Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы формирования физической культуры личности студента'

Теоретико-методологические основы формирования физической культуры личности студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1951
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА / ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ПРИНЦИПЫ / МОДЕЛЬ / PHYSICAL EDUCATION OF STUDENT’S PERSONALITY / THE THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASIS / METHODOLOGICAL APPROACHES / PRINCIPLES / A MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наговицын Р. С., Ипатов И. В.

Теоретико-методологической основой формирования физической культуры личности студентов вуза выступают методологические подходы, которые обеспечивающие взаимосвязь и целостность процесса, и принципы, которые отражают как содержание, так и особенности подходов. Категориальное поле исследования формирования физической культуры личности студента вуза включает обоснование содержания понятий "физическая культура личности", «физическая культурность», «физкультурно-валеологическая компетентность». Процесс формирования физической культуры личности студентов вуза становится эффективным, если строится на принципах: единства системного, культурологического, деятельностного, компетентностного, инновационного и личностно-ориентированного подходов в формировании физической культуры личности обучающегося ; целеполагания и инновационности его становления. Системный подход выступает при формировании физической культуры личности студента методологической стратегией, а иные подходы интегрируются в ней. В процессе научной работы была разработана теоретико-методологическая модель формирования физической культуры личности студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Наговицын Р. С., Ипатов И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The theoretical and methodological basis of the formation of physical education of student’s personality are methodological approaches that provide the interconnection and integrity of the process, and the principles that reflect the content and the peculiarities of the approaches as well. The categorical area of the research of the formation of physical education of student’s personality in a higher institution includes the substantiation of such items like “personality’s physical education”, “physical intelligence”, “physical and valeological competence”. The process of the formation of physical education of student’s personality in a higher institution will become effective if it is formed on the following principles: the complex of system, cultural, competent, innovative and personality-directed approaches in the formation of physical education of student’s personality; purpose stating and innovation in its formation. The system approach works in the formation of physical education of student’s personality and the other approaches integrate in it. During the process of scientific work the theoretical and methodological model of the formation of physical education of student’s personality was developed.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы формирования физической культуры личности студента»

Р. С. Наговицын, И. В. Ипатов ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Ключевые слова: физическая культура личности студента, теоретико-методологические основы, методологические

подходы, принципы, модель.

Теоретико-методологической основой формирования физической культуры личности студентов вуза выступают методологические подходы, которые обеспечивающие взаимосвязь и целостность процесса, и принципы, которые отражают как содержание, так и особенности подходов. Категориальное поле исследования формирования физической культуры личности студента вуза включает обоснование содержания понятий "физическая культура личности", «физическая культурность», «физкультурно-

валеологическая компетентность». Процесс формирования физической культуры личности студентов вуза становится эффективным, если строится на принципах: единства системного, культурологического, деятельностного, компетентностного, инновационного и личностно-ориентированного подходов в формировании физической культуры личности обучающегося; целеполагания и инновационности его становления. Системный подход выступает при формировании физической культуры личности студента методологической стратегией, а иные подходы интегрируются в ней. В процессе научной работы была разработана теоретико-методологическая модель формирования физической культуры личности студента.

Key words: physical education of student’s personality, the theoretical and methodological basis, methodological approaches,

principles, a model.

The theoretical and methodological basis of the formation of physical education of student’s personality are methodological approaches that provide the interconnection and integrity of the process, and the principles that reflect the content and the peculiarities of the approaches as well. The categorical area of the research of the formation of physical education of student’s personality in a higher institution includes the substantiation of such items like "personality’s physical education”, "physical intelligence”, "physical and valeological competence”. The process of the formation ofphysical education of student’s personality in a higher institution will become effective if it is formed on the following principles: the complex of system, cultural, competent, innovative and personality-directed approaches in the formation of physical education of student’s personality; purpose stating and innovation in its formation. The system approach works in the formation of physical education of student’s personality and the other approaches integrate in it. During the process of scientific work the theoretical and methodological model of the formation ofphysical education of student’s personality was developed.

