Научная статья на тему 'Влияние тренировочных микроциклов, направленных на развитие общей выносливости у юных футболистов 10-12 лет'

Влияние тренировочных микроциклов, направленных на развитие общей выносливости у юных футболистов 10-12 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1056
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИКРОЦИКЛ / ДОПУСТИМОСТЬ НАГРУЗКИ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭФФЕКТ / ОБЩАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ / MICRO CYCLE / ADMISSIBLE LOADS / TRAINING EFFECT / GENERAL ENDURANCE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ермолов Юрий Владиславович

В работе изучалось влияние нагрузок тренировочных микроциклов, направленных на развитие общей выносливости у юных футболистов 10-12 лет. По характеру тренировочных эффектов определялись допустимые микроциклы, развивающие общую выносливость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ермолов Юрий Владиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of training micro-cycles developing general endurance in young 10-12-year old footballers

The author studies the influence of training micro-cycles developing general endurance in young 10—12-year old footballers. According to the character of the training effects the author defines admissible microcycles developing general endurance.

Текст научной работы на тему «Влияние тренировочных микроциклов, направленных на развитие общей выносливости у юных футболистов 10-12 лет»

как результативность контрольной группы изменилась не значительно, на 5 % в марте в сравнении с результативностью прошлого года.

При детальном изучении результативности (по планируемым задачам), в экспериментальной группе, был выявлен прирост результативности по всем решаемым задачам, наибольший прирост пришелся на решение задачи по борьбе с соперником в паре, он составил 37 % (табл. 3). Это свидетельствует о том, что спортсмены экспериментальной группы полнее реализуют свою физическую подготовленность за счет более благоприятного предстартового состояния, которым они могут управлять самостоятельно, благодаря сформированному когнитивнопсихологическому ресурсу. Достоверных изменений результативности по решению поставленных задач в контрольной группе не выявлено.

Библиографический список

1. Диких, К. В. Когнитивно-психологический ресурс в структуре соревновательной деятельности спортсмена / К. В. Диких, Г. Д. Бабушкин // Омский научный вестник. — 2010. — № 4(89). - С. 132-136.

2. Бабушкин, Г. Д. Когнитивно-психологический ресурс и его влияние на состояние и деятельность спортсмена / Г. Д. Ба-

бушкин, А. П. Шумилин // Спортивный психолог. — 2010. — № 1. — С. 55 — 58.

3. Диких, К. В. Результативность соревновательной деятельности конькобежцев и технология ее определения / К. В. Диких, Г. Д. Бабушкин // Актуальные вопросы развития студенческого спорта : материалы Межрегион. науч.-пр. конф. — Омск : СибГУФК, 2010. — С. 94 — 99.

4. Гринь, А. Р. Активизация когнитивного ресурса как средство повышения стрессоустойчивости спортсмена / А. Р. Гринь, А. Б. Колосов // Рудиковские чтения : матер. Межд. науч. конф. психологов физич. культ. и спорта. — М. : РГУФК, 2006. — С. 98 — 100.

5. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. — М. : Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с.

ДИКИХ Константин Викторович, аспирант кафедры психологии.

БАБУШКИН Геннадий Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии. Адрес для переписки: е-шаіі: dikix.85@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.06.2011 г.

© К. В. Диких, Г. Д. Бабушкин

УДК 796 332 Ю. В. ЕРМОЛОВ

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

ВЛИЯНИЕ

ТРЕНИРОВОЧНЫХ МИКРОЦИКЛОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 10-12 ЛЕТ

В работе изучалось влияние нагрузок тренировочных микроциклов, направленных на развитие общей выносливости у юных футболистов 10-12 лет. По характеру тренировочных эффектов определялись допустимые микроциклы, развивающие общую выносливость.

Ключевые слова: микроцикл, допустимость нагрузки, тренировочный эффект, общая выносливость.

Актуальность. Несмотря на большое количество научных работ, выполненных в области детско-юношеского футбола [1—4] вопросы содержания и структуры тренировочных микроциклов, направленных на развитие общей выносливости остаются малоизученными. Недостаточно разработаны количественные параметры нагрузок и их соотношения в структуре тренировочных микроциклов, которые являются основными факторами рационализации процесса подготовки юных спортсменов. Важно определить, в какой степени выбор необходимых оптимальных соотношений компонентов тренировочной нагрузки позволит целенаправленной развивать важные для футболиста качества.

В качестве объекта исследования выступила тренировочная деятельность юных футболистов, а пред-

метом исследования явилась эффективность различных вариантов тренировочных нагрузок, направленных на развитие общей выносливости при подготовке юных футболистов.

Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что изучение характера влияния тренировочных микроциклов, направленных на развитие общей выносливости, позволит найти и количественно описать соотношения их компонентов, вызывающих необходимый тренировочный эффект.

