Ульянова Лариса Николаевна
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ МУЗЫКАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА
В статье анализируется проблема подготовки студентов-музыкантов к ведению музыкально-просветительской деятельности в современных социокультурных условиях. Рассматриваются вопросы формирования профессиональных компетенций через развитие практических умений и творческих навыков в сфере культурно-просветительской и концертно-исполнительской практики. Она может и должна быть подкреплена богатейшим духовно-нравственным и философско-эстетическим содержанием, основанным на отечественных традициях музыкального образования. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372017/12-3752.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 12(86): в 5-ти ч. Ч. 3. C. 199-201. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2017/12-3/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 7
Искусствоведение
В статье анализируется проблема подготовки студентов-музыкантов к ведению музыкально-просветительской деятельности в современных социокультурных условиях. Рассматриваются вопросы формирования профессиональных компетенций через развитие практических умений и творческих навыков в сфере культурно-просветительской и концертно-исполнительской практики. Она может и должна быть подкреплена богатейшим духовно-нравственным и философско-эстетическим содержанием, основанным на отечественных традициях музыкального образования.
Ключевые слова и фразы: музыкально-просветительская деятельность; музыкальное образование; эстетическое восприятие музыки; духовно-нравственная культура; музыкально-просветительский театр; профессиональные компетенции.
Ульянова Лариса Николаевна, к. филос. н., профессор
Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых ЬГ^2009@1^. т
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ МУЗЫКАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Сегодня очевидно, что будущим музыкантам-педагогам необходимо изучение современных методов и форм культурно-просветительской деятельности, обеспечивающих интеграцию знаний и умений, а также получение практического опыта. Это обширное поле для развития и реализации профессиональных умений и навыков студентов. Оно чрезвычайно разнопланово, содержит множество «ролей», воплощаемых участниками, а также разнообразно по формам, содержанию, направлениям.
В отечественной культурной традиции многие десятилетия развивается музыкально-просветительская деятельность, которая представляет собой особый вид деятельности, направленный на распространение знаний о музыке, приобщение людей к лучшим образцам мировой музыкальной культуры и тесно связанный с вопросами воспитания, образования и эстетики.
Просветительство - это процесс, направленный на формирование сознания, ориентированного на вечные ценности, вечные смыслы, это процесс приобщения к культурным и общечеловеческим ценностям. В философском смысле - это способ человека осознать себя как ценностную часть окружающего мира. Обращаясь к произведениям той или иной эпохи, мы выявляем скрытые смыслы с помощью семантики, семиотики искусства и понимаем то, что во все века художники, музыканты, поэты хотели сказать о Человеке и Мире.
Современная эстетика говорит о ценностном отношении человека к миру, о неповторимости этого мира в рамках музыкально возможного и вместе с тем об определении музыкального целого законами, лежащими за пределами музыкальной технологии.
В качестве одной из важнейших задач музыкального образования русские мыслители и музыканты конца XIX - начала ХХ века видели направление внимания на развитие у слушателей способности духовного созерцания при восприятии произведений музыкального искусства; только совершая активную внутреннюю работу, человек совершенствует свое духовное начало, свой дух, сознание, формирует интенцию восприятия, необходимую для осуществления музыкально-эстетических отношений высшего порядка.
Созвучны роли музыкального просветительства в сегодняшней культурной ситуации мысли великого русского философа И. А. Ильина. Он утверждал, что художественное воспитание личного восприятия и вкуса состоит в том, чтобы люди приучались сосредоточиваться не на том, что нравится, а на том, что в самом деле хорошо. По мере того как душа человека одухотворяется, очищается и углубляется, ее эстетическое восприятие становится более острым, зорким и тонким, ее вкус - более благородным и требовательным, ее суждение - более предметным и ответственным. Истинная музыка творит и поет о мире души и духе, она обращена внутрь, к миру человеческих чувств [5].
К вопросам закономерности взаимодействия музыки и аудитории отечественные ученые начали обращаться в начале XX столетия. Среди них занимают одно из важнейших мест работы Б. В. Асафьева. Он создал музыкально-эстетическую концепцию, суть которой состоит в том, что существует тесная творческая связь искусства и общественного сознания. Это явление Б. В. Асафьев видел во влиянии уровня художественного вкуса аудитории на уровень качества концертов, но при этом подчеркивал, что возможное отрицательное влияние проявляется не всегда. Также ученый писал о понимании музыкального быта как активной среды, о сильном воздействии аудитории на творческий процесс исполнителя [2].
В современных условиях при обучении студентов, кроме знания особенностей в области возрастной и социальной психологии той или иной слушательской аудитории, важно правильно осуществить выбор формы музыкально-просветительской деятельности. От этого во многом будет зависеть успешность предстоящего просветительского мероприятия. Все формы музыкально-просветительской деятельности имеют свои особенности как с точки зрения восприятия слушателями представленного материала, так и с точки зрения
200
Издательство ГРАМОТА
www.gramota.net
организации, поэтому представляется важным в нашей работе обратиться к вопросу классификации форм музыкального просветительства.
