаний в области физической культуры, готовность оказать помощь другим людям в их оздоровлении и физическом совершенствовании.

Физическая культура в прямом соответствии с гуманистической парадигмой образования определяется В.К. Бальсевичем как деятельность индивида по позитивному са-мопреобразованию, в ходе которой решаются задачи телесного, психологического, интеллектуального и нравственного плана, и достигаются результаты этой деятельности в виде системы образуемых ею ценностей [5].

В содержании физической культуры как интегральной личностной характеристике человека принято выделять следующие элементы: 1) физическое здоровье; 2) высокий уровень физического развития; 3) оптимальный уровень развития физических качеств;

4) знания в области физической культуры и спорта; 5) потребности, мотивы и цели занятий физическими упражнениями; 6) освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность [38].

Качественно новая стадия осмысления сущности и содержания физической культуры связывается с её влиянием на духовную сферу человека как одного из действенных средств интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания [15]. В первую очередь, это связано с тем, что основной акцент в образовательно-воспитательном процессе смещается с локальных задач развития физических качеств, формирования двигательных умений и совершенствования спортивного мастерства к стратегической задаче формирования физкультурно-деятель-ной личности, подготовленной к творческому саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию и самосовершенствованию в области физической культуры.

Учебно-воспитательный процесс в современном вузе, направленный на развитие физической культуры, по словам М.Я. Виленского "... интегрирует знания трех важнейших универсальных измерений человеческого существования, связанных с духовно-позна-вательным освоением действительности, со способностью к ценностному (аксиологическому) отношению к миру, физической культуре и способностью к социально-деятель-ностному преобразованию себя” [10, 7].

В связи с этим чаще ставится вопрос не о "физическом", а о "физкультурном" воспитании человека. Если в слове "физическое" традиционно акцент ставится на двигатель-

ном, биологическом, то в термине "физкультурное" присутствует культура, то есть воспитание через культуру, посредством освоения ценностного потенциала физической культуры.

Основополагающим принципом физкультурного воспитания становится единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов в формировании физической культуры личности, обуславливающее тесную взаимосвязь и взаимозависимость в развитии духовной, чувственно-эмоциональ-ной, интеллектуальной и физической сфер человека [21].

Наряду с этим анализ и обобщение научно-методической литературы, отражающей состояние традиционной практики физического воспитания, показывает, что достигаемые ею реальные практические результаты далеки от заявленных в программно-нормативных документах цели и задач формирования физической культуры личности студентов.

Большинство ученых и специалистов отмечают, что реальный объем физкультурно-спортивной активности студентов не обеспечивает полноценного и гармоничного физического развития и укрепления здоровья [4, 6, 9]. Наблюдения показывают, что физкультурно-спортивная деятельность в режиме дня студентов составляет всего 18 % среднесуточных энергозатрат и 12 % от времени, которое затрачивается студентами в течение суток на общую двигательную активность, что явно недостаточно.

Лишь незначительная часть студентов (от 20 до 30 % по данным различных исследований) использует различные формы самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Закономерным следствием сложившейся ситуации является наблюдаемые педагогами и врачами факты отставания и несоответствия показателей физического развития, физической подготовленности и функциональных возможностей значительной части студентов с нормативными показателями рассматриваемого возраста.

В последние годы наблюдается тенденция ухудшения состояния здоровья студенческой молодежи [11]. На сегодняшний день у 85,0 % абитуриентов высших учебных заведений наблюдаются те или иные отклонения в состоянии здоровья. По итогам углубленных медицинских осмотров около одной трети студентов вузов относятся к специальным медицинским группам, и чис-

ло их ежегодно увеличивается [3, 32, 33], К окончанию высших учебных заведений остается менее 5 % относительно здоровой молодежи. Между тем, занятия физическими упражнениями — единственный способ сгладить последствия малоподвижного образа жизни, улучшить состояние физического и психического здоровья, повысить умственную работоспособность, усилить проявления творческой и социальной активности.

В диссертационном исследовании А.М. Воронова [13] выявлено, что: физическая культура у большинства студентов не ассоциируется с понятием общей и профессиональной культуры специалиста - педагога, не входит в спектр высоко значимых позитивных ценностей; в спортивных мероприятиях они предпочитают занимать пассивную позицию зрителя, болельщика, нежели роль активного участника или организатора; мотивами участия в этих мероприятиях являются не основные ценностно-содержательные ориентиры, а возможность автоматического получения зачета, требование преподавателей. возможность не ходить на обязательные занятия; 68 % студентов не занимаются каким-либо видом спорта в свободное время, только 38 % делают изредка утреннюю зарядку, остальные — не делают ее вовсе. Наряду с этим 84 % студентов отмечают, что занятия по физической культуре им нужны.

