Научная статья на тему 'Перспективы интеграции в системе музыкального образования (на примере взаимодействия музыкально- исторических дисциплин)'

Перспективы интеграции в системе музыкального образования (на примере взаимодействия музыкально- исторических дисциплин) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
677
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSICAL EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ / PROFESSIONAL TRAINING OF MUSIC TEACHER / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / МУЗЫКАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / MUSICAL AND HISTORICAL DISCIPLINES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Политаева Т. И.

Проблемы музыкально-педагогического образования рассмотрены в контексте социокультурных проблем общества, обосновывается важность музыкального образования в ценностном воспитании личности, предлагаются способы совершенствования профессиональной подготовки учителя музыки на основе интеграции музыкально-исторических дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Политаева Т. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the problems of musical and pedagogical education in the context of social and cultural problems of thesociety. The author proves the importance of musical education foreducational values of a person and suggests ways of a music teacher's vocational training perfectionbased on the integration of musical and historical disciplines.

Текст научной работы на тему «Перспективы интеграции в системе музыкального образования (на примере взаимодействия музыкально- исторических дисциплин)»

162

УДК 372.878 ББК 85.31 Р

ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИИ В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере взаимодействия музыкально-исторических дисциплин)

Т.И. Политаева

Аннотация. Проблемы музыкально-педагогического образования рассмотрены в контексте социокультурных проблем общества, обосновывается важность музыкального образования в ценностном воспитании личности, предлагаются способы совершенствования профессиональной подготовки учителя музыки на основе интеграции музыкально-исторических дисциплин.

Ключевые слова: музыкальное образование, профессиональная подготовка учителя музыки, интеграция, музыкально-исторические дисциплины.

Summary. The article considers the problems of musical and pedagogical education in the context of social and cultural problems of thesociety. The author proves the importance of musical education foreducational values of a person and suggests ways of a music teacher's vocational training perfec-tionbased on the integration of musical and historical disciplines.

Keywords: musical education, professional training of music teacher, integration, musical and historical disciplines.

В современной социокультурной ситуации во всех сферах жизнедеятельности человека происходят существенные изменения: экологический кризис, усиление техногенного производства, дегуманизация культуры и общества, изменение морально-нравственных ориентиров. Общество ориентировано на развитие науки и техники, что естественно обусловлено научным «рациональным»

познанием мира. Однако естественнонаучный, логический, «рациональный» подход к познанию мира (без привлечения духовных, «иррациональных», чувственных способов) не способен сформировать полную, объективную, непротиворечивую картину мира в единстве всех компонентов материальной и духовной культуры.

В связи с этим, современное образование, выступая в качестве одного-

из средств познания реальности, должно обеспечивать интеграцию способов его познания. Учитывая данную историческую ситуацию, механизмом освоения нестабильного, стремительно меняющегося мира в области высшего профессионального образования становятся стандарты третьего поколения. В учебном плане бакалавриата, в отличие от спе-циалитета, каждый дисциплинарный цикл имеет базовую и вариативную части. Преимущественно за счет последней создаются условия формирования человека мобильного, универсального, гармоничного, способного к интеграции знаний, что поможет ему в дальнейшем самосовершенствоваться и самореализоваться в жизни, мобильно ориентироваться на рынке труда, осваивать смежные профессии и при необходимости переквалифицироваться.

Безусловно, студент вправе выбирать дисциплины вариативной (профильной) части и тем самым формировать свою «индивидуальную» линию профессиональной направленности. Однако, учитывая такую «свободу», вследствие преобладания тех или иных дисциплин по выбору в подготовке студента может возникнуть некий «перекос» в профессиональной подготовке, в частности в освоении картины мира в целом. В данном процессе важны не только «технические» дисциплины, которым студенты уделяют большее внимание, но и дисциплины гуманитарного цикла, которые зачастую считаются «неперспективными». Однако именно они должны занимать в подготовке бакалавра, если не ведущее, то значительное место, поскольку такие дисциплины, как история, литерату-

ра, психология и многие другие, способствуют формированию мировоззрения, развитию эрудиции, интеллекта, повышению культурного уровня, а также являются средством духовного, патриотического, эстетического, нравственного воспитания. Сегодня функции гуманитарной части образования, искусства должны увеличиваться, если человечество желает сохранить моральное здоровье. В современной ситуации, когда реалии культурно-кризисной ситуации ставят общество перед необходимостью пересмотра основ своего мировоззрения, обращение к гуманитарной сфере культуры, к гуманистическим ценностям и идеалам представляется одним из ведущих направлений российского образования.

