Научная статья на тему 'Формирование поликультурной компетентности подростков в учреждении дополнительного образования детей (на примере крайнего Севера)'

Формирование поликультурной компетентности подростков в учреждении дополнительного образования детей (на примере крайнего Севера) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / POLYCULTURAL EDUCATION / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / POLYCULTURAL COMPETENCE / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Астраханцева Светлана Владимировна, Шушпанова Алена Валерьевна

В статье рассматриваются проблемы формирования поликультурной компетентности подростков в учреждениях дополнительного образования детей, обобщены результаты исследования по параметрам и показателям поликультурной компетентности.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Астраханцева Светлана Владимировна, Шушпанова Алена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article problems of formation of polycultural competence of teenagers in establishments of additional education of children are considered, results of research on parameters and indicators of polycultural competence are generalized.

Текст научной работы на тему «Формирование поликультурной компетентности подростков в учреждении дополнительного образования детей (на примере крайнего Севера)»

150 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 5 (43) сентябрь-октябрь ^

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ КРАЙНЕГО СЕВЕРА)

С. В. Астраханцева, А. В. Шушпанова

Московский государственный университет культуры и искусств, филиал в г. Норильске

В статье рассматриваются проблемы формирования поликультурной компетентности подростков в учреждениях дополнительного образования детей, обобщены результаты исследования по параметрам и показателям поликультурной компетентности.

Ключевые слова: поликультурное воспитание, поликультурная компетентность, дополнительное образование детей.

In article problems of formation of polycultural competence of teenagers in establishments of additional education of children are considered, results of research on parameters and indicators of polycultural competence are generalized.

Key words: polycultural education, polycultural competence, additional education of children.

ООН и ЮНЕСКО объявили первое десятилетие XXI века десятилетием культуры мира и ненасилия. В связи с этим воспитание подрастающего поколения на территориях арктической зоны в традициях сохранения, развития и преумножения традиционной национальной культуры народов Крайнего Севера приобретает особую актуальность.

Так, для России конца XX века проблема толерантности стала одной из наиболее злободневных проблем общественно-политической жизни. Под угрозу поставлена целостность государства, демократические преобразования, судьба ряда регионов и этносов. Изучение сущности поликультурной компетентности и форм ее проявления на региональном уровне актуально сегодня, в период реформирования российского общества, когда социальная ситуация требует переоценки ценностей.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ

5 (43) сентябрь-октябрь 2011 150-154

Однако воспитание поликультурной компетентности невозможно без учета культурных и воспитательных интересов разных этносов, без адаптации граждан многонационального и поликонфессионального государства к различным ценностям разных культур, без нахождения способов взаимодействия между людьми с разными традициями и отказа от культурно-образовательной монополии одних наций, народов, религий в отношении других.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации среди основных задач в сфере образования указаны следующие: гармонизация национальных и этнокультурных отношений; сохранение и поддержка этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур; сохранение языков и культур всех народов Российской Федерации.

Социально-культурная деятельность 151

Тем не менее, проблемам воспитания поликультурной компетентности подростков уделяется все еще явно недостаточное внимание на всех уровнях образовательно-воспитательной деятельности: в философии образования, междисциплинарных и образовательно-педагогических теориях, в стратегических и политических образовательных доктринах и в повседневной педагогической практике.

Большое значение в решении этих задач имеет система дополнительного образования детей, где происходит становление личности ребенка, развитие его интеллектуальных и художественных способностей, опыта общения и сотрудничества, овладение культурой своего и других, рядом проживающих народов, где формируются основы культурного общения, нравственной и эстетической воспитанности, закладываются первичные ценности и ориентации личности.

В обычных условиях, когда дети растут и развиваются в однородной этнической среде, на их эстетическое развитие огромное влияние могут оказать различные формы их национальной культуры. Определенную роль могут играть бытовая культура, сказки данного народа, его песни и сказания, национальная музыка и танцы, различные виды декоративно-прикладного искусства.