По данным Л.Б. Андрющенко [2], ведущим у 40,7 % студентов выступает мотив долженствования (обязательность посещения занятий по физическому воспитанию). В исследовании В.К. Тихоновой [39] на вопрос о причинах занятий физической культурой по рангу значимости первые три места ответов распределились следующим образом: укрепление здоровья, получение "зачета", освоение вида спорта.

Учеными и педагогами в качестве одной из существенных причин слабой активности студентов в занятиях физической культурой и спортом указывается низкий уровень готовности, недостаточный для самостоятельной организации и управления физкультурно-спортивной деятельностью [1,

2, 13]. В частности, в диссертационном исследовании В.К. Тихоновой установлено, чго студенты имеют низкий уровень знаний в области теории физической культуры, практически не владеют навыками самооценки физического развития, физической подготовленности и функциональных возможностей своего организма, не знают форм и ме-

тодов физического самовоспитания, необходимых для этого средств физической культуры.

У большинства студентов наблюдаются низкое качество усвоения техники выполнения физических упражнений, низкий уровень развития умений и навыков самоконтроля физического состояния по специальным тестам, нормативам и стандартам, владения способами и приемами организации физического самовоспитания [1].

В.К. Бальсевич [5] утверждает, что решение проблемы формирования физической культуры личности невозможно в рамках традиционной системы физического воспитания, поскольку одним из ее основных противоречий является несоответствие имеющихся форм и содержания новым представ-ленияхМ о личностно-приемлемых методах и организации процесса освоения ценностей физической культуры. В ней не учитываются основные требования современной социально-психологической парадигмы отношения к ученику' как к свободной личности, имеющей право свободного выбора вида занятий физическими упражнениями, их формы, индивидуально приемлемого результата в соответствии с индивидуальными задатками, способностями, личностными установками, потребностями, притязаниями и интересами, уровнем физического развития и подготовленности.

Специфика образовательной области "физическая культура" заключается в том, что она выступает не только как учебная дисциплина, но и как важнейший компонент целостного развития духовных и физических сил и способностей личности. Г.Л. Драндров [40] подчеркивает, что достижение конечной цели ее изучения в вузе — формирование физической культуры личности, может быть обеспечено через занятия различными видами физических упражнений, качественно различающихся по своему содержанию. Другими словами, достижение цели преподавания предмета "физическая культура" принципиально возможно, в отличие от других учебных дисциплин, при существенных различиях в его содержательном и процессуальном обеспечении. Поэтому при управлении образовательным процессом в области физической культуры студентов следует ориентироваться на концептуальные идеи синергетического подхода.

Образовательный процесс, в том числе и в предметной области "Физическая культура", функционирует и развивается только

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в условиях информативного взаимодействия с внешней по отношению к ним средой. Существенной особенностью открытых систем, к числу которых относятся и педагогические системы, является их эквифинальность: они тяготеют к нарастанию усложнённости и дифференциации, специализации элементов. Благодаря этому они способны не только противодействовать распаду, развалу, энтропии, хаосу, но и достигать желаемых результатов различными способами.

В.П. Шалаев [32] пишет:"...Синергетика прежде всего отмечает нетерпимость сложноорганизованных систем к навязыванию им путей их собственного развития, ставя вопрос о необходимости учиться способствовать движению этих систем по путям им естественно свойственным.

К примеру, Л.Н. Куликова [41] утверждает, что в обновившихся условиях функционирования современного общества управленческое воздействие в педагогических системах должно основываться на принципе "люфта", предполагающим создание определенного пространства для их самоорганизации. Образовательный процесс, как функционирующая педагогическая система, может "выжить" лишь благодаря свойству адаптации. Это свойство проявляется в адекватном реагировании на возмущающие воздействия, создающем тем самым благоприятные условия для развития системы. Существует конечная цель, однако пути ее достижения не могут быть жестко определены и заранее запрограммированы. Поэтому с позиций синергетического подхода управление педагогическими системами должно быть направлено преимущественно на создание системы условий (ситуаций), необходимых для проявления и развития личностного потенциала обучаемых, для обеспечения образованности каждого ученика на уровне стандарта.

