Научная статья на тему 'Методика скоростно-силовой подготовки футболистов 15-16 лет'

Методика скоростно-силовой подготовки футболистов 15-16 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2011
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУТБОЛ / СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ / ФУТБОЛИСТЫ 15-16 ЛЕТ / МЕТОДИКА / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морженаков М.В., Петряева И.Ю., Третьяков А.С.

Статья посвящена рассмотрению сущности структурно-функциональной основы спортивной подготовки футболистов, понятия физической подготовки и ее влияния на успешность соревновательной деятельности. В ходе педагогического эксперимента было установлено, что разработанная нами методика для развития скоростно-силовых качеств является эффективной, так как прирост всех контрольных показателей в экспериментальной группе выше, чем в контрольной. Предлагаемые тренировочные воздействия, направленные на развитие скоростно-силовых качеств футболистов, обеспечивают тренировочный эффект в рамках короткого срока

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морженаков М.В., Петряева И.Ю., Третьяков А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика скоростно-силовой подготовки футболистов 15-16 лет»

Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, №2(27) 2013 _ISSN 2070 4 7

УДК 796.332.063

МЕТОДИКА СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТОВ

15-16 ЛЕТ

М.В. Морженаков - соискатель, ст. преподаватель, И.Ю. Петряева - соискатель, ст. преподаватель,

А.С. Третьяков - к.п.н., доцент, Институт физической культуры, спорта и туризма «Сибирский федеральный университет» Красноярск

SPEED AND POWER TRAINING TECHNIQUE OF 15-16 YEAR-OLD

FOOTBALL PLAYERS

M.V. Morzhenakov - competitor, senior lecturer, I.Y. Petryaeva - competitor, senior lecturer, A.S. Tretyakov - candidate of pedagogics, associate professor, Institute of Physical Culture, Sports and Tourism «Siberian Federal University»

Krasnoyarsk

e-mail: premudrayavasa@mail. ru

Ключевые слова: футбол, скоростно-силовые способности, футболисты 15-16 лет, методика, совершенствование, тренировочный процесс.

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению сущности структурно-функциональной основы спортивной подготовки футболистов, понятия физической подготовки и ее влияния на успешность соревновательной деятельности. В ходе педагогического эксперимента было установлено, что разработанная нами методика для развития скоростно-силовых качеств является эффективной, так как прирост всех контрольных показателей в экспериментальной группе выше, чем в контрольной. Предлагаемые тренировочные воздействия, направленные на развитие скоростно-силовых качеств футболистов, обеспечивают тренировочный эффект в рамках короткого срока.

Keywords: football, speed and power abilities, 15-16 year-old football players, technique, improvement, work-out session.

Annotation. The article describes the essence of a structural andfunctional basis offootball players' training, physical fitness concept and its influence on success of competitive activity. During the pedagogical experiment it was determined that the developed by us technique of speed and power abilities development was rather effective as the increase of all control indices in experimental group were higher than in the control group. Offered training activities, directed to the development of speed and power abilities offootball players, provide the training effect within a short period of time.

Введение. Стремительный рост спортивных результатов и детальная разработанность основных методических подходов к особенностям планирования подготовки квалифицированных спортсменов обратили внимание специалистов [2,10,12] на фактор человеческой индивидуальности как совокупность значимых отличий индивида от других людей и резерв реализации личностных особенностей. Индивидуальность человека

рассматривается как система, целью которой является сохранение целостности и тождественности человека самому себе в условиях непрерывных внутренних и внешних воздействий. В спортивной деятельности зачастую ориентируются на внешние характеристики индивидуальности - анатомические особенности спортсменов, их физическую и техническую подготовленность [5].

Программа тренировок спортивной детско-юношеской школы по футболу не всегда предусматривает дифференцированный подход в скоростно-силовой подготовке футболистов до уровня высшего спортивного мастерства.

