Научная статья на тему 'Сущность и особенности организации учебно-воспитательного процесса в школах полиэтнической среды'

Сущность и особенности организации учебно-воспитательного процесса в школах полиэтнической среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ СРЕДА / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / УЧИТЕЛЬ / PRIMARY SCHOOL STUDENTS / MULTIETHNIC ENVIRONMENT / EDUCATIONAL PROCESS / PRIMARY SCHOOL TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асадулаева Ф. Р., Сулаева И. М.

В данной статье рассматривается проблема организация учебно-воспитательного процесса и создания наиболее благоприятных условий для развития учащихся умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания в школах полиэтнической среды. Основное внимание в работе авторы акцентирует на роли и значении русского языка в начальном обучении, что особенно усиливается в нынешних условиях, когда главной задачей начальных классов становится задача умственного развития, ускоренное развитие умственных сил учащихся. Выделяются характерные особенности народных традиций (сказки, песни, нравы, обычаи, традиции народа). Утверждается, что учащиеся хорошо усваивают содержание произведений устного творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Асадулаева Ф. Р., Сулаева И. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASICS AND FEATURES OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS AT SCHOOLS IN POLIETHNIC ENVIRONMENT

This paper addresses the problem of the organization of the educational process and creation of the most favorable conditions for the development of students’ mental, moral, aesthetic and physical education schools, multi-ethnic environment. The major focus in the paper is the role and importance of the Russian language in primary education. The authors believe that the study of the role of the language is especially relevant at modern time, for the main task of the primary school in Russia is solving a problem of mental development, accelerated development of cognition of students. The authors describe distinctive characteristics of folk traditions (stories, songs, habits, customs, traditions of a people). The work proves that school pupils are able to acquire the national contents of works in ethnic oral traditions. The pedagogical experience of the researchers allows saying that the materials with a national component can be used for developing personal qualities of children such as brevity, respect, love for the motherland. The paper cites some basic ideas in pedagogy of K. D. Ushinsky.

Текст научной работы на тему «Сущность и особенности организации учебно-воспитательного процесса в школах полиэтнической среды»

уроку, к докладу, к экзамену, к контрольной боте, выполнение заданий учителя), а также ситуативные и релаксационные мотивы (25%), отказ от высокой оценки других, кроме учебников, источников. Снижен интерес к художественной литературе, что свидетельствует о недостаточно высоком проявлении уровня социальной мотивации чтения. Если интересы учащихся к профессиональной и учебной литературе достаточно высокие, то недооценивается поэзия, что в юношеском возрасте совершенно недопустимо и может привести к несформированности высоких целей и высоких идеалов. Тревожит и то, что лишь 3% учащихся 7-9 классов проявили интерес к произведениям этнорегиональ-ных авторов.

Кроме этих особенностей широкого социокультурного масштаба исследование позволило выделить особенности, характеризующие связи самообразования с процессом образования, его автономные особенности, а также особенности в области преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Этот курс предназначен для формирования сознательного

Библиографический список

и ответственного отношения человека (в нашем исследовании -подростков) к вопросам личной безопасности окружающих, формирования основополагающих знаний и умений по оценке опасных ситуаций и т.д. Среди особенностей самообразования в области преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» такие, как значимость для личности информации о действиях в современных условиях чрезвычайных ситуаций, недостаточность учебников, учебных и научно-методических пособий по предмету, недостаточная информированность личности по проблемам безопасности жизни, для самозащиты и самопомощи. Одной из приоритетных особенностей, по нашему мнению, является адаптированность содержания к современным проблемам безопасности.

Исследование позволило рассмотреть самообразование не только как процесс передачи и восприятия знаний, но и как культурный феномен, который выполняет социокультурные, воспитывающие, развивающие прогрессообразующие функции.

1. Алиева М.Б. Формирование навыков самообразования у подростков в учебной деятельности: автореферат ... кандидата педагогических наук. Махачкала, 2008.

2. Беспалько B.II. Стандартизация образования: основные идеи и понятия Педагогика. 1993; 5: 25-30.

