УДК 378.147.88 : 371.213.1
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ВЫПОЛНЕНИЮ ФУНКЦИЙ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Н. Г. Гаврилова
ГОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»
Статья посвящена проблеме подготовки будущих учителей к выполнению функций классного руководителя в процессе педагогической практики. В ходе педагогической практики реализуется связь между теоретической подготовкой студентов к педагогической деятельности и практическим формированием опыта ее осуществления.
The article is devoted to the problem of preparation of a teacher to be for the activity of a form master in the course of teaching practice. The connection between academic pedagogical education and practical experience is realized in the course of pedagogical practice.
Ключевые слова: педагогическая практика, подготовка будущих учителей, классный руководитель.
В качестве средств подготовки студентов к выполнению роли классного руководителя выступают все предметы психолого-педагогического цикла, изучаемые студентами в педвузе: «Введение в педагогическую деятельность», «Общие основы педагогики», «Теория и методика воспитания», «Управление образовательными системами», «Нормативноправовое обеспечение образования» и т. д. В них раскрываются цель, задачи, функции, содержание деятельности классного руководителя.
В формировании профессиональной компетентности будущих классных руководителей важную роль играет внеаудиторная работа:
- конкурсы на составление плана работы классного руководителя, сценариев проведения воспитательных мероприятий, конспектов этических бесед, планов проведения вечеров, классных часов, вечеров встреч, дискуссий; педагогическая олимпиада и др.
- педагогическая практика в детском оздоровительном лагере, в городской и сельской школе; индивидуальное шефство над подростками, состоящими на учете в инспекции по делам несовершеннолетних;
- участие студента в художественной самодеятельности, физкультурно-спортивных мероприятиях, турпоходах по родному краю, в различных благотворительных мероприятиях и др.
Все это вместе взятое позволяет вооружить будущих классных руководителей целым набором профессионально важных для них знаний, умений и навыков, а также сформировать у них качества личности учителя-воспитателя.
Формированию практических умений и навыков организации воспитательной работы способствует педагогическая практика в школах, которая является важнейшим
компонентом профессиональной подготовки учителя, обеспечивающим соединение теоретической подготовки будущих учителей с их практической деятельностью в общеобразовательной школе. Она выполняет ведущую системообразующую роль в формировании активных, конкурентоспособных специалистов. Основными принципами организации педагогической практики студентов в школе являются:
- соответствие содержания педагогической практики и ее организации современным требованиям, предъявляемым к учителю;
- связь практики с изученным теоретическим материалом, развитие творческих способностей студентов;
- комплексный характер практики, предусматривающий осуществление межпредметных связей гуманитарных, специальных, психолого-педагогических и методических дисциплин;
- дифференциация и индивидуализация содержания и организации педагогической практики с учетом особенностей учебных заведений, выбранных в качестве базы проведения практики, личностных особенностей студентов, уровня их подготовленности.
В процессе педагогической практики создаются условия, в наибольшей степени способствующие подготовке будущих учителей к выполнению функций классного руководителя. Во-первых, студенты знакомятся с системой воспитательной работы школы, обязанностями классного руководителя, с технологией подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям. Во-вторых, происходит вооружение студента навыками самоконтроля, самообразования, самокоррекции педагогической деятельности. В-третьих, будущие учителя овладевают комплексом методов и средств обучения и воспитания школьников. В-четвертых, не только приобретается некоторая совокупность профессиональных умений и навыков, но и осмысливается структура педагогического труда как системы. Наконец, студенты получают возможность осознать взаимосвязь и взаимообусловленность научной педагогической теории и педагогической практики, что способствует формированию у них понимания педагогической деятельности как целостного процесса, основой которого служит синтез знаний по различным дисциплинам учебного плана.
Педагогическая практика проводится в соответствии с Положением о педагогической практике студентов Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, основывающемся на законах Российской Федерации и Чувашской Республики «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», требованиях государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, типовой инструкции по организации и проведению педагогической практики студентов, Уставе педуниверситета, положении
о базовом учебно-воспитательном учреждении, примерных программах практики, рекомендованных соответствующими учебно-методическими объединениями, программах различных видов практики, разработанных кафедрами педуниверситета, другими нормативными документами.
Практика студентов педуниверситета является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования. Ее основная цель - подготовка к осуществлению функций учителя-предметника и классного руководителя, к проведению системы учебно-воспитательной работы с учащимися.
