Научная статья на тему 'Этнокультурное образование подрастающего поколения в национально-культурном центре'

Этнокультурное образование подрастающего поколения в национально-культурном центре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1237
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ / ETHNIC AND CULTURAL EDUCATION / ETHNO-CULTURAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солодухина Татьяна Константиновна, Солодухина Владимир Иосифович

В статье рассматриваются вопросы теории и практики организации этнокультурного образования молодёжи в национально-культурном центре. Показаны варианты организации деятельности центров по воспитанию личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Солодухина Татьяна Константиновна, Солодухина Владимир Иосифович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOCULTURAL FORMATION OF YOUNGER GENERATION IN THE NATIONAL CULTURAL CENTER

The article considers of the questions theory and practice organization the ethno-cultural education of youth in nation cultural center. Yon can see the variations of organization activity of the centers for education o personality.

Текст научной работы на тему «Этнокультурное образование подрастающего поколения в национально-культурном центре»

Примечания

1. Тульчинский Г. Л. Менеджмент в сфере культуры. Санкт-Петербург : Лань, 2001.

2. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность : в 2 т. Москва, 1986.

3. Чижиков В. М, Чижиков В. В. Введение в социокультурный менеджмент. Москва : МГУКИ, 2003.

4. Флиер А. Я. О новой культурной политике России // Общественные науки и современность. 1994. № 5.

5. Стрельцов Ю. А. Культурология досуга. Москва : МГУКИ, 2002.

Этнокультурное образование подрастающего поколения в национально-культурном центре

УДК 37.01:39

Т. К. Солодухина, В. И. Солодухина

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматриваются вопросы теории и практики организации этнокультурного образования молодёжи в национально-культурном центре. Показаны варианты организации деятельности центров по воспитанию личности.

Ключевые слова: национально-культурный центр, этнокультурное воспитание и образование.

T. K. Soloduxina, V. I. Soloduxina

Moscow State University of Culture and Arts

ETHNOCULTURAL FORMATION OF YOUNGER GENERATION IN THE NATIONAL CULTURAL CENTER

The article considers of the questions theory and practice organization the ethno-cultural education of youth in nation cultural center. Yon can see the variations of organization activity of the centers for education o personality.

Keywords: ethnic and cultural education, ethno-cultural education.

Одной из актуальных проблем современности является поиск средств удовлетворения и развития этнокультурных потребностей граждан России средствами различных социально-культурных институтов. Рост национального самоопределения народов Российской Федерации, повышение роли регионов в решении социально-экономических,

политических и культурно-образовательных задач выдвинули перед отечественной педагогической наукой и практикой проблему формирования этнокультурной ответственности граждан. В Стратегии государственной национальной политики Российской федерации на период до 2025 года (Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (56) ноябрь-декабрь 2013 117-122

117

№ 1666) отмечается, что наша страна является одним из крупнейших многонациональных (полиэтнических) государств мира. На её территории проживают представители 193 национальностей (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, сформированным на основе самоопределения граждан). В Российской Федерации используются 277 языков и диалектов, в государственной системе образования используются 89 языков, из них 30 — в качестве языка обучения, 59 — в качестве предмета изучения. Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных (полиэтнических) государств мира [6]. Несмотря на исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия, на то, что сохранение и развитие традиций проживающих на её территории народов являются общим достоянием российской нации и служат фактором укрепления российской государственности, дальнейшего развития межнациональных отношений, в стране сохраняются проблемы, связанные с проявлениями ксенофобии, межэтнической нетерпимости, этнического и религиозного экстремизма, терроризма. Среди негативных национальных проявлений в Стратегии называются: размывание традиционных нравственных ценностей народов Российской Федерации; недостаточность образовательных и культурно-просветительских мер по формированию российской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций народов России, их опыта солидарности в укреплении государства и защиты общего Отечества и др. Среди многих приоритетов государственной национальной политики России, направленных на преодоление национальных противоречий и проблем, особая роль в укреплении единства и духовной общности многонационального народа Российской Федерации отводится сохранению и развитию этнокультурного многообразия народов России, созданию условий для обеспечения прав народов России в социально-культурной сфере, раз-

витию системы образования и гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения и др. [6].

Для решения столь важных задач необходимо использовать потенциал национально-культурных центров как своеобразных институтов гражданского общества и социально-культурных институтов.

