Научная статья на тему 'Антропокультурный контекст отечественного образования. Взгляд на основе педагогического опыта Японии'

Антропокультурный контекст отечественного образования. Взгляд на основе педагогического опыта Японии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КУЛЪТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПРИНЦИПЫ АНТРОПОЦЕНТРИЧНОСТИ И КУЛЪТУРОСООБРАЗНОСТИ / АНТРОПОКУЛЪ-ТУРНАЯ СУЩНОСТЪ ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЪНОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ / SPECIAL PROGRAM FOR CENTRAL AZIA / УНИВЕРСИТЕТ ГОРОДА ЦУКУБА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткаченко А.А.

Социальное значение современного образования и воспитания огромно, но оно многократно усиливается в условиях социального неблагополучия, реформирования общества, переориентирования его на иную систему ценностей и идеалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Антропокультурный контекст отечественного образования. Взгляд на основе педагогического опыта Японии»

культурная компетенция» возникли в культура являются важными компо-

процессе реформирования и переори- нентами обучения личности на всех

ентации образования на гуманисти- ступенях обучения, которые требуют

ческие ценности, такие как свобода овладения разнообразными знаниями,

каждой личности и уважение к ней, умениями и навыками, получаемыми

её культурным традициям и обычаям, в процессе изучения таких дисциплин

индивидуальное развитие. как «Этнопедагогика», «Фольклор»,

Полиэтническая компетенция и «Этнология» и др.

Литература:

1. Боровкова, Е.Е. Формирование межкультурных коммуникативных умений будущего учителя: дисс. кандидат. пед. наук. 13.00.08 -Челябинск,1994

2. Еаганова, O.K. Поликультурное образование в США: теоретические основы и содержание. // Педагогика. -2005. -№ 1.

3. Джуринский, А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития. //Педагогика.- 2002.-

№ 10.

4. Ершов, В.А. Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школы: автореф. дис. канд. пед. наук.13.00.01 - М., 2000.

5. Кутбиддинова, P.A. Полиэтническая образовательная среда ВУЗа как объект психолого-педагогического исследования //Психология и педагогика.- 2009.- № 5.

29

АНТРОПОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ ОТЕЧЕСТВЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ. ВЗГЛЯД НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ЯПОНИИ

Ткаченко A.A.

Ключевые слова: антропологический подход, культурологический подход, принципы антропоцентричности и культуросообразности, антропокуль-турная сущность образования, социальное наследование, Special Program for Central Azia, Университет г. Цукуба

Социальное значение современного образования и воспитания огромно, но оно многократно усиливается в условиях социального неблагополу-1/2013

чия, реформирования общества, переориентирования его на иную систему ценностей и идеалов. В таких условиях образование и воспитание стано-_ВЕСТНИК «6РЛ ЕУ» ■ К$Т

вятся единственным цивилизованным путем решения социальных проблем, посредством формирования поколения, нацеленного и подготовленного к общественным преобразованиям, развитию социальной культуры.

Современное образование выступает средством трансляции культуры, овладевая которой человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к неадаптивной активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъектность и приумножать потенциал мировой цивилизации (Щедровицкий П.Г.). [1]

Современная система образования Республики Казахстан находится на этапе широкомасштабной модерни-30 зации, обусловленной стратегической политикой государства - войти в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Ключевые направлением реформы образования в РК:

- вхождение в международное образовательное пространство,

- увеличение сроков общего и профессионального образования,

формирование концепции непрерывного образования на протяжении всей жизни,

- интернационализация социально - экономической жизни и образовательного пространства,

- уравновешивание цели общественного развития и задач образования - все эти направления, изменяют подходы к организации педагогического процесса в вузе и школе; требуют сопряжения задачами всех уровней общего и профессионального В Е С Т Н И К «6РЛЕУ» ■ КЭТ_

образования, единства методологических основ построения. Основополагающим принципом при этом должна оставаться гуманитарная - человеко-ведческая - антропокультурная сущность образования.

Недостаточная готовность учителя к реализации задач и стандартов реформируемого образования становится сдерживающим фактором поступательности и динамики преобразований. В этой ситуации актуальной становится проблема совершенствования содержания профессиональной подготовки учителя, обеспечивающая готовность педагога к успешному функционированию в условиях инновационного развития образования.