Становится очевидным, что необходимо переосмыслить содержание современного образования: профессиональная подготовка бакалавра нуждается в интегрированном подходе, в преодолении разрозненности дисциплин, во взаимодействии науки и искусства, в связи естественных и гуманитарных наук. Безусловно, интеграция становится актуальной при реализации любого направления и профиля подготовки высшего профессионального образования.

Однако отметим, что для тех образовательных программ, реализация которых направлена на формирование профессионально-педагогической готовности бакалавров, чья профессиональная деятельность после окончания вуза должна приобрести универсальный характер, это становится особенно важным.

К числу «универсалов», высокообразованных специалистов широкого профиля относится профессия учите-

163

ля музыки, чья многофункциональная деятельность включает в себя вокально-хоровую работу, организацию слушания музыки, исполнение музыкальных произведений, концер-тмейстерство, обучение теории музыки, инструментальному музицированию, импровизации и др. В связи с этим возникают определенные требования, предъявляемые к профессиональной подготовке учителя музыки, о чем писал выдающийся педагог-ученый Д. Б. Кабалевский: «Помимо общепедагогической подготовки, он (учитель музыки — Т.И.) должен обязательно уметь играть на инструменте, петь, владеть четкой и выразительной дирижерско-хоровой техникой, иметь подготовку в области истории и теории музыки, уметь транспонировать по нотам и на слух, подобрать несложное сопровождение к мелодии. Словом, учитель музыки должен быть музыкально образованным педагогом» [1, с. 17]. Таким образом, деятельность учителя музыки является интегратив-ной по своей природе.

Кроме того, интегрированный 164 подход в области музыкального образования предопределен самим феноменом музыкального искусства. Об этом также писал Д.Б. Кабалевский: «Здесь нет, и не может быть ни отдельных циклов, ни отдельных предметов... здесь на первый план выходит не относительная самостоятельность различных граней музыки, а их внутренняя связь, то их единство, в котором они предстают перед нами в самом музыкальном искусстве.» [там же, с. 16].

Установка на интеграцию в области музыкального образования ориентирует «на максимальное использование в образовательном процессе

гуманистического потенциала искусства, его способности соединять задачи образования с духовным, нравственным, эстетическим, воспитанием личности» [2, с. 166]. С этих позиций, вспоминая известный тезис В.А. Сухомлинского, используемый Д. Б. Кабалевским, «музыкальное воспитание является не воспитанием музыканта, а воспитанием человека» [1, с. 16], отметим, что музыка как особый вид искусства, как способ познания и оценки мира сосредотачивает в себе ценностные и смысловые элементы культуры и обладает не только значительной эмоциональной силой воздействия, но и огромной преобразующей силой. Она интерпретирует смысл и цели бытия, выражает все богатство эмоциональной сферы личности и способствует лучшему пониманию мира и себя.

В связи с этим музыкальное образование сегодня должно «оторваться» от «знаниевой» парадигмы и не сводится к репродуктивному механическому запоминанию и воспроизведению музыкального материала. Непременным условием совершенствования профессиональной подготовки будущего учителя музыки являются новые концептуальные пути взаимодействия образования и современной социокультурной среды, одной из которых предстает интеграция. Мы полагаем, что интегрированный подход позволит не только полноценно осуществлять процесс профессиональной подготовки, но и подготовить человека к жизни, профессиональной деятельности, а также воспитать «человека культуры» (В.С. Библер).

Очевидно, что основой профессиональной подготовки будущего учителя

музыки должен стать ценностный аспект, согласно которому музыкальное произведение является носителем духовных, нравственных ценностей, а процесс музыкального образования предстает как процесс формирования системы ценностных ориентаций.

