УДК 577.4(07):373 ББК 28.081р20:74.46
Пермякова Надежда Евгеньевна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра теории и методики дошкольного образования Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Артеменко Борис Александрович кандидат биологических наук кафедра педагогики и психологии детства Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Permyakova Nadezhda Evgenjevna Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Chair of Department of theory and methods of preschool education Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Artemenko Boris Alexandrovich Candidate of Biology Chair of Childhood Pedagogy and Psychology Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk [email protected]
Инновационные подходы в современном экологическом образовании студентов средних специальных учебных заведений Innovative approaches to the modern environmental education students of specialized secondary schools
В статье представлены инновационные подходы к экологическому образованию студентов средних специальных учебных заведений. Рассматриваются детерминанты и характеристики педагогической деятельности по формированию экологической культуры будущих педагогов. Авторы выделяют в качестве теоретико-методологической основы осуществления экологического образования интеграцию аксиологического, экоцентрического и партисипативного подходов.
The article presents innovative approaches to environmental education of students of specialized secondary educational institutions. We consider the characteristics and determinants of pedagogical activity on formation of ecological culture of future teachers. The authors identify as the theoretical and methodological framework
for the implementation of environmental education integration aksiologicheskogo, ecocentric and participatory approaches.
Ключевые слова: экологическое образование, экологическая культура, содержательный компонент, деятельностный компонент, мотивационный компонент, аксиологический подход, экоцентрический подход, партисипативный подход.
Key words: environmental education ecological culture, substantial component of, activity component of, motivational component of, axiological approach, ecocentric approach, participative approach.
Одной из современных тенденций дальнейшего цивилизованного развития общества является воспитание чувства ответственности у подрастающего поколения за состояние окружающей среды в условиях поиска инновационных концептуальных механизмов конструктивного взаимодействия в системе «Че-ловек-Общество-Природа». В этой связи актуализируется необходимость решения проблемы дальнейшего развития системы непрерывного экологического образования, определение перспективной образовательной траектории, становления базиса экологической личностной культуры будущих педагогов.
Экологические потребности, являясь ядром регулирования взаимодействия человека с природой, играют существенную роль не только в изменении взаимоотношения общества и природы, но и в формировании экологической личностной культуры в процессе экологического образования. Таким образом, современный этап общественного развития, характеризующийся углублением экологического кризиса в глобальных масштабах, актуализирует необходимость оптимизации социальных отношений и отношений общества и природы как комплексных проблем науки и практики. Достижение качественно нового экологического состояния окружающей среды в определенной мере зависит от уровня экологической образованности населения.
Анализ современного состояния экологического образования в аспекте Федерального закона №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. показывает, что сегодня происходит смещение акцентов с экономического роста на удовлетворение социально-экологических потребностей
общества и личности. С этих позиций предъявляются новые требования к обра-
103
зовательным структурам различного уровня, формируется социальноэкологическая функция образования. Экологическая составляющая образования является пусковым механизмом регулирования отношений между обществом и природой, а, следовательно, и решения актуальных экологических проблем.
По мнению, Р.Н. Колчановой, сегодня возникает необходимость в педагогическом обеспечении нового аспекта общественного бытия: экосоциальное бытие, формирование экологического мировоззрения, развитие экологического сознания, воспитание отношения к природе, как универсальной ценности [3].
В практике экологического образования студентов средних специальных учебных заведений традиционно можно выделить две основные модели: учебно-дисциплинарную и личностно-ориентированную. М.А. Данилов определяет педагогический процесс как внутренне связанную совокупность: социальный опыт во всей его многогранности и сложности; черты идеала и качества формирующегося педагога. Результатом данного процесса выступает образованность, культура, нравственный облик, способности, привычки и характер будущего специалиста [2]. Таким образом, объективное, социальное переходит в субъективное, индивидуально-психическое состояние человека.
Проекция данных подходов позволяет определить состав системы подготовки будущих педагогов к формированию их экологической культуры следующим образом:
- содержательный компонент - система экологических и методических знаний, необходимых для решения задач будущих воспитанников;
- деятельностный компонент - экологические и методические умения и виды экологической деятельности, в которых эти умения формируются и развиваются;
- мотивационный компонент - понимание студентами социальнокультурной значимости своей будущей эколого-педагогической деятельности.
