Научная статья на тему 'Формирование этнокультурной толерантной детей средствами музыкального искусства в системе дополнительного музыкального образования'

Формирование этнокультурной толерантной детей средствами музыкального искусства в системе дополнительного музыкального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
322
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ETHNIC AND CULTURAL TOLERANCE / ТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ / TOLERANT PERSONALITY / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / THE SYSTEM OF SUPPLEMENTARY MUSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уманская Елена Борисовна, Майковская Лариса Станиславовна

В статье раскрывается проблема формирования этнокультурной толерантности детей в системе дополнительного музыкального образования. Особое внимание уделяется огромному потенциалу музыкального образования и влиянию музыки на формирование толерантной личности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Уманская Елена Борисовна, Майковская Лариса Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of the formation of ethnic and cultural tolerance children means of musical art in the system of supplementary education. A special attention pays to the huge potential of musical education and the influence of music on the formation of tolerant personality of the child.

Текст научной работы на тему «Формирование этнокультурной толерантной детей средствами музыкального искусства в системе дополнительного музыкального образования»

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 4 (48) июль-август ^

ОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е. Б. Уманская, Л. С. Майковская

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье раскрывается проблема формирования этнокультурной толерантности детей в системе дополнительного музыкального образования. Особое внимание уделяется огромному потенциалу музыкального образования и влиянию музыки на формирование толерантной личности ребенка. Ключевые слова: этнокультурная толерантность, толерантная личность, система дополнительного музыкального образования.

The article deals with the problem of the formation of ethnic and cultural tolerance children means of musical art in the system of supplementary education. A special attention pays to the huge potential of musical education and the influence of music on the formation of tolerant personality of the child. Key words: ethnic and cultural tolerance, tolerant personality, the system of supplementary musical education.

Обновление общественных отношений в нашем обществе закономерно и неизбежно повлекло за собой изменение духовно-нравственных ориентиров, идеалов, содержания всех форм общественного сознания. Российское общество сегодня живет в условиях не только социального, но и духовного расслоения: одни люди живут воспоминаниями о прошлом, другие, освободившись от идеологии и руководствуясь жаждой наживы и возможностью получать удовольствие от жизни любыми способами, находятся в поиске новых нравственных идеалов.

Такое разнообразие интересов и мнений априори содержит в себе потенциал конфликтности и напряженности. В связи с этим проблема формирования толерантности становится особенно актуальной в политических и межкультурных взаимо-118 1997-0803 ВЕСТНИК

действиях между социальными группами и индивидами. Данная проблема приобретает универсальный характер и для науки в целом, так как связана с международной интеграцией, взаимодействием стран и народов, усилением конфликтов в мировом сообществе, в том числе и военных, усиливающейся агрессией и быстро развивающимся терроризмом.

Толерантность, как нравственная установка, относится к сфере адаптации человека в обществе и вместе с другими основаниями культуры «превращает общество из объектно-исторической системы в жизненный мир человека — мир, в котором есть какая-то смысловая аура, какие-то ценности и идеалы, какая-то тяга человека к человеку» (1, с. 69) . В этом случае взаимный приоритет мировоззренческих позиций направлен на воспитание МГУКИ 4 (48) июль-август 2012 118-121

культуры и уважения ценности «Другого», что требует проявления в человеке стремлений к взаимообогащению посредством сотрудничества, соучастия и общественной солидарности.

Анализ научных исследований, обращенных к проблеме толерантности, насчитывает большое количество трудов, прежде всего в сфере философии, социологии, психологии и педагогики. Но при этом до сих пор мало трудов, посвященных воспитанию толерантности средствами искусства. Между тем многие ученые признают, что именно через познание иной культуры человек становится более терпимым (толерантным) к представителям данной культуры, к их образу жизни, поведению, обрядам, традициям и т.п. Большими возможностями в решении этой проблемы обладает музыкальное искусство, так как именно музыка, несущая в себе менталь-ность индивида, этносов, наций и социумов, помогает формированию личности, впитывающей в себя все лучшее, что сокрыто в «генетическом коде» человеческой общности (Н.И. Киященко).

