Научная статья на тему 'Методологические подходы к формированию физической культуры студента в высшей школе'

Методологические подходы к формированию физической культуры студента в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2550
285
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТА / VALUES OF FORMATION OF PHYSICAL CULTURE / METHODOLOGICAL APPROACHES / PHYSICAL CULTURE OF STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Масалова Ольга Юрьевна

Формирование физической культуры студента – это процесс перехода ценностей содержания образования в ценностные отношения личности. Чтобы обосновать ценностные основания образовательного процесса по физической культуре в высшей школе, необходимо определить методологические подходы, на которые можно опираться при формировании ценностных отношений студента в физической культуре. В статье на философском и общенаучном уровнях методологии раскрывается содержание этих подходов, интегративное единство которых обеспечивает необходимое методическое сопровождение образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO FORM PHYSICAL CULTURE OF THE STUDENT AT THE HIGHER SCHOOL

Formation of physical culture of the student is a process of transition of values of the education content in value relations of the person. To prove the value bases of educational process in physical culture at the higher school it is necessary to define methodological approaches against which it is possible to lean at formation of value relations of students in physical training. This paper discloses the content of these approaches at philosophical and general scientific levels of methodology. Integrated unity of these approaches provides necessary methodical support of educational process.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к формированию физической культуры студента в высшей школе»

УДК 378:796 ББК 74.580.054 М 31

О.Ю. Масалова

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и физического воспитания Смоленского гуманитарного университета; E-mail: masalova_olga@mail.ru

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

(Рецензирована)

Аннотация. Формирование физической культуры студента - это процесс перехода ценностей содержания образования в ценностные отношения личности. Чтобы обосновать ценностные основания образовательного процесса по физической культуре в высшей школе, необходимо определить методологические подходы, на которые можно опираться при формировании ценностных отношений студента в физической культуре. В статье на философском и общенаучном уровнях методологии раскрывается содержание этих подходов, интегративное единство которых обеспечивает необходимое методическое сопровождение образовательного процесса.

Ключевые слова: ценности формирования физической культуры, методологические подходы, физическая культура студента

O.Yu. Masalova

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Pedagogy and Physical Training, Smolensk University of Humanities; E-mail: masalova_olga@mail.ru

METHODOLOGICAL APPROACHES TO FORM PHYSICAL CULTURE OF THE STUDENT AT THE HIGHER SCHOOL

Abstract. Formation of physical culture of the student is a process of transition of values of the education content in value relations of the person. To prove the value bases of educational process in physical culture at the higher school it is necessary to define methodological approaches against which it is possible to lean at formation of value relations of students in physical training. This paper discloses the content of these approaches at philosophical and general scientific levels of methodology. Integrated unity of these approaches provides necessary methodical support of educational process.

Keywords: values of formation of physical culture, methodological approaches, physical culture of

student.

Формирование физической культуры студента - это процесс перехода ценностей содержания образования в ценностные отношения личности. К ценностям формирования физической культуры студента в образовательном процессе отнесем: ценности содержания образования; ценности образовательного процесса, учебной, физкультурно-спортивной и других видов деятельности преподавателя и студентов, их целенаправленно организованного взаимодействия, самообразования, в ходе которых присваиваются существующие и вырабатываются новые ценности; ценности, присваиваемые личностью (ценностные отношения, компетентность в этой сфере). Структура ценностей формирования физической культуры студента в образовательном процессе изображена на рис. 1

Ценности содержания образования через его процесс трансформируются в ценности личности, которые оказывают влияние на процесс и содержание образования. Взаимопроникновение ценностей формирования физической культуры студента образовательном процессе представлено на рисунке 2.