Методологической основой исследования являются: типологический подход к анализу свойств нервной системы В.Д. Небылицына, концепция индивидуального стиля деятельности Е.А. Климова, теория построения движений Н.А. Бернштейна, современные представления о содержании, структуре, средствах и методах спортивной тренировки Л.П. Матвеева [8], В.Н. Платонова [10], Н.Г. Озолина [12].

Для морфофункциональной специализации организма в ходе многолетней тренировки характерны два взаимосвязанных процесса - развитие в требуемом направлении функциональных возможностей локомоторного аппарата и физиологических систем, поддерживающих его активность, а также формирование конкретного целесообразного взаимодействия между всеми функционально активными системами, которое обеспечивает высокий уровень специальной работоспособности организма спортсменов [7].

В процессе морфофункционального развития организма, выраженные приспособительные сдвиги приобретают те мышечные группы и те физиологические системы, которые испытывают основную нагрузку. Вместе с тем функциональное совершенствование организма в целом проявляется в развитии таких специфических моторных свойств, которые, прежде всего, определяют эффективность конкретной спортивной деятельности [1].

Таким образом, речь идет о специализации организма по органу и по способности. С повышением спортивного мастерства специализация по органу становится все более выраженной, а специализация по способности - все более конкретной и специфической [16].

Структура спортивной подготовки футболистов

Спортивную тренировку можно рассматривать как непрерывный процесс, поскольку влияние внешних воздействий на адаптацию позволяет говорить об экспериментальном характере всего процесса тренировки. Программа подготовки футболистов составлена с учетом постоянно меняющихся тенденций подготовки спортсменов. В ней дано научное обоснование организации учебно-тренировочного процесса, рассчитанного на многолетний срок обучения. Конечная цель - подготовка футболистов высокой квалификации и т.д. [6].

Исследования современного этапа развития футбола охватывают основные методические положения, на основе которых строится рациональная единая педагогическая система многолетней спортивной тренировки и обучение футболистов в специализированных школах.

Развитие методики тренировки спортсменов в разных возрастных группах [2] предусматривает преемственность в решении задач по формированию личности спортсмена, укреплению здоровья, гармоничному развитию органов и систем организма. Этому служит идея целевой направленности стратегии подготовки по отношению к этапу высшего спортивного мастерства, последовательность применения средств, методов и организационных форм подготовки всех возрастных групп.

Средства, методы и физические нагрузки, применяемые в тренировке, не всегда соответствуют сезонности вида спорта, характеру двигательных действий, индивидуальному возрастному развитию. Кроме того, они в ряде случаев могут не отвечать перспективным требованиям по отношению к высшему спортивному мастерству, связанному с достижением

высокого уровня спортивных результатов, которые станут возможны через 12 - 13 лет систематических тренировок [11].

Достижение поставленной цели, куда может входить выполнение нормативов спортивных разрядов, рекордные результаты, достижение необходимого уровня физической и специальной работоспособности, лежит через решение задач, выраженных в реальных показателях. Они определяют модельные характеристики спортсменов. Необходимо для каждого спортсмена установить совершенно конкретные задачи на всем протяжении его спортивной деятельности [15].

У футболистов развиваются именно те качества и системы, которые, с общепринятой точки зрения, не вписываются в определенные рамки и тем самым обеспечивают высочайший спортивно-технический результат при относительно невысоком уровне развития потенциала иных систем организма, за счет высочайшего потенциала взрывной силы и развития скоростно-силового уровня и, на его базе, -скоростной выносливости в основном алактатной и гликолитической направленности. Методы и организация исследования.

В процессе работы, на различных её этапах, для решения поставленных задач исследования использовались следующие методы:

1. Анализ научно-методической литературы.

2. Тестирование.

3. Педагогический эксперимент.

4. Статистическая обработка и анализ полученных результатов.

