Научная статья на тему 'Обоснование тренировочных нагрузок, регламентирующих тактико-техническую подготовку в спортивных играх'

Обоснование тренировочных нагрузок, регламентирующих тактико-техническую подготовку в спортивных играх Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
486
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА / НАГРУЗКА / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ПЛАНИРОВАНИЕ / ИГРОВЫЕ ВИДЫ / STRUCTURE / EXERTION / TRAINING / PLANNING / SPORT GAMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лалаков Геннадий Сергеевич, Козин Вадим Витальевич, Блинов Вячеслав Анатольевич

В работе исследовалось влияние тренировочных нагрузок на функциональное состояние и тактико-техническую деятельность спортсменов игровых видов. Показана необходимость соотношения и вариативности компонентов нагрузки, которые в значительной степени определяют ее объем, направленность, а также допустимость к применению. На основе экспериментального материала представлена методология оптимизации тактико-технической подготовки спортсменов игровых видов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лалаков Геннадий Сергеевич, Козин Вадим Витальевич, Блинов Вячеслав Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rationale of physical loads regulating tactical and technical training in sports

The article shows the influence of physical loads on a functional condition of sportsmen at different stages of training. The necessity of relations and variance components of the load, which largely determine its scope, direction, and affordability is shown. On the basis the experimental material presented methodology to optimize training process and physical exertion in sportsmen at different stages of training.

Текст научной работы на тему «Обоснование тренировочных нагрузок, регламентирующих тактико-техническую подготовку в спортивных играх»

УДК 796.3

Г. С. ЛАЛАКОВ В. В. КОЗИН В. А. БЛИНОВ

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,

г. Омск

ОБОСНОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВКУ В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ

В работе исследовалось влияние тренировочных нагрузок на функциональное состояние и тактико-техническую деятельность спортсменов игровых видов. Показана необходимость соотношения и вариативности компонентов нагрузки, которые в значительной степени определяют ее объем, направленность, а также допустимость к применению. На основе экспериментального материала представлена методология оптимизации тактико-технической подготовки спортсменов игровых видов.

Ключевые слова: структура, нагрузка, тренировочный процесс, планирование, игровые виды.

Актуальность. В игровых видах спорта особую актуальность имеет разработка общих положений, заключающихся в определении рациональной технологии структурной организации тренировочных нагрузок при тактико-технической подготовке спортсменов различного возраста и квалификации. При этом необходим научный подход, основанный на выявлении критериев, позволяющих оптимизировать соотношения компонентов тренировочной нагрузки при обучении тактико-техническим действиям и их совершенствовании.

В настоящее время в игровых видах спорта наблюдается интенсивное повышение спортивного мастерства, которое, в первую очередь, связано с усилением конкуренции между различными клубными и сборными командами. Удержание лидерских позиций командами в значительной мере будет зависеть от того, насколько система подготовки спортсменов высокого класса, а также спортивного резерва будет учитывать основные тенденции современных игровых видов спорта [1—3].

В данном аспекте особую актуальность, на наш взгляд, имеет разработка общих положений, заключающихся в определении рациональной технологии структурной организации тренировочных нагрузок при подготовке спортсменов-игровиков различного возраста и квалификации, основанной на выявлении критериев, позволяющих оптимизировать необходимые соотношения компонентов тренировочной нагрузки, при развитии различных физических качеств, совершенствовании тактико-технических действий. Следовательно, важно определить, в какой степени выбор необходимых оптимальных соотношений компонентов тренировочной нагрузки позволит целенаправленно развивать необходимые для игрока качества и оптимизировать процесс тактико-технической подготовки.

Объект исследования — процесс тактико-технической подготовки спортсменов игровых видов

(на примере баскетбола, футбола, хоккея). Объектными единицами в процессе познания служат: спортсмен, команда — как главные субъекты игры; содержание и структура тренировочных нагрузок.

Предмет исследования — эффективность различных вариантов тренировочных нагрузок в тактико-технической подготовке спортсменов игровых видов разного возраста и квалификации.

Цель исследования заключается в теоретическом обобщении положений построения тренировочных нагрузок у спортсменов игровых видов, в основе которых лежит степень соответствия тренировочных нагрузок их возрастным особенностям.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы; педагогическое тестирование; хронометрирование; педагогический эксперимент; математическая статистика.