__________________Ценности содержания образования_________________________

Нормативные: обязательные требования к образованию, теоретическое, методикотехнологическое и материально-техническое обеспечение

Рис. 1. Структура ценностей формирования физической культуры студента в образовательном процессе

вуза

Ценности содег образования по ФК

Яия Ценности процесса

образования по ФК

Ценности ФК, присваиваемые личностью

Рис. 2. Взаимопроникновение ценностей формирования физической культуры (ФК) студента в

образовательном процессе

Для обоснования ценностных оснований формирования физической культуры студента в образовательном процессе вуза необходимо опираться на методологические подходы, к которым относятся ведущие идеи, концепции научного материалистического мировоззрения, соответствующие тенденциям развития современной науки. Ученые выделяют четыре уровня методологии педагогического исследования - философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический [1;2 и др.]. Рассмотрим первые два уровня, определяющие стратегию и тактику формирования физической культуры студента в образовательном процессе.

Философский уровень методологии является основой для обоснования нижележащих теоретических уровней знания. Он связан, прежде всего, с глубоким пониманием социальнодуховной сущности физической культуры, ее значимостью для личности. Мировоззренческую базу настоящего исследования составляют такие философские направления, как экзистенциализм, прагматизм, бихевиоризм, диалектика, гуманизм.

Экзистенциальное направление (Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, Э. Гуссерль, М. Мерло-Понти, Ж.П. Сартр, К. Ясперс и др.) акцентирует внимание на внутреннем мире студента, ценностно-смысловой сфере его сознания, выявлении внутренних причин активности личности, обусловливающих развитие ее физической культуры. Экзистенциализм (существование) выступает в качестве философского основания индивидуализации воспитания и обучения, поскольку ценности физической культуры определяются тем, насколько они важны для конкретной личности. При этом ведущую роль в их определении играют ее эмоциональные и духовные переживания. Основная задача образования по физической культуре состоит в совершенствовании способности студента открывать для себя

уникальные смыслы ее самоформирования и саморазвития.

Прагматическая направленность (У Джеймс, Дж. Дьюи, Дж. Мид, Ч. Пирс и др.) исследования заключается в том, что физическая культура личности формируется, главным образом, в практической деятельности, в ней она проявляется и совершенствуется. Прагматизм ставит в центр образовательного процесса всемерное развитие личности студента в соответствии с его интересами и потребностями, выбор средств, необходимых для достижения этой цели, практическую успешность их использования. Для этого необходимо опираться на собственную активность студента, всемерно ее развивать и стимулировать.

Бихевиоризм (Б. Скиннер, Э. Торндайк, Дж. Уотсон, К. Халл и др.) проявляется в том, что внешние стимулы окружающей студента социальной среды во многом определяют его поведение. Эти факторы подкрепления можно создавать специально с целью формирования у него необходимого поведения, которое определяется потребностями общества, идеей общественного блага. В настоящем исследовании организуется внешнее педагогическое воздействие на студента с целью формирования значимых для общества и личности качеств, развития его физической культуры, способностей воздействовать на свое окружение и контролировать собственное поведение.

Диалектика (Г.В.Ф. Гегель, И. Кант, К. Маркс и др.) утверждает, что все, что существует в мире, находится не только в причинно-следственной зависимости, но и в непрерывном развитии. По мнению ученых, диалектика неразрывно связана с понятием цели, а значит, с понятием ценности. Не случайно основное ее понятие «развитие» определяется не просто как движение или изменение, а как направленное восходящее изменение, идущее к определенной цели [3]. Для настоящего исследования актуальны вопросы развития личности в образовательном процессе по физической культуре, которое подчинено общим законам диалектики (противоречивого характера развития, отрицания отрицания, преемственности развития и перехода количественных изменений в качественные), а также своим «внутренним», специфическим законам, которые дополняют и конкретизируют общие. Диалектический подход позволяет обосновать связи и зависимости явлений в педагогическом процессе, проанализировать источники, движущие силы развития физической культуры студента, выделить объективные и субъективные факторы и педагогические условия, влияющие на ее формирование. Он направляет на осознание и продуктивное, на основе диалектической логики, разрешение педагогом противоречий и проблемных ситуаций в процессе формирования физической культуры студента; доказательность позиций и предметность суждений субъектов образовательного процесса; обнажение непродуктивности, односторонности решений, опирающихся только на обыденный опыт или суждения здравого смысла. Логический анализ помогает системно структурировать, объяснить и обосновать необходимую для исследования информацию, полученную посредством теоретического анализа. Вместе с тем такой анализ возможен только с позиций определенной педагогической концепции, исходя из представлений о важности и функциях тех или иных элементов и отношений.

