Popov Alexander Vasilyevich, Doctor of Sociology, Professor, head of the Department of regionalism and Eurasian studies; Institute of sociology and regional studies, Southern Federal University (160, Pushkinskaya Str., Rostov-on-Don, 344006, Russian Federation). E-mail: infoippk@sfedu.ru. Shcherbakova Lidiia Ilinichna, Doctor of Sociology, Professor; South-Russian state Polytechnic University (NPI) named after M.I. Platov (132, Prosvescheniya Str., Novocherkassk, 346428, Russian Federation). E-mail: lidia-npi@mail.ru.
SMALL BUSINESS MANAGEMENT IN THE REGION: SOCIAL TECHNOLOGIES, STRATEGIES FOR OVERCOMING RISKS
Abstract
The article deals with the levels of management of Russian small business, describes the principles of its implementation and regional specificity, due to natural and climatic, economic, socio-cultural differences. Risks and social factors affecting the social status and efficiency of small business activity are disclosed. The possibilities of a social institution of small entrepreneurship to become a social elevator for the career growth of young people
Keywords: small business, management, region, social technologies, digital revolution, innovations, risks.
УДК 316
СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ФИ ЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ
кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54); доцент кафедры физической подготовки, Ростовский филиал Российской таможенной академии (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, пр. Будёновский, 20). E-mail: aivazova.elena@mail.ru
старший преподаватель кафедры физической подготовки, Ростовский филиал Российской таможенной академии (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, пр. Будёновский, 20). E-mail: Sabomnim@yandex.ru
старший преподаватель кафедры физической подготовки, Ростовский филиал Российской таможенной академии (344002, Россия, Владимирович г. Ростов-на-Дону, пр. Будёновский, 20). E-mail: Sabomnim@yandex.ru
Аннотация
Социализация представляет собой процесс социального становления человека, формирования его социального статуса. Растёт интерес государственной образовательной политики к возможностям физической культуры и спорта при реализации задач подготовки будущих специалистов. Физическая культура и спорт с помощью своих специфических средств реально положительно влияют на процесс социализации личности студентов. В процессе и в результате занятий физической культурой или спортом происходит гармоничное сочетание физического и духовного, идейного и трудового, нравственного и эстетического воспитания, что влияет на повышение уровня социальной зрелость занимающихся. Ключевые слова: социализация, студенчество, физическая культура, спорт.
Процесс социализации личности, как активное её становление, исторически и культурно обусловлен. В период научно-технического преобразования этот процесс обретает специфические очертания и формы: изменяются критерии и показатели уровня социальной зрелости, усложняется сам институт социализации, изменяются средства воспитания, характер взаимных отношений между разными поколениями и т.п. До тех пор, пока существует цивилизация, проблемы социализации человека будут актуальны.
Айвазова
Елена
Сергеевна
Селиванов Олег
Иванович
Прядченко
Владимир
Российские ученые этого направления считают, что «социализация представляет собой процесс социального становления человека, формирования его» [1] социального статуса. В настоящее время перед современным российским обществом эти проблемы стоят особенно остро в силу того, что оно испытывает экономический, политический, культурный и, как следствие, социальный кризис.
Социальный прогресс общества невозможен без таких составляющих как образование, культура, человеческая индивидуальность. Крепкое здоровье, активное долголетие, духовное и физическое совершенство - вот черты человека двадцать первого века, способного плодотворно трудиться на благо общества. Это особенно важно, когда речь идёт о молодёжи. К сожалению, в молодежной среде присутствуют некоторые негативные явления - конфликты в межличностных отношениях, неуверенность в себе и в завтрашнем дне, увеличение числа стрессовых ситуаций. Некоторые молодые люди проявляют такие качества, как безнравственность, безответственность, склонность к агрессивности и преступности. Драматизм сегодняшней социокультурной ситуации обусловлен социальным неравенством общества, недооценкой культуры, образования, интеллектуального и творческого труда, а также культурно-досуговой деятельности.