Весь опыт развития музыки как явления культуры убеждает в том, что во многом именно благодаря этому искусству человечество сохранило и умножило свою способность взаимодействовать с окружающим миром, друг с другом на основе принципа этнокультурной толерантности в соответствии с законами высокой духовности и нравственности. Именно музыка высокого художественного уровня дарит человеку возможность устранять отчужденность, препятствовать всяческим проявлениям насилия и агрессивности. Способность музыки к единению через сострадание и сочувствие представляет собой величайшую ценность культуры человечества.

Развитие этнокультурной толерантности средствами музыкального искусства происходит за счет постепенного усвоения индивидом «моральных правил» (термин Э. Фромма), которые укореняются в психической структуре его личности. При этом общение человека с высокохудоже-

^ Социально-культурная деятельность

ственной музыкой (как «субъекта с квазисубъектом» — термин В.В. Медушевского) позволяет раскрыть в себе как личности огромные духовные возможности.

В связи с этим важно отметить, что музыкальное искусство, как и музыкальное образование в целом, оказывает благоприятное воздействие на формирование соборного менталитета (М. Бахтин, Н. Бердяев) — уникального явления, способного с особой силой объединять людей. Своеобразным первоэлементом, «ядром» соборности выступает личность, наделенная толерантным сознанием, без которой существование соборности вообще может потерять всякий смысл.

Изучая особенности музыкальной культуры разных народов, можно понять специфику национальной души, эмоций и чувств, которые, отражаясь в музыке, являются выражением отношения народа к тем или иным нормам, духовным ценностям. При этом «музыкальное искусство обладает не столько различиями своего языка, сколько его общностью (образной, интонационной жанровой, стилистической), в силу чего есть основание утверждать, что восприятие, познание и приятие иной музыкальной культуры и, как следствие, — формирование положительного, толерантного отношения к данному народу — осуществляется гораздо эффективнее, чем во многих иных (прежде всего вербальных) сферах» (3, с. 215).

Благотворное влияние музыки на выбор толерантного стиля поведения человека подтверждают в своих работах многие отечественные и зарубежные ученые, полагая, что большой музыкальный кругозор облегчает общение и взаимопонимание между различными слоями общества, а музыкальное образование способно психологически сближать людей и обращать «чужое» в «свое» (D. Fucci, L. Petrosino, М. Banks, К. Zaums и др.). При этом важно отметить, что выработанные ценности в процессе музыкального образования только тогда могут быть восприняты и усвоены на личностно-смысловом уровне, когда они самостоятельно пережиты лично-

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 4 (48) июль-август ^

стью, а не только поняты на рациональном уровне. Как справедливо писал по этому поводу В. Франкл, «ценностям мы не можем научиться — ценности мы должны пережить» (5, с. 59). Таким образом, изучая музыку разных этнических традиций сквозь призму собственного пережитого духовного опыта, человек в состоянии понять другой мир и принять «Другого» таким, какой он есть, сопереживать ему.

В современных сложных условиях существования нашего общества необходимо проводить тщательную и кропотливую работу по формированию толерантных отношений, в первую очередь в детской среде, так как в этом возрасте происходит становление мировоззрения ребенка, выработка его духовно-нравственных идеалов и ценностей. Воспитанием этнокультурной толерантности средствами музыки необходимо заниматься на уроках в общеобразовательной школе, так как именно в этих условиях все дети в процессе художественно-коммуникативной деятельности постигают основы мировой музыкальной культуры. Не менее эффективно это может осуществляться и в системе дополнительного музыкального образования, которое также является одним из важнейших инструментов формирования целостной толерантной личности.

