УДК 378
К ВОПРОСУ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ОСНОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
Н. И. Росенко
Южно-Уральский государственного гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск
Введение. Статья посвящена вопросам теоретико-методологического основания педагогической системы формирования экономико-правовой культуры у студентов вузов. Цель статьи. Теоретическое обоснование комплекса методологических подходов, являющегося наиболее приемлемым для системы формирования экономико-правовой культуры у студентов вузов. Материалы и методы. В рамках проведенного исследования выявлен и обоснован комплекс теоретико-методологических подходов, в который входят системный, деятельностный и культурологический подходы. Установлена взаимообуславливающая и взаимодействующая связь между обозначенными подходами. На основе методологического анализа исследования определена специально-научная методология, содержащая в себе базовые уровни: общенаучная основа, теоретико-методологическая стратегия, практико-ориентированная тактика. Результаты исследования. Представленный комплекс теоретико-методологических подходов обеспечивает достаточные условия корректности и постановки проблемы исследования, формулирования практического аппарата ее решения -создания системы эффективной деятельности субъектов по формированию экономико-правовой культуры у студентов вузов. Обсуждение и заключения. Подробный описательный анализ каждого теоретико-методологического подхода в отдельности и, в целом, определение их внутреннего взаимодополнения и взаимовлияния, позволили удостовериться в оптимальности представленного теоретико-методологического комплекса в рамках системы формирования экономико-правовой культуры у студентов вузов.
Ключевые слова: методологические подходы, системный подход, деятельностный подход, культурологический подход, студенты вузов.
Благодарности:
Выражаю благодарность научному руководителю Увариной Н. В. (заместитель директора по научной работе факультета ППИ ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственного гуманитарно-педагогический университет» доктор педагогических наук, профессор) за оказанную помощь в формировании представленного в статье теоретико-методологического основания системы формирования экономико-правовой культуры у студентов вузов.
Выражаю благодарность Нализко Н. А. (заместитель директора Костанайского филиала ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», кандидат юридических наук) за оказанную помощь в практической реализации представленного в статье теоретико-методологического основания педагогической системы формирования экономико-правовой культуры у студентов вузов.
ON THE ISSUE OF THE THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATION OF THE ECONOMIC AND LEGAL CULTURE FORMATION SYSTEM AMONG UNIVERSITY STUDENTS
N. I. Rosenko
South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk
Introduction. The article is devoted to the theoretical and methodological foundations of the pedagogical system for the formation of economic and legal culture among university students. The purpose of the article is theoretical substantiation of a set of methodological approaches, which is the most acceptable for the system of formation of economic and legal culture among university students. Materials and methods. Within the framework of the study, a set of theoretical and methodological approaches was identified and justified, including the following: systemic, activity and culturological approaches. A mutually stimulating and interacting relationship between the indicated approaches has been established. On the basis of the methodological analysis of the research, a special scientific methodology is defined that includes the basic levels: general scientific basis, theoretical and methodological strategy, practice-oriented tactic. The results of the research. The presented set of theoretical and methodological approaches provides sufficient conditions for the correctness and formulation of the research problem, the formulation,
© Росенко Н. И., 2018
of a practical apparatus for its solution - the creation of a system of effective activity of subjects in the formation of economic and legal culture among university students. Discussion and conclusions. A detailed descriptive analysis of each theoretical and methodological approach in isolation and, in general, the determination of their internal complementarity and mutual influence, made it possible to ascertain the optimality of the presented theoretical and methodological complex within the system of formation of economic and legal culture among university students.
Keywords: methodological approaches, system approach, activity approach, culturological approach, university students. Acknowledgements:
I express my gratitude to the scientific adviser Uvarina N. V. (Deputy director for research at the Faculty of Vocational pedagogical institute of the South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Doctor of Pedagogical sciences, Professor) for the assistance in the formation of the theoretical and methodological foundation of the economic and legal culture formation system among university students.
I express my gratitude to Nalizko N. A. (Deputy director of the Kostanay Branch of the Chelyabinsk State University, Candidate of Juridical sciences) for the assistance in the practical implementation of the theoretical and methodological complex of the pedagogical system for the formation of economic and legal culture among university students.