Решая эти сложные задачи, отечественное образование ориентируется на международный опыт. Преподавателям отечественных вузов АО НЦПК «Орлеу», РИПКСО РК и Университет г. Цукуба предоставили возможность непосредственного погружения в опыт деятельности вузов и школ Японии в рамках учебной программы по развитию образовательных и организационных навыков у преподавателей университетов (Training Programm on «Professional Development Educational and Organizational Skills Among the University Faculty»). В рамках SPCA (Special Program for Central Azia) разработана образовательная программа подготовки профессорско-преподавательского состава Республики Казахстан (Training Programme of Faculty Members of the Republic of Kazakhstan) по направлениям:

- работа Professor Supervisor по сопровождению научных исследова-

ний в социогуманитарной сфере,

- методика разработки малых научных форм: рецензий, эссе,

деятельность преподавателя

вуза в рамках кредитной модели учебного процесса и многое другое.

Непосредственное погружение в образовательную среду японского вуза, участие в научном диалоге с носителями передовой образовательной традиции привели к необходимости осмысления и сравнения контекстов образования. В результате философской рефлексии сформировалось убеждение, что образование, реализуя культурно-гуманистические функции, должно в первую очередь обеспечивать:

- развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;

- возможности для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации;

- создание условий для самораз-ви тия творческой индивидуальности духовных потенций (Шиянов Е.Н. и

др.).

Реализация культурно-гуманистических функций образования обуславливает неограниченный в социкультурном пространстве, демократически организованный интенсивный образовательный процесс, в центре которого находится личность обучаемого, т.е. этот процесс должен быть персонализированным, антропоцентрическим. [2]

Антропологический подход разработал и обосновал К.Д. Ушинский. В его понимании он означал системное 1/2013_

использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания и их учёт при построении и осуществлении педагогического процесса. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях», именно поэтому она должна учитывать данные тех наук, в которых изучается «телесная или душевная природа человека». [3, с. 126] Этот подход сопряжен с идеями персонализма - философского антропоцентрического учения, которое ставит человека в центр мироздания, утверждая, что человеческая личность - это самобытная, самопорождающаяся реальность. Это первоэлемент бытия, живая биосоциальность. Идеи персонализма трансформировались в современной психологии и педагоги- 31 ке в полисубъектный (диалогический) подход к образованию и воспитанию, который предполагает построение процесса обучения на основе субъект-субъектной парадигмы.

Учебный процесс, построенный на субъект-субъектных отношениях, принципе антропоцентричности означает, что учащиеся сознательны на всех этапах:

определенность и сознатель-

ность цели учебной деятельности, цели учебных упражнений (т.е. каких показателей действий надо достичь в процессе упражнения);

- понимание правил и последовательности выполнения действий, направленных на достижение цели деятельности;

- ясное представление техники выполнения действий и их конечного _ВЕСТНИК «6РЛ ЕУ» ■ КБТ

результата, т.е. образца, который следует достичь;

- постоянный самоконтроль качества действий путем сличения результатов со сложившимися в представлении или зрительно воспринимаемым образцам;

своевременное обнаружение отклонений, ошибок и брака в учебной работе и внесение поправок в свои действия при следующих повторениях этих действий;

- правильная самооценка успехов в достижении конкретной цели учебной деятельности и цели упражнений в смысле совершенствования осваи-мых действий.

В таком процессе учащийся из объекта педагогического воздействия превращается в субъект. Он ставится 32 в такие условия, что сам ищет способы решения поставленных задач, сам стремится к получению знаний и умений. Он не осваивает готовые знания, а добывает, открывает, находит их. Следовательно, современная модель процесса обучения должна быть приспособлена к решению самообразовательных задач:

- самостоятельное приобретение учащимися определенных знаний и умений путем как индивидуальной, так и коллективной работы;

- приобретение знаний путем непосредственного познания (в результате экспериментов, наблюдений и т.п.), обеспечивающих обогащение уже имеющихся знаний и умений;

частное и системное осущест-

вление учащимися контроля и оценки результатов собственной учебы с одновременным включением этих дей-В Е СТ Н И К«6РЛЕУ»-К8Т_

ствий в организацию системы общего контроля; оценка конечных результатов учебной работы.

