УДК 74.56 ББК 69.1
Насурова Наталья Владимировна соискатель г. Челябинск Nasurova Nataliya Vladimirovna
Applicant for a Degree Chelyabinsk
Развитие экологической компетентности будущих менеджеров To-Be Managers’ Environmental Competence Development
В данной статье уточнено понятие «экологическая компетентность», выделены основные научные направления развития экологической компетентности будущих менеджеров, раскрыта сущность междисциплинарного и экоцентриче-ского подходов.
The present article specifies such conception as "environmental competence". Principal scientific concepts of to-be managers’ environmental competence development are marked out. The nature of interdisciplinary and environment oriented approaches is revealed.
Ключевые слова: экологическая компетентность, междисциплинарный подход, экоцентрический подход.
Key words: environmental competence, interdisciplinary approach, environment oriented approach.
Для решения любой исследуемой задачи и получения значимого результата определяющим является выбор теоретико-методической основы, которая наиболее полно может быть отражена в определенных подходах к познанию. Опираясь на научные изыскания М.М. Бахтина [2], Е.Ю. Никитиной [5], М.М. Поташника [4], Ю.С. Степанова [6], Т.И. Шамовой [7] и др., мы в качестве теоретико-методической основы развития экологической компетентности будущих менеджеров избрали совокупность междисциплинарного и экоцен-трического подходов.
Человечество должно соблюдать экологический и, связанный с ним нравственный императив взаимодействия с природой. Поэтому новый подход к экологическому образованию требует, прежде всего, развития экоцентрического экологического сознания (СИ Глазычев, С. Д. Дерябо, Д.Н. Кавтарадзе, К Х. Ка-ландаров, В.ВЛатюшин, Н.Н.Моисеев, А.Д. Урсул, В.А. Ясвин и др.) будущего менеджера, воспитания новой личности с экологической мировоззренческой установкой, в основе которой лежит индивидуальная экологическая ответственность.
Применение междисциплинарного подхода к развитию экологической компетентности будущих менеджеров необходимо, поскольку на современном этапе развития общества все более усиливается тенденция интеграции научных знаний, носящих комплексный характер. Все чаще возникает потребность в специалистах, способных мобильно использовать знания из разных научных областей в своей профессиональной деятельности. Дидактическими преимуществами реализации междисциплинарного подхода являются взаимное использование информации, исключение дублирования, формирование единой системы взглядов на материальную картину мира.
Экоцентрический подход мы рассматриваем как новую составляющую теоретико-методологической основы, направленной на эффективную экспрессию (развертывание на саморазвитие) педагогической модели развития экологической компетентности будущих менеджеров в ценностно-целевом контексте всей педагогической системы высшего учебного заведения.
Таким образом, на основе междисциплинарного и экоцентрического подходов нами построена модель, которая отражает основные характеристики развития экологической компетентности будущего менеджера, включает структурные компоненты (цель, содержание, формы и методы организации педагогического процесса). Модель является отражением представлений субъекта о целях, критериях и структуре системы развития экологической компетентности будущих менеджеров. Отражая замкнутый контур, она строится на совокупности принципов, характеризующих ее специфическую структуру.
В нашем понимании принципы определяют общее направление педагогического процесса к перспективному движению и достижению его цели, содержания и методики организации. В соответствии с концепцией В.И. Загвязин-ского [3], Е.Ю. Никитиной [4] и др., основанием каждого принципа должна выступать педагогическая теория в целом, что объясняется взаимосвязью и всеобщим характером принципов, определяющих содержание и ход процесса развития в любых конкретных его вариантах. Как отмечал Ю.К. Бабанский [1], дидактические принципы не являются раз и навсегда установленными догмами, а
синтезируют в себе достижения современной дидактики и обновляются под их влиянием.
Применительно к теме нашего исследования мы выделяем группу принципов, соблюдение которых обеспечивает оптимальное функционирование модели развития у будущих менеджеров. К ним относятся: 1) принцип партисипа-тивности, 2) принцип контекстности, 3) принцип ценностного отношения к профессиональной деятельности, 4) принцип коммуникативного партнерства и сотрудничества, 5) принцип эмпатии., 6) принцип конгруэнтности.
