УДК 76.8 ББК 461
Латюшин Виталий Викторович
кандидат педагогических наук, профессор
кафедра практической биологии, экологии и методики преподавания биологии Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Latyushin Vitaly Victorovich Candidate of Pedagogics,
Professor
Department of practical biology, ecology and methods of teaching biology Chelybinsk state pedagogical university Chelyabinsk
Партисипативный подход как методико-технологическая основа развития экологической ответственности студентов высших учебных заведений Participative Approach as a Methodical-and-Technological Basis of Higher School Students’ Ecological Responsibility Development
Статья посвящена обоснованию методико-технологической основы развития экологической ответственности студентов высших учебных заведений, в качестве которой автор видит партисипативный подход как соответствующий требованиям современной системы образовании и профессиональной подготовки компетентных специалистов, а также специфике их будущей профессиональной деятельности в условиях современного общества.
The article is devoted to the substantiation of the methodical-and-technological basis of higher school students’ ecological responsibility development. The author considers the participative approach as such a basis, as it meets the requirements of the competent experts’ training, as well as the specificity of their future professional activity under the modern society conditions.
Ключевые слова: экологическая ответственность, подход,
партисипативность, партисипативный подход, подготовка студентов высших учебных заведений.
Key words: ecological responsibility, approach, participation, participative approach, higher school students’ training.
В современной России наблюдается беспрецедентный в истории социальный феномен, который заключается в том, что общественное сознание существенным образом отстает от происходящих в мире серьезных глобальных перемен. Образование, особенно высшее профессиональное, обязано своевременно подготовить людей к новым условиям жизни, которые несет с собой стремительно приближающееся будущее. Однако российская высшая
школа не успевает за теми изменениями, которые происходят в сфере производства и потребления знаний. Следовательно, чтобы одновременно осваивать несколько областей деятельности и знаний, формировать навыки движения «на границах», необходимо опережающее образование, вектор которого будет оринетирован не в прошлое, а в будущее. В результате каждый должен убедиться в том, что нынешние и будущие достижения науки и техники, когнитивные и нематериальные факторы в сфере производства товаров и услуг обусловливают необходимость по-новому подойти к организации труда и положению трудящихся в обществе будущего. Именно для того, чтобы создать это новое общество, человеческое воображение должно опережать различные технологические достижения, если мы хотим избежать роста безработицы, экологических бедствий, техногенных катастроф, и социального отторжения, а также неравенства в области развития. Для этого необходима целостная концепция развития у студентов экологической ответственности, построенная на основе достижений современной науки и представляющая собой эффективный теоретико-методологический аппарат, отражающий закономерности экологического образования, его принципы, особенности, характеристики, признаки.
Экологическая ответственность рассматривается нами как интегративное качество личности, включающее экосоциальную
инициативность, готовность к экологически целесообразной деятельности, способность возмещать и предупреждать неблагоприятные экологические последствия действий, руководствуясь юридическими и моральными нормами. В данном исследовании было использовано представление об ответственности как системном качестве личности, разработка которого представлена в работах А.И. Крупнова и В.П. Прядеина [5]. Солидаризируясь с представлениями этих исследователей, в структуре экологической ответственности выделим ряд параметров: мотивационный, эмоциональный, когнитивный, динамический, регуляторный и результативный. Развитие экологической ответственности студентов высших учебных заведений представляет собой сложный,
многоуровневый, спланированный и систематический процесс,
предусматривающий освоения и закрепления норм, ценностей и актуальных стереотипов экосоциального поведения, которые позволят компетентному специалисту занимать активную жизненную позицию в гражданском обществе и успешно осуществлять экологически целесообразную деятельность.
Решение такой значительной проблемы, как развитие экологической ответственности студентов, требует чёткой теоретико-методологической основы к своей организации, в котором должны быть заложены ведущие тенденции развития общества, так как она является необходимым атрибутом представляемой концепции и определяет комплекс стратегических направлений исследования, что обеспечивает решение ряда проблем, среди которых: 1) упорядочение понятийно-терминологического поля; 2) определение новых особенностей и свойств развития экологической ответственности студентов; 3) выявление закономерностей и принципов данного процесса; 4) обозначение слабоизученных сторон рассматриваемой проблемы; 5) определение
перспектив развития изучаемого направления и в связи с этим педагогической науки в целом [4]. В качестве теоретико - методологической основы выступает совокупность методологических подходов, так как исследуемое педагогическое явление в силу своей сложности не должно изучаться с одной точки зрения. Необходимо отметить, что термин «подход» является полисемичным и может рассматриваться как:
- логико-гносеологическое и методологическое образование, предельно строго выражающее только направленность научного исследования, ограничивающее её, как правило, только одним аспектом (в крайнем случае, несколькими взаимосвязанными направлениями), но, в отличие от метода, принципиально лишённое какого бы то ни было ограничения и даже чёткой фиксации тех средств, которыми ведётся исследование;
- комплекс парадигматических, синтагматических и прагматических структур и механизмов в познании, практике, характеризующий конкурирующие между собой стратегии и программы в науке, политике или организации жизнедеятельности человека;
- принципиальная методологическая ориентация исследования, точка зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта), понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования.