Введение

Переход общества в новое историческое состояние, обусловливающее объективные изменения в развитии человека объективно требуют принципиально новой организации такой важнейшей сферы, как система образования, ответственная за подготовку человека к жизни, за формирование его культурного потенциала. Речь идет не о каких-то поправках, не о внесении чего-то нового, а о преобразовании образования, о формировании новых принципов, условий, форм его организации — предметно-содержательных, структурных, смысловых. Так, одной из важнейших линий выступает необходимость внесения принципиальных изменений в сложившееся его содержание, которое во многих случаях оказывается невостребованным как в школьной, так и в послешкольной жизни детей. [10].

Современная высшая школа направлена на формирование профессионала, обладающего достаточным уровнем профессиональной

компетентности. Перестройка системы образования поставила перед вузами задачу улучшения профессиональной подготовки и физкультурно-валеологической деятельности будущих

специалистов. В рамках становления новой парадигмы высшего профессионального образования существенное значение приобретают вопросы обеспечения социальной адаптации обучающегося к

изменяющимся жизненным условиям, формирования духовно и физически здорового специалиста. Постановка этих вопросов особенно актуальна в связи с изменившимися ценностными ориентациями общественной системы и с переосмыслением деятельности во всех сферах жизни общества и личности, где физической культуре личности отведено одно из ключевых мест.

Актуальность заключается в том, что формирование физической культуры личности студента вуза позволит решить одну из проблем, стоящих перед школой, а именно формирование физически развитой личности, способной полноценно и разносторонне осуществлять будущую профессиональную деятельность.

В сложившейся ситуации профессионального педагогического образования обнаруживаются противоречие между широким спектром научных изысканий в сфере физической культуры, самосовершенствования подготовки специалиста и недостаточной разработанностью теоретикометодологических основ формирования физической культуры личности студента.

Вышеизложенное определяет социальную значимость и актуальность избранной темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: «каковы теоретико-

методологические основы формирования физической культуры личности студента».

Цель исследования: выявить и обосновать

теоретико-методологические основы формирования физической культуры личности студента.

Материал и методы исследования

Анализ научных представлений о формировании физической культуры личности позволил выявить в соответствии с целью нашего исследования основные направления знаний в сфере физической культуры: педагогические,

психологические, социологические, медикобиологические, профессионально-интегративные, философские и культуроведческие. В каждом из этих направлений исследований физической культуры определена тенденция преодоления разобщенности знаний при решении междисциплинарных задач в современной науке. [6]. Историко-педагогический анализ процесса становления физической культуры личности в учебных заведениях выявил характер и тенденции исследований по названной проблеме, а именно физкультурно-валеологическое образование с каждым десятилетием приобретает все более междисциплинарный характер, начинает все более прослеживается тенденция постепенного понимания целостности человека. Выявлена ключевая тенденция исследованных научных работ в аспекте физической культуры в высшей школе заключается в переходе к пониманию физической культуры личности как необходимую профессионально-личностную

характеристику будущего специалиста, от

личностного к профессионально-личностному.

В исследовании определена необходимость междисциплинарного взаимодействия различных учебных дисциплин для эффективного формирования физической культуры личности подрастающего поколения [9].

На личностном уровне физическая культура включается в общую структуру личности наряду с культурой интеллектуальной, мировоззренческой, эстетической, нравственной, коммуникативной: ее

формированию должна способствовать специально ориентированная система культурологического инновационного образования.

На профессионально-личностном уровне физическая культура - это система ценностей-регуляторов профессиональной деятельности; предпосылка, цель, способ, инструмент

профессиональной деятельности, уровень

самореализации в ней, ее результат и критерий оценки; концентрированное выражение личности специалист, процесс создания мира культуры в себе, при котором происходит индивидуальная, личностная актуализация заложенных в ней смыслов.

Формирование физической культуры личности в исследовании понимается как процесс управления ее становлением и развитием; специально организованный и целенаправленный процесс диагностики, проектирования, практической реализации и мониторинга формирования физической культуры как приоритетного направления личностного развития и профессиональной подготовки студентов на основе системного использования современных естественнонаучных концепций; актуализированных физкультурно-оздоровительных ресурсов педагогического образования в учебной,

профессиональной и внеучебной деятельности студентов. В свою очередь формирование физической культуры личности студентов вуза, как профессиональноличностного качества специалиста, должно происходить непрерывно с первого курса по пятый в ходе специально организованного обучения, используя методику формирования физической культуры личности и ее компонентов: физическая культурность, психо-

физическая готовность и физкультурно-валеологическая компетентность [3].