Принцип партисипативности был разработан Е.Ю. Никитиной в теории и методике профессионального образования применительно к подготовке будущего специалиста и в дальнейшем был развит её учениками в контексте актуальных проблем педагогики высшей профессиональной школы. Мы разделяем мнение Е.Ю. Никитиной и её учеников (О.Ю. Афанасьева, Е.В. Грош, И.В. Касьянова, И.А. Кравченко, О.Н. Перова, Е.Б. Плохотнюк, М.В. Смирнова и др.) и выделяем следующие слагаемые принципа партисипативности: совместное принятие решений экологических задач преподавателем и будущим менеджером; диалогическое взаимодействие преподавателя и обучаемого, основанное на паритетных началах; добровольность и заинтересованность всех участников образовательного процесса; консультации, поиски согласия между преподавателем и будущими специалистами, достижение консенсуса при решении экологических задач.
Принцип контекстности позволяет создать такой тип обучения, который обеспечивает переход, трансформацию одного типа деятельности (познавательной) в другой (профессиональную) с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий, средств и результатов. Основой данного принципа является контекстное обучение экологического образования, разработанное А.А. Вербицким, в котором контекст будущей профессиональной деятельности (предметный и социальный) задается с помощью системы форм и методов обучения, что делает профессиональную деятельность будущих менеджеров максимально продуктивной и результативной.
Принцип ценностного отношения к профессиональной деятельности наиболее полно отражает идеи педагогической аксиологии, предметом которой наряду с другими является формирование ценностного отношения личности. В педагогической литературе данной проблеме уделяется значительное внимание (Н.А. Асташова, М.В. Богуславский, Е.В. Бондаревская, А.В. Кирьякова, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин В.А. Сластенин и др.): человек и человеческое общество определяются как высшие ценности бытия и носители ценностного сознания, отношения, ценностного поведения.
Исследование показало, что при осуществлении экологического образования будущих менеджеров на основе принципа коммуникативного партнерства и сотрудничества способствует: а) повышению уровня осмысления учебного материала; б) росту числа нестандартных решений экологических задач; в) позитивному отношению к изучаемому учебному материалу; г) готовности повышать профессиональный уровень будущих менеджеров.
Принцип эмпатии рассматривался и зарубежными и отечественными учеными, определющими эмпатию как механизм взаимодействия, взаимовлияния и взаимопонимания в процессе общения, как ключевой процесс во всех других видах деятельности, связанной с воздействием на людей. Говоря о функциях эмпатии, исследователи (Е.Я. Бассин, А. А. Бодалев, Дж. Гриндер, Дж. Делбу -жье и др.) отмечают, что она является ключом к подлинному принятию человека, условием установления тесного контакта между людьми и подлинного диалектического общения. Под эмпатией мы понимаем профессионально значимое качество будущего менеджера, представляющее собой способность вчувствоваться с состояние субъектов общения, понимать и уважать их переживания.
Принцип конгруэнтности [от лат. со^гиеш - соответствующий, совпадающий], определяющий соответствие учебных действий реальным и профессиональным поведенческим действиям будущих менеджеров. Этот принцип позволяет максимально приблизить учебные условия образовательного процесса к условиям реального общения, характеризующегося тремя основными чертами:
1) наличием реальных жизненных обстоятельств; 2) заинтересованностью будущих менеджеров в получении информации; 3) необходимостью вести общение на профессиональном уровне - иначе информация не может быть получена.
Теоретико-методические подходы исследования, определение содержания экологической компетентности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе, определение ее объектов и направленности позволили нам перейти к моделированию процесса развития экологической компетентности студентов вуза будущих менеджеров. Эффективность функционирования модели обеспечивает комплекс организационно-педагогических условий. Анализ научной литературы, обобщение педагогического опыта и собственная деятельность в качестве преподавателя высшей школы позволили выявить следующие организационно-педагогические условия успешной реализации развития экологической компетентности:
- разработка программно-содержательного обеспечения экологического образования будущих менеджеров на основе инновационного типа обучения;
- использование системы учебно-экологических задач;
- применение деловых игр, основанных на моделировании различных эко-лого-экономических систем.
- организация рефлексивной деятельности студентов в процессе освоения дисциплин специализации и использование педагогической рефлексии как фактора формирования профессионализма и экологической компетентности будущих менеджеров.
Инновационность является признаком не только процесса обучения, но и его социально значимых результатов. В качестве инновационных мы применяли подходы и модели обучения, которые преобразуют характер обучения в отношении таких его сущностных и инструментально значимых свойств, как целевая направленность, характер взаимодействия педагога и будущего менеджера, их позиции в ходе обучения.
При этом традиционная система экологического образования направлена преимущественно на вооружение будущих специалистов знаниями, умениями и
навыками решения частных экологических задач.