Взаимодействие системы с внешней средой может привести к другому проявлению нестабильности, хорошо известному в теории управления как неустойчивость, что при значительном отклонении параметров системы, потребует воздействия противоположного по направлению первому. Такое колебательное движение является недопустимым для сохранения системы. Следовательно, педагогическая система должна обладать еще одним свойством - стабильностью. Стабильность достигается выбором некоторых переменных, которые должны находиться в определенных пределах.

В свете синергетического знания стано-

вятся возможными новые подходы к управлению личностно-ориентированным физическим воспитанием студентов как самоуправляемой, сложноорганизованной и само-развивающейся педагогической системы.

В последние годы выполнен ряд работ, посвященных разным аспектам проектирования личностно-ориентированного образовательного процесса по предмету "физическая культура". В них показана педагогическая эффективность индивидуализации и дифференциации процесса физического воспитания в зависимости от склонностей и способностей студентов, субъектного опыта в физкультурно-спортивной деятельности через предоставление им права на свободу выбора вида физических упражнений или вида спорта, включение студентов в те виды физкультурно-спортивной деятельности, которые отражают их интересы, возможности и желания, формируют положительные эмоции и, в конечном счете, эмоционально-ценностное отношение к этой деятельности.

При этом под дифференциацией понимается организация физического воспитания с учетом индивидуального своеобразия физических. качеств и физкультурно-спортивных потребностей студентов. Внешняя дифференциация по физкультурно-спортивным интересам позволяет определить группы специализаций по видам спорта. Внутренняя дифференциация осуществляется по индивидуальным направлениям физического самосовершенствования студентов, позволяет выделить группы студентов согласно уровню физических способностей.

В работе Л.Б. Андрющенко [2] установлено, что подавляющая часть (81,1 %) студентов предпочитает заниматься по учебным программам спортивной направленности. В.К. Тихонова [39] также полагает, что созданию мотивационно-ценностной и благоприятной психологической обстановки в процессе занятий может содействовать организация занятий по спортивным специализациям.

Таким образом, новое педагогическое мышление, характерное для современного общества, предполагает создание необходимых и достаточных условий для максимального развития каждой личности через реализацию личностно-ориентированного подхода в образовании.

Учеными и специалистами в области физической культуры разработана новая концепция, предполагающая непрерывное физическое образование на основе учета индивидуальных потребностей личности,

различных социальных групп и общества в целом, переход от утилитарного использования ценностей физической культуры к развитию и учету индивидуальных возможностей и способностей каждого человека.

В соответствии с гуманистической тенденцией развития системы образования, а также с учетом того, что "Физическая культура" как учебная дисциплина рассматривается и как один из ведущих компонентов формирования культуры личности, стратегической целью физического воспитания студентов провозглашается формирование личностной физической культуры как интегральной характеристики активного субъекта физкультурно-спортивной деятельности, направленной на физическое самосовершенствование.

Анализ учебной программы позволяет заключить, что усвоение представленного в ней содержания обучения является достаточным для достижения цели и решения задач физического воспитания студентов.

В педагогике всё более актуальным и научно разрабатываемым направлением становится рассмотрение педагогического процесса, в том числе и физического воспитания, с позиций управления. С учетом его сложности и динамичности управление педагогическими системами строится на идеях синергетики, предполагающими возможность достижения цели и задач их функционирования через создание определенной свободы в выборе образовательной траектории для каждого учащегося. В системе управления образовательным процессом учащиеся как объекты управляющих воздействий, в соответствии с личностно-ориентированным подходом, занимают одновременно и активную позицию субъекта деятельности.

С точки зрения синергетики при организации физического воспитания студентов не следует полностью программировать его содержательные и процессуальные характеристики, а учитывать его основные тенденции и создавать необходимые объективные и субъективные условия для его эффективной реализации.

Результаты экспериментальных исследований, направленных на практическую апробацию истинности идей "гуманистической педагогики" говорят о том, что учет ценностных ориентаций студентов в сфере физической культуры позволяет создать оптимальные условия для актуализации, стимуляции и самодвижения студентов к общекультурному, профессиональному и физическому развитию.