Физическая культурность — одна из составляющих физической культуры личности, которая включает в себя:

- физкультурное мировоззрение, которое направлено на осознание приоритетности физической культуры с другими видами культуры личности;

- сформированное мотивационно-ценностного отношение к физкультурному образу и стилю жизни;

- физкультурная этика - единый нормативно -ценностный комплекс представления о физических упражнениях и основах физкультурной деятельности.

Психо-физическая готовность - часть профессиональной готовности к будущей педагогической деятельности, образуемая

определённым комплексом значимых

профессионально-важных качеств по психофизическому развитию личности. Выступает ключевым компонентом физической культуры

личности студента, в аспекте обеспечения единства профессиональной и личностной готовности к педагогическому труду. Содержание психофизической готовности будущего педагога

проявляется в оптимальном развитии психо-физичесих качеств личности и ведения

физкультурного образа и стиля жизни.

Физкультурно-валеологическая компетентность -ключевая составляющая физической культуры

личности. Это интегративная личностная

характеристика будущего педагога, обеспечивающая ему успешность созидательной деятельности в типовых и неординарных педагогических ситуациях. В структуру ее входят: готовность к профессиональному

самосовершенствованию; продуктивность

физкультурного мышления и деятельности; умение находить новые средства, способы решения профессионально-педагогических задач в области физической культуры и физкультурного образа и стиля жизни, способность к компетентной поддержке физкультурно-валеологического саморазвития

учащихся, готовность к созидательной физкультурнооздоровительной деятельности в будущей

профессиональной деятельности [7].

Таким образом, физическую культуру личности студента следует характеризовать как профессионально-личностное качество будущего специалиста, включающее в себя совокупность: 1) физкультурное мировоззрение и мотивационное-ценностное отношение к физкультурной деятельности; 2) оптимального уровня психо-

физической готовности к будущей профессиональной деятельности; 3) физкультурно-валеологической

компетентности, включая физкультурно-

валеологические знания и их нравственную

реализацию в физкультурном образе и стиле жизни, в процессе усвоения физической культуры общества и ее созидания.

Выбор подходов и принципов к формированию физической культуры личности студента в гуманитарном вузе обусловлен стремлением раскрыть сущность данного процесса с разных позиций, всесторонне, что способствует достижению интегративного результата - развитию личности обучающегося. Обобщая подходы к педагогическому проектированию, повышение уровня физической культуры личности специалиста мы рассматриваем как системный поэтапный процесс. Выявленные изменения приоритета в ценностях и целях профессиональной подготовки побудили сопоставить и отобрать методологические подходы к ее реализации, обеспечивающие взаимосвязь компонентов модели и целостность процесса: системный, инновационный, личностно-ориентированный, деятельностный,

культурологический, компетентностный и системно -инновационный подходы.

Системный подход ориентирует на исследование формирования физической культуры личности студентов вуза как системы, способствует раскрытию ее целостности и позволяет проанализировать ее системные свойства и качественные характеристики. Системный подход позволяет осуществить управление поэтапным процессом формирования физической культуры личности студента в педагогическом пространстве гуманитарного вуза.

Идеи системного подхода занимают ведущее место в самых различных областях науки. В современной научной литературе системный подход чаще всего рассматривается как направление методологии социально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежат исследования объектов как целостных систем. Системный подход способствует постановке проблем в конкретных науках и выработке стратегии их изучения. Методологическая спецификация системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих его механизмов, на выявление многообразных типов связей объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

Следует также отметить, что системный подход не выступает в ходе исследования в чистом виде, в отрыве от других принципов, идей, подходов. Именно поэтому в нашем исследовании системный подход дополняется другими методологическими идеями. Принципы системного подхода дополнены идеями инновационного, личностно-ориентированного,

деятельностного, культурологического и других методологических подходов.

