Научная статья на тему 'Подготовка будущих учителей к выполнению функций классного руководителя в процессе педагогической практики'

Подготовка будущих учителей к выполнению функций классного руководителя в процессе педагогической практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
586
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ / КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Gavrilova Nelly Gennadyevna

The article is devoted to the problem of preparation of a teacher to be for the activity of a form master in the course of teaching practice. The connection between academic pedagogical education and practical experience is realized in the course of pedagogical practice.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих учителей к выполнению функций классного руководителя в процессе педагогической практики»

УДК 378.147.88 : 371.213.1

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ВЫПОЛНЕНИЮ ФУНКЦИЙ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Н. Г. Гаврилова

ГОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»

Статья посвящена проблеме подготовки будущих учителей к выполнению функций классного руководителя в процессе педагогической практики. В ходе педагогической практики реализуется связь между теоретической подготовкой студентов к педагогической деятельности и практическим формированием опыта ее осуществления.

The article is devoted to the problem of preparation of a teacher to be for the activity of a form master in the course of teaching practice. The connection between academic pedagogical education and practical experience is realized in the course of pedagogical practice.

Ключевые слова: педагогическая практика, подготовка будущих учителей, классный руководитель.

В качестве средств подготовки студентов к выполнению роли классного руководителя выступают все предметы психолого-педагогического цикла, изучаемые студентами в педвузе: «Введение в педагогическую деятельность», «Общие основы педагогики», «Теория и методика воспитания», «Управление образовательными системами», «Нормативноправовое обеспечение образования» и т. д. В них раскрываются цель, задачи, функции, содержание деятельности классного руководителя.

В формировании профессиональной компетентности будущих классных руководителей важную роль играет внеаудиторная работа:

- конкурсы на составление плана работы классного руководителя, сценариев проведения воспитательных мероприятий, конспектов этических бесед, планов проведения вечеров, классных часов, вечеров встреч, дискуссий; педагогическая олимпиада и др.

- педагогическая практика в детском оздоровительном лагере, в городской и сельской школе; индивидуальное шефство над подростками, состоящими на учете в инспекции по делам несовершеннолетних;

- участие студента в художественной самодеятельности, физкультурно-спортивных мероприятиях, турпоходах по родному краю, в различных благотворительных мероприятиях и др.

Все это вместе взятое позволяет вооружить будущих классных руководителей целым набором профессионально важных для них знаний, умений и навыков, а также сформировать у них качества личности учителя-воспитателя.

Формированию практических умений и навыков организации воспитательной работы способствует педагогическая практика в школах, которая является важнейшим

компонентом профессиональной подготовки учителя, обеспечивающим соединение теоретической подготовки будущих учителей с их практической деятельностью в общеобразовательной школе. Она выполняет ведущую системообразующую роль в формировании активных, конкурентоспособных специалистов. Основными принципами организации педагогической практики студентов в школе являются:

- соответствие содержания педагогической практики и ее организации современным требованиям, предъявляемым к учителю;

- связь практики с изученным теоретическим материалом, развитие творческих способностей студентов;

- комплексный характер практики, предусматривающий осуществление межпредметных связей гуманитарных, специальных, психолого-педагогических и методических дисциплин;

- дифференциация и индивидуализация содержания и организации педагогической практики с учетом особенностей учебных заведений, выбранных в качестве базы проведения практики, личностных особенностей студентов, уровня их подготовленности.

В процессе педагогической практики создаются условия, в наибольшей степени способствующие подготовке будущих учителей к выполнению функций классного руководителя. Во-первых, студенты знакомятся с системой воспитательной работы школы, обязанностями классного руководителя, с технологией подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям. Во-вторых, происходит вооружение студента навыками самоконтроля, самообразования, самокоррекции педагогической деятельности. В-третьих, будущие учителя овладевают комплексом методов и средств обучения и воспитания школьников. В-четвертых, не только приобретается некоторая совокупность профессиональных умений и навыков, но и осмысливается структура педагогического труда как системы. Наконец, студенты получают возможность осознать взаимосвязь и взаимообусловленность научной педагогической теории и педагогической практики, что способствует формированию у них понимания педагогической деятельности как целостного процесса, основой которого служит синтез знаний по различным дисциплинам учебного плана.

Педагогическая практика проводится в соответствии с Положением о педагогической практике студентов Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, основывающемся на законах Российской Федерации и Чувашской Республики «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», требованиях государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, типовой инструкции по организации и проведению педагогической практики студентов, Уставе педуниверситета, положении

о базовом учебно-воспитательном учреждении, примерных программах практики, рекомендованных соответствующими учебно-методическими объединениями, программах различных видов практики, разработанных кафедрами педуниверситета, другими нормативными документами.