С этих позиций особое значение приобретает интеграция музыкально-исторических дисциплин, таких как «История зарубежной музыки», «История русской музыки» «Народное музыкальное творчество» и других, направленных на развитие духовной культуры будущего учителя музыки, художественно-образного мышления, эстетических и нравственных потребностей, осознание специфики музыкального искусства, глубокое овладение опытом мирового культурного наследия прошлого, формирование мировоззрения студента на основе общечеловеческих культурных ценностей.

Кроме того, средствами музыкального искусства у студентов формируется представление о поликультурном мире, многообразии его культурных традиций. Так, на занятиях по «Истории зарубежной музыки» будущие учителя музыки получают знания о путях исторического развития музыкальных культур различных стран, регионов, о музыкально-стилистических особенностях произведений разных культурных традиций, их своеобразии, уникальности музыкального воплощения. В результате студент приобщается к культуре, духовным ценностям народов, осознает себя частью мироздания. Содержание дисциплины способствует формированию толерантных, уважительных отношений к культурам разных народов, осозна-

нию студентами взаимодействия культур. Будущие учителя музыки приобретают умения и навыки анализа, интерпретации, произведений различных музыкальных культур.

Благодаря дисциплине «История русской музыки» будущие учителя музыки изучают особенности «русского музыкального стиля», то есть национальной самобытности русской музыки, основанной на русской народной песенности, вариантно-вариационных принципах развития, ритмической переменности, параллельно-переменном ладе, плагальных гармонических оборотах и др. В то же время дисциплина ориентирована не только на знания русской музыкальной культуры, но и на знания межнациональных связей, взаимовлияний культур, что позволяет успешно решать задачу воспитания культуры межличностных, межнациональных отношений.

Дисциплина «Народное музыкальное творчество» воспитывает у студентов бережное, заинтересованное отношение к русскому фольклору как национальному и мировому достоянию, источнику нравственно-этических и духовных ценностей; формирует полноценное восприятие русской народной музыки, развитие понимания народного музыкального искусства, способности быть внимательным слушателем и чутким исполнителем; формирует знания о сущности народной музыки, ее специфике, о стилистических особенностях русской народной песни и инструментального наигрыша, ведущих песенных жанрах русского фольклора и народных инструментов.

Интегрированный подход в изучении музыкально-исторических дис-

165

166

циплин дает возможность студентам приобретать обширные знания о сущности истоков и основных этапах развития народной и профессиональной музыки, музыкально-историческом процессе во взаимосвязи явлений истории, науки, культуры и искусства.

В своей совокупности данные знания отличаются сложным, интегра-тивным характером. Взаимопроникновение знаний музыкально-исторических дисциплин создают их целостность и системность, процесс обучения не распадается на изучение отдельных музыкальных произведений и фольклорных образцов, а каждое музыкальное явление рассматривается как элемент культуры определенного народа, прежде всего как часть мирового музыкального искусства. Благодаря данному подходу у будущего педагога-музыканта появляется возможность осмыслить развитие и взаимодействие разных моделей народных музыкальных культур друг с другом, осознать значимость разнообразия общечеловеческих ценностей.

Обеспечение интегрированного подхода, на наш взгляд, должно осуществляться не только в связи с содержательной стороной музыкально-исторических дисциплин, но и благодаря единству методов, приемов обучения. При этом процесс анализа конкретного музыкального произведений композитора и фольклорного образца протекает не обособленно и не распадается на изучение отдельных элементов музыкального языка, а подчинен идее контекстного рассмотрения данного образца в рамках определенной культурной традиции. В результате достигается понимание музыки определенной эпохи, страны,

народа как части многообразной мировой музыкальной культуры.

Как и приобретаемые знания, умения и навыки отличаются инте-гративным характером. В процессе изучения музыкально-исторических дисциплин развиваются музыкально-аналитические умения и навыки, а также приобретенные в процессе изучения дисциплин специальной подготовки («Основной музыкальный инструмент», «Сольное пение» и др.) исполнительские и интерпретационные умения. Кроме того, в процессе изучения музыкально-исторических дисциплин развиваются умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин психолого-педагогической подготовки («Методика музыкального образования», «Теория музыкального образования», «Музыкально-педагогические практикумы»).