Растёт интерес государственной образовательной политики к возможностям физической культуры и спорта при реализации задач подготовки будущих специалистов, что подчеркивает их важность и значимость в образовательном процессе вуза [2; 3, с. 104]. Стимулирование процессов взращивания новых поколений нужно рассматривать не только с точки зрения «узконаправленного профиля» познавательной деятельности, отвечающего за социализацию с последующим внедрением на рынок мировых стандартов, но и учитывая аспект социального становления личности.
Показатель успешности выпускников вуза диктуется корректностью в выборе оптимального варианта между давно уже противоречивыми группами как стабильность и мобильность. Последняя форма до сих пор не очень актуальна для спектра решения проблем в бетонной системе образования нашей страны. Однако, по изучаемому вопросу, имеются некие положительные тенденции и сдвиги, что отразилось в усложнении структуры образовательного движения, подразумевающего накопление дополнительных навыков, умений, а также других не менее важных составляющих процесса формирования социально активной личности.
Педагогические условия функционирования системы вузовского образования должны обеспечивать эффективное физическое и духовное развитие личности студентов. Необходимо в образовательно-воспитательном процессе по физической культуре вуза обеспечить личностно-ориентированный подход, акцентировать внимание на взаимной ответственности преподавателей и студентов за качественный социально-профессиональной рост и личностное развитие. Формирование физической культуры личности каждого студента должно быть одним из факторов целостного процесса социализации молодежи в вузе [1].
Физическая культура и спорт все более и более проникают в жизнь населения разных возрастов и социальных групп. Физкультурно-спортивная деятельность эффективно влияет на процесс формирования физкультурных потребностей, мотивационно-ценностных ориентаций студенческой молодежи.
Физическая культура является мощным инструментом комплексного генерирования таких свойств, качеств и ориентаций личности, которые позволяют ей развиваться в гармонии с культурой общества [4], приобретая духовное богатство в единстве проявления творческих действий, чувств и общения и обретению знаний, имеющие ключ к разрешению конфликтов между природой и производством, трудом и отдыхом [5]. Процесс воспитания устойчивой личности, продуктивно включенной в жизнь и труд, средствами физической культуры укрепляет физическую сторону природы, закрепляя в сознании студентов моральную установку и психологический комфорт, всесторонне их развивая. Индивидуальный набор подходов, методов и средств формиро-
вания физической культуры личности студента на уровне образовательной программы позволяют выделить авторитарную дисциплину, являющейся одним из средств формирования мотивационной сферы социальных отношений. Изучая физическую культуру, индивид формирует в себе чувство ответственности, вырабатывает настойчивость в достижении целей, адаптивное поведение в разнообразных условиях жизнедеятельности, интегрирует аспекты саморегуляции, самопознания [6, с.304], на основе которых создается база Я-концепции. Таким образом, влияние физкультурно-спортивной деятельности переходит на другие стороны человеческой жизни, например, авторитет и положение в обществе, трудовую занятость, ценностных ориентаций, эстетических идеалов, нравственно-интеллектуальных характеристик.
Основой физической культуры служит принцип триединства двигательного, интеллектуального и социально-психологического формирования личности, представляющая возможность самореализации человека [5].
В постоянно трансформирующемся процессе жизни общества роль физической культуры, как сложного социального явления, выполняющего конструктивные функции общества в области педагогической сферы, морали и этики, весьма велика и в дальнейшем лишь будет усиливать обращение к ней, повышать значимость государственного регулирования данной сферы [7].
Проанализировав сложившуюся обстановку в воспитательно-образовательном процессе Российской Федерации и сравнив с опытом стран Запада, а также ссылаясь на труды философов, социологов, психологов и педагогов, отражающих в своих теориях философские и психолого-педагогические идеи и проблемы формирования социальной активности личности, предлагается коренным образом пересмотреть теоретические и практические подходы к процессу формирования физической культуры личности студента.
