Научная статья на тему 'Аналитическая оценка эффективности блокового построения многолетнего процесса физической подготовки футболистов 17-19 лет'

Аналитическая оценка эффективности блокового построения многолетнего процесса физической подготовки футболистов 17-19 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
540
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНОШИ-ФУТБОЛИСТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / PHYSICAL WORKING CAPACITY / ПЕРИОДИЗАЦИЯ / БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ / BIOENERGETIC MECHANISMS / ОДНОНАПРАВЛЕННЫЕ НАГРУЗКИ / UNIDIRECTIONAL LOADS / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ / PEDAGOGICAL TESTS / TEEN-AGERS FOOTBALL PLAYERS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лавриченко В.В., Золотарёв А.П.

В настоящее время отмечается отставание в подготовленности российских игроков в сравнении с футболистами лучших зарубежных сборных команд и клубов топ-уровня. Поэтому актуальность вопросов, связанных с повышением эффективности тренировочного процесса футболистов старшего юношеского возраста для подготовки к профессиональному футбол как никогда высока. Методы: анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, статистическая обработка данных. Материалы. При планировании процесса физической подготовки на этапе перехода игроков из юношеских в профессиональные футбольные команды не вполне учитываются значение и необходимость системного и углубленного развития энергетических компонентов специальной физической работоспособности. Без учёта этого аспекта многолетней подготовки, по сути, происходит эксплуатация достигнутого в юношеском возрасте ресурса в развитии физиологических систем, а не дальнейшее увеличение их потенциала. Предполагалось, что ресурс физических возможностей молодых игроков в течение трехлетнего периода подготовки, от 17 до 19 лет, может повышаться посредством системного применения в мезоциклах нагрузок, направленных на избирательное развитие отдельных энергетических компонентов специальной физической работоспособности. Последовательное расположение таких специализированных мезоциклов в годичном тренировочном цикле позволит избежать отрицательного взаимодействия различных тренировочных эффектов и планомерно формировать целостную структуру специальной физической подготовленности молодого футболиста, что будет способствовать формированию необходимого уровня тренированности для успешной адаптации в профессиональном спорте. Результаты. Полученные в ходе трёхлетних педагогических тестирований экспериментальные данные свидетельствовали об эффективности предложенного подхода к организации процесса физической подготовки блоковым методом, что выражалось в планомерном улучшении результатов, отражающих развитие специальных физических качеств, входящих в структуру специальной подготовленности футболиста. В сравнении, по результатам контрольной группы, где тренировочный процесс строился традиционным способом, обнаружилось замедление темпов прироста рассматриваемых показателей, характеризующих уровень специальной физической работоспособности, что делает его менее эффективным. Заключение. В данной статье рассматривается эффективность экспериментального подхода к построению процесса физической подготовки футболистов юношеского возраста, которая оценивается по результатам ежегодных педагогических тестирований отдельных параметров специальной физической работоспособности, что позволяет приблизиться к решению сложных вопросов, связанных с рационализацией разнонаправленных тренирующих воздействий в различных тренировочных циклах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лавриченко В.В., Золотарёв А.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analytical estimation of block organization effectiveness of a long-term physical training process of 17-19 year-old football players

