Научная статья на тему 'Совершенствование управления физической подготовленностью юных футболистов 11 15 лет, занимающихся в ДЮСШ'

Совершенствование управления физической подготовленностью юных футболистов 11 15 лет, занимающихся в ДЮСШ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
926
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ / ТЕСТЫ ОЦЕНИВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ / УПРАВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ / КОНТРОЛЬНО-ПЕРЕВОДНЫЕ НОРМАТИВЫ / PHYSICAL READINESS / CONTROL STANDARDS / ESTIMATION TESTS OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS PHYSICAL QUALITIES / MANAGEMENT OF PHYSICAL PREPAREDNESS / CONTROLTRANSFERABLE STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хвостов Сергей Фёдорович, Гречко Александр Сергеевич

В данной статье рассматриваются вопросы совершенствования контроля и управления физической подготовленностью юных футболистов 11 15 лет, занимающихся в ДЮСШ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хвостов Сергей Фёдорович, Гречко Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perfection of physical readiness of young football players at age of 11-15, engaged in Children and Youth Sports School

The questions of perfection of control and management of physical readiness in young football players at the age of 11 15 engaged in Children and Youth Sports School are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Совершенствование управления физической подготовленностью юных футболистов 11 15 лет, занимающихся в ДЮСШ»

9. Бокс: примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР / А. О. Акопян [и др.]. - 2-е изд. - М. : Советский спорт, 2007. — 72 с.

10. Головихин, Е. В. Кикбоксинг (семи-контакт). Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮСШОР / Е. В. Головихин. — Ульяновск, 2005. — 123 с.

11. Акопян, А. О. Рукопашный бой: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / А. О. Акопян, Д. И. Долганов, Г. А. Королёв. — М. : Советский спорт, 2009. — 116 с.

ИВАНОВ Денис Александрович, аспирант кафедры теории и методики борьбы и силовых видов спорта.

АЛЬЖАНОВ Ханат Худайбергенович, соискатель по кафедре теории и методики борьбы и силовых видов спорта.

Адрес для переписки: alhanow@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.11.2013 г.

© Д. А. Иванов, Х. Х. Альжанов

УДК 796.332:034-053.6 С. Ф. ХВОСТОВ

А. С. ГРЕЧКО

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 11-15 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ДЮСШ

В данной статье рассматриваются вопросы совершенстования контроля и управления физической подготовленностью юных футболистов 11 — 15 лет, занимающихся в ДЮСШ.

Ключевые слова: физическая подготовленность, контрольные нормативы, тесты оценивания физических качеств юных футболистов, управление физической подготовкой, контрольно-переводные нормативы.

Контроль за уровнем физической подготовленности юных футболистов играет большую роль в системе многолетней подготовки спортсменов. Недооценка контроля ведет к недостаткам в развитии физических качеств юных футболистов.

Так, явные просчеты имеются, особенно на начальных этапах обучения, в ряде спортивных школ и регионов страны в развитии у учащихся основных физических качеств [1].

Наличие проблемы и ее актуальность подтверждают исследования ряда авторов [2 — 8].

Встает вопрос о более глубоком научном обосновании контрольных нормативов учебной программы для спортивных школ. Последнее имеет важнейшее значение, поскольку именно такие нормативы являются наиболее объективными ориентирами для правильного построения учебно-тренировочного процесса с учащимися различных возрастов [1].

Исследуя программу контрольно-переводных нормативов в ДЮСШ по футболу (1986) [9], мы выявили ряд недостатков, затрудняющих процесс управления физической подготовленностью юных футболистов 11 — 15 лет.

Цель работы заключается в разработке современной методики контроля и совершенствовании процесса управления физической подготовленностью юных футболистов 11 — 15 лет, занимающихся в ДЮСШ.

Измерение двигательных возможностей футболистов и оценка их перспективности должны прово-

диться с помощью прогностически информативных тестов, то есть таких, результаты в которых отражают уровень развития ведущих для футбола качеств и способностей. Определение таких качеств проводилось в ходе экспертной оценки мнений ведущих специалистов футбола [10]:

— тактическое мышление (в более широком смысле — это способность быстро и точно решать задачи различной степени сложности);

— быстрота обучения различным приемам и действиям;

— умение точно выполнять относительно сложные двигательные задания;

— способность быстро перестраивать свои действия в связи с изменением ситуации;

— стартовая скорость;

— дистанционная скорость;

— прыгучесть;

— выносливость;

— силовые качества.

