но, с другой стороны, в будущей актёрской профессии является практически неизбежным следствием как постоянных перегрузок, так и травм.
Анализируя особенности сферы саморегуляции для становления личности актёра, следует отметить высокую специальную значимость этой сферы и наличие способов воздействия на неё с позиции общепедагогической теории.
Четвёртой из сфер индивидуальности, имеющих специфическое значение для становления актёрской индивидуальности, мы назвали экзистенциальную сферу.
Для будущих профессиональных актёров крайне необходимы открытость миру, умение слушать и видеть, воспринимать чужие судьбы, чужие истории - как почерпнутые из драматургического источника, так и отложившиеся из повседневных жизненных впечатлений.
Анализ экзистенциальной сферы, столь важной для театральной педагогики, позволяет нам согласиться с кардинальным выводом исследователей, которые подчёркивают необходимость индивидуализации обучения, ломки привычных стереотипов и стандартов, ориентированных на усреднённых, среднестатистических индивидов.
Примечания
1. Гребенюк, О. С. Основы педагогики индивидуальности / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк. - Калининград, 2000.
2. Симонов, Р. Н. Темперамент. Характер. Личность / Р.Н. Симонов, П.М. Ершов. - М., 1984.
3. Художественное творчество. - Л., 1983.
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ СРЕДСТВАМИ НАЦИОНАЛЬНОГО ИСКУССТВА
С. В. Астраханцева, А. В. Шушпанова
Московский государственный университет культуры и искусств (филиал, г. Норильск)
В статье рассматривается поликультурное воспитание личности как одна из важнейших задач отечественного образования. Исследуются возможности использования ресурсов учреждений дополнительного образования детей для формирования установок толерантности подростков.
Ключевые слова: дополнительное образование детей, национальная культура, поликультурное воспитание, подростковый возраст, толерантность.
In article polycultural education of the person as one of the major problems of domestic education is considered. Possibilities of use of resources of establishments of additional education of children for formation of installations of tolerance of teenagers are investigated.
Keywords: additional education of children, national culture, polycultural education, teenage age, tolerance.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (44) ноябрь-декабрь 2011 184-188
Образование в сфере культуры 185
На территории России исторически проживает множество сложившихся общностей -наций, народностей, этнических групп. Их отличают язык и культура, особенности образа жизни, воспитания, образования, верований. Одновременно характерным как для представителей этнических меньшинств, так и для доминирующей этнической общности является осознание себя подгруппой большего сообщества. Согласованное взаимодействие этнических и культурных групп в настоящее время становится центральной идеей современного поликультурного общества. Поликультурное общество в нашем исследовании рассматривается, в том числе, и с точки зрения его толерантности, то есть взаимодействия на основе понимания и согласия.
Поскольку в процессе исторического и культурного развития общества в основе общественных отношений находились различные идеи, понятие толерантности также претерпевало трансформацию, включая в себя терпимость к вероисповеданию и расовым различиям, равные гражданские права, взаимоотношения между полами и другие (2).
В советский период идеи интернационализма предполагали не только толерантность как терпимость в отношении к представителям других национальностей и народов, но и активно формировали чувство солидарности, дружественности, желание оказать помощь, поддержку. К сожалению, доброжелательность порой перерастала в преклонение перед чужим образом жизни и приводила к отказу от собственной культуры. Поэтому после перестройки остро встал вопрос о толерантном отношении граждан нашей страны к своему народу и своей культуре.
Согласно определению Философского энциклопедического словаря, толерантность - это «терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое
не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции» (5).
В педагогической науке «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности» (7, с. 250).
В культурологических источниках толерантность определяется как «психологический настрой человека, характеризуемый доброжелательным отношением, уважением и интересом к чужим культурам, традициям, нравам, языкам и т.п.» (6, с. 215).
Значение понятия толерантности многогранно и со временем значительно расширилось, включив в себя различные аспекты человеческих отношений. Однако в настоящее время для России концепция толерантности становится особенно актуальной в ракурсе межнациональных отношений, в связи с продолжающимися миграционными процессами внутри страны, вспышками этнических конфликтов, возросшими угрозами терроризма. Необходимость обеспечения толерантного сосуществования больших и малых этносов порождает потребность в поликультурном воспитании, которое становится инструментом и принципом образовательной политики, основывающейся на понимании и признании ценностей различных культур.
Поскольку поликультурность человека не является врожденным качеством, ее необходимо воспитывать. Важным этапом в реализации идеи поликультурного образования является построение действующей системы формирования установок толерантного поведения у подрастающего поколения. Современное педагогическое сообщество рассматривает поликультурное воспитание «как часть педагогических усилий, обеспечивающих культурно-социальную идентификацию личности, открытую иным культурам, национальностям, расам, верованиям» (1, с. 72).