Приобретенные ранее умения планирования уроков, внеклассных мероприятий, применения принципов, методов, приемов, средств в процессе изучения музыкально-исторических дисциплин развиваются на основе музыкальных произведений разных стран, эпох и народностей, к примеру, ответы студентов на семинарских занятиях сопровождаются исполнением музыкальных произведений и фольклорных образцов. При этом важно, чтобы исполнение было ярким, эмоционально-образным. Здесь проявляются личностные и творческие способности студентов. К примеру, даже не зная языка песни, они интерпретируют ее в соответствии с собственными представлениями о данной культурной традиции, менталитете народа. Во время исполнения народной песни-некоторые студенты, имеющие бо-

ЕК

лее развитые навыки игры на музыкальных инструментах, импровизируют ее аккомпанементили сочиняют подголосок.

Музыкальные произведения исполняются студентами обычно на музыкальном инструменте, который осваивается ими в процессе вузовской подготовки. При этом студенты имеют возможность сравнить несколько исполнительских интерпретаций.

Педагогическая направленность исполнительской музыкальной деятельности будущего учителя музыки в процессе изучения музыкально-исторических дисциплин связана с ориентацией на детскую аудиторию, со стремлением в своей профессиональной деятельности увлечь детей музыкой различных стран и народов на основе собственного музицирования, вовлечь учащихся в совместную исполнительскую деятельность, пробудить творческие способности и воображение.

Музыкальное произведение рассматривается студентами как музыкальная информация. При этом они самостоятельно представляют, считывают и осваивают знаковую информацию.

Процесс знакомства будущего учителя музыки с музыкальным произведением начинается с эмоционально-эстетического уровня, когда происходит понимание данного произведения на основе приобретенных знаний о данной музыкальной традиции и (или) стремление его исполнить на основе своей собственной субъективной эмоциональной программы, представлений и духовных ориентиров. Безусловно, личностный уровень эстетических эмоций, является важным в художественном ста-

новлении студента, поскольку напрямую зависит от эмоционально-эстетической культуры личности, а также народной культурной традиции, представителем которой он является. В данной ситуации происходит перевод текста разучиваемого произведения к внутреннему его переживанию, превращение его в художественно-эмоциональный образ. В таком межкультурном диалоге студента с музыкальным произведением процесс его познания является индивидуальным, связанным с представлениями будущего учителя музыки о данной музыкальной традиции. С этой точки зрения, происходит процесс интерпретации, создание нового исполнительского варианта музыкального сочинения. Далее следует осмысление на основе приобретенных знаний — семантический анализ музыкально-языковых структур музыкального произведения или фольклорного образца.

Стилевой, жанровый и интонационно-семантический анализ музыкальных произведений и фольклорных образцов с выявлением общего и 167 специфического становится обязательной формой занятий на музыкально-исторических дисциплинах. На лекционных занятиях важно рассмотреть и проанализировать разные произведения и прийти к выводу об уникальности каждой музыкальной культуры. Здесь актуализируются приобретенные умения и навыки анализа, интерпретации музыкальных сочинений, исполнительские умения и навыки, а также приобретаются новые умения сравнительного анализа. Большое значение при этом приобретает обобщение и систематизация полученных сведений.

Третья группа умений и навыков связана со способностями вносить в содержание учебно-воспитательного процесса школы идей, отражающие культурное многообразие мира, и умение организовывать учебный процесс как диалог носителей различных культур. Они позволят студентам в своей дальнейшей профессиональной деятельности применять различные методики, направленные на использование произведений различных эпох, художественных направлений, композиторских школ, народностей в общеобразовательной школе. Так, на занятиях по музыкально-историческим дисциплинам предполагается анализ существующих программ по музыке для общеобразовательных школ, в которых изучаемые музыкальные произведения являются основным музыкальным материалом на уроках музыки.

