Научная статья на тему 'Индивидуализация нормирования тренировочной нагрузки в годичном цикле подготовки юных футболистов'

Индивидуализация нормирования тренировочной нагрузки в годичном цикле подготовки юных футболистов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
708
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФУТБОЛ / ЮНЫЕ СПОРТСМЕНЫ / ТРЕНИРОВОЧНАЯ НАГРУЗКА / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / НОРМИРОВАНИЕ НАГРУЗКИ / SOCCER / YOUNG ATHLETES / TRAINING LOAD / DIFFERENTIATED APPROACH / RATIONING OF LOADING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Губа В.П., Кузнецов Род.Р.

В статье рассматриваются вопросы организации эффективной методики дифференцированного нормирования тренировочной нагрузки в годичном цикле подготовки юных футболистов. Представлено распределение тренировочной нагрузки в тренировке юных футболистов 14-15 лет за счет сокращения нагрузок смешанной направленности и увеличения объема анаэробно-гликолитических нагрузок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Губа В.П., Кузнецов Род.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individualization of rationing of the training load in the year cycle of training of young football players

In article is considered questions of the organization of an effective technique of the differentiated rationing of a training load in a year cycle of training of young football players. Distribution of a training load in training of young football players of 14-15 years due to reduction of loadings of the mixed orientation and increase in volume of anaerobic and glycolytic loadings is presented.

Текст научной работы на тему «Индивидуализация нормирования тренировочной нагрузки в годичном цикле подготовки юных футболистов»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ НОРМИРОВАНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы организации эффективной методики дифференцированного нормирования тренировочной нагрузки в годичном цикле подготовки юных футболистов. Представлено распределение тренировочной нагрузки в тренировке юных футболистов 14-15 лет за счет сокращения нагрузок смешанной направленности и увеличения объема анаэробно-гликолитических нагрузок.

Ключевые слова: футбол, юные спортсмены, тренировочная нагрузка, дифференцированный подход,

нормирование нагрузки.

В.П. ГУБА, Род.Р. КУЗНЕЦОВ, Смоленский государственный университет

Abstract

In article is considered questions of the organization of an effective technique of the differentiated rationing of a training load in a year cycle of training of young football players. Distribution of a training load in training of young football players of 14-15 years due to reduction of loadings of the mixed orientation and increase in volume of anaerobic and glycolytic loadings is presented.

Keywords: soccer, young athletes, a training load, the differentiated approach, rationing of loading.

Актуальность исследования

Достижение высоких спортивных результатов в современном футболе невозможно без качественной подготовки системы спортивного резерва, которая напрямую связана с эффективностью работы детских спортивных школ различных видов и типов. Футбол был и остается самым массовым видом спорта во всем мире, в том числе и в нашей стране, но при этом, по данным научных исследований, продуктивность работы детских спортивных учреждений, занимающихся подготовкой футболистов различной квалификации, остается весьма невысокой [3, 6, 9].

Подготовка квалифицированных футболистов непосредственно сопряжена с постоянным поиском наиболее эффективных подходов к выбору оптимальных тренировочных нагрузок, варьирование которых в процессе занятий обеспечивает достижение высоких спортивных результатов в процессе соревновательной деятельности [1, 4, 5]. Следует отметить, что подбор тренировочной нагрузки для юных футболистов должен быть строго дифференцирован с учетом игрового амплуа, тем самым способствуя реализации потенциальных возможностей спортсмена [2, 7, 8].

Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать эффективность индивидуализации

нормирования тренировочной нагрузки в годичном цикле подготовки юных футболистов.

Основными методами исследования явились: изучение и обобщение научно-методической литературы, документальных и архивных данных; педагогические наблюдения; контрольно-педагогические испытания (тесты); педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Организация исследования

Исследование проводилось на базе футбольных академий г. Москвы в период с 2013 по 2016 г. В исследовании приняли участие юные футболисты 14-15 лет в количестве 32 человек. Перед началом формирующего педагогического эксперимента юные футболисты были разделены на две группы: контрольную (КГ, п = 16 чел.) и экспериментальную (ЭГ, п = 16 чел.), которые по уровню подготовленности достоверно не отличались друг от друга (р > 0,05). В тренировке юных футболистов ЭГ за счет сокращения нагрузок смешанной направленности был увеличен объем анаэробно-гликолитических нагрузок (рис. 1).

Экспериментальная методика планирования процесса предсезонной подготовки футболистов 14-15 лет предусматривала использование применяемых нагрузок в рамках различных типов: микро- (втягивающего,

ударного, подводящего, восстановительного) и мезо-(втягивающего, ударного, контрольно-подготовительного, предсоревновательного) циклов. Использовались семидневные (6+1) микроциклы, включающие в себя шесть тренировочных дней и один день контрольных игр, заканчивающийся восстановительными мероприятиями и отдыхом.

