Научная статья на тему 'Коллективное музицирование как одно из направлений общего музыкального образования в Сербии'

Коллективное музицирование как одно из направлений общего музыкального образования в Сербии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
846
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ШКОЛЬНЫЙ ОРКЕСТР / НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / COLLECTIVE PLAYING MUSIC / MUSICAL CULTURE / SCHOOL ORCHESTRA / FOLK INSTRUMENTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рыбалко Елена Александровна

В статье проанализировано содержание одного из направлений общего музыкального образования Сербии коллективное музицирование на народных инструментах. Охарактеризовано значение этого вида музыкальной деятельности, рассмотрена специфика дисциплины «Музыкальная культура», типы школьных оркестров.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article analyzes the content of one the areas of general music education in Serbia collective playing music on the folk instruments. Described the importance of this type of musical activity, specificity of a subject "Musical culture" types of school orchestras.

Текст научной работы на тему «Коллективное музицирование как одно из направлений общего музыкального образования в Сербии»

нок баса возможно украсить, используя басовую фигурацию. Как правило, это гаммообразные последовательности или арпеджированное движение. Таким образом, вырабатывается творческое отношение к овладению аккомпаниаторскими навыками на баяне.

Аккомпанемент собственному пению, пение под собственное сопровождение является одним из самых сложных разделов обучения дополнительному инструменту. Во время такого исполнения следует главное внимание направить на выразительное интонирование, всеми средствами поддерживать вокальную партию, заботиться о правильности фразировки мелодии. Содержательная фразировка дает возможность решать звуковые задачи, к которым относятся динамические оттенки, кульминации, звуковой баланс между мелодией и сопровождением. Аккомпанемент собственному пению включает координирование силы звука голоса, инструментального аккомпанемента и выделение вокальной партии. Отметим, что наибольшие трудности возникают в исполнении пауз, которые часто не совпадают в местах дыхания в аккомпанементе и в партии солиста, то есть речь идет о типичных трудностях в плане фразировки и вариантности ритмичного рисунка и акцентирования голоса и сопровождения, которые тоже редко совпадают. Необходимо добиваться такого проведения аккомпанемента, чтобы он отходил на второй план, не заглушал мелодию и одновременно не терял выразительности звучания, служил опорой для голоса в наиболее ответственных местах (кульминациях, сильных долях, акцентах, кадансах) исполнения.

Инструментовка для детских и народных инструментов занимает особое место в комплексе педагогических умений учителя музыки, поскольку выбранные особенным образом инструменты, сочетание красок и тембров, характер сочетания различных детских инструментов в ансамблевом звучании является эффективным педагогическим приемом, направленным на развитие музыкального слуха и практических музыкальных навыков учеников.

Подытоживая вышеизложенное, отметим, что фундаментом инструментальной подготовки учителя музыки должен составлять принцип полиинструментализма обучения. Профессиональная инструментальная подготовка студента в классе дополнительного инструмента главной целью имеет овладение навыками аккомпанирования солисту и собственному пению; исполнения или иллюстрирования музыкальных произведений, которые входят в раздел «Слушание музыки» школьной программы. Такая подготовка строится по следующим разделам: изучение репертуара вокально-хорового и хореографического сопровождения; чтение с листа; транспонирование; игра по слуху, гармонизация мелодии, ритмичное аккомпанирование и переложение для баяна произведений школьного репертуара. Овладение перечисленными навыками в комплексе составляет навыки аккомпанирования. Работа по развитию каждого из перечисленных навыков должна проводиться систематически в течение всего периода обучения, поскольку все они в совокупности составляют единый комплекс.

ЛИТЕРАТУРА

1. Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие / О.А. Апраксина. - М.: Просвещение, 1983. - 224 с.

2. Кабалевский, Д.Б.Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады / Д.Б. Кабалевский. - М.: Педагогика, 1986. - 192 с.

3. Иванов, П.Г. Оркестр украинских народных инструментов / П.Г.Иванов. - К.: Муз. Украина, 1981. - 112 с.

4. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. - М.: Педагогика, 1985. - 328 с.

5. Цыпин, Г.М. Обучение игре на фортепиано: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Г.М.Цыпин. - М.: Просвещение, 1984. - 176 с. б.Шахов Г.И. Транспонирование на баяне / Г.И.Шахов - М.: Музыка, 1979. -139с.

