Научная статья на тему 'Подготовка студентов бакалавриата к педагогической практике'

Подготовка студентов бакалавриата к педагогической практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
963
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
МЕРОПРИЯТИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / СТУДЕНТЫ БАКАЛАВРИАТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солодкая Наталья Владимировна

В статье указаны цель, задачи и этапы педагогической практики; перечислены задания, выполнение которых поможет студентам бакалавриата в прохождении практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов бакалавриата к педагогической практике»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ Солодкая Н.В.

Солодкая Наталья Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики,

Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь

Аннотация: в статье указаны цель, задачи и этапы педагогической практики; перечислены задания, выполнение которых поможет студентам бакалавриата в прохождении практики. Ключевые слова: мероприятие, педагогическая практика, студенты бакалавриата.

Педагогическая практика - это обязательный этап профессионально-педагогической подготовки студентов. Практика проводится в соответствии с учебными планами.

Данная практика позволяет соединить теоретическую подготовку студентов бакалавриата с практической деятельностью.

Цель: приобретение опыта и практических умений и навыков педагогической деятельности в условиях реального педагогического процесса [2].

Задачи:

- углубить и закрепить теоретические знания;

- познакомить с системой работы в современных общеобразовательных организациях;

- помочь овладеть профессиональными педагогическими умениями учителя по профильному предмету и классного руководителя;

- способствовать приобретению практических умений и навыков планирования и организации учебной и внеклассной работы;

- формировать умения профессионального общения со всеми участниками образовательного процесса (учащимися, коллегами и родителями) [2].

Педагогическая практика проводится с отрывом от аудиторных занятий [2].

Студенты проходят практику в общеобразовательных учебных организациях (школах, лицеях, гимназиях, колледжах).

Педагогическая практика состоит из этапов. Рассмотрим особенности каждого этапа.

1. Подготовительный этап.

- Проведение установочной конференции

- Знакомство с профильной программой педагогической практики.

-Знакомство с базовой общеобразовательной организацией, преподавательским коллективом, в котором студент будет проходить педагогическую практику [2].

2. Предварительный этап «пассивная практика».

- Знакомство с составом класса, классным руководителем, учителем-предметником.

- Изучение планов работы классного руководителя на время педагогической практики.

- Посещение уроков класса, а также разных мероприятий (собрания родителей, классные часы) с целью более глубокого знакомства с классом.

- Составление собственного плана работы классного руководителя.

- Составление пробных конспектов мероприятий.

- Консультирование с классным руководителем по возникшим вопросам [2].

3. Основной этап.

- Составление конспектов уроков.

- Проведение уроков, воспитательных мероприятий, классных часов и др.

- Участие в любых текущих делах, мероприятиях класса (работа с электронными дневниками, беседа с родителями и т.д.).

- Анализ уроков и внеклассных мероприятий [2].

4. Заключительный этап.

- Заполнение отчета по итогам педагогической практики.

- Выполнение по кафедре педагогики следующих заданий:

1) Самоанализ студента воспитательной работы (для о/о);

2) Конспект воспитательного мероприятия (для о/о и з/о);

3) Анализ воспитательной работы на уроке (для з/о);

4) Субъективно затруднительная ситуация, возникшая в процессе

педагогической практики (для о/о направления «Педагогическое образование») [2].

Субъективно затруднительная ситуация, возникшая в процессе педагогической практики

1. Четкое, сжатое (компактное) описание возникшей субъективной затруднительной, т.е. значимой для Вас ситуации, с которой столкнулись в ходе педагогической практики.

2. Опишите принятое Вами решение ситуации, эмоции, сопровождавшие принятое решение, достигнутый результат, иные особенности педагогического решения субъективно затруднительной ситуации.

3. Предложите решение данной ситуации, когда ситуация из реальной превратилась в теоретическую. Как бы Вы поступили снова? [2]

Получение заключения учителя по учебной работе студента и заключения классного руководителя по воспитательной работе студента с выставлением оценок [2].

Предоставление отчета об итогах педагогической практики на кафедру педагогики с последующей регистрацией отчетных документов и получение оценки за выполненную работу и проведенное занятие [2].

Подготовительный и предварительный этапы можно условно назвать «пассивной» педагогической практикой, а основной и заключительный - «активной» [2].

