(e-mail: [email protected])
Naumov Andrey Evgenievich PhD. technical Sciences, associate Professor (e-mail:[email protected])
Belgorod Shukhov State Technological Universite, BelgorodRussia ECONOMIC ASPECTS DEVELOPMENT OF THE MECHANISM OF THE STATE-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE CONSTRUCTION OF THE HOUSING OF THE RURAL AREAS OF THE BELGOROD REGION
Abstract. In the framework of this article, the authors consider the economic aspects of the development of the mechanism of public-private partnership in the construction of housing in rural areas of the Belgorod region.
Key words: economy, public-private partnership, development, rural area, economic instruments.
УДК 308
ТРАЕКТОРИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНЧЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Андреева Валерия Юрьевна, к.ф.н., доцент
(e-mail: [email protected]) Скриплева Елена Викторовна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected]) Юго-Западный государственный университет, г.Курск, Россия
В статье представлен комплексный подход к процессу социализации современного студенчества в процессе физического воспитания. Обоснована высокая значимость системы физического воспитания в вузе как социального института, в котором происходит процесс развития нового человека. Обосновано формирование физической культуры личности студента, педагогические условия, соответствующие требованиям современной системы образования и социальным требованиям к ее формированию.
Ключевые слова: социализация, физическая культура, спорт, физическое воспитание, физическая культура личности, студенты вуза, педагогические условия, траектории социализации.
Представленный в данной статье материал является частью исследования социализации современного студенчества в процессе физического воспитания проведенным в ЮЗГУ в научно-образовательном центре кине-зиологии. Физкультурно-массовая и спортивная работа - одно из приоритетных, наиболее сложных и многогранных направлений деятельности вуза, требующих комплексного решения методологических, организационно-методических, экономических и социальных задач [10]. Целью исследования являлось выявление основных закономерностей социализации современного студенчества в процессе физического воспитания.
Социализация личности представляет собой часть целостного процесса ее становления как социального субъекта. Система физической культуры и спорта представляет собой уникальный оазис, позволяющий целенаправ-
ленно активно создавать условия для обеспечения опережающей, учитывающей возможные в будущем изменения успешной социализации современной молодежи, соответствующей целям общественного развития [13].
Существующая в нашей стране система непрерывного физкультурного образования, включает обязательные физкультурные занятия во всех звеньях системы непрерывного образования, которое представлено в виде логической системы: дошкольное образовательное учреждение - школа -среднее профессиональное образовательное учреждение - учреждение высшего образования. Таким образом, в данной системе происходит целенаправленное последовательное системное освоение ценностей физической культуры и спорта, сопровождающееся приобретением личностью необходимых знаний, умений и навыков. А также принятие их в уникальную личностную феноменологию - физическую культуру личности [5, 6,
9].
Аксиологические основания личностного развития студентов в образовательном процессе по физической культуре; концепция формирования ценностных отношений студентов к физической культуре; качество формирования физической культуры личности студента в образовательном процессе вуза представлены в многочисленных научных исследованиях известных отечественных и зарубежных специалистов М.Я. Виленского, Н.Н. Визитея, Т.В. Скобликовой, О.Ю. Масаловой, В. Пшибыльски, Бояна Й., Янеза В. и др. [1, 2, 3, 4, 7, 8, 11, 16, 17, 18]. Важные методологические положения, обеспечивающие социализацию современного студента вуза в процессе физического воспитания представлены в научных трудах Т.В. Скобликовой, Е.В. Скриплевой, В.Ю. Андреевой. В них структурировано конструктивно-аналитическое обеспечение процесса развития физической культуры в университете. А также обосновано содержание и структура построения организационно-педагогической модели становления физической культуры личности студента в университете [14, 15]. Качество формирования физической культуры личности студента в образовательном процессе вуза определяет условия развития личности студента в образовательно-развивающем пространстве физической культуры [6].
С целью определения индивидуальной траектории социализации современного студента вуза в процессе физического воспитания рассмотрим педагогические условия, обеспечивающие успешное формирование физической культуры личности студентов. Следует отметить, что социализация студентов в процессе физического воспитания обусловлена выполнением следующих условий: организационно-педагогических, психолого-педагогических и личностно-деятельностных [11, 12]. Остановимся на них подробнее. Организационно-педагогические, психолого-педагогические и личностно-деятельностные условия представляют собой взаимосвязанную и взаимообусловленную блочную систему, которая представлена на рисунке 1.
Каждый из трех представленных блоков имеет строгую логическую структурно-связанную взаимозависимость и взаимодополняемость. Каждый элемент которой является неотделимым компонентом целостной системы, обеспечивающей определение индивидуальной траектории социализации современного студента вуза в процессе физического воспитания.
Рисунок 1. Педагогические условия, обеспечивающие траектории социализации современного студенчества в процессе физического воспитания
Для успешной социализации студента вуза в современных условиях развития высшего образования, рассмотрим образовательное пространство физической культуры в вузе как условия, обеспечивающего траектории
социализации современного студенчества в процессе физического воспитания. На рисунке 2 схематически представлена комплексная структура задач, обеспечивающих этот процесс.