Антропоцентрический образовательный процесс в японском вузе представляет каждому возможность реализовать себя как субъект познания и предметной деятельности, опираясь на субъектный опыт, ценностные ориентации, познавательные интересы, умения, и обеспечивает развитие и саморазвитие личности, целостной, самобытной, свободной, духовной, гуманной, ориентированной на сохранение и воспроизводства ценностей общечеловеческой и национальной культуры в творческой жизнедеятельности, способной к культурному саморазвитию и культурно-нравственной саморегуляции поведения.

Основополагающим свойством личности в данном аспекте становится ее способность к культурной идентификации, т.е. осознанию своей принадлежности к определенной культуре, интериоризация ее ценностей (принятию их как своих), выбору и осуществлению культуросообразного образа жизни, поведения (М. Бахтин). Решение данного блока образовательно-воспитательных задач связано с интеграцией антропоцентрического и культурологического подходов в педагогическом процессе.

Это особенно важно в условиях современного типа культуры - префи-гуративной культуры (М. Мид), когда темп развития общества столь быстр, что прошлый опыт устарел, а изменения в обществе столь кардинальны, что прошлый опыт даже вреден. Это

культура ориентируется на будущее, на молодежь. Опыт старших поколений мало соответствует требованиям времени, и они должны прислушаться к молодым. То есть, из исторического пласта культуры прошлых поколений мы должны взять только то, что актуально сегодня и завтра, и будет обеспечивать не столько культуросохра-нение, сколько культуросозидание в новых поколениях.

К.Д. Ушинский рекомендовал «воспитывать молодое поколение в соответствии с идеалом человека, который народ создал в процессе своего развития и который исторически изменялся» [4, с. 125]. В культуре спрессован, по мнению А.Н. Митина, опыт множества формирующих ее поколений по осознанию себя и мира, приспособлению к окружающей среде и устройству внутренней жизни, разрешению конфликтов и стремлению к идеальным отношениям, явным и неявным правилам поведения [5, 18-19].

Культура - это форма духовного наследия человечества и, одновременно, продукт его развития, система ценностных установок, а также совокупность духовных и материальных артефактов. И антропокультурологи-ческий подход может открыть путь для глубокого их рассмотрения в исторической ретроспективе, выявить их связи с настоящим и будущим.

Симбиоз - антропокультурологиче-ский подход требует учитывать лишь существенные для данного этапа развития общества и личности компоненты общечеловеческой, национальной и молодежной культуры, создавать базовую культуру личности. «Базовая 1/2013_

культура есть некоторая целостность, включающая в себя минимум, а точнее, оптимальное наличие свойств и качеств, ориентации личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой» (О.С. Газман). Базовая культура находит отражение в содержании образования, через систему представлений о культуре, как единстве ее духовных, социальных и технологических сторон (ликов); представлений о культуре на всех основных уровнях системной организации ее ценностей (общечеловеческий, уровень культурных миров, национальных, этнических, региональных, субкультур, личности, отдельных видов деятельности);

- системы когнитивных, ценностных и регулятивных смыслов разнообразных культурно-образовательных 33 форм;

- совокупности профессионального и личностного компонентов развития с учетом особенностей и уровня развития современного социума.

Антропокультурологическая направленность содержания образования - это способ восстановить равновесие, баланс, гармоничное единство личностных и общественно-культурных начал в образовании на ценностях культуры и выступить фактором его целостности в аспекте человека (целостность личности) и образования (целостность педагогического процесса).

Антропокультурологический подход нацеливает образование на становление «Человека культуры», в образе которого большее значение придается идее его целостности - «чтобы в чело_ВЕСТНИК «6РЛ ЕУ» ■ КвТ

веке нашли отражение и природные, и социальные свойства, и его свойства как субъекта культуры, при этом развитие и природных и социальных начал представлено в контексте культурных свойств, имеющих общечеловеческую ценность» [6, с. 72].

Обеспечивая разворачивание педагогического процесса в методологическом поле антропокультурологи-ческого подхода, опирающихся на субъект - субъектное развивающе-дидактическое взаимодействие преподавателя и ученика, на субъектный опыт обучающегося, на инновационные технологии обучения, осуществляется развитие внутренних процессов личности, значимых для формирование человека культуры.

