J
L
Эти возможности, на наш взгляд, заключаются в:
• сохранении культурной преемственности и устойчивом, бережном духовно-нравственном развитии личности;
• производстве и воспроизводстве человека как субъекта культуры и деятельности в его онтологической полноте;
• сохранении отечественной культуры, отечественных традиций воспитания и образования в современных интеграционных процессах;
• возможности пробудить человеческое в человеке (его духовность, нравственность, волю к индивидуальному развитию, интерес к самопознанию и самоопределению);
• поддержке идеи диалога культур в современном поликультурном, глобализирующемся мире;
• создании глобальной системы информации, интегративных программ и учебников, ориентированных на взаимодействие и интеграцию личности в мировое образовательное пространство.
Примечания
1. Арнольдов, А. И. Живой мир социальной педагогики. (В поддержку актуальной науки) / А. И. Арнольдов. — Москва, 1999.
2. Егоров, В. С. К понятию открытости образования / В. С. Егоров // Синергетика и образование / [отв. ред. B.C. Егоров]. — Москва, 1997.
3. Реймерс, Н. Ф. Экология: (теории, законы, правила, принципы и гипотезы) / Н. Ф. Реймерс. — Москва: Россия молодая, 1994.
ЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ
Т. К. Солодухина, А. Н. Свиридюк
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматриваются теоретико-методологические подходы к этнокультурному воспитанию младших школьников в учреждениях образования и культуры. Дается сущностная характеристика принципов этнокультурного воспитания и основных направлений его развития: моно- и полиэтнического.
Ключевые слова: этнокультурное воспитание, моно- и полиэтническая сущность этнокультурного воспитания.
The article considers the theoretical and methodological approaches to ethnic and cultural education of elementary school pupils in institutions of education and culture. Given the characteristic principles of ethno-cultural education and the basic directions of its development: mono - and multi-ethnic. Key words: ethno-cultural education, mono- and polyethnicnatureofethno-culturaleducation.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (50) ноябрь-декабрь 2012 211-216 211
ЖМ 1997-0803 * Вестник МГУКИ * 2012 * 6 (50) ноябрь-декабрь ^
Обращение к проблеме этнокультурного воспитания в практике деятельности учреждений культуры определяется социально-политическими и духовными переменами. Сегодня необходимо преодоление отчуждения школьников от культурно-исторического наследия своего этноса и от культуры соседних народов, поскольку народная культура является основой межкультурного взаимодействия и общения, позволяет народам сохранять и развивать свою национальную самобытность и в то же время органично сосуществовать в мировом сообществе.
В ряде документов, таких как Национальная доктрина образования, государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013—2020 годы, «Концепция художественного образования в РФ», ряд нормативных документов и программ ООН и ЮНЕСКО: «Концепция устойчивого развития», «Рекомендации по сохранению фольклора», «Шедевры устного и нематериального наследия народов мира» и др., подчеркивается, что взаимодействие культуры и образования, основанное на ценностях этнических культур и педагогических достижениях народов, есть действенный источник воспитания личности. Вовлечение подрастающего поколения в процесс изучения и практического освоения этнокультурного наследия (материального, духовного, социального) позволяет личности через традиционную культуру постичь ее моноэтническую глубину и полиэтническую широту.
Представляя собой сложное междисциплинарное явление, этнокультурное воспитание является предметом изучения многих ученых педагогов.
Так, Л. М. Захарова отмечает, что этнокультурное воспитание — это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения,
духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей (6).
По мнению Г.И. Губа этнокультурное воспитание — это обеспечение наследования детьми лучших нравственных традиций, ценностей и стереотипов поведения, характерных для данного народа, освоение которых способствует вхождению ребенка в российское и затем мировое пространство (3).
А.А. Басова указывает, что этнокультурное воспитание — это не просто определенная совокупность знаний, ценностных представлений конкретной этнической общности, которая через знаково-символические основы обеспечивает осознание, воспроизводство морально-этических и эстетических воззрений своего народа, но и понимание, уважительное отношение к его культуре в сочетании с аналогичным отношением к культурам других народов (2).
А.Б. Афанасьева отмечает, что этнокультурное образование представляет собой целостный процесс изучения, деятельностного освоения этнокультурного наследия и воспитания личности на этнокультурных традициях, процесс становления личности в осмыслении синхронных и диахронных информационных связей, учитывающих полиэтническую горизонталь географического пространства и историко-временную вертикаль развития этноса и суперэтноса в структуре развития мировой культуры (1).