Физическая культура и спорт являются огромным самостоятельным пластом общечеловеческой культуры и воздействуют на жизненно важные стороны человека. Тем самым удовлетворяют социальные потребности личности в общении, в проведении досуга, в других формах [1] выражения своей индивидуальности через социально-активную деятельность. Физическая культура через основной свой фактор - физические упражнения - эффективно формирует жизненно необходимые умения и навыки, физические кондиции, способствуя оптимизации состояния здоровья и работоспособности.
Наравне с этим трудно переоценить роль физической культуры и спорта в формировании личности. Однако, долгое время рассматриваемая дисциплина имела узкий характер обращенности к ней, поверхностную ориентацию, направленную на изменение внешнего прироста результативных показателей: степень развития физических способностей [6, с. 304], активности на учебных занятиях. Информационное и техническое развитие современного мира требует отказаться от такого подхода, ориентировав социально-активную личность на сущность социокультурного единства, приспособления к успешному функционированию в окружающей его среде, активного освоения окружающего пространства с целью жизненного, социального саморазвития личности. Перестройка образовательной программы теории и практики физической дисциплины формируется из принципиальных установок и задач настоящего и будущего.
В настоящее время утверждается социокультурная парадигма - «образование через всю жизнь», которая подчёркивает важность влияния вузовского образования на социализацию студента, акцентируя внимание педагогов на инновационному инструментарию педагогического воздействия.
Физическая культура и спорт в жизни студента должны занимать далеко не последнее место. Наоборот, абсолютная включённость студента в физкультурно-спортивную жизнь вуза говорит о более высоком уровне сформированности его лучших личностных качеств и социальной зрелости. В свою очередь, воспитание именно физических качеств способствует решению таких социально обусловленных задач, как - всестороннее и гармоническое развитие личности, достижение более высокого уровня устойчивости
организма к социально-экологическим условиям, повышение адаптационных возможностей организма, а также содействие развитию умственной и физической работоспособности, наиболее полноценной реализации творческих сил будущих специалистов в интересах общества [1].
Физическая культура и спорт непосредственно и опосредованно влияют на формирование и развитие тех свойств личности, которые позволяют ей развиваться в гармоничном единстве с общей культурой всего общества, достигать гармонии знаний и творчества, чувств и общения, физического и духовного. Достижение личностью такой гармонии должно обеспечить ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, создать ей психологический комфорт [1].
Представление индивида о включенности в физкультурно-спортивную деятельность создает свободное восприятие, превращаясь из объекта педагогического воздействия в субъект творческой деятельности, личность становится высшей социальной ценностью - реализация гуманистического подхода [6, с. 304].
«Человек становится личностью, приобретает и приумножает определенную совокупность социальных качеств и свойств через усвоение социального опыта; этот процесс включает его в активную социальную деятельность, что само по себе предполагает овладение разнообразным социальным опытом» [8]. По мнению В.И. Столярова, «процесс активного вовлечения индивида в деятельность различных социальных коллективов и общностей людей, в ходе, которого индивид усваивает социальные и моральные нормы, культурные ценности, полезные навыки практической работы и конкретные знания, иными словами, когда у него формируются социально-значимые черты личности, называется процессом социализации личности» [1].
Подготовка молодёжи к полноправному, активному и реальному участию в политической жизни страны, приобретение организаторских навыков, способного к правовой защите окружающих его людей и своих личных, во многом зависит от уровня демократизации жизни студентов во время обучения в вузе, степени их самостоятельности и ответственного поведения. Для свободного развития качеств и свойств личности студентов необходимо в «условиях открытости социально-воспитательного пространства для свободного развития личности» [9] максимально активизировать участие студентов в физкультурно-спортивной деятельности вуза.
Подведем итоги, физическая культура имеет огромный вес для «матричного строительства» системы общества. Приобретенные навыки самоконтроля, самовоспитания, самосовершенствования, заложенные в стержень дисциплины, вырабатывают активную жизненную позицию, гражданственность, научное мировоззрение. Физическая культура проявляет себя в прогрессирующем цивилизованном обществе как неотъемлемый компонент образа жизни [10, 11] социально активной личности, органически связанного с понятиями общей культуры, общечеловеческих ценностей, духовности.