Анализ философской и педагогической литературы (П.К.Анохин, В.Г. Афанасьев, А.Н. Аверьянов, В.А. Антюхова, В.П.Беспалько, Б.П.Битинас, И.В. Блауберг, Б.С.Гершунский, В.В. Гузеев, М.А. Данилов, Ю.А.Конаржевский, Ф.Ф.Королёв, Б.В.Ломов, Л.И. Новикова Ю.П. Сокольников, А.В. Тутолмин, Э.Г.Юдин и др.) позволил нам сделать вывод о том, что системный подход в применении его различными науками в

познании и преобразовании реальной действительности приобретает специфику. В области обучения и воспитания системный подход, его осуществление предстают перед нами как диалектическое единство общего, особенного и единичного. Для понимания сущности системного подхода к воспитанию, по мнению Ю. П. Сокольникова, имеет принципиальное значение тот факт, что в познании явлений окружающей действительности существует три аспекта. Это -познание явления, взятого само по себе; рассмотрение явления в определенной системе, в подчинении ее закономерностям; рассмотрение явления и его закономерностей как продукта всей совокупности действующих условий, внутренних и внешних. С этих позиций реальная картина воспитания в обществе -«сложная действительность, представленная множеством разнотипных объектов (систем) и их взаимодействий» [8].

Осуществленный анализ показывает, что в начале XXI века появилась потребность в широком научном и практическом применении идей системного подхода в рассмотрении сложных объектов, их конструировании и совершенствовании. Во многом это связано с тем, что в процессе своего развития наука подошла к определенному этапу, связанному с необходимостью изучить сложные многоаспектные объекты реальной действительности -от познания мира вещей и явлений к познанию мира систем и их закономерностей - таковы тенденции современного научного поиска.

Физическая культура личности

рассматривается с позиций системного подхода, т. е. общенаучного принципа изучения педагогических явлений, а именно как системное качество, подсистему профессиональной подготовки, выступающей системой более общего порядка. Выделенные структурные компоненты физической культуры личности образуют органическое единство, при котором систематизирующим фактором выступает профессионально-личностная готовность к будущей деятельности. В диссертации показано, что компоненты физической культуры личности студента, а также их структурные элементы находятся в тесной взаимосвязи, сочетаются друг с другом и образуют определённое единство. Целостность

функционирования физической культуры личности студента в педагогическом пространстве гуманитарного вуза подтверждается взаимовлиянием структурных компонентов и, соответственно, их составляющих.

Системный подход обеспечивает целостное представление о целостном понимании физической культуры личности как о педагогическом явлении и профессионально-личностной характеристике

будущего педагога, нацеливает на единство теории, эксперимента и практики в изучении и преобразовании данного процесса, позволяет выстраивать его педагогической подготовки как систему взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов.

Деятельностный подход позволяет раскрыть содержательную и операционную стороны

формирования физической культуры личности студентов вуза; рассматривает обучение и воспитание как систему определенных видов деятельности, выполнение которых ведет к усвоению фундаментальных знаний, мотиваций у студентов вуза на основе многообразных форм деятельности будущего специалиста.

Ведущая идея деятельностного подхода в нашем исследовании заключается в том, что обучающийся, являясь субъектом деятельности, формирует в процессе её осуществления физическую культуру личности с учётом индивидуальных особенностей и личностно-значимых потребностей.

Представляя структуру деятельности, данный подход позволяет установить причинно-следственные связи на разных уровнях физкультурно-валеологической деятельности и проникнуть в суть явлений, определяющих особенности формирования культуры. Кроме того, деятельностный подход объясняет процесс активного усвоения знаний и умений посредством мотивированного и целенаправленного решения задач. Применение деятельностного подхода в нашем исследовании позволило раскрыть содержание концептуальной модели формирования физической культуры личности.

Принцип целенаправленного стимулирования личности студента к физкультурной деятельности. Суть данного принципа, обеспечивающего формирование физической культуры личности, заключается в актуализации генетически заложенной потребности человека в движении, побуждаемой к самосовершенствованию и последующему

физическому саморазвитию на основе

сформированной устойчивой мотивации, а также в ориентации на построение индивидуальной программы физкультурного образа жизни. Данный принцип основывается на достижение наивысшего уровня физической культуры личности и ориентирует на индивидуальные особенности, потребности, мотивы личности. Кроме этого, принцип целенаправленного стимулирования студентов к физкультурной деятельности предполагает оказание активного педагогического содействия в формировании физической культуры личности на основе равноправных субъектных отношений.

