Научная статья на тему 'Исследование влияния базовых тренировочных мезоциклов, направленных на развитие выносливости у футболистов на этапе спортивного совершенствования'

Исследование влияния базовых тренировочных мезоциклов, направленных на развитие выносливости у футболистов на этапе спортивного совершенствования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
553
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРЕНИРОВОЧНАЯ НАГРУЗКА / МЕЗОЦИКЛ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭФФЕКТ / ВЫНОСЛИВОСТЬ / TRAINING LOADING / MESOCYCLE / TRAINING EFFECT / ENDURANCE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ушаков Антон Геннадьевич

В работе изучалось влияние базовых тренировочных мезоциклов на функциональное состояние организма футболистов на этапе спортивного совершенствования. По характеру кумулятивных тренировочных эффектов определялись допустимые нагрузки, развивающие выносливость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ушаков Антон Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of influence of training mesocycles used for increase of endurance

In this work the influence of training mesocycles on functional condition of organisms of football players at thea stage of sports perfection is studied. On character of cumulative training effects the safe loads developing endurance are defined.

Текст научной работы на тему «Исследование влияния базовых тренировочных мезоциклов, направленных на развитие выносливости у футболистов на этапе спортивного совершенствования»

УДК 796 332 А. Г. УШАКОВ

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ БАЗОВЫХ ТРЕНИРОВОЧНЫХ МЕЗОЦИКЛОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ У ФУТБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ___________________________________

В работе изучалось влияние базовых тренировочных мезоциклов на функциональное состояние организма футболистов на этапе спортивного совершенствования. По характеру кумулятивных тренировочных эффектов определялись допустимые нагрузки, развивающие выносливость.

Ключевые слова: тренировочная нагрузка, мезоцикл, тренировочный эффект, выносливость.

Современная система подготовки спортсменов различного возраста, пола, специализации и квалификации требует методически грамотного и научно обоснованного подхода к планированию и построению тренировочного процесса в различных структурных образованиях.

Планированию процесса подготовки в тренировочных мезоциклах должны предшествовать рационально сбалансированные нагрузки как в одном тренировочном занятии, так и в микроциклах подготовки. Вопросы планирования тренировочного процесса нашли своё отражение в работах учёных и специалистов [1 — 3].

Однако вопросы содержания и структуры базовых мезоциклов при подготовке молодых футболистов на этапе спортивного совершенствования не нашли должного обоснования в научных исследованиях. Имеющиеся исследования в основном посвящены проблемам одарённости, отбора, спортивной ориентации, обучению технике игры, физической подготовки, контроля и коррекции тренировочного процесса [2 — 4].

На наш взгляд, поиск оптимальных вариантов построения базовых мезоциклов как очень важного промежуточного звена в системе планирования является актуальным и перспективным направлением научных исследований. Решение этих вопросов позволит качественнее планировать тренировочные нагрузки, что обеспечит более высокий уровень подготовленности молодых футболистов.

Проблема исследования заключается в разработке и обосновании рациональной концепции структурной организации базовых тренировочных мезоциклов при подготовке молодых футболистов. Положения концепции должны быть обоснованы на выявлении факторов, позволяющих оптимизировать необходимые соотношения параметров тренировочных занятий и микроциклов для решения различных педагогических задач.

Объект исследования — тренировочные мезо-циклы, направленные на развитие выносливости.

Предмет исследования — содержание и структура тренировочных мезоциклов у молодых футболистов на этапе спортивного совершенствования.

Цель исследования заключается в теоретическом и экспериментальном обосновании методики построения базовых тренировочных мезоциклов при подготовке молодых футболистов на этапе спортивного совершенствования.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что изучение характера кумулятивных тренировочных эффектов после выполнения мезоциклов, направленных на развитие выносливости, позволит найти и количественно описать соотношения их параметров, вызывающих необходимый тренировочный эффект.

Научная новизна исследования заключается в теоретическом уточнении и экспериментальном обосновании концепции о возможности использования кумулятивного тренировочного эффекта для выбора рациональных соотношений компонентов тренировочных нагрузок в зависимости от конкретных педагогических задач, а также в определении возможного предела допустимых тренировочных нагрузок в мезоциклах, направленных на развитие выносливости.