Исходя из экспертной оценки ведущих качеств футболистов разработана методика оценки общей физической подготовленности юных футболистов, обучающихся в ДЮСШ.

Она должна отвечать всем требованиям предъявляемым к отдельным тестам: обладать прогностической информативностью, быть надежной, иметь стандартизированную систему измерений, результаты должны иметь систему оценок. Для использования ее в массовых обследованиях юных футболи-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014

Средние значения подготовленности команд и уровень прироста этих качеств, темпы прироста

N. Тесты Команды\ч Бег 30 м с места, с Бег 50 м с места, с Челночный бег 3х10 м, с Челночный бег 7х50 м, с Прыжок в длину с места, см Тройной прыжок с места, см Выпрыгивание вверх (по Абала-кову), см Тест на ловкость (по Шпер-лингу) 6 мин бег, м

«СПАРТАК» (экспериментальная п=10 ч-к) 5,1 4,8 + 0,3 5,9 % Р<0,05 5 (N>5 0 Р 7,4 7,1 + 0,3 4 % Р<0,05 74,0 74,7 -0,7 -0,9 % Р>0,05 202 206 + 4 2 % Р<0,05 591 608 + 17 2,9 % Р<0,05 47 47 0 0 % Р>0,05 5 ,4 ,6 ,8 % ,0 О I СП°СП О 20 19 + 3,9 < Р 1468 1491 + 23 1,6 % Р>0,05

«КРАСНАЯ ЗВЕЗДА» (контрольная п=10 ч-к ) 4.9 4.9 0 0 % Р>0,05 5 30 СП|Ю ^ „-с ^ +£■ V Р 7,4 7,3 + 0,1 1,3 % Р>0,05 75,8 80,1 -4,3 -5,6 % Р>0,05 204 210 + 6 2,9 % Р<0,05 598 602 + 4 2 % Р>0,05 50 51 + 1 2 % Р>0,05 21,2 21,1 + 0,1 0,4 % Р>0,05 1428 1430 + 2 0,1 % Р>0,05

Примечание: — в числителе, результаты до эксперимента; в знаменателе, после эксперимента.

стов по ОФП, она должна быть доступной и простой в применении, использовать минимум аппаратурных методик.

Выбрана группа тестов, отвечающая всем требованиям оценки физических качеств юных футболистов. Она состоит из 12—15 тестов и рассчитана на проведение тестирования в течение двух дней. Методический подход отвечает требованиям тестирования. При хорошей организации на все тестирование затрачивается 45 — 60 минут .

1-й день

1. Бег 30 м с места (сек).

2. Челночный бег 3х10 м (сек).

3. Прыжок в длину с места (см).

4. Отжимание в упоре лежа (раз).

5. Разгибание и сгибание туловища сидя на земле, руки за головой.

6. 6 мин бег (м), 12 мин бег (м) (15—16 лет).

2-й день

1. Бег 50 метров с места (сек).

2. Тест на ловкость (сек).

3. Прыжок вверх по Абалакову (см).

4. Тройной прыжок с места (см), 5-кратный прыжок с места (15—16 лет).

5. Челночный бег 7х50 м (13—15 лет) (сек), бег 300 м (10—12 лет) (сек).

Для реализации цели данного исследования на заключительном этапе был проведен педагогический эксперимент, в котором участвовали две учебно-тренировочные группы ДЮСШ-14 по футболу г. Омска 4-го года обучения (13—14 лет).

В ходе эксперимента, с помощью разработанной методики оценки физической подготовленности юных футболистов 11 — 15 лет, определяли уровень физической подготовленности юных футболистов контрольной и экспериментальной группы 4-го года обучения (13—14 лет). На тот момент обе группы, как контрольная, так и экспериментальная, имели удовлетворительный уровень развития скоростных качеств и неудовлетворительный уровень развития скоростно-силовых качеств. Уровень развития прыгучести, оцениваемый по тесту Абалакова, в контрольной группе имел удовлетворительную оценку, а в экспериментальной — неудовлетворительную.