Национально-культурные центры — это объединения представителей этнической группы, реализующие на практике право граждан на национально-культурную автономию. Эта идея подчёркивается в исследованиях И. Р. Батыршина, В. Н. Бегун, Ц. М. Бальжинимаевой, Т. Г. Бортниковой, Е. Г. Буякиной, Л. В. Кураса, Д. В. Шамсутдиновой и др., посвящённых теории и практике деятельности национально-культурных автономий, объединений, центров, землячеств.

Рассматривая национально-культурные объединения, И. I5. Батыршин подчёркивает их назначение как добровольных, самоуправляемых объединений граждан — представителей этнической общности (группы), проживающих в иноэтничном окружении, в реализации права на национально-культурное развитие в целях сохранения национально-культурной идентичности, формирования национального самосознания, языка, образования, обычаев и обрядов [2]. Т. Г. Бортникова этнокультурные объединения представляет в своём исследовании как социальные институты, главным направлением деятельности которых является пропаганда и освоение «этнической традиции» через систему клубной деятельности [3, с. 148]. В Законе Российской Федерации «О национально-культурной автономии» (1995) подчёркивается право национально-культурных объединений на создание благоприятных условий для духовно-культурного развития этнических групп через различные формы деятельности:

• создание негосударственных (общественных) театров, культурных центров, музеев, библиотек, клубов, студий, архивов и т.д.;

• организацию творческих союзов, коллективов профессионального и самодея-

тельного искусства, кружков по изучению национального культурного наследия, достижений национальной культуры;

• проведение массовых мероприятий в области национальной культуры: фестивалей, конкурсов, смотров, выставок и т.п.;

• содействие организации национального краеведения, охране национальных памятников истории культуры: создание краеведческих, этнографических и иных общественных музеев;

• учреждение организаций, занимающихся художественными народными промыслами и ремёслами;

• издание произведений исторической, художественной, музыкальной, фольклорной, этнографической литературы на национальных (родных) языках;

• создание негосударственных (общественных) образовательных учреждений по подготовке творческих работников, педагогических и иных кадров в области национальной культуры и др. [10].

Таким образом, оптимальная и наиболее эффективная деятельность национально-культурных центров протекает в двух направлениях: решение различных социально-культурных задач, связанных с вопросами культурного самоопределения и развития своего этноса; реализация целей, направленных на установление межнационального, межкультурного контакта, воспитание этнической толерантности и ответственности граждан.

Воспитательный и образовательный потенциал национально-культурных центров значителен. По данным сайта Министерства юстиции РФ, сегодня в России официально зарегистрированы 990 национально-культурных автономий, 92 из которых действуют в Москве. Только в столице зарегистрированы более 700 религиозных организаций, десятки религиозно-общественных и культурно-религиозных организаций [11].

Исследования показывают, что в настоящее время на территории России действуют более 3000 национально-культурных объединений, этнокультурных центров, негосу-

дарственных этнопедагогических центров, детских этнокультурных объединений, молодёжных этнокультурных клубов, которые отличаются по своему названию, характеру деятельности, но всегда работают над формированием гражданской идентичности и этнокультурной ответственности этносов [4]. Вновь прослеживается возрождение национальных школ, школ с этнокультурным компонентом, появляются средства массовой информации на национальных языках.

В образовательных учреждениях активно работают многочисленные этнокультурные объединения, занимающиеся изучением родного языка, возрождением народных промыслов, проведением национальных праздников, фестивалей искусств и фольклорных вечеров. Основное внимание в такой работе уделяется молодёжи. Это достаточно своевременно. Поскольку функция образования как основного средства обучения, воспитания и развития личности вводится в ранг государственной политики и сформулирована в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования (утверждённом приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17 декабря 2010 г., № 1897) в качестве условия и средства формирования российской гражданской идентичности обучающихся, единого образовательного пространства Российской Федерации; в качестве условия и средства сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, возможности получения основного общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России [8].

