ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012
вания когнитивно-психологического ресурса / К. В. Диких, Г. Д. Бабушкин // Науч. тр. СибГУФК. — Омск : СибГУФК, 2011. - С. 22-27.
7. Пономарёв, П. Л. Гипноз в спорте высших достижений / П. Л. Пономарёв. — М. : Советский спорт, 2010. — 294 с.
8. Науменко, Е. А. Ориентиры интуитивности : моногр. / Е. А. Науменко. — Тюмень : Изд-во Вектор Бук, 2000. — 184 с.
9. Грановская, Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. — Л. : ЛГУ, 1988. — 560 с.
БАБУШКИН Геннадий Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор (Россия), профессор кафедры психологии.
Адрес для переписки: 644009, г. Омск, ул. Масленникова, 144.
Статья поступила в редакцию 12.03.2012 г.
© Г. Д. Бабушкин
УДК 796034 Г. С. ЛАЛАКОВ
В. А. ЗАВАРЗИН В. В. КОЗИН
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
Тюменский государственный нефтегазовый университет
ВЛИЯНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ,
ЗАНИМАЮЩИХСЯ МИНИ-ФУТБОЛОМ
В работе изучалось влияние тренировочных нагрузок, направленных на развитие специальной выносливости у квалифицированных спортсменов в мини-футболе. Особенности тренировочных эффектов определяли допустимость нагрузок в процессе подготовки футболистов.
Ключевые слова: нагрузка, допустимость, тренировочный эффект, специальная выносливость.
Актуальность. Развитие мини-футбола в современном спорте характеризуется увеличением числа стран, культивирующих этот вид. В настоящее время более 80 стран развивают эту игру. В России создана хорошая организационная структура соревнований по мини-футболу. В чемпионате страны среди команд суперлиги и высшей лиги выступают 26 профессиональных команд. Более 500 коллективов являются участниками первенства России в первой и второй лигах. На территории страны открыты 20 региональных ассоциаций мини-футбола. Большое внимание уделяется развитию детского и юношеского мини-футбола. Открываются спортивные школы, организовываются специализированные группы юных футболистов, проводятся всероссийские соревнования по различным возрастным группам [1—5].
В последние годы игра ведущих команд мира отличается заметным ростом интенсификации, которая проявляется в возрастании напряженности борьбы во время игры. Сокращаются пассивные фазы в действиях каждого игрока. Возрастает коли-
чество ударов по воротам соперников. Более разнообразными становятся атакующие действия. Широко применяются активные формы игры в обороне. Подобные тенденции предъявляют все более высокие требования к двигательной и функциональной подготовленности футболистов. В этой связи вопросы научно-методического обеспечения процесса подготовки спортсменов в мини-футболе являются очень актуальными.
Система подготовки спортсменов в различных видах спорта, независимо от пола, возраста и квалификации, предполагает постоянное совершенствование учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. В настоящее время усилия ученых и специалистов направлены на решение самых разнообразных вопросов, прямо или косвенно влияющих на процесс подготовки спортсменов.
Поскольку тренировочный процесс прежде всего должен быть организован в пределах одного занятия, то методика планирования нагрузки в рамках одного урока является очень важной и актуальной.
Проблема исследования заключается в обосновании методики построения тренировочных занятий, направленных на развитие специальной выносливости у квалифицированных спортсменов, занимающихся мини-футболом.
Объектом исследования является структура учебно-тренировочного процесса у спортсменов высокого класса в мини-футболе.
В качестве предмета исследования выступили тренировочные занятия в мини-футболе, направленные на развитие специальной выносливости при подготовке высококвалифицированных спортсменов.
Цель исследования заключается в теоретическом и экспериментальном обосновании концепции построения тренировочных занятий у мини-футболистов высокой квалификации.
В качестве гипотезы исследования послужило предположение о том, что изучение характера влияния тренировочных нагрузок, различающихся по величине педагогических воздействий, позволит найти и количественно описать соотношение их компонентов, вызывающих желаемый тренировочный эффект.
Задачи исследования:
1. Разработать технологию построения тренировочных занятий различного объема, направленных на развитие специальной выносливости у квалифицированных спортсменов, занимающихся минифутболом.
2. Выявить критерии допустимости тренировочных нагрузок, направленных на развитие специальной выносливости и степень их соответствия функциональному состоянию футболистов.
Научная новизна исследования заключается в теоретическом уточнении и экспериментальном обосновании концепции о возможности и необходимости использования срочного тренировочного эффекта для выбора рациональных соотношений компонентов тренировочной нагрузки, направленной на развитие специальной выносливости у спортсменов, занимающихся мини-футболом.
Определены возможные пределы допустимых тренировочных нагрузок, в занятиях, направленных на развитие специальной выносливости у минифутболистов высокой квалификации.