Задачами педагогической практики являются:
- приобретение профессиональных качеств будущего педагога, отвечающих требованиям общества, а также личностных качеств специалиста;
- воспитание у студентов любви и уважения к будущей профессии;
- приобщение студентов к непосредственной практической педагогической деятельности, формирование у них профессиональных умений и навыков, необходимых для успешного осуществления учебно-воспитательной работы, освоение методики обучения и воспитания;
- установление и укрепление связи теоретических знаний, полученных студентами при изучении общественно-политических, специальных, психолого-педагогических дисциплин на практике;
- ознакомление студентов с современным состоянием учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях, с передовым педагогическим опытом, оказание помощи со стороны студентов в решении задач обучения и воспитания учащихся;
- организация взаимодействия и общения студентов с учащимися, изучение их индивидуальных и возрастных особенностей;
- выработка у студентов творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности, приобретение ими навыков анализа результатов своего труда, формирование потребности в самообразовании;
- привитие студентам навыков внимательного отношения к охране здоровья детей.
Содержание педагогической практики охватывает наиболее общие направления
учебно-воспитательного процесса в школе: учебная и воспитательная работа, управленческая, коммуникативная, диагностическая, а также научно-исследовательская деятельность. Студенты выполняют функции школьных учителей по предметам специальности и классных руководителей, реализуя воспитательную, коммуникативную, научно-
исследовательскую, диагностическую, управленческую деятельности.
Перечисленные виды деятельности предполагают:
• знакомство с организацией учебно-воспитательного процесса в классе и школе, с работой учителей-предметников и классных руководителей, классными коллективами (изучаются методический фонд класса учителя-предметника, классного руководителя, школы, технические средства и наглядные пособия, календарно-тематические планы, поурочные планы и конспекты учителей, другая школьная документация);
• подготовку, проведение и анализ уроков, а также внеклассных занятий по специальности и внеклассных воспитательных занятий, разработку и изготовление наглядных пособий и дидактических материалов;
• посещение и анализ пробных и зачетных уроков, внеклассных занятий по специальности и внеклассных воспитательных мероприятий;
• выполнение исследовательских заданий по педагогике, психологии, методике преподавания.
Основные направления деятельности студентов 4 (предвыпускного) и 5 (выпускного) курсов являются общими, однако каждая последующая практика отличается от предшествующих практик более высокой степенью самостоятельности и ответственности студентов, расширением объема и сложностью содержания работы.
В процессе педагогической практики у студентов должны сформироваться следующие профессиональные умения, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Профессиональные умения будущего учителя
Умения 4 курс 5 курс
Конструктивные - определять конкретные учебновоспитательные задачи с учетом социально-психологических особенностей коллектива; - планировать и анализировать учебновоспитательный процесс в психологических, дидактических, методических аспектах с учетом современных требований - разрабатывать дидактический материал и наглядные пособия; - проводить самоанализ, самооценку и корректировку собственной деятельности
Организаторские - рационально распределять время на уроке и выполнять намеченный план; - организовывать индивидуальную работу с группой, коллективом (класс, группа продленного дня); - проводить отдельные виды воспитательной работы с классом - управлять учебной деятельностью школьников и формировать у них общеучебные умения и навыки; - планировать и разрабатывать систему дидактических и методических задач и эффективно реализовывать их в собственной практической деятельности
Коммуникативные - использовать разнообразные формы и методы педагогического общения с детьми, родителями, коллегами - использовать разнообразные формы и методы педагогического общения с детьми, родителями, коллегами
Исследовательские - изучать личность каждого школьника, коллектив учащихся в целом с целью диагностики и проектирования их развития и воспитания -изучать передовой педагогический опыт (новые педагогические системы, современные технологии обучения и воспитания, альтернативные и инвариантные программы и учебники)
Педагогическая практика проводится в учебных учреждениях города и села с отрывом от учебных занятий в течение 6-7 недель. Студенты работают в качестве учителя-предметника и помощника классного руководителя (4 курс), в качестве учителя-предметника, классного руководителя (5 курс).
Первая практика проходит в городских школах, в процессе которой студенты знакомятся с опытом работы лучших педагогов. На пятом курсе студенты, закончившие сельскую школу, направляются в базовые школы ЧГПУ им. И. Я. Яковлева.
Методика исследований. Для оказания методической помощи студентам нами было разработано учебно-методическое пособие «Педагогическая практика студентов биолого-химического факультета», где раскрывались цель, задачи, содержание работы учителя-воспитателя для облегчения процесса адаптации студентов к деятельности в современной школе [3]. Также была разработана система заданий, которую получали студденты на период педагогической практики.