Н.В. Кривощекова определяет содержательный компонент как совокупность двух составляющих:
1) Понятийно-категориальный аппарат, состоящий из экологических понятий, закономерностей существования экосистем, природопользовательских законов экологии, знаний о состоянии и перспективах развития непрерывного экологического образования.
2) Современные инновационные технологии экологического образования: система методических знаний по диагностике, проектированию, корректированию и реализации образовательно-воспитательного процесса. В данной системе доминируют знания о современной естественнонаучной картине мира, проблемах современной экологии и парадигмах экологического образования [4].
Подтверждение этому положению мы находим в Федеральном законе №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г., где доминирует роль экологического образования в современном научном знании, воспитании и практике, в развитии экологической компетентности при взаимодействии социума с природой.
Второй компонент профессиональной готовности студентов мы определили как деятельностный, и рассматриваем его как систему способов экологической деятельности и методических умений в сфере экологического образования детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В этой связи заслуживает внимания точка зрения Н.В. Кривощековой, рассматривающей экологическую деятельность студентов как «овладение обобщенными способами взаимодействия с природой на основе экологических знаний и умений (полевые исследования, ведение мониторинга окружающей среды, навыки работы с объектами живой и неживой природы)» [4].
Контент-анализ научно-методических работ Л.В. Моисеевой, И.Н. Пономаревой, З.И. Тюмасевой, а также мониторинг профессиональной деятельности педагогов позволяет выделить в деятельностном компоненте
содержания готовности студентов к экологическому образованию следующие составляющие: 1) конструктивные (отбор и моделирование содержания,
совокупность методов, форм и средств, их оптимальное соотношение); 2) организаторские (различные формы и виды воспитательной работы в окружающей социально-природной среде); 3) коммуникативные (формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к природному окружению, активной деятельности детей по изучению природных объектов и явлений); 4) прогностические (прогнозирование возможных результатов процесса экологического образования детей); 5) аналитические (анализ полученных результатов и выявление причин недостатков экологического образования в практике с целью коррекции).
Третий компонент готовности будущих педагогов к формированию экологической грамотности детей - мотивационный, который в соответствии с социальным заказом государства и общества предполагает гуманистические, исторические, культурологические и профессиональные аспекты в соответствии с Национальной стратегией экологического образования Российской Федерации. Данный документ акцентирует внимание на гуманистической ценности экологии как науки и как явления культуры, что обеспечивает возможность реализации ее общечеловеческого ценностного потенциала.
Таким образом, данная стратегия является определяющей не только в поиске новых, но и синтезе уже известных ранее теоретико-методологических подходов. Экологическое образование будущих педагогов призвано не только формировать у них представления о физических и биологических компонентах окружающей среды, но и способствовать пониманию социально-экономической обстановки, современных проблем развития общества, усвоению экологических и этических норм, образа жизни, отвечающего принципу устойчивого развития.
Несмотря на многосторонний охват проблемы профессиональной подготовки будущих педагогов к экологическому образованию подрастающего
поколения в научно-методической литературе мало затронута проблема методологического обоснования методики подготовки студентов ССУЗов к экологическому образованию детей. Решение данной проблемы требует четкого теоретико-методического подхода, в котором должны быть заложены ведущие тенденции общества, социокультурные детерминанты его эволюции в целом и методики осуществления экологического образования в частности. В связи этим нами произведена интеграция аксиологического, экоцентрического и партисипативного подходов.
С позиций аксиологического подхода, высшая цель - человек, жизнь которого рассматривается в единстве с окружающим миром. Данный подход выступает как внутренний стержень культуры, как интегрирующий элемент всех отраслей духовного производства, всех форм общественного сознания. Он заключает в себя как общесоциальные ценности, так и ценности педагогического образования, учитывая ментально-этнические особенности ценностных структур конкретных личностей. Аксиологическое отношение к окружающему миру
- это ценностное и на его основе личностно ответственное отношение человека к окружающему миру, возникающее в результате присвоения им высших и соотнесенных с ним общечеловеческих ценностей и использования их в качестве критериев оценивания объектов окружающего мира, себя как субъекта окружающего мира и деятельности.