Е.А. Рыбалко

КОЛЛЕКТИВНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ОБЩЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СЕРБИИ

Аннотация. В статье проанализировано содержание одного из направлений общего музыкального образования Сербии - коллективное музицирование на народных инструментах. Охарактеризовано значение этого вида музыкальной деятельности, рассмотрена специфика дисциплины «Музыкальная культура», типы школьных оркестров.

Ключевые слова: коллективное музицирование, музыкальная культура, школьный оркестр, народные инструменты

E. A. Rybalko

COLLEKTIVE PLAYING MUSIK THE CONTENT OF ON THE AREAS

OF GENERAL MUSIK EDUCATION IN SERBIA

Abstract: In the article analyzes the content of one the areas of general music education in Serbia - collective playing music on the folk instruments. Described the importance of this type of musical activity, specificity of a subject "Musical culture" types of school orchestras.

Keywords: collective playing music, musical culture, school orchestra, folk instruments.

Коллективное музицирование на народных инструментах занимает важное место в сербской системе общего музыкального образования. Коллективное исполнение музыки, по мнению сербских ученых и педагогов, является фактором социального развития в самом широком смысле, поскольку способствует развитию как музыкальной культуры, так формированию национального самосознания молодежи, а также взаимопониманию и солидарности участников творческого коллектива.

Культурологические концепции развития художественного образования рассматриваются в работах сербских ученых - М.ВасильевиЬ (Василевич M.), Buric-Klain S. (С. Джурич-Клайн) К. Моно]ловиЬ (К. Монойлович) и др.; концепции музыкально-эстетического воспитания и творческого развития личности анализируют Д. Сковран, Д. Плавша, Р. Пейович и др.; общие положения музыкальной психологии раскрываются в исследованиях Mirkovic-Rados K. (К. Миркович-Радош) и др.

Цель и задачи общего музыкального образования, а также учебные планы и программы этого образовательного направления представлены в официальном образовательном вестнике Республики Сербия, который ежегодно издает Министерство образования [2, с. 1128]. В данном издании сформулированы цели и задачи учебного предмета «Музыкальная культура», уточняется объем учебной нагрузки для каждого класса основной школы, а также содержатся различные учебно-методические указания, предназначенные для учителей.

Так, например, среди тематических блоков дисциплины «Музыкальная культура» выделяются следующие: прослушивание музыки (от I до VIII класса); детские музыкальные игры (от I до III класса); детское музыкальное творчество (от I до VIII класса); исполнение музыки, основы музыкальной грамоты (от I до VIII класса); знакомство с музыкальными произведениями, музыкальными формами (от VI до VIII) и инструментами (VII класс).

Учебная программа является лишь ориентиром, по которому сербские учителя планируют свою работу. Овладение школьниками различными видами музыкальной деятельности в рамках разнообразных тематических блоков предмета «Музыкальная культура», по мнению сербских ученых и педагогов, не отражает в полном объеме художественно-образовательные потребности школы как культурного воспитательно-образовательного учебного заведения. Поэтому государственным учебным планом и программой предусматриваются бесплатные музыкальные занятия для учащихся, среди которых - хоровое исполнение и оркестровое музицирование. То есть занятия хора и оркестра организовываются независимо от уроков музыкальной культуры, а право на участие в этих коллективах имеют те учащиеся, у которых выявлен определенный уровень развития музыкальных способностей, в частности - музыкальный слух [2, с. 1130].

В рамках сербских государственных образовательных стандартов отмечено, что каждая основная школа должна иметь свой собственный оркестр, в который может быть принят любой ученик школы. Целью работы школьного оркестра является развитие у учащихся культурных, музыкально-эстетических компетенций, а также активное участие коллектива во всех школьных мероприятиях, фестивалях и важных событиях, проходящих в стенах школы [4, с. 56].

Дисциплина «Музыкальная культура» преподается в каждой общеобразовательной школе Сербии, поэтому оркестр в основной школе проводит учитель музыкальной культуры или другой музыкант, имеющий специальную квалификацию оркестрового дирижера. Поскольку инструментально-практический профиль школы зависит от квалификации педагога, преподающего музыкальную дисциплину, то каждое общеобразовательное заведение специализируется на различных направлениях инструментальной подготовки (флейта, скрипка, баян-аккордеон и др.).

