Научная статья на тему 'Подвижные игры в учебно-тренировочном процессе футболистов на этапе начальной подготовки'

Подвижные игры в учебно-тренировочном процессе футболистов на этапе начальной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4145
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА ФУТБОЛИСТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ / ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ / ТЕХНИЧЕСКОЙ И ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ФУТБОЛИСТОВ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ЭСТАФЕТЫ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ФУТБОЛИСТОВ / SPORTS TRAINING OF FOOTBALL PLAYERS AT THE INITIAL STAGE / FIXED ASSETS OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL / TECHNICAL AND TACTICAL FITNESS OF FOOTBALL PLAYERS / SPECIALIZED OUTDOOR GAMES AND RELAYS IN TRAINING PROCESS OF FOOTBALL PLAYERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лернер Виктория Леонидовна, Дерябина Галина Ивановна, Шпичко Александр Михайлович, Лудков Виктор Алексеевич

Статья посвящена исследованию эффективности применения подвижных игр в учебно-тренировочном процессе юных футболистов на этапе начальной подготовки третьего года обучения. Рассмотрена структура и содержание учебно-тренировочных занятий футболистов, занимающихся в группах начальной подготовки. Приведены основные средства развития физической, технической и тактической подготовленности футболистов на данном этапе подготовки. Обосновано использование в качестве приоритетных тренировочных средств специализированных подвижных игр и эстафет. Представлены примерные схемы расположения материала комплексных занятий, решающих задачи физической, технической и тактической подготовки. Экспериментально проверена эффективность представленных учебно-тренировочных занятий с помощью тестирования, направленного на выявление уровня развития физической и технической подготовленности футболистов, занимающихся в группах начальной подготовки третьего года обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лернер Виктория Леонидовна, Дерябина Галина Ивановна, Шпичко Александр Михайлович, Лудков Виктор Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OUTDOOR GAMES IN EDUCATIONAL AND TRAINING PROCESS OF FOOTBALL PLAYERS AT THE STAGE OF INITIAL PREPARATION

Authors devoted this article to a research of efficiency of application of outdoor games in educational and training process of young football players at a stage of initial preparation of the third year of training. They considered structure and content of educational and training occupations of the football players engaged in groups of initial preparation, gave fixed assets of development of physical, technical and tactical fitness of football players in this stage of preparation, proved use as priority training means of specialized outdoor games and relays, submitted approximate schemes of an arrangement of material of the complex occupations solving problems of physical, technical and tactical training and experimentally checked the efficiency of the presented educational and training occupations by means of the testing directed to identification of the level of development of physical and technical fitness of the football players engaged in groups of initial preparation of the third year of training.

Текст научной работы на тему «Подвижные игры в учебно-тренировочном процессе футболистов на этапе начальной подготовки»

УДК 796.799

10.20310/1810-231Х-2018-17-2(36)-46-52

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ФУТБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Лернер Виктория Леонидовна, Дерябина Галина Ивановна, Шпичко Александр Михайлович,

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина е-mail: [email protected] Лудков Виктор Алексеевич Спортивная школа олимпийского резерва № 1 «Академия футбола», Россия, г. Тамбов

Статья посвящена исследованию эффективности применения подвижных игр в учебно-тренировочном процессе юных футболистов на этапе начальной подготовки третьего года обучения. Рассмотрена структура и содержание учебно-тренировочных занятий футболистов, занимающихся в группах начальной подготовки. Приведены основные средства развития физической, технической и тактической подготовленности футболистов на данном этапе подготовки. Обосновано использование в качестве приоритетных тренировочных средств специализированных подвижных игр и эстафет. Представлены примерные схемы расположения материала комплексных занятий, решающих задачи физической, технической и тактической подготовки. Экспериментально проверена эффективность представленных учебно-тренировочных занятий с помощью тестирования, направленного на выявление уровня развития физической и технической подготовленности футболистов, занимающихся в группах начальной подготовки третьего года обучения.

Ключевые слова: спортивная подготовка футболистов на начальном этапе, основные средства развития физической, технической и тактической подготовленности футболистов, специализированные подвижные игры и эстафеты в тренировочном процессе футболистов

На этапе начальной подготовки футболистов эффективна разносторонняя направленность учебно-тренировочного процесса. Приоритетными направлениями в тренировке является развитие физических качеств, приобретение техники и начальной тактики действий. В это время обучение 7-10-летних футболистов осуществляется, в основном, при помощи упражнений доступных для детей данного возраста. Не следует проводить большого количества упражнений, не требовать выполнения их в максимально темпе, осваивать в рамках одного занятиям более 2-3 технических приемов, проводить двухсторонние игры на полях стандартных размеров в общепринятых составах. Чрезмерное использование узкоспециализированных средств и методов часто препятствует росту мастерства на последующих этапах [1].

