Научная статья на тему 'Самостоятельная работа учащихся как средство формирования конкурентоспособного специалиста'

Самостоятельная работа учащихся как средство формирования конкурентоспособного специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузбагарова Л.А.

Использование современных педагогических технологий способствует формированию конкурентоспособного специалиста, умеющего логически мыслить, анализировать и применять свои знания на практике. Основополагающим условием обеспечения профессиональной готовности выступает рефлексивный анализ собственной деятельности выпускника, основанный на самообучении, саморазвитии и самоанализе.Автор қаржы саласыньщ мамандарын дайындауда өзіндік жұмыстың мәнін атады және өзіндік жұмыстың элементтерін қоданудағы өзінің тәжірибесімен бөліседі.The author tells the meaning of independent work in preparing of specialists in the field of finance and it is divided on own experience using the elements of independent work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа учащихся как средство формирования конкурентоспособного специалиста»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА

Кузбагарова Л.А.

Ключевые слова: самостоятельная работа, качество образования, производственная практика, конкурентоспособность, активные методы обучения, методы самостоятельной работы

В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы одной из программных целей выступает «формирование интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире, развитие конкурентоспособного человеческого 60 капитала для экономического благополучия страны».

Использование современных педагогических технологий способствует формированию конкурентоспособного специалиста, умеющего логически мыслить, анализировать и применять свои знания на практике. Основополагающим условием обеспечения профессиональной готовности выступает рефлексивный анализ собственной деятельности выпускника, основанный на самообучении, саморазвитии и самоанализе.

Идея управления качеством продукции, а затем и труда родилась в промышленности, где ее реализация решала задачи, прежде всего экономические, такие как: стандартизация, унификация деталей и инструментов в целях снижения затрат ресурсов и экономии труда, оптимизация проце-

В Е СТ Н И К«6РЛЕУ»-К8Т_

дур управления. Но, по мере развития и освоения проблем системного управления качеством круг решаемых задач постепенно расширялся и в настоящее время охватывает сферы управления качеством образования. Такая ситуация закономерна, поскольку менеджмент качества отражает всеобщую тенденцию системного охвата явлений.

Основной задачей деятельности педагога в системе профессионального образования является формирование такого специалиста, который сможет обеспечивать не только свое всестороннее развитие, но и всей компании. Для реализации данной задачи используется метод самостоятельной работы (традиционные, интерактивные, эвристические и др. самостоятельные работы).

Виды самостоятельной деятельности, прежде всего, определяют исходя из уровня подготовленности обучающегося, его мировоззрения, накопленного опыта, знаний и умений по другим учебным дисциплинам и предметам.

На начальном этапе обучения можно использовать следующие виды самостоятельной работы:

- работа с новым учебным материалом (цель - доведение нового ма-

1/2013

териала до обучаемого);

- учебные задания на осмысление, систематизацию изучаемых тем, самоконтроль, обобщение и др.

На последующих этапах обучения учащимся могут предлагаться творческие задания:

- компенсаторные рефераты (творческие работы);

- кейсы, деловые игры по модулям дисциплины;

- индивидуальные отчеты в ходе учебной практики, курсовые работы;

- комплексная выпускная работа.

На уроках чаще используются задания самостоятельной работы при работе с нормативно - законодательными документами, при решении задач, ситуаций, при работе с формулами, схемами, учебниками, информацион-

ным на всех этапах урока:

при опросе - заполнение схем на

основе изученного материала;

при изучении нового материала

- работа с нормативно - законодательными документами на уроках дисциплины «Финансы предприятий» при изучении следующих тем: «Налогообложение предприятий», «Финансовая несостоятельность предприятий», «Лизинг», «Акционерное общество».

Учащимся задается круг вопросов, при ответе на которые они знакомятся с основными понятиями, используемыми в Законе, запоминают дату и номер, порядок расположения глав и статей, их содержание, учатся применять отдельные положения Закона при решении конкретных ситуаций.

Кроме этого, для самостоятельного изучения той или иной темы разрабатываю опорные конспекты, 1/2013_

сигналы, что позволяет учащимся посредством символов, знаков, блок-схем лучше воспринимать и запоминать материал.

Самостоятельное решение задач практикуется достаточно широко, в том числе по темам «Анализ платежеспособности и кредитоспособности предприятия», «Определение финансовых результатов деятельности предприятий», «Определение выгодности вложения средств предприятием» и др. При решении задач учащийся должен применить все свои знания, он учится логически мыслить, проводить межпредметную связь, примерять ситуацию на себя. Результатом работы является решенная задача, а также проделанный учащимися анализ, на основе которого они намечают пути улучшения ситуации.