Практика студентов педуниверситета является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования. Ее основная цель - подготовка к осуществлению функций учителя-предметника и классного руководителя, к проведению системы учебно-воспитательной работы с учащимися.

Задачами педагогической практики являются:

- приобретение профессиональных качеств будущего педагога, отвечающих требованиям общества, а также личностных качеств специалиста;

- воспитание у студентов любви и уважения к будущей профессии;

- приобщение студентов к непосредственной практической педагогической деятельности, формирование у них профессиональных умений и навыков, необходимых для успешного осуществления учебно-воспитательной работы, освоение методики обучения и воспитания;

- установление и укрепление связи теоретических знаний, полученных студентами при изучении общественно-политических, специальных, психолого-педагогических дисциплин на практике;

- ознакомление студентов с современным состоянием учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях, с передовым педагогическим опытом, оказание помощи со стороны студентов в решении задач обучения и воспитания учащихся;

- организация взаимодействия и общения студентов с учащимися, изучение их индивидуальных и возрастных особенностей;

- выработка у студентов творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности, приобретение ими навыков анализа результатов своего труда, формирование потребности в самообразовании;

- привитие студентам навыков внимательного отношения к охране здоровья детей.

Содержание педагогической практики охватывает наиболее общие направления

учебно-воспитательного процесса в школе: учебная и воспитательная работа, управленческая, коммуникативная, диагностическая, а также научно-исследовательская деятельность. Студенты выполняют функции школьных учителей по предметам специальности и классных руководителей, реализуя воспитательную, коммуникативную, научно-

исследовательскую, диагностическую, управленческую деятельности.

Перечисленные виды деятельности предполагают:

• знакомство с организацией учебно-воспитательного процесса в классе и школе, с работой учителей-предметников и классных руководителей, классными коллективами (изучаются методический фонд класса учителя-предметника, классного руководителя, школы, технические средства и наглядные пособия, календарно-тематические планы, поурочные планы и конспекты учителей, другая школьная документация);

• подготовку, проведение и анализ уроков, а также внеклассных занятий по специальности и внеклассных воспитательных занятий, разработку и изготовление наглядных пособий и дидактических материалов;

• посещение и анализ пробных и зачетных уроков, внеклассных занятий по специальности и внеклассных воспитательных мероприятий;

• выполнение исследовательских заданий по педагогике, психологии, методике преподавания.

Основные направления деятельности студентов 4 (предвыпускного) и 5 (выпускного) курсов являются общими, однако каждая последующая практика отличается от предшествующих практик более высокой степенью самостоятельности и ответственности студентов, расширением объема и сложностью содержания работы.

В процессе педагогической практики у студентов должны сформироваться следующие профессиональные умения, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Профессиональные умения будущего учителя

Умения 4 курс 5 курс

Конструктивные - определять конкретные учебновоспитательные задачи с учетом социально-психологических особенностей коллектива; - планировать и анализировать учебновоспитательный процесс в психологических, дидактических, методических аспектах с учетом современных требований - разрабатывать дидактический материал и наглядные пособия; - проводить самоанализ, самооценку и корректировку собственной деятельности

Организаторские - рационально распределять время на уроке и выполнять намеченный план; - организовывать индивидуальную работу с группой, коллективом (класс, группа продленного дня); - проводить отдельные виды воспитательной работы с классом - управлять учебной деятельностью школьников и формировать у них общеучебные умения и навыки; - планировать и разрабатывать систему дидактических и методических задач и эффективно реализовывать их в собственной практической деятельности

Коммуникативные - использовать разнообразные формы и методы педагогического общения с детьми, родителями, коллегами - использовать разнообразные формы и методы педагогического общения с детьми, родителями, коллегами

Исследовательские - изучать личность каждого школьника, коллектив учащихся в целом с целью диагностики и проектирования их развития и воспитания -изучать передовой педагогический опыт (новые педагогические системы, современные технологии обучения и воспитания, альтернативные и инвариантные программы и учебники)

Педагогическая практика проводится в учебных учреждениях города и села с отрывом от учебных занятий в течение 6-7 недель. Студенты работают в качестве учителя-предметника и помощника классного руководителя (4 курс), в качестве учителя-предметника, классного руководителя (5 курс).

Первая практика проходит в городских школах, в процессе которой студенты знакомятся с опытом работы лучших педагогов. На пятом курсе студенты, закончившие сельскую школу, направляются в базовые школы ЧГПУ им. И. Я. Яковлева.

