Научная статья на тему 'Культура педагога-исследователя'

Культура педагога-исследователя Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
549
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА / ВЕХИ КУЛЬТУРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ УЧЕНОГО

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Бережнова Е.В.

Известно, что культура выступает особой подсистемой общества, но она пронизывает все без исключения состояния социальной жизни, и нет ни одного социального феномена, который был бы изолирован от влияния культуры, не нес бы на себе печати ее воздействия.Мақалада педагог-зерттеуші мәдинетіне тоқталуда ғалымның құнды бағытының бір қыры оның адамгершілік, кәсіптік, азаматтық мәдениетіне қатыстылығын атап өткен.In the article there are philosophical arguments of the scientist on «culture», its social development and opportunities of teachers' research culture formation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культура педагога-исследователя»

КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА-ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

Бережнова Е.В.

Ключевые слова: культура педагога, вехи культуры, профессиональная педагогическая культура, методологическая культура, ценностные ориентации ученого

Известно, что культура выступает особой подсистемой общества, но она пронизывает все без исключения состояния социальной жизни, и нет ни одного социального феномена, который был бы изолирован от влияния культуры, не нес бы на себе печати ее воздействия.

Разговор о какой-либо конкретной культуре всегда сложен, поскольку он начинается с определения понятия «культура», что является одной из ключевых проблем современного гуманитарного знания.

В настоящее время это понятие имеет несколько сотен определений, что существенно затрудняет разговор. Не останавливаясь на анализе конкретных определений культуры, обратимся к основным вехам понимания культуры, которые В.С. Степин выстраивает в исторической последовательности.

Первая веха - это понимание культуры как всего созданного человеком. С ним была связана формулировка оппозиции: культура - натура.

Вторая веха была связана с постановкой проблемы соотношения культуры и деятельности, поскольку созданное человеком есть продукт его деятельности. В этом подходе постепенно возникло рассмотрение культуры как способа регуляции деятельно-

сти.

Третья веха ознаменовалась тем, что культура была интерпретирована как сложноорганизованная система надбиологических программ

человеческой жизнедеятельности.

Эти программы представлены многообразием знаний, предписаний, норм, навыков, идеалов, образцов деятельности и поведения, идей, верований, целей, ценностных ориентаций и так далее [3, с. 90].

Отмечается, что в своей совокупности и исторической динамике эти программы образуют накапливаемый и постоянно развивающийся социальный опыт, который очерчивает основные контуры системы современных представлений (общей картины) культуры.

В рамках общей культуры мы выделяем педагогическую. Она может быть присуща обществу (педагогическая культура общества), и тем, кто воспитывает своих детей (педагогическая культура родителей), но нас интересует педагогическая культура профессионалов. В одном из словарей дано следующее определение: «Профессионал - человек, избравший какое-либо занятие своей профессией; специалист своего дела» [7, с. 498].

Профессиональная педагогическая культура состоит из многих состав-

9

1/2013

ВЕСТНИК«еРЛЕУ»-Ш

ляющих (например, дидактическая культура, коммуникативная культура, эстетическая культура, духовная культура и другие), одной из которых является и методологическая культура.

Именно формированию методологической культуры, на наш взгляд, следует уделять особое внимание, поскольку она является системообразующим компонентом профессиональной культуры, который способствует более полному проявлению и других ее составляющих, результатом чего становится педагогическое творчество.

Следует различать методологическую культуру учителя-практика и преподавателя - исследователя. Главным отличительным признаком является то, что преподаватель-10 исследователь производит педагогические знания, а учитель-практик их использует (См. 1).

Следует оговориться, что порой учителя ведут исследовательскую научную деятельность, но это не является для них обязательным, и занимается такой работой небольшая группа. Большая часть педагогов-исследователей являются еще и преподавателями ВУЗов. Их деятельность шире, чем деятельность учителей, так как осуществляется в теоретической (исследовательской) и практической форме.

Кроме различий существует и нечто общее, свойственное обоим видам деятельности. Общим и для учителя-практика и преподавателя-исследователя является решение интеллектуальных задач в области педагогики.