Формирование физической культуры студента следует рассматривать с позиций гуманистической парадигмы (А. Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс, Э. Фромм, Э. Эриксон и др.). Гуманизация (от лат. humanus - человеческий, человечный) - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Она ориентирует образование на разностороннее развитие личности студента, культивирование в ней таких «человеческих» качеств, как свобода, ответственность, достоинство, творчество. Смысл гуманизации образования - видеть в совершенствовании человека не средство, а цель; создавать условия для его целенаправленного систематического развития как субъекта деятельности, культуры, собственной жизни, обучать жизнетворчеству.

Целостное, универсальное становление физической культуры личности возможно только при воспитании у нее направленности на постоянное самосовершенствование, самопознание, самореализацию, самоопределение, саморазвитие в этой сфере. Гуманизация

определяет придание образованию по физической культуре личностно значимого для студентов смысла, направленность обучения от личности к его целям, а от них - к личностным способностям и особенностям обучающихся. Для этого необходимым условием выступает применение личностно-ориентированных образовательных технологий, соответствие, согласованность педагогических воздействий с субъектной позицией студентов, их индивидуальным опытом и возможностями. Гуманитаризация как средство гуманизации заключается в том, чтобы предложить студенту системное знание о закономерных взаимосвязях человека с природой, культурой, обществом, государством; о процессах становления личности, развивающейся в мире ценностей; отношениях к другим и самой себе. Она направлена на приоритетное развитие общекультурных компонентов содержания образования и таким образом на формирование личностной зрелости студентов. Именно культура определяет качества личности, ведущие к профессионализму, -адаптивность, самообучаемость, самостоятельность и инициативность. Смысл гуманитарного образования - духовное и физическое развитие студента в гармонии его отношений с собой, другими людьми и миром в целом, формирование человека культуры. Гуманитаризация, по мнению М.Я. Виленского и В.В. Черняева, является необходимым условием модернизации образования по физической культуре, преодоления прагматических, обезличенных педагогических установок, ориентации субъектов образования на личностный рост путем присвоения ее гуманитарных ценностей как неотъемлемой части профессионального образования [4]. Ценности физической культуры, ставшие достоянием образования будущего специалиста, помогают ему обрести личностные смыслы и духовные ценности, «выбрать» из потока информации знания, необходимые для конструирования собственной жизни. Гуманитаризация учебного процесса по физической культуре способствует овладению студентом гуманитарными знаниями в сфере физической культуры в объеме, закладывающем основу для дальнейшего личностного развития.

Гуманизация направляет образовательный процесс по физической культуре на формирование у студентов личностно-развивающих ценностных отношений и взаимоотношений, опыта творческой деятельности и взаимодействия в этой сфере.

Содержательную и общую направленность тактики формирования физической культуры студента в высшей школе определяют системный, культурологический, аксиологический, акмеологический, антропологический и компетентностный подходы.