Nowadays there is a gap in the training of Russian players in comparison with the best foreign football players of national teams and clubs of top-level. That is why the urgency of the questions related to effectiveness improvement of the training process of adults football players for professional football has increased. Research methods: scientific methodical literature analysis, pedagogical experiment, pedagogical testing, statistical data manipulation. Materials. When planning the process of physical training during the stage of the players transition from youth to professional football teams the value and necessity of a system and thorough development of the energetic components of a special physical working capacity are not taken into account. Without taking into account this aspect of a long-term training, in fact, there is a resource exploitation achieved in adolescence in the development of physiological systems, but not the further increase of their potential. It was supposed that the resources of young players' physical abilities during three-year training period (17 19 years-old) can be increased by means of a systemic use of the loads in mesocycles, directed at a selective development of the separate energy components of a special physical working capacity. Sequential arrangement of such specialized mesocycles in twelve months' training cycle will allow to avoid the negative interaction of various training effects and to form an integral structure of a special physical readiness of a young football player and it will provide a required training level for a successful adaptation in professional sport. Results. Received during three years ofpedagogical testing experimental data showed the effectiveness of the offered approach to the organization of physical training process with the help of a block method, which was reflected in the systematic improvement of the results, the development of special physical qualities within the structure of a football player's special training. In comparison with, the results of the control group, where the training process was organized traditionally, we revealed a slowing down in growth of considered indices which characterize the level of special physical working capacity, which makes it less effective. Conclusion. This article is about the effectiveness of an experimental approach to physical training process organization of teen-agers players, which is estimated according to the results of the annual pedagogical testing of a special physical working capacity parameters and it allows to solve the complex problems connected with multidirectional training impacts rationalization in different training cycles.

Текст научной работы на тему «Аналитическая оценка эффективности блокового построения многолетнего процесса физической подготовки футболистов 17-19 лет»

УДК 796.015

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ БЛОКОВОГО ПОСТРОЕНИЯ

МНОГОЛЕТНЕГО ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТОВ 17-19 ЛЕТ В. В. Лавриченко - кандидат биологических наук, доцент А. П. Золотарёв - доктор педагогических наук, профессор Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,

Краснодар, Россия

ANALYTICAL ESTIMATION OF BLOCK ORGANIZATION EFFECTIVENESS OF A LONG-TERM PHYSICAL TRAINING PROCESS OF 17-19 YEAR-OLD FOOTBALL PLAYERS V.V. Lavrichenko - candidate of biological sciences, senior lecturer

A.P. Zolotarev- doctor of pedagogics, professor, the head of theory and methodology of football and rugby

department

Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar, Russia e-mail: football.70@mail.ru

Ключевые слова: юноши-футболисты, физическая работоспособность, периодизация, биоэнергетические механизмы, однонаправленные нагрузки, педагогические тесты.

Аннотация. В настоящее время отмечается отставание в подготовленности российских игроков в сравнении с футболистами лучших зарубежных сборных команд и клубов топ-уровня. Поэтому актуальность вопросов, связанных с повышением эффективности тренировочного процесса футболистов старшего юношеского возраста для подготовки к профессиональному футбол как никогда высока.

Методы: анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, статистическая обработка данных.

Материалы. При планировании процесса физического подготовки на этапе перехода игроков из юношеских в профессиональные футбольные команды не вполне учитываются значение и необходимость системного и углубленного развития энергетических компонентов специального физическог! работоспособности. Без учёта этого аспекта многолетнего подготовки, по сути, происходит эксплуатагщя достигнутого в юношеском возрасте ресурса в развитии физиологических систем, а не дальнегОшее увеличение их потенгщала. Предполагалось, что ресурс физических возможностей молодых игроков в течение трехлетнего периода подготовки, от 17 до 19 лет, может повышаться посредством системного применения в мезогщклах нагрузок, направленных на избирательное развитие отдельных энергетических компонентов спегщальногО физической работоспособности. Последовательное расположение таких спегщализированных мезогщклов в годичном тренировочном гщкле позволит избежать отргщательного взаимодействия различных тренировочных эффектов и планомерно формировать целостную структуру спегщальногО физической подготовленности молодого футболиста, что будет способствовать формированию необходимого уровня тренированности для успешной адаптагщи в профессиональном спорте.

Результаты. Полученные в ходе трёхлетних педагогических тестированигО экспериментальные данные свидетельствовали об эффективности предложенного подхода к организагщи процесса физического подготовки блоковым методом, что выражалось в планомерном улучшении результатов, отражающих развитие спегщальных физических качеств, входящих в структуру спегщальногО подготовленности футболиста. В сравнении, по результатам контрольного группы, где тренировочныгО процесс строился традигщонным способом, обнаружилось замедление темпов прироста рассматриваемых показателей, характеризующих уровень спегщальногО физической работоспособности, что делает его менее эффективным.