Задачи исследования:

1. Обосновать методику рационализации нагрузок в базовых тренировочных мезоциклах, направленных на развитие выносливости у молодых футболистов на этапе спортивного совершенствования.

2. Разработать методику построения базовых тренировочных мезоциклов, направленных на развитие выносливости при подготовке молодых футболистов.

Методы исследования:

Для решения задач исследования применялись следующие методы исследования:

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

Таблица 1

Структура и содержание базовых тренировочных мезоциклов, направленных на развитие выносливости футболистов, %

Вариант А-1

Направленность нагрузки № МКЦ, j ia пра вленность, оВъём %

1 2 3 4

А А д В

А 60 40 30 20

В 10 30 30 40

А 30 30 40 40

Вариант Л-2

А 50 40 30 20

В 20 30 30 40

Д 30 30 40 40

Вариант А-3

А 40 40 30 20

В 30 30 30 40

А 30 30 40 40

1. Анализ научно-методической литературы.

2. Хронометрирование.

3. Педагогическое тестирование.

До и после завершения мезоцикла, этапный контроль проводился по следующим показателям и тестам:

— систолическое и диастолическое артериальное давление (АД) по методу Короткова /мм рт. ст./;

— частота сердечных сокращений (ЧСС). Это наиболее информативный показатель воздействия нагрузки на организм [5, 6];

— функциональное состояние сердечно-сосудистой системы (ССС) определялось с помощью коэффициента выносливости (КВ) [7];

— бег 30 метров [1]. Выполнялись две попытки, лучшая заносилась в протокол. Время измерялось в секундах;

— бег 60 метров [1]. Выполнялась одна попытка. Время измерялось в секундах;

— челночный бег 4x8 метров [1]. Выполнялись две попытки. Лучшая заносилась в протокол. Время измерялось в секундах;

— прыжок в длину с места [1,8]. Выполнялись две попытки, засчитывалась лучшая. Результат измерялся в сантиметрах;

— челночный бег 7x50. Выполнялась одна попытка. Время измерялось в секундах;

— точность мышечных дифференцировок определялась по величине отклонения от заданной высоты выпрыгивания вверх [1,8]. Выполнялись две попытки. Лучшая заносилась в протокол. Результат измерялся в сантиметрах;

— точность пространственных дифференцировок определялась при помощи кинематометра, укреплённого на внешней стороне «ведущей» ноги. Испытуемый сначала максимально сгибал ногу в коленном суставе, а затем воспроизводил угол вдвое меньший. Определялся средний модуль трёх измерений с точностью до одного градуса [9];

— оценка координационных способностей определялась по времени, затраченному на ведение мяча с обводкой стоек [1, 8]. Выполнялись две попытки. Лучшая заносилась в протокол. Время измерялось в секундах;

— комплексный тест на ловкость [1,8]. Выполнялись две попытки. Лучшая заносилась в протокол. Время измерялось в секундах.

Методы математической статистики.

Полученные результаты обработаны при помощи персонального компьютера. Для каждого показателя было рассчитано среднее значение (х), среднее квадратичное отклонение [о], ошибка средней (шх). Оценка достоверности различий между одноименными признаками определялась по t - критерию Стьюдента (Р = 0,05).

Организация исследования.

Исследования были проведены на футболистах команды «Иртыш» (г. Омск), участницы игр чемпионата России среди любительских клубов. В исследованиях принимали участие 40 человек.

В основу построения базовых тренировочных мезоциклов, направленных на развитие выносливости, было положено исследование влияния различных вариантов мезоциклов с различной координационной сложностью. Было изучено влияние трех вариантов мезоциклов, направленных на развитие выносливости (табл. 1). Все мезоциклы состояли из четырёх микроциклов, два из которых (1 и 2) были преимущественно направлены на развитие выносливости (режим А). Третий микроцикл был напр авлен на совершенствование техники и поддержание функционального состояния молодых футболистов (режим Д). В четвертом микроцикле решались вопросы развития скоростных и скоростно-силовых качеств (режим В).

Исследовалось влияние трёх вариантов тренировочных мезоциклов, направленных на развитие выносливости (А-1гА-2, А-3} (табл. 1). Различия между мезоциклами состояли в содержании и структуре первого микроцикла. В варианте А-1 на развитие выносливости отводилось 60% тренировочных занятий, в варианте А-2 — не более 50% и в варианте А-3 —только 40%. Преимущество выносливости имело место во всех вариантах. Содержание и структура второго, третьего и четвёртого микроциклов было одинаковым.