Цель исследования заключается в теоретическом и экспериментальном обосновании концепции построения тренировочных микроциклов, направленных на развитие общей выносливости у юных футболистов, в основе которой лежит принцип адек-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011

Содержание тренировочных занятий в микроциклах различного объема, направленных на преимущественное развитие общей выносливости (до 50%)

о 1 в ^ В Содержание тренировочных микроциклов Объем микроцикла

малый средний большой

вариант 1 вариант 2 вариант 3

1 Разминка, мин 20 20 10-20

2 Кросс, мин 30 30 20-30

3 Игра, мин 20 30-40 20-50

ватности тренировочных нагрузок функциональному состоянию спортсменов.

Задачи исследования:

1. Разработать технологию построения трениро-воч-ных микроциклов, направленных на развитие общей выносливости у футболистов 10— 12-летнего возраста.

2. Выявить критерии допустимости тренировочных микроциклов и степень их соответствия функциональному состоянию футболистов.

Методы исследования. Методология рационализации микроциклов позволит добиться программируемого тренировочного эффекта. Теоретической и методологической основой научного подхода к решению вопроса явилась современная концепция теории и методики спортивной тренировки [5].

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования.

1. Педагогические:

а) анализ научно-методической литературы;

б) педагогическое тестирование:

— бег на 30 метров. Выполнялось две попытки, лучшая заносилась в протокол. Время измерялось в секундах;

— бег на 60 метров. Выполнялась одна попытка, время измерялось в секундах;

— челночный бег (4x8 метров). Выполнялось две попытки, лучшая заносилась в протокол. Время измерялось в секундах;

— прыжок в длину с места. Выполнялось две попытки, лучшая заносилась в протокол, результат измерялся в сантиметрах;

— тест Абалакова. Выполнялось две попытки, лучшая заносилась в протокол. Результат измерялся в сантиметрах;

— челночный бег (7x50 метров). Выполнялась одна попытка, результат измерялся в секундах;

— координационные способности оценивались по времени, затраченному на ведение мяча с обводкой стоек. Для этой же цели использовался и комплексный тест на ловкость. Выполнялось две попытки, лучшая заносилась в протокол, время измерялось в секундах;

— точность мышечных дифференцировок оценивалась по величине отклонения от заданной высоты выпрыгивания вверх, а при помощи кинематометра, укрепленного на внешней стороне правой ноги, определялась точность пространственных дифференци-ровок.

2. Физиологические методы исследования.

Для оценки состояния сердечно-сосудистой системы (ССС) спортсменов использовались:

а) частота сердечных сокращений (ЧСС);

б) определение артериального давления;

в) коэффициент выносливости ССС.

Все полученные результаты обработаны с помощью методов вариационной статистики и использо-

ванием персонального компьютера. Для оценки достоверности различий между изучаемыми признаками вычислялся 1-критерий Стьюдента. Предельно допустимым уровнем достоверности мы считали Р<0, 05.

Исследования проводились на базе кафедры теории и методики футбола и хоккея СибГУФК. В качестве испытуемых выступали юные футболисты 10— 12-летнего возраста СДЮСШОР-14 города Омска.

В работе изучалось влияние тренировочных микроциклов, направленных на развитие общей выносливости у юных футболистов 10—12 лет на функциональное состояние организма. По характеру тренировочных эффектов определялась допустимость микроциклов, развивающих общую выносливость.

Для развития общей выносливости у юных футболистов в пределах недельного цикла было рассмотрено влияние трех вариантов тренировочных микроциклов.

Первый вариант микроцикла (малый объем) предусматривал проведение трех тренировочных занятий в неделю (вторник, четверг, воскресенье). В каждом занятии в течение 20 минут проводилась разминка, состоящая из общеразвивающих и специальных упражнений. Выполнялся кроссовый бег в течение 30 минут при ЧСС, равной 140—150 ударов в минуту. В заключение проводились игровые упражнения с низкой координационной сложностью, длительностью около 20 минут (табл. 1).

Каждое занятие в целом длилось около 70 минут. В воскресенье проводились товарищеские игры или тренировочное занятие.

Исходное состояние юных футболистов определялось по данным тестирования, проводимого в первый день тренировочного микроцикла. Влияние нагрузки в течение микроцикла определялось по результатам тестирования, проводимого на следующий день после окончания микроцикла.

Результаты обследования (рис. 1) показали, что изменения показателей изучаемых функций были различными. Так, состояние сердечно-сосудистой системы по данным КВ сопровождалось усилением её деятельности (Р <0,05). Это и подтверждает достоверное увеличение ЧСС (Р<0,05).

