РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
Н.Ю. Кифик
ия будущего пе-
54
пёЫтощпошмш™
подготовка учителя, этапы практики, принципы орг зование характеризуется серьезными ' ^Процесс Ста
изменениями, как в области содержания, так и в области форм и методов организации учебной деятельности
студентов. Развитие системы педагогического образования в направлении многоуровневости, вариативности стимулирует поиск таких его моделей, которые позволяют студентам реали-зовывать свой личностный потенциал, активизируют механизмы эффективного освоения профессии, открытия в ней собственных личностных смыслов, выбора индивидуального стиля профессиональной деятельности [1].
Учитель в современных условиях должен являться носителем как можно более широкого спектра накопленных в культуре общечеловеческих ценностей, обладать развитым интеллектом, проявлять творческую самостоятельность. Разрабатываемая в современной педагогической науке модель учителя двадцать первого века предполагает, прежде всего, профессиональную, компетентную, творчески развивающуюся личность, в которой превалируют духовно-нравственные, гуманные качества. Настоящий учитель имеет свой почерк педагогической деятельности, умеет самостоятельно ставить и решать воспитательные и образовательные задачи, устанавливать диалогические отношения с учащимися, организовывать совместный
дагога начинается уже в стенах вуза. Именно поэтому необходимо создать в нем образовательное пространство, способствующее становлению индивидуальности студентов как условия их личностной самореализации и профессиональной успешности. Смена парадигм образования от традиционной к личностно-ориентированной [2] выдвигает перед учебными заведениями проблему совершенствования подготовки обучающегося, формирования его как целостной личности, обладающей высокой культурой, компетентностью, мобильностью, конкурентоспособностью. В связи с этим оправдано обращение ученых к вопросу модернизации непрерывного образования на основе саморазвития личности и самоопределения.
Обновление представлений о целях, задачах и принципах организации педагогической практики происходит в контексте стратегии инновационного обучения в целом. Новая стратегия предполагает изменение функции знаний и способов организации их усвоения. На смену рутинному заучиванию и механическому воспроизведению приходят многообразные формы поисковой деятельности. Универсальным компонентом процесса обучения в педагогическом вузе становится не запоминание учебных текстов, не вы-
В Е СТ Н И К«6РЛЕУ»-К8Т.
1/2013
полнение стандартных учебных заданий, а познание в процессе творческой самостоятельной деятельности.
В связи с общей тенденцией ключевой задачей педагогической практики на нынешнем этапе является развитие индивидуальных творческих способностей студентов за счет усиления их самостоятельности и активности. Не случайно за последние несколько лет значительно возрос интерес к проблемам организации педагогической практики. В научно-педагогическом сообществе постепенно преодолевается ошибочное мнение о том, что в профессиональном формировании будущих учителей определяющее значение имеет теоретическая подготовка. Совершенно очевидно, что недостатки практической подготовки необходимо преодолевать уже в период обучения в вузе, не рассчитывая на то, что они исчезнут сами собой в процессе непосредственной профессиональной деятельности. Помимо фундаментальных работ, посвященных вопросам педагогической практики студентов (O.A. Абдуллина, Е.П.Белозерцев, В.П. Горленко, О.С. Гребенюк, JI.C. Не-чепоренко, А.И. Пискунов, В.А. Сла-стенин, В.И. Слободчиков и др.) за последние 15 лет появилось большое количество исследований, связанных с проблемой практической подготовки учителей. В данных исследованиях представлен богатый фактический материал, связанный с изучением самых разных сторон проведения педагогической практики, раскрытием ее роли в становлении и развитии молодого педагога (Бакулина Г.А., Бурла-кова Е.Н., Белоусова Т.Ф., Гудзенко 1/2013_
Б.Я., Королева Г.И., Рубцова Е.Т. и др.). Можно констатировать, что наметились определенные пути оптимизации педагогической практики: установление тесной связи практики с изучаемыми теоретическим курсами, создание условий для эффективного применения студентами теоретических знаний, формирования умений и навыков, предоставление практикантам возможности для развития педагогического мышления, активности, самостоятельности [3].
Организация профессионально - педагогической практики в Коста-найском государственном педагогическом институте основана на идеях личностно ориентированного образования и направлена на саморазвитие личности будущего учителя. Цель профессионально - педагогической практики - помочь студентам открыть смысл педагогической деятельности. Основополагающие задачи: развитие педагогической культуры студентов; овладение основными направлениями деятельности учителя. Организация профессионально - педагогической практики в КГПИ включает в себя три стадии: ознакомительную, педагогическую и преддипломную.