В Е СТ Н И К«6РЛЕУ»-К8Т_

Для решения таких задач необходимы одинаковые умения, такие как:

- видеть проблему и соотносить с ней фактический материал;

выразить проблему в конкретной педагогической задаче;

- выдвинуть гипотезу и осуществить мысленный эксперимент: «если бы...»;

- ясно видеть несколько возможных путей решения проблемной задачи и мысленно выбрать оптимальный;

- распределить решение на «шаги» в определенной последовательности;

- анализировать процесс и результаты решения задачи.

Формирование умений,

необходимых учителю-практику и преподавателю-исследователю, будет не только способствовать первому в повышении эффективности его практической деятельности, но и послужит в дальнейшем той основой, которая позволит (при желании и специальной подготовке) осуществлять теоретическую (исследовательскую) деятельность в области педагогики.

В психологии существует представление о том, что неосознанное исследование в форме спонтанного реагирования на проблемную ситуацию, исследовательской активности, свойственно любому человеку.

Спорадическое исследование сопровождает жизнь человека на протяжении всей его жизни, независимо от способностей и социального статуса, являясь средством освоения действительности и взаимодействия с ней. Исследование - базовое, универсальное стремление к

1/2013

познаниюокру-жающего мира, других, самого себя. Исследовательское поведение проявляется спонтанно; его запуск определяется во многом внешними стимулами [5].

Следует заметить, что мы рассматриваем исследовательскую деятельность как специально организованную деятельность, осуществляемую в соответствии с культурными нормами. Успешная деятельность педагога-исследователя во многом зависит от его позиции, в которой находит отражение культура в виде ценностных ориентаций.

Общему вектору эволюции научного познания, переходящего к постне-классическому этапу ее развития, в педагогике соответствует внимание к человеку и к другим наукам о человеке, в первую очередь антропологии, отход от жестких рационально-логических, формализованных схем. Возникает потребность в разработке гуманитарных аспектов методологии педагогики, а в решении проблем педагогической науки приобретает первостепенное значение позиция педагога-исследователя. (См. 2).

В связи с этим на первое место выходят ценностные ориентации субъекта исследования - учёного. Ценности являются элементами его общей и методологической культуры и проявляются на разных этапах научной работы.

Так, на этапе проектирования происходит определение основных компонентов исследования, среди которых - проблема и тема.

Выбор проблемы из множества других, обоснование актуальности темы определяются наряду с объективно су-1/2013_

ществующими научными проблемами и практическими задачами, также и событиями жизни, фактами науки, личностно значимыми для исследователя, являющимися частью его личной культуры.

На этапе осуществления научной работы культура исследователя проявляется:

- в способах описаний педагогических ситуаций и в их оценке;

- в построении теоретической модели объекта, то есть выделении главных, важных компонентов; определении идеалов, достижение которых считается предпочтительным;

- в выборе научных парадигм и исследовательских традиций, в рамках которых будет осуществляться научная деятельность;

- в характере перехода от объекта ц изучения к его преобразованию;

- в построении нормативной модели объекта, определение того, какими должны быть шаги для достижения определенных идеалов;

- в обосновании нормативной модели, которое может быть осуществлено разными приемами.

На этапе получения нового знания эмоционально-ценностная составляющая культуры исследователя проявляется, прежде всего, в ответственности за последствия его использования в педагогической практике.

Возникает вопрос, какие ценности и связи между ними составляют позицию педагога-ученого? Не претендуя на полный перечень ценностей, попробуем представить краткий обзор главных из них, на наш взгляд системообразующих, которые могут стать основой _ВЕСТНИК «6РЛ ЕУ» ■ КБТ

дальнейшего исследования в контексте современных направлений научного познания в сфере образования.

Обосновывая гуманизм как ценность В.М. Розин пишет: «.важно не только то, о чем гуманитарное знание говорит, но и то, куда оно нас ведет, возникают ли событие, реальность для нас и какие, освобождает ли автор место для нашей жизни, развития, роста, помогает ли всему этому». Автор утверждает дополнительность знания личной жизни исследователя в хорошем гуманитарном познании: «Именно в контексте личной жизни научное знание выступает как гуманитарное» [6; с. 72].

Гуманитарно-ориентированный человек понимает духовную природу этих образований, к которым нельзя 12 подходить с мерками технической культуры. «Для него все это - живые субъекты, их важно понять, услышать, с ними можно говорить (отсюда и роль языка), но ими нельзя манипулировать, их нельзя превращать в средства» [6; с. 73].