Нами разделяется мнение Е.Ю. Никитиной о том, что подход - это основа исследования изучаемого процесса, проявляющаяся в определенных закономерностях и особенностях. Решение любой исследовательской задачи предполагает выбор теоретико-методологической основы, которая является доминирующей для решения научно-исследовательской задачи[3].
Нами в качестве теоретико-методологического основания концепции развития экологической ответственности студентов высших учебных заведений выбран синтез социально-ориентированного, экоцентрического и
партисипативного подходов. Мы исходим из предположения, что подобный синтез не только принципиально возможен, но и желателен, поскольку
позволяет учесть в анализе более широкую совокупность факторов и
переменных. Нужно признать, что на сегодняшний день даже предварительное концептуальное обобщение этих трёх методологических подходов остается сущностно нерешенной задачей. Взаимодополняющая разработка методологических подходов предполагает установление диалектической связи между ними, взаимосвязанное использование при выявлении характерных свойств исследуемого феномена, определение сильных и слабых сторон каждого подхода для решения поставленной проблемы с позиции
продуктивности его использования, установление функционального назначения каждого из них и раскрытие результатов их использования в соответствии с иерархической значимостью для изучения процесса развития экологической ответственности студентов. Реализация последнего положения предполагает определение роли каждого подхода в исследовании.
Партисипативный подход избран нами в качестве методикотехнологической основы развития экологической ответственности студентов. Термин «participative management» дословно означает «управление, основанное на участии» [3]. Концепции ведущих современных теоретиков менеджмента
содержат следующие аспекты партисипативности: активность участия в делах организации, повышение удовлетворенности, качества работы и
производительности, возрастание чувства ответственности за результаты деятельности. Партисипативное управление можно рассматривать как один из общих подходов к управлению человеком в организации. Целью партисипативного управления является совершенствование использования всего человеческого потенциала организации. Ключевой термин «участие» подразумевает различные формы участия работников в управлении компанией, а также участие сотрудников в собственности компании-работодателя. Партисипативные типы структур могут используются в различного рода организациях независимо от их размера и отраслевой принадлежности. Они могут распространяться только на часть или отдельный уровень в организации, а могут охватывать и на всю организацию. Их внедрение может проводиться как сверху, так и снизу путем постепенного и последовательного охвата одного уровня за другим. Однако наибольший результат дает использование партисипативного подхода в организациях, занимающихся слабоструктурированной деятельностью. В видах деятельности, где нет жестких алгоритмов, а сотрудники никогда не решают одинаковых задач, очень важно постоянно поддерживать творческий тонус, что максимально хорошо обеспечивается партисипативным управлением. Это относится, прежде всего, к научной, исследовательской, инновационной, консультативной деятельности, а также к высшему образованию.
Ориентация образовательного процесса в высшей школе на партисипативность обеспечивает, прежде всего, повышение качества управления, обусловленное, во-первых, углублением и расширением взаимодействия субъектов образования, во-вторых, повышением комфортности образовательного процесса в целом, в третьих, формированием необходимых для продуктивной совместной работы личностных качеств участников взаимодействия, в-четвёртых, максимально эффективным использованием возможностей для решения поставленной проблемы. В теории педагогики идеи
паритсипативного подхода впервые были введены в научный оборот Е.Ю. Никитиной и в дальнейшем получили широкое развитие в исследованиях ее учеников (О.Ю. Афанасьева, И.В. Касьянова, И. А. Кравченко, Е.Б. Плохотнюк, М.В. Смирнова и др.). Контент-анализ проблемы партисипативного управления в педагогике позволил нам определить партисипативность в педагогической концепции развития экологической ответственности студентов как взаимодействие субъектов образовательного процесса для нахождения общности взглядов, обеспечения активности и ответственности студентов, выработки и реализации совместного решения, которое является субъект - субъектным. В связи с этим механизм такого взаимодействия должен быть близок переговорам с целью нахождения общности взглядов на проблему принятия единого согласованного решения и обеспечения активности обучаемых. Характерными чертами, присущими партисипативному подходу как методико-технологической основе педагогической концепции развития экологической ответственности студентов, являются:
- совместное принятие и исполнение решений преподавателем и студентом;
- диалогическое взаимодействие преподавателя и студента, основанное на паритетных началах;
- достижение консенсуса при решении профессионально-значимой задачи;
- добровольность и заинтересованность всех участников образовательного процесса;
- коллективная ответственность.