20

%

4,5%

15,5%

25,0%

55,0%

□ Анаэробная ■ Смешанная

// Анаэробно-гликолитическая

□ Анаэробно-алактатная

Рис. 1. Распределение тренировочных нагрузок футболистов экспериментальной группы в подготовительном периоде

Результаты исследования и их обсуждение

Внедрение в тренировочный процесс юных футболистов 14-15 лет дифференцированной программы нормирования тренировочных нагрузок позволило установить, что к концу эксперимента у участников ЭГ происходит достоверное увеличение показателя в тесте «Тройной прыжок» на 1,81% ^ < 0,05) для левой и на 2,7% ф < 0,05) для правой ноги, что больше чем у КГ (прирост всего 0,77% и 0,91% соответственно). В тесте «Прыжок в длину с места» футболисты ЭГ повысили результат на 6,8% ^ < 0,05), превзойдя результаты КГ в 3 раза (2,27%); в беге на 30 м испытуемые ЭГ повысили результат на 7,2% ^ < 0,05), превзойдя результат КГ в 10 раз (0,7%); в тесте «Крест» прирост результатов ЭГ составил 3,9% ^ < 0,05), а в КГ прирост получился несущественный, всего 1,6% ^ < 0,05). В тесте «Бег на 15 м с хода» существенной разницы прироста между испытуемыми обеих групп не обнаружено [у ЭГ - 2,5% ^ < 0,05); у КГ - 1,4% ^ < 0,05) соответственно]; в тесте «Челночный бег на 120 м» испытуемые ЭГ показали прирост 4,3% ^ < 0,05), прирост КГ при этом составил всего 0,9%; по итогам теста на выносливость - 12-минутного бега - результат ЭГ улучшился на 8,8% ^ > 0,05), прирост результатов КГ составил 5% ^ < 0,01) (рис. 2).

По результатам тестов на изменение динамики функциональной подготовленности установили, что в процессе реализации экспериментальной методики по итогам теста на PW*C170 прирост показателей у участников ЭГ составил 20% ^ < 0,05), что существенно больше по сравнению с приростом показателей у футболистов КГ (8,1%); по результатам теста на МПК (максимальное потребление кислорода) обе группы (ЭК и КГ) показали одинаковый прирост результатов (11,5% и 10,6% соответственно), однако контрольная группа до и после прове-

12 3 4 □ КГ н ЭГ

8 9 10 Вид теста

Рис. 2. Динамика показателей прироста показателей физической и функциональной подготовленности контрольной и экспериментальной групп

Примечание: 1 - тройной прыжок с левой ноги; 2 - тройной прыжок с правой ноги; 3 - прыжок в длину с места; 4 - бег на 30 м; 5 - тест «Крест»; 6 - бег на 15 м с хода; 7 - челночный бег на 120 м; 8 - 12-минутный бег; 9 - проба PWC170; 10 - проба МПК.

денного эксперимента имела показатель функциональной подготовленности МПК выше, чем группа футболистов, на которой проводился эксперимент (см. рис. 2).

Применение разработанной методики планирования объемов тренировочных нагрузок определенной направленности позволило статистически достоверно улучшить показатели соревновательной деятельности футболистов 14-15 лет ЭГ по с равнению с показателями соревновательной деятельности юных футболистов КГ.

Установлено, что общее количество технико-тактических действий в ЭГ составило 717, в КГ -576 (р < 0,05), а показатели общего технического брака - 26% и 33% (р < 0,05) соответственно (табл. 1).

Заключение

Разработанная дифференцированная программа возрастного нормирования направленности тренировочных нагрузок обеспечивает достоверное увеличение показателей физической и функциональной подготовленности юных спортсменов, а также показателей их соревновательной деятельности, что свидетельствует об эффективном внедрении данного подхода в структуру тренировочного процесса футболистов 14-15 лет.

Среди тренировочных нагрузок, включаемых в тренировочное занятие, рекомендуется выделять главные,

е*)

5

6

7

Таблица 1

Средние показатели технико-тактических действий футболистов ЭГ и КГ в контрольных матчах и играх

Технико-тактические действия Количество, раз Процент брака

ЭГ КГ Р ЭГ КГ Р

Короткие и средние передачи вперед 171 ± 7,3 152 ± 9,3 < 0,05 22 ± 2,3 28 ± 2,4 < 0,05

Короткие и средние передачи назад и поперек 131 ± 7,5 94 ± 8,2 < 0,05 13 ± 1,1 15 ± 2,1 > 0,05

Длинные передачи 53 ± 4,1 51 ± 3,7 > 0,05 30 ± 2,4 43 ± 4,3 < 0,05

Ведение мяча 54 ± 3,3 62 ± 6,3 > 0,05 16 ± 0,6 24 ± 2,1 < 0,05

Обводка 84 ± 4,1 73 ± 3,9 < 0,05 33 ± 3,7 41 ± 3,5 < 0,05

Отбор мяча 65 ± 2,3 48 ± 4,1 < 0,05 31 ± 2,3 56 ± 3,7 < 0,05

Перехват мяча 89± 4,2 67 ± 4,1 < 0,05 25 ± 1,7 32 ± 2,4 < 0,05

Игра головой 57 ± 3,8 19 ± 4,3 < 0,05 32 ± 3,5 46 ± 3,7 < 0,05

Удары по воротам головой 6 ± 1,0 2 ± 1,0 < 0,05 42 ± 2,2 50 ± 2,2 < 0,05

Удары по воротам ногой 7 ± 2,4 8 ± 1,4 < 0,05 45 ± 3,3 29 ± 2,3 < 0,05

Всего за игру 717 ± 6,2 576 ± 9,1 < 0,05 26 ± 2,7 33 ± 2,6 < 0,05

которые определяют его преимущественную направленность. Необходимость учета возрастных особенностей организма юных футболистов к работе той или иной направленности является важным звеном в системе управления тренировочным процессом и должно учитываться при планировании структуры физических нагрузок.