Наряду с этим, результаты исследования традиционной практики физического воспитания свидетельствуют о низком уровне развития основных компонентов физической культуры личности. Студенты осознают и понимают личностную и социальную значимость занятий физическими упражнениями, но это не отражается в их поведении: большая часть из них не занимается физической культурой самостоятельно, что косвенно свидетельствует о недостаточно развитом интересе к данному виду деятельности. Факторами, препятствующими включению в систематические занятия физическими упражнениями, является слабая вооруженность студентов знаниями, умениями и навыками организации физкультурно-спортивной деятельности. Ограниченный объем двигательной активности в форме физических упражнений выступает, в свою очередь, основной причиной низкого уровня развития физических качеств и функциональных возможностей организма большинства студентов.

Во многом это связано с тем, что используемые в настоящее время формы организации учебной деятельности студентов не способны содержательно и технологически обеспечить реализацию личностно-ориенти-рованного подхода. Физическое воспитание осуществляется одновременно и одинаково для всех студентов без учета, с одной стороны, существующих между ними различий в отклонениях в состоянии здоровья, уровня функциональных возможностей организма., физического развития и физической подготовленности, с другой, склонностей и интересов к определенным видам физических упражнений.

Известно, что содержание образования включает не только содержание учебного материала, но и в известной мере характер учебной деятельности, технологию, средства, методы и формы обучения, поскольку эффективность обучения во многом зависит не только от того, что изучается, но и от того, как изучается.

В настоящее время сложилась такая ситуация, когда решение правильно определенных целей, задач и усвоение адекватного им содержания физического воспитания характеризуется низкой практической эффективностью, что связывается с недостатками в их процессуальном обеспечении. Это проявляется в нерациональном выборе средств, методов и форм обучения, видов занятий. Поэтому, эффективная реализация личностно-ориентированного подхода

в физическом воспитании студентов предполагает внесение соответствующих научнообоснованных изменений в содержательное и процессуальное обеспечение, в том числе, разработку теоретического и технологического аспекта обучения студентов двигательным умениям и навыкам, составляющим содержание избранного ими вида спорта, определения педагогических условий их успешного усвоения и совершенствования.

Использованная литература:

1. Алябьева Н.В. Самовоспитание студентов педагогических вузов средствами физической культуры: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Н.В. Алябьева. - М., 1986.- 185 с.

2. Андрющенко Л.Б. Спортивно-ориентированная технология обучения студентов предмету "Физическая культура" / Л.Б. Андрющенко /Де-ория и практика физической культуры. - 2002. -№ 2. - С. 47-54.

3. Антонова А.Н. Анализ состояния здоровья студентов первых курсов Якутского государственного университета / А.Н. Антонова // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: VI Межуниверситетская научно-методическая конференция. - М.: Изд-во МГУ, 2000. -часть 2. - С. 156-157.

4. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 208 с.

5. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) / В.К. Бальсевич //Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 1. С. 22-26.

6. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева //Теория и практика физической культуры,- 1995. - № 4. - С. 2-6.

7. Брехман И.И. Валеолошя - наука о здоровье : 2-е изд., доп. перераб. / И.И. Брехман.

- М. : Физкультура и спорт, 1990. - 208 с.

8. Быховская И. М. "Человек телесный" в социокультурном пространстве и времени (очерки социальной и культурной антропологии) / И.М. Быховская. - М.: Физкультура, образование и наука, 1997. - 209 с.

9. Вайник Г.А. Дифференцированный подход в физическом воспитании студентов на основе контроля их психофизического состояния (на примере групп ОФП): дис ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Г.А. Вайник. - СПб., 1995. - 171 с.

10. Виленский М.Я. Физическая культура в гуманитарном общеобразовательном пространстве вуза / М.Я. Виленский // Физическая культура:

воспитание, образование, тренировка. - 1996. -№1. - С. 27-32.

11. Виленский М.Я. Влияние дифференцированных двигательных режимов учебных занятий по физическому воспитанию на умственную и физическую работоспособность студентов / М.Я. Виленский, В.П. Русанов // Физическая культура в научной организации труда студентов педагогического института. - М., 1981. - С. 8-14.

12. Властовский В. Г. Акселерация роста и развития детей: эпохальная и внутригрупповая / В. Г. Властовский. - М. : Изд-во МГУ, 1976. - 279 с.

13. Воронов А.М. Педагогические условия формирования физической культуры будущего учителя в процессе его профессиональной подготовки в вузе: дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / А.М. Воронов. - Петрозаводск, 1996. - 163 с.

14. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. - М.: Изц-во АПН РСФСР, 1956. - 520 с.

