26. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивыыетехнологии обучения / В. П. Беспалько. - М.: Изд-во ин-та проф. обр-ния, 1998. - 256 с.
27. Головченко, О. П. Актуализация вузовского физического воспитания : монография / О. П. Головченко. — Омск: СибАДИ, 2008. - 156 с.
28. Бальсевич В. К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе/В. К. Бальсевич — М.: Теория и практика физической культуры и спорга, 2006. — 112 с.
29. Повышение образованности студентов по здоровому образу жизни и оздоровительной физической культуре / В. В.
Трунин [и др.) // Физическая культура как вид культуры : меж-вуз. сб. научн.тр. / ВГПУ. — Воронеж, 2003. — С. 66 —71.
ГОЛОВЧЕНКО Олег Петрович, кандидат технических наук, профессор) кафедры физического воспитания.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.07.2009 г.
© О. П. Головченко
УДК 377 + 796.015.132 С В УГРЮМОВ
С. Е. БЕБИНОВ
Омский колледж профессиональных технологий
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,
г. Омск
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕХНИКОВ АВТОТРАНСПОРТА____________________________________________
В статье представлены результаты изучения динамики профессионально значимых физических качеств студентов-техников автотранспорта при целенаправленном стимулирующем воздействии. Показана эффективность использования предложенного подхода к физическому воспитанию студентов колледжа, что целесообразно использовать в организации учебного процесса среднеспециальных учебных заведений региона.
Ключевые слова: физкультурное образование, лонгитюдное исследование, профессионально важные физические качества, динамика физической подготовленности, темп прироста.
Социальные и культурные особенности современности остро ставят проблему совершенствования профессиональной деятельности человека как интегральной многоуровневой структуры. Становление профессионала невозможно без получения специальных знаний, их практической реализации и поддержания оптимального уровня физической работоспособности человека.
Профессиональная успешность человека зависит от ряда природных данных, особенностей мотивации, полноты и адекватности специальных знаний и умений [ 1 ]. Г.Б. Горская [2] отмечает, что гармонизация человека и успешность профессиональной самореализации преломляются через призму физического воспитания и спортивного образа жизни. Такой подход позволяет освоить не только операциональную сторону деятельности, но и войти в характерную предметную и социальную среду. Важность двигательной активности в подготовке специалистов отмечают В.К. Бальсевич и В.В. Бойко. Они видят роль спортивной науки в осмыслении физической культуры как особого явления человеческой культуры в целом, фактора регуляции деятельности человека [3,4].
Проблема формирования личности специалиста, гармонично развитой и физически подготовленной к интенсивной профессиональной деятельности в различных отраслях народного хозяйства, весьма актуальна. Современная производственная сфера предъявляет повышенные требования к физической и психофизиологической подготовленности специалистов со средним и высшим профессиональным образованием. Особенно это значимо в профессиях с проявлением экстремальных ситуаций, к которым относится специальность техника автотранспорта.
В этой связи возникает необходимость совершенствования содержания образования в специальных учебных заведениях по отдельным дисциплинам, в частности, по физической культуре [5, б, 7]. Последняя выполняет роль неспециального предмета (кроме физкультурных учебных заведений), одной из важных задач которого является формирование готовности к успешному выполнению профессиональ- | ных обязанностей. Физкультурное образование рассматривается как фактор воспитания человека, в д процессе которого формируется физическая культура личности [8, 9, 10, 11]. Об этом уровне можно судить по степени владения двигательными навыка-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК N* 2 (84) 2010
ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (86) 2010
ми, по развитию психофизиологических качеств, состоянию здоровья, способности выполнять свои профессиональные обязанности.