Заключение. В данной статье рассматривается эффективность экспериментального подхода к построению процесса физической подготовки футболистов юношеского возраста, которая оценгсвается по результатам ежегодных педагогических тестированигО отдельных параметров

Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической щтыщры и спорта, Ж»4(33) 2014 _' _ISSN2070 47

специального физического работоспособности, что позволяет приблизиться к решению сложных

вопросов, связанных с рагщонализагщег! разнонаправленных тренирующих воздействий в различных

тренировочных гщклах.

Keywords: teen-agers football players, physical working capacity, bioenergetic mechanisms, unidirectional loads, pedagogical tests.

Annotation. Nowadays there is a gap in the training of Russian players in comparison with the best foreign football players of national teams and clubs of top-level. That is why the urgency of the questions related to effectiveness improvement of the training process of adults football players for professional football has increased.

Research methods: scientific - methodical literature analysis, pedagogical experiment, pedagogical testing, statistical data manipulation.

Materials. When planning the process of physical training during the stage of the players transition from youth to professional football teams the value and necessity of a system and thorough development of the energetic components of a special physical working capacity are not taken into account. Without taking into account this aspect of a long-term training, in fact, there is a resource exploitation achieved in adolescence in the development of physiological systems, but not the further increase of their potential. It was supposed that the resources of young players 'physical, abilities during three-year training period (17 - 19 years-old) can be increased by means of a systemic use of the loads in mesocvcles, directed at a selective development of the separate energy components of a special physical working capacity. Sequential arrangement of such specialized mesocvcles in twelve months' training cycle will allow to avoid the negative interaction of various training effects and to form an integral structure of a special physical readiness of a young football player and it will provide a required training level, for a successful adaptation in pro fessional sport.

Results. Received during three years ofpedagogical testing experimental data showed the effectiveness of the offered approach to the organization of physical training process with the help of a block method, which was reflected in the systematic improvement of the results, the development of special physical qualities within the structure of a football player's special training. In comparison with, the results of the control group, where the training process was organized traditionally, we revealed a slowing down in growth of considered indices which characterize the level of special physical working capacity, which makes it less effective.

Conclusion. This article is about the effectiveness of an experimental approach to physical training process organization of teen-agers players, which is estimated according to the results of the annual pedagogical testing of a special physical working capacity parameters and it allows to solve the complex problems connected with multidirectional training impacts rationalization in different training cycles.

Введение. Тенденции развития современного футбола, в первую очередь, проявляются в эволюции самой игры, практическим отражением которой должно быть совершенствование всех аспектов учебно-тренировочного процесса футболистов [5]. Однако, как отмечают специалисты, в российском футболе в настоящее время отсутствует системность в воспитании высококвалифицированных игроков, а тренировочный процесс молодых футболистов ориентирован на достижение сегодняшних турнирных результатов, а не на планомерную подготовку способных юношей к переходу в профессиональный футбол [7, 8]. Как следствие, происходит неоправданный отток из команд большого количества талантливых юных футболистов в возрастных периодах с 11 до 13, а затем с 16 до 20 лет [8].

Широкий спектр разнообразных

двигательных действий, выполняемых футболистами в игре требует развития целого ряда физических качеств и функционального

совершенствования деятельности всех систем организма, что достигается в процессе разносторонней физической подготовки и служит необходимой предпосылкой для совершенствования технико-тактического

мастерства [6]. В практике спорта решение этой задачи, как правило, связывают с увеличением объёмов и повышением интенсивности тренировочных нагрузок [9]. В детско-юношеском футболе подобный подход требует скрупулёзного планирования, связанного с точным распределением во времени и оптимальным сочетанием нагрузок разной энергетической направленности и тщательным подбором тренировочных средств во избежание переутомления и перетренированности.