Дополнительное образование детей — это образование по выбору, представляющее собой своеобразную культурологическую модель развития личности. Учреждения дополнительного образования в сфере культуры и искусства (такой тип учреждений возник в 90-е годы ХХ столетия) представляют различные по типу учреждения: музыкальные школы, школы искусств, хоровые, хореографические школы, художественные школы (студии) и др. Целью образования в данных учреждениях является выявление творческих способностей детей, обеспечение соответствующих условий для формирования духовно-нравственной, здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными знаниями в области художественного и музыкального искусства, которые гаранти-

руют выпускникам успешное продолжение образования в специальных средних и высших учебных заведениях.

Существующая ныне система музыкально-эстетического образования сложилась в нашей стране давно и базируется на признанных в мире традициях музыкальной культуры. В советское время музыкальные школы-семилетки появлялись практически в каждом районном центре. Сложилась многоступенчатая система, предусматривающая непрерывное образование: от музыкальной школы до высшего учебного заведения. Эти образовательные учреждения имеют богатейшую историю и традиции в формировании гармонично развитой, творческой личности, личности духовной, обладающей высокой культурой, в том числе межнационального общения, высокими нравственными идеалами и ценностями.

В настоящее время необходимо сохранять и передавать новым поколениям лучшие традиции профессионального образования и исполнительской культуры, при этом проявляя «правильное понимание богатого многообразия культуры нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, гармонию в многообразии, направленность на достижение мира и содействие замене культуры войны культурой мира» (2).

Исходя из вышеизложенных целей, учреждения дополнительного образования в сфере культуры и искусств формируют следующие группы задач, прямо или опосредованно направленные на формирование толерантности у детей и подростков:

1. Построение единого культурно-образовательного пространства, ориентированного на гармонизацию личности ребёнка, её культурологическое, духовно-нравственное, креативное, социальное развитие.

2. Формирование нравственно здоровой личности. Использование духовно-нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических норм поведения, морали как лично-

сти, так и общества.

3. Воспитание культурной, интеллигентной, подготовленной и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей.

Расширяя сферу дополнительных образовательных услуг, развивая самостоятельную творческую работу учащихся, повышая квалификацию педагогов, учреждения дополнительного образования обеспечиваю необходимые условия не только для творческой самореализации личности, но и для позитивной адаптации, социализации и интеграции каждого ребенка в систему социальных отношений в обществе. При этом большую роль в этом процессе играет поликультурное музыкальное образование детей, направленное на изучение музыкальной культуры разных народов мира с учетом этнотолерантной парадигмы. Ученые подчеркивают, что «современные педагогические реалии требуют, с одной стороны, учитывать в образовании этнокультурный фактор, с другой — создавать условия для познания культуры других народов, воспитания толерантных отношений между людьми, принадлежащим к различным этносам, конфессиям, расам» (4, с.3—4). Именно данный подход лежит в основе поликультурного образования, цель которого состоит в формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде,

^ Социально-культурная деятельность

обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

Сообразно данной цели вытекают следующие задачи поликультурного музыкального образования:

• глубокое и всестороннее овладение учащимися музыкальной культурой своего народа;

• формирование представления о многообразии музыкальных культур в России и мире;

• воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности;

• создание условий для приобщения учащихся к музыкальным культурам разных народов;

• развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур и др.

Таким образом, потенциал учреждений музыкального дополнительного образования раскрывается через процесс овладения учащимися художественной культурой всего человечества, где мировое искусство, как средство воспитания этических норм поведения и морали личности и общества в целом, направлено на формирование толерантности и культуры межнационального общения.

Примечания

1. Гояошумова, Г. С. Этнохудожественное воспитание учащихся в условиях сельского социума : монография/ Г.С. Голошумова. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2007.

2. Декларация принципов толерантности // Первое сентября. — 2000. — 16 сентября, № 66.

3. Майковская, Л. С. Феномен этнокультурной толерантности в музыкальной культуре и образовании : монография / Л.С. Майковская. — М.: Граф-Пресс, 2008.

4.Макаев, В. В. Поликультурное образование — актуальная проблема современной школы / В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова // Педагогика. — 1999. — № 4. — С. 3—l0.

5. Frankl У. Arztliche Seelsorge / V. Frankl. — Wien, 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.