В процессе осуществления опытно-поисковой работы мы выявили, что формирование у студентов умения самостоятельно видеть проблему (особенно с процессе деловых и ролевых игр), анализировать различные варианты ее решения с учетом экологических императивов, необходимость выбора и принятия определенного решения данной проблемы наиболее полно реализуется тогда, когда мы, пробуждая ответственность в учебной и будущей профессиональной деятельности, стимулируем увлеченность студентов решением проблемных задач и заданий, имеющих практико-профессиональную направленность и творческий характер.
Процесс развития экологической компетентности студентов вуза становится управляемым с включением механизмов рефлексии, которые характеризуют самосознание человека, осмысление им оснований собственных действий и поступков. Рефлексивные процессы являются не только показателем осознанного отношения к процессу обучения, но и являются инструментом, посредством которого осуществляется развитие личности экологически компетентного специалиста в процессе профессиональной подготовки; вырабатывается умение выстраивать кооперации с различными людьми, анализировать, контролировать и оценивать результаты, вносить необходимые изменения.
В то же время результаты итогового среза показали изменения в распределениях: в группе КГ уменьшилось количество студентов с низким уровнем экологической компетентности на 20%, в группе ЭГ-1 - на 50%, в группе ЭГ-2 - на 53%, в группе ЭГ-3 - на 47% и в группе ЭГ-4 - на 50%. При этом количество студентов, которые повысили уровень экологической компетености повысилось в группе КГ на 13%, в группе ЭГ -1 на 37%, в группе ЭГ-2 на 47%, в группе ЭГ-3 на 60% и в группе ЭГ-4 на 63%.
Это связано с тем, что ориентация на выделенные нами организационнопедагогические условия выражается в образовательном процессе в изменениях организации учебной деятельности, в рамках которой студенты проявляют необходимые качества личности, оценивают и корректируют их. В результате
студенты получают практический опыт управления и совместной продуктивной работы, обеспечивающих конкурентоспособность и мобильность.
Вышеизложенное означает, что используемая нами модель развития экологической компетентности будущих менеджеров на фоне комплекса выделенных условий ее эффективной реализации обеспечивает статистически значимое изменение в распределении студентов в группах по уровням сформированности профессионально важных качеств личности будущего менеджера.
Библиографический список
1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1995. - 321 с.
2. Бахтин М.М. Собр. соч.: в 7 тт. - М.: Рус. слово, 1997. -Т. 5. - 731 с.
3. Загвязинский, В.И. Практическая методология педагогического поиска / В.И. Загвя-зинский. - Тюмень: Изд-во: ЗАО «Легион-Групп», 2005. - 72 с.
4. Поташник М.М., Моисеев Л.М. Диссертации по управлению образованием: состояние проблемы, современные требования: Пособие в помощь авторам диссертаций по управлению в сфере образования. - М.: Новая школа, 1998. - 169 с.
5. Никитина, Е.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы: монография / Е.Ю. Никитина, О.Ю. Афанасьева. -Москва: МАНПО, 2006. - 154 с.
6. Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка: семиотические проблемы. - М.: Наука, 1985. - 335с.
7. Шамова Т.И. Активизация учения школьников.- Л.: Педагогика, 1982. - 208 с.
Bibliography
1. Babansky, Yu.K. Educational Methods at a Contemporary Comprehensive School / Yu.K. Babansky. - M.: Prosveshchenie, 1995. - 321 p.
2. Bakhtin, M.M. Collected Works: In 7Vol. / M.M. Bakhtin. - M.: Rus. Slovo, 1997. - Vol. 5. - 731 p.
3. Nikitina E.Yu. University Students’ Communicative Education Management: Perspective Approaches: Monograph / E.Yu. Nikitina, O.Yu. Afanasyeva. - M.: MANPO, 2006. - 154 p.
4. Potashnick, M.M., Moiseev, L.M. Educational Management Thesis: Problem Description, Current Requirements: Textbook for Authors of Thesis in Educational Management. - M.: Novaya Shkola, 1998. - 169 p.
5. Shamova, T.I. Students’ Education Activation / T.I. Shamova. - L.: Pedagogika, 1982. -
208 p.
6. Stepanov, Yu.S. In the Three-Dimensional Space of Language: Semiotic Problems / Yu.S. Stepanov. - M.: Nauka, 1985. - 335 p.
7. Zagvyazinsky, V.I. Practical Methodology of Educational Research / V.I. Zagvyazinsky. -Tyumen: ZAO “Legion-Group” Publishing House, 2005. - 72 p.