Для оптимального физического развития футболистов 14-15 лет рекомендуется применять дифференцированную программу возрастного нормирования направленности тренировочных нагрузок, предусматривающую увеличенный объем нагрузок анаэробно-гликолитиче-ской направленности по сравнению с рекомендуемыми программами ДЮСШ и СДЮШОР по футболу.

В одном тренировочном занятии следует планировать нагрузку определенного тренирующего воздействия. Положительный тренировочный эффект проявляется, если нагрузки в тренировочном занятии выполняются в следующей последовательности: сначала скоростные

упражнения, затем упражнения на специальную выносливость; скоростно-силовые упражнения, затем упражнения на общую выносливость; упражнения на специальную выносливость, затем упражнения, развивающие выносливость; упражнения на ловкость, затем на развитие скоростной силы; упражнения на быстроту, затем на силу; упражнения на ловкость, затем на быстроту; упражнения на восстановление и совершенствование техники игры до и после воспитания одного из физических качеств.

Положительный эффект в недельном цикле дает акцентированное применение нагрузки преимущественно анаэробно-гликолитического воздействия на 2-й день недельного микроцикла. В 1-й день рекомендуется применять нагрузку анаэробно-алактатной направленности, в 3-й день - нагрузку аэробно-анаэробной направленности.

Литература

1. Варюшин, В.В. Тренировка юных футболистов: учебное пособие / В.В. Варюшин. - М.: Физкультура культура, 2009. - 112 с.

2. Губа, В.П. Тестирование и контроль подготовленности футболистов: монография / В. Губа, А. Скрипко, А. Стула. - М.: Спорт, 2016. - 168 с.

3. Губа, В.П. Инновационная технология оптимизации начальной физической и технической подготовки юных футболистов / В.П. Губа, Род.Р. Кузнецов // Теория и практика физической культуры. - 2016. -№ 9. - С. 74.

4. Губа, В.П. Обучение переходу от защиты к быстрому нападению в учебно-тренировочном процессе юных футболистов / В.П. Губа, П.В. Кучеров, А.В. Анти-пов // Физкультура в школе, 2016. - № 5. - С. 22-26.

5. Губа, В.П. Современные реалии интегральных особенностей эффективного выполнения соревновательной нагрузки / В.П. Губа // Теория и практика физической культуры, 2015. - № 11. - С. 76-78.

6. Губа, В.П. Теория и методика футбола: учебник / В.П. Губа. - М.: Человек, 2015. - 568 с.

7. Кузнецов А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера. Третий этап (13-15 лет) / А.А. Кузнецов. - М.: Олимпия, 2008. - 204 с.

8. Петухов, А.В. Футбол. Формирование основ индивидуального технико-тактического мастерства юных футболистов. Проблемы и пути решения / А.В. Петухов. - М.: Советский спорт, 2006. - 232 с.

9. Футбол: Программа для футбольных академий, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва / под общей ред. В.П. Губы. - М.: Спорт, 2015. - 208 с.

References

1. Varyushin, V.V. Training of young football players: education manual / V.V. Varyushin. - M.: Physical culture, 2009. - 112 p.

2. Guba, V.P. Testing and control of readiness of football players: monograph / V. Guba, A. Skripko, A. Stula. - M.: Sport, 2016. - 168 p.

3. Guba, V.P. Innovative technology of optimization of basic physical and technical training of young football players / V.P. Guba, Rus.R. Kuznetsov // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'turi. - 2016. - No. 9. - P. 74.

4. Guba, V.P. Training in transition from protection to fast attack in educational and training process of young football players / V.P. Guba, P.V. Kucherov, A.V. Antipov // Physical culture at school, 2016. - No. 5. - Pp. 22-26.

5. Guba, V.P. Modern realities of integrated features of effective implementation of competitive loading /

V.P. Guba // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'turi. -2015. - No. 11. - Pp. 76-78.

6. Guba, V.P. Theory and technique of soccer: textbook / V.P. Guba. - M.: Person, 2015. - 568 p.

7. Kuznetsov, A.A. Soccer. Reference book of the children's trainer. Third stage (13-15 years) / A.A. Kuznetsov. - M.: Olympia, 2008. - 204 p.

8. Petukhov, A.V. Soccer. Forming of bases of individual technical and tactical skill of young football players. Problems and solution / A.V. Petukhov. - M.: Soviet sport, 2006. - 232 p.

9. Soccer: The program for football academies, children's and youth sports schools, specialized schools of the Olympic allowance for children and young people and schools of the Olympic reserve / under a general edition of V.P. Guba. -M.: Sport, 2015. - 208 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.