Научная статья на тему 'Полиэтническое образовательная среда как фактор формирования'

Полиэтническое образовательная среда как фактор формирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
337
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ТОЛЕРАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпенкова О.Н.

Глобализация современного мира и трансформация общества привели к изменению прежних общественных отношений, противоречивым тенден-еоценку системы духовно-нравственных ценностей с позиций традиционных национальных культур. Переход к гуманизации и демократизации в жизни общества, свободомыслию и открытости границ в международных контактах создали возможности для более широкого и раннего включения подрастающих поколений в социокультурные и межэтнические процессы внутри Казахстана и за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Полиэтническое образовательная среда как фактор формирования»

щихся в учебный процесс; мотивации к познанию; обученности учащихся; способностей к проектированию; системности и цельности знаний; на 25-30% экономится учебное время. Использование даже некоторых элементов данной технологии способствует рождению внутренней мотивации к обучению, что, несомненно, является проблемой традиционной школы. Решение этих вопросов способствует раскрытию и использованию творческих возможностей по получению новой информации, возможность утвердиться, показать свои

знания, применить знания на практике, увидеть их значимость.

Требования к качественному уровню усвоению знаний постоянно растет, соответственно должно обновляться инструментальные средства дидактики. Как считают отечественные ученые, этими инструментальными средствами будут выступать педагогические технологии, которые для нас становятся способом достижения результата деятельности - сделать учащихся субъектами образовательной деятельности и профессии.

Литература.

¡.Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Академия, ¡999. - 256 с.

2.Ковжасарова, М.Р. и др. Технологи-

зация учебного процесса: Казахстанский опыт. - Алматы: Зият-пресс, 2005. - 224 с.

25

ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНИКА

Карпенкова О.Н.

Ключевые слова: полиэтническая образовательная среда, формирование личности, младший школьник, гуманистические основы, полиэтническая культура, толерантное поведение, поликультурная компетенция

Глобализация современного мира и трансформация общества привели к изменению прежних общественных отношений, противоречивым тенден-1/2013_

циям в их развитии, кризису во многих отраслях и сферах человеческой деятельности. Это вызвало переоценку системы духовно-нравственных _ВЕСТНИК «6РЛ ЕУ» ■ КвТ

ценностей с позиций традиционных национальных культур. Переход к гуманизации и демократизации в жизни общества, свободомыслию и открытости границ в международных контактах создали возможности для более широкого и раннего включения подрастающих поколений в социокультурные и межэтнические процессы внутри Казахстана и за рубежом.

Современная образовательная ситуация в Казахстане требует не только принципиально новых моделей описания культуры, но и внедрения в практику образования инновационных парадигм. В этой связи, проблема полиэтнической образовательной среды формировании личности становится особенно актуальной.[3]

Идеи поликультурного воспита-26 ния зародились в Америке в середине 1960-х годов и носили название «полиэтнического образования». В «Международном словаре по педагогике» в 1977 году была следующая формулировка «воспитание, включающее организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку» [2]. На сегодняшний день существует несколько теоретико-методических направлений:

- формирование культуры межнационального общения, воспитание толерантности, изучение этнопедаго-гического аспекта в поликультурном воспитании и, соответственно, несколько подходов к трактовке этого

понятия.

подготовка к жизни в В Е СТ Н И К«6РЛЕУ»-К8Т_

полиэтническом социуме;

- овладение культурой своего народа, формирование представлений о многообразии культур и воспитание этнотолерантности ( Палаткина Г.В.);

- формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей (Макаев В.В., Маль-кова З.А., Супрунов Л.Л.) [5]

Как видим, единого подхода к определению данного понятия не существует, разные авторы рассматривают его с различных точек зрения, и поэтому определяют как идею, концепцию, процесс или продукт образования.

Основными характеристиками полиэтнической образовательной среды, по мнению исследователей - К.Ж. Кожахметовой, К.К. Калиева, Г.Н. Волкова, являются ориентации на гуманистические ценности в развитии индивидуальности каждого обучающегося; защита прав личности на образование; обеспечение свободы выбора образовательного пути для всех обучающихся; формирование у обучающихся готовности к сохранению и воспроизводству культуры; раскрытие творческого потенциала субъектов образовательного процесса [6]

Под полиэтнической культурой мы понимаем приобщение школьников к системе высших ценностных ориента-ций, понимание основ культур своего и других народов, умение жить в полиэтнической среде.

1/2013

Цель полиэтнического образования: формирование индивида, готового к активной созидательной деятельности в современной поликультурной среде.

Гуманистическими основами полиэтнической образовательно-воспитательной среды являются:

- Идея космологического устройства мира («миропорядка», «мироустройства»), где прослеживается тесная взаимосвязь человека с живой и неживой природой, воспитание ребенка посредством приобщения к природе, к традициям почитания окружающего мира, родной природы.

- Идея воспитания «совершенного человека», т.е. человека, гармонично разносторонне развитого - цель педагогики любого народа.

Идея воспитания у ребенка

«оптимистического мироощущения» как способа мировидения, восприятия жизни. Это выражается в традициях организации радостной перспективы воспитания и жизни в целом.

- Идея традиционно доброжелательного, активизирующего отношения к ребёнку как к объекту и субъекту совместной жизни выражается в применении народных педагогических средств и методов.

ния родителей, близких, родословной, предков, родного дома - отражает специфику народной культуры, её ценностных установок.

Принципы формирования полиэтнической образовательно-воспитательной среды:

- Принцип гуманитарного мышления, согласно которому стержнем программы является человек и система его ценностных взаимоотношений с окружающим миром.