Таким образом, этнокультурное воспитание — это целенаправленное взаимодействие поколений, в результате которого у подрастающего поколения формируются этническое самосознание, адекватное отношение к себе как члену этноса, чувство гордости за свою нацию, положительное отношение к родному языку, истории и культуре своего народа, а также уважение и толерантное отношение к представителям других этносов.
Анализ многочисленных исследований
позволил нам выявить два противоположных подхода к рассмотрению этнокультурного образования.
Первый — углубление в моноэтническую культуру, возврат к её корням. Это отразилось на активном интересе к этнонациональ-ной и региональной специфике в образовании, в разработке этнопедагогической проблематики. Второе направление — полиэтническое, или глобальное образование и воспитание.
Первое направление имеет давнюю педагогическую традицию учета национального фактора в обучении и воспитании ребенка. В трудах П.Ф. Каптерева, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, Н.Д. Бартрама и др. была разработана теория и практика использования культурно-исторического опыта народа, а также учтено своеобразие воспитательных традиций в работе образовательных учреждений: детских садов и школ. Национальные черты характера, на формирование которых нацелено воспитание детей, диктуют свой особый стиль взаимоотношений между взрослыми и воспитанниками. Учитывая традиции русского народа, особенности детского восприятия, главными предметами изучения в российских школах и детских садах, по мнению П.Ф. Каптерева, должны стать: природа родного края; родной язык; устное народное творчество; историко-этнографические рассказы о своем и других народах, помогающие развитию детских представлений об этническом многообразии мира.
В советский период этнокультурное воспитание реализовывалось за счет использования музыкального и танцевального, устного народного творчества народов России. Народное художественное творчество в 1940—60-е годы в практике этнокультурного образования рассматривалось и как средство воспитания любви к Родине, к своему народу, и как средство развития детского творчества, и как средство приобщения к культуре других народов. На развитие этнокультурного воспитания оказали влияние труды Г.Н. Волкова и его идея этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в школе.
В 80—90-е годы XX века педагогической
общественностью ясно осознается потребность в реформировании школы, в гуманизации образовательного процесса на основе этнокультурного компонента содержания образования. В Законе РФ «Об образовании» (1992) одним из принципов государственной политики в области образования был определен принцип единства федерального культурного и образовательного пространства. Система образования должна была защищать и развивать национальные культуры, региональные культурные традиции и особенности в условиях многонационального государства. В связи с этим в России активизировались национально-образовательные новации и движения, что отразилось:
• в изменении содержательной составляющей образования, в углубленном изучении различных аспектов этнопедагогики как корневой системы воспитания ребенка;
• в защите диссертаций, посвященных особенностям обучения и воспитания на этнокультурных традициях различных народов нашей страны;
• в разработке концепций этнокультурного образования в ряде регионов России, включая Москву.
В исследованиях этнокультурной составляющей в модернизации образования, которые были проведены в регионах России (А.Ю. Белогуров, Е.В. Бондаревская, Т.С. Буторина, В.И. Загвязинский, Т.К. Солодухина, Л.Л. Супрунова, В.К. Шаповалов и др.), отмечается, что одностороннее углубление в моноэтническую традицию приводит к нарушению равновесия в целостном образовательном пространстве многонациональной России, сказывается на становлении идентичности личности.
Полиэтническая мозаика большинства регионов потребовала гибкой образовательной политики, в основе которой — соблюдение принципа равенства всех национальностей. Таковой явилась политика поликультурного воспитания, которая получила свое развитие в конце ХХ века в российской педагогической науке. Это второй вектор. Полиэтническое и даже глобальное образование и воспитание имеют разные толкования:
J
L
ISSN 1997-0803 * Вестник МГУКИ . 2012 . 6 (50) ноябрь-декабрь ^
• поликультурное (З.А. Малькова, А.А. Сыродеева, Л.Л. Супрунова, В.А. Ершов и
др.);
• мультикультурное (Г.В. Палаткина, А.В. Шафрикова и др.);
• многокультурное (Г.Д. Дмитриева, М.Л. Воловикова и др.).
Суть всех концепций — формирование толерантной личности, способной на основе диалога активно взаимодействовать с представителями других культур. Поликультурное воспитание — это комплексный разносторонний процесс социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций и норм.
Одним из основных направлений поликультурного воспитания является формирование социального стандарта — модели ожидаемого социальной общностью поведения со стороны ее членов. Поликультурное воспитание на основе наполнения ценностями общечеловеческой, национальной и индивидуальной культуры обеспечивает единство и преемственность отечественных и мировых культурных традиций.