3. Основы безопасности жизнедеятельности, 10 класс, А.Т. Смирнов, М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, Ю.Л. Воробьёв. 2011.

4. Маслоу А. Мотивация и личность. Санкт-Петербург, 1999.

References

1. Alieva M.B. Formirovanie navykovsamoobrazovaniya upodrostkov vuchebnojdeyatel'nosti: avtoreferat ... kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2008.

2. Bespal'ko V.II. Standartizaciya obrazovaniya: osnovnye idei i ponyatiya Pedagogika. 1993; 5: 25-30.

3. Osnovy bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti, 10 klass, A.T. Smirnov, M.P. Frolov, E.N. Litvinov, Yu.L. Vorob'ev. 2011.

4. Maslou A. Motivaciya ilichnost'. Sankt-Peterburg, 1999.

Статья поступила в редакцию15.03.15

УДК 371.162

Asadulaeva F.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Pedagogy of Primary Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: Gadjiev82@mail.ru

Sulaeva I.M., teacher, Department of Pedagogy of Primary Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: Gadjiev82@mail.ru

BASICS AND FEATURES OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS AT SCHOOLS IN POLIETHNIC ENVIRONMENT. This paper addresses the problem of the organization of the educational process and creation of the most favorable conditions for the development of students' mental, moral, aesthetic and physical education schools, multi-ethnic environment. The major focus in the paper is the role and importance of the Russian language in primary education. The authors believe that the study of the role of the language is especially relevant at modern time, for the main task of the primary school in Russia is solving a problem of mental development, accelerated development of cognition of students. The authors describe distinctive characteristics of folk traditions (stories, songs, habits, customs, traditions of a people). The work proves that school pupils are able to acquire the national contents of works in ethnic oral traditions. The pedagogical experience of the researchers allows saying that the materials with a national component can be used for developing personal qualities of children such as brevity, respect, love for the motherland. The paper cites some basic ideas in pedagogy of K. D. Ushinsky.

Key words: primary school students, multiethnic environment, educational process, primary school teacher.

Ф.Р. Асадулаева, канд. пед. наук, зав. каф. педагогики начального образования ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: Gadjiev82@mail.ru

И.М. Сулаева, ст. преп. каф. педагогики начального образования ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: Gadjiev82@mail.ru

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛАХ ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ СРЕДЫ

В данной статье рассматривается проблема организация учебно-воспитательного процесса и создания наиболее благоприятных условий для развития учащихся умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания в школах полиэтнической среды. Основное внимание в работе авторы акцентирует на роли и значении русского языка в начальном обучении, что особенно усиливается в нынешних условиях, когда главной задачей начальных классов становится задача умственного развития, ускоренное развитие умственных сил учащихся. Выделяются характерные особенности народных традиций (сказки, песни, нравы, обычаи, традиции народа). Утверждается, что учащиеся хорошо усваивают содержание произведений устного творчества.

Ключевые слова: младший школьник, полиэтническая среда, учебно-воспитательный процесс, начальная школа, учитель.

Главной задачей современной школы сегодня является создание наиболее благоприятных условий для умственного, нравственного, эстетического и физического развития учащихся. Поэтому развивающая функция обучения на современном этапе развития общеобразовательной школы выдвигается на первый план [1].

Интеллектуальное развитие младших школьников осуществляется, прежде всего, в процессе обучения. Обучение и развитие теснейшим образом взаимосвязано между собой. Успешное обучение невозможно без определённого уровня умственного развития. Однако правильно организованное обучение является главным фактором умственного развития.

Уже на первом этапе школьного образования, в начальных классах, должен происходить переход от мышления на уровне представлений к мышлению на уровне понятий. Учащиеся должны овладевать элементами теоретического мышления. А мышление теснейшим образом связано с речью.

Полноценная учебная деятельность невозможна без активности учащихся, без их интеллектуальной инициативы, предполагающей выход за пределы привычного подхода, поиск новых оригинальных средств и способов решения задачи. Приёмы и способы воздействия на ребёнка меняются в зависимости от его возраста, что объясняется качественными изменениями его интеллектуального развития.