Методика исследований. Для оказания методической помощи студентам нами было разработано учебно-методическое пособие «Педагогическая практика студентов биолого-химического факультета», где раскрывались цель, задачи, содержание работы учителя-воспитателя для облегчения процесса адаптации студентов к деятельности в современной школе [3]. Также была разработана система заданий, которую получали студденты на период педагогической практики.

1 неделя

1. Изучить систему учебно-воспитательной работы школы в ходе беседы с администрацией школы и анализа школьной документации. Познакомиться с системой воспитательной работы в школе.

2. Изучить опыт руководства воспитательной работой. Изучить класс, в котором будет проходить практика, познакомиться с классным журналом, дневниками учащихся;

провести наблюдения за учащимися на уроках и внеклассных мероприятиях; беседы с учащимися, учителями и родителями.

3. Познакомиться с содержанием, формами, методами работы с разновозрастным коллективом. Изучить тематические учебные планы.

4. Посетить и проанализировать уроки, внеклассные мероприятия, проводимые учителями, классными руководителями.

5. Познакомиться с особенностями организации индивидуальной работы в школе.

6. Изучить опыт работы школы с родителями и социальным окружением.

7. Составить индивидуальный план работы на период педагогической практики.

8. Организовать работу в разновозрастной группе.

9. Организовать общешкольное коллективное творческое дело.

10. Создать условия для самореализации каждого ученика.

11. Стимулировать познавательную и творческую активность учащихся.

12. Создать благоприятный психологический климат для каждого ученика.

2-6 недели

I. Учебная работа по предмету

1. Самостоятельно разработать и провести не менее 12 уроков по предмету.

2. Подобрать или разработать необходимые для уроков дидактические материалы, наглядные пособия.

3. Посетить и провести анализ уроков, проводимых студентами в данной школе.

4. Обеспечить воспитывающий характер обучения.

II. Внеклассная работа по предмету

1. Изучить планы проведения учителем внеклассной работы по предмету.

2. Подготовить и провести внеклассное мероприятие по предмету.

3. Подготовить и провести внеклассное мероприятие.

4. Посетить и проанализировать внеклассные мероприятия, проводимые студен-тами-практикантами.

5. Систематически проводить индивидуальную работу с отдельными учащимися.

6. Оказать помощь учителям в оформлении учебных кабинетов.

III. Работа по педагогике и психологии По педагогике:

1. Ознакомиться с системой учебно-воспитательной работы школы.

2. Ознакомиться с системой воспитательной работы классного руководителя.

3. Изучить учащихся и классный коллектив.

4. Ознакомиться с управленческой деятельностью администрации школы.

5. Изучить опыт работы школы, классного руководителя с родителями, посещать классное родительское собрание.

6. Изучить систему работы школы по месту жительства.

7. Подготовить и провести не менее двух зачетных внеклассных воспитательных мероприятий.

По психологии:

1. Составить психолого-педагогическую характеристику одного ученика. С этой целью изучить его личность в классном коллективе.

2. Участвовать в кружковой работе, помогать детям в организации спортивномассовой работы, художественной самодеятельности, учителю - предметных олимпиад.

Методическая и исследовательская работа:

1. Изучить план работы методического объединения учителей, классных руководителей.

2. Принять участие в заседаниях педагогических советов, семинарах и методических совещаниях учителей и классных руководителей. Провести анализ работы одного совещания методического объединения учителей.

3. Ознакомиться с опытом работы учителей школы по одной из методических или педагогических проблем.

4. Систематически вести анализ своей педагогической деятельности.

5. Провести педагогический эксперимент или сбор материала по теме выпускной квалификационной работы.

7 неделя

1. Принимать участие в подведении итогов педагогической практики вместе с учителями.

2. Оформить отчетную документацию (отчет о практике - индивидуальный план работы с отметкой о выполнении; конспекты урока; конспект внеклассного мероприятия; разработанные дидактические материалы; отчет по психологии; отчет по педагогике (собеседование по представленному дневнику).

3. Принять участие в конференции по итогам практики в педуниверситете.

Задача педагогических коллективов школ заключается в обучении студентов педагогическому мастерству, ознакомлении их с педагогическим опытом, в постепенном раскрытии перед студентами творческой лаборатории учителя, в увлечении их педагогической профессией. Ведущая роль в руководстве формированием педагогических умений принадлежит вузовским преподавателям (методистам, педагогам, психологам). Их функция заключается:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) в разработке программы формирования педагогических умений и навыков;

2) в организации практической деятельности студентов и упражнений по овладению умениями;

3) в постановке перед студентами задачи овладения практическими умениями и навыками, раскрытии профессиональной и личностной значимости предстоящей деятельности, освещении ее перспектив (что создает у студентов целевую установку на овладение умениями);

4) в раскрытии системы педагогических умений, которыми необходимо овладеть, и содержания каждого умения как определенной совокупности действий и операций, составляющих его; ознакомление с научно обоснованными способами выполнения действий;

5) в контроле за уровнем сформированности умений и навыков, учете хода и результатов деятельности студентов [1].

