КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА-ИССЛЕДОВАТЕЛЯ
Бережнова Е.В.
Ключевые слова: культура педагога, вехи культуры, профессиональная педагогическая культура, методологическая культура, ценностные ориентации ученого
Известно, что культура выступает особой подсистемой общества, но она пронизывает все без исключения состояния социальной жизни, и нет ни одного социального феномена, который был бы изолирован от влияния культуры, не нес бы на себе печати ее воздействия.
Разговор о какой-либо конкретной культуре всегда сложен, поскольку он начинается с определения понятия «культура», что является одной из ключевых проблем современного гуманитарного знания.
В настоящее время это понятие имеет несколько сотен определений, что существенно затрудняет разговор. Не останавливаясь на анализе конкретных определений культуры, обратимся к основным вехам понимания культуры, которые В.С. Степин выстраивает в исторической последовательности.
Первая веха - это понимание культуры как всего созданного человеком. С ним была связана формулировка оппозиции: культура - натура.
Вторая веха была связана с постановкой проблемы соотношения культуры и деятельности, поскольку созданное человеком есть продукт его деятельности. В этом подходе постепенно возникло рассмотрение культуры как способа регуляции деятельно-
сти.
Третья веха ознаменовалась тем, что культура была интерпретирована как сложноорганизованная система надбиологических программ
человеческой жизнедеятельности.
Эти программы представлены многообразием знаний, предписаний, норм, навыков, идеалов, образцов деятельности и поведения, идей, верований, целей, ценностных ориентаций и так далее [3, с. 90].
Отмечается, что в своей совокупности и исторической динамике эти программы образуют накапливаемый и постоянно развивающийся социальный опыт, который очерчивает основные контуры системы современных представлений (общей картины) культуры.
В рамках общей культуры мы выделяем педагогическую. Она может быть присуща обществу (педагогическая культура общества), и тем, кто воспитывает своих детей (педагогическая культура родителей), но нас интересует педагогическая культура профессионалов. В одном из словарей дано следующее определение: «Профессионал - человек, избравший какое-либо занятие своей профессией; специалист своего дела» [7, с. 498].
Профессиональная педагогическая культура состоит из многих состав-
9
1/2013
ВЕСТНИК«еРЛЕУ»-Ш
ляющих (например, дидактическая культура, коммуникативная культура, эстетическая культура, духовная культура и другие), одной из которых является и методологическая культура.
Именно формированию методологической культуры, на наш взгляд, следует уделять особое внимание, поскольку она является системообразующим компонентом профессиональной культуры, который способствует более полному проявлению и других ее составляющих, результатом чего становится педагогическое творчество.
Следует различать методологическую культуру учителя-практика и преподавателя - исследователя. Главным отличительным признаком является то, что преподаватель-10 исследователь производит педагогические знания, а учитель-практик их использует (См. 1).
Следует оговориться, что порой учителя ведут исследовательскую научную деятельность, но это не является для них обязательным, и занимается такой работой небольшая группа. Большая часть педагогов-исследователей являются еще и преподавателями ВУЗов. Их деятельность шире, чем деятельность учителей, так как осуществляется в теоретической (исследовательской) и практической форме.
Кроме различий существует и нечто общее, свойственное обоим видам деятельности. Общим и для учителя-практика и преподавателя-исследователя является решение интеллектуальных задач в области педагогики.
В Е СТ Н И К«6РЛЕУ»-К8Т_
Для решения таких задач необходимы одинаковые умения, такие как:
- видеть проблему и соотносить с ней фактический материал;
выразить проблему в конкретной педагогической задаче;
- выдвинуть гипотезу и осуществить мысленный эксперимент: «если бы...»;
- ясно видеть несколько возможных путей решения проблемной задачи и мысленно выбрать оптимальный;
- распределить решение на «шаги» в определенной последовательности;
- анализировать процесс и результаты решения задачи.