Организация исследования. Исследования проводились на спортсменах, занимающихся баскетболом, футболом, хоккеем: 9—12 лет — группы начальной спортивной специализации; 13—15 лет — группы углубленной тренировки; 16—18 лет — группы спортивного совершенствования; 19 лет и старше — группы высшего спортивного мастерства.

В каждой возрастной группе в исследовании принимало участие от 50 до 60 спортсменов. Было изучено влияние тренировочных нагрузок с различными соотношениями своих компонентов. В каждой возрастной группе было исследовано 75 вариантов нагрузок. Из них 30 нагрузок были направлены на развитие различных видов выносливости, 27 нагрузок на развитие скоростных и ско-ростно-силовых качеств спортсменов и 18 нагрузок были направлены на обучение и совершенствование тактико-технических действий, а также на поддержание функционального состояния игроков.

Критериями, позволяющими оценить эффективность использования тренировочных нагрузок

0 от

Е

Т

различного объема и направленности, служили показатели коэффициента выносливости (КВ), которые представляют собой интегральную величину, объединяющую частоту сердечных сокращений, систолическое и диастолическое давление.

Результаты и их обсуждение. Одним из приоритетных путей совершенствования процесса тактико-технической подготовки спортсменов игровых видов является разработка технологии оперативного и перспективного планирования тренировочных нагрузок на основе изучения срочных адаптационных эффектов, вызываемых тренировочными нагрузками различной направленности [4 — 6].

Оптимизация учебно-тренировочного процесса предполагает выбор необходимых тренировочных средств и их рациональной структурной организации. Основными факторами, определяющими содержание процесса многолетней подготовки спортсменов игровых видов, являются закономерности возрастного развития. Структурное соотношение компонентов тренировочных нагрузок конкретного занятия обусловлено педагогическими задачами и характером срочных тренировочных эффектов [7-9].

Исследование содержания и структуры тренировочных нагрузок на этапе начальной спортивной специализации. Возрастные особенности младших школьников требуют очень внимательного индивидуального подхода. Дети в этом возрасте имеют более низкий уровень развития наиболее важных психофизиологических функций, чем подростки. Необходимо отметить, что функциональные возможности юного спортсмена определяются прежде всего состоянием его здоровья и индивидуальными особенностями, которые в значительной степени связаны со спортивным отбором и характером тренировочной работы. Под влиянием тренировки у юных игроков формируются определенные типы энергетического обмена и адаптации функций организма, что находит свое проявление в особенностях приспособительных реакций на различные виды нагрузок [10].

На основании исследования влияния тренировочных нагрузок, различающихся по своим параметрам и направленным на развитие физических качеств, на обучение и совершенствование тактико-технического мастерства спортсменов игровых видов, можно выделить следующие закономерности:

— по мере увеличения объема тренировочной нагрузки, а также длительности серии упражнений происходит усиление деятельности сердечно-сосудистой системы, что в итоге приводит к снижению ее выносливости;

— тренировочные нагрузки, направленные на развитие общей выносливости, независимо от своей величины вызывает снижение уровня функционального состояния скоростных и скорост-но-силовых качеств, одновременно ухудшая координационные характеристики движений. Наиболее допустимой тренировочной нагрузкой, развивающей общую выносливость у юных спортсменов, является бег на 2000 метров;

— в качестве критериев, определяющих степень адекватности тренировочных нагрузок функциональному состоянию организма можно считать показатели коэффициента выносливости — для сердечно-сосудистой системы; результат прыжка в длину с места — для оценки состояния нервно-мышечного аппарата; способность к дифферен-

цировке усилия — для оценки координации движений.

Исследование содержания и структуры тренировочных нагрузок на этапе углубленной тренировки. В тренировочном процессе с юными спортсменами подросткового возраста возникают большие сложности. Происходит бурное развитие различных систем и функций, идет ускоренное развитие мускулатуры, усиливается деятельность эндокринных желез, обусловливающих плохо предсказуемые реакции на мышечную деятельность.