1 неделя
1. Изучить систему учебно-воспитательной работы школы в ходе беседы с администрацией школы и анализа школьной документации. Познакомиться с системой воспитательной работы в школе.
2. Изучить опыт руководства воспитательной работой. Изучить класс, в котором будет проходить практика, познакомиться с классным журналом, дневниками учащихся;
провести наблюдения за учащимися на уроках и внеклассных мероприятиях; беседы с учащимися, учителями и родителями.
3. Познакомиться с содержанием, формами, методами работы с разновозрастным коллективом. Изучить тематические учебные планы.
4. Посетить и проанализировать уроки, внеклассные мероприятия, проводимые учителями, классными руководителями.
5. Познакомиться с особенностями организации индивидуальной работы в школе.
6. Изучить опыт работы школы с родителями и социальным окружением.
7. Составить индивидуальный план работы на период педагогической практики.
8. Организовать работу в разновозрастной группе.
9. Организовать общешкольное коллективное творческое дело.
10. Создать условия для самореализации каждого ученика.
11. Стимулировать познавательную и творческую активность учащихся.
12. Создать благоприятный психологический климат для каждого ученика.
2-6 недели
I. Учебная работа по предмету
1. Самостоятельно разработать и провести не менее 12 уроков по предмету.
2. Подобрать или разработать необходимые для уроков дидактические материалы, наглядные пособия.
3. Посетить и провести анализ уроков, проводимых студентами в данной школе.
4. Обеспечить воспитывающий характер обучения.
II. Внеклассная работа по предмету
1. Изучить планы проведения учителем внеклассной работы по предмету.
2. Подготовить и провести внеклассное мероприятие по предмету.
3. Подготовить и провести внеклассное мероприятие.
4. Посетить и проанализировать внеклассные мероприятия, проводимые студен-тами-практикантами.
5. Систематически проводить индивидуальную работу с отдельными учащимися.
6. Оказать помощь учителям в оформлении учебных кабинетов.
III. Работа по педагогике и психологии По педагогике:
1. Ознакомиться с системой учебно-воспитательной работы школы.
2. Ознакомиться с системой воспитательной работы классного руководителя.
3. Изучить учащихся и классный коллектив.
4. Ознакомиться с управленческой деятельностью администрации школы.
5. Изучить опыт работы школы, классного руководителя с родителями, посещать классное родительское собрание.
6. Изучить систему работы школы по месту жительства.
7. Подготовить и провести не менее двух зачетных внеклассных воспитательных мероприятий.
По психологии:
1. Составить психолого-педагогическую характеристику одного ученика. С этой целью изучить его личность в классном коллективе.
2. Участвовать в кружковой работе, помогать детям в организации спортивномассовой работы, художественной самодеятельности, учителю - предметных олимпиад.
Методическая и исследовательская работа:
1. Изучить план работы методического объединения учителей, классных руководителей.
2. Принять участие в заседаниях педагогических советов, семинарах и методических совещаниях учителей и классных руководителей. Провести анализ работы одного совещания методического объединения учителей.
3. Ознакомиться с опытом работы учителей школы по одной из методических или педагогических проблем.
4. Систематически вести анализ своей педагогической деятельности.
5. Провести педагогический эксперимент или сбор материала по теме выпускной квалификационной работы.
7 неделя
1. Принимать участие в подведении итогов педагогической практики вместе с учителями.
2. Оформить отчетную документацию (отчет о практике - индивидуальный план работы с отметкой о выполнении; конспекты урока; конспект внеклассного мероприятия; разработанные дидактические материалы; отчет по психологии; отчет по педагогике (собеседование по представленному дневнику).
3. Принять участие в конференции по итогам практики в педуниверситете.
Задача педагогических коллективов школ заключается в обучении студентов педагогическому мастерству, ознакомлении их с педагогическим опытом, в постепенном раскрытии перед студентами творческой лаборатории учителя, в увлечении их педагогической профессией. Ведущая роль в руководстве формированием педагогических умений принадлежит вузовским преподавателям (методистам, педагогам, психологам). Их функция заключается:
1) в разработке программы формирования педагогических умений и навыков;
2) в организации практической деятельности студентов и упражнений по овладению умениями;
3) в постановке перед студентами задачи овладения практическими умениями и навыками, раскрытии профессиональной и личностной значимости предстоящей деятельности, освещении ее перспектив (что создает у студентов целевую установку на овладение умениями);
4) в раскрытии системы педагогических умений, которыми необходимо овладеть, и содержания каждого умения как определенной совокупности действий и операций, составляющих его; ознакомление с научно обоснованными способами выполнения действий;
5) в контроле за уровнем сформированности умений и навыков, учете хода и результатов деятельности студентов [1].