В школах, где определенной части учащихся приходится учиться на языке, которым они слабо владеют, довольно часто встречаются факты, когда они имеют определённый уровень знаний, умений и навыков, но не имеют соответствующего умственного развития. Это объясняется тем, что по отношению к таким учащимся слабее срабатывают такие факторы развивающего обучения, как обучение на высоком уровне, быстрый темп изучения учебного материала, ведущая роль теоретических знаний. Наблюдения показали, что слабое умственное развитие части учащихся связано с тем, что в дошкольном возрасте они недостаточно подвергались воздействию своего национального языка. Это обстоятельство не всегда осознаётся родителями и руководителями образовательных учреждений. Итак, школьное обучение теснейшим образом связано с языком. На первом этапе образования в начальных классах обучение должно проводиться на родном языке, на котором они говорили и общались до школы. Об этом убедительно писали К.Д. Ушинский, Я.А. Ко-менский, и другие известные педагоги: «Родное слово есть основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний, с чего начинается всякое понимание, через него проходит и к нему возвращается» [2].

Роль и значение русского языка в начальном обучении особенно возрастает в современных условиях, когда главной задачей начальных классов становится задача умственного развития, ускоренное развитие умственных сил учащихся. Главным фактором умственного развития школьников является процесс обучения, активная учебная деятельность учащихся. А учебная деятельность чаще всего совершается в речевых действиях. С речью органически связан также важнейший элемент умственного развития - мыслительная деятельность.

В школах, где определённая часть учащихся владеет языком обучения, чаще чем в обычной школе, встречаются факты, когда учащиеся получают те или иные знания, умения и навыки, но не получают должного уровня умственного развития. Особенно в том случае, когда главные усилия учащихся сосредотачиваются на запоминании учебного материала, на репродуктивной деятельности. У них развивается память, но слабо развивается мышление. А развитое мышление - главный показатель умственного развития.

Учитель должен осознать, что трудности, возникающие в учебно-познавательной деятельности учащихся, зависят от их индивидуально-психологических особенностей. Часть учащихся, сравнительно легко овладевает, а другая категория слабо (те, которые до школы не получили должного уровня умственного развития, у которых оказалось замедленное мышление, слабая память, слабо развито произвольное внимание).

Учителю надо выявить таких учащихся, проанализировать особенности и трудности, возникающие в процессе реализации образовательной, воспитательной и развивающих функций обучения. Реальный успех в этом может быть, достигнут при условии, если учебный процесс будет организован с учетом реальных возможностей учащихся; необходимым элементом урока должна быть работа с текстом учебника, словарная работа, а также наглядность поможет узнать новое слово, его смысл и значение.

Особое внимание нужно уделять реализации развивающей функции обучения. При этом следует иметь в виду положение о том, что сама развитая речь является одним из важных показателей умственного развития.

К решению данной проблемы учитель должен подходить творчески. «Успех обучения и высокий уровень знаний, умений и навыков зависит от дифференциации и индивидуализации обучения, а также от внутренних, индивидуально-психологических особенностей ученика». Особенно важно, чтобы учитель хорошо знал современную методику обучения родному языку, знал поэтов, писателей, пишущих на родном языке, предания, устное народное творчество своего народа [3].

Работа учителя осложняется тем, что до школы дети в различной степени овладевают языком обучения и имеют различный уровень дошкольного умственного развития, растут и развиваются в разных социально-бытовых условиях.

Еще великий педагог К.Д. Ушинский обращал внимание на то, что родной язык - специфическая форма национальной культуры, несущая информацию из глубин веков, что овладение своим национальным языком необходимо для того, чтобы человек не потерял духовные связи с народом, к которому он принадлежит. Изучая родной язык, ребёнок пьет духовную жизнь из родимой груди родного слова, что, усваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрений на предмет, множество мыслей, чувств, художественных образов [2].

В начальной школе учитель должен познакомить учащихся с историей и этнографией народа. Когда все это передается на родном ему языке, они приобретают совсем другой оттенок, воспринимаются более эмоционально, имеют национальную окраску, которая присуща только этому народу.

