Научная статья на тему 'Развитие экологической компетентности будущих менеджеров'

Развитие экологической компетентности будущих менеджеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / ЭКОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ENVIRONMENTAL COMPETENCE / INTERDISCIPLINARY APPROACH / ENVIRONMENTAL CENTERED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Насурова Наталья Владимировна

В данной статье уточнено понятие «экологическая компетентность», выделены основные научные направления развития экологической компетентности будущих менеджеров, раскрыта сущность междисциплинарного и экоцентрического подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Насурова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Environmental competence education of to-be managers

In the present article such conception as "environmental competence" is being specified. Principal scientific concept s of environmental competence education of to-be managers are marked out. The nature of interdisciplinary and environmental centered approach es are revealed.

Текст научной работы на тему «Развитие экологической компетентности будущих менеджеров»

УДК 74.56 ББК 69.1

Насурова Наталья Владимировна соискатель г. Челябинск Nasurova Nataliya Vladimirovna

Applicant for a Degree Chelyabinsk

Развитие экологической компетентности будущих менеджеров To-Be Managers’ Environmental Competence Development

В данной статье уточнено понятие «экологическая компетентность», выделены основные научные направления развития экологической компетентности будущих менеджеров, раскрыта сущность междисциплинарного и экоцентриче-ского подходов.

The present article specifies such conception as "environmental competence". Principal scientific concepts of to-be managers’ environmental competence development are marked out. The nature of interdisciplinary and environment oriented approaches is revealed.

Ключевые слова: экологическая компетентность, междисциплинарный подход, экоцентрический подход.

Key words: environmental competence, interdisciplinary approach, environment oriented approach.

Для решения любой исследуемой задачи и получения значимого результата определяющим является выбор теоретико-методической основы, которая наиболее полно может быть отражена в определенных подходах к познанию. Опираясь на научные изыскания М.М. Бахтина [2], Е.Ю. Никитиной [5], М.М. Поташника [4], Ю.С. Степанова [6], Т.И. Шамовой [7] и др., мы в качестве теоретико-методической основы развития экологической компетентности будущих менеджеров избрали совокупность междисциплинарного и экоцен-трического подходов.

Человечество должно соблюдать экологический и, связанный с ним нравственный императив взаимодействия с природой. Поэтому новый подход к экологическому образованию требует, прежде всего, развития экоцентрического экологического сознания (СИ Глазычев, С. Д. Дерябо, Д.Н. Кавтарадзе, К Х. Ка-ландаров, В.ВЛатюшин, Н.Н.Моисеев, А.Д. Урсул, В.А. Ясвин и др.) будущего менеджера, воспитания новой личности с экологической мировоззренческой установкой, в основе которой лежит индивидуальная экологическая ответственность.

Применение междисциплинарного подхода к развитию экологической компетентности будущих менеджеров необходимо, поскольку на современном этапе развития общества все более усиливается тенденция интеграции научных знаний, носящих комплексный характер. Все чаще возникает потребность в специалистах, способных мобильно использовать знания из разных научных областей в своей профессиональной деятельности. Дидактическими преимуществами реализации междисциплинарного подхода являются взаимное использование информации, исключение дублирования, формирование единой системы взглядов на материальную картину мира.

Экоцентрический подход мы рассматриваем как новую составляющую теоретико-методологической основы, направленной на эффективную экспрессию (развертывание на саморазвитие) педагогической модели развития экологической компетентности будущих менеджеров в ценностно-целевом контексте всей педагогической системы высшего учебного заведения.

Таким образом, на основе междисциплинарного и экоцентрического подходов нами построена модель, которая отражает основные характеристики развития экологической компетентности будущего менеджера, включает структурные компоненты (цель, содержание, формы и методы организации педагогического процесса). Модель является отражением представлений субъекта о целях, критериях и структуре системы развития экологической компетентности будущих менеджеров. Отражая замкнутый контур, она строится на совокупности принципов, характеризующих ее специфическую структуру.

В нашем понимании принципы определяют общее направление педагогического процесса к перспективному движению и достижению его цели, содержания и методики организации. В соответствии с концепцией В.И. Загвязин-ского [3], Е.Ю. Никитиной [4] и др., основанием каждого принципа должна выступать педагогическая теория в целом, что объясняется взаимосвязью и всеобщим характером принципов, определяющих содержание и ход процесса развития в любых конкретных его вариантах. Как отмечал Ю.К. Бабанский [1], дидактические принципы не являются раз и навсегда установленными догмами, а

синтезируют в себе достижения современной дидактики и обновляются под их влиянием.