На данном этапе на учебно-тренировочных занятиях по физической подготовке юных футболистов одновременно с развитием общих физических качеств совершенствуются и специальные, а использование специализированных подвижных игр и эстафет в учебно-

тренировочном процессе дает положительный эффект, т. к. они повышают плотность занятий и в значительной степени увеличивают нагрузку. В это время происходит ознакомление юных футболистов с основными техническими приемами, позволяющими успешно вести элементарную игровую деятельность. Для формирования и развития игрового мышления необходимо использовать широкий спектр средств, в том числе и подвижные игры, направленных на развитие быстроты сложной реакции, ориентировки, умения взаимодействовать с партнерами [2].

Необходимо отметить, что при определении тренировочных средств на этапе начальной подготовки особое внимание необходимо уделить тщательному отбору игр и эстафет для занятий футболистов и продумыванию их содержание. Они должны быть интересными, разными по своей сложности и доступными, иметь соревновательный характер и отвечать направленности игры в футбол. Различают имитационные подвижные игры, то есть с подражательными действиями; подвижны игры с перебежками, преодолением препятст-

вий, с мячом, палками и вторыми предметами; подвижные игры с сопротивлением и с ориентированием по слуховым и зрительным сигналам. Выбор той или другой игры определяется конкретными задачами и условиями проведения учебно-тренировочного занятия [3].

Далее мы приводим основные средства общей и специальной физической, технической и тактической подготовки, используемой в учебно-тренировочном процессе футболистов, принявших участие в педагогическом исследовании. При выборе средств мы руководствовались рекомендациями, представленными в примерной программе спортивной подготовки футболистов для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва [1].

Основные средства развития общей физической подготовленности футболистов на начальном этапе подготовки.

1. Строевые упражнения: основная стойка, посторенние в колонну и шеренгу по одному самостоятельно и по сигналу учителя на время. Размыкание в колонне и шеренге, на месте и в движении Повороты на месте. Упражнения на формирование осанки, профилактику плоскостопия. Общеразвивающие упражнения с предметом (мячом, скакалкой, гимнастической палкой) и без предмета.

2. Разновидности ходьбы (на носках, пятках, внутреннем, внешнем своде стопы, перекатами с пятки на носок, подскоками, в полуприседе, приседе, широкими шагами, выпадами влево-вправо, с поворотами туловища влево и вправо).

3. Бег в различных направлениях, гладкий, с изменением ширины шага, скорости, приставными шагами, спиной вперед, семенящий, с остановкой по сигналу учителя, с заданием учителя, с предметом в руках.

4. Прыжки на двух и одной ноге на месте, с продвижением вперед, в длину, с высоты 20 см, 30 см. Запрыгивание на гимнастический мат высотой не более 30-40 см.

5. Подвижные игры: «Обгони мяч», «Вызов номеров», «Только своему», «Салки в тройках», «Живые мостики», «Скороходы», «Белые медведи», «Шишки, желуди, орехи», «Удочка», «Третий лишний», «Слушай сигнал», «Передача мячей в колоннах», «Вызов номеров». Подвижные игры специальной направленности, с элементами футбола. Эстафе-

ты с элементами бега, метания, прыжков, с предметами и без.

6. Занятия другими видами спорта. Лыжная подготовка: переноска и надевание лыж, ступающий и скользящий шаг без палок и с палками, повороты переступанием, подъем и спуски под уклон, передвижение на лыжах до 1 км. Акробатические и гимнастические упражнения: группировка, перекаты в группировке, лежа на животе и из упора стоя на коленях, стойка на носках, на одной ноге на полу и на гимнастической скамейке, ходьба на гимнастической скамейке, перешагивание через мячи, повороты на 90 градусов, ходьба по рейке гимнастической скамейки, шаги с подскоками, приставные шаги, шаг галопом в сторону, комбинации и комплексы общераз-вивающих упражнений различной координационной сложности.

7. Спортивные игры по упрощенным правилам - мини-футбол [4].

Основные средства развития специальной физической подготовленности футболистов на начальном этапе подготовки.