Системный подход обеспечивает определение структурно-функциональных связей целостного педагогического процесса по физической культуре как совокупности систем ценностей образования и ценностей студента. Их органичное взаимосвязанное движение, направляемое целью, порождает педагогический процесс как динамическую систему. Только целостная система взаимосвязанных подсистем преподавания и учения, воспитания и самовоспитания проявляет свою эффективность в полном объеме, обеспечивает переход от развития к саморазвитию. Для формирования физической культуры студента правомерно ее рассмотрение как системного образования, включающего в себя ряд структурнофункциональных компонентов (ценностных отношений и видов деятельности), имеющих собственную организацию, избирательно взаимодействующих с окружающей средой и обладающих в единстве интегративным свойством целого, не сводимого к свойствам отдельных частей. Ценностные отношения личности в физической культуре имеют в своей основе динамическую (функциональную) систему, они целостны, причинно обусловлены, их компоненты связаны между собой, а функционирование подчиняется иерархическому принципу, связи между компонентами подвижны, и каждый из них в определенных условиях деятельности может проявиться как ведущий. Определение структуры и уровня развития физической культуры личности, ценностных отношений в ней, систематизация и классифицирование теоретического изложения и практического эксперимента исследования невозможно без применения системного подхода. Он ориентирует на выделение в педагогическом процессе, прежде всего, интегративных инвариантных системообразующих связей и отношений; изучение и формирование того, что в системе является устойчивым, а

что переменным, что главным, а что второстепенным. Системный подход дает возможность сформировать образцовую нормативную модель педагогического процесса формирования ценностных отношений студентов в физической культуре с целью применения ее на практике и возможностью разработать соответствующие рекомендации для ее использования. Педагогический процесс обеспечивает подсистема педагогической технологии, объединяющая взаимосвязанные педагогические задачи, методологические принципы, содержание образования, формы, средства и методы педагогической деятельности. Системе свойственна функция обратной связи, которую в образовательном процессе по физической культуре выполняет стандартизированная процедура оценки и самооценки.

Культурологический подход на общенаучном уровне методологии предполагает использование феномена культуры для проектирования содержания и процесса образования по физической культуре. В.А. Сластенин отмечает, что культурологический подход к организации образовательного процесса предполагает создание в образовательном пространстве различных сред, составляющих в совокупности единое культурнообразовательное пространство, в котором осуществляется культурное развитие личности, приобретение опыта культурного поведения, происходит культурная самоидентификация и самореализация творческих способностей [5]. Культурологический подход задает социальногуманистическую программу и предопределяет направленность того или иного вида деятельности, ее ценностных оснований, результатов. Он отражает культурную преемственность накопленного человечеством опыта и его динамику, обеспечиваемую творческими инновациями, равнозначность изучения и использования учений прошлого и новых открытий. Творчество порождает и формирует культуру. Ее освоение следует понимать как проблему становления творческой личности.

Физическая культура, как важная составляющая общей культуры, интегрируя биологическое и социальное содержание, выполняет духовно и физически развивающую, человекотворческую функцию. Ядро физической культуры социума составляют сложившиеся в ней цели и ценности, способы их восприятия и достижения. Но, выступая как всеобщее явление, она воспринимается, осваивается и воспроизводится каждым студентом индивидуально, обусловливая становление его физической культуры. Образование при этом рассматривается как форма, способ и средство саморазвития физической культуры, ценности которой, ставшие достоянием студента, помогают ему обрести ее личностные смыслы. Культурологический подход направляет на воспроизводство специалиста, обладающего ценностными отношениями физической культуры, творчески реализующего ее многообразные формы, средства и методы в жизнедеятельности. В процессе образования освоение ценностей физической культуры личностью не происходит автоматически, необходимо целенаправленно приобщать к ним студентов с использованием научно обоснованных педагогических условий воспитания и образования, учитывающих формы, методы, направления и механизмы развития культуры личности. Стратегия развития ценностных отношений в физической культуре строится на основе логики развертывания субъектности студента в овладении ее ценностями, нацелена на раскрытие его творческого потенциала посредством смыслопоисковой и диалогичной направленности образовательного процесса. Культурологический подход в преподавании физической культуры предполагает создание условий для целостного духовно-телесного развития студента, деятельнотворческого освоения не только специальных, но и общекультурных ценностей содержания образования в этой сфере. В свете этого подхода в образовательном процессе применяются личностно-ориентированные педагогические технологии, культурные критерии оценки и самооценки уровня сформированности ценностных отношений студента в физической культуре (индифферентный, слабо заинтересованный, деятельный, деятельно-творческий), которые характеризуются разной степенью развертывания субъектности в процессе овладения ее ценностями. Культурологический подход обеспечивает целостность образовательного процесса в единстве его функционального, ценностного, деятельностного и результативного аспектов.