Применительно к теме нашего исследования мы выделяем группу принципов, соблюдение которых обеспечивает оптимальное функционирование модели развития у будущих менеджеров. К ним относятся: 1) принцип партисипа-тивности, 2) принцип контекстности, 3) принцип ценностного отношения к профессиональной деятельности, 4) принцип коммуникативного партнерства и сотрудничества, 5) принцип эмпатии., 6) принцип конгруэнтности.

Принцип партисипативности был разработан Е.Ю. Никитиной в теории и методике профессионального образования применительно к подготовке будущего специалиста и в дальнейшем был развит её учениками в контексте актуальных проблем педагогики высшей профессиональной школы. Мы разделяем мнение Е.Ю. Никитиной и её учеников (О.Ю. Афанасьева, Е.В. Грош, И.В. Касьянова, И.А. Кравченко, О.Н. Перова, Е.Б. Плохотнюк, М.В. Смирнова и др.) и выделяем следующие слагаемые принципа партисипативности: совместное принятие решений экологических задач преподавателем и будущим менеджером; диалогическое взаимодействие преподавателя и обучаемого, основанное на паритетных началах; добровольность и заинтересованность всех участников образовательного процесса; консультации, поиски согласия между преподавателем и будущими специалистами, достижение консенсуса при решении экологических задач.

Принцип контекстности позволяет создать такой тип обучения, который обеспечивает переход, трансформацию одного типа деятельности (познавательной) в другой (профессиональную) с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий, средств и результатов. Основой данного принципа является контекстное обучение экологического образования, разработанное А.А. Вербицким, в котором контекст будущей профессиональной деятельности (предметный и социальный) задается с помощью системы форм и методов обучения, что делает профессиональную деятельность будущих менеджеров максимально продуктивной и результативной.

Принцип ценностного отношения к профессиональной деятельности наиболее полно отражает идеи педагогической аксиологии, предметом которой наряду с другими является формирование ценностного отношения личности. В педагогической литературе данной проблеме уделяется значительное внимание (Н.А. Асташова, М.В. Богуславский, Е.В. Бондаревская, А.В. Кирьякова, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин В.А. Сластенин и др.): человек и человеческое общество определяются как высшие ценности бытия и носители ценностного сознания, отношения, ценностного поведения.

Исследование показало, что при осуществлении экологического образования будущих менеджеров на основе принципа коммуникативного партнерства и сотрудничества способствует: а) повышению уровня осмысления учебного материала; б) росту числа нестандартных решений экологических задач; в) позитивному отношению к изучаемому учебному материалу; г) готовности повышать профессиональный уровень будущих менеджеров.

Принцип эмпатии рассматривался и зарубежными и отечественными учеными, определющими эмпатию как механизм взаимодействия, взаимовлияния и взаимопонимания в процессе общения, как ключевой процесс во всех других видах деятельности, связанной с воздействием на людей. Говоря о функциях эмпатии, исследователи (Е.Я. Бассин, А. А. Бодалев, Дж. Гриндер, Дж. Делбу -жье и др.) отмечают, что она является ключом к подлинному принятию человека, условием установления тесного контакта между людьми и подлинного диалектического общения. Под эмпатией мы понимаем профессионально значимое качество будущего менеджера, представляющее собой способность вчувствоваться с состояние субъектов общения, понимать и уважать их переживания.

Принцип конгруэнтности [от лат. со^гиеш - соответствующий, совпадающий], определяющий соответствие учебных действий реальным и профессиональным поведенческим действиям будущих менеджеров. Этот принцип позволяет максимально приблизить учебные условия образовательного процесса к условиям реального общения, характеризующегося тремя основными чертами:

1) наличием реальных жизненных обстоятельств; 2) заинтересованностью будущих менеджеров в получении информации; 3) необходимостью вести общение на профессиональном уровне - иначе информация не может быть получена.

Теоретико-методические подходы исследования, определение содержания экологической компетентности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе, определение ее объектов и направленности позволили нам перейти к моделированию процесса развития экологической компетентности студентов вуза будущих менеджеров. Эффективность функционирования модели обеспечивает комплекс организационно-педагогических условий. Анализ научной литературы, обобщение педагогического опыта и собственная деятельность в качестве преподавателя высшей школы позволили выявить следующие организационно-педагогические условия успешной реализации развития экологической компетентности:

- разработка программно-содержательного обеспечения экологического образования будущих менеджеров на основе инновационного типа обучения;

- использование системы учебно-экологических задач;

- применение деловых игр, основанных на моделировании различных эко-лого-экономических систем.

- организация рефлексивной деятельности студентов в процессе освоения дисциплин специализации и использование педагогической рефлексии как фактора формирования профессионализма и экологической компетентности будущих менеджеров.

Инновационность является признаком не только процесса обучения, но и его социально значимых результатов. В качестве инновационных мы применяли подходы и модели обучения, которые преобразуют характер обучения в отношении таких его сущностных и инструментально значимых свойств, как целевая направленность, характер взаимодействия педагога и будущего менеджера, их позиции в ходе обучения.