Изучение литературы необходимо было для более четкого представления нами методологии исследования и определение общих теоретических позиций, а также выявления степени научной разработанности проблемы. Анализ документальных архивных материалов. Нами было изучен ряд педагогических и архивных материалов: планов и дневников тренировок, протоколов соревнований, учебных планов и программ, журналов учета успеваемости и т.п. В ходе работы нами был проведен сравнительный эксперимент. Мы установили, что проведение данного эксперимента в данный момент актуально, выдвинули гипотезу, которую он должен был подтвердить или опровергнуть. Определили место проведения эксперимента и контингент. Составили общую программу эксперимента, программу ведения занятий в экспериментальной и контрольной группах, а также программу ведения наблюдений. Контрольные испытания. В ходе проведения эксперимента нами были использованы следующие тесты: тройной прыжок с места, «многоскоки» 100 м до начала эксперимента для оценки уровня скоростно-силовой подготовленности контрольной и экспериментальной групп и после его окончания для оценки разработанной нами методики. Также нами были проведены тесты: бег 60 м с низкого старта и с ходу, подтягивание на перекладине. Математико-статистические методы [8]. С помощью Т-критерия Стьюдента мы проверили эффективность разработанной нами методики.

Мы провели исследование на базе одного из спортивных клубов г. Красноярска "Факел". В работе принимали участие футболисты 15-16 лет (20 человек), которые были распределены на две группы:

Первая - экспериментальная, занимавшаяся по разработанной нами методике. Вторая - контрольная, занимавшаяся по традиционной методике.

Состав групп подобран таким образом, чтобы в каждой было одинаковое количество человек по максимально идентичным характеристикам.

Тр енир овочн ый процесс, как в эксперим ентальной, так и в контрольной группе, осуществлялся согласно общему плану, в котором уделялось должное внимание скоростно-силовой подготовке. Общий объем тренировочных нагрузок в группах был одинаков. Группы в недельном цикле проводили пять тренировочных занятий, в которых решалась задача скоростно-силовой подготовки параллельно с задачами технической подготовки. Всего было проведено 42 экспериментальных тренировочных занятия.

Тренировочные занятия групп отличались лишь средствами и методами. В контрольной группе применялись традиционные средства и методы: упражнения с отягощениями, покрышками от колес автомобиля, проводимые с использованием стандартно-повторного метода. В экспериментальной группе занятия по скоростно-силовой подготовке проводились преимущественно с использованием различных сопротивлений и отягощений с использованием интервального метода для построения специального фундамента и поддержание его уровня с реализацией круговой тренировки. Испытуемые выполняли бег с чередованием повышенной и малой интенсивности (бег со старта 30 м с преодолением сопротивления и без него). При интервальном методе выполнялось 4-6 упражнений до заметного падения скорости. Пауза отдыха между повторениями задавалась тренером (30-120 сек). Всего проводилось 3-4 серии с интервалом отдыха между ними 3-4 мин. После пробега на 30-метровом отрезке футболисты использовали нормальные и затрудненные формы отработки технической стороны игровой деятельности отдельного футболиста («слаломное» ведение мяча; удары после вращения и поворота, в падении и т. д.), отработка комбинаций в быстром темпе, направляемая и свободная игра. Это различные упражнения без ведения мяча и с ведением. Кроме того, два раза в неделю опытные упражнения проводились в составе круговой тренировки, которая включала в себя следующие шесть упражнений:

1) экспериментальное упражнение с сопротивлением резинового жгута;

2) экспериментальное упражнение с ведением утяжеленного мяча;

3) броски утяжеленного мяча;

4) экспериментальное упражнение с сопротивлением, задаваемым партнером, с ведением мяча;

5) ведение с сопротивлением с завершающими ударами по воротам;

6) экспериментальное упражнение «Бег со спутанными ногами»;

В этом случае несколько изменялся режим выполнения экспериментального упражнения. Интервал отдыха между повторениями, задаваемый тренером, сокращался.

Кроме того, в разработанной нами методике, которая применялась в экспериментальной группе, также присутствовали упражнения:

1) только силового характера;

2) только скоростного характера;

3) упражнения скоростно-силового характера.

