ВОСПИТАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
28
Л. С. Майковская,
Московский государственный университет культуры и искусств
Аннотация. В статье акцентируется внимание на проблеме воспитания этнокультурной толерантности личности средствами музыкального искусства; раскрывается сущность этнокультурной толерантности; этапы формирования данного качества личности в процессе музыкальных занятий на основе осознания единства общечеловеческих ценностей, духовно-нравственных отношений, межкультурных различий и сходства культур.
Ключевые слова: этнокультурная толерантность, музыкальное искусство, воспитание этнотолерантной личности, межкультурный диалог, музыка разных этнокультурных традиций.
Summary. The article focuses on the problem of cultivating ethnic and cultural tolerance by means of musical art. It states the essence of ethnic and cultural tolerance, stages ofdevelopment ofthis quality ofpersonality duringmusic lessons based on the understanding of the universal character of human values, spiritual and moral relations, cross-cultural differences and similarities.
Keywords: ethnic and cultural tolerance, musical art, developing an ethnically tolerant personality, intercultural dialogue, music of different ethnic and cultural traditions.
Воспитание этнокультурной толе- гиозной и межнациональной почве,
рантности — проблема, которая с агрессией, терроризмом. На фоне
актуализировалась в последнее время современных глобализационных про-
не только в нашей стране, но и во всём цессов именно этничность становит-
мире. Это связано не только с интен- ся ярким показателем «другости»,
сификацией интегративного взаимо- характеристикой иного, «чужого»,
действия стран, народов, культур, но и проявляясь в качестве аттрактора в
с усилением тенденции к деструктив- возможных столкновениях. В данной
ности в отношениях между некоторы- ситуации этнокультурная толерант-
ми государствами, с возникновением ность выступает в роли стабилизи-
локальных войн, конфликтов на рели- рующего фактора, является основой
межкультурного взаимодеиствия, направленного на взаимопонимание, уважение личности Другого, приятие его духовного мира.
Ещё в 2001 г. была принята Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)». Однако, как утверждается в «Рекомендациях Общественной палаты Российской Федерации о толерантности и противодействии экстремизму в российском обществе», работа по реализации программы закончилась преимущественно методическими разработками и не переросла в общественную кампанию и практическую деятельность. По-прежнему остаются актуальными как теоретические разработки в этой области, так и поиск эффективных форм воспитания этнокультурной толерантности, способствующих консолидации общества (мирового сообщества), мирному сосуществованию различных этносов и религиозных конфессий, межкультурному диалогу.
В настоящее время обсуждение и исследование проблемы толерантности приобрели универсальный характер для науки в целом. Существуют многочисленные философские, социологические, психологические, педагогические труды, направленные на многостороннее изучение данного феномена. Но при этом, как ни парадоксально, практически отсутствуют работы, посвящённые воспитанию толерантности личности средствами искусства (различными его видами), до сих пор не создано данное художественно-педагогическое направление. Между тем многие учёные признают, что именно через познание
инои культуры, в том числе музыкальной, человек становится более терпимым (толерантным) по отношению к народу данной культуры.
Влияние музыки на толерантное поведение личности подтверждено различными социологическими и психологическими исследованиями. Например, изучая музыкальные предпочтения и вкусы разных социальных групп, психологи выяснили, что музыкально образованные люди тяготеют к плюрализму. B. Bryson, автор социального исследования о музыкальных вкусах, пишет: «Политическая толерантность ассоциируется с музыкальной толерантностью. Широкое знакомство с музыкальными жанрами связано с образованием, и культурная толерантность представляет собой мультикультурный капитал, который неравномерно распределён среди населения и иных социальных групп» [1, с. 897]. По мнению исследователя, люди, обладающие высокой музыкальной культурой, легче принимают «чужое» и не склонны отталкивать и отрицать его. Они и в политике, и в 29 социальной жизни придерживаются либеральных воззрений.
Австралийские ученые L. Butt-sworht и G.-A. Smith, исследуя проявление индивидуальности музыкантов в исполнительской деятельности, обнаружили, что привычка слушать другого и понимать его, которую воспитывает музыка, делает музыкантов мягче и терпимее [2].
Исследования D. Fucci, L. Petrosino, М. Banks, К. Zaums и других ученых также подтверждают, что широкий музыкальной кругозор облегчает общение и взаимопонимание между разными слоями общества, а одним из кирпи-
чиков прочного социального мира может быть широкое и всеобщее музыкальное образование, психологически сближающее людей и обращающее «чужое» в «своё» [3].
Действительно, особыми возможностями в плане воспитания этнокультурной толерантности личности выступают уроки музыки в общеобразовательной школе, так как именно в этих условиях все дети в процессе художественно-коммуникативной деятельности постигают основы мировой музыкальной культуры. Смысл и специфика общения с музыкой разных этнокультурных традиций заключаются в постижении художественного «Я» музыкального произведения (термин В. В. Медушевского), его «лирического героя», в установлении с ним духовно-личностного контакта, межкультурного диалога. Данный механизм — обращения «чужого» в «своё» — лежит в основе профессиональной деятельности педагога-музыканта и оказывает непосредственное влияние на формирование его этнокультурной толерантности.