При этом традиционная система экологического образования направлена преимущественно на вооружение будущих специалистов знаниями, умениями и

навыками решения частных экологических задач.

В процессе осуществления опытно-поисковой работы мы выявили, что формирование у студентов умения самостоятельно видеть проблему (особенно с процессе деловых и ролевых игр), анализировать различные варианты ее решения с учетом экологических императивов, необходимость выбора и принятия определенного решения данной проблемы наиболее полно реализуется тогда, когда мы, пробуждая ответственность в учебной и будущей профессиональной деятельности, стимулируем увлеченность студентов решением проблемных задач и заданий, имеющих практико-профессиональную направленность и творческий характер.

Процесс развития экологической компетентности студентов вуза становится управляемым с включением механизмов рефлексии, которые характеризуют самосознание человека, осмысление им оснований собственных действий и поступков. Рефлексивные процессы являются не только показателем осознанного отношения к процессу обучения, но и являются инструментом, посредством которого осуществляется развитие личности экологически компетентного специалиста в процессе профессиональной подготовки; вырабатывается умение выстраивать кооперации с различными людьми, анализировать, контролировать и оценивать результаты, вносить необходимые изменения.

В то же время результаты итогового среза показали изменения в распределениях: в группе КГ уменьшилось количество студентов с низким уровнем экологической компетентности на 20%, в группе ЭГ-1 - на 50%, в группе ЭГ-2 - на 53%, в группе ЭГ-3 - на 47% и в группе ЭГ-4 - на 50%. При этом количество студентов, которые повысили уровень экологической компетености повысилось в группе КГ на 13%, в группе ЭГ -1 на 37%, в группе ЭГ-2 на 47%, в группе ЭГ-3 на 60% и в группе ЭГ-4 на 63%.

Это связано с тем, что ориентация на выделенные нами организационнопедагогические условия выражается в образовательном процессе в изменениях организации учебной деятельности, в рамках которой студенты проявляют необходимые качества личности, оценивают и корректируют их. В результате

студенты получают практический опыт управления и совместной продуктивной работы, обеспечивающих конкурентоспособность и мобильность.

Вышеизложенное означает, что используемая нами модель развития экологической компетентности будущих менеджеров на фоне комплекса выделенных условий ее эффективной реализации обеспечивает статистически значимое изменение в распределении студентов в группах по уровням сформированности профессионально важных качеств личности будущего менеджера.

Библиографический список

1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1995. - 321 с.

2. Бахтин М.М. Собр. соч.: в 7 тт. - М.: Рус. слово, 1997. -Т. 5. - 731 с.

3. Загвязинский, В.И. Практическая методология педагогического поиска / В.И. Загвя-зинский. - Тюмень: Изд-во: ЗАО «Легион-Групп», 2005. - 72 с.

4. Поташник М.М., Моисеев Л.М. Диссертации по управлению образованием: состояние проблемы, современные требования: Пособие в помощь авторам диссертаций по управлению в сфере образования. - М.: Новая школа, 1998. - 169 с.

5. Никитина, Е.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы: монография / Е.Ю. Никитина, О.Ю. Афанасьева. -Москва: МАНПО, 2006. - 154 с.

6. Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка: семиотические проблемы. - М.: Наука, 1985. - 335с.

7. Шамова Т.И. Активизация учения школьников.- Л.: Педагогика, 1982. - 208 с.

Bibliography

1. Babansky, Yu.K. Educational Methods at a Contemporary Comprehensive School / Yu.K. Babansky. - M.: Prosveshchenie, 1995. - 321 p.

2. Bakhtin, M.M. Collected Works: In 7Vol. / M.M. Bakhtin. - M.: Rus. Slovo, 1997. - Vol. 5. - 731 p.

3. Nikitina E.Yu. University Students’ Communicative Education Management: Perspective Approaches: Monograph / E.Yu. Nikitina, O.Yu. Afanasyeva. - M.: MANPO, 2006. - 154 p.

4. Potashnick, M.M., Moiseev, L.M. Educational Management Thesis: Problem Description, Current Requirements: Textbook for Authors of Thesis in Educational Management. - M.: Novaya Shkola, 1998. - 169 p.

5. Shamova, T.I. Students’ Education Activation / T.I. Shamova. - L.: Pedagogika, 1982. -

208 p.

6. Stepanov, Yu.S. In the Three-Dimensional Space of Language: Semiotic Problems / Yu.S. Stepanov. - M.: Nauka, 1985. - 335 p.

7. Zagvyazinsky, V.I. Practical Methodology of Educational Research / V.I. Zagvyazinsky. -Tyumen: ZAO “Legion-Group” Publishing House, 2005. - 72 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.