15. Выдрин В.М. Физическая культура студентов вузов: учебное пособие / В.М. Выдрин, Б.К. Зыков, A.B. Лотоненко. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991. - 128 с.

16. Закон Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" //Бюллетень Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию.

- 1996. - № 10. - С. 1-59.

17. Закон Российской Федерации "Об образовании" //Бюллетень Государственною комитета РФ по высшему образованию. - М., 1996. - № 2.

18. Котова И.Б. Становление и развитие гуманистической педагогики / И.Б. Котова, Б.Н. Шиянов. - Ростов-на-Дону: Ростовский педуни-верситет, 1997. - 144 с.

19. Лубышева Л.И. Десять лекций по социологии физической культуры и спорта / Л.И. Лубышева. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 151 с.

20. Лотоненко А.В. Педагогическая система формирования у студенческой молодежи потребностей в физической культуре : автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.04 / A.B. Лотоненко. - Краснодар, 1998. - 40 с.

21. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и его освоение обществом и личностью / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1997.- № 6. - С.10-15.

22. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин. -М.: Педагогика, 1972. - 208 с.

23. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал / Л.М. Митина. - М. : 1994. - 92 с.

24. Махмутов, М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории / М. И. Махмутов. -М.: Педагогика, 1975. - 337 с.

25. Пономарёв Н.А. Теоретические проблемы физической культуры в свете материалов XXVII

съезда КПСС / Н.А. Панамарев // Теория и практика физической культуры. - 1986. - № 6. - С. 5-6.

26. Приказ Министерства образования Российской Федерации "Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования от 02.03. 2000 г., № 686.

27. Распоряжение Правительства Российской Федерации "Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года” от 29 октября 2002г. № 1507-р., г. Москва //Газета "Среда" № 212. -2002. - 6 ноября.

28. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии / В.В. Сериков. - Волгоград, 1994. - 164 с.

29. Физическая культура /Примерные программы общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин высших учебных заведений. - М.: Логос, 2001. - С. 45-62.

30. Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Санкт-Петербург, 2000. - 306 с.

31. Царик А.В. Региональная стратегия и политика в области физической культуры: научные и практические основы формирования / АВ. Царик // Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта: Научные труды 1997 года. /Под ред. С.Д. Невер-ковича. - М. : ВНИИФК, 1998.

32. Шалаев В.П. Синергетика человека, общества, природы: управленческий аспект: учебное пособие / В.П. Шалаев. - Йошкар-Ола: Марийский госуд.техн.ун-т, 2000. - 134 с.

33. Шарипов К.Ч. Опыт организации заня-

тий в группах специального медицинского отделения / К.Ч. Шарипов, А.Ф. Скоморохин // Материалы юбилейной научно-практической конференции, посвященной 60-летию факультета физической культуры в УГТУ-УПИ. - Екатеринбург: УГТУ, 1995. - С. 41-43.

34. Шиянов Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя: Учебное пособие / Е.Н. Шиянов. - Москва-Ставро-полъ: МГПИ им. В.И. Ленина, Сгавроп. гос. пед. ин-т, 1991. - 180 с.

35. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 1996. - 96 с,

36. Armstrong N. New Directions in Physical Education / N. Armstrong // Human Kinetiks Publ.

- 1990. - Vol. 1.-176 p.

37. Armstrong, N. New Directions in Physical Education / N. Armstrong // Human Kinetiks Publ.

- 1992. - Vol. 2. - 280 p.

38. Физическая культура студента : учебник / Под ред. В.И. Ильинича. - М.: Гардарики, 1999.

- 448 с.

39. Тихонова В.К. Формирование готовности студентов вуза к физическому самовоспитанию: дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / В.К. Тихонова. - М., 2000. - 165 с.

40. Драндров Г.Л. Проект образовательного стандарта по предмету "Физическая культура" для общеобразовательных школ / Г.Л. Драндров, В.К. Бальсевич, В.В. Кожанов, А.И. Пьянзин. - Чебоксары, 2005. - 36 с.

41. Куликова Л.Н. Гуманизация образования и саморазвитие личности / Л.Н. Куликова. - Хабаровск: Изд-во ХГГГУ, 2001. - 333 с.

СИМЗЯЕВА Елена Николаевна, кандидат биологических наук, доцент, зав. кафедрой физкультуры и спорта Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации.

ЧАПУРИН Михаил Николаевич, доцент кафедры физкультуры и спорта Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.