Однако в это же время высокого уровня развития достигает суставно-связочный аппарат мышц и сухожилий. Координационные способности и структура мышечных волокон приближается к уровню взрослого человека. Повышенная возбудимость центральной нервной системы обуславливает высокий процент ошибочных реакций, снижение пространственных, временных и силовых диффе-ренцировок двигательного действия. Происходит стабилизация общей выносливости и создаются благоприятные условия для развития специальной выносливости при наличии высокой работоспособности и функциональных возможностей систем энергообеспечения. Отмечаются высокие темпы прироста скоростных качеств за счет скоростно-си-ловых проявлений [10]. Это требует строгого соответствия тренировочных нагрузок функциональному состоянию организма.

На основании исследования влияния тренировочных нагрузок, различающихся по своим параметрам и направленным на развитие физических качеств, на обучение и совершенствование технико-тактического мастерства спортсменов игровых видов, можно выявить следующие закономерности:

— по мере увеличения объема тренировочной нагрузки, а также длительности выполнения серии упражнений происходит усиление деятельности сердечно-сосудистой системы, что приводит к снижению ее выносливости;

— наиболее допустимой и целесообразной тренировочной нагрузкой, развивающей общую выносливость у юных спортсменов игровых видов, является бег на 3000 метров, не вызывающий значительных отрицательных сдвигов функционального состояния организма;

— коэффициент выносливости сердечно-сосудистой системы можно рассматривать как критерий ее активности и напряженности в обеспечении мышечной деятельности. Чем выше коэффициент выносливости, тем напряженней деятельность сердечно-сосудистой системы и тем больше расходуется ее потенциал.

Исследование содержания и структуры тренировочных нагрузок на этапе спортивного совершенствования. К началу юношеского возраста основные физиологические системы уже достигли своей зрелости. Однако в организме еще происходят существенные гормональные перестройки, связанные с половым созреванием. Продолжают совершенствоваться взаимоотношения между отдельными звеньями эндокринной системы, обеспечивающие упрощение регуляторных процессов.

Отмечается резкое расширение резервных возможностей всех органов и систем. Это происходит за счет развития функциональных возможностей периферических органов, а также за счет развития центральных механизмов управления. К 17 годам системы вегетативного обеспечения выходят на зрелый уровень функционирования, завершается

формирование типологических свойств нервной системы [8, 11].

Все те биологические перестройки организма, а также психофизиологические особенности, связанные с окончанием периода полового созревания, требуют исключительного внимания при планировании тренировочного процесса. В этой связи большое значение приобретает вопрос соответствия величины тренировочной нагрузки функциональному состоянию спортсменов игровых видов.

На основании исследования влияния тренировочных нагрузок, различающихся по своим параметрам и направленным на развитие физических качеств, на обучение и совершенствование тактико-технического мастерства спортсменов игровых видов, можно выявить следующие закономерности:

— деятельность сердечно-сосудистой системы при развивающих нагрузках характеризуется высоким напряжением независимо от объема нагрузки и длительности серии упражнений. При обучающих и поддерживающих нагрузках работа сердечно-сосудистой системы усиливается по мере увеличения как объема нагрузки, так и длительности серии упражнений;

— наиболее допустимой и целесообразной тренировочной нагрузкой, развивающей общую выносливость у спортсменов данного возраста, является бег на 4000 метров, не вызывающий значительных отрицательных сдвигов функционального состояния организма.

Исследование содержания и структуры тренировочных нагрузок на этапе высшего спортивного мастерства. На основании исследования влияния тренировочных нагрузок, различающихся по своим параметрам и направленным на развитие физических качеств, на обучение и совершенствование тактико-технического мастерства спортсменов игровых видов, можно выявить следующие закономерности:

— деятельность сердечно-сосудистой системы спортсменов при развивающих нагрузках характеризуется высоким напряжением независимо от объема нагрузки и длительности серии упражнений. При выполнении нагрузок, поддерживающих функциональное состояние, работа сердечно-сосудистой системы отличается экономизацией своей деятельности;

— наиболее допустимой и целесообразной тренировочной нагрузкой, развивающей общую выносливость у квалифицированных спортсменов игровых видов, является бег на 5000 метров, не вызывающий значительных отрицательных сдвигов функционального состояния организма.