- Культурологический принцип, согласно которому отработаны знания и средства их преподнесения, обеспечивающие приобщение детей не только к общей культуре, но и к национальной.

- Принцип деятельностного подхода к формированию интереса у младших школьников к традиционной 27 народной культуре.

- Принцип создания педагогической среды, обеспечивающей как предметно - средовое, опосредованное формирование интереса к народной традиционной культуре, так и создание личностно-ориентированного стиля общения с детьми путём организации общения детей, родителей и педагогов.

Идея ценности человека как такового и его жизни отражает стремление любого народа воспитать у ребёнка необходимое чувство надёжности жизни.

- Идея «самостроительства» личности ребёнка, реализующаяся в повседневной жизни через усвоение им «этического кодекса» народа.

- Идея традиционного почита-1/2013_

Принцип взаимодействия педагогического коллектива с семьей, общественными организациями, культурно-образовательными учреждениями: музей, библиотека, школой.

- Принцип сравнительного обобщения, согласно которому, отмечая специфическое, характерное лишь для культуры одного народа, важно подчеркнуть то общее, что объединяет все этносы. [4]

_ВЕСТНИК «6РЛ ЕУ» ■ КБТ

На основе данной группы принципов разработана программа духовно-нравственного воспитания «Быть человеком», для учащихся 1-4 классов.

В полиэтнической образовательной деятельности предпочтение отдаётся формам, обеспечивающим не только проявление или актуализацию личностных качеств, но и возможность организации работы с ними. Необходима обратная связь с учащимися, которую можно организовать через диалоговые формы работы - конференции, фестивали, решение ситуаций и практические - ролевые игры, уроки-экскурсии, уроки - концерты, познавательные занятия, занятия по экологии, конкурсы и т.д.

В нашей школе большой популярностью пользуются внеклассные занятия 28 по народной педагогике: фестиваль народов (традиционно проводимый в ноябре месяце); праздник Осени (сентябрь, октябрь); конкурс «Традиции, обычаи казахского народа» (февраль); «Мисс и Мистер Наурыз» (март); молодецкие забавы «Лучшие батыры» (декабрь); семейные посиделки «Традиции моей семьи» (январь, апрель); фольклор-турне «Мудрости начало» (декабрь).

На сегодняшний день уделяется большое внимание внедрению в образовательный процесс национального компонента (язык, литература на государственном языке, история), появляются школы с государственным языком обучения (3 в нашем городе). Изучение национальных традиций, обычаев носит эпизодический характер и в основном за счёт внеклассных мероприятий. На уроках музыки эпи-ВЕСТНИК «6РЛ ЕУ» ■ КЭТ_

зодически используются песни на государственном языке и отсутствуют песни на языках народов, населяющих РК (130 национальностей), в 4 классе программа « Музыка» (автор Л.Гаук) дает возможность лучше узнать традиции, обычаи и особенности музыкального развития разных народов (украинцев, белорусов, узбеков и др.) На уроках ИЗО искусства и технологии используются возможности изучения традиционных орнаментов, культуры разных народов. На уроках технологии, совместно с преподавателем (мальчики) изготавливаются народные музыкальные инструменты казахского народа, предметы обихода и кухонной утвари с применением росписи разных народов.

В начальной школе имеются огромные возможности для реализации педагогических, психологических, этнокультурных компонентов фольклора. Младший школьный возраст является сензитивным периодом для приобретения опыта полиэтнического культурного контакта, т.к. именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие и качественное преобразование личности, формирование мотивов культурной деятельности, развитие познавательных процессов, усвоение социальных и нравственных норм. Детям этого возраста свойственна открытость, естественность, спонтанность, что служит благодатной почвой для развития полиэтнической культуры, которая есть не только форма познания окружающего мира, но и способ собственного самовыражения.

Понятия «полиэтническая культура», «толерантное поведение», «поли-

1/2013

культурная компетенция» возникли в культура являются важными компо-

процессе реформирования и переори- нентами обучения личности на всех

ентации образования на гуманисти- ступенях обучения, которые требуют

ческие ценности, такие как свобода овладения разнообразными знаниями,

каждой личности и уважение к ней, умениями и навыками, получаемыми

её культурным традициям и обычаям, в процессе изучения таких дисциплин

индивидуальное развитие. как «Этнопедагогика», «Фольклор»,

Полиэтническая компетенция и «Этнология» и др.

Литература:

1. Боровкова, Е.Е. Формирование межкультурных коммуникативных умений будущего учителя: дисс. кандидат. пед. наук. 13.00.08 -Челябинск,1994

2. Еаганова, O.K. Поликультурное образование в США: теоретические основы и содержание. // Педагогика. -2005. -№ 1.

3. Джуринский, А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития. //Педагогика.- 2002.-

№ 10.

4. Ершов, В.А. Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школы: автореф. дис. канд. пед. наук.13.00.01 - М., 2000.

5. Кутбиддинова, P.A. Полиэтническая образовательная среда ВУЗа как объект психолого-педагогического исследования //Психология и педагогика.- 2009.- № 5.

29

АНТРОПОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ ОТЕЧЕСТВЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ. ВЗГЛЯД НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ЯПОНИИ

Ткаченко A.A.

Ключевые слова: антропологический подход, культурологический подход, принципы антропоцентричности и культуросообразности, антропокуль-турная сущность образования, социальное наследование, Special Program for Central Azia, Университет г. Цукуба

Социальное значение современного образования и воспитания огромно, но оно многократно усиливается в условиях социального неблагополу-1/2013

чия, реформирования общества, переориентирования его на иную систему ценностей и идеалов. В таких условиях образование и воспитание стано-_ВЕСТНИК «6РЛ ЕУ» ■ К$Т

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.