Таким образом, развитие у студентов аксиологического отношения к окружающему миру - сложный, длительный процесс, который характеризуется: наличием объективной и субъективной природы; изменчивостью во времени применительно к культуре, обществу и отдельному человеку; присутствием во всех слоях и сферах человеческой деятельности в качестве регулятора поведения.
Рассмотрим основные составляющие экоцентрического подхода. Логика социогенеза такова, что в общественном сознании людей прочно утвердилась так называемая парадигма человеческой исключительности, которая и опреде-
лила самые различные аспекты взаимоотношений человека и природы. Для них характерны антиэкологизм и социальный оптимизм, т.е. антропоцентрический тип экологического сознания. Данная парадигма предстает как «парадигма человеческой освобожденности» от подчинения объективным экологическим законам. Базирующихся на этих идеях подход назван в науке антропоцентрист-ским.
Понимание того, что антропоцентристский подход заводит в тупик, является предпосылкой экологического кризиса, что, в свою очередь, приводит к возникновению так называемой новой «инвайроментальной парадигмы», которой присуще следующее: несмотря на то, что человек обладает исключительными характеристиками (культура и т.д.), он остается одним из множества видов на земле, взаимозависимых и включенных в единую глобальную, экологическую систему; человеческая деятельность обусловлена не только социальными и культурными факторами, но и сложными биофизическими, экологическими связями, в которые он включен и которые налагают на его деятельность определенные физико-химические и биологические ограничения: человек живет не только в социальном, но и природном контексте; хотя человеческий интеллект позволяет существенно расширить возможности его существования в социальной и природной средах, тем не менее экологические законы не утрачивают для него своей обязательности. Базирующийся на таких постулатах подход может быть назван в целом экоцентрическим.
Все это позволяет нам под экоцентрическим подходом понимать систему представлений о мире, для которого характерны ориентированность на экологическую целесообразность и безопасность, отсутствие противопоставленности человека и природы; восприятие природы как полноправного субъекта взаимоотношений в системе «Человек-Природа-Общество» (защищенного как экологическим правом, так и моральными принципами экологической (универсальной) этики), как партнера по взаимодействию с человеком и социумом.
Множество факторов свидетельствует о том, что система «общество-природа» находится сегодня в кризисном, предельно неустойчивом состоянии, о приближении системы к очередному бифуркационному переходу.
Опираясь на вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что сегодня необходим новый подход к экологическому образованию будущих педагогов, который направлен на развитие экологического сознания, воспитания новой личности с экологической мировоззренческой установкой.
Кратко рассмотрим партисипативный подход. Анализ научной литературы показал, что термин «партисипативность», образованный от партисипация (от лат. рагйс1ра1;ю - участие, совместно делаю, включенность, вовлеченность во что-либо), соотносится с такими категориями, как «участие», «соучастие», «вовлеченность», что обусловлено, вероятно, особенностями перевода с английского языка и стремлением найти более точный русский аналог указанному термину.
С точки зрения Е.Ю. Никитиной партисипативный подход к экологическому образованию студентов «представляется нам наиболее полным, ибо акцентирует внимание не только на самом факте совместного принятия решения экологической проблемы преподавателя и студента, но называет существенные черты, характеризующие их взаимодействие: поиск согласия путем переговоров и консультаций, диалогический тип взаимодействия субъектов переговоров» [5, 6].
Партисипативность предполагает «взаимодействие», а не «воздействие» преподавателя на студентов для выработки и реализации совместного решения имеющейся экологической проблемы, которое является субъект-субъектным. В этой связи механизм такого взаимодействия должен быть близок к переговорам с целью нахождения общности взглядов на данную учебно-экологическую задачу, принятия единого согласованного решения и обеспечения экологической ответственности ребенка.
Таким образом, партисипативный подход к осуществлению экологического образования студентов должен обеспечить: организационную интеграцию - педагог принимает разработанную и хорошо скоординированную стратегию управления человеческими ресурсами и реализует ее в своей деятельности, тесно взаимодействуя со студентами; идентификацию базовых аксиологических ориентаций студентов; функциональную сторону - вариабельность функциональных задач, предполагающую отказ от традиционного осуществления образовательного процесса и широкое использование гибких педагогических технологий осуществления экологического образования; структурную сторону
- адаптация студентов к экологической обстановке в окружающем мире, обеспечивающая гибкость их экологического мышления; переориентацию работы преподавателя на индивидуальную работу со студентами.