Результаты исследований показывают, что для поддержания функционального состояния спортсменов игровых видов в процессе многолетней подготовки необходимы тренировочные нагрузки не вызывающие утомления и не нарушающие координационную структуру двигательного действия. Только необходимое соотношение всех составляющих тренировочной нагрузки обеспечит проявление ожидаемых ответных реакций организма.

Нагрузки с оптимально сбалансированными компонентами вызывают наиболее адекватные приспособительные реакции и оказывают более мягкое воздействие на функциональное состояние организма.

Следовательно, такие нагрузки в полной мере решают педагогические задачи и способствуют более эффективному управлению подготовкой спорт-

сменов игровых видов, прежде всего на уровне микроструктуры.

Дальнейшая оптимизация процесса многолетней подготовки спортсменов связана с использованием принципа подбора тренировочных нагрузок, обеспечивающих планируемый тренировочный эффект. В качестве критериев, позволяющих программировать тренировочную нагрузку у спортсменов различного возраста и квалификации, могут служить необходимые соотношения таких наиболее значимых компонентов нагрузки, как количество выполнения упражнений и их серий, длительность выполнения упражнений и их серий, а также режим работы и отдыха. Такие компоненты нагрузки как интенсивность выполнения упражнений и координационная сложность в значительной мере являются маловариативными.

Основой рациональной технологии построения тренировочных нагрузок в отдельном тренировочном занятии и микроцикле спортсменов различного возраста должна являться методика подбора наиболее оптимальных соотношений количественных характеристик компонентов нагрузки, обеспечивающих появление ожидаемых приспособительных реакций, характеризующих необходимый тренировочный эффект.

В качестве критериев, определяющих эффективность оперативного планирования тренировочных нагрузок спортсменов различного возраста могут служить показатели коэффициента выносливости сердечно-сосудистой системы, результаты прыжков в длину с места и данные силовых дифференциро-вок двигательного действия. Выбор таких критериев объясняется их высокой надежностью и информативностью, а также простотой использования в спортивной практике.

Проведенное исследование позволило теоретически уточнить и обосновать концепцию о возможности использования срочного тренировочного эффекта для выбора рациональных соотношений компонентов тренировочной нагрузки в зависимости от конкретных педагогических задач и возрастных особенностей спортсменов.

Выводы.

1. Результаты исследований и педагогических экспериментов показывают, что структура тренировочных нагрузок, обусловленная необходимым соотношением и вариативностью ее компонентов, в значительной степени определяет как объем и направленность нагрузки, так и ее допустимость к применению. Содержание же нагрузки в большей мере обуславливает ее специализированность. Тренировочные нагрузки с оптимально сбалансированными компонентами вызывают наиболее адекватные приспособительные реакции и оказывают более мягкое воздействие на функциональное состояние организма. Такие нагрузки в полной мере способствуют более эффективному управлению подготовкой спортсменов игровых видов, прежде всего на уровне микроструктуры.

2. Тренировочные нагрузки малого объема, независимо от длительности выполнения серии упражнений, выполняют роль по оптимизации функционального состояния организма. Нагрузки среднего объема могут рассматриваться как оптимизирующие состояние, так и поддерживающие его на необходимом уровне. Нагрузки большого объема в значительной степени могут служить как развивающие, поскольку их выполнение сопряжено с появлением утомления.

О

СЛ

Е

Т

3. Методология оптимизации многолетнего тренировочного процесса спортсменов игровых видов предполагает: выделение наиболее значимых свойств и качеств, определяющих успешность соревновательной деятельности; выбор объективных количественных критериев этих свойств и качеств; изучение содержания и структуры тренировочных средств в многолетней подготовке.

Дальнейшее развитие концепции рационализации тренировочных нагрузок может заключаться в разработке индивидуальных тренировочных программ, а также индивидуальной коррекции тренировочных нагрузок в процессе конкретного занятия.

Библиографический список

1. Козин, В. В. Характеристика технико-тактической деятельности нападающих баскетболистов 15-17 лет в условиях противодействий защитников / В. В. Козин // Физическая культура, спорт — наука и практика. — 2010. — № 2. — С. 35 — 41.