создание максимально олагоприятных условия для умственного, эмоционального и физического развили студентов, всемерного раскрытия способностей личности, формирования гуманистических ценностей и творческого мышления
обеспечение содержательной и методической преемственности при переходе от одной ступени на другую для достижения непрерывного физкультурного образования
разработка и владение методикой комплексной междисциплинарной диагностики здоровья, умственных способностей каждого студента, то есть создание своего рода дееспособного педагогического консилиума
определение базового компонента физкультурного образования и создание возможностей для многопрофильного, разноуровневого обучения
создание условии дтя максимальном самореализации личности студента в сфере физической культуры, повышения его способности к творчеству на основе раннего выявления склонностей и способностей к определенному внду физкультурной деятельности
обеспечение системы мер компенсации возможного ущерба для здоровья в процессе обучения
создание стабильной, творческой атмосферы с целью стремления студентов к акмеологическнм вершинам в личностном и профессиональном планах
Рисунок 2. Образовательное пространство физической культуры в вузе как условие, обеспечивающее траектории социализации современного студенчества в процессе физического воспитания
Таким образом, проведенное исследование позволяет оценить высокую значимость системы физического воспитания в вузе как социального института, в котором происходит процесс развития нового человека. В результате комплексного интегрированного анализа обосновано формирование физической культуры личности студента, педагогические условия, соответствующие требованиям современной системы образования и социальным требованиям к ее формированию.
Список литературы
1. Боян Й., Янез В., Скобликова Т.В. Философия экспертного моделирования спортивных достижений атлетов-профессионалов // Культура физическая и здоровье. 2012. - № 6 (42). - С. 6-9.
2. Визитей Н.Н. Социология спорта. - Киев: Олимпийская литература, 2005. - 247 с.
3. Виленский, М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: Учеб. пособ. - М.: КНОРУС, 2012. - 324 с.
4. Масалова О.Ю. Аксиологические основания личностного развития студентов в образовательном процессе по физической культуре: монография. - Москва; Смоленск, 2011. - 194 с.
5. Масалова О.Ю. Концепция формирования ценностных отношений студентов к физической культуре: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2014. - 352 с.
6. Скобликова Т.В. Качество формирования физической культуры личности студента в образовательном процессе вуза // В сборнике: Личность студента в образовательно-развивающем пространстве физической культуры М. Я. Виленский (отв. ред.). - М., 2003. - С. 25-30.
7. Скобликова Т. В. Компетентностный подход в сфере образования при подготовке специалиста по физической культуре // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012. - № 4-1 (24). - С. 222-227.
8. Скобликова Т.В. Образовательное пространство физической культуры в вузе как условие формирования здорового образа жизни // Организация физической культуры и спорта в условиях региона материалы V Международной научно-практической конференции. - Калининград, 2003. - С. 276.
9. Скобликова Т. В. Теоретические и методологические проблемы развития личности средствами физической культуры в системе непрерывного образования // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. - № 2. - С. 54-59.
10. Скобликова Т. В. Физическое воспитание как компонент целостной системы воспитания в вузе: состояние, проблемы, перспективы развития // Педагогическое образование и наука. 2013. - № 4. - С. 18-25.
11. Скобликова Т.В., Пшибыльски В. Концептуальные основы персонифицированной системы профессиональной переподготовки кадров сферы физической культуры, спорта и туризма // Теория и практика физической культуры. 2010. - № 9. - С. 42-45.
12. Скобликова Т.В. Педагогические условия, обеспечивающие успешное формирование физической культуры личности студентов вуза // Известия Юго-Западного государственного университета. 2013. - № 6-1 (51). - С. 207-213.
13. Скобликова Т.В. Физическая культура студентов - важный фактор их социализации / Т.В. Скобликова, Е.В. Скриплева // Культура физическая и здоровье. 2005. - № 2. - С. 31-32.
14. Скобликова Т.В., Скриплева Е.В., Андреева В.Ю. Конструктивно-аналитическое обеспечение процесса развития физической культуры в университете // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2017. Т. 7. - № 4 (25). - С. 132-138.
15. Скобликова Т.В., Скриплева Е.В., Андреева В.Ю. Содержание и структура построения организационно-педагогической модели становления физической культуры личности студента в университете // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2014. - № 4. - С. 104-110.
16. Скриплева Е.В., Скобликова Т.В. Профессиональная подготовка специалистов по физической культуре в современных условиях // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2008. - № 3. - С. 72-75.
17. Физическая культура в образовании и науке: Коллективная монография / Беги-дова С.Н., Борисов М.М., Горшков А.Г., Макеева В.С., Масалова О.Ю., Петьков В.А., Скобликова Т.В., Портнягин И.И., Торговкин В.Г., Русанов В.П. - Ярославль, 2013. -256 с.
18. Швыдкая Н.С., Скобликова Т.В. Формирование ценностного отношения учащихся среднего школьного возраста к занятиям физической культурой средствами ИКТ // Культура физическая и здоровье. 2012. - № 6 (42). - С. 32-34.
Andreeva Valeria, associate Professor (e-mail: [email protected]) Southwest state University, Kursk, Russia
Skrepleva Elena Viktorovna, associate Professor (e-mail: [email protected]) Southwest state University, Kursk, Russia
TRAJECTORIES OF SOCIALIZATION OF MODERN STUDENTS IN PHYSICAL EDUCATION
Abstract: The article presents an integrated approach to the process of socialization of modern students in the process of physical education. The high importance of the system of physical education in the University as a social institution, in which the process of development of a new person. The formation of physical culture of the student's personality, pedagogical conditions, corresponding to the requirements of the modern education system and social requirements for its formation.
Key words: socialization, physical culture, sport, physical education, physical culture of the individual, University students, pedagogical conditions, socialization trajectories.