Научная статья на тему 'Повышение работоспособности юных футболистов на этапе начальной специализации'

Повышение работоспособности юных футболистов на этапе начальной специализации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
719
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / НАЧАЛЬНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / INITIAL SPECIALIZATION / ОПТИМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / OPTIMAL CONDITIONS / ОПТИМАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ / OPTIMAL DISTRIBUTION / ОПТИМАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ / OPTIMAL VARIANT / РАССРЕДОТОЧЕННОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА / DISPERSED DISTRIBUTION OF THE PROGRAM MATERIALS / КОМПЛЕКСНОЕ СОДЕРЖАНИЕ / КОНЦЕНТРИРОВАННОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ / CONCENTRATED DISTRIBUTION / ОДНОРОДНОЕ СОДЕРЖАНИЕ / ЮНЫЕ ФУТБОЛИСТЫ / YOUNG FOOTBALL PLAYERS / CAPACITY FOR WORK / COMPLEX CONTENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сафоненко Светлана Владимировна, Популо Гельшиган Миргазовна

В статье рассматриваются особенности повышения работоспособности юных футболистов на этапе начальной специализации. Описываются способы и пути подбора наиболее оптимального содержания и распределения учебного материала в учебно-тренировочном процессе юных футболистов на этапе начальной специализации. Рассматриваются так же факторы, способствующие повышению работоспособности юных футболистов на этапе начальной специализации, методики определения работоспособности занимающихся. В работе представлены результаты положительного влияния концентрированного распределения разделов и подразделов программного материала в относительно законченные учебно-тренировочные микроциклы занятий, направленного также на концентрацию усилий тренеров и футболистов на решение чётко выделенных образовательно-воспитательных, психолого-педагогических и развивающих задач, что оказалось более эффективным в сравнении с его рассредоточенным и комплексным вариантом. В условиях концентрированного планирования учебно-тренировочного материала обеспечивается выраженный воспитательный эффект на формирование мотивов и активности футболистов, практического использования знаний, умений и навыков в физкультурно-спортивной деятельности, включённость в процесс физического самовоспитания. С целью повышения эффективности развития функциональных и физических возможностей футболистов, расширения их диапазона двигательных навыков, необходимо использовать разнообразный учебно-тренировочный материал, включающий различные физические упражнения из разных видов спорта. Проведенные исследования показали, что распределение упражнений должно осуществляться в оптимальной последовательности по характеру их взаимодействий, при этом концентрированное планирование является достаточно эффективным вариантом распределения его по годам. С учётом данного фактора достигается более точная структура занятия, целесообразное, оптимально плотное использование времени и результативность деятельности тренера и занимающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сафоненко Светлана Владимировна, Популо Гельшиган Миргазовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING OF THE YOUNG FOOTBALL PLAYERS CAPACITY FOR WORK AT THE INITIAL STAGE OF SPECIALIZATION

The article is devoted to the problem of increasing of the capacity for work of the young football players at the initial stage of specialization. Ways and methods of choosing the most optimal contents and distribution of learning materials during young sportsmen trainings are revealed in the article. There are also presented factors leading to the increased work-capacity of the young football players at the initial stage of specialization and ways of finding out the level of the capacity for work of the sportsmen. In this scientific work there are results of the positive influence of the concentrated distribution of different sections and sub-sections of program materials into relatively completed training micro cycles. It is also aimed the concentration of the tutors and football-players attention on working with directly formulated educational, physiology-pedagogical and developing keys. In case of concentrated planning of the training materials educational effect at motives and activity of the football players, usage of practical skills, knowledge and abilities at physical-culture activity is provided. In order to increase the effectiveness of physical and functional abilities development as well as widening the range of moving skills in is necessary to use various training materials, including physical exercises of different kinds of sport. Researches revealed that exercises usage must be implemented according to the optimal way dependent on the character of their interaction. Concentrated planning is effective way of year-to-year distribution. Taking into account this factor it is possible to achieve more precise trainings structure and optimal timing usage.