Существуют общепринятые подходы к подготовке квалифицированных футболистов, связанные с разделением годичного тренировочного цикла на три основных периода: подготовительный, соревновательный и переходный [7]. Согласно сложившимся представлениям, при таком построении

тренировочного процесса основной рост физической подготовленности футболистов должен обеспечиваться в рамках подготовительного периода. А главной тренировочной задачей соревновательного периода считается поддержание достигнутого в подготовительном периоде уровня спортивной формы [7, 9, 11]. Однако практика показывает, что в системе подготовки спортивного резерва задача совершенствования двигательных способностей должна оставаться одной из главных на протяжении всего годичного цикла независимо от этапов подготовки [10, 12]. Это вызывает необходимость поиска и внедрения в практику более эффективных тренировочных программ, организационных форм, средств и методов, позволяющих рационально планировать физические нагрузки.

ЦЕЛЬЮ данной работы является экспериментальное обоснование блокового построение процесса физической подготовки футболистов 17-19 лет для повышения уровня отдельных параметров специальной

физической работоспособности.

ЗАДАЧИ:

1. Провести теоретическое обоснование необходимости использования блокового построения процесса физической подготовки юношей-футболистов.

2. На основании результатов трёхлетнего педагогического тестирования отдельных параметров специальной физической работоспособности футболистов 17-19 лет экспериментально подтвердить эффективность предложенного подхода.

МЕТОДЫ: Анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, статистическая обработка данных.

Современные требования, предъявляемые к специальной физической работоспособности квалифицированных футболистов,

предполагают развитие трёх основных биоэнергетических механизмов: аэробного, анаэробного алактатного и анаэробного гликолитического. Совершенствование каждого из них нуждается в применении однонаправленных физических нагрузок в рамках определённых тренировочных циклов. Решению этой многоцелевой задачи способствует блоковый метод организации тренировочного процесса [1], согласно которому он представляет собой монолитное целое, дифференцируемое на части (макроциклы, большие тренировочные блоки, мезоциклы, микроциклы и микроблоки), содержание и организация которых

определяются генеральной стратегической линией тренировки на основе объективных предпосылок и физиологических

закономерностей развития долговременной адаптации организма. В качестве основного условия возникновения «долговременного отставленного тренировочного эффекта» [1] выступает концентрированная и

сосредоточенная на ограниченном по времени этапе физическая нагрузка, обеспечивающая возможность углубленного однонаправленного тренирующего воздействия на избранные физиологические системы организма.

Применение блокового метода при подготовке футболистов старшего юношеского возраста обусловливается следующими причинами:

1. Стратегической линией планирования физической подготовки футболистов 17-19 лет является целенаправленное развитие биоэнергетического потенциала организма на протяжении трёх лет подготовки.

2. Приоритетной целью физической подготовки футболистов в этом возрасте должно быть повышение уровня специальной физической работоспособности до требований профессионального футбола, а не обретение спортивной формы и поддержание её для успешного выступления в текущих соревнованиях.

3. Блоковая организация процесса физической подготовки позволяет учитывать закономерности формирования долговременной адаптации организма к предлагаемым нагрузкам и эффективно их планировать в течение всего годичного тренировочного цикла.

4. В тренировке юношей-футболистов концентрированное использование физических нагрузок различной преимущественной направленности на разных этапах подготовки обеспечит массированное тренирующее воздействие на организм с целью существенного повышения уровня специальной физической работоспособности.

5. Разведение во времени нагрузок различной энергетической направленности ориентирует на устранение или сведение к минимуму негативных отношений между их тренировочными эффектами.

6. Физиологические закономерности формирования долговременной адаптации и протекания восстановительных процессов обуславливают:

- раздельное, в специализированных мезо- и микроциклах, применение средств различной энергетической направленности;

- первоочередное развитие систем аэробного энергообеспечения с последующим переходом

к анаэробным нагрузкам и допустимость увеличения анаэробной работы лишь при достижении необходимого уровня адаптации аэробных систем энергообразования.