Оценивая скоростные способности по результатам бега на 30 и 60 метров, необходимо отметить, что они достоверно ухудшились (Р<0,05). Однако наиболее выраженное снижение скорости наблюдалось в беге на 60 метров (Р <0,05).

Состояние скоростно-силовых качеств по всем показателям достоверно ухудшилось (Р<0,05). Так, снизилась скорость выполнения теста 4x8 метров (Р<0,05). Имело место снижение результатов прыжков в длину с места (Р<0,05), а также отмечалось снижение результатов в тесте Абалакова (Р <0,05).

Показатели скоростной выносливости в беге 7 х 50 метров достоверно снизились (Р<0,05).

уд.

у. 5.

I

07" 0.6 -о.а-о,4-0,3-

о.а-

0,1“

чсс

КВ

30 м

60 м

град.

с.а

о.«-

= ШЛ ш

Дифференцир. Дифференцнр. Ведение- тест Ловкость

усилий пространства обводка

Рис. 1. Изменение показателей функционального состояния футболистов 10-12 лет после выполнения тренировочных микроциклов различного объема, направленных на преимущественное развитие общей выносливости (до 50 %):

—1-й вариант; — 2-й вариант; — 3-й вариант

Состояние координационных способностей также изменилось. Отмечалось явное нарушение способности дифференцировать усилие (Р<0,05) и пространство (Р <0,05). Наряду с этим, достоверно снизилась скорость выполнения теста ведения и обводки (Р<0,05). Время выполнения теста на ловкость также достоверно увеличилось (Р<0,05).

Таким образом, нагрузка, выполненная в микроцикле, усилила деятельность сердечно-сосудистой системы, вызвала снижение скоростных и скоростносиловых качеств, ухудшила способность к скоростной выносливости, а также нарушила координационные характеристики движения.

Выполнение второго варианта микроцикла (средний объем) состояло в проведении четырех тренировочных занятий в неделю (понедельник, среда, пятница, воскресенье). В каждом занятии, в течение 20 минут проводилась разминка, состоящая из общеразвивающих и специальных упражнений, выполнялся кроссовый бег в течение 30 минут при ЧСС, равной 140- 150 ударов в минуту, и в заключение проводились игровые упражнения с низкой координационной сложностью, длительностью около 30-40 минут (табл. 1). Каждое занятие длилось 80-90 минут. В воскресенье проводились товарищеские игры или тренировочное занятие.

Исходное состояние юных футболистов определялось по данным тестирования, проводимого в день начала микроцикла. Влияние нагрузки в течение микроцикла определялось по результатам тестирования, проводимого на следующий день после его окончания.

Результаты обследования (рис. 1) показали, что изменения и в этом случае в своем большинстве носили отрицательную динамику. Показатели сердечно-сосудистой системы (ЧСС и КВ) достоверно свидетельствуют о более напряженном её функционировании (Р<0,05). Снижение уровня скоростных качеств по данным бега на 30 и 60 метров имеет более выраженную динамику (Р<0,05).

Состояние скоростно-силовых качеств по всем показателям имеет достоверно отрицательную динамику. Так, более значительные темпы ухудшения результатов наблюдались в беге 4 х8 метров (Р<0,05) и в тесте Абалакова (Р <0,05). Также отрицательная динамика отмечалась и в прыжках в длину с места (Р<0,05).

Наряду с этим, произошло снижение уровня скоростной выносливости по результатам бега 7 х 50 метров (Р<0,05). Однако различия в темпах снижения результата, по сравнению с первым вариантом микроцикла, незначительны.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № б (102) 2011

Координационные способности в целом не имели значительных различий по сравнению с первым вариантом микроцикла. По всем показателем имело место достоверное ухудшение результатов. Так, ухудшились дифференцировка усилия (Р <0,05), пространства (Р <0,05) и имело место снижение скорости выполнения теста ведения и обводки (Р<0,05) и теста на ловкость (Р<0,05).

Можно отметить, что увеличение объема нагрузки в микроцикле с трех занятий до четырех выявило большие темпы снижения показателей исследуемых функций. Особенно это выразилось в динамике результатов скоростно-силовых качеств по данным бега 4х 8 метров (Р <0,05) и теста Абалакова (Р <0,05).

Третий вариант микроцикла (большой объем) состоял из пяти занятий в неделю (понедельник, вторник, четверг, пятница и воскресенье). В каждом занятии в течение 10 — 20 минут проводилась разминка, состоящая из общеразвивающих и специальных упражнений, выполнялся кроссовый бег в течение 20 — 30 минут при ЧСС, равной 140—150 ударов в минуту, и в заключение проводились игровые упражнения с низкой координационной сложностью, длительностью около 20 — 50 минут (табл. 1). Каждое занятие длилось 80—100 минут. В воскресенье проводились товарищеские игры или тренировочное занятие.