Аксиологический подход обеспечивает понимание образования как процесса передачи ценностного опыта социума личности, формирование у нее ценностных отношений. Образование как базовая ценность, определяющая профессиональный и социальный успех будущего специалиста, ставит сложные задачи воспитания у него ценностных отношений к себе, своему совершенствованию, людям, профессиональной деятельности, культуре, окружающей среде. Ценностные подходы в образовании отражают значимость формирования ценностного сознания человека, согласованности индивидуальных и общественных ценностей, ценностей свободы и долженствования.

Аксиологический подход в образовательном процессе по физической культуре ориентирует на приоритетность ценностно-смысловой, мотивационной сферы личности и гарантирует такую его организацию, которая обеспечивает становление и развитие ценностных отношений студента в этой сфере. Только воспринятые, усвоенные, переработанные внешние влияния могут обеспечить активность студента в качественном преобразовании своей индивидуальности. Для эффективного воздействия на сознание в нужном направлении необходимо иметь представление о личностных ценностях и смыслах, присущих студенту, уровне развития его физической культуры, понимать и эффективно использовать свойства ценностей и психолого-педагогический механизм их интериоризации. Важнейшей задачей настоящего исследования является обоснование педагогических условий перехода образовательных ценностей физической культуры в личностные. Интернализация связана с активизацией ценностных структур самосознания студента, его способностей к ценностно-ориентированной преобразовательной деятельности в этой сфере. Указанный подход задает ориентиры, качественные характеристики образовательного процесса, раскрывает механизмы взаимодействия и взаимопроникновения ценностей образования и личности, предопределяет конкретные теоретические и практические результаты исследования. Он структурирует и пронизывает все стороны образовательного процесса, направляет его на реализацию функциональных возможностей ценностей в формировании физической культуры студента.

Входящий в аксиологический герменевтический подход (В. Дильтей, Х.Г. Гадамер, П. Рикер и др.) рассматривает познание не как акт логического освоения, объяснения предмета познания, а как понимание, проникновение во внутренний мир познающего субъекта, диалога с ним. Такое познание сопряжено с осознанием преподавателем физической культуры своей деятельности как глубоко человековедческой и мотивированной на постижение интересов и запросов личности каждого студента, создание в образовательном процессе условий для ее саморазвития. С.Н. Климов пишет, что герменевтический подход требует от педагога: умений видеть окружающий мир глазами воспитуемого, поставить себя на его место исходя из особенностей динамично меняющейся социокультурной реальности; объективности в отношении личности воспитуемого, непривнесенности субъективных ситуативных переживаний, личных проблем в процесс понимания воспитанника; умения абстрагироваться от негативных установок в отношении личности воспитуемого, уходить от деления молодых людей на положительных и отрицательных участников воспитательного процесса; учиться воспринимать воспитуемых такими, как они есть [6]. Указанный подход ориентирует на осмысление сущности, сути, значения становления и развития физической культуры личности во всех ее проявлениях, постижение ее содержания, целей, разумных оснований. Необходимо, чтобы студенты понимали, для чего они овладевают знаниями, умениями, отношениями физической культуры, развивали способности, умения проникать в смысл явлений в этой сфере, реконструировать, актуализировать и обогащать свой жизненный опыт за счет преломления нового опыта и смыслов через свою систему ценностей. Важнейшая задача преподавателя состоит в том, чтобы расширить границы «смыслового поля» их деятельности, субъектности и взаимодействия в этой сфере. Обмену личностными смыслами между педагогом и студентами способствует диалогичность и персонализация общения, информирование, разъяснение, педагогическая поддержка, совместная постановка и решение проблемных задач. С герменевтикой сопряжена

методологическая рефлексия, которая обеспечивает высокую вероятность понимания педагогической стратегии на основе умений увидеть целостность и причинно-следственные связи событий путем рефлексирования собственного профессионального и жизненного опыта в контексте прошлых, настоящих и будущих представлений, самооценки этой стратегии с позиций внешнего эксперта.

