Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций учащихся при изучении предмета "основы расчета строительных конструкций"'

Формирование профессиональных компетенций учащихся при изучении предмета "основы расчета строительных конструкций" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / КУРСОВОЕ / ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / БЛОЧНО-МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДИАЛОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семёнова Ли.

Какие качества специалиста сегодня являются критериями профессиональной компетентности выпускников учреждений технического и профессионального образования и частью социального заказа общества?Сабақ үстінде бір туралы айтылып жатқанда, егер оқушы оны нақты түсінетін болмаса, сол жерде оның сол пәнге деген қызығушылығы төмендейді. Бұл жағдайлар оқушының білімі нақты болмағандықтан, сонда ол жаңа тақырыпты ұға алмайтын жағдайы тап болады. Осындай жағдай болса, мұғалім блокты-модульдық технологияларды падаланып отырады. Бұл технологияның ең тиімді жері тақырып материалдарын бір неше рет қайталау әдістері пайдаланады. Әр бір модуль және дидиактикалық мазмұны оның үзбеушілігі оқытудың барысын уақытында пайдалануға деген принциптеріне сүйеніп құрастырылады, басқаша айтқанда: жеңілден қиынға жету.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

nterest studied immediately lost if the student is not understand what is a 105 conversation about. And it happens in the event that the new material is not based on a strong foundation already learned material. Most appropriate for the lesson on Bases calculation of building structures is block-modular technology. The advantage of this technology in multiple exploring matter, that is to be repeated. Each module and didactic content to it based on the principles of continuity, phasing during the training, from the simple to the more complex.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций учащихся при изучении предмета "основы расчета строительных конструкций"»

ческой работы. Большую помощь в этом оказывают курсовая подготовка и межкурсовая деятельность.

К примеру, дистанционные курсы повышения квалификации методистов по теме «Инновации в образовании на этапе его модернизации» позволили методистам районных/городских отделов образования проявить навыки самостоятельной работы, умения работать с различными источниками информации, анализировать и сопоставлять собственный опыт с опытом коллег.

Таким образом, при прохождении

Литература:

1. http://www.moeobrazovanie.ru

курсов повышения квалификации, участвуя в межкурсовой деятельности, у методистов идет «приращение» компетенций, которые являются дополнительными к приобретенным в ВУЗе академическим знаниям и полученному в процессе трудовой деятельности методическому опыту. Это позволяет им смотреть вперед и видеть цель, принимать правильные решения и осознанно действовать, а в целом, создать мобильную гибкую систему методической работы в условиях образования, ориентированого на результат.

2. http://ru.wikipedia.org

65

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РАСЧЕТА СТРОИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИИ»

Семёнова Л.И.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, самостоятельная работа, курсовое, дипломное проектирование, блочно-модульная технология, взаимодействие, диалог

Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования предъявляет ряд требований к уровню подготовки специалистов: «обладание чувством профессиональной ответственности за результаты своего труда; готовность решать поставленные задачи, тре-

бующие анализа ситуаций и выбора решений; готовность к самостоятельному овладению дополнительными знаниями в области профессиональной деятельности; высокий уровень активности, самостоятельности, профессиональной культуры». Именно эти качества специалиста сегодня яв-

1/2013

ВЕСТНИК«еРЛЕУ»-Ш

ляются критериями профессиональной компетентности выпускников учреждений технического и профессионального образования и частью социального заказа общества.

В результате изучения дисциплины «Основы расчета строительных конструкций» студенты должны овладеть следующими компетенциями:

- базовыми - обладать знаниями по основам расчета различных элементов железобетонных, деревянных, металлических и каменных с частичным самостоятельным поиском информации;

профессиональными - обладать знаниями по основам расчета распространенных элементов конструкций;

- специальными - обладать зна-66 ниями по основам расчета элементов конструкций - для специальных зданий и сооружений.