Это особенно актуально сегодня, когда появляется много агрессивных, опасныхтехнологийманипулирования человеком. Это не только технологии, порождаемые естествознанием,

но и социальные и гуманитарные технологии. Число таких технологий все возрастает, и они создают угрозы для существования, для свободы человека.

Значение культуры в этом процессе можно выразить простыми словами: зачем культура? Чтобы человек уцелел и другим помог уцелеть.

Нормы и идеалы познания. На В Е СТ Н И К«6РЛЕУ»-К8Т_

разных этапах развития науки исследования ведутся определенным, соотносящимся с характеристиками данного этапа, образом. Л.А. Микешина отмечает, что «именно идеалы и нормы определяют для ученых образцы теории, метода, факта, доказанности, обоснованности, аргументированности знания,

наконец, способы организации знания и деятельности» [4, с.165]. Нормы и идеалы институционализируются и затем транслируются в познавательной деятельности через коммуникации и благодаря ним.

В настоящее время изменение идеала ценностно-нейтрального исследования, по отношению к изучению сложных объектов, в которые включен человек, является важным шагом в развитии науки. Это не влечет за собой отмену прежних норм познания, но требует их уточнения с учетом ценностных ориентаций ученого. Важно, чтобы эти изменения и уточнения стали личностным достоянием молодых ученых.

Ценности научного сообщества. Общепризнанные и стандартизированные нормы и правила научной деятельности, форма и характер отношений в профессиональной группе (парадигма, научно-исследовательская программа,

образцы, традиции, способ коммуникации, нормы поведения в этом сообществе).

Ценности ученого. Отношение эмоционально окрашенное,

проявляющееся в интересах, установках, предпочтениях. Оно обусловлено мировоззрением, этикой, эстетикой

1/2013

определенной исторической эпохи, господствующей в эту эпоху парадигмой науки, что способствует выбору методологических нормативов.

В то же время нельзя забывать, что вариативность перечисленных обстоятельств ограничена

инвариантностью набора ценностей, накопленных человечеством в его трудном восхождении к высотам культуры.

Свобода. Разговор о субъекте не может быть сведен к его психологическим характеристикам. Важно, что субъект в процессе исследования может проявлять дополнительные свойства - ценности и свободы: «Ценности, существуя независимо от их реализации/ нереализации, не принуждают субъекта, но лишь предъявляют требования, оставляя ему свободу действия, и «момент свободы и момент несения нравственных ценностей», в которых предпосылкой является «долженствование идеального бытия ценностей», образуют единую основу личности» [4; с. 78].

Именно последнее суждение и составляет сущность перехода объективно существующих ценностей

в форму субъективного отношения, которое и выступает как позиция педагога - ученого. Эта позиция будет целостной, а, следовательно, определяющей непротиворечивость и последовательность поведения ученого в науке и жизни, если принятие им этих ценностей будет свободным, неформальным и не подверженным колебаниям под влиянием внешних обстоятельств.

Можно гораздо короче выразить ту же мысль: если его свободный выбор будет нравственным. Вербальные упражнения в риторике по поводу моралиигуманизмабезподтверждения собственным поведением ничего не стоят. Таким образом, «стержнем стержня» позиции ученого, в конечном счете, оказывается то, что И. Кант называл «нравственным законом во 13 мне» и непосредственно связывал с сознанием своего существования.

Таким образом, ценностные ориентации ученого - как проявление его культуры - характеризуются единством нравственной, профессиональной и гражданской позиции и выступают как объективное и субъективное условие его состоятельности во всех сферах жизни.

Литература:

1. Бережнова Е.В. Позиция педагога - ученого и ее отражение в понятийно-терминологическом аппарате педагогики //Язык педагогики в контексте современного научного знания: Материалы Всероссийского методологического

семинара. - Волгоград - Краснодар -М., 2008.

2. Культурология как наука: за и против: круглый стол. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2009. (Дискуссионный клуб Университета. Вып. 18).

3. Микешина Л.А. Эпистемология

1/2013

ВЕСТНИК«еРЛЕУ»-Ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.