Значительное влияние на тактику формирования физической культуры студента оказывает феноменологическое направление аксиологического подхода (Э. Гуссерль, Р Ингарден, Г. Шлет и др.), акцентирующее внимание на внутреннем мире личности в процессе обучения. Оно ориентирует на учет в образовательном процессе переживаний, чувств, настроения, эмоций, субъективных аспектов опыта деятельности и взаимодействия студента в сфере физической культуры. Благодаря выслушиванию с пониманием его предшествующего опыта, личных историй, событий, педагог находит общие смыслы, формирует основания для диалога. В беседах, диалоге, неформальном общении выявляются имеющиеся и приобретаемые студентом в деятельности в сфере физической культуры личностные качества, психоэмоциональные, межличностные, эстетические, мышечные переживания и ощущения. Феноменология направляет на развитие у студентов в образовательном процессе по физической культуре самопознания, сознательной рефлексии своего субъективного опыта, адекватной самооценки, качеств субъектности.

С аксиологическим связан нормативно-оценочный подход, который предполагает сравнение результата формирования физической культуры студента в высшей школе с неким эталоном, к которому необходимо стремиться. В качестве такого эталона в гуманитарных науках В.Ф. Курловым [7] предложены: нормы - идеалы (в нашем исследовании - деятельнотворческий уровень сформированности ценностных отношений студента в физической культуре); конвенциальные нормы, допускающие возможность отклонения от идеала и являющиеся результатом соглашения ученых (образовательные стандарты о достаточном уровне сформированности физической культуры студента); ситуативные нормы, отражающие границы нормальности системы с учетом реально сложившихся социальных, экономических и интеллектуальных возможностей по достижению идеала (уровень физической культуры студента, соотнесенный с материальной базой и организационнопедагогическими условиями проведения занятий, отношением к физической культуре в окружающем его социуме, уровнем его социальной зрелости и развития группы и т.д.). Указанный подход направляет на дифференциацию уровней сформированности физической культуры студента при определении результативности образовательного процесса.

Для обоснования формирования физической культуры студента необходим содержательный анализ всех ценностных аспектов педагогического процесса.

Акмеологический подход направляет на создание в образовательном процессе оптимальных условий, обеспечивающих самовыражение, самоутверждение студента, проявление его способностей. Он предполагает воспитание физической культуры в самом широком ее понимании, как совершенствование тела, души и духа и включает в себя совокупность принципов, приемов и методов, обеспечивающих активное саморазвитие и самосовершенствование студента в ней. Акмеологическая направленность в самоутверждении личности в физической культуре проявляется в ее стремлении к физическому совершенству, а также в высших достижениях в спорте, выявляющих наиболее полно сущность природы человека, его способности к преодолению. Важной задачей в образовательном процессе является направить студента на поиск оптимальных путей развертывания потенциальных возможностей и развития необходимых качеств посредством видов деятельности в сфере физической культуры. Это предполагает создание педагогических условий для реализации субъектности, самоформирования и самокоррекции мотивов и ценностных ориентаций, самоопределения в этой сфере, раскрытие смысловых и структурно-содержательных характеристик физической культуры в ее акмеологическом контексте. Акмеологические приемы и технологии (личностно-ориентированные, развивающего обучения, метод проектов, тренинговые, игровые и др.) направлены на