1. Развитие гибкости - общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения. Упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения ног, рук до предела, полушпагат, шпагат), упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчетверо скакалкой: наклоны, повороты туловища с различными положениями предметов (вверх, вниз, за голову, за спину); перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и круги. Упражнения на гимнастикой стенке, гимнастической скамейке.

2. Развитие скоростных качеств - повторный бег по дистанции 10-15 м, со старта и сходу с максимальной скоростью от 10 до 30 м. Бег по наклонной плоскости вниз.

3. Развитие координационных способностей - разнонаправленные движения рук и ног, кувырки вперед, в стороны с места. Стойка на лопатках. Упражнения в равновесии. Жонглирование двумя-тремя теннисными мячами руками, жонглирование правой и левой ногой (серединой, внутренней и внешней частями подъема, бедром). Метание мячей в неподвижную цель, метание после кувырков, перекатов.

4. Развитие силовых способностей - упражнения с преодолением собственного веса, подтягивание из виса, отжимание в упоре, приседание на одной и двух ногах. Лазанье по

канату, лестнице. Перетягивание каната. Упражнения с набивными мячами.

5. Развитие выносливости - равномерный и переменный бег на 500 м, дозированный бег по пересеченной местности. Ходьба на лыжах с подъемами и спусками. Плавание [3].

Так как на начальном этапе превалирующим является развитие общих и специальных физических способностей, тем не менее, овладение техническими навыками и тактическими действиями начинается уже в это время. Рассмотрим основные средства развития технической и тактической подготовленности на данном этапе спортивной подготовки юных футболистов.

Основные средства развития технической подготовленности футболистов на начальном этапе подготовки.

1. Вбрасывание мяча руками на дальность и в коридор шириной 2 м, удары по мячу (неподвижному, движущемуся) правой, левой ногой. Удары по воротам. Передвижения: обычным, приставным шагом, с ведением мяча ногой, остановка мяча только правой или только левой ногой, обманные движения, отбор мяча, удар по мячу головой. Игра в футбол по упрощенным правилам, подвижные игры в форме эстафет с использованием элементов и приемов техники владения мячом. Подвижные игры с элементами футбола.

2. Техника передвижения. Бег: обычный, спиной вперед, скрестным и приставным шагом, по прямой и дугами, с изменением направления и скорости. Прыжки: вверх, вверх вперед, вверх назад, вверх влево, вверх вправо, толчком двумя ногами с места, толчком одной и двумя ногами с разбега. Для вратарей - прыжки в сторону с падением перекатом. Повороты: переступанием, прыжком, на опорной ноге, в стороны и назад, на месте и в движении. Остановки во время бега выпадом и прыжком.

3. Удары по мячу ногой. Удары внутренней стороной стопы, внутренней и средней частью подъема, по неподвижному мячу и катящемуся (навстречу, от игрока, справа или слева). Удары по прыгающему и летящему мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъема. Удары внешней частью подъема. Выполнение ударов после остановки, рывков, ведения, обманных движений, посылая мяч низом и верхом, на короткое и среднее расстояние. Удары на точность: в определенную цель на поле, в ворота, в ноги партнеру, на ход движущемуся партнеру. Удары по мячу головой. Удары серединой лба

без прыжка и в прыжке, с места и с разбега, по летящему навстречу мячу. Удары на точность в определенную цель на поле, в ворота, партнеру.

4. Остановка мяча. Остановка подошвой и внутренней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча - на месте, в движении вперед и назад. Остановка летящего навстречу мяча внутренней стороной стопы, бедром, грудью. Остановка с переводом в стороны, подготавливая мяч для последующих действий и закрывая его туловищем от соперника.

5. Ведение мяча. Ведение внутренней и внешней частью подъема. Ведение правой, левой ногой и поочередно, по прямой и по кругу, с изменением направления движения, между стоек и движущихся партнеров, с изменением скорости, с выполнением ускорений и рывков, не теряя контроль над мячом.

6. Обманные движения (финты). «Уход» выпадом (при атаке противника спереди, умение показать туловищем движение в одну сторону и уйти с мячом в другую). «Остановка» мяча (после замедления бега и ложной попытки остановить мяч ногой, выполнение рывка с мячом). «Удар» по мячу (имитация удара по мячу ногой и уход с ним в сторону от соперника).

7. Отбор мяча. Отбор мяча при единоборстве с соперником на месте, в движении навстречу, сбоку, применяя выбивание мяча ногой в выпаде.

8. Вбрасывание мяча руками из-за боковой линии. Вбрасывание с места из положения ноги вмести, с шага. Вбрасывание мяча на точность: в ноги или на ход партнеру.

9. Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча в сторону скрестным, приставным шагом и скачками. Ловля летящего навстречу и в сторону мяча на высоте груди и живота, без прыжка и в прыжке. Ловля катящегося и низко летящего навстречу и в сторону мяча, без падения и с падением. Ловля высоко летящего навстречу и в сторону мяча, без прыжка, в прыжке с места и с разбега. Ловля летящего в сторону мяча на уровне живота, груди с падением в сторону перекатом. Быстрый подъем с мячом на ноги после падения. Отбивание мяча одной и двумя руками, без прыжка и в прыжке, с места и с разбега. Бросок мяча одной рукой из-за плеча на точность. Выбивание мяча ногой: с земли (по неподвижному мячу) и с рук (с воздуха по выпущенному из рук и подброшенному перед собой мячу) на точность [5].

Основные средства развития тактической подготовленности футболистов на начальном этапе подготовки.

1. Тактика нападения.

Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение на футбольном поле. Умение ориентироваться, правильно реагировать на действия партнеров и соперника. Выбор момента и способа передвижения на свободное место для «открывания» с целью получения мяча.

Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное использование изученных способов удара по мячу. Применение необходимого способа остановки в зависимости от направления, траектории и скорости движения мяча. Определение игровой ситуации, целесообразной для использования ведения мяча, выбор способа и направления ведения. Применение различных видов обводки (с изменением скорости и направления движения с мячом, изученные финты) в зависимости от игровой ситуации.

Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков. Умение точно и своевременно выполнить передачу в ноги партнеру, на свободное место, на удар; короткую или среднюю, низом или верхом. Комбинация «игра в стенку».

Выполнение простейших комбинаций при стандартных положениях: начале игры, угловом, штрафном и свободном ударах, вбрасывании мяча (не менее одной по каждой группе).

2. Тактика защиты.

Индивидуальные действия. Правильный выбор позиции по отношению к опекаемому игроку и противодействие получению им мяча, т.е. осуществление «закрывания». Выбор момента и способа действия (удар или остановка) для перехвата мяча. Умение оценить игровую ситуацию и осуществить отбор мяча изученным способом.

Групповые действия. Противодействие комбинации «стенка». Взаимодействие игроков при розыгрыше противником стандартных комбинаций.

3. Тактика вратаря. Умение выбрать правильную позицию в воротах при различных ударах в зависимости от угла удара, разыгрывать удар от своих ворот, ввести мяч в игру (после ловли) открывшемуся партнеру, занимать правильную позицию при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот.

Далее мы посчитали целесообразным привести примерные схемы расположения

учебно-тренировочного материала в трех видах занятий с футболистами групп начальной подготовки. На данном этапе в основном используются комплексные учебно-тренировочные занятия [6].

Примерная схема расположения материала комплексного занятия, решающего задачи физической, технической и тактической подготовки.

Подготовительная часть

1. Упражнения общей разминки.

2. Упражнения специальной разминки.

Основная часть

1. Упражнения на быстроту и ловкость (без мяча и с мячом).

2. Упражнения на совершенствование технических приемов.

3. Технико-тактические упражнения.

4. Двухсторонняя игра или упражнения на выносливость.

Заключительная часть

1. Упражнения в расслаблении мышечного аппарата.

2. Упражнения на ловкость и гибкость.

Примерная схема расположения материала комплексного занятия решающего задачи технической и физической подготовки.

Подготовительная часть

1. Общеразвивающие упражнения.

2. Упражнения на ловкость и гибкость.

Основная часть

1. Изучение нового технического приема.

2. Упражнения на развитие быстроты.

3. Совершенствование технических приемов без единоборства и с применением сопротивления противника.

4. Совершенствование технико-тактических приемов в учебной игре.

Заключительная часть

1. Подвижная игра («Слушай сигнал» или «Передача мячей в колоннах»).

2. Упражнения в расслаблении мышечного аппарата.

Примерная схема расположения материала комплексного занятия, решающего задачи технической и тактической подготовки.

Подготовительная часть

1. Различные беговые упражнения.

2. Упражнения с мячом в парах и больших группах.

Основная часть

1. Изучение новых технических приемов.

2. Изучение индивидуальных и групповых тактических действий.

3. Игровые упражнения на воспитание тактического взаимодействия.

4. Совершенствование технико-

тактических действий в двухсторонней игре. Заключительная часть

1. Медленный бег, ходьба.

2. Упражнения на внимание и равномерное дыхание [4].