Принцип рефлексии как механизма обратной связи в процессе формирования физической культуры личности студента. Формирование физической культуры личности студента реализуется на основе принципа рефлексии, как способности обучающегося размышлять о своём психо-физическом состоянии, своих действиях и отношениях, делать вообще всего себя предметом рассмотрения (анализа и оценки) и практического преобразования. Данный принцип иллюстрирует закономерность, в основе которой лежит развитие личностных (способность к рефлексии, к принятию решений и ответственности за их выбор) и деятельностных (владение умениями и стратегиями физкультурно-оздоровительной

деятельности) параметров автономии [5].

Личностно-ориентированный подход является теоретико-методологической основой моделирования

процесса обучения, позволяющего обеспечить приоритет личности над всей профессиональной подготовкой, создать условия для развития способности к самообразованию, самообучению, самовоспитанию, саморазвитию, самоопределению, самостоятельности и самореализации в физкультурной деятельности, позволить более полно проявить психофизические возможности студентов в соответствии с уровнем их подготовки, способностями и психофизиологическими особенностями личности обучающегося. Позволяет формировать и практически реализовывать направленность процесса подготовки специалистов на личностное развитие физической культуры личности. Физкультурная деятельность в контексте личностно-ориентированного обучения рассматривается как управляемая педагогом с учётом психо-физических особенностей учащихся и собственных возможностей. Профессиональная подготовка обеспечивает развитие личности и свободу способов самореализации студентов в педагогическом пространстве. Личностно-

ориентиованный подход состоит в определении гуманистической направленности профессиональной подготовки как целостного комплекса взглядов, убеждений, идеалов, где человек выступает высшей ценностью. Процесс формирования физической культуры личности студента, достигает своей цели в такой степени, в какой создаёт ситуацию

востребованности личностных сил саморазвития.

Принцип вариативности содержания. Реализация его на практике требует подбора

индивидуальных форм, методов, средств образования, опосредованных спецификой ситуации обучения и воспитания, обеспечивающая активизацию студентов, формирование у них возможности и потребности построения своего индивидуального маршрута физкультурной деятельности.

В логике культурологического подхода различные аспекты сущности человека, как субъекта культуры - мировоззрение, сознание, самосознание, духовность, нравственность, творчество, обучаемость и т.д. - не проецируются в какой-то одной модели или теории, но понимаются как грани целостного культурного человека. Культурологический подход даёт возможность рассматривать формирование физической культуры как профессиональную подготовку на широком общекультурном фоне как компонент культуры, являющийся ведущим регулятором жизнедеятельности студента, показателем профессионально-личностного развития. В данном контексте формирование физической культуры личности студента воспринимается сквозь призму культуры, т. е. как процесс, осуществляемый в культуросообразном педагогическом пространстве и наполненный личностно-ценностными смыслами.

Культурологический подход к формированию физической культуры личности, имеющий своим основанием аксиологию, даёт возможность рассматривать физическую культуру личности как общечеловеческую ценность, являющейся

содержательной основой развития личности и общества, а формирование физической культуры личности как культурологический процесс,

разворачивающийся в тесной взаимосвязи с социокультурной средой. При его выделении в качестве методологического основания мы исходили из того, что освоение культурных ценностей человеком происходит в процессе образования и воспитания, отражающего тенденции развития общества. При этом человек является субъектом, творцом культуры. Избрание культурологического подхода позволило выявить принципы, факторы и условия, создающие благоприятную физкультурнооздоровительную среду для формирования физической культуры личности [2].

Принцип культуросообразности предполагает, что всесторонне развитая личность, включая ее психофизическое развитие с помощью оптимальных физических нагрузок, продуцируется как цель, как планируемый результат образования и профессиональной подготовки. В современной педагогике принцип культуросообразности рассматривается как смыслообразующее понятие: это культуроёмкость содержания образовательного материала; «способность образовательного процесса отражать и выражать общечеловеческие и национальные ценности в их взаимосвязи». Это культура применения традиционных образовательных форм, соответствие культурным образцам; а также внедрение инновационных форм, основанных на ситуациях диалога, полилога, выбора, рефлексии в процессе усвоения культурных ценностей. Принцип культуросообразности теснейшим образом связан с принципом природосообразности. Ибо в процессе вхождения в мир культурных ценностей педагог обязательно учитывает особенности учащихся, их интересы.