приоритетность развития познавательных мотивов в образовательном процессе, чтобы обучение, творческое переосмысление действительности становилось внутренней потребностью студента. Эти методы помогают сформировать и закрепить в самосознании будущего специалиста востребованную необходимость в самовоспитании и саморазвитии в сфере физической культуры для самореализации и самоактуализации его личностного и профессионального «Я». Акмеологический подход нацеливает на достижение студентом деятельно-творческого уровня развития физической культуры, обеспечивающего эффективность и стабильность управления своим здоровьем и личностным развитием на протяжении всей жизни для достижения успеха в профессиональной деятельности, жизнедеятельности. В рамках этого подхода важнейшей задачей является разработка методического инструментария, помогающего организовать условия для актуализации творческого потенциала студента, повышения у него мотивации к образованию в сфере физической культуры с учетом главных детерминант - внутренних побудительных причин, влияния объективных и субъективных условий и факторов. Указанный подход ориентирует образовательный процесс по физической культуре на актуализацию и формирование у студента: ответственной и мотивированной позиции к самообразованию и личностному развитию в сфере физической культуры; компетенций физической культуры, активно присваиваемых и реализуемых в учебном процессе и жизнедеятельности; творческого мышления; потребности в постоянном самосовершенствовании, построении здорового стиля жизни, выявлении и саморазвитии личностных качеств, необходимых для успешной самореализации в профессиональной и других сферах жизнедеятельности; умений рефлексировать и рассматривать явления (свое здоровье, стиль жизни, деятельность в сфере физической культуры, уровень активности в саморазвитии и др.) в жизненной перспективе, с позиций своего предназначения.

Антропологический подход объединяет принципы природо- и культуросообразности в формировании физической культуры студента. Указанный подход к образованию по физической культуре выводит ее на уровень практического человекознания, а системное антропологическое знание выполняет системообразующую функцию в содержании образования [8]. Специфической особенностью образования по физической культуре является одновременная направленность на общекультурное и психофизическое совершенствование личности - ее духовно-нравственное, социальное, интеллектуальное, эстетическое, физическое развитие. Неделимость духовной и биологической природы человека определяет необходимость применения в педагогическом исследовании гуманитарных и естественнонаучных знаний. Синтез этих знаний направляет на всесторонность, полноту и объективность исследования, обеспечивает понимание целостности человеческой природы, взаимовлияния духовной, психической и физической сфер личности на ее поведение и развитие, познание студентом своей «самости» (потребностей, мотивов, телесности, личностных качеств и др.). Антропологизм ориентирует образовательный процесс на самопознание студентом своей духовно-телесной сущности, ее целостное саморазвитие исходя из личностных и психофизических свойств и особенностей.

Компетентностный подход нацеливает на формирование у студента компетенций физической культуры, развитие важных для профессии и жизнедеятельности качеств. Методологическая эффективность категории «компетентность», по мнению некоторых ученых, связана с тем, что она шире понятия «знание» и «включает в себя не только когнитивную и операциональную - технологические составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую» [9; 10 и др.].

Компетентностный подход к определению целей образования по физической культуре в высшей школе означает открытие студентами возможностей, которые они могут приобрести в результате образованности в этой сфере. Он вырабатывает новое отношение к физической культуре как объединяющей многие виды деятельности, лежащие в основе гармоничного развития личности, ее самореализации. Осознанное целенаправленное развитие и саморазвитие в образовательном процессе по физической культуре

профессионально и социально значимых деятельно-практических качеств (находить, интерпретировать, анализировать, разрабатывать, принимать решения, организовывать, осуществлять, преобразовывать, интегрировать, контролировать, сотрудничать и др.) стратегически формирует профессиональную «Я-концепцию» студента, которая позволит ему наиболее полно реализовать себя по окончании вуза. Этот подход ориентирует организацию учебного процесса на овладение студентом оперативным и творческим опытом использования знаний, умений и навыков физической культуры как способов решения актуальных проблем различной сложности, связанных с управлением телесностью, здоровьем и работоспособностью в изменяющихся условиях жизнедеятельности и общения.

Компетентность в сфере физической культуры включает достижение будущим специалистом психофизической и функциональной подготовленности, соответствующей требованиям жизнедеятельности, профессии, сохранения здоровья, его адекватную позитивную самооценку субъектности деятельности в этой сфере (результативности саморазвития, общения и взаимодействия). Она отражает качество подготовки выпускника вуза, определенный системообразующий результат целостного образовательного процесса.