Введение. Разработка педагогической системы, требует определенного методологического основания, которое определяет общую стратегию и тактику исследования. В качестве методологической основы (основания) выступает методологический подход. Понятие «методология» трактуется как «учение о принципах построения, формах и способах научного познания» [6]. Дефиниция «подход» означает «принципиальную методологическую ориентацию исследования как точку зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта), как понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования»1.
Исследователи (А. Н. Аверьянова, И. В. Блау-берг, Э. Г. Юдин, Е. В. Яковлев и т. д.) отмечают, что знание методологии изначально обеспечивает корректную постановку научной проблемы, с учетом форм и тенденций развития познания, значительно повышает качество исследования, и в конечном итоге предоставляет все необходимые средства для решения исследовательских задач. Значение подходов на методологическом уровне определяется мировоззренческой позицией автора научного исследования, его основными положениями, ориентирующими исследование на достижение идеальной цели, а также вариативность стратегии решения исследуемой проблемы.
Цель. Вопреки определенной самостоятельности и уровневости методологических подходов, единолично они не обеспечивают всесторонность и абсолютную полноту исследования. Достиже-
1 Арутюнян М. П. Мировоззрение: онтологический и методологический подходы: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Хабаровск. 2006. 44 ^
ние целей исследования в сложных системах (к ним относится и педагогическая система) целесообразно осуществлять в рамках взаимообусловленной комплексности методологических подходов, с соблюдением их иерархической упорядоченности.
Материалы и методы. Анализируя процесс формирования экономико-правовой культуры у студентов вузов в качестве методологического основания, мы рассмотрели совокупность следующих теоретико-методологических подходов: системный, деятельностный и культурологический.
Данный подбор теоретико-методологических подходов предопределен следующим основанием: выбор системного подхода обусловлен общей систематизацией исследуемого процесса и построением заданной педагогической системы формирования экономико-правовой культуры у студентов вузов; применение деятельностного подхода вызвано необходимостью осуществления в рамках исследования специально организованной деятельности; учитывая основное целевое назначение разрабатываемой системы (сформировать экономико-правовую культуру у студентов), а также ориентированность на передачу и усвоение социально и профессионально значимых ценностных ориентаций, считаем правильным использование культурологического подхода.
Специально-научная методология на разных уровнях методологического анализа содержит в себе три основных аспекта: общенаучную основу, теоретико-методологическую стратегию, практико-ориентированную тактику [1]. Общенаучная основа исследования представлена системным подходом,
который направлен на комплексное изучение исследуемого феномена, построение педагогической системы как общей совокупности элементов с определенными признаками (целостность, иерархичность строения, структуризация, множественность, системность). Теоретико-методологическая стратегия раскрывает основные направления и общий план теоретического исследования процесса формирования экономико-правовой культуры у студентов вуза и представлена деятельностным подходом. Статус практико-ориентированной тактики исследования имеет культурологический подход, который выявляет специфику аксиологического содержания исследуемой педагогической системы и рассматривает особенности взаимодействия субъектов образовательного процесса на основе ценностных принципов и ориентаций [8].
Логика исследования привела нас к необходимости определения взаимообусловленности и взаимодействия представленных методологических подходов: системный подход обеспечивает изучение и реализацию системных свойств исследуемого феномена в рамках построения надлежащей педагогической конструкции; деятельностный подход раскрывает специфику деятельностного содержания конструируемой системы; культурологический подход позволяет обеспечивать содержательное наполнение спроектированной педагогической системы.
Результаты. Таким образом, представленный комплекс теоретико-методологических подходов обеспечивает достаточные условия корректности и постановки проблемы исследования, формулирования практического аппарата ее решения - создания системы эффективной деятельности субъектов по формированию экономико-правовой культуры у студентов вузов.
Отметим, что каждый из выбранных подходов в нашем исследовании, несмотря на внутреннюю взаимодополняемость, выполняет собственную методологическую роль и имеет свой имманентный статус. Рассмотрим более подробно результат применения каждого из подходов к проблеме исследования.
Обсуждение. Системный подход трактуется современными учеными как «ориентация исследования, предполагающая изучение явления как системы»1. Общенаучные основы системного
1 Баранников К. А. Формирование экономической и бизнес компетенций учащихся учреждений среднего профессионального образования и их влияние на экономическую безопасность личности: дис. ... канд. пед. наук. М., 2009. 163 с.