Возникшая острая потребность обеспечения толерантного сосуществования внутри детских коллективов порождает потребность в разработке программ поликультурной направленности, адаптированных для учреждений дополнительного образования детей, содержание которых будет опираться на материалы национальных культур региона, а также на результаты исследований учёных, которые осветили различные аспекты культуры народов Таймыра: А.А. Барболина (1), Л.Д. Бетту (2), О.Э. Добжанская (3), С.В Иванов (4), Н.П. Макаров (5), Т.Б. Митлянская (9), А.А. Попов (8), О.Н. Хакимулина (10), Л.В. Хомич (11) и др. (6; 7).

Изучение научно-педагогической литературы, опытная работа позволили прийти к выводу о том, что в процессе поликультурного

воспитания в современном обществе сложились следующие противоречия:

- между заказом общества на поликультурное воспитание подрастающего поколения и реальным состоянием обучения и воспитания в учреждениях дополнительного образования детей;

- между необходимостью реализации поликультурного подхода в процессе образования и недостаточной изученностью этой проблемы в педагогической науке;

- между потребностью дополнительного образования детей в научно обоснованной системе поликультурного воспитания и недостаточной разработанностью методик.

Изучив типовые программы для художественных отделений школ искусств, мы отметили, что в области этнопедагогики недостаточно разработана педагогическая проблема связи образования и воспитания, в том числе формирования поликультурной компетентности подростков средствами национальной культуры. Недостаточность научно-теоретического обоснования данной проблемы приводит к тому, что многие учреждения дополнительного образования детей, если и проводят работу по поликультурному воспитанию, формированию толерантности, то делают это интуитивно.

Недостаточность педагогических, методических и психологических рекомендаций для реализации поликультурного воспитания в учебно-воспитательном процессе учреждений дополнительного образования детей, их неполное соответствие возрастным особенностям учащихся подросткового возраста, отсутствие профессиональной подготовки специалистов в этой области свидетельствуют о том, что современное поликультурное общество нуждается в дальнейшей разработке научно-методических основ педагогики поликультурности и толерантности.

Указанные противоречия обозначили проблему исследования - научно-педагогическое обеспечение поликультурного воспитания учащихся в учреждениях дополнительного образования детей, в том числе в детских

152 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 5 (43) сентябрь-октябрь

школах искусств, необходимость разработки научно обоснованной системы поликультурного воспитания, а также методики поликультурного воспитания посредством изучения национальной культуры коренных народов региона.

Учреждениям дополнительного образования детей необходимо занять особое место в распространении знаний о национальной культуре народов. Крайне важно воспитать в детях уважение к традиционной культуре коренных народов, исторически проживающих на территориях. Так, дети Большого Норильска имеют уникальную возможность знакомиться с произведениями традиционного творчества коренных народов Таймыра в музеях города, на выставках, встречаться непосредственно с представителями этих культур. Поэтому необходимо создать ситуацию, когда у учащихся формируется интерес к изучению культурного наследия больших и малых народов, их специфическому знанию и чувствованию окружающего мира, представленному в произведениях национального искусства, исследованию их эстетических предпочтений, взглядов с целью формирования проявлений терпимости и уважения других мнений и вкусов.

В Талнахской детской школе искусств апробируется авторская модульная программа, предметом изучения которой является традиционная культура аборигенных народов Таймыра: ненцев, нганасан, долган, эвенков, эн-цев. Комплексная программа содержит модульные блоки по предметам: прикладная композиция, станковая композиция, история искусств, объединенные единой тематикой. Модульные блоки-программы являются взаимодополняющими и рассматривают культуру и традиции этих народов с разных позиций.

В программе по прикладной композиции значительное внимание уделяется изучению способов художественной обработки меха, кожи, замши, сукна. Рассматриваются традиционные для Севера способы работы с вышеперечисленными материалами: аппликация из кожи и меха, подкраска ровдуги с последую-

щим декорированием вышивкой подшейным волосом оленя, вышивка бисером и нитками, плетение ремешками по перфорации и некоторые другие технологии.

На занятиях предусматривается последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить учащимся, развитие у них навыков технического ремесла, творческого и эстетического начал. В процессе решения эстетических и творческих задач перед детьми раскрываются красота и своеобразие мира декоративно-прикладного искусства народов Таймыра.