В процессе обучения я использую развивающие и личностно-ориенти-рованные образовательные технологии, помогая студентам овладеть необходимыми компетенциями.

В работе считаю важным учитывать потенциальные возможности каждого ученика и реализовать такие методические приемы, которые дают учащимся развитие самостоятельности и творческого участия в процессе изучения предмета. На своих уроках стараюсь заинтересовать учащихся, организовать урок так, чтобы максимально повысить его эффективность. Интерес к изучаемому сразу же теряется, если ученику непонятно то, о чем идет разговор. А это бывает в том случае, если новый материал не В Е СТ Н И К«6РЛЕУ»-К8Т_

опирается на крепкий фундамент уже изученного материала.

Наиболее приемлема для проведения уроков по основам расчета строительных конструкций блочно-модульная технология. Преимущество данной технологии в многократной проработке материла, т.е. в повторении. Каждый модуль и дидактическое содержание к нему построены на принципах непрерывности, поэтапности обучения: от более простого к сложному. Постоянное повторение связанных фактов, событий, явлений, законов соответствует физиологическим особенностям памяти. Несистематизированные знания так легко забываются.

Главную обучающую нагрузку несет диалогическая часть, обеспечивающая взаимодействие всех субъектов учебного процесса через внедрение исследовательских групповых и индивидуальных форм обучения (дискуссии, дебаты, парная работа, анализ, оценка и т.п.) Итоговая часть учебного модуля включает разноуровневые задания, контрольные работы, тесты, зачеты и т.д.

Будущим специалистам предстоит принимать ответственные решения, поэтому уже в процессе обучения необходимо создавать условия для проявления личной точки зрения, творческой самостоятельности и активной жизненной позиции.

Когда учащийся сам проанализировал материал, осмыслил теоретические вопросы, применяя их на практике, выработал свое отношение к изучаемым вопросам, знания становятся мотивами активных действий.

1/2013

Примеры организации самостоятельной работы учащихся, применяемые на уроках:

1. Самостоятельная работа с учебником, которая предполагает проработку теоретического материала, затем выделение главного, постановку проблемы и пути ее решения, оформление таблиц, схем.

2. Работа с малыми группами. Учащиеся формируют микрогруппы, им выдается задание по какому-либо вопросу, разделу. Задача каждого состоит в том, чтобы познать это вместе, чтобы каждый участник группы овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и чтобы вся группа знала, что достиг каждый.

3. Учащиеся - «преподаватели». Нескольким ученикам заранее поручается подготовиться к изложению новой темы. Назначенные ассистенты самостоятельно прорабатывают материал, составляют конспект, изучают дополнительную литературу. Качество работы ассистентов обсуждается, высказываются замечания, ответы оцениваются.

Одним из эффективных путей развития познавательной активности, самостоятельности, интереса к предмету, выбранной профессии у учащихся являются ролевые игры. Они способствуют решению одной из трудных методических задач - достижению активности всей группы.

Деловая игра создает большие возможности для повторения, закрепления, углубления знаний, т.е. умению применять знания комплексно, в ситуациях, моделирующих профессиональную деятельность будущего спе-1/2013_

циалиста.

В отличие от обычного занятия, на котором студент должен показать знания в ограниченных рамках, в игровой ситуации он должен уметь использовать материал всей темы, и ранее изученных тем. Например, в ходе деловой игры для выполнения задания по теме «Материалы для ЖБК» группа делится на звенья, в которых присутствуют конструкторы и проектировщики. Получив от преподавателя задание, «специалисты» работают над формой, размерами поперечного сечения, армированием, дают рекомендации по применению ЖБЭ в зависимости от назначения, характера работы под нагрузкой. Затем один из студентов по поручению звена защищает ответ. Таким образом, происходит общение, возрастает интерес к 67 нестандартным путям решения задач, ответственность за выполнение задания каждого члена звена.