7. Однородность применяемых тренирующих воздействий позволяет упорядочить систему применяемых средств восстановления работоспособности спортсмена на основе учёта специфики нагрузки и знания характера энергозатрат при её выполнении [2].

Результаты исследования и их обсуяедение. Педагогический эксперимент был организован с 2011 по 2013 годы на базе резерва футбольного клуба «Кубань» г. Краснодар и «Центра подготовки юных футболистов» («ЦПЮФ») г. Краснодар в рамках учебно-тренировочного процесса.

Экспериментальную группу составили футболисты команды резерва футбольного клуба «Кубань» г. Краснодар, где тренировочный процесс был организован на основе блоковой периодизации,

предусматривающей в течение 48 недель систематическое и последовательное развитие основных энергетических компонентов специальной физической работоспособности в рамках специализированных мезоциклов. Годичный тренировочный цикл, таким образом, состоял из трёх 16-не дельных больших тренировочных блоков, каждый из которых включал в себя три специализированных мезоцикла (5-6 недель каждый) с разной доминирующей энергетической

направленностью нагрузки в них. Отпуск составлял 4 недели, две из которых планировались в летний период (август), следующие две - в ноябре. Основные положения применения аналогичного подхода к организации тренировочного процесса на основе блокового построения процесса физической подготовки изложены в ранее опубликованных материалах авторов [3, 4].

Организация тренировочного процесса футболистов краснодарского центра подготовки юных футболистов осуществлялась согласно общепринятой методике по утвержденным учебным планам, анализ которых показал их соответствие типовым учебным программам по футболу, и основанным на традиционной периодизации, предусматривающей разделение годичного тренировочного цикла на подготовительный, соревновательный и переходный периоды. Поэтому, футболисты «ЦПЮФ» составили контрольную группу. В этой группе в течение трёх лет каждый подготовительный период был организован по общепринятой в теории и

практике спорта модели планирования (общеподготовительный, специально-

подготовительный и предсоревновательный этапы) и составлял 75 дней (с 10 января по 24 марта), после чего в течение 7 месяцев (с апреля по ноябрь) осуществлялся тренировочный процесс в рамках соревновательного периода, направленный на реализацию текущих тренировочных задач. В ноябре-декабре планировался переходный период.

На момент обследований все спортсмены были одного паспортного возраста, находились на диспансерном учёте и на основании заключения медицинской экспертизы все были допущены к занятиям футболом.

Уровень отдельных параметров специальной физической работоспособности юношей-футболистов определялся на основании результатов, полученных при проведении типовых тестов, характеризующих аэробную и анаэробную производительность организма.

Для оценки уровня развития

биоэнергетических компонентов специальной физической работоспособности юношей-футболистов использовалось педагогическое тестирование, включающее в себя определение степени развития отдельных физических качеств, характеризующих их, а именно: общей выносливости по тестам Купера и Уо-Уо (аэробные способности); скоростной выносливости по тесту челночного бега 7x50 м (анаэробные гликолитические способности); скоростно-силовых качеств по тестам бега с места на 30 м, бега с места на 60 м и прыжка с места в длину (анаэробные алактатные способности).

Педагогическое тестирование проводилось в стандартных условиях в легкоатлетическом манеже Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. После 15-минутной разминки спортсмены выполняли задания в мягкой обуви. Время бега по дистанции 30 и 60 метров фиксировалось с помощью электронного секундомера. Прыжок в длину с места выполнялся в песочную яму. Дальность прыжка измерялась с помощью измерительной ленты. Методика проведения тестирования в Тесте Купера, Уо-Уо тесте и челночном беге 7x50 м соответствовала стандартным требованиям. Тест Купера выполнялся на 400-метровой беговой дорожке центрального ядра стадиона «Юность» г. Краснодара.