Формирование умений,
необходимых учителю-практику и преподавателю-исследователю, будет не только способствовать первому в повышении эффективности его практической деятельности, но и послужит в дальнейшем той основой, которая позволит (при желании и специальной подготовке) осуществлять теоретическую (исследовательскую) деятельность в области педагогики.
В психологии существует представление о том, что неосознанное исследование в форме спонтанного реагирования на проблемную ситуацию, исследовательской активности, свойственно любому человеку.
Спорадическое исследование сопровождает жизнь человека на протяжении всей его жизни, независимо от способностей и социального статуса, являясь средством освоения действительности и взаимодействия с ней. Исследование - базовое, универсальное стремление к
1/2013
познаниюокру-жающего мира, других, самого себя. Исследовательское поведение проявляется спонтанно; его запуск определяется во многом внешними стимулами [5].
Следует заметить, что мы рассматриваем исследовательскую деятельность как специально организованную деятельность, осуществляемую в соответствии с культурными нормами. Успешная деятельность педагога-исследователя во многом зависит от его позиции, в которой находит отражение культура в виде ценностных ориентаций.
Общему вектору эволюции научного познания, переходящего к постне-классическому этапу ее развития, в педагогике соответствует внимание к человеку и к другим наукам о человеке, в первую очередь антропологии, отход от жестких рационально-логических, формализованных схем. Возникает потребность в разработке гуманитарных аспектов методологии педагогики, а в решении проблем педагогической науки приобретает первостепенное значение позиция педагога-исследователя. (См. 2).
В связи с этим на первое место выходят ценностные ориентации субъекта исследования - учёного. Ценности являются элементами его общей и методологической культуры и проявляются на разных этапах научной работы.
Так, на этапе проектирования происходит определение основных компонентов исследования, среди которых - проблема и тема.
Выбор проблемы из множества других, обоснование актуальности темы определяются наряду с объективно су-1/2013_
ществующими научными проблемами и практическими задачами, также и событиями жизни, фактами науки, личностно значимыми для исследователя, являющимися частью его личной культуры.
На этапе осуществления научной работы культура исследователя проявляется:
- в способах описаний педагогических ситуаций и в их оценке;
- в построении теоретической модели объекта, то есть выделении главных, важных компонентов; определении идеалов, достижение которых считается предпочтительным;
- в выборе научных парадигм и исследовательских традиций, в рамках которых будет осуществляться научная деятельность;
- в характере перехода от объекта ц изучения к его преобразованию;
- в построении нормативной модели объекта, определение того, какими должны быть шаги для достижения определенных идеалов;
- в обосновании нормативной модели, которое может быть осуществлено разными приемами.
На этапе получения нового знания эмоционально-ценностная составляющая культуры исследователя проявляется, прежде всего, в ответственности за последствия его использования в педагогической практике.
Возникает вопрос, какие ценности и связи между ними составляют позицию педагога-ученого? Не претендуя на полный перечень ценностей, попробуем представить краткий обзор главных из них, на наш взгляд системообразующих, которые могут стать основой _ВЕСТНИК «6РЛ ЕУ» ■ КБТ
дальнейшего исследования в контексте современных направлений научного познания в сфере образования.
Обосновывая гуманизм как ценность В.М. Розин пишет: «.важно не только то, о чем гуманитарное знание говорит, но и то, куда оно нас ведет, возникают ли событие, реальность для нас и какие, освобождает ли автор место для нашей жизни, развития, роста, помогает ли всему этому». Автор утверждает дополнительность знания личной жизни исследователя в хорошем гуманитарном познании: «Именно в контексте личной жизни научное знание выступает как гуманитарное» [6; с. 72].
Гуманитарно-ориентированный человек понимает духовную природу этих образований, к которым нельзя 12 подходить с мерками технической культуры. «Для него все это - живые субъекты, их важно понять, услышать, с ними можно говорить (отсюда и роль языка), но ими нельзя манипулировать, их нельзя превращать в средства» [6; с. 73].