При проведении в конце изучения курса «Каменные и армокаменные конструкции» ролевой игры - конференции «Исследования работы армированной и неармированной каменной кладки» студентам предоставляется возможность проиграть различные должностные роли (руководителя предприятия - изготовителя, технолога, эксперта).

Эти роли распределяются заранее совместно со студентами, обсуждается круг вопросов, форма проведения, обучающие сами предлагают свои собственные дополнения. Роль преподавателя минимальна, он выступает координатором, направляю ход игры, выделяя в тематике конференции _ВЕСТНИК «6РЛ ЕУ» ■ КвТ

68

предметы обсуждения (Как работает арматура в элементах с продольным армированием? Какова эффективность поперечного армирования кладки?)

Урок-экскурсия - один из любимых видов уроков. Он не только дает представление о предмете обучения, но и на практике позволяет увидеть, оце-нить или исследовать конструкцию и условия работы конкретного сооружения. Учащиеся сталкиваются с реальными условиями производства и, активизируя память по теоретическим знаниям, сопоставляют их с увиденным.

Например, со студентами одной из групп посетили строящиеся объекты ТОО «БК-строй» по ул. Садовой, казахский драмтеатр - «Соколовруд-строй», на 2 семестр запланирована экскурсия в ТОО «Романа», где производятся плиты перекрытия.

Урок - презентация - делает урок современным, занимательным, динамичным. Здесь учащиеся раскрывают свои творческие способности.

Итоговая часть учебного модуля - контрольная. Если на протяжении всех уроков диалогической части поощряется взаимопомощь, взаимообучение, использование различных научных источников, то в итоговой части студент должен показать знания, умения и навыки, приобретенные в диалогической части, без посторонней помощи.

Итоговая часть включает несколько видов контроля. Первый - обязательный - тестирование. Как способ проверки и контроля знаний тестирование является количественным по-В Е С Т Н И К «6РЛЕУ» ■ КЭТ_

казателем результатов обучения, что очень важно. Тесты разработаны по каждой теме, используется электронный тестер.

Кроме внутреннего мониторинга качества обучения существует внешний, «беспристрастный» - национальная оценка качества (НОК) подготовки специалистов. Результаты НОК прошлого года выявили пробелы в знаниях учащихся по предмету. Набольшее затруднение вызывали вопросы, требующие знания расчетных формул и нормативных цифровых значений.

Для ликвидации данных пробелов: постоянно акцентирую внима-

ние учащихся на расчетных формулах;

- регулярно провожу письменные мини - опросы, диктанты;

- вопросы НОК ввела в экзаменационные тесты;

- более углубленно изучаем отдельные темы.

Одной из важнейших составляющих учебного процесса, завершающей изучение дисциплины, является курсовое и дипломное проектирование. В ходе проектирования закрепляются навыки самостоятельного подхода к решению инженерных задач, совершенствуются умения, полученные на практических занятиях, во время производственных практик. Курсовой проект представляет собой самостоятельную творческую работу, в которой учащийся разрабатывает прогрессивные технические решения, согласно заданию и исходных данных для проектирования.

Темы курсовых проектов подбираются таким образом, чтобы они вме-

1/2013

сте с дипломным проектом составля- ности учащихся.

ли единую систему последовательно При защите проекта учащийся

усложняемых и взаимосвязанных про- учится не только правильно излагать

ектов, способствующих более глубо- свои мысли, но и аргументировано от-

кой проработке определенного объек- стаивать, защищать выдвигаемые ре-

та проектирования. шения, результаты проектирования.