Практическая значимость исследования заключается в разработке научно обоснованных рекомендаций по определению и подбору тренировочных нагрузок, направленных на развитие специальной выносливости у квалифицированных спортсменов, занимающихся мини-футболом.
Методология рационализации тренировочных нагрузок позволит добиться ожидаемого тренировочного эффекта. Теоретико-методологичекой основой научного подхода к решению этих задач послужила современная концепция теории и методики спортивной тренировки [5]. Совершенствование методики отдельных упражнений, тренировочных занятий и других тренировочных систем всегда будет актуально по причине изменчивости как условий процесса подготовки спортсмена, так и самого спортсмена. Постоянная изменчивость требует поиска новых, более совершенных средств, методов и форм организации тренировочного процесса.
Для решения этих задач применялись следующие методы:
1. Педагогические:
а) анализ научно-методической литературы;
б) хронометрирование, которое позволило определить:
—длительность одной серии упражнений;
— интенсивность выполнения упражнений;
—длительность пауз отдыха между повторением и между сериями упражнений;
в) педагогическое тестирование:
— бег на 30 метров;
—челночный бег (4-х—8 метров);
— прыжок в длину с места.
Координационные способности оценивались по времени, затраченному на ведение мяча с обводкой стоек. Наряду с этим использовался комплексный тест на ловкость.
Точность мышечных дифференцировок определялась по величине отклонений от заданной высоты выпрыгивания вверх. При помощи кинематометра, укрепленного на внешней стороне «ведущей» ноги, определялась точность пространственных диффе-ренцировок.
2. Физиологические методы исследования
Состояние сердечно-сосудистой системы (ССС) оценивалось по следующим показателям:
а) частота сердечных сокращений (ЧСС);
в) коэффициент выносливости (КВ) ССС.
Полученные результаты обработаны с применением методов вариационной статистики. Для каждого показателя было рассчитано среднее значение, среднее квадратическое отклонение, ошибка средней. Оценка достоверности различий между одноименными признаками определялась по ^критерию Стьюдента. Предельно допустимым уровнем достоверность мы считали Р<0,05.
Исследования были проведены с участием игроков мини-футбольной команды Тюменского государственного нефтегазового университета. В исследованиях принимали участие от 20 до 40 человек.
В качестве тренировочной нагрузки малого объема (40%), направленной на развитие специальной выносливости послужило выполнение четырех серий игровых упражнений (индивидуальных, групповых и командных), выполняемых с субмаксимальной интенсивностью, при средней координационной сложности.
В качестве тренировочной нагрузки среднего объема (70%), направленной на развитие специальной выносливости, послужило выполнение шести серий игровых упражнений (индивидуальных, групповых и командных), выполненных с субмаксималь-ной интенсивностью при средней координационной сложности.
В качестве тренировочной нагрузки большого объема (100%), направленной на развитие специальной выносливости послужило выполнение восьми серий игровых упражнений (индивидуальных, групповых и командных) выполняемых с субмаксималь-ной интенсивностью при средней координационной сложности (табл. 1).
Выполнение тренировочной нагрузки малого объема вызвало ослабление деятельности сердечно-сосудистой системы по данным КВ (Р<0,05). Скорость бега на 30 метров осталась на исходном уровне (Р<0,05). Однако показатели выполнения челночного теста и прыжков в длину с места достоверно ухудшились (Р<0,05).
Нагрузка вызвала отрицательную динамику всех показателей координационных способностей. Произошло увеличение ошибки при выполнении пространственных (Р<0,05) и силовых (Р<0,05) диффе-ренцировок движения. Наряду с этим, снизилась скорость выполнения тестов «Ведение и обводка» (Р<0,05) и «Теста на ловкость» (Р<0,05). Таким обра-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012
Количественные характеристики тренировочных нагрузок, направленных на развитие специальной выносливости у квалифицированных футболистов
№ п/п Компоненты тренировочной нагрузки Объем нагрузки, %
40 70 100
1. Количество серий игровых упражнений, п 4 6 8
2. Количество повторений упражнений в серии, п 6-8 6-8 6-8
3. Длительность серии упражнений, мин 4-6 4-6 4-6
4. Длительность разминки, мин 20-30 20-30 20-30
5. Длительность основной части тренировочного занятия, мин 30-35 40-45 5 5 - 0 5
6. Длительность тренировочного занятия, мин 60-70 70-80 80-90
7. Интенсивность выполнения упражнений субмаксимальная субмаксимальная субмаксимальная
8. Пауза отдыха между повторениями, сек 30-40 30-40 30-40
9. Пауза отдыха между сериями, мин 1,5 — 2,0 1,5 — 2,0 1,5 — 2,0
10. Координационная сложность упражнения средняя средняя средняя
11. ЧСС перед началом серии упражнений, уд/мин 130-140 130-140 130-140
12. ЧСС после выполнения серии упражнений, уд/мин 180-200 180-200 180-200
Рис. 1. Динамика показателей функционального состояния квалифицированных футболистов после выполнения тренировочных нагрузок различного объема, направленных на развитие специальной выносливости
зом, нагрузка вызвала снижение функционального состояния почти по всем показателям исследуемых функций.