Физическая культура и спорт с помощью своих специфических средств реально положительно влияют на процесс социализации личности студентов. Эти феномены следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности в социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха. Физическая культура и спорт имеют и в то же время проявляют свое социализирующее, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение. В процессе и в результате занятий физической культурой или спортом происходит гармоничное сочетание физического и духовного, идейного и трудового, нравственного и эстетического воспитания, что влияет на повышения уровня социальной зрелость занимающихся. Физическая культура и спорт обладают огромным потенциалом для саморазвития, саморазвития и самосоциализации студентов с целью реализации их интеллектуальных, духовных и творческих способностей. Таким образом, в процессе физкультурно-спортивной деятельности студентов проявляется социальная ценность физической культуры и спорта.
Литература
1. Пестова Т.Г. Физическая культура как фактор социализации личности студента: дис. канд. пед. наук: Карачаевск, 2004. 18 с.
2. Айвазова Е.С. Социализация и развитие личности студентов - будущих госслужащих средствами физической культуры // Государственное и муниципальное управление. Учёные записки СКАГС. 2011. С.155-165.
3. Айвазова Е.С. Формирование нравственно-волевой сферы студентов средствами физической культуры: дис. канд. пед. наук: Майкоп, 2013. 205 с.
4. Филиппов Ю.А. Физическое развитие личности в условиях трансформации российского общества: Социально-философский аспект: дис ... канд. филос. наук: Ставрополь, 2005. 187 с.
5. Зинцова А.С. Физическая культура как способ формирования социально - активной личности школьника // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL:http://human.snauka.ru/2014/04/6511 (дата обращения: 12.11.2015).
6. Россия в ВТО: проблемы, задачи, перспективы. Сборник научных статей, вып.13. Под общей редакцией проф. В.В. Тумалева. - СПб.: НОУ ВПО «Институт бизнеса и права», 2012. - 364 с.
7. Шхагошев Р.В., Полочанская О.Г. Совершенствование управления развитием физической культуры и спорта: региональный аспект // Государственное и муниципальное управление. Учёные записки СКАГС. 2012. № 3. С. 50-63.
8. Турчина Н.Ю. Социальные институты и традиции воспитания в условиях духовного кризиса современного российского общества: дис... канд. соц. наук: Новочеркасск, 2001. - 156 с.
9. Дмитриева О.В. Социализация личности студента в образовательном пространстве вуза: дис... канд. пед. наук: Оренбург, 2004. 173 с.
10. МатвеевЛ.П. Теория и методика физической культуры. М., 1991. 312 с.
11. Болдырев С. А., Медведева Л. М., Немова Е. Ю. Проблемы социализации современных студентов // Молодой ученый. 2015. № 9 (89). С. 989-991.
Aivazova Elena Sergeevna, Candidate of Pedagogical Sciences. Docent of Cathedra of Physical Training; South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St, Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation); docent of the physical training department, Rostov branch of the Russian Customs Academy (20, Budenovskiy St, Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: aivazova.elena@mail.ru
Selivanov Oleg Ivanovich, Senior lecturer of the physical training department; Rostov branch of Russian Customs Academy (20, Budenovskiy St, Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: Sabomnim@yandex.ru
Pryadctenko Vladimir Vladimirovich, Senior lecturer of the physical training department; Rostov branch of Russian Customs Academy (20, Budenovskiy St, Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: Sabomnim@yandex.ru
SOCIALIZATION OF STUDENTS BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION IN HIGH SCHOOL
Abstract
Socialization is a process of social formation of a person, the formation of his social status. The interest of the state educational policy to the possibilities of physical culture and sport is growing in the implementation of the tasks of training future specialists. Physical culture and sport with the help of their specific means really have a positive effect on the process of socialization of the student's personality. In the process and as a result of practicing physical culture or sports, there is a harmonious combination of physical and spiritual, ideological and labor, moral and aesthetic upbringing, which affects the increase the level of social maturity of those engaged. Keywords: socialization, students, physical culture, sports.