Необходимо отметить, что имен- Защита проходит очень активно, она но социально значимые и актуальные поднимает значимость каждого уча-в повседневной жизни темы вызыва- щегося в собственных глазах, дает ют наибольший интерес у учащихся. моральное удовлет-ворение, радость К при-меру, производя расчет плиты от достигнутых успехов. перекрытия или фундамента конкрет- Дипломные проекты учащихся -ного здания, учащийся понимает, что проектирование зданий. Состоят дип-делает реальное дело, и поэтому не ломные проекты из теоретической абстрактно, а осознанно приобретает части и графических работ, а также новые знания, находит новую инфор- расчета сметной стоимости объекта мацию. Такая дея-тельность развивает реализованных с помощью программ: мотивацию учения, обучаемый пони- Microsoft Office Word, Archi CAD, мает для чего ему нужны знания и как КОМПАС 3D, Corel Draw, 3D MAX, их можно использовать в дальнейшей Foor Plan, SANA. Количество учащих-личной и производственной деятель- ся выполнявших дипломные проекты 69 ности. с помощью программных комплексов В настоящее время, когда компью- в сравнении за 3 последних года уве-терные технологии стали неотъемле- личилось почти в 20 раз - так если в мой частью современного общества, 2008году их было только 6 человек, будущий специалист должен обладать 2009 году- 28 человек, 2010 году- 72 инфор-мационной компетентностью. человека, то в этом году уже 117 уча-Так, учащиеся, используя совре- щихся. Это составляет 98% от общего менные технологии, имеют возмож- числа выпускников. ность выполнять курсовой проект Большая часть дипломных рас помощью пакета программ САПР бот при защите было представлено с «Компас»М$, Excel; ArchiCAD, про- демонстрацией презентаций в программный комплекс автоматизирован- грамме Microsoft Office Power Point, ного расчета строительных конструк- позволяющие наглядно осветить глав-ций «Лира 9», который находится на ные аспекты дипломного проекта. По стадии апробации. итогам защиты дипломных работ Го-Повышается качество чертежей, со- сударственная квалификационная ко-кращаются сроки их выполнения. Эти миссия отметила, что многие проекты работы повышают интерес учащихся могут быть внедрены в производство к информационным технологиям, что после доработки. становится толчком к развитию само- Американский бизнесмен Джон стоятельной познавательной деятель- Гриллос заявил, что его мало беспоко-1/2013_ВЕСТНИК «6PJ1ЕУ» ■ KST

ит прочность приобретаемых учащи- ходили молодые люди, умеющие са-

мися знаний в той или иной области, мостоятельно совершенствовать свои

поскольку эти знания подвергаются знания и умения в разных областях,

изменениям каждый год и устаревают приобретая, если окажется необходи-

подчас раньше, чем учащиеся сумеют мым, новые знания, профессии, пото-

их усвоить. Гораздо важнее, считает му что именно этим им придется зани-

бизнесмен, чтобы в экономику при- маться всю их сознательную жизнь.

Литература:

1. Новиков Д. А. Теория управления образовательными системами. Учебно-методическое пособие. - М.: Народное образование, 2009. - 452 с.

70

В XXI веке стала ощутимой потребность в думающей, ищущей и творческой личности. Этим продиктовано внедрение в образовательный процесс технологии исследовательской деятельности обучающихся. Это одно «из направлений модернизации современного образования, развития концепции профильной школы» [1]. Однако проблема внедрения данной технологии в учебный процесс остается открытой в науке.

Технология исследовательской деятельности отвечает требованиям Закона Республики Казахстан «Об образовании», Государственного обще-

В Е СТ Н И К«6РЛЕУ»-К8Т_

2. Оралбеков К. И. Повышение ИКТ-компетенций преподавателей. // Профессионал Казахстана.- 2011.-№ 1. - стр. 42-44.

образовательного стандарта образования РК об «успешной социализации обучающихся», а также соответствует целям и задачам Концепции 12-летнего среднего образования в РК, в которой предусматривается идея профильного образования; способствует формированию ключевых компетент-ностей как универсальных способов деятельности, используемых при решении проблем в рамках учебно-воспитательного процесса и реальных жизненных ситуациях [1-3].

Идея исследовательского обучения получила развитие в конце XIX начале XX веков. Русский педагог Констан-

1/2013

ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Туякова Б. С.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, проекты, исследовательские способности, педагогическое исследование, учебное исследование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.