Методика включает совокупность средств, методов, режимов мышечной работы, а также характер и длительность интервалов отдыха.

Таблица 1

Микроцикл круговой тренировки_

Отрез -ки, м Подготовительный период Соревновательный период

10 Короткие передачи назад-поперек, длинные передачи, ведение мяча Ведение мяча, обводка, перехват Обводка Короткие передачи вперед, назад - поперек, ведение, обводка, отбор, перехват, игра головой

20 Обводка, игра головой Короткие передачи назад-поперек, ведение Короткие передачи вперед, назад -поперек, длинные передачи, ведение Короткие передачи вперед, назад - поперек, обводка и игра головой

30 Перехват, игра головой Ведение Короткие передачи вперед, назад -поперек, длинные передачи, ведение, перехват Короткие передачи вперед, назад - поперек, обводка, перехват

40 Обводка, пере- Короткие пере- Обводка, отбор, Длинные передачи,

хват дачи назад- перехват, игра ведение, обводка, пере-

поперек, веде- головой хват

ние, обводка

50 Обводка, игра Короткие пере- Короткие передачи Короткие передачи

головой дачи назад- вперед, обводка назад-поперек, длин-

поперек, веде- ные передачи, обводка,

ние отбор, игра головой

1. Испытуемые выполняли бег с чередованием повышенной и малой интенсивности (бег со старта 30 м с преодолением сопротивления и без него). При интервальном методе выполнялось 4-6 упражнений до заметного падения скорости. Пауза отдыха между повторениями задавалась тренером (30-120 сек). Всего проводилось 3-4 серии с интервалом отдыха между ними 3-4 мин.

2. После пробега на 30-метровом отрезке футболисты использовали нормальные и затрудненные формы отработки технической стороны игровой деятельности отдельного футболиста:

- «слаломное» ведение мяча;

- удары после вращения и поворота, в падении и т. д.,

- отработка комбинаций в быстром темпе, направляемая и свободная игра.

Это различные упражнения без ведения мяча и с ведением.

3. Упражнения с мячом - "квадраты" - с различными модификациями, передачи мяча с последующим ударом по воротам, игры в футбол в небольших составах на ограниченной площадке с малыми воротами и т. д.

4. При выполнении нагрузок, направленных на комплексное развитие скоростно-силовых способностей повторным методом, минимальная продолжительность тренировочной работы составляет 3-4 мин, а максимальная - 10 мин. Количество повторений варьируют в пределах от 2 до 6. Время отдыха между повторениями от 2 до 5 мин. Общее время колеблется от 8 до 55 мин.

5. Упражнения с мячом: "квадрат 3 х 3 с персональной опекой на площадке 30 х 20 м", "квадрат 7 х 7 с персональной опекой на площадке 50 х 40 м", игры на одной половине поперек поля на большие ворота 6x6 или 7x7, гол засчитывается в том случае, если все игроки команды, владеющие мячом, перешли на половину поля соперника. В паузах между повторениями - удары по воротам со стандартных положений.

6. Ведение мяча с завершающим ударом по воротам, передачи в парах с выходом на свободное место, различные "челноки" с ведением и передачей мяча партнеру, игры и игровые упражнения в малых составах небольшой продолжительности и т. д.

Кроме того, два раза в неделю опытные упражнения проводились в составе круговой тренировки, которая включала в себя следующие шесть упражнений:

1) экспериментальное упражнение с сопротивлением резинового жгута;

2) экспериментальное упражнение с ведением утяжеленного мяча;

3) броски утяжеленного мяча;

4) экспериментальное упражнение с сопротивлением, задаваемым партнером, с ведением мяча;

5) ведение с сопротивлением с завершающими ударами по воротам;

6) экспериментальное упражнение бег со спутанными ногами.