Текст научной работы на тему «Повышение работоспособности юных футболистов на этапе начальной специализации»

Сафоненко Светлана Владимировна, Популо Гельшиган Миргазовна ПОВЫШЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ .

pedagogical sciences

УДК 37

ПОВЫШЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

© 2017

Сафоненко Светлана Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

«Спортивных дисциплин» Самарский государственный социально-педагогический университет (443035 Россия, Самара, улица Минская, 25, e-mail: [email protected])

Популо Гельшиган Миргазовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Физического воспитания»,

Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, улица Белорусская, 14, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье рассматриваются особенности повышения работоспособности юных футболистов на этапе начальной специализации. Описываются способы и пути подбора наиболее оптимального содержания и распределения учебного материала в учебно-тренировочном процессе юных футболистов на этапе начальной специализации. Рассматриваются так же факторы, способствующие повышению работоспособности юных футболистов на этапе начальной специализации, методики определения работоспособности занимающихся. В работе представлены результаты положительного влияния концентрированного распределения разделов и подразделов программного материала в относительно законченные учебно-тренировочные микроциклы занятий, направленного также на концентрацию усилий тренеров и футболистов на решение чётко выделенных образовательно-воспитательных, психолого-педагогических и развивающих задач, что оказалось более эффективным в сравнении с его рассредоточенным и комплексным вариантом. В условиях концентрированного планирования учебно-тренировочного материала обеспечивается выраженный воспитательный эффект на формирование мотивов и активности футболистов, практического использования знаний, умений и навыков в физкультурно-спортивной деятельности, включённость в процесс физического самовоспитания. С целью повышения эффективности развития функциональных и физических возможностей футболистов, расширения их диапазона двигательных навыков, необходимо использовать разнообразный учебно-тренировочный материал, включающий различные физические упражнения из разных видов спорта. Проведенные исследования показали, что распределение упражнений должно осуществляться в оптимальной последовательности по характеру их взаимодействий, при этом концентрированное планирование является достаточно эффективным вариантом распределения его по годам. С учётом данного фактора достигается более точная структура занятия, целесообразное, оптимально плотное использование времени и результативность деятельности тренера и занимающихся.

Ключевые слова: работоспособность, адаптация, начальная специализация, оптимальные условия, оптимальное распределение, оптимальный вариант, рассредоточенное распределение программного материала, комплексное содержание, концентрированное распределение, однородное содержание, юные футболисты.

INCREASING OF THE YOUNG FOOTBALL PLAYERS CAPACITY FOR WORK AT THE INITIAL STAGE OF SPECIALIZATION

© 2017

Safonenko Svetlana Vladimirovna, candidate of pedagogical science, associate professor of the chair

of «Sport disciplines» Samara State social-pedagogic University (443035, Russia, Samara, st. Minskaya, 25, [email protected]) Populo Gelshigan Mirgazovna, candidate of pedagogical science, associate professor of the chair

«Physical Education» Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya street, 14, e-mail: [email protected])

Abstract. The article is devoted to the problem of increasing of the capacity for work of the young football players at the initial stage of specialization. Ways and methods of choosing the most optimal contents and distribution of learning materials during young sportsmen trainings are revealed in the article. There are also presented factors leading to the increased work-capacity of the young football players at the initial stage of specialization and ways of finding out the level of the capacity for work of the sportsmen. In this scientific work there are results of the positive influence of the concentrated distribution of different sections and sub-sections of program materials into relatively completed training micro cycles. It is also aimed the concentration of the tutors and football-players attention on working with directly formulated educational, physiology-pedagogical and developing keys. In case of concentrated planning of the training materials educational effect at motives and activity of the football players, usage of practical skills, knowledge and abilities at physical-culture activity is provided. In order to increase the effectiveness of physical and functional abilities development as well as widening the range of moving skills in is necessary to use various training materials, including physical exercises of different kinds of sport. Researches revealed that exercises usage must be implemented according to the optimal way dependent on the character of their interaction. Concentrated planning is effective way of year-to-year distribution. Taking into account this factor it is possible to achieve more precise trainings structure and optimal timing usage.

Keywords: capacity for work, adaptation, initial specialization, optimal conditions, optimal distribution, optimal variant, dispersed distribution of the program materials, complex contents, concentrated distribution, young football players.