В процессе практических занятий по станковой композиции выполняются тематические рисунки, раскрывающие особенности флоры и фауны Таймыра, быта коренных народов, их культурных традиций, устного народного творчества. Работы выполняются по представлению, наблюдению, по памяти, на основе воображения. На занятиях по станковой композиции имеется возможность более свободного выбора художественных материалов для работы. Учащиеся исследуют возможности как живописных, так и графических материалов для решения поставленных творческих задач, изучают основы изобразительной грамоты. Для выполнения некоторых работ могут требоваться предварительные наброски, опора на натурный материал. Для выполнения необходимых зарисовок предусмотрены экскурсии в музей. В программе предполагается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности.

Немаловажную роль в полноценном освоении программ по станковой и прикладной композиции играет изучение национального искусства народов Таймыра, опыта известных художников и мастеров на уроках истории искусств. Наряду с теоретическими занятиями по изучению искусства особое внимание уделяется изучению музейных коллекций, посещению выставок, непосредственному знакомству с жизнью и творчеством художников на выставках в художественной галерее, мастер-классах и творческих встречах.

Социально-культурная деятельность 153

Таким образом, программа позволяет учащимся через интегративный подход освоить явления культуры и традиции народов Таймыра, обогатить, углубить их представления об окружающей жизни, сформировать познавательный интерес и уважение к духовным ценностям других народов.

В процессе знакомства с традиционной культурой аборигенных народов Таймыра у учащихся вырабатывается понимание тесной связи между человеком и природой, уникальности опыта каждого народа. Через индивидуальный внутренний опыт, личное эмоциональное переживание в сочетании с собственной творческой активностью формируется интерес к традиционной народной культуре, бережное отношение к ее произведениям и памятникам.

Приобщение учащихся к традиционной народной культуре позволяет воздействовать на формирование поликультурной компетентности ребенка, которая рассматривается нами по следующим параметрам:

1. Познавательная компетентность (воспитание интереса к изучению культуры и традиций разных народов, формирование основ восприятия и понимания природы произведений национального искусства; знакомство с взглядами, предпочтениями людей разных национальностей; осознание самостоятельной ценности каждой культуры). В ходе исследования установлено, что 62% учащихся стали больше интересоваться традиционной материальной культурой народов Таймыра, у 58% появилось понимание зависимости традиционного уклада жизни людей от их географического положения, природосообразности традиционной культуры, 75% учеников отмечают красоту и мастерство исполнения произведений прикладного искусства.

2. Информационная компетентность (способность поиска информации по интересующим аспектам культуры и традиций разных народов в различных источниках: справочниках, книгах, печатных изданиях, электронных ресурсах; способность критически оценивать полученную информацию во избе-

жание формирования стереотипных суждений; владение технологиями общения с представителями других национальных культур, понимание значений знаковых систем других национальных культур). Опрос и наблюдение показали, что 49% учащихся с большим вниманием стали относиться к телепередачам, этнической направленности, развитие навыка работы с поисковыми системами и интернет-ресурсами отмечают 45% учеников, возросла активность использования домашних и публичных библиотек у 38% учащихся и 3% получают информацию в процессе общения с взрослыми, выезжающими на работу в районы проживания или кочевий коренных народов.

3. Коммуникативная компетентность (умение моделировать свое поведение в зависимости от социокультурного окружения, навык комбинирования поведения; умение использовать в процессе коммуникации знаковые системы, присущие другим национальным культурам, владение различными инструментами общения, умение выбора адекватных способов и форм общения, владение способами презентации своей национальной культуры). Исследование показало, что уже на первом этапе обучения 47% учащихся уже не испытывают затруднений при определении национальной принадлежности традиционного костюма коренных народов Таймыра; 3% отметили наличие опыта и оценили характер контактов с представителями коренного населения у своих близких; 61% проявляют интерес к особенностям законов гостеприимства и норм поведения, принятых у коренных народов Таймыра.