В процессе физической подготовки будущих специалистов у студентов формируются знания, умения, навыки, профессионально важные качества, которые в дальнейшей самостоятельной работе будут определять успешность всей сферы их профессиональной деятельности. Имеющиеся в литературе данные дают основание отметить, что резервы улучшения подготовки специалистов необходимо искать в педагогическом процессе, в совершенствовании технологий, позволяющих повысить физическую и специальную работоспособность будущих профессионалов, учитывая их личностные особенности [12, 13, 14]. При этом профилированное физическое воспитание понимается как специализированный педагогический процесс с преимущественным использованием средств, форм, методов физического воспитания, обеспечивающих развитие необходимых знаний, специальных умений, двигательных качеств. Физическое воспитание направлено на поддержание оптимального уровня физической подготовленности на всех этапах обучения в среднеспециальном учебном заведении.
Совершенствование двигательных качеств студентов среднеспециальных учебных заведений должно осуществляться с учетом возрастных особенностей развития. В.К. Бальсевич [15] подчеркивает, что подросткам 13 — 14 лет большее внимание следует уделять упражнениям скоростно-силового характера, а с 15 лет направленно развивать выносливость и силу. В 15 — 17 лет для возрастного развития характерно достижение самых высоких темпов развития физического потенциала в целом. В 17 — 19 лет наступает наиболее благоприятный период для развития физических возможностей, совершенствования движений. В этот возрастной период важно объединение всех достижений в развитии физического потенциала, накопленных в предыдущие годы, в координации движений.
По данным Л.В. Волкова [16], в возрасте 14 — 15 лет наблюдается предрасположенность к большим тренировочным нагрузкам в связи со значительным количеством взаимосвязанных показателей соматической системы юношей. В 16 — 17 лет число корреляционных связей увеличивается, в 17 лет происходит упорядоченность структуры, завершается индивидуальное половое созревание юношей.
Таким образом, возраст юношей 14 — 17 лет характеризуется значительными предпосылками физического развития, двигательной и психофункциональной подготовленности, которые при специальном направленном физкультурном образовании и физической подготовке позволяют подготовить их к освоению профессии.
Учитывая важность физического развития молодых техников автотранспорта, нами было проведено исследование, задачей которого было выявить динамику формирования профессионально значимых физических качеств студентов при целенаправленном стимульном воздействии.
Организация исследования. Исследование проходило в период с сентября 2004 года по июнь 2008 года. Основываясь на анализе научно-методической литературы, полученных нами данных опроса специалистов — техников автотранспорта, мы тестировали профессионально важные физические качества [17]. К ним отнесли: быстроту, скоростносиловую подготовленность, силу, общую и силовую
выносливость, координационные способности, а также время зрительно-моторной реакции студентов, входившей в комплекс проявления координации. Результаты проведенного исследования позволили разработать вариативную часть экспериментальной программы физической подготовки студентов колледжа.
Для оценки динамики развития физических качеств было проведено лонгитюдное исследование. Оно осуществлялось на базе ГОУ СПО «Колледж профессиональных технологий». В эксперименте приняли участие студенты, проходившие обучение по специальности «Техник автотранспорта».
Было сформировано две группы: контрольная и экспериментальная. Динамика физической подготовленности оценивалась на протяжении четырехлетнего периода обучения испытуемых в колледже. Педагогический эксперимент проводился в рамках учебных занятий по физической культуре, предусмотренных учебным планом. Программа обучения экспериментальной группы содержала вариативный компонент, включавший дополнительные средства физической культуры, направленные на развитие профессионально важных двигательных качеств.
Студенты контрольной группы обучались по программе подготовки, рекомендованной для среднеспециальных учебных заведений.
На протяжении исследования, в начале и конце каждого курса обучения, участники эксперимента проходили тестирования, позволившие определить уровень физической подготовленности.
Исследование позволило дать оценку динамике физической подготовленности студентов колледжа.
Результаты исследования и их обсуждение. Педагогический эксперимент позволил в значительной степени изменить динамику физической подготовленности студентов колледжа.
На первом и втором годах обучения наблюдалась направленность на преобладание динамики быстроты у студентов контрольной группы. В последующем прирост показателя в экспериментальной группе был достоверно выше. На третьем году обучения экспериментальной группы прирост составил 4,71%, а в контрольной — 1,25% (р<0,01). Лица, входившие в состав экспериментальной группы четвертого курса, имели прирост быстроты 5,20%, в то время как студенты контрольной группы имели отрицательную динамику показателя (-0,99%) (р<0,01) (таблица).