Во время предварительного этапа практики студенты должны изучить планы работы классного руководителя на время педагогической практики, посетить разные мероприятия (собрания родителей, классные часы), составить собственный план работы классного руководителя, составить пробные конспекты мероприятий, во время основного этапа практики студенты бакалавриата должны подготовить и провести мероприятия, проанализировать внеклассные мероприятия, а на заключительном этапе педагогической практики студенты должны сдать конспект воспитательного мероприятия, следовательно, при подготовке студентов бакалавриата к практике большое внимание уделяем разделу «Теория воспитания».

Предлагаем студентам при изучении данного раздела разные задания.

Студентам бакалавриата предлагаем составить терминологический словарь. В словарь студенты должны включить термины: воспитание, воспитанник, воспитанность, воспитатель, воспитательная система, закономерности воспитания, классный руководитель, коллектив, концепция воспитания, мероприятие, методы воспитания, наказание, поощрение, приёмы воспитания, принципы воспитания, самовоспитание, форма воспитания и др.

На лекционных и семинарских занятиях студентам бакалавриата предлагаем разнообразные вопросы и задания, они представлены в таблице.

Таблица 1. Вопросы и задания для студентов

Темы Задания и вопросы для размышления

Тема 1. Сущность воспитания 1. Почему в педагогической литературе встречаются различные трактовки понятия воспитания. 2. Что такое воспитанность? Критерии и уровни воспитанности.

Тема 2. Закономерности и принципы воспитания 1. Чем отличаются закономерности и принципы воспитания? 2. Перечислите принципы воспитания, которые были определены еще античными мыслителями?

Тема 3. Классические и современные концепции воспитания 1. Какие знаете концепции воспитания? Охарактеризуйте их.

Тема 4. Воспитательные системы и их развитие 1. Что такое воспитательная система?

Тема 5. Содержание воспитания 1. Что следует понимать под содержанием воспитания? 2. Необходимо ли в содержании воспитания учитывать психологический аспект? Ответ обоснуйте.

Тема 6. Формирование готовности обучающихся к социальным отношениям 1. Что такое социальные отношения? 2. Перечислите компоненты конкурентоспособной личности. 3. Перечислите основные направления педагогической работы по формированию конкурентоспособной личности.

Тема 7. Методы воспитания 1. Какова сущность поощрения как метода воспитания? 2. Исследуйте, каким методам воспитания отдают предпочтение преподаватели? Почему? 3. Опишите педагогическую ситуацию, в которой воспитатель эффективно использовал методы воспитания.

Тема 8. Коллектив как объект и субъект воспитания 1.Дайте определение понятию коллектив. 2. Перечислите существенные признаки коллектива.

Темы Задания и вопросы для размышления

Тема 9. Педагогическое взаимодействие в воспитании Согласны или готовы поспорить? - Учить надо только тех, кто хочет учиться. - Хороший учитель должен ответить на любой вопрос.

Тема 10. Формы воспитания 1. Подберите по 5 разработок внеклассных мероприятий для школы к каждой теме: 1) воспитание патриотизма; 2) духовно-нравственное воспитание; 3) правовое воспитание; 4) физическое воспитание; 5) эстетическое воспитание; 6) экологическое воспитание; 7) экономическое воспитание. 2. Дайте сравнительный анализ преимуществ и трудностей, с которыми может встретиться педагог, организующий внеклассное мероприятие в средних и старших классах.

Тема 11. Самовоспитание 1. Из периодической печати привести примеры о результативности самовоспитания для формирования личности. 2. Что общего и что отличного у понятий самовоспитание и самообразование.

Тема 12. Функции и направления в работе классного руководителя 1.Составьте на учебный год тематику родительских собраний. 2. Перечислите функции классного руководителя. 3. Перечислите компетенции педагога, необходимые для успешной реализации функций классного руководителя. 4. В каких направлениях может работать классный руководитель? 5. Каковы цели взаимодействия классного руководителя с семьями школьников? 6. Разработайте конспект классного часа, направленного на поддержку ценностного самоопределения подростков, подготовьтесь к его обсуждению на занятии.

Тема 13. Работа школы, семьи и общественности 1. Проанализируйте на основе опыта своей семьи проблемы взаимодействия классного руководителя с родителями. 2. Напишите конспект тематического родительского собрания.