30 В этом контексте толерантное отношение учителя к представителям разных национальностей, их культуре выступает в качестве своеобразной установки на этнотолерантное поведение учащихся.
В этой связи необходимо подчеркнуть, что проведённые исследования, в том числе автором статьи, подтверждают гипотезу, что у музыкантов данное качество личности развито гораздо в большей степени, чем у людей иных профессий. И это вполне обоснованно. Музыкальное искусство является мощным средством проникновения в глубины духовной сущности создавших его народов. Му-
зыка, несущая в себе ментальность индивида, этносов, наций и социумов, помогает формированию личности, впитывающей в себя всё лучшее, что сокрыто в «генетическом коде» человеческой общности (Н. И. Кия-щенко). Изучая особенности музыкальной культуры разных народов, можно понять специфику национальной души, эмоций и чувств, которые, отражаясь в музыке, являются выражением отношения народа к тем или иным нормам, духовным ценностям. При этом музыкальное искусство обладает не столько различиями своего языка, сколько его общностью (образной, интонационной жанровой, стилистической), в силу чего можно утверждать, что восприятие, познание и приятие иной музыкальной культуры, и как следствие формирование положительного, толерантного отношения к данному народу, осуществляются гораздо эффективнее, чем во многих иных (прежде всего вербальных) сферах.
Восприятие музыкального фольклора разных народов обеспечивается структурно-типологической общностью архетипов интонирующего сознания, связанных с всеобщим пониманием духовных ценностей, не требующих перевода, а также сходными для всех культур способами общения — интонацией и движением.
Можно говорить также и о том, что взаимовлияние музыкальных культур Востока и Запада способствует преодолению культурных границ и расширению межкультурного диалога. Именно на этой основе происходит сближение различных этносов, их толерантное взаимодействие, обогащение чувств, эмоций, толерантного сознания. Так как взаимодействие за-
падного, восточного и других архетипов культур приводит к изменению музыкальных предпочтений в социуме, то, выявляя музыкальные предпочтения представителей разных культур, можно фиксировать не только результат сложной социальной эволюции коренного этноса, процесс адаптации этносов-мигрантов, но и уровень проявления этнокультурной толерантности в обществе.
В исследовании механизмов процесса формирования этнокультурной толерантности средствами музыкального искусства невозможно обойтись без обращения к социально-психологическим исследованиям, по-свящённым её сущности. Как явление социальной перцепции, этнотоле-рантность служит характеристикой межэтнической интеграции, которой свойственно принятие своей этнической культуры, или позитивное отношение к ней и к этническим культурам групп, с которыми данная группа вступает в контакт. Такое адекватное восприятие базируется на постулате ценностного равенства этнических культур и отсутствия убежденности в преимуществах одной культуры перед другой. Основой этнической толерантности является позитивная этническая идентичность (Н. М. Лебедева)1.
Полученные результаты исследований учёных-психологов, по нашему предположению, играют важную роль в педагогической разработке этапности процесса формирования этнокультурной
1 Позитивная этническая идентичность понимается как отнесение себя индивидом к данному этносу на основе позитивной оценки его культуры, способствующей укреплению этнического самосознания группы и сохранению её целостности как этнокультурного организма.
толерантности учащихся средствами музыкального искусства. Данный процесс (особенно в случае обучения учащихся с так называемым маргинальным типом личности) выстраивается следующим образом:
• первый этап — изучение музыкальной культуры своего народа, которая узнается, «вспоминается» генетической памятью посредством актуализации глубинных архетипов и организации «точки удивления» при столкновении с различными культурными инвариантами воплощения этих архетипов;
• второй этап — знакомство и освоение музыкальной культуры разных этнических традиций через выявление в них «общего» и «особенного», осознание единства общечеловеческих ценностей, межкультурных различий и сходства культур на духовно-нравственных основах.
Необходимо подчеркнуть, что именно такой подход в изучении музыкальной культуры разных народов был предложен в программе, разработанной под руководством Д. Б. Кабалевского, и он продолжает реали- 31 зовываться в других современных программах по музыке. Это позволяет не только воспитывать в учащихся этнокультурную толерантность, но и формировать национальное самосознание, позитивную этническую идентичность.
Таким образом, музыкальное искусство заключает в себе огромный потенциал в плане установления между людьми, народами и странами действительно открытых, толерантных отношений, потребность в которых для человечества всё более возрастает и становится едва ли не главным условием сохранения жизни на Земле.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Bryson B. Anything but heavy metal: Symbolic exclusion and musical dislikes // American Sociological Review. — 1996. — № 5.
2. Buttsworht L., Smith G.-A. Personality of Australian performing musicians by gender and by instrument // Personality & Individual Differences, 18 (5).
3. Fucci D., Petrosino L., Banks M., Zaums K. The effect of preference for three different types of music on magnitude estimation scaling behavior in young adults // Perceptual and Motor Skills. — 1996. — № 83.
32