В этом случае несколько изменялся режим выполнения экспериментального упражнения. Интервал отдыха между повторениями, задаваемый тренером, сокращался и составлял 3 минуты. Упражнения выполнялись сериями (от 2х до 4 серий) по времени от 3 до 10 минут.

Кроме того, в разработанной нами методике, которая применялась в экспериментальной группе, также присутствовали упражнения:

1) только силового характера;

2) только скоростного характера;

3) также применялись упражнения скоростно-силового характера. Разработанная нами методика применялась в основной части тренировочного занятия. 1. Упражнения силового характера:

1) полуприседания с партнером;

2) подъем на носки с партнером на плечах;

3) приседания на одной ноге до прямого угла в коленном суставе с отягощением 5-10

кг.

2. Упражнения скоростного характера:

1) повторный бег 30 м с фазами отдыха до полного восстановления;

2) ускорения 30 м под гору так же до полного восстановления;

3) бег 30 м с разных стартовых положений.

3. Упражнения скоростно-силового характера:

1) прыжки на одной ноге 30 м;

2) прыжки «лягушка» 30 м до полного восстановления;

3) приседания с партнером на спине до прямого угла в коленном суставе в быстром

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

темпе;

4) выпрыгивания из полного приседа с гирей 16 кг;

5) прыжки через гимнастическую скамейку;

6) многоскоки 100 м. Результаты исследования

Показатели исходного и конечного уровня развития скоростно-силовых качеств испытуемых контрольной и экспериментальной групп представлены в таблице.

Таблица 2

Показатели исходного и конечного развития скоростно-силовых качеств испытуемых контрольной и экспериментальной групп

Тест Контрольная группа Эксперименталь -ная группа Достоверность

Х ± м Y ± м t t - табл

Тройной прыжок с места (м) до 7,5±0,1 7,6±0,2 0,20 2,23

после 7,6±0,1 8,2±0,1 2,86 2,23

Многоскоки 200м (кол-во шагов) до 66,5±0,4 65,8±0,5 0,89 2,23

после 68,9±0,4 72,8±0,3 5,73 2,23

бег 60 метров с низкого старта (сек) до 8,6±0,1 8,5±0,1 0,20 2,23

после 8,5±0,1 7,8±0,1 3,83 2,23

бег 60 метром с ходу (сек) до 8,1±0,1 8,2±0,1 0,20 2,23

после 8,0±0,1 7,8±0,1 2,24 2,23

Подтягивание на перекладине (раз) до 15,6 ±0,4 15,9±0,5 0,46 2,23

после 16,1 ±0,4 18,5±0,5 4,71 2,23

Сопоставление результатов тестирования экспериментальной и контрольной групп до начала эксперимента по контрольным упражнениям показывает, что в представленных тестах статистически достоверные различия отсутствуют. Следовательно, можно сказать, что у экспериментальной и контрольной групп были одинаково развиты скоростно-силовые качества, проявление которых требуется в этих тестах.

Заключение.

1. Анализ проблемы повышения скоростно-силовых качеств показал, что в этом возрасте можно добиться роста скоростно-силовых показателей. Средства и методы, применяемые в тренировочном процессе футболистов 15-16 лет позволяют с точностью дозировать нагрузку, что делает этот процесс более эффективным.

2. Соблюдая закономерности и принципы тренировочного процесса, нами была теоретически обоснована и выбрана методика совершенствования скоростно-силовых качеств футболистов 15-16 лет с использованием специально разработанного комплекса, предусматривающего бег на коротких отрезках с сопротивлением и без, с различными отягощениями передач и ударов мяча на месте и в движении на основе интервального метода и в меньшей степени реализации круговой тренировки.

3. Эффективность выбранной методики подтвердилась не только положительной динамикой результатов экспериментальной группы, но и превосходством результатов тестирования экспериментальной группы над показателями испытуемых контрольной группы. Обработка результатов педагогического эксперимента доказала, что прирост всех контрольных показателей в экспериментальной группе за период педагогического эксперимента выше, чем в контрольной.