Необходимо отметить, что при определении биологического возраста обе группы имели неоднородный характер развития: экспериментальная

группа — 70 % ретарданты (отставание 1 — 2 года), 30 % соответствующих своему возрасту; контроль-

ная группа — 40 % акселератов, 20 % соответствовало своему возрасту, 40 % отставали в своем развитии.

В соответствии с концепцией теории юношеского спорта [11] и принципиальных установках, сформулированных [12], соразмерности развития основных физических качеств, определяющей увеличение скорости в период ее интенсивного прироста — в 12—13 лет у мальчиков, с учетом уровня биологической зрелости юных спортсменов, строилась программа управления физической подготовкой экспериментальной команды.

Частные задачи нашей программы соответствовали основным задачам по физической подготовке для учебно-тренировочных групп 3-го (12—13 лет) года обучения в соревновательном периоде, по программе ДЮСШ (1986) [9]:

а) развитие ловкости и гибкости, акробатические и гимнастические упражнения;

б) развитие скоростно-силовых качеств в упражнениях с отягощением, прыжковые упражнения;

в) развитие быстроты и ловкости в упражнениях с мячом.

Данная программа управления длилась четыре месяца (с июня по сентябрь) — 106 часов нагрузки; 80 часов учебно-тренировочный процесс, 12 контрольных игр на первенство города и одно контрольное тестирование, между первым и вторым кругом соревнований. Основная направленность — развитие скоростных и скоростно-силовых качеств и успешное выступление в соревнованиях (первенство города).

Контрольная группа занималась по стандартной поурочной программе ДЮСШ (1986) [9], в которой определены основные задачи по физической подготовке для учебно-тренировочных групп 4-го (13 — 14 лет) года обучения в соревновательном периоде:

а) развитие силы и ловкости в условиях гимнастического городка;

б) скоростно-силовая подготовка в упражнениях специфического и неспецифического характера;

в) совершенствование специальной выносливости в упражнениях с мячом.

В конце соревновательного периода (сентябрь — октябрь) было проведено контрольное испытание обеих групп по разработанной методике оценки физической подготовленности юных футболистов.

За прошедший период в экспериментальной команде «Спартак» произошли существенные изме-

нения по сравнению с контрольной группой, командой «Красная звезда» (табл. 1).

В экспериментальной группе «Спартак» существенно повысились скоростные качества юных футболистов. Уровень прироста, по тесту бег 30 метров с места составил 0,3 (сек) при (а = 0,05), тогда как в контрольной группе, команде «Красная звезда», результат статистически достоверно не изменился. У отдельных юных футболистов в экспериментальной группе результат повысился на 0,4 — 0,6 (сек). Такой прирост говорит о существенном положительном сдвиге в развитии скоростных качеств. По оценкам специалистов [7, 8, 10], скоростные качества являются ведущими в физической подготовке юных футболистов. Низкий уровень развития скоростных качеств негативно влияет на дальнейший рост мастерства.

По показателям, характеризующим дистанционную скорость (бег 50 метров с места), прирост был статистически достоверно почти одинаков; в экспериментальной группе «Спартак» он составил 0,2 (сек) (а = 0,05), а в контрольной группе «Красная звезда» — 0,3 (сек) (а = 0,05).

Специальные скоростные качества юных футболистов отражает тест — «челночный бег» 3х10 метров. В экспериментальной группе уровень специальных скоростных качеств достоверно повысился на 0,3 (сек) (а = 0,05), тогда как в контрольной группе изменения статистически не достоверны. В этом возрасте наблюдается высокая зависимость (р = 0,83) между тестами «челночный бег» 3х10 метров с тестом бег 30 метров с места.

Уровень скоростной выносливости характеризует тест «челночный бег» 7х50 метров. В экспериментальной группе этот показатель понизился на

0,7 (сек), а в контрольной группе — на 4,3 (сек), различия статистически не достоверны. Наблюдается высокая взаимосвязь теста бег 30 метров с места с тестом «челночный бег» 7х50 метров (р = 0,70). Понижение уровня скоростной выносливости естественный процесс, связанный с физиологической неспособностью организма юного футболиста противостоять накопившемуся утомлению в этом возрасте.

Уровень скоростно-силовой подготовленности характеризуют тесты: прыжок в длину с места, тройной прыжок с места и выпрыгивание вверх по Аба-лакову.