В начале трёхлетней программы после проведения углубленного медицинского осмотра было проведено педагогическое

тестирование, результаты которого позволили определить исходный уровень специальной физической работоспособности участников эксперимента по установленным параметрам. По окончании каждого годичного цикла подготовки проводились повторные

контрольные испытания физической

подготовленности по избранным тестам. С целью анализа динамики результаты каждого предыдущего тестирования нами

рассматривались как исходные по отношению к последующим. Следует отметить, что исходные показатели результатов тестирования футболистов экспериментальной и контрольной групп не выявили достоверных различий.

Сравнение показателей тестирования аэробных способностей футболистов в тесте Купера после первого года подготовки свидетельствовало о практически одинаково высоком приросте результатов в экспериментальной (+6,9%) и в контрольной

Примечание: 0 - исходное тестирование: 1 -в конце 1-го года: 2-е конце 2-го года: 3-е конце 3-го года

Рисунок 1- Трёхлетняя динамика результатов тестирования в тесте Купера, (м)

Показатели тестирования, полученные после второго года, свидетельствовали о замедлении темпов прироста результатов в обеих группах (+3,2% - в экспериментальной и +2,9% - в контрольной). Выявленная тенденция наблюдалась и по итогам третьего года подготовки футболистов контрольной группы (+1,2%). Темпы роста результатов в экспериментальной группе к окончанию эксперимента были более высокими (+3,8%).

Полученные после первого года подготовки данные тестирования в тесте челночного бега 7x50 метров (рисунок 2) позволили сделать вывод о существенном улучшении результатов в обеих группах (+3,7% - в экспериментальной и +3,4% - в контрольной). В течение второго тренировочного года продолжалось достаточно

выраженное улучшение результатов и в экспериментальной, и контрольной группах (+1,8%). Результаты тестирования в челночном беге 7x50 метров после третьего тренировочного года обозначили две разнонаправленные тенденции. Первая - это продолжающееся улучшение результатов в экспериментальной группе (+1,7%) и одновременно с этим резкая стабилизация показателей тестирования в контрольной группе, практически на уровне результатов, полученных по окончании второго года подготовки (-0,2%).

Примечание: 0 - исходное тестирование: 1-е конце 1-го года: 2-е конце 2-го года: 3-е конце 3-го года

Рисунок - 2. Трёхлетняя динамика результатов тестирования в челночном беге 7x50 метров, (с)

Одним из показателей уровня развития скоростно-силовых способностей у

футболистов является результат в беге на 30 метров с места. В результате проведённого после первого года подготовки тестирования были зафиксированы следующие результаты (рисунок 3).

В контрольной группе средние значения улучшились существенно (+5,1%). В экспериментальной группе отмечалось незначительное улучшение средних значений в среднем на 1,0%. После второго тренировочного года, с одной стороны, сохранилась тенденция к незначительному улучшению результатов в экспериментальной группе (+0,1%), а с другой - обозначились стабилизирующие тенденции в показателях футболистов контрольной группы, где средние значения остались практически неизменными (+0,1%).

Результаты тестирования после третьего года подготовки подтвердили стабилизирующую

(+7,8%) группах (рисунок 1).

■мвшьькспериментальная — — контрольная

3400

тенденцию в показателях футболистов контрольной группы (+0,3%). Вместе с тем необходимо отметить выраженную тенденцию к улучшению показателей в экспериментальной группе (+3,2%).

в конце 1-го года; 2-е конце 2-го года; 3-е конце 3-го года

Рисунок 3 - Трёхлетняя динамика результатов тестирования в беге на 30 метров, (с)

Ещё одним показателем уровня развития скоростно-силовых способностей у

футболистов является результат в беге на 60 метров с места (рисунок 4).

в конце 1-го года; 2-е конце 2-го года; 3-е конце 3-го года

Рисунок 4 - Трёхлетняя динамика результатов в беге на 60 метров, (с)

В результате проведённого после первого года подготовки тестирования были зафиксированы следующие показатели: в контрольной группе средние значения улучшились на 1,2%; в экспериментальной группе отмечался ещё менее значительный прогресс в результатах, где средние значения улучшились всего на 0,3%.