Подростковый возраст является периодом наиболее интенсивного личностного развития, когда оформляются ценностные ориен-
тации, социальные установки, интересы и увлечения, самооценка, уровень притязаний. У подростков активно развиваются потребности в общении, самоутверждении среди сверстников, в коллективном труде и положительных эмоциях. На становление и развитие личности подростка особое влияние оказывают факторы внешнего воздействия, влияния окружающей среды, социума. От воспитания подростка, от воздействий на него в период становления личности во многом зависит его будущая жизнь, процесс социализации в обществе. Построение толерантных отношений в процессе межличностного общения и совместной деятельности должны стать для подростков предметом специального освоения. Для более глубокого осмысления подростком своего Я в контексте культурного многообразия окружающего мира нужна особым образом организованная культурная среда, способная вызвать эмоциональный отклик и желание освоения ее через включение в практическую деятельность. Поэтому в современных условиях учреждениям дополнительного образования детей необходимо разрабатывать и внедрять учебные программы, формирующие принципы поликультурной компетенции подростков, их толерантность.
Важным для современной школы искусств становится включение в образовательный процесс ресурсов социально-культурной среды региона. Анализ социально-культурного пространства Таймыра и Норильска показал наличие богатейших ресурсов для поликультурного воспитания подростков: природных, историко-культурных, этнографических и фольклорных. Культурная инфраструктура Таймыра располагает 27 Домами культуры, 32 библиотеками, 4 детскими школами искусств, 4 центрами народного творчества, Таймырским окружным краеведческим музеем, киновидеоцентром. При учреждениях культуры округа созданы и функционируют 2 музея (мемориальный музей долганского художника Б. Молчанова; литературный музей Таймырских авторов), 3 народных театра, 4 учебно-производственных мастерских, 4 народных
ансамбля и другие творческие коллективы (3, с. 73). По данным нашего исследования, доля учреждений дополнительного образования в образовательной системе городов Заполярья составляет незначительный процент - 12,5%, что сопоставимо со средними показателями по стране.
По данным Таймырского окружного управления культуры, организация свободного времени населения, дополнительного образования и досуга детей и взрослых осуществляется в сельских домах культуры, клубах округа. По данным исследования, возрастает интерес жителей северных посёлков к занятиям в кружках: музыкальных (хоровых, вокальных), хореографических, театральных, традиционных народных промыслов (резьба по кости и дереву, вышивка бисером, подшейным волосом оленя, работа с мехом и ровдугой, создание уникальнейших меховых и суконных орнаментов, характеризующих уклад и особенности жизни коренных народов, пошив национальной одежды).
Кроме того, нельзя не принять во внимание культурный потенциал крупного промышленного центра Таймыра - Норильского промышленного района, также обладающего собственной культурной инфраструктурой, состоящей из 4 школ искусств, художественной и музыкальной школ, колледжа искусств, филиала Московского государственного университета культуры и искусств, 4 библиотек, музея с филиалами в районах города, художественной галереи, 4 кинотеатров, 2 центров внешкольной работы с детьми, Дворца культуры и большого количества творческих объединений, организованных на базе общеобразовательных школ.
Сотрудники музея проводят исследовательскую и просветительскую работу по распространению знаний о быте и культуре народов, проживающих на территории Таймыра, выступая с выездными занятиями и выставками в образовательных учреждениях города.
Норильская художественная галерея систематически представляет зрителям города тематические и персональные выставки твор-
Образование в сфере культуры 187
чества национальных и региональных художников, а также предоставляет свои залы для выставок Северного отделения норильского колледжа искусств, которые посвящены современному видению развития традиционного мастерства таймырских косторезов и вышивальщиц.
С целью выявления степени заинтересованности социума в области поликультурного воспитания в Талнахской детской школе искусств было проведено анкетирование, в котором приняли участие 50 учащихся подросткового возраста 11-15 лет, их родители и 30 преподавателей школы.
В результате исследования было установлено, что опыт общения с представителями других этносов, других культур имеют практически все подростки. Проблема межнациональных отношений волнует 17% подростков и 31% родителей.
Учащиеся указали, что сведения о культуре других народов они получают чаще всего в результате просмотра телепередач - 32%, из школьной программы - 24%, несколько реже в семье - 20%, из книг и других печатных изданий - 12%, в общении с друзьями - 7%, из других источников - 5%.
Обсуждают со сверстниками особенности своей этнической культуры, проблемы отношений с представителями других национальностей 13% подростков. Обсуждают в семье межнациональные отношения 26% опрошенных подростков.