Следовательно, проблему приобщения молодого поколения к историческому наследию как своего этноса, так и соседних народов, а также органичного вхождения в мировое культурное пространство в равной степени решает этно- и поликультурное воспитание.
В сферу задач этнокультурного воспитания входят:
• сохранение и осознание устойчивых констант традиционной культуры народа;
• усвоение отечественных, проверенных временем истоков, форм и методов культурного взаимодействия народов;
• поиск баланса между этнокультурными, поликультурными и общечеловеческими ценностями в учебно-воспитательной системе. Такой баланс обеспечивает этнокультурную и гражданскую идентификацию личности и является средством гармонизации межэтнических отношений.
Анализ многочисленных научных исследований позволил нам определить ключевые методологические идеи этнокультурного
воспитания.
Во-первых, это максимальная социальность, обращенность этнокультурного воспитания к решению задач, связанных с развитием и становлением человека, спецификой вхождения в мир культуры. Социальность неразрывна как с культурой родного народа, так и с общечеловеческими ценностями культуры. Воспроизводство культуры как целостного феномена на уровне отдельной личности есть мера его естественной или культурной социальности.
Во-вторых, это культуросообразность воспитания как соотношение этнических и общечеловеческих традиций. Этнокультурные детерминанты воспитания сопрягают культуру со средой обитания народа, различными формами отражения происходящего и переживаемого человеком (ритм, музыка, поэзия, живопись и пр.). Усиление этнокультурной детерминанты позволит нейтрализовать влияние негативных внешних факторов, создаст условия для культурной самореализации личности, воспитания нравственной и эстетической разборчивости детей.
В-третьих, это диверсифицированность этнокультурного образования и воспитания, обеспечивающая разные уровни этнокультурного воспитания, связанные с различными образовательными учреждениями и учреждениями культуры, характерными видами деятельности и культивируемого знания, сроками обучения, с временными периодами, характеризующими их обновляемость.
Перечисленные методологические положения позволяют нам определить принципы этнокультурного воспитания.
Принцип персонификации и социальности. Персонификация этнокультурного воспитания позволяет проектировать значимые сферы индивидуального этнокультурного опыта школьника, к которым можно отнести жизнь ребенка в семье, принятие ее традиций, уклада, усвоение фрагментов знаний по народной культуре, имеющих пространственно-временную локализацию, делающих их персонально значимыми. Следует понимать, что развивающаяся структура личности,
обладая автономностью, собственной энергетикой, определяет динамику развития всех компонентов личности, индивидуальные способы и темпы освоения этнической и полиэтнической культуры. Это позволяет наметить объем информации и индивидуальную траекторию, способы освоения личностью этнокультурного пространства. Социальность определяет технологию введения ребенка в мир этнической культуры с учетом коллективных форм жизнедеятельности личности, потребности в соотнесении себя с определенными социальными нормами группы. В русской культуре это отражение личности в общинности, что означает включение человека в общую модель развития этнического и территориального сообщества, оценку успешности жизнедеятельности личности этим сообществом.
Принцип этнокультуросообразности и поликультурности. Этнокультуросообразность жизни школьников должна дополняться муль-тикультурностью, проявляющейся в развитии мировых коммуникационных систем, интеркультурном взаимодействии международных организаций, что подчеркивает многокультур-ность человеческого бытия, равноправность культур в социальной жизни, необходимость взаимодействия как способа приумножения созидательных возможностей человека.
Поликультурность среды обеспечивает расширение для личности пространства жизне-строительства, в большей степени развивая и удовлетворяя личностные запросы и потенции. Соответственно, этнокультурное воспитание обязано помочь школьнику осуществить культурный выбор, обеспечить необходимый уровень личностной ориентированности в социуме. Для адаптации школьников в социуме необходимы творчество, умение пользоваться разнохарактерной культурной информацией, владение разными технологиями диалогического и полилогического взаимодействия.
Принцип ориентационности, согласования и интеграции. Выступает в качестве теоретического основания отбора содержания воспитательной деятельности в целостной
этнокультурной образовательной системе, включающей:
• пропедевтику, или формирование первоначальных элементарных знаний; организацию внеклассной этнокультурной деятельности;
• отбор содержания этнокультурных технологий воспитания с учетом потребностей и направленности личности в освоении разнонаправленной информации;
• специфику деятельности педагога-воспитателя.
Реализация указанных принципов возможна в национально-культурной, предметно развивающей среде, основообразующим феноменом которой является народная художественная культура. Создание такой среды функционально обеспечивает разнообразную деятельность школьников, формы и способы приобщения к этнонациональной культуре.