Таким образом, изменяя содержание и структуру первого микроцикла, мы пытались найти наиболее оптимальный вариант базового мезоцикла, направлен-

мм рт. ст.

у.е.

1Т -16 -■■5

АД систолическое АД диастолическое КВ ССС

бег 30 м

А-1

ъ.ъ

5.1 -

7,3 -7.7

бег 60 м

А-2

бег 4x8 ..... - А-3

Рис. 1. Динамика показателей функционального состояния футболистов на этапе спортивного совершенствования после выполнения базовых тренировочных мезоциклов, направленных на развитие выносливости

мм рт. ст

ного на развитие выносливости. Предложенные мезоциклы отличаются своей сбалансированностью как на уровне тренировочных занятий, так и микроциклов.

Анализ кумулятивного тренировочного эффекта при выполнении различных вариантов мезоциклов показал следующее. Со стороны сердечно-сосудистой системы по показателям систолического артериального давления можно судить о его увеличении. Однако достоверными сдвигами можно считать показатели только в вариантах А-1 и А-2 (Р<0,05). В варианте А-3 можно говорить только о тенденции к увеличению (Р>0,05). Из рис. 1 видно, что все сдвиги произошли в пределах допустимых физиологических норм. Что касается диастолического артериального давления (рис. 1), то в этом случае не было каких-либо достоверных различий независимо от варианта мезоцикла (Р>0,05). Можно сказать, что в целом произошло усиление деятельности сердечно-сосудистой системы, о чём также свидетельствуют показатели КВ в вариантах А-1 и А-2, где имело место достоверное снижение результатов (рис. 1).

Состояние скоростных качеств по результатам бега на 30 метров осталось без изменений во всех трёх вариантах мезоциклов (Р>0,05) (рис. 1).

В беге на 60 метров (рис. 1) можно было наблюдать достоверное улучшение скорости пробегания данной дистанции только после выполнения варианта мезоцикла А-2 (Р<0,05), тогда как после выполнения вариантов мезоциклов А-1 и А-3 в обоих случаях динамика ухудшалась (Р<0,05).

Исследование динамики результатов в челночном беге 4х8 метров (рис. 1) показало, что отмечалось досто-

верное снижение скорости выполнения этого теста только в варианте мезоцикла А-1, тогда как в варианте А-2 наблюдалась обратная динамика с улучшением показателей (Р<0,05). Вариант мезоцикла А-3 не вызвал достоверных изменений времени выполнения теста (Р>0,05). Необходимо отметить, что показатели теста 7х50 метров, оценивающие скоростную выносливость, в целом остались без изменений. Особенно такая динамика выражена в мезоциклах А-1 и А-3 (Р>0,05) (рис. 2).

Состояние скоростно-силовых качеств по результатам прыжков в длину с места в целом не изменилось. Это относится ко всем вариантам (рис. 2). Даже наблюдается тенденция в сторону повышения результатов.

Координационные способности после выполнения варианта мезоцикла А-1 достоверно ухудшились, о чём свидетельствуют результаты дифференциро-вок усилий и пространства (рис. 2) (Р<0,05). Снижение доли выносливости в вариантах А-2 и А-3 не вызвало каких-либо достоверных изменений в показателях дифференцировки усилий (Р>0,05). Результаты теста «ведение и обводка» достоверно ухудшились после выполнения мезоцикла А-1 (Р<0,05). Такая же динамика имела место и по показателям теста на ловкость (Р<0,05) (рис. 2). Снижение объёма выносливости в мезоциклах А-2 и А-3 не вызвало каких-либо значимых изменений координационных способностей.

Анализируя значения показателей исследуемых систем, можно сказать, что состояние сердечно-сосудистой системы характеризуется повышением систолического АД независимо от вариантов мезоцикла. Однако достоверное увеличение отмечается только

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011

бег 7x50

см.

Б,5

а

7,5

прыжок в длину дифференцировка

усилий

град.