2. Лалаков, Г. С. Построение тренировочных занятий в мини-футболе, направленных на развитие специальных скоростных качеств / Г. С. Лалаков, В. В. Козин // Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях : сб. ст. VII Междунар. науч. конф., 19 — 20 апреля 2011 года, БГТУ им. В. Г. Шухова. — Белгород, 2011. — С. 217—222.

3. Тюленьков, С. Ю. Теоретико-методологические аспекты управления подготовкой высококвалифицированных футболистов : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / С. Ю. Тюленьков. — М., 1996. — 44 с.

4. Евтух, А. В. Научно-методические основы многолетней подготовки спортсменов / А. В. Евтух, П. В. Квашук, Б. Н. Шустин // Научно-спортивный вестник. — 2008. — № 4. — С. 16 — 19.

5. Козин, В. В. Моделирование и алгоритмизация технико-тактической деятельности спортсменов на основе ситуационной декомпозиции / В. В. Козин, Г. С. Лалаков // Физическое воспитание студентов. — 2011. — № 3. — С. 53 — 55.

6. Лалаков, Г. С. Исследование срочных тренировочных эффектов после применения нагрузок, направленных на раз-

витие различных видов выносливости при подготовке молодых футболистов / Г. С. Лалаков // Теория и практика физической культуры. — 1995. — № 9. — С. 37 — 40.

7. Бальсевич, В. К. Новые теоретические подходы к изучению возможностей человека в спорте высших достижений / В. К. Бальсевич, М. П. Шестаков // Теория и практика физической культуры. — 2008. — № 5. — С. 57 — 62.

8. Платонов, В. Н. Теория периодизации спортивной тренировки : история вопроса, состояние, дискуссии, пути модернизации / В. Н. Платонов // Теория и практика физической культуры. — 2009. — № 9. — С. 18 — 34.

9. Сучилин, А. А. Теоретико-методологические основы подготовки резерва для профессионального футбола : дис. ... д-ра пед. наук в виде науч. докл. / А. А. Сучилин. — Волгоград, 1997. — 78 с.

10. Тимакова, Т. С. Еще раз о биологическом возрасте / Т. С. Тимакова // Вестник спортивной науки. — 2008. — № 4. — С. 58 — 63.

11. Козин, В. В. Теория и практика применения деятель-ностного подхода к подготовке спортсменов в игровых видах / В. В. Козин, А. А. Гераськин, А. В. Родионов // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. — 2014. — № 1 (125). — С. 167 — 172.

ЛАЛАКОВ Геннадий Сергеевич, доктор педагогических наук, профессор (Россия), профессор кафедры теории и методики футбола и хоккея; член-корреспондент Сибирской академии наук высшей школы.

КОЗИН Вадим Витальевич, кандидат педагогических наук, докторант, доцент кафедры теории и методики футбола и хоккея.

БЛИНОВ Вячеслав Анатольевич, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), заведующий кафедрой теории и методики футбола и хоккея. Адрес для переписки: cousi@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.06.2015 г. © Г. С. Лалаков, В. В. Козин, В. А. Блинов

Книжная полка

ББК 72/Г93

Губарев, В. В. Квалификационные исследовательские работы : учеб. пособие / В. В. Губарев, О. В. Кабанская ; Новосиб. гос. техн. ун-т. - Новосибирск : НГТУ, 2014. - 78 c. - ISBN 978-5-7782-2445-2.

В настоящем учебном пособии рассмотрены основные понятия, используемые в ходе выполнения, оформления и представления результатов выпускных квалификационных работ студентов и аспирантов. Приведены рекомендации по принципиальным вопросам, касающимся обоснования актуальности, выявления и описания полученных результатов, их новизны, теоретической и практической значимости, внедрения, обоснованности, достоверности, апробированности и реализации; по структуре автореферата и научных статей разной направленности. Описывается роль и содержание научного и научно-производственного семинаров как элементов подготовки магистрантов. В приложениях приведены фрагменты форм ВАК РФ по оформлению заключения диссертационных советов, принимаемых ими по итогам успешной защиты диссертации. Пособие может быть полезным для магистрантов и аспирантов других направлений подготовки, в частности при изучении дисциплины «Организационно-методические основы подготовки кандидатской диссертации», а также для преподавателей соответствующих дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.