По показателю, отражающему скоростно-силовые качества спортсмена, прыжок в длину с места произошли достоверные изменения как в одной, так и в другой команде; в экспериментальной группе результат повысился на 4 (см), а в контрольной на 6 (см) при (а = 0,05). Такой уровень прироста объясняется естественными темпами прироста, характерными для этой возрастной группы.

Скоростно-силовые качества юных футболистов также характеризует тест — тройной прыжок с места. За прошедший период в экспериментальной группе произошли существенные статистически достоверные изменения. Результат в тройном прыжке повысился на 17 (см) (а=0,05), а в контрольной группе результат увеличился на 4 (см), но он статистически не достоверен.

В этом возрасте между показателями бег 30 метров с места и тройной прыжок с места наблюдается существенная взаимосвязь (р = 0,66). Прирост скоростных качеств существенно влияет на повышение скоростно-силовых качеств юных спортсменов, что наглядно отражает тест тройной прыжок с места,

где уровень прироста в экспериментальной группе в 4 раза выше, чем в контрольной группе.

Прыгучесть, как одно из качеств скоростно-силовой подготовки в обеих командах, не изменилась. Это показал тест выпрыгивания вверх по Абалакову. В обеих командах уровень развития этого качества остался на прежнем уровне, каким был до эксперимента. Статистически достоверных различий не было.

Тест на ловкость (по Шперлингу) имеет статистически достоверные различия в экспериментальной группе, прирост 0,8 (сек) при (а=0,05). В контрольной группе статистически достоверных различий не было, результата прироста не было. Тест на ловкость имеет стабильную взаимосвязь со всеми другими тестами: бег 50 (м) с места (р = 0,58), «челночный бег» 3х10 (м) (р = 0,52), «челночный бег» 7х50 (м) (р = 0,56), прыжки в длину с места (р= — 0,51), тройной прыжок с места (р= — 0,50). Естественно, с повышением этих сторон подготовленности повышается и качество ловкости.

Уровень общей выносливости характеризует тест — 6-минутный бег. В экспериментальной и контрольной группах этот тест не имел статистически достоверных различий. Прирост в экспериментальной группе составил 23 (м), а в контрольной всего

2 (м), но в экспериментальной группе при (а = 0,1) наблюдаются статистически достоверные различия. Это объясняется тем, что задачи на повышение качества общей выносливости не ставилось, оно повышалось под воздействием суммарного объема полученной нагрузки.

Анализ результатов нашего исследования позволил сделать следующие выводы:

1. Предложенная методика оценки физической подготовленности юных футболистов 11-15 лет позволяет шире и точнее оценить все физические качества юных спортсменов, она доступна и информативна, применима для массовых исследований юных футболистов.

2. При оценке уровня физической подготовленности юных футболистов необходимо учитывать биологический возраст юных спортсменов.

3. При развитии физических качеств юных футболистов необходима коррекция частных задач с учетом их исходного уровня подготовленности и биологической зрелости организма юных спортсменов.

4. Полученный эффект отразился в высоких темпах прироста в развитии физических качеств юных футболистов: в экспериментальной группе — в скоростных качествах на 6 %, специальных скоростных качествах на 4 %, скоростно-силовых качествах на

3 %, ловкость на 4 % при (Р<0,05); в контрольной группе - в скоростных качествах прироста не было, специальные скоростные качества-прирост на 1,3 % при (Р>0,05), скоростно-силовые качества повысились на 0,6 %, ловкость понизилась на 0,4 % при (Р>0,05).

Библиографический список

1. Андреев, С. Н. Совершенствовать организацию подготовки резервов / С. Н. Андреев // Футбол, 1986 : ежегодник / сост. : С. Савин, А. С. Соловьёв. - М., 1986. - С. 36-40.

2. Андреев, С. Н. Проблемы совершенствования нормативных показателей юных футболистов / С. Н. Андреев,

В. Л. Герлицын // Теория и практика физической культуры. -1986. - № 4. - С. 27.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014

*

3. Отбор юных футболистов на этапе начальной подготовки / М. А. Годик [и др.] // Футбол, 1986 : ежегодник. / сост. : С. Савин, А. С. Соловьёв. - М., 1986. - С. 40-44.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Контрольные нормативы и отбор юных футболистов / О. К. Мантерлян, [и др.] // Совершенствование системы подготовки высококвалифицированных спортсменов : тез. докл. XVII Респ. науч.-метод. конф. (25-26 дек. 1988 г.) / Армянский ин-т физ. культ. - Ереван, 1988. - С. 122- 124.