подхода получили широкое распространение и разработаны В. Г. Афанасьевым, А. А. Богдановым,
B. И. Долговой, П. Друкером, А. Н. Малютой, Г. Саймоном, З. И. Тюмасевой, А. Чандлером,
C. А. Черногором, и другими.
Система представляет собой «определенный порядок; форму организации чего-нибудь; нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимосвязи частей»2; а педагогическая система является «совокупностью взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами» [4]. Реализация системного подхода предполагает наличие системных характеристик исследуемого феномена с точки зрения внутренних и внешних системных свойств и связей, а именно, выявление его: структурных элементов, компонентов, системообразующих факторов и обеспечивающих целостность факторов. Данные характеристики рассмотрим применительно к проблеме нашего исследования.
Во-первых, отметим, что формирование экономико-правовой культуры у студентов вузов является структурным компонентом общей системы профессиональной подготовки специалистов в вузах.
Во-вторых, данный феномен имеет характеристики, присущие каждой педагогической системе, такие как целостность, открытость, инвариантность, гибкость, непрерывное развитие и т. д.
В-третьих, учитывая, что исследуемый феномен является компонентом системы профессиональной подготовки специалистов в вузе, то, соответственно, обладает всеми свойствами педагогической системы:
- внутреннее содержание системы определяется закономерностями педагогического процесса и включает в себя следующие компоненты: ценностно-целевой, содержательно-программный, нормативно-деятельностный, аналитико-коррек-тировочный;
- структурным элементом является педагогическая задача, решение которой происходит на различных этапах и стадиях процесса;
- системообразующими факторами процесса формирования экономико-правовой культуры у студентов вузов выступают цель и результат, цель
2 Кузнецов В. А. Экономическая культура: проблема онтологического статуса: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Самара, 2005. 22 с.
является внешним фактором, а результат - внутренним, благодаря оптимальному балансу данных факторов обеспечивается общее равновесие системы;
- целостность системы обеспечивается представлением ее как педагогического процесса, состоящего из взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов обучения и воспитания.
Итак, процесс формирования экономико-правовой культуры у студентов вузов мы рассматриваем как педагогическую систему, отличающуюся целостностью, открытостью, инвариантностью, гибкостью, непрерывным развитием и т. д. Системный подход задает общий конструктивный вид разрабатываемой системы, внутреннее ее содержание логично дополняется положениями деятельностного подхода.
Деятельностный поход в современной науке трактуют как «принципиальную ориентацию исследования, предполагающую изучение явления как деятельности»1. Основы деятельностного подхода разрабатывались Л. П. Буевой, Л. С. Выготским, В. А. Кан-Каликом, Н. В. Кузьминой, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, В. Н. Са-гатовским, В. А. Сластёниным, В. Д. Шадрико-вым, В. С. Швыревым и другими.
Деятельность - это вид социальной активности, свойственной только человеку и имеющий сознательный, целенаправленный характер и представляет собой, по мнению Дж. Николиса, некую иерархическую систему. Как форма социальной активности человека деятельность отличается следующими признаками:
1. Она является внутренней мотивацией, т. е. возникает на основе внутренних, психологических процессов, свойств и состояний человека.
2. Деятельность человека продуктивна. В результате ее выполнения рождается новый материал, или идеальный продукт, представляющий собой достояние культуры и являющийся результатом творческой, созидательной активности человека.
3. Человеческая деятельность исходит из высших человеческих, социальных потребностей.
4. Деятельность человека воплощается в ее продуктах, что приводит к освоению деятельности вместе с соответствующими знаниями и умениями.
Учитывая мнения исследователей, а также собственные научные познания, мы считаем, что
1 Низамова Х. М. Педагогическое стимулирование саморазвития экономической культуры обучающихся в системе «Школа -экономико-правовой колледж»: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2005. 21 с.
деятельностный подход, являясь теоретико-методологической ориентацией исследования, влияет на учебный процесс вуза через специально организованную деятельность (осуществляемую преподавателем и студентами), направленную на возникновение личностного новообразования - экономико-правовая культура студентов [7].