Динамика скоростно-силовой подготовленности на первом курсе была выше у лиц, входящих в состав экспериментальной группы (3,04%). Студенты, входившие в состав контрольной группы, имели прирост
1,72% (р<0,01). У второкурсников, занимавшихся по предложенной нами программе, наблюдался наибольший прирост скоростно-силовых качеств (5,01%), в то время как у студентов контрольной группы прирост показателя был 1,17% (р<0,01).
На третьем и четвертом курсах прирост скоростно-силовой подготовленности составил в экспериментальной группе 2,92 и 4,00%, а у лиц, проходивших подготовку по программе колледжа, 1,92 и 1,82% соответственно.
В первый год обучения прирост силовой выносливости в наблюдаемых группах был выражен в равной степени (см. таблицу). На втором курсе было выявлено преимущество студентов экспериментальной группы (12,46%). У контрольной группы прирост составил 8,23%. У студентов, обучавшихся по экспериментальной программе, на третьем курсе прирост силовой выносливости составил 18,86%. Контрольная
группа имела прирост 9,43% (р<0,01). На четвертом курсе динамика показателя как в экспериментальной, так и в контрольной группах снизилась — соответственно 12,65 и 6,06% (р<0,01).
Прирост силы на первом курсе у лиц, входивших в состав экспериментальной группы, составил 16,59%, в контрольной группе — 11,19%. Студенты, обучающиеся по специальной методике, на втором курсе имели прирост 13,74%, а контрольной группы — 5,81% (р<0,01). На третьем году обучения показатель силы соответственно вырос на 19,53 и 11,26% (р<0,05).
Динамика выносливости на втором курсе в экспериментальной группе составила 5,27%, а в контрольной группе — 0,65% (р<0,01). На третьем курсе эта динамика соответственно составляла 7,94 и 3,30% (р<0,05).
Показатель времени зрительно-моторной реакции в экспериментальной группе вырос на 21,76% (р<0,05), в контрольной — на 1,97%. На последующих курсах динамика показателя в экспериментальной группе была выше. У третьекурсников прирост был 18,24%, на четвертом курсе — 53,82%. Лица, входившие в состав контрольной группы, имели прирост 12,86 и 26,16% (р<0,01).
Результаты педагогического наблюдения позволили судить о динамике физической подготовленности студентов. Исследование показало, что по большинству физических качеств преимущество в развитии имели лица, входившие в состав экспериментальной группы.
Увеличение прироста быстроты наблюдалось на первом и втором курсах у студентов контрольных групп, а затем прослеживался спад подготовленности. В экспериментальной группе это качество имело стабильный положительный рост на третьем и четвертом курсах. По данным, полученным В.К. Бальсе-вичем [3, 18] и рядом авторов [19, 20], период ускоренного развития быстроты приходится на более ранний возраст. В то же время максимального уровня это качество достигает к 18 — 19 годам. Предложенный нами подход к обучению студентов позволил совершенствовать скоростные способности у студентов 17 — 18 лет.
Длина прыжка в длину, характеризующая скоростно-силовую подготовленность студентов, изменялась неравномерно. Присутствовало достоверное преобладание динамики подготовленности экспериментальной группы на первом и втором курсах. Эти результаты соответствуют наблюдениям других исследователей. И.В. Азарова и И.Т. Лысаковский [21] отмечают, что динамика показателей прыгучести возрастает от 10 до 15 лет, но при этом носит колебательный характер. А.А. Гужаловский [22] утверждает, что ускоренное развитие скоростно силовых способностей приходится у юношей на возраст 14 — 15 лет. Эти возрастные периоды соответствуют обучению на начальных курсах колледжа.