Коллективное музицирование является важным направлением эстетического воспитания, осуществляемого в условиях общеобразовательных заведений Сербии. Этот вид музыкальной деятельности школьников позволяет в комплексе решать воспитательную и образовательную функции, так как систематическое приобретение музыкально-теоретических и музыкально-исторических знаний, развитие музыкально-исполнительских способностей учащихся способствует формированию их эстетического опыта и развивает навык оценки эстетических ценностей. В частности, тщательно подобранный репертуар оркестра воспитывает музыкальный вкус учащихся и влияет на их отношение к музыке. При этом, подчеркивает D. Skovran, пьесы для исполнения должны быть интересны учащимся-оркестрантам и не представлять, особенно на первоначальном этапе, больших технических и эстетических трудностей [5, с. 154 - 155].

Сербские школьные оркестры можно условно разделить по составу инструментов на два типа: однородный оркестр и смешанный оркестр. Однородные оркестры состоят из инструментов одинакового вида или близких к ним инструментов. Например, однородные оркестры в основной школе различают по типам: группа аккордеонов, группа флейт, группа валторн, труб и тромбонов, оркестр ударных инструментов, группа струнных инструментов, оркестр орфовских инструментов.

Смешанные оркестры, по сравнению с однородными, отличаются более насыщенным красочным оркестровым тембром. Поскольку смешанные оркестры состоят из различных инструментов, комбинации которых многочисленны, то состав школьного оркестра зависит от того, какие именно инструменты доступны в конкретной среде. Как показывает практика, основные школы в Сербии часто не имеют достаточных средств и соответствующих инструментов, поэтому организация работы оркестра зависит от наличия инструментов, которые учащиеся уже имеют или могут приобрести.

Отметим, что некоторые инструментальные группы имеют народную основу и характеризуют определенную географическую область. Например, такие инструменты, как барабан и мандолина, являются типичными для региона Воеводина, в то время как в другом регионе мы их не встретим. С другой стороны, аккордеон является инструментом, который присутствует во всех районах Сербии и, следовательно, повсеместно представлен в основных школах.

В состав школьного оркестра принимаются учащиеся старших классов (с V по УШ класс), однако, по мнению сербских педагогов, крайне важно начинать их музыкально-эстетическое воспитание с первого класса основной школы. Дети, перед тем как прийти в оркестр, должны достичь определенного уровня музыкального образования, накопив определенный багаж музыкальных знаний, навыков и умений в предыдущих классах. Отсутствие необходимого уровня музыкального развития школьников является достаточно распространенной проблемой в сербской музыкально-педагогической практике, так как детей в младших классах обучает один учитель, который часто не имеет специального образования в области музыкальной культуры или просто пренебрегает этой дисциплиной как наименее важным предметом [1, с. 126].

В качестве репертуарного материала для слушания и исполнения музыки детьми сербские музыканты-педагоги в первую очередь используют произведения, отображающие важные события в жизни народа, его героическую историю, народную музыку, а также произведения, в которых отражены явления и картины природы. Музыкальный материал для детей также тщательно подбирается с точки зрения его воспитательной и художественной ценности. При этом особое значение в музыкальном воспитании отводится фольклору. Педагоги-методисты (М. Васильевич, Г. Стоянович и др.) подчеркивают необходимость освоения музыкального языка детьми на основе сербской народной музыкальной культуры, значение народного творчества как основы различных приемов и методов музыкального обучения.

Уже с первого класса, считают сербские педагоги, необходимо «учеников постепенно обучать игре на детских ритмических инструментах» [4, с. 8]. Знакомство на занятиях с основными выразительными возможностями музыкального искусства, участие в музыкальных играх позволяет детям осваивать элементарные средства музыкальной выразительности (длительность звуков и их высота, метро-ритмическая организация и др.). Игра на детских музыкальных инструментах способствует усвоению базовых знаний о музыкальных инструментах, развивает интерес к выбранному инструменту, коллективному музицированию и музыкальному искусству в целом. Участие в коллективном музицировании способствует не только развитию музыкальных способностей детей, но и формирует у них такую составляющую системы личностных ценностей, как чувство ответственности за успех всего коллектива [3, с. 48].