11,5 -

дифференцировка

пространства

ведение-

обводка

ловкость

А-і

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- А-

- А-3

Рис. 2. Динамика показателей функционального состояния футболистов на этапе спортивного совершенствования после выполнения базовых тренировочных мезоциклов, направленных на развитие выносливости

после выполнения программы мезоциклов А-1 и А-2, то есть с большей долей выносливости (60 и 50% соответственно) (Р<0,05). Показатели диастолического давления во всех трёх вариантах остались без изменений (Р>0,05). Следует заметить, что снижение уровня КВ свидетельствует об усилении деятельности сердечно-сосудистой системы. Также важно, что это снижение достоверно наблюдается в вариантах А-1 и А-2. В целом можно сказать, что реакция сердечнососудистой системы была вполне адекватной предложенным нагрузкам в мезоциклах.

Одним из значимых факторов является то, что выполненная программа мезоциклов во всех трёх вариантах не вызвала снижение быстроты, о чем свидетельствуют данные бега на 30 метров (Р>0,05). Однако результаты в беге на 60 метров после выполнения вариантов мезоциклов А-1 и А-3 достоверно ухудшились (Р<0,05). Увеличение скорости бега на данной дистанции наблюдается только после выполнения варианта мезоцикла А-2 (Р<0,05).

Схожая динамика отмечается и в тесте «челночный бег 4х8 метров». Достоверное снижение скорости бега особенно выражено в 1-м варианте мезо-цикла (Р<0,05), тогда как в 3-м варианте можно наблюдать лишь тенденцию к ухудшению результатов (Р>0,05). Достоверное улучшение результатов в челночном беге имеет место только после выполнения варианта мезоцикла А-2 (Р<0,05).

Показатели скоростной выносливости в беге 7х50 метров остались практически без изменений, особенно в 1-м и 3-м вариантах мезоцикла (Р>0,05). Хотя во 2-м варианте была выявлена достоверная поло-

жительная динамика результатов выполнения данного теста (Р<0,05).

Важно отметить, что состояние нервно-мышечного аппарата по результатам прыжков в длину с места в целом или улучшилось (варианты А-1 и А-2), или осталось без изменений (Р>0,05). Наиболее достоверное увеличение результата имело место после выполнения варианта мезоцикла А-2 (Р<0,05).

Что касается дифференцировок усилий и пространства, то достоверное ухудшение наблюдалось после выполнения варианта А-1 (Р<0,05). Снижение доли выносливости до 50% (вариант А-2) привело к улучшению результатов дифференцировок пространства (Р<0,05). Без изменений остались дифференцировки усилий (Р>0,05).

Результаты в тесте «ведения и обводки», а также в тесте на ловкость под влиянием нагрузок первого варианта мезоцикла достоверно ухудшились (Р<0,05). В то же время показатели этих тестов под влиянием варианта А-2 улучшились (Р<0,05).

В целом можно сказать, что наиболее адекватные сдвиги отмечались при выполнении второго варианта базового мезоцикла (А-2).

Анализируя вышеизложенное, можно сделать выводы, что базовый тренировочный мезоцикл, направленный на развитие различных видов выносливости, должен также предусматривать развитие не только скоростных и скоростно-силовых качеств и способностей, но и поддержание функционального состояния организма с обучением технико-тактическим приёмам и действиям.

Тренировочный мезоцикл, как занятие и микроцикл, должен иметь преимущественную направлен-

ность нагрузки, которая зависит как от уровня квалификации и подготовленности спортсмена, так и от этапа годичного цикла тренировки.

Структура и содержание тренировочных микроциклов и мезоциклов должны основываться на принципах и закономерностях спортивной тренировки.

В основе построения тренировочных мезоциклов лежат основные положения моделирования и программирования тренировочного процесса.

Вариативность структуры и содержания тренировочных мезоциклов зависит как от педагогических задач, так и от этапа годичного цикла подготовки.

Тренировочные микроциклы, организованные в структуре базовых мезоциклов, направлены на развитие различных видов выносливости и способствуют не только развитию выносливости, но и сохранению уровня скоростной и скоростно-силовой подготовленности, а также отличаются более щадящим воздействием.

Наиболее оптимальным и адекватным базовым ме-зоциклом, направленным на развитие различных видов выносливости, является вариант А-2, который предусматривает в первом микроцикле следующее соотношение нагрузок по их величине: выносливость — 50%, скоростные и скоростно-силовые качества— 20%, поддержание функционального состояния — 30%.