Принцип креативности. Реализация которого предполагает организацию особого творческого взаимодействия между субъектами образования, создание системы ситуаций, в которых обучающийся может проявить свою творческую физкультурную активность через развитие его интереса к творчеству, физкультурной деятельности, формирование чувства новизны и критичности.

При исследовании профессиональной подготовки с позиций компетентностного подхода необходимо исходить из того, что одним из факторов становления учителя является формирование профессионально-педагогической компетентности. В основу разработки содержания организационных форм и технологий современного педагогического образования положена концепция формирования профессионально-педагогической компетентности. Такой подход обусловлен тем, что важным показателем качества современного учителя являются не столько профессиональные знания, освоенные умения обучения и воспитания, сколько

профессиональная компетентность, обеспечивающая профессионально-личностное развитие, способность оказывать компетентную поддержку их интеллектуального и личностного развития [1].

Компетентностный подход рассматривается в педагогической науке в контексте качества

образования обучающихся и профессиональнопедагогической подготовки будущего учителя.

Качество подготовки при таком подходе

анализируется с учётом реальной готовности обучаемого применить усвоенные знания, умения и навыки в различных сферах жизнедеятельности, в том числе - образовательной и профессиональной. Компетентностный подход к исследованию проблем педагогического образования - это совокупность

теоретико-методологических положений и

организационно педагогических мер, направленных на создание условий по освоению и трансляции педагогических ценностей и технологий,

обеспечивающих физкультурно-оздоровительную самореализацию личности учителя в профессиональной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вопрос о профессионализме учителя в теории и практике отечественного и зарубежного педагогического образования неизменно связывается со стержневым показателем уровня квалификации современного специалиста - его профессиональной компетентности, которую в основном понимают как «готовность к деятельности» или как «способность к деятельности». Используя существующие в научной литературе определения компетентности, можно представить физкультурно-оздоровительную

компетентность как синтез, т. е. взаимообусловленное единство его профессиональных знаний,

педагогической умелости и готовности к

физкультурно-оздоровительной деятельности,

реализуемых в процессе педагогического труда.

Принцип интегративности содержания. Суть его заключена в усилении междисциплинарных связей дисциплин в контексте формирования физической культуры личности студента. Предполагает реализацию интеграции курса

физической культуры с дисциплинами специальной подготовки на основе выделения связеобразующих элементов содержания в целях формирования

физической культуры личности студентов гуманитарного вуза [4].

В нашем исследования применен как разновидность системного подхода инновационный подход, основанный на организации учебновоспитательного процесса и профессиональной

подготовки, способных быстро реагировать на изменения, диктуемые внешней средой и временем. А именно внедрения нововведений, новых технологических решений, современных методик, удовлетворяющих потребностям современной молодежи, современных физкультурно-

валеологических технологий для увеличения мотивационно-ценностного отношения к

физкультурной деятельности. Залог эффективного формирования физической культуры личности

студента в вузе в том, что оно должно идти не только вровень с нарастающим технологическим прогрессом во всех сферах жизнедеятельности человека, но и иметь возможность к опережению его.

Принцип инновационности предусматривает целесообразное осуществление нововведений и внедрение инноваций и нетрадиционных систем физических упражнений и методов для формирования физической культуры личности, ориентированных на постоянное динамичное развитие, способность к

обновлению, открытость новому. Формирование физической культуры личности на основе принципа инновационности позволит преодолеть ярко выражающийся с каждым годом разрыв между системой образования и молодежью, которой необходимо адаптироваться к новым условиями жизни, и образовательным учреждениям соответствовать стремительно меняющейся жизни темпом своих внутренних перемен. Он обязывает подходить к изучению педагогических явлений и профессиональнопедагогической подготовке как к находящимся в постоянном изменении, как к моменту на траектории непрерывного развития, ведущей в будущее. Одно из основных требований - познавать и организовывать педагогический процесс с учетом требований времени.

Результаты и их обсуждение

В результате исследовательской работы нами разработана теоретико-методологическая модель формирования физической культуры личности студента вуза.