Музыкально-просветительская деятельность имеет глубокие исторические корни, в процессе ее становления и развития формировались, развивались, выкристаллизовывались формы, применяемые и в настоящее время. Можно вести речь о различных формах музыкального просветительства в историческом контексте, но в данном контексте нам представляется важным представить системно их современную классификацию.
Различные аспекты музыкального просветительства раскрыты в работах Б. В. Асафьева, Д. Б. Кабалевского, С. В. Ручимской, Н. Л. Савельевой и многих других отечественных исследователей. Анализируя различные подходы к типизации форм музыкального просветительства, мы пришли к выводу, что на сегодняшний день их достаточно много. По нашему мнению, это обусловлено быстрым темпом развития педагогических технологий, техническим прогрессом, появлением новых форм просветительства.
Одной из наиболее полных классификаций музыкального просветительства (но далеко не исчерпывающей), на наш взгляд, представляется классификация Е. Н. Яковлевой. Она выделяет множество оснований типизации. Это форма, объем, сложность, тематика, вид аудитории, статус, жанр, исполнительский состав, связь с медиапространством [13].
Наибольший интерес для нас представляет типизация по форме музыкального просветительства. Предложенная классификация включает различные формы концертной деятельности.
Прежде всего выделим концерты - лекции, диспуты, беседы и другие похожие формы. Отличительным признаком, позволяющим разделить формы концертной деятельности, исследователь называет количество словесного и музыкального материала, их соотношение, а также уровень активности зрителя в процессе проведения концерта. Лекция - форма музыкального просветительства, которая чаще всего представляет собой рассказ о музыке. Музыкальные произведения нередко играют роль примера, пояснения в виде иллюстрации. Лекция-концерт предполагает больший объем музыкальной составляющей по отношению к слову. Важной отличительной чертой данной формы является такое построение концерта, при котором слушатель вместе с лектором ищет ответы на поставленные проблемные вопросы, активно воспринимает исполняемые музыкальные произведения.
Совсем иначе рассматривается роль ведущего на концерте-диспуте. Главная составляющая подобного концерта - дискуссия на какую-либо тему относительно музыкального искусства. В такой форме концерта наиболее важен контакт с аудиторией. Все участники музыкально-просветительского мероприятия раскрывают, как переживается ими то или иное музыкальное произведение, какие чувства вызывает исполняемая музыка и какие глубинные смыслы открываются в этот момент.
Концерт в форме беседы мастерски реализовывал Д. Б. Кабалевский. Этот вид музыкально-просветительской деятельности в его исполнении в музыкально--педагогическом сообществе считается эталоном. Подобная форма просветительской деятельности предполагает уравновешенное взаимоотношение музыки и слова. Слушатели являются активными участниками обсуждения каких-либо вопросов, направление которых, как правило, задает ведущий концерта. Также великолепно в зарубежном процессе эстетического воспитания молодежи данную форму концерта реализовывал в своей музыкально-просветительской деятельности Л. Бернстайн.
Концерт с комментариями предполагает главенствующую роль музыки, слово при этом носит вспомогательный характер. Часто исполнитель сам комментирует, рассказывает, рассуждает, поясняет, расставляя акценты, открывая для аудитории какие-то новые грани. Программа концерта выстроена таким образом, чтобы объединить исполняемые произведения какой-либо темой или идеей. В такого рода концертах могут использоваться и дополнительные информационные средства (буклеты, программки с аннотациями и пр.).
Группа концертов, посвященная одной тематике и имеющая общую концепцию, определяется как циклическая форма музыкально-просветительской деятельности. К данной форме относится не только цикл концертов, но и музыкальный абонемент, проект, фестиваль. Циклический принцип подразумевает постепенное, логически выстроенное развертывание темы на протяжении всей группы концертов.
Если по единому принципу скомпонована серия концертов разной тематики, то подобная форма будет относиться к форме абонемента.
Кроме этого, можно выделить серии просветительских мероприятий: музыкальный лекторий, культурный проект, концертный марафон, фестиваль. В связи с масштабностью подобных проектов их организация требует определенной подготовки всех участников, большого опыта. Подобные формы в большинстве случаев реализуются профессиональными организациями. Также достаточно распространены такие формы, как благотворительный и общедоступный концерт.
Действительно, современные условия диктуют определенные требования к просветительским мероприятиям с точки зрения соответствия их содержания и формы сегодняшнему дню. Какая бы тема ни освещалась, должны соблюдаться принципы доступности (ориентация на ту или иную возрастную, социальную категорию), наглядности (достаточное количество визуального иллюстрирующего материала в репродуктивном, а лучше - в продуктивном, «живом» исполнении), кроме этого, должен обязательно присутствовать интерактивный компонент.
С этой позиции такая форма, как музыкальное театрализованное представление, является, на наш взгляд, самой эффективной формой просветительской деятельности, так как именно она позволяет реализовать «погружение в эпоху». Такое «погружение» необходимо для полного понимания объекта просветительской деятельности, оно обеспечивается применением полного спектра каналов информации, наличием сюжетной линии, реализацией законов драматургии. В связи с этим у зрителей на протяжении всего мероприятия сохраняется устойчивый интерес, активное восприятие информации, яркая эмоциональная реакция.