Важность применения партисипативного подхода определяется осознанием смысла перемен в профессиональной и общественной сфере, актуализацией творческой активности, так как каждый человек может проявить себя и свои знания, выдвигая то или иное предложение для решения конкретной профессионально-значимой проблемы. Целью применения
партисипативного подхода является совершенствование использования всего личностного и профессионального потенциала студентов высших учебных заведений для развития экологической ответственности. Применение партисипативного подхода, как показали проведённые в области теории и методики профессионального образования исследования (О.Ю. Афанасьева, Е.Ю. Никитина и др. [3]), предъявляет особые требования к методам и формам организации педагогического образования. К числу партисипативных методов и форм развития экологической ответственности студентов высших учебных заведений мы относим: 1) работу малых групп (6-9 человек), в которых студенты обсуждают профессионально-значимые проблемы, совместно ищут возможные пути решения, помогают друг другу реализовывать принятые решения. Работа в группах нацелена на повышение ответственности и командного взаимодействия, что в конечном итоге приводит и к повышению эффективности; 2) практику регламентированного сбора идей и предложений студентами по наиболее важным вопросам экологического образования (инновационные формы опроса, проведение проблемных семинаров, творческих лабораторий); 3) создание межфунциональных комиссий, суть которых состоит в том, что постоянная или динамичная группа студентов обсуждает какую-либо актуальную социальную, экологическую, экономическую проблему и каждый вносит свой вклад в общий результат группы.
Педагогическое моделирование, экстраполярный прогноз и опытнопоисковая работа позволили нам в качестве результата применения партисипативного подхода определить: а) развитие социально-экологической компетентности студентов; б) повышение мотивации обучения, удовлетворенность квазипрофессиональной социально-ориентированной деятельностью; в) актуализацию потенциала, первичную профессиональную идентификацию студента; г) удовлетворение потребности достижения, самореализацию, самоутверждение; д) формирование представлений о философии образования, социально-экологической культуре посредством
развития приверженности группе, коллективу, развития толерантности, ответственности, уважения противоположного мнения.
Таким образом, проведённый нами анализ научной литературы позволил определить, что адекватной теоретико-методологической основой методикотехнологического уровня является партисипативный подход как соответствующий и требованиям профессиональной подготовки будущих педагогов, и специфике современного взаимодействия и взаимовлияния социально-экономической сферы и экологии.
Библиографический список
1. Акимова Т.А. Основные критерии экоразвития [Текст]/ Т.А. Акимова, В.В. Батоян, О.В. Моисеенков, В.В. Хаскин. - М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2001. - 56 с.
2. Захлебный, А.Н. Содержание экологического образования в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование и пути реализации: дис. ... д-ра пед. наук / А.Н. Захлебный. - М., 1995. - 389 с.
3. Никитина, Е.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вуза: перспективные подходы [Текст]/ Е.Ю. Никитина, О.Ю. Афанасьева. - М.: МАНПО,2006. - 154 с.
4. Одум, Ю. Экология [Текст]/ Ю. Одум. - М.: Мир, 1986. - Т. 1. - 325 с.
5. Алимов, А.Ф. Об экологии всерьез / А.Ф. Алимов // Вестник РАН. - 2002. - Т. 72.
- № 12. - C. 1075-1080.
6. Прядеин В.П. К структуре волевых качеств // Проблемы психологии воли.-Рязань, 2001.- 199 с.- С. 16-19.
7. Суравегина, И. Т. Теория и практика формирования ответственного отношения
школьников к природе в процессе обучения биологии: дис. ... д-ра пед. наук /
И.Т. Суравегина. - М., 1996. - 353 с.
Bibliography
1. Akimova, T.A. Basic Criteria of Eco-Development [Text]/ Т.А.Akimova, V.V. Batoyan, О.У. Moiseenkov, V.V. Khaskin. - М.: Publishing House of Russian Economical Academy, 2001.
- 56 p.
2. Alimov, A.F. About Ecology in Earnest / АТ. Alimov // Herald of the Russian Academy of Sciences. - 2002. - V. 72. - № 12. - P. 1075-1080.
3. Nikitina, E.Yu. Higher School Students’ Communicative Education Pedagogical Management: Perspective Approaches [Text] / Е^^ Nikitina, О^^ Afanasieva. - М.: MANPO, 2006. - 154 p.
4. Odum, Yu. Ecology [Text] / Yu. Odum. - М.: Mir, 1986. - V. 1. - 325 p.
5. Pryadein, V.P. To the Structure of the Strong-Willed Qualities // Problems of Will Psychology.- Ryazan, 2001.- 199 p.- P. 16-19.
6. Suravegina, I.T. Theory and Practice of the Schoolchildren’s Responsible Attitude to Nature Forming While Teaching Biology: Diss. ... Doctor of Ped / I.T. Suravegina. - М., 1996. -353 p.
7. Zakhlebny, A.N. The Content of the Ecological Education at a High School: Theoretical Substantiation and Ways of Realization: Diss. ... Doctor of Ped. / А.К Zakhlebny. - М., 1995. -389 p.