Сказки, песни, былины передают быт, нравы, обычаи, традиции народа рождают в детях движение души, мысли. Как показывает опыт работы национальных школ, учащиеся хорошо усваивают содержание произведений устного творчества, легко их пересказывают, употребляют в речи пословицы, поговорки, поэтические формы отдельных произведений, воспитывают в себе лучшие качества героев эпоса.

Народно-песенная позиция горцев разнообразна по жанру, но больше места в ней занимают эпические, исторические песни и др. Дети должны знать своих героев, свою историю и уметь это лаконично выражать на родном языке.

Народные традиции отражают прошлое, приобщают к культурным ценностям своей маленькой родины. Огромное значение в воспитании на идеях народной педагогики имеет родной язык каждой национальности. Поэтому, прежде всего, педагоги должны стремиться передавать потомкам сокровища родного языка. Благодаря родному языку учащиеся знакомятся с прекрасными произведениями устно-поэтического творчества, фольклором, имеющим не только историко-познавательную ценность, но и художественно-эстетическое воспитательное значение. Эти народные идеи в песнях, в произведениях определяют характер народа, психологию его.

Ученики на примерах традиционной поэзии своего народа, читая или слушая её на родном языке, ощутят: как велико значение и роль его во взаимодействии, взаимовлиянии национальных языков в изучении и приобщении к народным идеям, традициям, обрядам другой национальности. Семьи, где родители не говорят на своем родном языке, лишают своих детей культурного наследия своей нации, духовного богатства, что скрыто в родном языке. Как образно говорил К.Д. Ушинский, когда исчезает родной язык - народа нет более [2].

В родном языке выявляются и познаются национальная психология, характер народа, особенности его мышления, неповторимость и связи с прошлым своей маленькой родины. Начальная школа должна привить учащимся любовь к родному языку, к материнскому слову.

Функционирование и широкое распространение школ полиэтнической среды имеет свои позитивные стороны. При разумной организации работы совместное обучение детей разных национальностей благоприятствует сближению людей разных национальностей, развитию добрых отношений между ними. Позитивные результаты дает и организация обучения в этих школах на русском языке. Оно благоприятствует тому, что представители небольших народов имеют возможность обучения в любых вузах страны, приобретения любой специальности, приобщения к достижениям современной (мировой) культуры.

Более сложным для преодоления отставания оказываются трудности, связанные с реализацией развивающей функции обучения; в современных условиях эта функция является самой главной. Особенно значима эта функция для начальных классов. На реализацию этой функции в начальных классах ориентированы системы обучения, разработанные Л.В. Занковым, Д.Б. Элько-ниным, В.В. Давыдовым. У учащихся, слабо владеющих языком обучения, медленнее и хуже протекает процесс накопления знаний, развития кругозора, эрудиции. Дополнительные трудности у таких детей возникают в развитии мышления. Недостаточный запас слов, слабо развитая внутренняя речь не благоприятствуют овладению ими такими умственными операциями (действиями), как готовность анализировать, синтезировать, обобщать. Кроме того, немалые трудности возникают в формировании понятий. Зачастую они запоминают слова, обозначающие понятия, но не воспринимают сущность слов [4].

Библиографический список

Особенно большие трудности в процессе реализации развивающей функции обучения возникают у тех учащихся начальных классов со смешанным национальным составом, которые до школы не овладевают своим национальным языком (он не играет роли родного языка) и по этой причине не получают соответствующего уровня умственного развития. Особенно сложным оказывается положение у той части учащихся, которые слабо овладели и языком обучения (русским языком). Для того чтобы предупредить такое явление, нужно предпринимать меры не только по ускоренному овладению ими русским языком, но и своим родным. Ускоренное овладение двумя языками приводит к двуязычию. Достижение должного двуязычия является одной из главных задач начальных классов со смешанным национальным составом учащихся.