4. Социальная и гражданская компетентность (соблюдение социальных и культурных норм поведения, способность урегулировать конфликтные ситуации ненасильственными способами, умение жить и общаться с представителями других национальных культур, участие в позитивных социальных мероприятиях на уровне школы, города, края: выставках, конкурсах детского рисунка и декоративно-прикладного искусства). Рисунки учащихся и изделия декоративно-прикладного твор-

154 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 5 (43) сентябрь-октябрь

чества были показаны на городских конкурсах и выставках, внимание 23% зрителей они привлекли необычностью художественного решения, 26% отметили в работах знание особенностей материальной культуры народов Таймыра, 31% заинтересовались интересным сюжетом, 20% в содержании работ выделили знание характерного бытового уклада.

5. Организаторская компетентность (установление диалога с этнокультурным окружением; способность принимать ответственность за свои действия; владение способами совместной деятельности с представителями других национальных культур). Занятия способствовали улучшению отношений внутри поликультурного детского коллектива, 78% учащихся указывают на комфортность взаимоотношений с одноклассниками, 63% признают повышение собственного интереса и интереса окружающих к выполняемым учащимися творческим заданиям, заявляют об изменении восприятия ими традиционных культур, появлении большего интереса и уважения, 81% проявляют желание продолжить изучение традиций различных национальных культур в дальнейшем.

6. Специальная компетентность (формирование практического художественного опыта учащихся по применению различных способов отображения действительности; развитие самостоятельной творческой активности учащихся; воспитание уважения к вкусам и мнениям других людей). 91% учащихся отмечают появление большей свободы при работе с декоративными материалами, к концу первого года обучения 93% отмечают повышение технической сложности выполняемых ими работ, как по прикладной, так и по станковой композиции, 78% заявляют о чувстве удовлетворенности от хорошо выполненной работы.

Таким образом, включение программ по освоению явлений культуры и традиций народов Таймыра в педагогическую практику учреждений дополнительного образования детей способствует не только получению учащимися знаний о национальном искусстве, но и развивает их сознание во взаимодействии со средой и социумом, содействует формированию толерантных отношений, что чрезвычайно важно в условиях полиэтнического пространства региона.

Примечания

1. Барболина, А. А. Этнопедагогические средства формирования национального самосознания учащихся: На прим. шк. Таймыра : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / А.А. Барболина. - М., 1996. - 126 с.

2. Бетту, Л. Д. Фольклорные традиции в творчестве Огдо Аксеновой / Л.Д. Бетту. - СПб.: Дрофа, 2007.

- 134 с.: ил.

3. Добжанская, О. Э. Звуковой мир человека Арктики / О.Э. Добжанская // Народное творчество. - 2006.

- №6 - С. 20-21.

4. Иванов, С. В. Скульптура народов севера Сибири. XIX - первой половины XX века / С.В. Иванов -Л.: Наука,1970. - 296 с.: ил.

5. Макаров, Н. П. История и культура народов Приенисейского края: учеб. пособие / Н.П. Макаров, М.С. Баташев. - Красноярск: Сибирский федеральный университет; Политехнический институт, 2007. - 246 с.

6. Народы крайнего Севера и Дальнего Востока России в трудах исследователей (ХХ в.) / сост. Т.Н. Емельянова, М.В. Южанинова. - М.: Северные просторы, 2002. - 528 с.

7. Народы Крайнего Севера и Дальнего Востока России в трудах исследователей (XVII - начало XX в.) / сост. Т.Н. Емельянова, М.В. Южанинова. - М.: Северные просторы, 2002. - 528 с.

8. Попов, А. А. Нганасаны. Социальное устройство и верования. - Л.: Наука, 1984. - 149 с.

9. Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и дальнего Востока: [кн. для учителя] / сост. Т.Б. Митлянская. - М.: Просвещение, 1983. - 256с., ил., 40 л. ил.

10. Хакимулина, О. Н. Из истории культуры и быта народов Таймыра: учеб. пособие / О.Н. Хакимулина; Норильский индустр. ин-т. - Норильск, 2002. - 67 с.

11. Хомич, Л. В. Нганасаны / Л.В. Хомич. - СПб.: Просвещение, 2000. - 78 с: ил. - (Серия «Народы Севера и Дальнего Востока»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.