Ознакомительная стадия представляет собой проведение непрерывной практики на 1,2 курсах. Студенты знакомятся с основами работы школы, с азами психолого-педагогической работы, воспитательной работы, с работой классных руководителей и завучей по воспитательной работе. Студенты уже на первом курсе включаются в активную работу с детьми при проведении воспитательных мероприятий, _ВЕСТНИК «6РЛ ЕУ» ■ КвТ
55
как в классе, так и в школе. Студенты в ходе данной практики знакомятся с азами школьной документации, а также с заполнением документации по практике.
В период второй стадии проводится непосредственно педагогическая практика по специальности «История», которая проводится на 3 и 4 курсах [4]. Данная практика предполагает преемственность двух последовательных этапов: тактического (3 курс, работа в 5-8 классах на среднем звене) и стратегического (4 курс, работа в 9-11 классах на старшем звене). Цель педагогической практики на тактическом этапе - личностная и профессиональная адаптация к педагогической деятельности, начало формирования личностного отноше-56 ния к профессии, формирования базовых педагогических умений. Задачи тактического этапа: осознание связи между теоретическими знаниями и педагогической деятельностью; развитие способности действовать в нестандартной ситуации; понимание влияния педагогической практики на развитие профессиональных и личностных качеств; формирование способности концептуального видения урока; установление диалоговых, партнерских, сотворческих взаимоотношений с учениками; осуществление обратной связи в процессе обучения; объективная оценка учебных достижений учащихся.
Цель стратегического этапа практики - расширение и упрочение педагогических умений; развитие самостоятельности в проведении учебно-воспитательной работы, ис-В Е СТ Н И К«6РЛЕУ»-К8Т_
пользовании инновационных технологий, осмысленного отношения к будущей профессии. В этот период решается комплекс задач: оттачивание умения стратегического целеполага-ния и перспективного планирования темы, использования различных направлений педагогической деятельности; формирование потребности в постоянной педагогической рефлексии; овладение элементами творческого подхода к педагогическому процессу.
На 3 курсе по специальности «История» практика проходит в течение трех недель и состоит из трех этапов: ознакомительный, основной и итоговый. На первом этапе студенты знакомятся с классом, с работой учителя предметника, с методикой его преподавания, изучают календарно-тематические планы по дисциплинам, анализируют уроки учителя - предметника, готовят совместно с учителем-предметником и методистом свои первые уроки по предмету. В ходе второго этапа практики студенты проводят свои первые уроки по предмету, проводят анализ своих уроков, сравнивают свои уроки с уроками своих коллег и уроком учителя, выявляют положительные и отрицательные стороны в уроке. На этом же этапе студент проводит уроки на оценку, учитывая все высказанные замечания учителем-предметником, методистом по предмету и студентами - практикантами. На последнем этапе практики студенты проводят последние уроки по предмету, причем пытаются разнообразить и провести уроки разных типов и видов. На этом этапе студенты работают с документацией по педагогической практике и
1/2013
принимают участие в заседании педагогического совета школы
Педагогическая практика на четвертом курсе также реализуется в триаде образ - анализ - действие. На первом этапе студенты создают целостный опережающий образ своего будущего взаимодействия с классом. Первый этап завершается самостоятельной подготовкой тематического планирования. Студент руководствуется собственным пониманием целей, содержания, методов и форм работы с классом. Второй этап педагогической практики посвящен изучению и практическому освоению опыта учителя-мастера. Студент знакомится с тематическим планированием своего руководителя, оценивает собственные достижения и упущения на основе сравнительного анализа. Третий этап предполагает освоение и практическое апробирование нестандартных ситуаций, нетрадиционных уроков, инновационных технологий на уроках.
Логика расположения трех этапов педагогической практики предполагает определенную цикличность: от самостоятельно подготовленного планирования через управляемое учителем-предметником планирование вновь к самостоятельному планированию и его реализации в конкретной педагогической деятельности. Третий этап по сравнению с первым представляет собой более высокий уровень педагогических действий. Вначале студент действует на основе интуиции, интуитивно-образного представления темы, на завершающем этапе возникает синтез образного 1/2013_
проживания и аналитического осмысления, подкрепленный рефлексией практических результатов.
Завершается педагогическая практика проведение малых педсоветов в школе и итоговой конференции в конце практики в вузе. Завершением педагогической практики на тактическом и стратегическом этапах является ее защита. На защиту студент выносит ряд традиционных документов: отчет об учебно-воспитательной работе (3 и 4 курс), анализ урока в дидактическом, методическом, психологическом аспектах (4 курс), план-конспект, сценарий урока (3 и 4 курс), развернутое тематическое планирование (4 курс). Помимо этих документов, студенты сдают творческие работы: презентация по практике, фото - отчет по практике, фильмы о прохождении практики, фото - выставка по итогам практики, выступление учащихся школ, где проходила практика, осмысление наиболее ярких ее эпизодов, анализ ошибок, обозначение личностных и профессиональных перспектив.