Далее мы приводим ориентировочную программу недельного микроцикла для групп начальной подготовки третьего года обучения, которую реализовывали в экспериментальной группе (табл. 1).

Ориентировочная программа недельного микроцикла для групп начальной подготовки 3-го года обучения (возраст 9-10 лет), 9 часов в неделю

Таблица 1

День недели Кол-во занятий Преимущественная направленность Дозировка (мин) Нагрузка

Понедельник 1 1. Теория. 2. Развитие гибкости быстроты (эстафеты, подвижные игры, «челночный» бег). 3. Обучение технике ударов, остановок и ведения мяча. 4. Игра в мини-футбол 5х5. 10-90 Средняя

Среда 1 1. Теория. 2. Развитие гибкости и координационных способностей (элементы акробатики, эстафеты, подвижные игры, игры с мячом). 3. Обучение технике ведения мяча, обводки и обманных движений. 4. Игра в мини-футбол 10-90 Средняя

Пятница 1 1. Теория. 2. Развитие гибкости и координационных способностей (эстафеты, игры с мячом) 3. Обучение индивидуальным и групповым тактическим действиям: спортивные игры. 4. Игра в мини-футбол 5х5 10-90 Средняя

Суббота 1 1. Теория. 2. Развитие гибкости и скоростных способностей (эстафеты, «челночный» бег, подвижные игры). 3. Обучение индивидуальным и групповым тактическим действиям: спортивные игры. 4. Игра в мини-футбол. 15-90 Средняя

С целью оценки эффективности учебно-тренировочного процесса, осуществляемого в исследуемой группе начальной подготовки 3-го года обучения ТОГАУ ДО СДЮСШОР «Академия футбола», мы провели тестирования, выявляющие уровень развития физической и технической подготовленности, в начале (сентябрь) и конце (апрель) учебного года. При выборе контрольных тестов мы руководствовались рекомендациями, предложенными в Примерной программе спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ и

специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. Скоростные способности оценивали по результатам в беге на 10 м (стартовая скорость) и 30 м (дистанционная скорость) с высокого старта; скоростно-силовые способности определяли по высоте выпрыгивания вверх с места; уровень технической подготовленности мы выявляли по результатам в контрольных упражнениях «Удары по воротам на точность» и «Жонглирование мячом» [1]. Результаты тестирований приведены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты тестирования физической и технической подготовленности футболистов ГНП-3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты тестирования

№ Контрольное упражнение Исходные данные, М±т Итоговые данные, М± т Разница, %

1 Бег 10 м (с) 2,16±0,04 2,05±0,01 +5,09

2 Бег 30 м (с) 5,38±0,06 4,95±0,04 +8,55

3 Вертикальное выпрыгивание (см) 33,2±0,22 37,4±0,27 +12,65

4 Удары по воротам на точность (кол-во) 4,7±0,35 5,9±0,44 +25,53

5. Жонглирование мячом (кол-во) 6,6±0,45 7,8±0,44 +18,18

Сравнительный анализ результатов тестирований, проведенных в начале и конце учебного года и выявляющих уровень физической и технической подготовленности 10-летних футболистов групп начальной подготовки третьего года обучения, показал положительную динамику во всех проведенных тестах (контрольных упражнениях). При выявлении стартовой и дистанционной скорости показатели в тестах «Бег на 10 м» и «Бег на 30 м» конце года относительно показателей, полученных в начале года, улучшились на 5,09 % и 8,55 % соответственно; результаты в тесте «Вертикальное выпрыгивание» выросли на 12,65 %; при выявлении технической подготовленности прирост показателей в тестах «Удары по воротам на точность» и «Жонглирование мячом» составил 25,53 % и 18,18 % соответственно. Данное обстоятельство может подтверждать эффективность применения подвижных игр и специализированных эстафет в учебно-тренировочном процессе, который осуществлялся в экспериментальной группе по футболу детско-юношеской спортивной школы.

Итак, значение подвижных игр в спортивной подготовке юных футболистов сложно переоценить. По существу, речь идет об использовании наиболее эффективного для данного возраста игрового метода. По самой своей природе игра ненавязчиво побуждает ее участников глубже и полнее использовать свои знания, умения и навыки в согласованных действиях с товарищами по команде, развивает внимание, оперативное мышление, чувство коллективизма, ответственности, взаимовыручки и множество других социально важных и полезных качеств. В связи с этим подбираемые к тренировкам подвижные игры должны помогать овладению или закреплению необходимых знаний, умений и навыков футбола.