Это особенно актуально сегодня, когда появляется много агрессивных, опасныхтехнологийманипулирования человеком. Это не только технологии, порождаемые естествознанием,
но и социальные и гуманитарные технологии. Число таких технологий все возрастает, и они создают угрозы для существования, для свободы человека.
Значение культуры в этом процессе можно выразить простыми словами: зачем культура? Чтобы человек уцелел и другим помог уцелеть.
Нормы и идеалы познания. На В Е СТ Н И К«6РЛЕУ»-К8Т_
разных этапах развития науки исследования ведутся определенным, соотносящимся с характеристиками данного этапа, образом. Л.А. Микешина отмечает, что «именно идеалы и нормы определяют для ученых образцы теории, метода, факта, доказанности, обоснованности, аргументированности знания,
наконец, способы организации знания и деятельности» [4, с.165]. Нормы и идеалы институционализируются и затем транслируются в познавательной деятельности через коммуникации и благодаря ним.
В настоящее время изменение идеала ценностно-нейтрального исследования, по отношению к изучению сложных объектов, в которые включен человек, является важным шагом в развитии науки. Это не влечет за собой отмену прежних норм познания, но требует их уточнения с учетом ценностных ориентаций ученого. Важно, чтобы эти изменения и уточнения стали личностным достоянием молодых ученых.
Ценности научного сообщества. Общепризнанные и стандартизированные нормы и правила научной деятельности, форма и характер отношений в профессиональной группе (парадигма, научно-исследовательская программа,
образцы, традиции, способ коммуникации, нормы поведения в этом сообществе).
Ценности ученого. Отношение эмоционально окрашенное,
проявляющееся в интересах, установках, предпочтениях. Оно обусловлено мировоззрением, этикой, эстетикой
1/2013
определенной исторической эпохи, господствующей в эту эпоху парадигмой науки, что способствует выбору методологических нормативов.
В то же время нельзя забывать, что вариативность перечисленных обстоятельств ограничена
инвариантностью набора ценностей, накопленных человечеством в его трудном восхождении к высотам культуры.
Свобода. Разговор о субъекте не может быть сведен к его психологическим характеристикам. Важно, что субъект в процессе исследования может проявлять дополнительные свойства - ценности и свободы: «Ценности, существуя независимо от их реализации/ нереализации, не принуждают субъекта, но лишь предъявляют требования, оставляя ему свободу действия, и «момент свободы и момент несения нравственных ценностей», в которых предпосылкой является «долженствование идеального бытия ценностей», образуют единую основу личности» [4; с. 78].
Именно последнее суждение и составляет сущность перехода объективно существующих ценностей
в форму субъективного отношения, которое и выступает как позиция педагога - ученого. Эта позиция будет целостной, а, следовательно, определяющей непротиворечивость и последовательность поведения ученого в науке и жизни, если принятие им этих ценностей будет свободным, неформальным и не подверженным колебаниям под влиянием внешних обстоятельств.
Можно гораздо короче выразить ту же мысль: если его свободный выбор будет нравственным. Вербальные упражнения в риторике по поводу моралиигуманизмабезподтверждения собственным поведением ничего не стоят. Таким образом, «стержнем стержня» позиции ученого, в конечном счете, оказывается то, что И. Кант называл «нравственным законом во 13 мне» и непосредственно связывал с сознанием своего существования.
Таким образом, ценностные ориентации ученого - как проявление его культуры - характеризуются единством нравственной, профессиональной и гражданской позиции и выступают как объективное и субъективное условие его состоятельности во всех сферах жизни.
Литература:
1. Бережнова Е.В. Позиция педагога - ученого и ее отражение в понятийно-терминологическом аппарате педагогики //Язык педагогики в контексте современного научного знания: Материалы Всероссийского методологического
семинара. - Волгоград - Краснодар -М., 2008.
2. Культурология как наука: за и против: круглый стол. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2009. (Дискуссионный клуб Университета. Вып. 18).
3. Микешина Л.А. Эпистемология
1/2013
ВЕСТНИК«еРЛЕУ»-Ш