Следует отметить, что «погружение» в предлагаемое пространство искусства в процессе просветительской деятельности происходит не только у «зрителей», но и, в несравнимо большей степени, у «создателей» мероприятия, проекта. С этой точки зрения участники не просто «погружаются» в эпоху в каком-либо контексте, а «проживают», «пропускают через себя» все события на сцене.
Ярким примером данной формы можно назвать Музыкально-просветительский театр (совместный творческий проект Владимирской областной филармонии и Института искусств и художественного образования ВлГУ). Коллектив театра успешно реализует большое количество проектов, посвященных разнообразной тематике. Это музыкальные спектакли «Михаил Лермонтов», «Святые Земли Русской: Андрей Рублев», «П. И. Чайковский», «Князь Владимир - Креститель»; абонементные просветительские циклы для разных возрастных групп слушателей: «В стране музыкальных чудес», «Музыка. Поэзия. Любовь» и многие другие. В музыкальных постановках используются как исторический музыкальный материал, старинные церковные напевы, фольклорные композиции, классические музыкальные произведения, так и современные композиции, повествующие о вечных ценностях. Основной драматургический принцип постановок Музыкально-просветительского театра - музыкальный диалог прошлого и современности, погружение зрителя в мир родной истории и культуры для более глубокого осознания национальных духовно-нравственных истоков.
Особой задачей молодежный творческий коллектив считает приобщение молодежи к идеалам и ценностям отечественной духовной культуры и к пониманию роли Владимирской земли в её истории. Спектакли Музыкально-просветительского театра получают высокие оценки зрителей, о чем свидетельствуют полные залы, отзывы на сайте Владимирской областной филармонии.
В настоящее время разработаны и реализуются разнообразные формы музыкального просветительства. Перед учреждениями высшего образования, наряду со многими другими, стоит важная задача - подготовка специалиста, способного в современных условиях вести просветительскую деятельность на разных возможных уровнях с использованием оптимальных форм, основываясь на опыте прошлого, применяя технологии современности.
Обучение музыкально-просветительской деятельности - неотъемлемая часть современной подготовки кадров отрасли культуры, искусства и образования, она является мощным средством формирования профессиональных компетенций студентов, становления у них творческих качеств мышления. Непосредственное участие будущих специалистов в социокультурной жизни региона дает возможность студентам проявить свой творческий потенциал, сформировать личный круг профессиональных интересов и понять специфику будущей профессии.
Список источников
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие. М.: Владос, 1997. 463 с.
2. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. 376 с.
3. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М.: ИЦ ПКПС, 2004. 84 с.
4. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2009. 336 с.
5. Ильин И. А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. М.: Православная энциклопедия, 2016. 159 с.
6. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке. М.: Просвещение, 1989. 208 с.
7. Калабаева М. Н. Музыкально-просветительская деятельность школьников-подростков [Электронный ресурс] // Студенческие научные исследования. 2015. № 4. URL: http://student.snauka.ru/2015/04/2431 (дата обращения: 13.10.2015).
8. Кобозева И. С., Белкина М. А., Егорова С. В., Жданов И. В. Организационно-методические основы музыкально-просветительской деятельности учителя с содержанием национально-регионального компонента: учебное пособие / Мордовский государственный педагогический институт. Саранск, 2004. 117 с.
9. Мельникова Л. Л. Музыкальное просветительство. История и современность. М., 2009. 49 с.
10. Методологическая культура педагога-музыканта / ред. Э. Абдуллин. М.: Академия, 2002. 267 с.
11. Шиповская Л. П. Музыка как феномен духовной культуры: дисс. ... д. филос. н. М., 2005. 383 с.
12. Эльконин Б. Д. Психология развития: учеб. пособие. М.: Академия, 2001. 144 с.
13. Яковлева Е. Н. Музыкальное просветительство в динамике отечественной культуры [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.rU/artide/n/muzykalnoe-prosvetitelstvo-v-dinamike-otechestvennoy-muzykalnoy-kultury (дата обращения: 13.11.2017).
MODERN FORMS OF MUSICAL-EDUCATIONAL ACTIVITY IN LEARNING PROCESS OF UNIVERSITY STUDENTS
Ul'yanova Larisa Nikolaevna, Ph. D. in Philosophy, Professor Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs lari-2009@live. ru
The article analyzes the problem of training students-musicians for conducting musical-educational activity in modern socio-cultural conditions. The author considers the issues of forming professional competencies through the development of practical abilities and creative skills in the field of cultural-educational and concert-performance practice. It can and must be supported by the richest spiritual-moral and philosophical-aesthetic content based on the domestic traditions of musical education.
Key words and phrases: musical-educational activity; musical education; aesthetic perception of music; spiritual and moral culture; musical and educational theater; professional competences.