Регулярно играя в методически верно подобранные тренером специальные подвижные игры, юные футболисты быстрее и эффективнее овладевают техническими умениями, учатся анализировать сложившуюся обстановку, развивают физические способности. Для повышения эффективности учебно-тренировочного процесса необходимо подбирать такие

игры, в которых принимают участие одновременно все футболисты и содержание игры возможно легко и оперативно варьировать -усложняться или упрощаться по усмотрению тренера, исходя из конкретно складывающейся спортивной ситуации. Таким образом, подвижные игры занимают особое место в процессе спортивной подготовки юных футболистов на этапе начальной подготовки, развивая комплексно физические и технические качества, необходимые будущим спортсменам.

Литература

1. Губа В. П., Квашук П. В, Краснощеков В. В. Футбол: примерная программа для ДЮСШ, специализированных ДЮСШОР. М., 2010.

2. Голомазов С. В. Теория и методика футбола. М., 2005.

3. Годик М. А. Физическая подготовка футболистов. М., 2006.

4. Монаков Г. В. Подготовка футболистов. Теория и практика. М., 2007.

5. Сергеев Г. В. Футбол: техника, обучение, тренировка. М., 2007.

6. Новокщенов И. Н. Основы специальной физической подготовки футболистов различной игровой специализации. Волгоград, 2003.

References

1. Guba V. P., Kvashuk P. V, Krasnoshchekov V. V. Futbol: primernaya programma dlya DYuSSh, spetsializirovannykh DYuSShOR [Football: the approximate program for the sports school, specialized sports school]. M., 2010.

2. Golomazov S. V. Teoriya i metodika futbola [Theory and technique of soccer]. M., 2005.

3. Godik M. А. Fizicheskaya podgotovka futbolistov [Physical training of football players]. M., 2006.

4. Monakov G. V. Podgotovka futbolistov. Teoriya i praktika [Training of football players. Theory and practice]. M., 2007.

5. Sergeev G. V. Futbol: tekhnika, obucheniye, trenirovka [Football: equipment, study, training]. M., 2007.

6. Novokshchenov I. N. Osnovy spetsial'noj fizicheskoj podgotovki futbolistov razlichnoj igrovoj spetsializatsii [Bases of special physical training of football players of various game specialization]. Volgograd, 2003.

* * *

OUTDOOR GAMES IN EDUCATIONAL AND TRAINING PROCESS OF FOOTBALL PLAYERS AT THE STAGE OF INITIAL PREPARATION

Lerner Viktoria Leonidovna, Deryabina Galina Ivanovna, Shpichko Aleksandr Mikhaylovich,

Tambov State University named after G.R. Derzhavin е-mail: [email protected] Ludkov Viktor Alekseevich Sports School of the Olympic Reserve № 1 «Academy of Football», Russia, Tambov

Authors devoted this article to a research of efficiency of application of outdoor games in educational and training process of young football players at a stage of initial preparation of the third year of training. They considered structure and content of educational and training occupations of the football players engaged in groups of initial preparation, gave fixed assets of development of physical, technical and tactical fitness of football players in this stage of preparation, proved use as priority training means of specialized outdoor games and relays, submitted approximate schemes of an arrangement of material of the complex occupations solving problems of physical, technical and tactical training and experimentally checked the efficiency of the presented educational and training occupations by means of the testing directed to identification of the level of development of physical and technical fitness of the football players engaged in groups of initial preparation of the third year of training.

Key words: sports training of football players at the initial stage, fixed assets of development of physical, technical and tactical fitness of football players, specialized outdoor games and relays in training process of football players

Об авторах:

Лернер Виктория Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и адаптивной физической культуры Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина

Дерябина Галина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и адаптивной физической культуры Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина

Шпичко Александр Михайлович, тренер по футболу, спортклуб Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина

Лудков Виктор Алексеевич, тренер ТОГАУ «Спортивная школа олимпийского резерва № 1 «Академия футбола», г. Тамбов

About the authors:

Lerner Viktoria Leonidovna, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Physical Training and Adaptive Physical Culture Department, Tambov State University named after G.R. Derzhavin

Deryabina Galina Ivanovna, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Physical Training and Adaptive Physical Culture Department, Tambov State University named after G.R. Derzhavin

Shpichko Aleksandr Mikhaylovich, Football Coach, Sports Club of Tambov State University named after G.R. Derzhavin

Ludkov Viktor Alekseevich, Coach of TRSAUI «Sports School of the Olympic Reserve № 1 «Academy of Football», Tambov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.