Достоверны различия между контрольной и экспериментальной группами, и это подтверждает, что предлагаемые тренировочные воздействия, направленные на развитие скоростно-силовых качеств у футболистов, обеспечивают тренировочный эффект в рамках короткого срока.

Практические рекомендации.

1. Упражнения c сопротивлением могут с успехом использоваться на различных этапах годичного цикла. Однако в наибольшем объеме его целесообразно использовать в первой половине специально-подготовительного этапа.

2. Для совершенствования скоростно-силовых качеств футболистов 15-16 лет целесообразно использовать тренировочную программу, составленную из скоростно-силовых упражнений с преобладанием скоростной составляющей. Это достигается использованием скоростных двигательных действий с небольшими отягощениями.

3. Выполнение скоростно-силовых упражнений целесообразно включать в основную часть занятия методом интервальной тренировки, по 2-4 серии длительностью не более 30 секунд с интервалом отдыха в 30-120 секунд между упражнениями и сериями.

4. При организации учебно-тренировочного процесса необходимо учитывать возрастные морфофункциональные особенности детей и использовать все имеющиеся возможности для текущего контроля их состояния и хода процесса восстановления после нагрузки.

На основании анализа влияния тренировочных микроциклов различного объема и направленности были определены целесообразные и допустимые варианты микроциклов, способные вызывать адекватные и ожидаемые ответные реакции организма. Выполненные в микроциклах нагрузки не вызывают значительного утомления, не ухудшают координационные способности и в значительной мере решают необходимые педагогические задачи.

Литература

1. Варюшин, В.В. Комплексная оценка выносливости футболистов 16-18 лет / В.В. Варюшин, Р.Ю. Лопачев // Теория и практика футбола. - 1999. - № 3. - С. 21-22.

2. Верхошанский, Ю. В. Методика оценки скоростно-силовых способностей спортсменов / Ю.В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры, 1992. - № 2. - С. 7-12.

3. Волков, В.М. К проблеме развития двигательных способностей / В.М. Волков // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 5-6. - С.41.

4. Голомазов, С, Опыт подготовки команды футболистов 16-17 лет / С. Голомазов, Г. Мотлох, Б. Чирва //Теория и практика футбола. -2001. - № 4. - С. 6-9.

5. Голомазов, С. Футбол. Проблема адаптации техники : методическое пособие. Выпуск 15. / С. Голомазов, Б. Чирва. - М., РГАФК, 2000. - 31 с.

6. Куликов, Л.М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье / Л.М. Куликов. - М. : ФОН, 1995. - 395 с.

7. Лалаков, Г.С. Развитие специальной выносливости квалифицированных футболистов с использованием допустимых тренировочных нагрузок / Г.С. Лалаков, Ю.В. Ермолов // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 10.C. 36-38.

8. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта : Учебник / Л.П. Матвеев. - М. : Издательский центр «Академия», 1997.

9. Обухова, Н.Б. Развитие скоростно-силовых качеств у детей школьного возраста / Н.Б. Обухова, С.М. Обухов // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Совершенствование системы физического воспитания, оздоровления детей и учащейся молодежи в условиях различных климатогеографических зон» (21-23 сентября 2000г.). - Сургут : Изд-во СурГУ, 2000. - С. 259 - 26.

10. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н.Г. Озолин. - М. : ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2004.

11. Панин, И.Н. Русский футбол: учебно-методическое пособие / И.Н. Панин. - М. : Издательство «Советский спорт», 2005. - 108 с, ил.

12. Платонов, В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов. -Киев : Олимпийская литература, 1997. - 583 с.

13. Полишкис, М.С. Подготовка юных футболистов : учебное пособие для студентов институтов физической культуры / М.С. Полишкис. - М. : Физкультура и спорт, 1997. - 171 с.

14. Современная система спортивной подготовки / Под ред. Суслова Ф.П., Сыча В.Л., Шустина Б.Н. -М. : Изд. СААМ, 1995.