Библиографический список

1. Клепиков, В. Ю. Определение эффективности различных вариантов тренировочных нагрузок футболистов 16-18 лет на этапе спортивного совершенствования : дис. ... канд. пед. наук / Ю. В. Клепиков. — Омск, 2006. — 153 с.

2. Сарсания, К. С. Отбор и физическая подготовка юных футболистов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Сарсания Константин Сергеевич; РГУФК. - М., 2003. - 144 с.

3. Чирва, Б. Г. Учет особенностей сенситивных периодов в обучении техническим приемам юных футболистов : дис. ... канд. пед. наук / Чирва Борис Григорьевич ; РГАФК. — М., 1998. — 147 с.

4. Лексаков, А. В. Планирование силовой подготовки в структуре нагрузок подготовительного периода у футболистов групп спортивного совершенствования : дис. ... канд. пед. наук / А. В. Лексаков. — М., 1998. — 28 с.

5. Титовец, С. Определение физической подготовленности футболистов высокой квалификации / С. Титовец // Современные проблемы физической культуры и спорта : мат. Всерос. науч. конф. посвящ. 70-летию СПбНИИФК (23 — 24 апреля 2003 г.). — СПб. : Шатон, 2003. — С. 119 — 121.

6. Dwyer, J., Bybee, R. Cardias Andices of the anaerobic threshold // Med. and Sci. in Sports and Exercise. — 1981. — Vol. 13. — N 32. — P. 70.

7. Готовцев, П. И. Спортсменам о восстановлении / П. И. Готовцев, В. Н. Дубровский. — М. : Физкультура и спорт, 1981. — 78 с.

8. Лалаков, Г. С. Структура и содержание тренировочных нагрузок на различных этапах многолетней подготовки футболистов : дис. ... д-ра пед. наук / Г. С. Лалаков. — Омск, 1998. — 328 с.

9. Геселевич, В. А. Медицинский справочник тренера / В. А. Ге-селевич. — М. : Физкультура и спорт, 1981. — 270 с.

УШАКОВ Антон Геннадьевич, аспирант кафедры теории и истории физической культуры и спорта, преподаватель кафедры физической культуры ОмГМА. Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 11.11.2010 г.

© А. Г. Ушаков

Книжная полка

Евсеев, Ю. И. Физическое воспитание. Учебное пособие / Юрий Иванович Евсеев. - М. : Феникс, 2010. -380 с. - ISBN 978-5-222-17499-9.

Учебное пособие «Физическое воспитание» соответствует Г осударственным образовательным стандартам и предназначено для студентов следующих специальностей: «Физическая культура», «Физическая культура и спорт», «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», а также учащихся «Академии гражданской защиты МЧС России». В предлагаемом учебном пособии физическая культура, спорт и туризм рассматриваются как основной компонент подготовки высококвалифицированных специалистов. Кроме того, впервые обоснована и продемонстрирована возможность целенаправленного формирования физических качеств, двигательных умений и специально-прикладных знаний, необходимых будущему специалисту во время учебно-трудовой и профессиональной деятельности в условиях риск-геофакторов. В результате круг этих специалистов оказывается довольно широк — от студентов полевых специальностей (геологов, геофизиков, геодезистов и т.д.) и будущих сотрудников МЧС до студентов-филологов. Пособие будет полезно преподавателям высших и средних учебных заведений, учителям физической культуры, тренерам и другим специалистам, работающим в сфере физической культуры и спорта.

ББК 75.7/В14

Ваисов, К. М. Борьба самбо. Техника и методика обучения [Текст] : учеб. пособие / К. М. Ваисов, Д. В. Кудрявцев ; ОмГТУ. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2010. - 82 с. - ISBN 975-5-8149-1012-7.

В учебном пособии представлен материал по истории создания и развития борьбы самбо, подробно рассмотрены вопросы техники, тактики, методики обучения, правила соревнований.

Учебное пособие написано в соответствии с программой по спортивным единоборствам (борьба самбо) и требованиями, предъявляемыми к сдаче зачета и экзамена по физической культуре, для студентов специализации «борьба самбо» ОмГТУ.

Предназначено для студентов 1—4 курсов, занимающихся в учебных группах специализации «борьба самбо», а также для преподавателей физкультуры вузов.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.