Работа со схемами проводится при изучении тем:

1. «Инвестиционная деятельность», когда учащимся дается задание зарисовать схематично объекты инвестиционной деятельности;

2. «Политика акционерного общества на рынке ценных бумаг» - здесь учащиеся должны отразить структуру финансового рынка;

3. «Финансовые ресурсы и фонды предприятий»; учащиеся схематично представляют источники финансовых ресурсов предприятия, подразделяя их на собственные и заемные.

Особенно следует отметить, как учащиеся самостоятельно знакомятся с содержанием и строением бизнес -плана, и на этой основе составляют свой бизнес - план воображаемого предприятия. При этом оценивается _ВЕСТНИК «6РЛ ЕУ» ■ КвТ

61

не только правильность составления, но и реальность предоставляемого материала.

С 1 января 2009 года были внесены существенные дополнения и изменения в Налоговый кодекс Республики Казахстан. С целью ознакомления с данными изменениями при изучении темы «Налогообложение малого предпринимательства» были разработаны задания для самостоятельной работы. Учащимся было предложено ознакомиться с выписками из нового Налогового кодекса РК и решить ситуации, в процессе решения которых учащиеся знакомятся с изменениями.

Учащиеся самостоятельно работают с различными источниками: специальной литературой по экономике, финансам, бухгалтерскому учету, ана-62 лизу финансовой отчетности, микроэкономике, макроэкономике, статистке. К таким источникам дополнительно относятся материалы глобальной информационной сети Интернет, электронные учебники. Учащимся при этом необходимо научиться читать источники, выделять главное, делать выжимки, краткие записи, набирать материал с использованием персонального компьютера, делать выводы по проделанной работе.

Большое значение для активизации самостоятельной работы учащихся имеет производственная практика, которая предполагается основой профессионального образования будущих специалистов. В процессе про-

изводственной практики осваивается система способов профессиональной деятельности, развивается практическое мышление, профессионально важные личностные качества.

Содержание и организация производственной практики определяют качество подготовки будущего специалиста. При этом задача адаптации студентов к условиям производства является самостоятельной научной проблемой. Самостоятельная работа находит отражение при прохождении учащимися профессиональной практики, оформлении дневника - отчета. Здесь уже прививаются другие навыки: умение общаться с людьми, применять на практике полученные теоретические знания, самостоятельно оформлять документацию, производить расчеты, работать в компьютерной программе «1С - Бухгалтерия» и др.

Успешное обучение и воспитание - это высокое качество и эффективность любого вида занятия. Каждая технология выполняет свою учебно-воспитательную роль, но все они взаимосвязаны. Активные методы обучения дают высокий учебно-воспитательный результат, способствуют привитию интереса к предмету, к выбранной специальности, приобщают учащихся к умственному труду, к активной жизненной позиции, к формированию творческой личности.

ВЕСТНИК «6РЛ ЕУ» ■ КЭТ

1/2013

Литература:

1. Государственная программа развития образования Республики Ка захстан на 2011-2020 годы.- Астана: МОН РК, 2011

2. Лестева, Е.В. Обучение студентов колледжа основам исследовательской деятельности // Среднее

3. Савельева, И.В. Организация внеаудиторной самостоятельной работы // Среднее профессиональное образование. - 2006. - № 12.

профессиональное образование. -- 2008. - №1

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕТОДИСТОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ОБРАЗОВАНИЮ, ОРИЕНТИРОВАННОМУ НА РЕЗУЛЬТАТ

Набатникова Т. И.

Ключевые слова: методист, модернизация образования, повышение квалификации, образование, ориентированное на результат, система методичес- 63 кой работы, дистанционные курсы

Конструктивные изменения, происходящие в отечественной системе образования, являются движущей силой в создании качественно нового наполнения методического пространства. Эти преобразования нацеливают методические службы на совершенствование деятельности по формированию компетентного учителя. Это очень сложная и ответственная задача.

Безусловно, каждое изменение должно, с одной стороны, сохранить и усовершенствовать то ценное, что имеется в методической работе; с другой, оно должно быть направлено на преодоление имеющихся раньше проблем методической работы. Это формальный подход к определению 1/2013

методических тем, планированию самообразовательной работы, недостаточное стратегическое видение, доминирование репродуктивного осуществления отдельных видов деятельности, наличия методических «рецептов».

Создать гибкую мобильную систему методической работы, отвечающую новым требованиям, возможно при качественной подготовке современных методистов.

В педагогической литературе, на образовательных сайтах можно увидеть много различных толкований понятия «методист». К примеру, методистом «именуют педагога, который разрабатывает новые методы преподавания» [1], «методист - это специа-_ВЕСТНИК «6РЛ ЕУ» ■ ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.