Создаваемая в национально-культурных центрах система этнокультурного образования представляет собой неформальное (дополнительное) образование, призванное выполнять двуединую функцию: обеспечивать воспроизводство культур народов, проживающих на территории России, и — одновременно — интеграцию культур и форми-

рование общероссийского культурного пространства как единства многообразия. Интеграция совсем не означает формирование некоего «надэтнического» общества на базе объединения национальных культур. Она не предполагает и ассимиляцию, а является механизмом развития и обогащения национальных культур, является условием эффективности взаимодействия с другими культурами.

Современное этнокультурное образование продолжает традиции национальной, народной педагогики, заложенные ещё в XIX веке великими русскими педагогами К. Д. Ушин-ским, Н. И. Пироговым, К. Победоносцевым и др. Сегодня как никогда актуально высказывание К. Д. Ушинского о сути этнического воспитания, которое «...созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» [7].

В современной педагогике проблема этнокультурного образования требует к себе серьёзного внимания, так как становится самостоятельным направлением педагогической науки. Круг исследований разнообразен: от понимания этнокультурного образования как моноэтнического до полиэтнического. В связи с этим проблематика этнокультурного образования предполагает уточнение не только глубины содержания моноэтнического этнокультурного подхода, но и широты полиэтнического обзора, вопросов межкультурного взаимодействия [1, с. 1—2]. Именно такой подход лежит в основе этнокультурного образования в национально-культурном центре. Представитель этнической диаспоры стремится сохранить свою культурную идентичность, приобщаясь к культуре принимающего сообщества.

Таким образом, этнокультурное образование в национально-культурном центре — целенаправленно организованный процесс формирования у молодёжи национального самосознания, многоуровневой идентичности, обеспечивающей им ориентацию и пол-

ноценную жизнедеятельность в современном полиэтническом социуме на основе собственных этнокультурных и общечеловеческих ценностей. Принимая во внимание, что личность нельзя сформировать вне общества, вне социальной среды, в которой она живёт, вне культуры, в которую она погружена обстоятельствами жизни, названные качества и есть главные векторы формирования человека в этнокультурном центре. Чтобы войти в поликультурную среду, сделать её достижения своими, человек должен созреть духовно, развить в себе способности воспринимать накопленные предшествующими поколениями и народами культурные традиции и социокультурный опыт.

Подходы к решению проблемы этнокультурного образования в национально-культурном центре имеют несколько вариантов, апробированных в отечественной педагогической теории и практике:

• тнофилологический — через развитие национального языка и совершенствование языковой компетенции (Л. А. Шейман, О. М. Косянова и др.);

• этнохудожественный — через углубление внимания к народной художественной культуре в процессе образования (Т. Я. Шпи-калова, Т. И. Бакланова, Л. В. Косогорова, В. И. Солодухин и др.);

• этнопедагогический — через этнопеда-гогизацию учебного процесса (Г. Н. Волков, 3. Г. Нигматов, ф. ф. Харисов, В. ф. Афанасьев и др.);

• регионоведческий — через краеведение с различной степенью глубины и широты его этнокультурной проблематики в образовании (Т. С. Буторина и М. В. Воронцова и др.);

• этнокультурологический — включение этнокультуры в её системной целостности в педагогический процесс образовательного учреждения (А. В. Афанасьева, А. Ю. Бело-гуров, Г. С. Денисова, Т. К. Солодухина, Л. Л. Супрунова, В. К. Шаповалов и др.).

Например, в рамках последнего направления действует этнокультурный центр в гимназии № 14 г. Йошкар-Олы. С 2009 года в образовательном учреждении реализуется на-

учно-исследовательский проект «Система работы педагога по этнокультурологической подготовке обучающихся». В рамках этнокультурного центра реализуется программа этнокультурного образования, которая предполагает осуществление образования через учебный и воспитательный процесс. Педагогическая цель этнокультурного образования — взращивание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях российского народа. Деятельность этнокультурного центра в условиях гимназии имеет несколько направлений. Среди них: когнитивная (урочная деятельность, дополнительные знания, получаемые через различные внеурочные мероприятия: кружки, факультативы, олимпиады и т.д.); прагматическая и коммуникативная (налаживание межэтнических контактов внутри коллектива); развивающая (развитие личности и её способностей средствами народной культуры); воспитывающая (ценностные ориентации, культура взаимоотношений, общения) и другие [5].