В ходе изучения музыкально-исторических дисциплин будущие педагоги-музыканты разрабатывают планы-конспекты уроков музыки, а также мероприятий внеклассных за-168 нятий в общеобразовательной школе с использованием образцов мировой музыкальной культуры. Кроме того, студентам рекомендуется подготовить выступления о музыкальных культурах народов России с демонстрацией соответствующего музыкального материала. Задание может быть выполнено в разных формах: лекции-концерта, беседы о фольклоре для школьников младших или средних классов, разработки урока музыки, внеклассного мероприятия: фольклорные праздники, конкурсы, музыкальные фестивали (для учащихся младших, средних и старших классов) по желанию самих студентов.

На семинарских и практических занятиях появляются новые возможности для раскрытия и развития творческой направленности применения приобретенных умений и навыков методического характера. Этому способствуют рассмотренные выше методы и формы проведения занятий, использование различного научного, художественно-дидактического и музыкального материала. Особую роль в этом играет и установка самого преподавателя на достижение в занятиях атмосферы творческого сотрудничества, его отношение к каждому студенту как к равному партнеру творческого учебно-педагогического процесса.

С целью развития умений создавать эмоционально-творческую атмосферу в процессе изучения русской и зарубежной музыки, развивать творческие способности учащихся многонационального класса были разработаны модели творческих заданий для учителей музыки. Например, ярко, образно, эмоционально исполнить песню или наигрыш той или иной народной традиции; представить новую исполнительскую интерпретацию музыкального произведения или фольклорного образца; придумать новый вариант драматизации народной песни; инсценировать народную легенду, предание, связанные с историей возникновения какой-либо песни или наигрыша; создать на основе композиторского или фольклорного произведения музыкально-пластические композиции; разработать творческие задания для учащихся разных возрастных категорий, способствующие пониманию школьниками культуры, обычаев, традиций разных народов и развитию толерантного к ним отношения, находить наиболее эффективные формы и способы

их выполнения. Особое внимание в данном процессе следует уделять умению студентов самостоятельно переносить и комбинировать приобретенные знания, умения и навыки в новую учебно-воспитательную ситуацию.

На практических занятиях, посвященных постижению основных типологических свойств той или иной народной традиции или особенностей композиторской школы, студентам предлагается придумать хореографические движения, «созвучные» хороводным и плясовым песням, а также игровые действия для жанров детского музыкального фольклора и ориентировать их для дальнейшего использования на уроках музыки в общеобразовательной школе.

На занятиях по музыкально-историческим дисциплинам большое внимание уделяется творческому, совместно со студентами, поиску методических приемов изучения русской и зарубежной музыки, экстраполяции методов из смежных наук, например, фольклористики, музыковедения, в область педагогики музыкального образования. Это отражается в разработках уроков и внеклассных мероприятий, в процессе создания которых студенты творчески подходят к реализации существующих программ по музыке, исходя из особенностей поликультурного контингента школьников, генерируют новые идеи в изучении традиций народной мира.

В процессе изучения музыкально-исторических дисциплин у будущих учителей музыки формируется представление о том, что общение с музыкально-фольклорными произведениями и сочинениями композиторов различных культурных традиций и направлений всегда проходит

как творческий процесс, основной ценностью которого является художественное достоинство произведения. Задача состоит в том, чтобы студенты осознавали, что учитель музыки транслирует языком музыкального искусства высокохудожественные образцы мировой культуры, подключая детей к процессу осмысления, переживания их содержания.

Таким образом, интеграция музыкально-исторических дисциплин позволяет не только более глубоко охватить все особенности претворения художественных стилей в разных национальных культурах, позволяет развить навыки сравнительно-сопоставительного, стилистического анализа музыкальных произведений, сформировать у студента целостное представление исторического процесса развития музыкального искусства в условиях исторической, социальной и общекультурной обстановки. Это путь к формированию личности, способной постичь красоту и ценность общечеловеческой духовной культуры, понять и оценить вклад народов мира в сокровищницу общечеловеческой духовной культуры.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кабалевский, Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы [Текст] / Д.Б. Кабалевский // Программа по музыке. 1-8 классы. - М. : Просвещение, 2006. - С. 5-18.

2. Бойко, Г.Г. Профессиональная подготовка специалиста-музыканта в современных социокультурных условиях [Текст] / Г.Г. Бойко // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: Сб-к ст. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. -Вып. 58. - С. 165-170. ■

169

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.