Особо следует отметить, что даже нагрузки малого объема вызывают нарушение координационных механизмов движения.
Выполнение тренировочной нагрузки среднего объема вызвало почти аналогичную с предыдущей динамику показателя КВ сердечно-сосудистой системы. Имело место достоверное снижение КВ (Р<0,05), указывающее на ослабление работы сердечно-сосудистой системы. Состояние скоростных и скоростно-силовых качеств ухудшилось по всем показателям исследуемых функций (Р<0,05). Следует отметить, что увеличение объема нагрузки от 40 до 70% показало большее ухудшение показателей скоростных и скоростно-силовых качеств.
Показатели координационных способностей по всем данным имели отрицательную динамику (Р<0,05). Можно сказать, что выносливость в любых ее проявлениях оказывает отрицательное воздействие на координационные механизмы двигательного действия.
Выполнение тренировочной нагрузки большого объема вызвало аналогичную с предыдущими динамику показателя КВ. Ослабление деятельности сердечно-сосудистой системы имело место и в этом случае.
Также отрицательная динамика имела место у показателей скоростных и скоростно-силовых качеств (Р<0,05). Наиболее сильно ухудшаются показатели скоростных качеств (Р<0,05).
Координационные способности по показателям дифференцировок пространства и усилия также ухудшались, что подтверждается увеличением ошибок по сравнению с исходным состоянием (Р<0,05). Результаты тестов «Ведение и обводка» и «Теста на ловкость» также ухудшились. Такое положение еще раз свидетельствует об отрицательном влиянии выносливости на механизмы точности и быстроты двигательного действия (рис. 1).
Выводы.
1. Анализ влияния тренировочных нагрузок различного объема, направленных на развитие специальной выносливости у квалифицированных футболистов, показал, что тренировочные нагрузки, направленные на развитие выносливости, независимо от своего объема, вызывают ослабление деятельности сердечно-сосудистой системы.
Нагрузки на выносливость ухудшают состояние скоростных и скоростно-силовых качеств, и только в малом объеме — не вызывают каких-либо достоверно отрицательных сдвигов.
Состояние координационных способностей под влиянием нагрузок, развивающих выносливость, в своем большинстве ухудшается. Исключения составляют нагрузки малого объема, которые не вы-
зывают достоверных изменений координационных способностей.
2. В связи с тем, что современные подходы к интенсификации тренировочного процесса предполагают увеличение количества занятий в течение одного тренировочного дня, микроцикла, мезоцикла, то применение малого и среднего объемов вполне оправдано. Такой подход более избирательный и «щадящий», а следовательно, методически правильный.
Результаты исследования значимы для тренеров сборных команд по мини-футболу. Полученные результаты подтверждены актами внедрения и рекомендуются к использованию при разработке тренировочных программ для футболистов высокой квалификации.
Библиографический список
1. Золотарёв, А. П. Возможности оптимизации содержания многолетней подготовки спортивного резерва в футболе / А. П. Золотарёв // Теория и практика физической культуры. — 1997. - № 2. - С. 42-43.
2. Лалаков, Г. С. Построение тренировочных микроциклов подготовительного периода для футболистов 17-19 лет : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук / Г. С. Лалаков. - Омск, 1984. -20 с.
3. Сучилин, А. А. Теоретико-методологические основы подготовки резерва для профессионального футбола : дис. ... д-ра пед. наук в виде научного доклада / А. А. Сучилин. - Волгоград, 1997. - 78 с.
4. Шамардин, В. Н. Исследование физических нагрузок юных футболистов (15-17 лет) в годичном цикле тренировки : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. Н. Шамардин. - Л., 1981. -24 с.
5. Шустин, Б. Н. Моделирование в спорте (теоретические основы и практическая реализация) : дис. ... д-ра пед. наук в виде научного доклада / Б. Н. Шустин. - М., 1995. - 82 с.
ЛАЛАКОВ Геннадий Сергеевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики футбола и хоккея Сибирского государственного университета физической культуры и спорта (Сиб-ГУФК); член-корреспондент Сибирской академии наук высшей школы.
ЗАВАРЗИН Виктор Анатольевич, старший преподаватель кафедры физического воспитания Тюменского государственного нефтегазового университета.
КОЗИН Вадим Витальевич, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой теории, методики и истории физической культуры и спорта СибГУФК. Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.04.2012 г.
© Г. С. Лалаков, В. А. Заварзин, В. В. Козин
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