Таким образом, анализ педагогических исследований и социально-культурной практики позволил нам определить структуру этнокультурного воспитания школьников в учреждениях культуры и образования.
1. Пропедевтический компонент: этнокультурное пространство (национально-культурная среда), создаваемое в семье, учреждениях культуры, учреждениях дополнительного образования, где осуществляется первое знакомство с историей народа, его культурой, национальными обрядами, ритуалами и обычаями.
2. Фундаментальный (образовательно-воспитательный) компонент, который обеспечивают учреждения общего образования, учреждения культуры, этнонациональ-ные культурные центры и объединения. Обязательным условием данного компонента является изучение родного языка, традиционной, национальной и мировой культуры. Национально-культурная, предметно развивающая среда учреждения культуры рассматривается и разрабатывается как педагогическая система, воздействующая на ученика, вовлекая его в процесс освоения этносоциального опыта. Создаваемая с помощью народной художественной культуры средовая коммуникация обеспечивает связь прошлого
ЖМ 1997-0803 * Вестник МГУКИ . 2012 * 6 (50) ноябрь-декабрь ^
и настоящего как живого со-бытия, необходимый объем культурных ценностей (познавательный опыт), деятельность в культурной традиции (опыт освоения), творческий продукт (ценностный опыт).
Народная художественная культура как предметно развивающая среда выступает, во-первых, через синкретизм народного творчества, который определяет формы организации занятий (праздники, посиделки, мастерские и пр.); во-вторых, через технологию фольклорного обучения, предполагающего творчество, импровизационность, вариативность, характерные для законов развития народной художественной культуры. Формируемые знания основных законов художественной жизни народа, умения видеть, слышать, чувствовать за простотой песни, сказки жизненные ситуации позволяют познавать художественные ценности народа по-своему, что благоприятно влияет на лич-
ностный рост школьников.
3. Деятельностный компонент (погружение в этнокультурную практику) обеспечивается учреждениями культуры, учреждениями системы дополнительного образования, национальными этнокультурными центрами. Именно в этих учреждениях реализуются программы приближения этнокультурного образования и воспитания к практическим потребностям подрастающего поколения.
Таким образом, теория и практика этнокультурного воспитания позволяют на новом уровне решать задачу введения ребенка в мир родной и мировой культуры, формируя гражданские и патриотические качества личности. Структура этнокультурного воспитания, реализуемого в учреждениях культуры, выявленные принципы обеспечивают понимание и принятие подрастающим поколением ценностей и традиций не только родной культуры, но и других народов России.
Примечания
1. Афанасьева, А. Б. Этнокультурное образование в России: теория, история, концептуальные основы / А. Б. Афанасьева. — Санкт-Петербург: Изд-во ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2008.
2. Басова, А. Н. Этнокультурное образование как фактор формирования основ национального менталитета у школьников : дис. ... канд. пед. наук / А. Н. Басова. — Кострома, 2002. — 176 с.
3. Губа, Г. И. Этнокультурное воспитание дошкольников и младших школьников в театральной деятельности : дис. ... канд. пед. наук / Г. И. Губа. — Курск, 2007. — 168 с.
4. Дмитриева, Г. Д. Многокультурное образование / Г.Д. Дмитриева. — Москва: Народное образование, 1999.
5. Ершов, В. А. Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школы : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. А. Ершов. — Москва, 2000.
6. Захарова, Л. М. Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста / Л. М. Захарова // Педагогическое образование и наука. — 2011. — № 2. — С. 64—68.
7. Кожахметова, К. Ж. Этнокультурное воспитание / К. Ж. Кожахметова // Мир образования — образование в мире. — 2000. — № 3.
8. Морева, О. Л. Этнопедагогизация процесса полихудожественного воспитания младших школьников : автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. Л. Морева. — Москва, 2000. — 18 с.
9. Палаткина, Г. В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях / Г. В. Палаткина // Педагогика. — 2002. — № 5. — С. 41—47.
10. Супрунова, Л. Л. Поликультурное образование в современной России: поиск стратегии / Л. Л. Супрунова // Магистр. — 2000. — № 3. — С. 77—81.
11. Шаповалов, В. К. Этнокультурная направленность российского образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В. К. Шаповалов. — Москва, 1997.
12. Шафрикова, А. В. Мультикультурный подход к обучению и воспитанию школьников : дис. . канд. пед. наук / А. В. Шафрикова. — Казань, 1999. — 20 с.