Модель отражает теоретико-методологическую основу формирования физической культуры личности студентов вуза, состоящую из методологических подходов, которые обеспечивают взаимосвязь и целостность процесса, принципов, которые отражают как содержание, так и особенности подходов и основные направления знаний в сфере физической культуры, которые определяют тенденцию преодоления разобщенности знаний при решении междисциплинарных задач в современной науке.

Категориальное поле исследования формирования физической культуры личности студента вуза включает обоснование содержания понятий "физическая культура личности",

«физическая культурность», «физкультурно-

валеологическая компетентность».

Процесс формирования физической культуры личности студентов вуза становится эффективным, если строится на принципах: единства системного, культурологического, деятельностного,

компетентностного, инновационного и личностноориентированного подходов в формировании физической культуры личности обучающегося; целеполагания и инновационности его становления.

Системный подход выступает при формировании физической культуры личности студента методологической стратегией, а иные подходы интегрируются в ней. В свою очередь, исследуемые нами подходы, образующие единую методологическую систему многоуровневого характера.

Концептуальной основой формирования физической культуры личности студента вуза является идея о том, что в процессе обучения и воспитания студентов вуза необходимо формировать

у них физическую культуру личности как базовое профессионально-личностное качество специалиста, посредством усвоения опыта физкультурно-валеологической деятельности в вузе. Этому служит гармонизация принятия и усвоения будущим специалистом опыта и развития, физкультурного преобразования и обогащения последнего в условиях профессиональной деятельности.

Литература

1. Байденко В.И. Выявление состава компетенций

выпускников вузов как необходимый этап проектирование ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. / В. И. Байденко. - М.:

Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 72 с.

2. Бобыкина И.А. Концепция формирования культуры

лингвосамообразования при обучении иностранному языку в высшей школе: автореф. ... дис. докт. пед. наук: 13.00.02: защищена 21.02.12: / Бобыкина Ирина

Александровна. - Нижний Новгород, 2012. - 39 с.

3. Груздева М.Л. Методическая система формирования

информационной культуры студентов вуза экономического профиля: автореф. . дис. докт. пед. наук: 13.00.08: защищена 24.02.11: / Груздева Марина

Леонидовна. - Шуя, 2011. - 49 с.

4 Кирягина М.Е. Интегративный подход к подготовке как основа повышения качества профессионального образования. / М. Е. Кирягина. // Вестник Казан. технол. унта. - 2011. - № 23. - С. 317 — 322

5. Лидак Л. В. Педагог как объект научной рефлексии в российской педагогической психологии второй половины Х1Х-ХХ веков : Дисс.... докт. псих. наук : 19.00.07.: / Лидак Людмила Валентиновна. - Ставрополь, 2001. - 400 с.

6. Николаев Ю.М., Теоретико-методологические основы физической культуры в преддверии XXI века: Монография / Ю. М. Николаев. - СПб: СПбГАФК, 1998. -217 с.

7. Осипов П. Н., Осипова Л. Н. О валеологической культуре

будущего инженера. / П. Н. Осипов, Л. Н. Осипова. //

Вестник Казанского технологического университета. -

2011. - № 5. - С. 247 - 252

8. Тутолмин А.В.. Становление и развитие творческой компетентности будущего учителя (на основе системного подхода): автореф. ... дис. докт. пед. наук: 13.00.08: защищена 25.03.09: / Тутолмин Александр Викторович. -Чебоксары, 2009. - 51 с.

9. Фахертдинова Д.И., Фахертдинова А.И., Кондратьев В.В. Междисциплинарное взаимодействие как один из основных факторов в формировании компетентного специалиста. / Д. И. Фахертдинова, А. И. Фахертдинова, В. В. Кондратьев. // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. -№ 12. - С.331 - 334

10. Фельдштейн Д. И. Проблемы психолого-педагогических наук в пространственно-временной ситуации XXI века: Доклад на общем собрании РАО / Фельдштейн Давид Иосифович. // Проблемы современного образования. -

2012. - №6. - С. 48 — 70

© Р. С. Наговицын - канд. пед. наук, зав. каф. безопасности жизнедеятельности, Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко, Romanagovitsin@rambler.ru; И. В. Ипатов - асп. той же кафедры, ст. препод. физвоспитания КНИТУ, ippi85@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.