Интегрируя воедино комплементарные друг другу аксиологический, эко-центрический и партисипативный подходы, мы рассматриваем их как новую теоретико-методическую стратегию осуществления экологического образования студентов в ценностно-целевом контексте всей образовательной системы средних специальных учебных заведений.
Готовность будущих педагогов к формированию базиса экологической культуры детей включает содержательный (экологические и методические знания); деятельностный (экологические и методические умения) и мотивационный (понимание социально-культурной значимости своей будущей эколого-просветительской деятельности) компоненты.
Таким образом, проанализированные подходы послужили
методологической основой концепции формирования базиса экологической личностной культуры, обеспечивающей готовность будущего педагога к данной деятельности. В качестве методологического базиса в данном педагогическом процессе выступает система подготовки студентов, имеющая общенаучную основу (экоцентрическая парадигма), теоретико-
методологическую стратегию (аксиологическая концепция) и практикоориентированную тактику (партисипативная доминанта).
Библиографический список
1. Гончарова, Т.М. Партисипативный подход как одна из составляющих теоретико-методического инструментария формирования медиакомпетенции студентов вузов [Текст] / Т.М. Гончарова // Актуальные задачи педагогики: Матер. междунар. науч. конф. - Чита: Молодой ученый, 2011. - С. 205-207.
2. Данилов, М.А. Педагогический процесс как объект педагогической теории [Текст] / М.А. Данилов // В кн.: Вопросы обучения и воспитания. - М.: АПН СССР, 1972. - С. 44-45.
3. Колчанова, Р.Н. Экологизация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07 [Текст] / Р.Н. Колчанова. - Екатеринбург, 2001. - 221 с.
4. Кривощекова, Н.В. Подготовка будущих воспитателей к формированию экологической грамотности дошкольников: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / Н.В. Кривощекова. - Оренбург, 1999. - 204 с.
5. Никитина, Е.Ю. Партисипативный подход как методический регулятив педагогической концепции развития гражданской позиции будущего учителя [Текст] / Е.Ю. Никитина, Е.А. Казаева // Вестник ЧГПУ. - 2010. - №1.
- С. 163-170.
6. Никитина, Е.Ю. Педагогические закономерности развития системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников [Текст] / Е.Ю. Никитина, З.В. Возгова // Вестник ЧГПУ. - 2012. - №11. - С. 138-151.
Bibliography
1. Goncharov, T.M. Participatory approach as a component of the theoretical and methodological tools of forming mediakompetentsii university students [Text] / T.M. Goncharova // Actual problems of pedagogy: Mater. intern. scientific. conf. -Chita: A young scientist, 2011. - S. 205-207.
2. Danilov, M.A. Educational process as an object of pedagogical theory [Text] / M.A. Danilov // In.: Issues of training and education. - M.: APS of the USSR, 1972. - S. 44-45.
3. Kolchanov, R.N. Greening the pedagogical process in preschool educational institution: Diss. ... Cand. of Ped.: 13.00.07 [Text] / R.N. Kolchanov. - Ekaterinburg, 2001. - 221 p.
4. Krivoshchekova, N.V. Training of future teachers in the formation of environmental literacy of preschool children: Diss. ... Cand. of Ped.: 13.00.01 [Text] / N.V. Krivoshchekova. - Orenburg, 1999. - 204 p.
5. Nikitina, E.Yu. Participative approach as a methodological regulator of a future teacher’s citizenship development concept [Text] / E.Yu. Nikitina, E.A. Ka-zaeva // Herald of CSPU. - 2010. - №1. - S. 163-170.
6. Nikitina, E.Yu. Pedagogical regularities of life-long professional development system of scientific-and-pedagogical staff [Text] / E.Yu. Nikitina, Z.V. Vozgo-va // Herald of CSPU. - 2012. - №11. - S. 138-151.