Далее формирование экономико-правовой культуры у студентов вузов было изучено нами в контексте деятельностного подхода, в связи с чем получены следующие характеристики:
- деятельностный подход обусловливает выбор специфических методов, средств и форм педагогической деятельности; направлений реализации программы; организацию способов теоретической и практической деятельности; особенностей взаимодействия с внешней средой в целом и рынком труда в частности; возможностей совершенствования учебного процесса и процедур коррекции; повышения степени соответствия социальному заказу;
- целью деятельностного подхода является -сформированная экономико-правовая культура у студентов вузов;
- субъектами деятельности выступают преподаватель и студент (студенты);
- объектом является формирующаяся и в профессиональном и в культурном плане личность будущего специалиста;
- средствами формирования экономико-правовой культуры являются духовные (нормы морали, профессиональные и личностные ценности и др.) и материальные (ТСО, наглядные материалы, экономико-правовая документация, сетевые ресурсы, учебно-методические пособия, экспертные карты, карточки с заданиями и др.);
- методами - педагогические (наблюдение, беседа, демонстрации, экскурсии, пример и др.), экономические (метод концептуальных карт, бизнес-тренинг, SWOT-анализ и др.), правовые (правовая пропаганда, юридическая практика, деловая игра и другие);
- результатом - сформированная у будущего специалиста экономико-правовая культура.
Естественным и безусловным дополнением к применению деятельностного подхода к выстраиваемой педагогической системе формирования экономико-правовой культуры у студентов вузов является повсеместное привлечение положений культурологического подхода.
Системообразующая роль культурологического подхода, основные вопросы его реализации
рассматриваются в работах В. И. Андреева, Ю. А. Бельчикова, Е. В. Бондаревской, А. А. Кирсанова, А. Н. Ростовцева, В. А. Сластёнина, Н. Е. Щурковой и других.
Исследователи И. А. Зимняя, А. С. Карпов, Т. А. Китайгородская, А. В. Мудрик и другие рассматривают значение культурологических умений в повышении коммуникативной компетентности.
В работах А. И. Арнольдова, Л. П. Буевой, В. Е. Родина, Е. В. Семенова роль культурологической подготовки представлена как важное средство овладения практическими умениями, а также необходимыми навыками профессионального мышления. Напомним, что культурологический подход в нашем исследовании выполняет роль практико-ориентированной тактики.
В современных дискуссиях об образовании, культурологический подход зачастую упоминается как «концепция, основополагающим принципом которой является принцип культуросообразности.
Принцип культуросообразности позволяет видеть образование в качестве внутреннего стержня культуры, интегрирующего элемента всех отраслей духовного производства, всех форм общественного сознания, поэтому суть культурологического подхода заключается в построении образовательного процесса с учетом культурного наследия, норм, ценностей, доминировании культурно значимого взаимодействия между субъектами педагогического процесса [2; 3; 5].
Применительно к нашему исследованию культурологический подход выступает как:
- необходимый практический инструментарий исследования формирования экономико-правовой культуры у студентов вузов, способствующий внутреннему осмыслению, присвоению системы ценностных ориентаций и профессиональных установок, позволяющих выработать оптимальный механизм принятия экономических решений в условиях правовой действительности;
- исходная позиция, обеспечивающая понимание профессиональной подготовки студентов как культуросозидающей деятельности, совершаемой во взаимодействии субъектов образовательного процесса и образовательной среды;
- предпосылка становления ценностно-нормативных качеств личности специалиста, позволяющих находить компромиссные формы правового поведения, обусловленного экономическими мотивами;
- основание для наполнения исследуемой педагогической системы аксиологическим содержанием, способствующего взаимодействию субъектов образовательного процесса на основе ценностных принципов.
Отсюда следует, что представленная многофункциональность культурологического подхода дает возможность достигнуть значительных результатов в процессе формирования экономико-правовой культуры.
Схема взаимодействия и взаимовлияния методологических подходов к системе формирования экономико-правовой культуры у студентов вузов показана на рисунке.
Схема взаимодействия и взаимовлияния теоретико-методологических подходов / Scheme of interaction and mutual influence of theoretical and methodological approaches
Заключение. Таким образом, представленный комплекс теоретико-методологических подходов является наиболее оптимальным для системы формирования экономико-правовой культуры у студентов вузов; характеризуется внутренней взаимосвязанностью и взаимодополняемостью: системный подход, представляя собой общенаучную основу, направлен на комплексное изучение исследуемого
феномена, построение педагогической системы как общей совокупности элементов с определенными признаками (целостность, иерархичность строения, структуризация, множественность, системность); деятельностный подход, представляя теоретико-методологическую стратегию, раскрывает основные направления и общий план теоретического исследования процесса формирования экономико-
правовой культуры у студентов вуза путем специально организованной деятельности; культурологический подход выполняет роль практико-ориентированной тактики, представляющей аксиологическое содержание исследуемой педагогической системы и рассматривающей особенности взаимодействия субъектов образовательного процесса на основе ценностных принципов.