В настоящее время современный футбол предъявляет определённые требования к юным спортсменам, что вызывает поиски путей обновления, усовершенствования системы спортивного резерва. В связи с этим очень важно уделить особое внимание, в процессе многолетней подготовки юных футболистов, этапу начальной специализации, так как на данном этапе необходимо решать многие задачи, особенно, касаемые индивидуализации и дифференцировки процесса физической подготовки спортсменов [1-3]. Так же это относится и к дифферен-цировке в формировании главных компонентов функци-

ональной подготовленности и диагностики протекания адаптации [4,5]. В настоящее время назрела потребность в преобразовании системы подготовки юных спортсменов в футболе, данная потребность обусловлена различными направлениями современного спорта и нехваткой наиболее целесообразных технологий, методик, способствующих обеспечить достаточный уровень подготовленности занимающихся на всех этапах многолетнего тренировочного процесса [6-8]. Развивая данное направление, можно сказать, что одним из наиболее рациональных и многообещающих моментов в подготовке может

педагогические науки

ПОВЫШЕНИЕ

Сафоненко Светлана Владимировна, Популо Гельшиган Миргазовна РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ ...

явиться правильная организация тренирующих воздействий. Условия соревнований в футболе обуславливают и высокие требования к морально-волевым качествам, общефизической подготовленности [9,10]. Здесь важным моментом, который способствует повышению работоспособности, является оптимальное распределение учебно-тренировочного программного материала. Из выше сказанного можно констатировать, что разрешение вопроса повышения спортивной работоспособности футболиста, которая в итоге обуславливает повышение результативности тренировочной и соревновательной деятельности, располагает следующими направленно-стями, такими как: педагогическая, психологическая и медико-биологическая [11,12]. Применение в комплексе педагогических средств, базируясь на различных научных исследованиях должно благоприятствовать не только образованию наилучших условий для улучшения технологии подготовки спортсменов, но и способствовать укреплению здоровья занимающихся, вырабатыванию у них привычки к здоровому образу жизни, целесообразному применению в деятельности спортсменов приемов и методов восстановления, а также умению регулировать физические и психические нагрузки [13-15].

Таким образом можно сказать, что проблема исследования обусловлена разрешением вопроса: какие педагогические средства окажутся наиболее действенными, которые будут способствовать увеличению спортивной работоспособности юных футболистов, при этом нельзя забывать о совмещении высоких физических и нервно-психических нагрузок в процессе подготовки юных спортсменов.

Объектом нашего исследования стал - учебно-тренировочный процесс, направленный на повышение общей работоспособности юных футболистов.

Предмет исследования: уровень физической подготовленности и общей работоспособности юных футболистов.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что оптимальное распределение учебно-тренировочного материала в учебно-тренировочном процессе может обуславливать увеличение уровня физической подготовленности и как следствие этого повышению общей работоспособности занимающихся на этапе начальной специализации.

Целью исследования явилось повышение эффективности работоспособности занимающихся футболом на этапе начальной специализации базируясь на определении наиболее целесообразных вариантов рассредоточения программного материала и содержания занятий по футболу.

В процессе исследования решались определённые задачи:

1. Выполнить теоретический анализ научной литературы по теме исследования.

2. Подобрать оптимальный вариант распределения учебно-тренировочного программного материала в целях повышения общей работоспособности и уровня физической подготовленности юных футболистов.

3. Определить эффективность экспериментальной методической разработки.

Методами нашего исследования стали:

1. Анализ научной литературы.

2. Педагогическое наблюдение.

3. Педагогический эксперимент.

4. Тестирование.

5. Методы математической статистики.

Тестирование. Уровень физической и технической

подготовленности юных футболистов определялся следующими тестами: общая выносливость бег 500 м и 2000 м; скоростно-силовая выносливость - бег 100 м; силовые способности - сгибание-разгибание рук на гимнастической скамейке; скоростно-силовые способности прыжки в длину и высоту с разбега, бег 20 м с высокого старта, прыжок в длину с места, бросок набивного мяча

(3 кг) с места двумя руками из-за головы [16-18].

Общая работоспособность занимающихся выявлялась с помощью гарвардского степ-теста.

В начале нашего исследования был проведён педагогический сравнительный эксперимент. Данный эксперимент проходил в ДЮСШ №11 г. Самара. Занимающиеся были поделены на контрольную и экспериментальную группы. В период эксперимента выявлялись показатели по изучаемым факторам.