Студентам бакалавриата предлагаем написать рефераты, выступить на семинарском занятии с докладами.

Темы докладов и рефератов:

1. Многоаспектность и многоуровневость понятия воспитание.

2.Современные подходы к пониманию воспитания: аксиологический, социальный, и др.

3. Взаимосвязь принципов обучения и воспитания.

4. Современные концепции воспитания.

5. Школьная воспитательная система и критерии ее эффективности.

6. Социальные отношения: определение, виды.

7. Основные направления педагогической работы по формированию конкурентоспособной личности.

8. Поощрение как метод воспитания

9. Наказание как метод воспитания

10. Соревнование как метод воспитания

11. Сущность и характеристики педагогического взаимодействия в воспитании.

12. Взаимосвязь содержания и форм воспитания.

13. Роль самовоспитания в жизни человека.

14. Функции классного руководителя.

15. Компетенции педагога, необходимые для успешной реализации функций классного руководителя.

16.Роль семьи в подготовке детей к школе.

17. Обзор современных вариантов взаимодействия школы, семьи и общественности. Студентам предлагаем написать эссе.

Темы эссе:

1. Мой идеал классного руководителя.

2. Когда я буду классным руководителем, то я обязательно включу в план воспитательной работы...

Студентам бакалавриата предлагаем составить синквейны с понятиями: воспитание, воспитанник, воспитатель, коллектив, мероприятие, наказание, поощрение, самовоспитание, семья. Студентам предлагаем составить кластеры:

- принципы воспитания;

- современные концепции воспитания;

- методы воспитания;

- формы воспитания;

- функции классного руководителя.

Предлагаем студентам бакалавриата педагогические ситуации. Примеры педагогических ситуаций:

1. Учительница на перемене услышала, как учащиеся седьмого класса матерятся. Что делать?

2. Выйдя из школы, учительница увидела учеников из пятого класса, мучающих котёнка. Что делать?

Большинство студентов отмечают то, что разбор педагогических ситуаций помогает им справиться с субъективно затруднительными ситуациями, возникшими в процессе педагогической практики.

Данные задания помогают студентам бакалавриата закрепить теоретический материал, подготовиться к практике.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перед педагогической практикой проводится установочная конференция, на которой студенты знакомятся с целью, задачами и этапами практики, узнают задания по педагогической практике. Студенты бакалавриата задают вопросы. Во время подготовительного этапа практики студенты знакомятся с базовой общеобразовательной организацией, преподавательским коллективом, в котором будут проходить педагогическую практику.

Поиск ответов на вопросы, выполнение заданий, участие в установочной конференции помогает студентам бакалавриата подготовиться к практике и успешно её пройти.

Список литературы

1. Войтюк В.П. Обеспечение преемственности школы и вуза через педагогическую практику // Материалы всероссийской научно-практической конференции. II Ялтинские научные чтения. Крым в истории России: прошлое и настоящее. Редколлегия: А.В. Глузман,

3.Ш. Бекирова, Л.П. Нелина (отв. ред.) [и др.]. Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал» (Симферополь), 2017. С. 147-151.

2. Гашева Л.В., Шлыкова Н.И. Методические рекомендации по организации и проведениюпедагогической практики по направлениям подготовки бакалавриата. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psu.ru/podrazdelemya/osnovnye-podrazdelemya/osnovnye-uchebnye/kafedra-pedagogiki/ (дата обращения: 18.06.2018).

3. Юдакова С.В. Педагогическое самообразование студентов вузов в период практик в школе // Сборник научных трудов по материалам международной заочной научно-практической конференции: в 5 частях. Наука и образование в XXI веке. Издательство: ООО «Консалтинговая компания Юком» (Тамбов), 2012. С. 158-161.

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Быков С.А.1, Ладунова Ю.А.2

'Быков Сергей Александрович — кандидат педагогических наук, доцент, кафедра общей и социальной педагогики, 2Ладунова Юлия Алексеевна — студент, направление: педагогическое образование: начальное образование, Тюменский государственный университет, г. Тюмень

Аннотация: в статье анализируется проблема развития эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР и его влияния на успешность в обучении. Освещены особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР. Представлены результаты апробации программы развития эмоциональной сферы детей с ЗПР на уроках литературного чтения в начальной школе. Ключевые слова: задержка психического развития, эмоциональная сфера, эмоции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.