После второго года подготовки продолжилась тенденция к улучшению результатов как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Однако если в первой из них прогресс по сравнению с прошлым годом зафиксирован на 1,5% (прирост составил 1,2%), то в контрольной группе средние значения улучшились на 1,4% (прирост составил 0,2%). Результаты тестирования после третьего года подготовки подтвердили тенденцию замедления темпов улучшения результатов футболистов контрольной группы (+1,2%). В то же время отмечалась выраженная тенденция к росту показателей в экспериментальной группе (+2,6%).

Анализ результатов проведённого после первого года тренировки тестирования скоростно-силовых способностей в тесте «прыжок в длину с места» показал достаточно выраженные тенденции к росту средних значений в обеих группах (+5,7% - в экспериментальной и 5,3% - в контрольной). Показатели тестирования после второго года подготовки подтвердили обозначившуюся тенденцию к росту результатов у футболистов обеих групп (+1,9 - в экспериментальной группе и 2,9% - в контрольной) (рисунок 5).

в конце 1-го года; 2-е конце 2-го года; 3-е конце 3-го года

Рисунок 5 - Трёхлетняя динамика результатов теста «прыжок в длину с места», (см)

При итоговом тестировании в прыжках в длину с места футболисты экспериментальной группы значительно улучшили свои результаты (+3,0%) в отличие от футболистов контрольной группы, где наметились стабилизирующие тенденции (+0,4%).

В отношении Уо-Уо теста, характеризующего проявление специфической аэробной

выносливости футболистов, можно отметить незначительное улучшение результатов в обеих группах по итогам первого тренировочного макроцикла (+4,0%) (рисунок 6).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

метрьь _ контрольная

jOUU

2000

1000

■ экспериментальная

73 з

1650,7

1721,6

1967,5

Примечание: 0 - исходное тестирование: 1 -в конце 1-го года: 2-е конце 2-го года: 3-е конце 3-го года

Рисунок 6 - Трёхлетняя динамика результатов Уо-Уо теста, (м)

Существенный прирост результатов в данном тесте отмечен по окончании второго года подготовки у футболистов обеих групп (+15,2% - в экспериментальной группе и 13,5% - в контрольной). В третий год положительная тенденция только лишь усилилась, что

подтверждается результатами теста особенно футболистов экспериментальной группы (+15,4%), тогда как в контрольной группе лишь

+6,2%.

Заключение. Таким образом, аналитическая оценка результатов педагогического тестирования физических способностей юношей-футболистов 17-19 лет контрольной и экспериментальной групп позволила говорить об их разнонаправленных тенденциях. Если при блоковом построении процесса физической подготовки с использованием

последовательного применения

однонаправленных нагрузок на отдельных этапах годичного тренировочного цикла в течение всего макроцикла удаётся планомерно повышать многие параметры специальной физической работоспособности в течение трёх лет, то при комплексном параллельном воздействии разнонаправленными физическими нагрузками в течение подготовительного периода годичного цикла подготовки возможно добиться улучшения только в первый год, а уже со второго года, в основном, начинается замедление и ухудшение результатов.

Литература

1. Верхо шанский, Ю.В. Теория и методология спортивной подготовки: блоковая система тренировки спортсменов высокого класса / Ю.В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. - № 4. - 2005 - С. 24-26.

2. Волков, Н.И. Теория и практика интервальной тренировки / Н.И. Волков, A.B. Карасёв, М. Хосни. -М. : Военная акад. им. Ф. Э. Дзержинского, 1995. -196 с.

3. Григорьев, С.К. Блоковая методика физической подготовки футболистов 17-19 лет / С.К. Григорьев, А.П. Золотарёв, В.В. Лавриченко // Физическая культура, спорт - наука и практика. Научно-методический журнал Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. - №4. - 2011. - С. 15-19.