Планирование учебно-тренировочного процесса в опытных группах строилась на основе правила, наиболее рационального способа, подбора наилучшего арсенала средств и методов, дозирования нагрузки, формирования и организации самостоятельной работы занимающихся, а так же мотивирования и регуляции деятельности во время учебно-тренировочного процесса, а так же необходимого контроля за данным процессом. Таким образом можно сказать, что обеспечивались условия для достижения предельно наилучшего результата занимающихся.

Экспериментальная группа отличилась от контрольной в плане организации учебно-тренировочного процесса методами планирования и содержания учебно-тренировочной деятельности. В контрольной группе 80% времени отводилось на комплексное содержание учебно-тренировочной деятельности, при этом программный материал распределялся рассредоточено, оставшиеся 20% времени распределялись на однородное содержание. При построении таких занятий 50% времени отдавалось на формирование физических качеств занимающихся и столько же времени на развитие и воспитание двигательных действий. Футболисты контрольной группы в своё свободное время от тренировок занимались самостоятельно, где преобладал комплексный и определённый характер упражнений, где происходил учёт отстающих физических качеств.

В экспериментальной группе 70% времени применялось на концентрированное распределение программного материала, при этом программный материал распределялся однородно, оставшиеся 30%, распределялись на занятия комплексного характера. При построении таких занятий 70% времени отдавалось на формирование физических качеств занимающихся и 30% на развитие и воспитание двигательных действий. Футболисты экспериментальной группы в своё свободное время от тренировок занимались самостоятельно, где преобладала выборочная направленность упражнений, что определяло многогранный характер и в целом общефизическую подготовку занимающихся.

В эксперименте участвовало 30 футболистов 13-14 лет.

В период проведения нашего педагогического эксперимента мы выявили, что начальные результаты наших испытуемых футболистов обеих групп, которые мы получили в начале учебно-тренировочного года, не имеют достоверных различий.

Начальные результаты, выявленные во время тестирований обнаружили, что футболисты, в большинстве располагают низким уровнем физической подготовленности. Показатели по восьми тестам обнаружили: 74,6% плохой уровень; 22,3% удовлетворительный уровень и 3,1% хороший уровень. У участников исследования выявлена низкая общая выносливость, что подтверждают полученные результаты в тесте (бег 500 м.). Так же оказался низкий уровень специальной выносливости в тесте (бег 100 м.), низкий уровень выявлен в скоростно-силовой подготовке, что подтверждается результатами в тестах (прыжок в длину и высоту с разбега; в броске набивного мяча, в беге 20 м с высокого старта). В тесте (прыжок в длину с места) результаты выше, что говорит о развитии взрывной силы у участников эксперимента.

Низкий уровень физической подготовленности обуславливает и низкий уровень общей работоспособности юных футболистов. Свидетельствует о данном факте

Сафоненко Светлана Владимировна, Популо Гельшиган Миргазовна ПОВЫШЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ .

pedagogical sciences

Гарвардский степ-тест. Показатели работоспособности ниже среднего были выявлены у более 45,3% футболистов двух исследуемых групп, а плохой уровень - от 17,5 до 22,2%.

За период нашего эксперимента у юных футболистов в экспериментальной группе была выявлена положительная динамика, в показателях уровня физической подготовленности.

В беге на 100 м. средний показатель стал лучше на 1,79 секунды при (Р < 0,01). Прирост в данном испытании оказался 10,24%. В беге на 500 м. - 18,5 секунды при (Р < 0,01; 14,6%); в тесте прыжок в длину с разбега - 21,7 см. при (Р < 0,01; 6,7%). Неплохие результаты были выявлены в тесте (бег на 20 м с высокого старта), прирост оказался 0,37 сек. (Р < 0,01; 9,1%). В тесте (сгибание-разгибание рук от гимнастической скамейки) прирост составил - 4,3 раза при (Р < 0,01; 92,85%). В тесте (бросок набивного мяча) достоверных различий не было выявлено.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что у юных футболистов экспериментальной группы в период эксперимента повысился уровень физической подготовленности, что в свою очередь поспособствовало повышению уровня общей работоспособности. Показатель индекса Гарвардского степ-теста повысился на 51,5% при Р < 0,01. Футболистов с отличной и хорошей работоспособностью оказалось на 45,6% больше.