В заключение заметим, что формирование физической культуры студента в высшей школе в настоящее время сопровождается рядом проблем. Их разрешение требует комплексных мер, включающих переход от традиционной дисциплинарной парадигмы к гуманизации и гуманитаризации образования в этой сфере. Для этого требуется соответствующее методологическое обеспечение, обоснование ценностных оснований образовательного процесса. Взаимодополняющее единство рассмотренных выше на философском и общенаучном уровне методологии подходов позволяет организовать личностно-ориентированный, личностно-развивающий образовательный процесс по физической культуре, создать в нем условия для перехода ценностей содержания образования в ценностные отношения студента.

Примечания:

1. Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А. Методология и методы психолого-педа-гогических исследований: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2008. 320 с.

2. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2008. 400 с.

3. Философия: энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. М.: Гардарики, 2006. 1072 с.

4. Виленский М.Я., Черняев В.В. Концептуальные основы проектирования и конструирования гуманитарно-ориентированного содержания образования по физической культуре в вузе: монография. М.: ГНО «Прометей» МПГУ, 2004. 306 с.

5. Сластенин В.А. Педагог как субъект в инновационной деятельности // Кадровые ресурсы инновационного развития образовательной системы: материалы I Всерос. пед. конгресса. Ч. 1. М.: МАНПО, 2007. С. 5-14

6. Климов С.Н. Методологическая культура воспитательной деятельности // Педагогическое образование и наука. 2009. № 5. С. 11-14

7. Курлов В.Ф. Поиск нормативно-оценочных аргументов при проведении исследования в школе // Методология и методика педагогического исследования. СПб., 2000. С. 68-73.

8. Виленский М.Я., Масалова О.Ю. Культурологические основания личностно-ориентированного образования по физической культуре в высшей школе // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2011. Вып. 2. С. 230-233

9. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический подход) // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 21-26.

10. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. М.: ИНЭК, 2007. С. 1220.

1. Borytko N.M., Molozhavenko A.V., Solovtsova I.A. Methodology and methods of psychological and pedagogical researches: a manual for the students of higher schools. M.: Academia, 2008. 320 pp.

2. Krayevsky V.V., Berezhnova E.V. Methodology of Pedagogy: a new stage: a manual for the students of higher schools. M.: Academia, 2008. 400 pp.

3. Philosophy: an encyclopedic dictionary / ed. by A.A. Ivin. M.: Gardariki, 2006. 1072 pp.

4. Vilensky M.Ya., Tchernyaev V.V. Conceptual foundations of projecting and designing of the humanitarian-focused content of physical culture education at higher schools: a monograph. M.: MPGU GNO «Prometheus», 2004. 306 pp.

5. Slastenin V.A. A teacher as a subject in innovative activity // Personnel resources of innovative development of educational system: materials of the I All-Russian ped. congress. Part 1. M.: MANPO, 2007. P. 5-14.

6. Klimov S.N. Methodological culture of educational activity // Pedagogical education and science. 2009. No. 5. P. 11-14

7. Kurlov V.F. The search of standard and evaluative arguments while carrying out a research at school // Methodology and technique of pedagogical research. SPb., 2000. P. 68-73.

8. Vilensky M.Ya., Masalova O.Yu. The culturological foundations of the personality-focused physical culture education at higher school // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology». 2011. Issue 2. P. 230-233

9. Zimnyaya I.A. A competence approach. What is its role in the system of modern approaches to education problems? (theoretic and methodological approach) // Higher education today. 2006. No. 8. P. 2126.

10. Khutorskoy A.V. Definition of the general content and key competences as the characteristic of a new approach to the designing of educational standards // Competences in education: experience of designing: coll. of scient. proceedings / ed. by A.V. Khutorskoy. M.: INEK, 2007. P. 12-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.