Среди многообразия проявлений физического качества выносливости особый интерес заслуживает силовая выносливость [18]. Ее прирост на первом курсе имел направленность на преобладание результатов подготовленности студентов контрольной группы. Далее наблюдалось постепенное увеличение темпа прироста показателя в экспериментальной группе от первого курса к третьему, а на четвертом курсе — его снижение. Вероятно, это обуславливалось отсутствием на четвертом курсе занятий по физической культуре в программе подготовки студентов колледжа.
Динамика силы на протяжении обучения была различна. Присутствовало замедление темпа прироста на втором курсе и достижение максимального темпа к четвертому курсу. Преобладание динамики экспериментальной группы над контрольной было достоверным на втором и третьем годах подготовки.
В.К. Бальсевич [23] считает, что с 15 лет необходимо направленно развивать силу.
В экспериментальной группе происходило постепенное нарастание динамики общей выносливости от первого к третьему курсу. У лиц контрольной группы динамика выносливости была непостоянная. Наблюдалось снижение темпа прироста на втором и четвертом годах обучения.
Присутствовало замедление динамики времени зрительно-моторной реакции в контрольной группе на втором курсе. В последующие годы обучения темп прироста увеличивался. В экспериментальной группе после прироста результата на втором курсе следовал незначительный спад динамики на третьем году подготовки в колледже. На четвертом курсе прирост времени зрительно-моторной реакции был наиболее высоким.
Полученные нами данные о темпе прироста физических качеств подтверждаются в работах других авторов.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют об эффективности предложенного нами подхода к совершенствованию физической подготовленности. Вариативная составляющая программы содействовала гармоничному развитию профессионально важных физических качеств и общей работоспособности студентов.
Библиографический список
1. Гуревич, К. М. Дифференциальная психология и психодиагностика: избранные труды / К. М. Гуревич. — СПб. : Питер, 2008. - 336 с.
2. Горская, Г. Б. Психологические факторы самореализации профессионалов высокого класса (на материале спортивной деятельности) : дис. ...д-ра психол. наук / Г. Б. Горская. — Краснодар, 1999. — 328 с.
3. Бальсевич, В. К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме физкультурного знания) / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. — 1991. — № 7. — С. 37 — 41.
4. Бойко, В. В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека / В. В. Бойко. — М., 1987. — 144 с.
5. Бондаревский, Е. Я. Методологические и метрологические аспекты изучения региональных и популяционных особенностей физической подготовленности молодежи / Е. Я. Бондаревский, Ш. Х. Ханкельдиев // Теория и практика физической культуры. — 1984. — № 7. — С. 32 — 38.
6. Быховская, И. М. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) / И. М. Быховская, В. Н. Столяров, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. — 1998. — № 5. — С25 — 29.
7. Железняк, Ю. Д. Педагогические принципы формирования программ по физической культуре учащейся молодежи / Ю. Д. Железняк // Теория и практика физической культуры. — 1989. — № 8. — С. 24 — 26.
8. Бабушкин, Г. Д. Формирование профессионального интереса к деятельности тренера : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Г. Д. Бабушкин. — СПб., 1994. — 52 с.
9. Матвеев, Л. П. Прикладность физической культуры: понятийные основы и их конкретизация в современных условиях / Л. П. Матвеев, В. В. Полянский // Теория и практика физической культуры. — 1996. — № 7. — С. 43 — 44.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010 ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010
10. Сулейманов, И. И. Производственная физическая культура : учеб. пособие / И. И. Сулейманов. — Омск : ОГИФК, 1989. - 30 с.
11. Тихонова, И. В. Организационно-методические особенности подготовки кадров по специальности 0307 «Физическая культура» в условиях интеграции среднего и высшего профессионального образования : автореф. дис.... канд. пед. наук / И. В. Тихонова. — Краснодар, 2002. — 24 с.
12. Бойков, Е. П. Физическая подготовка студентов к условиям профессиональной деятельности инженера-электромеханика водного транспорта : автореф. дис. ...канд. пед. наук / Е. П. Бойков. — Омск, 2001. — 28 с.
13. Загорский, Б. И. Профессионально-прикладная физическая подготовка/Б. И. Загорский//Теория и методика физического воспитания. — М. : Физкультура и спорт, 1976. — Т. 2. — С. 71-78.