В результате педагогического эксперимента футболистов с отличным и хорошим уровнем физической подготовленности возросло на 21,9 %, при этом футболистов с плохим уровнем физической подготовленности оказалось меньше на 78,1%.

Отсюда следует, что у юных футболистов экспериментальной группы в следствии разработанной экспериментальной методики вырос уровень общей и специальной выносливости, скоростно-силовых качеств, силы, гибкости и ловкости. Тем не менее важно отметить, что существенные трансформации оказались в тех видах, в выявлении таких физических качеств, на которые сосредотачивалось внимание в программе занятий и на упражнениях одной направленности. В начале эксперимента 60% учебно-тренировочного времени отдавалось на развитие общей и специальной выносливости в беге на средние и длинные дистанции. В конце эксперимента до 50% учебно-тренировочного времени на развитие скоростно-силовых качеств, которое касалось прыжков в высоту и длину с разбега и до 50% времени на развитие специальной выносливости и скоростно-силовых качеств: касаемо бега на короткие дистанции.

Содержание учебно-тренировочных занятий футболистов предопределило успех физической подготовки, благодаря увеличению диапазона аэробных функций организма испытуемых, что позволило подвести к повышению обшей работоспособности и адаптационных возможностей организма к грядущей скоростно-сило-вой работе. В конце эксперимента количество юных футболистов экспериментальной группы с отличной и хорошей работоспособностью возросло на 19,7%; футболистов с общей работоспособностью ниже средней и плохой уменьшилось на 48,8%.

Благодаря положительному переносу физических качеств, однородная направленность физических упражнений в учебно-тренировочном году позволила добиться значительных приростов в показателях следующих тестов (бег на 100 м, прыжки в высоту и длину с разбега, в беге на 100 м и 20 м с высокого старта). Выполнение упражнений, которые носили характер самостоятельности у участников экспериментальной группы состояли из упражнений на развитие силы мышц плечевого пояса, живота, спины, в итоге обусловили повышение показателей результатов в следующих тестах (сгибание и разгибание рук от гимнастической скамейки, толкание ядра, метание гранаты). Привлечение юных футболистов к физическому совершенствованию повлияло на от-

носительную устойчивость уровня развития физических качеств и работоспособности в период эксперимента.

За период эксперимента у футболистов контрольной группы были выявлены следующие результаты в уровне физической подготовленности. Футболистов с плохим уровнем физической подготовленности уменьшилось на 62,4% при (Р < 0,01); в беге на 100 метров - повысился на 1,12 секунды, в процентном соотношении это составило 6,42%. В беге на 500 м. - на 15,9 сек. при (Р < 0,01, 12,35%); в беге на 20 м с высокого старта - на 0,25 сек. при (Р < 0,01, 6,45%); в сгибании-разгибании рук от гимнастической скамейки - прирост составил 2,5 раза (Р < 0,01, 68,7%). Незначительно при (Р < 0,05) подверглись изменению результаты в тесте (прыжок в длину с разбега) и не было выявлено достоверных различий в тесте (прыжок в высоту с разбега и броске набивного мяча).

Повышение уровня физической подготовленности у юных футболистов контрольной группы поспособствовало и повышению уровня обшей работоспособности. Показатель индекса Гарвардского степ-теста вырос на 24,07 % при Р < 0,01. Футболистов с плохой и ниже средней работоспособностью стало меньше на 21,3%.

Технология рассредоточенного распределения учебного материала с преобладающим использованием комплексного содержания учебно-тренировочных занятий обеспечила за период исследования повысить у футболистов контрольной группы общую и специальную выносливость в тесте (бег на 100 м.), а также уровень ско-ростно-силовой подготовленности. Повторные тестирования, проведённые в конце исследования, выявили, что у футболистов контрольной группы за данный период трансформировались, улучшились только показатели общей работоспособности и в тесте (бег на 20 метров с высокого старта), а за период отдыха от занятий и эти результаты уровня физической подготовленности были потеряны, таким образом, можно сделать вывод, что уровень формирования физических качеств пропорционален постоянству их во временном интервале.