Проанализировав практику деятельности национально-культурных центров, мы выявили, что этнокультурное образование в них реализуется в следующих формах:

1. Классы, группы, кружки, секции, студии и пр. этнической культуры, в содержание образования которых входит изучение родного языка, культуры и истории народа, его традиций, религии. Молодые члены национально-культурного центра при содействии старших проводят национальные фести-

вали, праздники, этнокультурные экспедиции и т.д. В центрах создаются этнографические музеи, уголки, театры, ансамбли.

2. Национальные объединения малочисленных народов или представителей диас-порного населения (например, народов Сибири и Севера) как группы с моноэтническим составом учащихся. На основе программ дополнительного образования детей с самого раннего возраста приобщают к традиционным занятиям предков, к их самобытной материальной и духовной культуре.

3. Воскресные национальные школы — самый распространённый вариант организации этнокультурного образования в национальном центре на основе изучения родного языка, культуры и традиций. Воскресные школы функционируют как система дополнительного образования во второй половине дня или же в воскресные дни.

В программы этнокультурного образования в национально-культурном центре, в целом, включены знания об истории, культуре народов, населяющих Россию; практические умения и навыки по сохранению исторического наследия народов России, по сохранению и развитию национальных языков; практические умения и навыки восстановления национальных традиций, обычаев и обрядов; мероприятия, направленные на воспитание уважения к культуре, истории, языку народов России.

Таким образом, национально-культурный центр имеет все возможности для эффективной организации этнокультурного образования молодёжи, тем самым внося вклад в выполнение Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации.

Примечания

1. Афанасьева А. Б. Этнокультурное образование как проблема современной педагогической науки [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. Режим доступа: И^р^/суЬеНешпка.ги/аг^ск/п/е^окикигпое-obrazovanie-kak-problema-sovremennoy-pedagogicheskoy-nauki

2. Батыршин И. Р. Национально-культурные образования как фактор развития гражданского общества (на примере Республики Башкортостан) : дис. ... кандидата политических наук. Москва, 2004. 179 с.

3. Бортникова Т. Г. Общественные этнокультурные объединения как социальный институт : монография. Тамбов, 2003. 224 с.

4. Информационно-аналитический обзор «Национально-культурные автономии» Московского городского ресурсного центра гражданского общества. Москва, 2013. С. 3—4.

5. Модель образовательной структуры этнокультурного центра [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. Режим доступа: http://www.menobr.ru/materials/13/

6. Стратегия государственной национальной политики Российской федерации на период до 2025 г ода [Электронный ресурс] : утверждена Указом Президента Российской федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666 : [веб-сайт]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70284810/

7. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Москва : фАИР-ПРЕСС, 2004. 576 с.

8. федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588

9. федеральный закон Рф «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства Рф. Москва, 1995. № 21. С. 19.

10. федеральный Закон Рф «О национально-культурной автономии». Москва, 1996.

11. http://minjust.ru/ru/siteguide/for_public_organizations

РАДИЦИИ ЖЕНСКОГО ВОСПИТАНИЯ АДЫГОВ В КОНТЕКСТЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.018.1:39(470.631) 3. М. Тепсаева

Майкопский государственный гуманитарно-технический колледж Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, Республика Адыгея

В статье раскрываются этнокультурные принципы и особенности системы духовно-нравственного и трудового воспитания адыгов, определяется состояние современного женского воспитания, выявляется эффективность применения национального этикета в современном образовательном пространстве.

Ключевые слова: система воспитания, адыги, адыгэ хабзэ, трансмиссия, золотошвейное искусство.

Z. M. Tepsaeva

Maikop State humanitarian and technical college of the Adyghe State University

TRADITIONS OF FEMALE EDUCATION OF ADYGHE IN A CONTEXT OF ETHNOCULTURAL EDUCATION

The article reveals the ethnocultural principles and features of the system of spiritual-moral and labor education Circassians, to determine the state of the modern women's education, reveal efficiency of application of the national etiquette in the modern educational space.

Keywords: system of education, Circassians, Adyghe habze, transmission, gold embroidery art.

Современное социокультурное пространст- гративными процессами. Содержание обра-

во отличается динамичной изменчивостью зования не всегда адекватно отражает дан-

информационного потока. Динамика его ный процесс, так как новые источники ин-

развития определяется различными инте- формации влияют на уровень знаний. Воз-

122

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (56) ноябрь-декабрь 2013 122-126

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.