14. Ильинич, В. И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов: научно-методические и организационные основы / В. И. Ильинич. — М. : Высшая школа, 1978. - 144 с.
15. Бальсевич, В. К. Физическая культура для всех и каждого/ В. К. Бальсевич. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — 208 с.
16. Волков, Л. В. Система направленного развития физических способностей учащихся в разные возрастные периоды : автореф. дис.... д-ра пед. наук / Л. В. Волков. — М., 1986. — 40 с.
17. Угрюмов, С. В. Профессионально важные психофизические качества для управления автомобилем / С. В. Угрюмов //
Омский научный вестник. — 2006. — №9(47). — С. 305 —309.
18. Бальсевич, В. К. Физическая активность человека / В. К. Бальсевич. — Киев : Здоровья, 1987. — 223с.
19. Топчиян, В. С. Возрастные особенности развития скорости бега / В. С. Топчиян // Легкая атлетика. — 1995. — № 8. —
С. 31-32.
20. Филиппович, В. И. Развитие двигательной функции детей в процессе физического воспитания / В. И. Филиппович // Советская педагогика. — 1967. — №5. — С. 23 —30.
21. Азарова, И. В. Особенности планирования скоростносиловой подготовки детей младшего и среднего школьного возраста / И. В. Азарова, И. Т. Лысаковский // Современные аспекты планирования подготовки юных спортсменов:тез. VTI Всесо-юзн. науч.- практ. конф. — М., 1981. — С. 5-6.
УГРЮМОВ Сергей Викторович, директор Омского колледжа профессиональных технологий Адрес для переписки: e-mail: [email protected] БЕБИНОВ Сергей Евгеньевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.09.2009 г.
© С. В. Угрюмов, С. Е. Бебинов
уДК79‘ О. П. ГОЛОВЧЕНКО
Р. В. ЛИТВИНОВ
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,
г. Омск
ОЦЕНКА ЛОВКОСТИ ФУТБОЛИСТОВ
В статье рассмотрены необходимость оценки ловкости футболистов, требования к оценке этого качества и предложена новая методика комплексного тестирования.
Ключевые слова: футбол, ловкость, оценка.
Известно, что кроме старания и хорошей физической подготовки футболисту высокой квалификации необходима ловкость (1,2).
Ловкость — это сложное комплексное психофизическое качество, позволяющее игроку на поле мгновенно, без подготовки правильно выполнить необходимое в той или иной ситуации двигательное действие [1,3]. Ловкость футболиста проявляется в действиях с мячом и без мяча в постоянно меняющихся ситуациях. Передвижения, определяемые постоянно меняющейся ситуацией, ведение мяча, обводка противника, отбор и удары по мячу требуют от игрока кроме силы, быстроты, пластики движений и выносливости еще и ловкости. Более того, длительность и напряженность разнообразных по техническому обеспечению и климатическим условиям насыщенных единоборствами футбольных поединков, спортивного сезона, а также всей футбольной карьеры игрока существенно повышают требования к уровню развития ловкости, поскольку она по мере утомления резко снижается. Не случайно основоположник ки-
незиологии Н. А. Бернштейн в своей классификации уровней движений поставил ловкость на самое высокое место, оставив остальным физическим качествам только фоновые предпосылки для ее развития [ 1 ].
Специалисты футбола считают, что от умения владеть собственным двигательным аппаратом зависит быстрота и качество выполнения приемов, но при этом отмечают, что нередки случаи, когда футболист, ловко жонглирующий мячом всеми частями тела на тренировках, оказывается беспомощным в простых игровых ситуациях [2].
До сих пор считается, что это качество не имеет критерия для оценки. А учитывая то, что в основе ловкости находятся координационные способности, перенос ловкости от одних упражнений к другим и т.п. [2].
В практике футбола для оценки, развития и сохранения ловкости используются давно известные простые способы [2, 4, 5], практически не определяющие это качество как таковое, весьма относительно связывающие его с футболом и, кроме того, не