5. Бауэр, В. Г. Шире двери, спортшкола / В. Г. Бауэр // Советский спорт. - 1989. - 31 янв. - С. 2.

6. Искусство подготовки высококлассных футболистов : науч.-метод. пособие / под ред. проф. Н. М. Люкшинова. -М. : Советский спорт, 2003. - 416 с.

7. Годик, М. А. Физическая подготовка футболистов / М. А. Годик. - М. : Терра-спорт, Олимпия Пресс, 2006. - 272 с.

8. Лапшин, О. Б. Теория и методика подготовки юных футболистов / О. Б. Лапшин. - М. : Человек, 2010. - 176 с.

9. Футбол : поуроч. программа для учеб.-трениров. групп и групп спорт. совершенствования ДЮСШ и СДЮШОР / под ред. С. Н. Андреева. - М. : (б. и.), 1986. - 262 с.

10. Отбор юных футболистов на этапе начальной подготовки / М. А. Годик [и др.] // Футбол, 1986: ежегодник. / сост. :

С. Савин, А. С. Соловьёв. - М., 1986. - С. 40-44.

11. Фомин, Н. А. Возрастные основы физического воспитания / Н. А. Фомин, В. П. Филин. - М. : Физкультура и спорт, 1972. - 175 с.

12. Основы управления подготовкой юных спортсменов / под общ. ред. М. Я. Набатниковой. - М. : Физкультура и спорт, 1982. - 280 с.

ХВОСТОВ Сергей Фёдорович, соискатель по кафедре теории методики и истории физической культуры.

ГРЕЧКО Александр Сергеевич, кандидат педагогических наук, профессор кафедры теории методики и истории физической культуры.

Адрес для переписки: Grechko-Gf@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 22.11.2013 г.

© С. Ф. Хвостов, А. С. Гречко

удк 796.378.4 Н. А. ШАКИНА

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

МЕТОДИКА

ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ РЕКЛАМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

В статье представлена методика формирования ценностей физической культуры и спорта для студентов физкультурного вуза.

Ключевые слова: методика формирования, компетенции рекламирования ценностей физической культуры и спорта, студенты.

Актуальность исследования обусловлена современными требованиями, которые предъявляются к качеству профессиональной подготовки в высших учебных заведениях. Выпускники вузов должны быть обеспечены не только знаниями, связанными со спецификой будущей профессиональной деятельности, а также умениями и владениями.

Анализ научно-методической литературы позволяет говорить о том, что специалисты в области педагогики и психологии достаточно много уделяют внимания совершенствованию процесса профессиональной подготовки в сфере физической культуры и спорта. В педагогических исследованиях последнего десятилетия значительное количество работ российских ученых посвящено теоретико-методологическим аспектам определения структуры и содержания профессиональной компетентности, возможностей ее формирования.

Выявлены индивидуальные особенности и их взаимосвязь с уровнем развития типов направленности к педагогической деятельности будущих специалистов в области физической культуры и спорта (Н. В. Колмогорова, 2005) [1]. Предложены средства и методы формирования коммуникативной компетентности и перцептивных умений, в

полной мере соответствующих профессиональной деятельности специалистов по физической культуре и спорту (Ю. А. Мироненко, 2009; Н. Ю. Ражина, 2006) [2, 3]. Рассматривались вопросы повышения качества теоретической подготовки выпускников физкультурного вуза, формирования у них психологической готовности гуманистической позиции в будущей профессиональной деятельности (Э.А. Симакова, М. А. Краснова, 2002; О. Ю. Гаврикова, 2004; О. М. Чусовитина, 2004).

Вместе с тем изучение содержания образовательной программы у студентов спортивных специализаций физкультурного вуза позволяет говорить о недостаточности внимания разделу формирования компетенций в области рекламирования физической культуры и спорта. В частности, выпускники физкультурного вуза, в связи с тем что современные социальные условия характеризуются рыночными отношениями, направленными на коммерциализацию практически всех профессиональных сфер, должны обладать умениями, обеспечивающими организацию рекламирования ценностей физической культуры и спорта. Следовательно, возникает необходимость формирования компетенций рекламирования физической культуры и спорта у будущих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.