На сегодняшний день в маленьких городах и деревнях Сербии сохранились многочисленные народные инструменты, которые специально реставрируются для детского музицирования (кастаньеты, скрипка, погремушки, барабаны, изготовленные из дерева и кожи, и др.). В прошлом большинство этих инструментов являлось неотъемлемой частью религиозных церемоний, а сегодня используется в качестве инструмента для детского музицирования («детская звуковая игрушка») [1, с. 214].

Одним из критериев при подборе исполнительского репертуара для школьного оркестра является его соответствие техническим и художественным возможностям коллектива. Так как репертуар представляет лицо творческого коллектива и, в целом, школы, то очень важно при выборе репертуара учитывать музыкальные пристрастия конкретной региональной культурной среды, в которой находится основная школа, для того, чтобы исполняемые произведения были адекватно восприняты публикой. Однако в первую очередь, репертуар должен быть интересным и приемлемым для самих участников оркестра, которые должны получать удовольствие от процесса коллективного исполнительства и наслаждаться музыкой, чтобы с хорошим настроением приходить на репетиции оркестра.

Таким образом, благодаря занятиям в оркестре многие ученики осваивают общекультурные знания, навыки и привычки, у них развивается умение работать в коллективе, а также развиваются общие и музыкальные способности. Также оркестровые занятия в основной школе позволяют реа-лизовывать основные задачи профессиональной ориентации школьников - пробуждать музыкальные интересы учащихся, а иногда и выявлять яркие музыкальные таланты.

ЛИТЕРАТУРА

1. ВасилвиЬ М. Рат за српску музичку писменост / М. ВасилевиЬ. - Београд: Просвета, 2000. - 292 с.

2. Закон о основама система образовала и воспитала // Службени гласник Републике Серб^. - №.72. - Београд : НИП «Политика», 2008. - С. 1128 - 1132.

3. Mirkovic-Rados K. Psihologija muzike / K. Mirkovic-Rados. - Beograd : Zavod za udzebnike I nastavna sredstva, 2010. - 363 s.

4. Правилник о наставном плану и програму основног музичког образовала и васпитааа // Службени гласник Републике Србще. - №. 5. - Београд: Штампарща «Гласник»,1995- С. 87

5. Skovran D. Nauka o muzickim oblicima / D. Skovran. Beograd : Zavod za udzebnike i nastavna sredstva, 1986. - 350 s.

Л. В. Яркина

РАЗМЫШЛЕНИЕ О МУЗЫКЕ КАК СПЕЦИАЛЬНЫЙ МЕТОД МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация. В статье обосновывается правомерность трактовки метода размышления о музыке Д. Б. Кабалевского как интегрированного специального метода музыкального воспитания. Предложена характеристика его концептуального, операционного и логического компонентов.

Ключевые слова: структура метода размышления о музыке.

L. V. Yarkina

THINKING ABOUT MUSIC AS A SPECIAL METHOD OF MUSICAL EDUCATION

Abstract. In the article method of thinking about music by D. B. Kabalevskiy is interpreted as an integrated special method of musical education. Author describes its conceptual, operational and logical components.

Key words: the structure of method of thinking about music.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в главе 1 статьи 66 указывается, что основная задача начальной школы связана не только с формированием личности учащихся, развитием их индивидуальных способностей, но и обучению умениям учебной деятельности, в частности навыкам теоретического мышления, речевым навыкам, навыкам поведения. А в разделе «Общие положения» Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования приводится «портрет выпускника начальной школы», содержащий личностные характеристики, среди которых присутствует такое качество, как умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. В качестве требований к результатам освоения учащимися основной образовательной программы начальной школы Стандарт предусматривает:

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• развитие ... эмоционально-нравственной отзывчивости (раздел II, пункт 10);

• активное использование речевых средств;

• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; осознанное построение речевых высказываний;

• овладение логическими действиями . построения рассуждений;

• готовность . излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями (раздел II, пункт 11).

Согласно Стандарту предметная область «Искусство» ставит задачу развития способности

к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобрази-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.