Для выявления недостатков и затруднений в организации работы классного руководителя нами были опрошены студенты 4 курса биолого-химического факультета. После окончания педагогической практики они ответили на следующие вопросы:

1. Достаточно ли Вы были подготовлены к педагогической практике, а именно к работе в качестве помощника классного руководителя?

2. Какие затруднения Вы испытывали при выполнении функций классного руководителя?

3. Какие предложения Вы бы внесли по подготовке к педагогической практике?

Результаты исследований и их обсуждение. После анализа ответов респондентов

мы узнали, что все 32 опрошенных понимают важность педагогической практики в профессиональной подготовке. Большинство студентов (80%) отмечают, что в целом они к ней были подготовлены, но чувство страха присутствовало. В то же время значительные затруднения при организации воспитательной работы с классом выражают 9% опрошенных. После прохождения педпрактики студенты отмечают, что испытывали трудности в планировании своей учебно-воспитательной работы на весь период практики, в определении темы классного часа, в написании сценария или плана-конспекта внеклассного мероприятия. Причинами они считают то, что было недостаточно занятий по подготовке к работе классного руководителя. Большая часть студентов (78,46%) отмечает, что в результате практики они освоили умения конструировать содержание внеклассных занятий и проводить их. Основными формами организации внеклассной воспитательной работы были: беседы, КВНы, викторины, экскурсии, диспуты, классные часы.

Анализ педагогической практики показал, что студенты проводят не только мероприятия воспитательного характера, например, классный час «Вредным привычкам скажем НЕТ», КВНы «Мальчики - девочки», веселые старты, конкурсы, посвященные 23 февраля, 8 марта, но и мероприятия по профилю: «День птиц», биологические вечера, химические КВНы, географические турниры [4].

В ходе беседы студенты признались, что проводить внеклассное воспитательное мероприятие интереснее, но значительно сложнее. Чувство страха перед аудиторией, неуверенность стали для 73,3% практикантов препятствиями, осложнившими их взаимодействие с учащимися на занятиях.

Для повышения эффективности прохождения студентами педагогической практики в программу курса педагогики и психологии студенты рекомендуют включить практикумы по организации и проведению внеклассных мероприятий, занятия по использованию информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспишельном процессе, по обучению методам саморегуляции педагогической деятельности, по формированию умений педагогического общения и т. д.

Резюме. Основным критерием оценивания педагогической практики должно стать умение практического применения знаний, видение основ целей и задач своей деятельности и, исходя из целевых установок, выбор средств, методов, форм взаимодействия с учащимися, сформированность профессиональных умений и навыков у будущих учителей. Начинаться такое оценивание должно не в период педагогической практики и не в конце, а еще до нее, в ходе учебного процесса в вузе на практических занятия и лекциях, в процессе решения педагогических задач и ситуаций, проблемных вопросов теоретического материала и т. д. Только при таких условиях в оценке работы студента в период практики могут быть «объективность, всесторонний учет выполненного объема работы и анализ ее качества; единство требований руководителей практики в оценке качества работы студентов; учет индивидуальных особенностей каждого студента» [2].

ЛИТЕРАТУРА

1. Крылова, Н. Г. Теория и практика формирования готовности студентов педвуза к деятельности классного руководителя в сельской школе / Н. Г. Крылова, И. В. Павлов. - Чебоксары : ПБОЮЛ Л. А. Наумов, 2008. - 224 с.

2. Педагогическая практика в начальной школе : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, Л. В. Борикова, Н. И. Бостанжиева. - М. : Академия, 2000. - 272 с.

3. Педагогическая практика студентов биолого-химического факультета : учебно-методическое пособие / сост. Н. Г. Крылова, Е. Г. Шаронова. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед.ун-т, 2008. - 112 с.

4. Шаронова, Е. Г. Организация студентами воспитательной работы в школе в период педагогической практики / Е. Г. Шаронова, Н. Г. Крылова // Воспитательное пространство: проблемы, поиски, решения : сб. науч. тр. - Белгород ; Москва ; Чебоксары : Центр «Интеллект», 2009. - С. 205-207.

5. Щуркова, Н. Е. Классный руководитель: теория, методика, технология / Н. Е. Щуркова. - М. : Пе-добщество России, 1999. - 222 с.

6. Сергеева, В. П. Классный руководитель в современной школе / В. П. Сергеева. - М. : Педобщест-во России, 2000. - 116 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.