На вопрос о том, нужно ли изучать этнические культуры в школе, 69% учащихся ответили положительно, при этом необходимо отметить больший интерес у возрастной категории 11-13 лет, ученики 14-15 лет чаще отвечали отрицательно; 73% родителей и 81% преподавателей подтверждают необходимость изучения в школе культуры других народов, однако только у 29% педагогов в рабочих программах присутствует национальный компонент.
В ходе опроса детей и взрослых были обнаружены поверхностные знания респондентов о национальном составе коренного насе-
ления региона и его традиционной культуре, большей частью основанные на стереотипах.
С целью расширения круга знаний и апробации системы формирования толерантности у подростков нами была разработана «Комплексная модульная программа», которая рассматривает культуру и традиции аборигенных народов Таймыра: ненцев, нганасан, долган, эвенков, энцев с разных позиций -теоретического усвоения информации, материально-предметной практической деятельности, образного восприятия. На уроках используют легенды и сказки народов Севера, материалы традиционного декоративно-прикладного искусства, изучение творчества национальных мастеров и региональных художников Севера. Программа заинтересовала учащихся, помогла ребятам детальнее представить быт и культуру коренных малочисленных народов, выразить свои впечатления и эмоции в творческих работах.
Результаты промежуточного исследования, позволяют получить достаточно объективную информацию по следующим аспектам: насколько интересна для учащихся данная программа; произошли ли качественные изменения в росте художественного мастерства учащихся; оказывают ли занятия положительное влияние на интеллектуальное развитие (знание традиционной культуры народов Таймыра, уникальных технологий художественной обработки кожи и меха, символики национальных орнаментов, творчества национальных мастеров); на возможность использования полученных навыков в самостоятельном творчестве: тематическом рисовании, изготовлении сувениров для своих близких; в уважительном отношении к традициям, вкусам и предпочтениям людей других культур.
По результатам анкетирования 75% учащихся данная программа показалась интересной. Качественные изменения в росте собственного художественного мастерства отметили 67% учащихся. Положительное влияние программы на собственное интеллектуальное развитие отметили 83% учащихся, 79% отметили своеобразие, исполнительскую виртуоз-
ность и эстетическую привлекательность произведений национального искусства. Также 83% учащихся программа открыла возможность для проявления творческих способностей и инициативы: полученные знания и навыки по художественной обработке кожи и меха, вышивке бисером ребята самостоятельно использовали для изготовления сувениров и подарков своим близким.
Включение в образовательное поле учреждений дополнительного образования детей программ по комплексному изучению традиций национальной культуры народов Таймыра (ненцев, нганасан, долган, эвенков, энцев), как показала практика, способствует развитию эстетической восприимчивости, поведенческой эмпатии, творческого интереса учащихся к народному искусству коренных народов Таймыра, сохранению и развитию
местных национальных традиций; обогащению внутреннего мира ребёнка средствами постижения духовной стороны народной и региональной культуры, знаниями в области декоративно-прикладного искусства; самореализации личности и ее развитию в целом, но, самое главное, меняется психологический настрой, появляется доброжелательное отношение к чужой культуре, уходит стереотипное восприятие традиционной культуры северных народов.
«Толерантность ... необходима для жизни в современном многонациональном обществе и может быть развита только при условии, что человек одной национальности может проникаться положительными чувствами к другому, иной национальности, при соблюдении с обеих сторон общечеловеческих законов морали и нравственности» (4, с. 100).
Примечания
1. Джуринский, А. Н. Воспитание в России и за рубежом [Электронный ресурс] / А.Н. Джуринский. - Режим доступа: http://window.edu.ru/ window_catalog/files/ г28091/ prosv028.pdf
2. Дмитриев, Г. Д. Многокультурное образование / Г.Д. Дмитриев. - М.: Народное образование, 1999. - 46 с.
3. Мариничева, Л. Д. Возрождение празднично-обрядовой культуры народов Таймыра / Л.Д. Мариничева // Коренные малочисленные народы Таймыра: проблемы сохранения культуры: [сборник научных статей] / [науч. ред. В.Н. Циватая]. - Норильск: Филиал МГУКИ, 2006. - С. 73.
4. Петрушин, В. И. Психология и педагогика художественного творчества: учебное пособие для вузов / В.И. Петрушин. - М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2006. - 100 с.
5. Философский энциклопедический словарь, 2010. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy.
6. Флиер, А. Я. Тезаурус основных понятий культурологии: учебное пособие / А.Я. Флиер, М.А. Полетаева. - М.: МГУКИ, 2008. - 215 с.
7. Этнотолерантность подростка: воспитание в семье и школе: словарь / [под общ. ред. доктора педагогических наук, профессора А.Г. Козловой]. - СПб.: Речь, 2007. - 250 с.