Третья стадия - проведение преддипломной практики. В ходе данной практики студенты реализуют весь свой творческий потенциал, апробируют свои исследования в школе, проводят эксперименты, описывают их. Совмещают теоретический материал со своими практическими наработками. В ходе данной практики дорабатывается и теоретическая часть работы, студенты уже по-новому видят свои исследования. Большое значение отводится именно прикладному аспекту данной работы, студенты видят прак-_ВЕСТНИК «6РЛ ЕУ» ■ КвТ
57
тическую значимость своей работы, как данная работа может применяться в будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, профессионально-педагогическая практика становится ориентиром в будущей профессиональной деятельности студентов, определяет траекторию профессионального роста будущих педагогов.
Профессиональную направленность педагогической практики отражают основные направления деятельности:
- теоретико-методическое консультирование и инструктирование студентов в ходе практики;
- практико-тренировочная деятельность;
- аналитико-оценочные формы 58 руководства.
Профессиональная направленность практики отражается в реализации следующих педагогических принципов:
- принцип дополнительности, преемственности, непрерывности;
- принцип интегративности;
- принцип культуросообраз-ности;
принцип профессионально-личностного развития студента; принцип сотворчества;
- принцип вариативности [5].
Принцип дополнительности означает, во-первых, преемственность по отношению к традиционным подходам к организации педагогической практики, во-вторых, связь между тактическим и стратегическим этапами практики (включение в программу практики на каждом курсе содержания В Е С Т Н И К «6РЛЕУ» ■ КЭТ_
и форм деятельности, осваивающихся студентами в период предыдущей педагогической практики с целью углубления и закрепления полученных знаний и умений; усложнение задач, содержания и форм деятельности студентов, отчетных заданий от курса к курсу; определение перспективных задач личностно-профессионального становления в ходе следующей практики).
Принцип интегративности реализуется в нескольких направлениях: взаимосвязь и взаимопроникновение теоретической подготовки и практической деятельности студентов; интеграция учебной и исследовательской работы студентов; сочетание педагогического контроля и самоконтроля, самооценки практикантов; координация действий педагогов, психологов, методистов, учителей; взаимодействие рационально-логических и образных подходов к осуществлению педагогической деятельности; умение использовать интегративные методы в образовательном процессе.
Принцип культуросообразности связан с тем, что педагогическая практика направлена на формирование нового педагогического мышления, в основе которого понимание педагогической профессии как образа жизни, ценностно-смысловое отношение к будущей деятельности, забота о собственном профессиональном росте. В основе практической подготовки студентов лежит идея саморазвития педагогической культуры в процессе участия в педагогическом творчестве.
Принцип профессионально-
личностного развития студента акти-
1/2013
визирует его личностные структуры: критичность, рефлексивность, мотивирование, ориентирование, самоактуализация, самореализация.
Принцип сотворчества определяет характер взаимодействия учителя-мастера и студента. Он предполагает соединение двух процессов -самоидентификации и самореализации. На первом этапе происходит самоуподобление, самоотождествление студента с учителем-предметником. Но это отождествление становится источником последующей самореализации.
Принцип вариативности выбора содержания и форм деятельности студентов в период практики предполагает сочетание инвариантных требований к содержанию педагогической практики с индивидуальным подходом к каждому студенту.
Литература:
1. Абдуллина O.A. Загрязкина H.H. Педагогическая практика студентов: учеб. пособие. - М., 1989. - 175 с.
2. Абдуллина O.A. Мониторинг качества профессиональной подготовки // Высшее образование в России. -1998. - №3.
3. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт разработки парадигмы.-Р-на-Дону,
Организация и проведение профессионально-педагогической практики в соответствующем формате позволяет сделать следующие выводы: педагогическая практика способствует повышению качества педагогической деятельности, профессиональной мотивации у студентов, становлению собственных педагогических убеждений; формированию положительной самооценки; проявлению творческого потенциала. Подобная организация педагогической практики создает условия для решения основной задачи высшего педагогического образования - развития личности, осознающей личностную и общественную значимость своей профессии, увлеченной педагогическим трудом, любящей детей, заинтересованной в самоизменении и способной к нему. 59
1997. - 187с.
4. ГОСО РК. Образование высшее профессиональное. Бакалавриат. 050114. История. 3.08.265. - Астана, 2006.
5. Щербаков А.И. Проблемы совершенствования психолого-педагогической подготовки учителя. - JL, 1980.
1/2013
ВЕСТНИК«еРЛЕУ»-Ш