1. Бережнова Л.Н., Богословский В.И., Филиппова С.О., Гуйван Т.П., Малышева Е.В., Митин Е.А., Щеглов В.И. Гуманитарные технологии в полиэтнической образовательной среде: предупреждение культурной депривации. Санкт-Петербург: Книжный Дом, 2007.

2. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Москва: Просвещение, 1974; Т. 1.

3. Адриненко М.А. Формирование этнической толерантности у школьников в поликультурном пространстве начальной школы. Available at: http://knowledge.allbest.ru

4. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. Москва: Педагогика, 1990.

References

1. Berezhnova L.N., Bogoslovskij V.I., Filippova S.O., Gujvan T.P., Malysheva E.V., Mitin E.A., Scheglov V.I. Gumanitarnye tehnologii v poli'etnicheskoj obrazovatel'noj srede: preduprezhdenie kul'turnoj deprivacii. Sankt-Peterburg: Knizhnyj Dom, 2007.

2. Ushinskij K.D. Chelovek kak predmet vospitaniya. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya: v 2-h t. Moskva: Prosveschenie, 1974; T. 1.

3. Adrinenko M.A. Formirovanie 'etnicheskoj tolerantnosti u shkol'nikov v polikul'turnom prostranstve nachal'noj shkoly. Available at: http:// knowledge.allbest.ru

4. Zankov L.V. Izbrannye pedagogicheskie trudy. Moskva: Pedagogika, 1990.

Статья поступила в редакцию 16.03.15

УДК 378

Afanasyev M.V., adjunct student, 1-year postgraduate school, St. Petersburg military Institute of Internal Troops of Ministry

of Internal Affairs of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: 13maxik13@list.ru

THE IDEA OF MEDICAL PEDAGOGY AT THE STAGE OF ITS FORMATION IN THE HISTORY OF EDUCATION. The article focuses on the integration of medicine and pedagogy, the basics of pedagogical ideas and their role in the formation and development of pedagogical thought. Any process of formation indicates some transitional states, which are leading to shaping of things and phenomena, to the self-determination of natural and social systems, which will continue to evolve. From this perspective, the idea of medical pedagogy at the stage of its formation in the history of education is important for the analysis of the development in modern conditions. The researcher studies the professional and educational activity of famous medical doctors, such as N. I. Pirogov, G. A. Zaharjin, S. P. Botkin, V. Wund, P. Lesgaft. The paper considers the role of Pirogov's and Zaharjin's conception of medico-pedagogical education, which was worked out for the sake of protection of the nation's well being. The author observes the process of development of medical pedagogy in modern time.

Key words: idea, pedagogical idea, medical pedagogy, formation of transitional states.

М.В. Афанасьев, адъюнкт 1 курса адъюнктуры Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД

России, г. Санкт-Петербург, E-mail: l3maxikl3@Hst.ru

ИДЕИ МЕДИЦИНСКОЙ ПЕДАГОГИКИ НА ЭТАПЕ ЕЁ СТАНОВЛЕНИЯ В ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье акцентируется внимание на интеграции медицины и педагогики, раскрывается сущность педагогических идей и их роль в становлении и развитии педагогической мысли. Становление указывает на переходные состояния, ведущие к оформлению вещей и явлений, к самоопределению природных и общественных систем, которые в дальнейшем будут развиваться. С этих позиций идеи медицинской педагогики на этапе её становления в истории образования важны для анализа их развития в современных условиях.

Ключевые слова: идея, педагогическая идея, медицинская педагогика, становление как переходное состояние.

В историческом процессе развития образования сложилась междисциплинарная область, связывающая медицину с педагогикой. Междисциплинарность, как умение комплексного применения знаний, переноса методов из одной дисциплины в другую, задействована в исследованиях взаимозависимости психической (внутренней) и практической деятельности человека.

Выдвижение проблемы человека в качестве общенаучной коренным образом изменяет взаимосвязи между различными областями знаний. Проблемы соотношения социального и биологического в человеке, воспитания и обучения, как здорового ребенка, так и страдающего от хронического заболевания, развития его как личности и т.п. - целесообразно решать комплексно, в соответствии с достижениями в области человекознания [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.