15. Ушаков, А.Г. Динамика общей выносливости у юных футболистов в годичном цикле тренировки / А.Г. Ушаков, Ю.В. Ермолов. // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма в Сибири : Материалы всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. - Омск : Изд-во СибГУФК, 2005. - С. 112-113.

16. Холодов, Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав. /Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М. : Издательский центр «Академия», 2000.

Bibliography

1. Varyushin, V. V., Lopachev, R. Y. Complex assessment of endurance of 16-18 year-old football players / V.V. Varyushin, R. Y. Lopachev // ^eory and practice of football. - 1999. - № 3. - P. 21-22.

2. Verkhoshansky, Y.V. Sportsmen's speed and power abilities assessment technique / Y.V. Verkhoshansky, //Theory and practice of physical culture, - 1992. - № 2. - P. 7-12.

3. Volkov, V.M. / To the problem of motion abilities development / V.M. Volkov //Theory and practice of physical culture. - 1993. - № 5-6. - P. 41.

4. Golomazov, S., Motlokh, G., Chirva, B. Experience of training of 16-17 year-old football players / S. Golomazov, G. Motlokh, B. Chirva // Theory and practice of football. - 2001. - №. 4. - P. 6-9.

5. Golomazov, S., Chirva, B. Football. The problem of technique adaptation: methodical manual / S. Golomazov, B. Chirva//Issue 15. - Moscow: Russian State Academy of Physical Culture, 2000. - 31 p.

6. Kulikov, L.M. Sports training management: system, adaptation, health / L.M. Kulikov - Moscow : Fon, 1995. - 395 p.

7. Lalakov, G.S. Special endurance development of qualified football players with the help of permissible training load / G.S. Lalakov, Y.V. Ermolov// Theory and practice of physical culture. - 2005. - №. 10. - p. 36-38.

8. Matveev, L. P. General theory of sports: Textbook / L.P. Matveev - Moscow : Publishing center "Academy", 1997.

9. Obukhova, N. B., Obukhov, S. M. Development of speed and power qualities of school children. The collection of materials of All-Russia scientific - practical conference «Improvement of physical education system, health improvement of children and students in different climatic-geographical zones» (September, 21-23 2000.) / N.B. Obukhova, S.M. Obukhov. - Surgut: Publishing house of Surgut State University, 2000. - P. 259-260.

10. Ozolin, N. G. Reference book of the trainer: How to win / N. G. Ozolin. - Moscow: limited liability company "Publishing House Astrel": limited liability company "Publishing House AST", 2004.

11. Panin, I.N. Russian football. Educational and methodical manual. / I.N. Panin. - Moscow: Publishing house «Soviet sports», 2005. - 108 p.

12. Platonov, V. N. General theory of sportsmen training in the Olympic sports / V.N. Platonov. - Kiev: Olympic literature, 1997. - 583 p.

13. Polishkis, M. S. Training of young football players: manual for students of institutes of physical culture / M.S. Polishkis. - Moscow: Physical culture and sports, 1997. - 171 p.

14. Modern system of sports training / Under edition of Suslov F.P., Sych V.L., Shustin B. N. - Moscow: Publishing house SAAM, 1995.

15. Ushakov, A.G. Dynamics of the general endurance of young football players in the training year cycle / A.G Ushakov, Y.V.Ermolov. // Problems of improvement of physical culture, sports and olimpizm in Siberia: materials of the All-Russian scientific and practical conference of young scientists. - Omsk: Publishing house of Siberian State University of Physical Culture, 2005. - P. 112-113.

Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, №2(27) 2013 _ISSN 2070 4 7

16. Holodov, Z.K., Kuznetsov, V. S. Theory and methodology of physical training and sports: Manual for the student of higher educational establishments/ Z.K. Holodov, V.S. Kuznetsov. - Moscow: Publishing center "Academy", 2000.

Статья поступила в редакцию: 22.05.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.