4. Григорьев, С.К. Планирование процесса физической подготовки на разных этапах годичного тренировочного цикла футболистов 17-19 лет на основе блокового метода / С.К. Григорьев, А.П. Золотарёв, В.В. Лавриченко // «Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта», Научно-теоретический журнал. - №1 (83). - 2012. - С. 50-55.

5. Заммер, М. Интервью // ФУТБОЛ. - № 3. - 2007. -С.5.

6. Зеленцов, A.M. Моделирование тренировки в футболе / A.M. Зеленцов, В.В. Лобановский. - Киев : Здоров'я, 1985. - С. 134.

7. Искусство подготовки высококлассных футболистов / Под. ред. Н.М. Люкшинова. - М. : «Советский спорт», 2003. - С. 135.

8. Лексаков, A.B. Философия клубного футбола / A.B. Лексаков // Футбол. - № 10. - 2011. - С. 5-8.

9. Платонов, В.Н. Теория и методика спортивной тренировки / В.Н. Платонов. - Киев : Вища школа, 1984.-352 с.

10. Сучилин, A.A. Теоретико-методологические основы подготовки спортивного резерва для профессионального футбола / A.A. Сучилин. -Волгоград, 1997.-237 с.

11. Тюленьков, С.Ю. Теоретико-методические подходы к системе управления подготовкой футболистов высокой квалификации : монография / С.Ю. Тюленьков. - М. : Физическая культура, 2007. - 325 с.

12. Arcelli, Е. Soccer fitness training / Е. Arcelli, F. Ferretti. - Pensylvania, Reedswain Books and Videos. -1999. - 147 pp'

References

1. Verkhoshanskiy, Y.V. Theory and methodology of sports training: block system of high-class athletes training / Y.V. Verkhoshanskiy // Theory and Practice of Physical Culture. - No 4. - 2005. - P. 24-26.

2. Volkov, N.I. Theory and practice of interval training / N.I. Volkov, A.V. Karasev, M. Hosny. -Moscow : F.E. Dzerzhinsky Military Academy, 1995. -196 p.

3. Grigorev, S.K. Block methodology of physical training of 17-19 year-old football players / S.K. Grigorev, A.P. Zolotarev, V.V. Lavrichenko // Physical Culture, Sport - Science and Practice. Scientific-methodical journal of Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism. - No 4. - 2011. -P. 15-19.

4. Grigorev, S.K. Physical training planning at different stages of the annual training cycle of 17-19 year-old football players based on the block method / S.K. Grigorev, A.P. Zolotarev, V.V. Lavrichenko // "Scientists notes of P.F. Lcsgaft University", Scientific -theoretical journal. - No 1 (83). -2012. - P. 50-55.

5. Zammer, M. Interview // FOOTBALL. - No 3. -2007.-P. 5.

6. Zelentsov, A.M. Modeling of training in football / A.M. Zelentsov, V.V. Lobanovskiy. - Kiev : Health, 1985.-P. 134.

7. The art of highly qualified football players training / Under edition of N.M. Lyukshinov. - Moscow : "Soviet Sport", 2003. - P. 135."

8. Leksakov, A.V. Philosophy of club football / A.V. Leksakov // Football. - No 10. - 2011. - P. 5-8.

9. Platonov, V.N. Theory and methodology of sports training / V.N. Platonov. - Kiev : Vishcha School, 1984. - 352 p.

10. Suchilin, A. A. Theoretical-methodological basis of training of sports reserve for professional football / A. A. Suchilin. - Volgograd, 1997. - 237 p.

11. Tyulenkov, S.Y. Theoretical and methodological approaches to the control system of highly skilled football players training: a monograph / S.Y. Tyulenkov. - Moscow : Physical Culture, 2007. - 325 p.

12. Arcelli, E. Soccer fitness training / E. Arcelli, F. Ferretti. - Pensylvania, Reedswain Books and Videos. -1999.- 147 p."

Статья поступила в редакцию: 06.11.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.