Исходное состояние юных футболистов определялось по данным тестирования, проводимого в день начала микроцикла. Влияние микроцикла определялось по результатам тестирования на следующий день после его окончания.

Результаты обследования (рис. 1) показали, что темпы снижения результатов почти по всем показателям исследуемых функций имеют более выраженную динамику, чем при первом и втором вариантах микроциклах.

Важно отметить, что полученные сдвиги в показателях сердечно-сосудистой системы не имеют достоверных различий (Р<0,05). Возможно, что такую реакцию можно объяснить появлением более устойчивой адаптации к физическим нагрузкам.

Состояние скоростных качеств по результатам бега на 30 и 60 метров достоверно ухудшилось (Р<0,05). Однако более выраженные темпы снижения результатов отмечались в беге на 60 метров (Р<0,05).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Скоростно-силовые качества также достоверно ухудшились по всем показателям. Значительно выражены темпы снижения в беге 4 х8 метров (Р <0,05) и в прыжках в длину с места (Р <0,05).

Результаты в тесте 7х50 м свидетельствуют, что скоростная выносливость ухудшается независимо от объема микроцикла (Р <0,05).

Координационные способности юных футболистов имели достоверное ухудшение (Р <0,05). Диффе-ренцировки усилий и пространства имели схожие и достоверные изменения со вторым вариантом микроцикла. Снизилась скорость выполнения теста ведения и обводки (Р<0,05). Увеличение объема нагрузки в микроцикле вызывает снижение скорости выполнения теста на ловкость (Р<0,05).

Анализ влияния тренировочных микроциклов различного объема, направленных на развитие общей выносливости у футболистов 10—12-летнего возраста показал, что:

1. По всем показателям исследуемых функций в большинстве случаев наблюдается отрицательная динамика результатов.

2. Увеличение объема нагрузки в микроцикле вызывает снижение результатов в беге на 60 метров,

челночном беге 4х8 метров, прыжков в длину с места и тесте на ловкость.

3. Увеличение объема нагрузки в микроцикле одинаково влияет на темпы снижения уровня скоростной выносливости по результатам бега 7 х50 метров.

4. Независимо от объема микроцикла состояние координационных способностей ухудшается. Наиболее выражена такая тенденция при выполнении теста на ловкость.

5. Наиболее выраженные отрицательные сдвиги изучаемых показателей имели место после выполнения тренировочных микроциклов большого объема. Поэтому рекомендовать их для использования в тренировочном процессе футболистов 10—12 лет нецелесообразно. Предложенные нами микроциклы малого и среднего объема оказывают целенаправленное воздействие на развитие общей выносливости и их применение оправдано на общеподготовительном этапе подготовительного периода.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые для футболистов 10 — 12 лет определены тренировочные микроциклы, целенаправленно развивающие общую выносливость.

Практическая значимость исследования заключается в том, что использование в учебно-тренировочном процессе авторской методики построения тренировочных микроциклов, направленных на развитие общей выносливости при подготовке юных футболистов, обеспечивает повышение уровня не только физической подготовки, но и технико-тактической подготовленности.

Полученные результаты подтверждены актами внедрения и рекомендуются к использованию при разработке программ для ДЮСШ, СДЮСШОР по футболу. Результаты исследования могут найти свое применение в учебном процессе вузов физической культуры, а также для повышения квалификации тренеров по футболу.

Библиографический список

1. Золотарёв, А. П. Возможности оптимизации содержания многолетней подготовки спортивного резерва в футболе / А. П. Золотарёв // Теория и практика физической культуры. — 1997. - № 2. - С. 42-43.

2. Лалаков, Г. С. Построение тренировочных микроциклов подготовительного периода для футболистов 17- 19 лет : авто-реф. дис. ...канд. пед. наук / Г. С. Лалаков. - Омск, 1984. -20 с.

3. Сучилин, А. А. Теоретико-методологические основы подготовки резерва для профессионального футбола : дис. ... д-ра пед. наук в виде научного доклада / А. А. Сучилин. -Волгоград, 1997. - 78 с.

4. Шамардин, В. Н. Исследование физических нагрузок юных футболистов (15- 17 лет) в годичном цикле тренировки : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. Н. Шамардин. - Л., 1981. -24 с.

5. Шустин, Б. Н. Моделирование в спорте (теоретические основы и практическая реализация) : дис. ... д-ра пед. наук в виде научного доклада / Б. Н. Шустин. - М., 1995. - 82 с.

ЕРМОЛОВ Юрий Владиславович, старший преподаватель кафедры теории и методики футбола и хоккея.

Адрес для переписки: e-mail: uka9@list.ru

Статья поступила в редакцию 30.09.2011 г.

© Ю. В. Ермолов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.