Литература
1. Асмолов А. Г., Володарская И. А., Салмина Н. Г., Бурмен-ская Г. В., Карабанова О. А. Культурно-историческая си-стемно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования // Вопросы психологии. 2007. № 4. С. 16-24.
2. Крылов Д. А. Техногенная цивилизация и культура: основные тенденции развития в современном контексте // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6.
3. Крылов Д. А. Образование и наука в современном мире. М., 2011. 384 с.
4. Лосева Л. П. Качество подготовки специалиста в системе высшего профессионального образования как объект управления // Молодой ученый. 2011. № 6. Т. 2. С. 152-155.
5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 2008. 212 с.
6. Хабриева Т. Я. Экономико-правовой анализ: методологический подход // Журнал российского права, 2010. № 12 (168). С. 5-25.
7. Хлимановская О. В. Педагогические технологии формирования экономико-правовой культуры старшеклассников // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. № 5. 2012. С. 200-209.
8. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. 239 с.
References
1. Asmolov A. G., Volodarskaya I. A., Salmina N. G., Bur-menskaya G. V., Karabanova O. A. Kul'turno-istoricheskaya sistem-no-deyatel'nostnaya paradigma proektirovaniya standartov shkol'nogo obrazovaniya [Cultural and historical system-activity paradigm for designing standards for school education]. Voprosy psikhologii = Issues of Psychology, 2007, no. 4, pp. 16-24. (In Russ.)
2. Krylov D. A. Tekhnogennaya tsivilizatsiya i kul'tura: osnov-nye tendentsii razvitiya v sovremennom kontekste [Technogenic civilization and culture: the main trends of development in the modern context]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern problems of science and education, 2014, no. 6.
3. Krylov D. A. Obrazovanie i nauka v sovremennom mire [Education and science in the modern world]. Moskow, 2011, 384 p.
4. Loseva L. P. Kachestvo podgotovki spetsialista v sisteme vysshego professional'nogo obrazovaniya kak ob"ekt upravleniya [Quality of specialist training in the system of higher professional education as an object of management]. Molodoi uchenyi = Young scientist, 2011, no.6, vol. 2, pp. 152-155. (In Russ.)
5. Selevko G. K. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii [Modern educational technologies]. Moskow, 2008, 212 p. (In Russ.)
6. Khabrieva T. Ya. Ekonomiko-pravovoi analiz: metodo-logicheskii podkhod [Economic and legal analysis: a methodological approach]. Zhurnal rossiiskogoprava = Journal of Russian law, 2010, no. 12 (168), pp. 5-25. (In Russ.)
7. Khlimanovskaya O. V. Pedagogicheskie tekhnologii formirovaniya ekonomiko-pravovoi kul'tury starsheklassnikov [Pedagogical technologies of formation of economic and legal culture of senior pupils], Vestnik Chelyabinskogo gosudarstven-nogo pedagogicheskogo universiteta = Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University, no. 5, 2012, pp. 200-209. (In Russ.)
8. Yakovlev E. V., Yakovleva N. O. Pedagogicheskaya kontseptsiya: metodologicheskie aspekty postroeniya [Pedagogical concept: methodological aspects of construction]. Moskow: Gumanitar. Izd. Tsentr VLADOS, 2006, 239 p. (In Russ.)
Статья поступила в редакцию 29.11.2017 г.
Submitted 29.11.2017.
Для цитирования: Росенко Н. И. К вопросу теоретико-методологического основания системы формирования экономико-правовой культуры у студентов вузов // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 1. С. 90-95.
Citation for an article: Rosenko N. I. On the issue of the theoretical and methodological foundation of the economic and legal culture formation system among university students. Vestnik of the Mari State University. 2018, vol. 12, no. 1, pp. 90-95.
Росенко Надежда Ивановна, аспирант, Южно-Уральский государственного гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск; преподаватель, Костанайский филиал Челябинского государственного университета, Казахстан, г. Костанай, rossenko1@mail т
Nadezhda I. Rossenko, postgraduate student, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk, teacher, Kostanai branch of Chelyabinsk State University, Kazakhstan, Kostanay, [email protected]