Понимание образования как целост-34 ной антропокультурологической среды, изоморфной культуре, дает основание переноса знаний, полученных при изучении свойств одной структуры или системы (культуры) на другую (образование), и таким образом открывает принципиальную возможность реконструировать в образовании ценностно-смысловые, процессуальные, содержательные и другие компоненты культуры с учетом ее функционально-морфологических свойств, уровней системной организации, характеристик и особенностей, что и составляет общую идею антро-покультурности образования, обеспечивающую таким образом целостность развития личности.

Понимание сущности образования в антропокультурологическом контексте носит личностный смысл и позволяет выявить закономерность его ВЕСТНИК «6РЛ ЕУ» ■ КЭТ_

связи с культурой в многообразии и неразрывном единстве с человеком. Личностный смысл в образовании при этом приобретает важное жизненное значение на основе познавательной, преобразующей, жизнеутверждающей деятельности и активного включения в мыслительный процесс ученика. [7].

Антропокультурологический подход в образовании не сводится к радикальной перестройке существующих образовательных систем, структур и процессов, а заключается в их модернизации - придании им определенной направленности, обеспечивающей целевую (профессиональную и личностную), содержательную и процессуальную, организационную и технологическую целостность функционирования педагогической действительности.

Для реализации подхода в настоящее время вполне созрели как внешние, так и внутренние предпосылки:

- переход к гуманистической парадигме образования,

- становление нового педагогического мышления,

- открытие перспективных возможностей педагогического проектирования,

- становление евразийской культурной традиции в образовании и др.

Предлагаемый культурно-исторический принцип образования раскрывается на основе интеграции принципов антропоцентричности и культуросообразности образовательного процесса, разнообразия форм смыслового постижения личностью культуры, обеспечения развития лич-

ности ученика как субъекта образования, овладевающего ключевыми компетенциями, отражающими ан-тропокультурный характер содержания образования.

Развитие культуры при таком подходе совпадает с развитием личности в любой области общественной деятельности. При этом культура, будучи продуктом жизнедеятельности человека, представляет своего рода предметный (овеществленный) и деятельный генофонд общества, обладающий различными межнациональными трансляциями (наследованиями) опыта, задающий индивидам и институтам определенные образцы мышления, чувствования и поведения, но, вместе с тем, предполагающий и их способность к обучению, адаптации и, следовательно, возможность

Литература:

1. Щедровицкий П.ГЛекции по образованию // http://magister.konvent.ru/ lib/...htm

2. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философско-гуманистические основания современной педагогики. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1994. - 64 с.

3. Шварцман, К.А. Философия и воспитание. -М. : Политиздат, 1989. - 207 с.

4. Ушинский К.Д. Вопросы воспитания //Избр. пед. соч.: В 2т.-М.: Просвещение, 1954. - т.1.

5. Митин А.Н. Культура управления.- Екатеринбург: Уралвнештор-гиздат, 2000.- 526 с.

6. Максакова В. И. Педагогическая антропология: Учеб. пособие

(необходимость) обновления объема и структуры «социальной памяти» [8, с. 72].

Таким образом, сравнительная философско-методологическая рефлексия отечественного и японского опыта привели к необходимости критического переосмысления антропоцентрического и культурологического контекстов образования в Казахстане в пользу усиления его нравственного, ценностного, социокультурного, духовного влияния на личность и общество. Все это требует антропокуль-турной ревизии цели, содержания и методики школьного и педагогического образования, совершенствования педагогического мышления и переориентации творческих потенций учителей в пользу реализации антро-покультурного подхода в практике 35 работы.

для студ. ВУЗов. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 256 с.

7. Пронина И.А. Ученичество на Урале в системе художественной школы России XVIII - первой половины XIX века //Художественная культура Пермского края и ее связи. /Под ред. Н.В. Казариновой. - Пермь, 1992. - с.41-48.

8. Максяшин А.С. Культура и образование: к вопросу их взаимодействия на основе исторического опыта // Цивилизация - культура образование: из прошлого в будущее: Материалы Международной научно-практической конференции: ч. 1. -Екатеринбург: УГПУ, 2009.

1/2013

ВЕСТНИК«еРЛЕУ»-Ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.