Для выявления недостатков и затруднений в организации работы классного руководителя нами были опрошены студенты 4 курса биолого-химического факультета. После окончания педагогической практики они ответили на следующие вопросы:
1. Достаточно ли Вы были подготовлены к педагогической практике, а именно к работе в качестве помощника классного руководителя?
2. Какие затруднения Вы испытывали при выполнении функций классного руководителя?
3. Какие предложения Вы бы внесли по подготовке к педагогической практике?
Результаты исследований и их обсуждение. После анализа ответов респондентов
мы узнали, что все 32 опрошенных понимают важность педагогической практики в профессиональной подготовке. Большинство студентов (80%) отмечают, что в целом они к ней были подготовлены, но чувство страха присутствовало. В то же время значительные затруднения при организации воспитательной работы с классом выражают 9% опрошенных. После прохождения педпрактики студенты отмечают, что испытывали трудности в планировании своей учебно-воспитательной работы на весь период практики, в определении темы классного часа, в написании сценария или плана-конспекта внеклассного мероприятия. Причинами они считают то, что было недостаточно занятий по подготовке к работе классного руководителя. Большая часть студентов (78,46%) отмечает, что в результате практики они освоили умения конструировать содержание внеклассных занятий и проводить их. Основными формами организации внеклассной воспитательной работы были: беседы, КВНы, викторины, экскурсии, диспуты, классные часы.
Анализ педагогической практики показал, что студенты проводят не только мероприятия воспитательного характера, например, классный час «Вредным привычкам скажем НЕТ», КВНы «Мальчики - девочки», веселые старты, конкурсы, посвященные 23 февраля, 8 марта, но и мероприятия по профилю: «День птиц», биологические вечера, химические КВНы, географические турниры [4].
В ходе беседы студенты признались, что проводить внеклассное воспитательное мероприятие интереснее, но значительно сложнее. Чувство страха перед аудиторией, неуверенность стали для 73,3% практикантов препятствиями, осложнившими их взаимодействие с учащимися на занятиях.
Для повышения эффективности прохождения студентами педагогической практики в программу курса педагогики и психологии студенты рекомендуют включить практикумы по организации и проведению внеклассных мероприятий, занятия по использованию информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспишельном процессе, по обучению методам саморегуляции педагогической деятельности, по формированию умений педагогического общения и т. д.
Резюме. Основным критерием оценивания педагогической практики должно стать умение практического применения знаний, видение основ целей и задач своей деятельности и, исходя из целевых установок, выбор средств, методов, форм взаимодействия с учащимися, сформированность профессиональных умений и навыков у будущих учителей. Начинаться такое оценивание должно не в период педагогической практики и не в конце, а еще до нее, в ходе учебного процесса в вузе на практических занятия и лекциях, в процессе решения педагогических задач и ситуаций, проблемных вопросов теоретического материала и т. д. Только при таких условиях в оценке работы студента в период практики могут быть «объективность, всесторонний учет выполненного объема работы и анализ ее качества; единство требований руководителей практики в оценке качества работы студентов; учет индивидуальных особенностей каждого студента» [2].
ЛИТЕРАТУРА
1. Крылова, Н. Г. Теория и практика формирования готовности студентов педвуза к деятельности классного руководителя в сельской школе / Н. Г. Крылова, И. В. Павлов. - Чебоксары : ПБОЮЛ Л. А. Наумов, 2008. - 224 с.
2. Педагогическая практика в начальной школе : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, Л. В. Борикова, Н. И. Бостанжиева. - М. : Академия, 2000. - 272 с.
3. Педагогическая практика студентов биолого-химического факультета : учебно-методическое пособие / сост. Н. Г. Крылова, Е. Г. Шаронова. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед.ун-т, 2008. - 112 с.
4. Шаронова, Е. Г. Организация студентами воспитательной работы в школе в период педагогической практики / Е. Г. Шаронова, Н. Г. Крылова // Воспитательное пространство: проблемы, поиски, решения : сб. науч. тр. - Белгород ; Москва ; Чебоксары : Центр «Интеллект», 2009. - С. 205-207.
5. Щуркова, Н. Е. Классный руководитель: теория, методика, технология / Н. Е. Щуркова. - М. : Пе-добщество России, 1999. - 222 с.
6. Сергеева, В. П. Классный руководитель в современной школе / В. П. Сергеева. - М. : Педобщест-во России, 2000. - 116 с.