Сравнительный анализ результатов контрольных тестов свидетельствует о том, что в исследуемых группах за период эксперимента были выявлены обусловленные трансформации в уровне физической подготовленности, так же необходимо отметить, что в экспериментальной группе в большинстве тестов они оказались значительнее.

В тесте (бег на 100 м.) прирост составил - 0,5 сек. (Р < 0,01), что доказывает правильность распределения учебного материала. Развитие общей выносливости как основного качества, а затем постепенное, суммирующее формирование скоростно-силовых качеств в разнообразных формах их проявлений, прыжки в высоту с разбега, бег на короткие дистанции. В других тестах показатели футболистов экспериментальной группы выше, чем у футболистов контрольной группы. В тестах (бросок набивного мяча, прыжок в длину с места) достоверных различий не обнаружено.

Трансформация уровня физической подготовленности футболистов экспериментальной группы за период эксперимента значительнее и в процентном соотношении, чем изменения, произошедшие в контрольной группе. Выше и её оценка по нормативам учебной программы. Выше на 15,7 единиц (Р < 0,01) и уровень общей работоспособности в испытаниях по Гарвардскому степ-тесту. Так же значительнее результаты и в процентах.

Можно определённо сказать, что в результате педагогического эксперимента у юных футболистов двух групп были выявлены определённые изменения в уровне физической подготовленности. Существенно возросли показатели в уровне общей и специальной выносливости, в силе и скоростно-силовых качествах. Тем не менее период экспериментальной работы обнаружил, что физическая подготовка футболистов, обусловленная сосредоточением учебно-тренировочного материала, а так же стремлением, направленным на формирование

педагогические науки

Сафоненко Светлана Владимировна, Популо Гельшиган Миргазовна

ПОВЫШЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ ...

физических качеств, оказалась более результативной в сопоставлении с ее комплексным воздействием.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Курамшин Ю.Ф., Поповский В.М. Найдите свой талант. - М., 2007. - 292 с.

2. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать, профессия - тренер. - М., АСТ, Астрель, 2002.

- 212 с.

3. Полишкис М.С., Выжгин В.А., Сагасти Р.Р. Технико-тактическая подготовка квалифицированных футболистов. Учебное пособие. - М., ГЦОЛИФК, 1999.

- 294 с.

4. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников-спортсменов. - М., 2014. - 228 с.

5. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития: Учебник. - М.: Академия, 1999. - 456 с.

6. Ашмарин И.В., Виноградов Ю.А., Вяшкин З.Н. Теория и методика физического воспитания. - Москва, Просвещение, 2004. - 286 с.

7. Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. - Москва, Физкультура и спорт, 2013. - 294 с.2. Вайцеховский С.М. Книга тренера. - Москва, Физкультура и спорт, 2011. - 302 с.

8. Киселев Ю.Я. Победи!: Размышления и советы психолога спорта. - М.: СпортАкадемПресс, 2012. - 327 с.

9. Монаков Г.В. Подготовка футболистов. - Псков, 2003. - 256 с.

10. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. - М.: ФиС, 2008. - 479 с.

11. Гандельсман А.Б., Смирнов К.М. Физиологические основы методики спортивной тренировки. - Москва, ФиС, 2010. - 254 с.

12. Лалаков Г.С. Структура и содержание тренировочных нагрузок у футболистов различного возраста и квалификации. - Омск, 2010. - 83 с.

13. Ольшанский В.Б. Психология - практикам: учителям, тренерам, родителям и руководителям. - М.: Тривола, 2006. - 264 с.

14. Психология / Под ред. В.М. Мельникова. - М.: ФиС, 2007. - 367с.

15. Решитько В.Л. Техническая подготовка юных футболистов. - М., 2004. - 118 с.

16. Лаптев А.П. Юный футболист / А.П. Лаптев, А.А. Сучилин. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 255 с.

17. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. - М., 2008. - 189 с.

18. Лях В.И. Двигательные способности. -Физкультура в школе. - № 2, 2006. С. 12-21.

Статья поступила в редакцию 20.07.2017.

Статья принята к публикации 25.09.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.