ит прочность приобретаемых учащи- ходили молодые люди, умеющие са-
мися знаний в той или иной области, мостоятельно совершенствовать свои
поскольку эти знания подвергаются знания и умения в разных областях,
изменениям каждый год и устаревают приобретая, если окажется необходи-
подчас раньше, чем учащиеся сумеют мым, новые знания, профессии, пото-
их усвоить. Гораздо важнее, считает му что именно этим им придется зани-
бизнесмен, чтобы в экономику при- маться всю их сознательную жизнь.
Литература:
1. Новиков Д. А. Теория управления образовательными системами. Учебно-методическое пособие. - М.: Народное образование, 2009. - 452 с.
70
В XXI веке стала ощутимой потребность в думающей, ищущей и творческой личности. Этим продиктовано внедрение в образовательный процесс технологии исследовательской деятельности обучающихся. Это одно «из направлений модернизации современного образования, развития концепции профильной школы» [1]. Однако проблема внедрения данной технологии в учебный процесс остается открытой в науке.
Технология исследовательской деятельности отвечает требованиям Закона Республики Казахстан «Об образовании», Государственного обще-
В Е СТ Н И К«6РЛЕУ»-К8Т_
2. Оралбеков К. И. Повышение ИКТ-компетенций преподавателей. // Профессионал Казахстана.- 2011.-№ 1. - стр. 42-44.
образовательного стандарта образования РК об «успешной социализации обучающихся», а также соответствует целям и задачам Концепции 12-летнего среднего образования в РК, в которой предусматривается идея профильного образования; способствует формированию ключевых компетент-ностей как универсальных способов деятельности, используемых при решении проблем в рамках учебно-воспитательного процесса и реальных жизненных ситуациях [1-3].
Идея исследовательского обучения получила развитие в конце XIX начале XX веков. Русский педагог Констан-
1/2013
ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Туякова Б. С.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, проекты, исследовательские способности, педагогическое исследование, учебное исследование
тин Николаевич Веитцель выразил необходимость исследовательского подхода в образовании так: «ребенок по натуре своей... практик, только в более позднем возрасте начинает просыпаться чисто теоретический интерес к знанию, и чем более глубокие корни будут пущены этим теоретическим интересам в практике жизни, тем он сам окажется жизненнее, живучее, устойчивее». Он призывал смотреть на ребенка как на маленького «искателя правды». Он подчеркивал необходимость исследовательских навыков у педагога. Доктор психологических и педагогических наук Александр Ильич Савенков определяет исследовательскую деятельность обучающихся как «деятельность, связанную с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы» [2].
Организационной рамкой исследования является проектно-исследо-вательская деятельность - проектирование собственного исследования, предполагающего выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценку реализуемости исследования и необходимых ресурсов.
Исследовательская деятельность «предусматривает обеспечение охра-1/2013_
ны психического и физического здоровья детей, создания благоприятных условий для разностороннего развития личности [3].
Мотивационной основой исследовательской деятельности является любознательность, познавательная активность, потребность в новых впечатлениях и в знаниях. «Познавательная активность направлена на познание ради самого познания, имеет развивающий эффект и положительно сказывается на решении практических задач» [4]. Основная причина, вызывающая любознательность и исследовательскую активность - это неопределенность, непонятность объекта, явления, отношений и т.д. И функция исследовательского поведения -уменьшение этой неопределенности путем поиска, экспериментирования 71 и обработки полученной информации. «Стратегическая организация поведения включает интеллект и волю в структуру личности, соединяя их с потребностями, интересами, всей мотивацией поведения личности» [5].
В системе процессов исследовательского поведения выделяют две взаимосвязанные подсистемы - поиск информации, обработка поступающей информации. В качестве результатов могут выступать: приобретение знаний о самой деятельности и ее практического опыта, о целях, о средствах, о методах и стратегиях, их сравнительной эффективности в ситуациях, об ожидаемых результатах, познавательное и личностное развитие.
Сущность исследовательского подхода к обучению состоит во введении методов научного исследования _ВЕСТНИК «6РЛ ЕУ» ■ КвТ
в процесс учебного познания на всех его этапах, в организации поисково-творческой деятельности, в актуализации внутри - и межпредметных связей, в усложнении содержательной и в совершенствовании познавательной деятельности, в изменении характера взаимоотношений «учитель - ученик - коллектив учащихся» в сторону сотрудничества. «Содержательную основу составляет взаимосвязь между содержанием материала, методами и формами обучения, организационными формами учебной работы. Процессуальную основу его составляет поисково-творческая деятельность, способствующая организованному усвоению опыта творческой деятельности и творческому усвоению и применению знаний» [6]. Содержание 72 исследовательского обучения должно строиться таким образом, чтобы «опыт человечества представал как живой, развивающийся организм. Развитие у детей общих исследовательских умений и навыков - основной путь формирования особого стиля жизни» [7].
Перечислим функции исследовательского подхода к обучению: воспитание познавательного интереса; создание положительной мотивации учения и образования; формирование глубоких, прочных и действенных знаний; развитие интеллектуальной сферы личности; формирование умений и навыков самообразования; развитие познавательной активности и самостоятельности.
В понятие «исследование» входят: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, наблюдать, давать определение, классифи-В Е СТ Н И К«6РЛЕУ»-К8Т_
цировать, проводить эксперименты, делать умозаключения и выводы, структурировать материал, конкретизировать, моделировать, оформлять результаты, делать сообщение, готовить тексты [8].
Главная цель учебного исследования - приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции на основе получения субъективно новых знаний.
«Исследовательские способности -индивидуально-психологические особенности личности, выступающие субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности. Они заключаются: в степени проявления поисковой активности, в глубине, в прочности овладения способами и приемами исследовательской деятельности» [8]
Одной из форм исследовательской работы по литературе это разработка проектов. Исходный момент - формулировка проблемы. «Проблема исследования - это нечто неизвестное, требующее поиска новых знаний о действительности. Ставя проблему, надо ответить на вопрос: «Что надо изучить из того, что ранее не было изучено?» Возникает проблема в результате появившегося противоречия, требующего разрешения. При формулировке проблемы исходят из оригинальности, реальной выполнимости»
[9].
Тема исследования подбирается таким образом, чтобы вызвать инте-
1/2013
рес, должна быть оригинальной и актуальной. Далее составляется план, определяется объем работы, этапы выполнения, временные рамки. Цель исследования состоит в изучении явлений. Выделяется гипотеза, что придает смысл работе и конкретизирует предмет исследования. Гипотеза также должна быть обоснованной, т.е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями. Затем ставятся задачи, определяются методы исследования.
Процесс исследования: учащиеся собирают информацию, связанную с объектом исследования. Проделанная работа помогает определить границы знаний. Задачи, стоящие перед учеником - исследователем:
- найти и записать известные ему сведения об объекте исследования;
найти и записать неизвестные
ему сведения (источники: справочники, энциклопедии, глобальная сеть Интернет, консультации со знающими людьми);
- найти и записать новые знания (выявление свойств объекта исследования, поиск нового практического применения найденных свойств, выдвижение гипотез развития объекта исследования и т.д.).
Сложность составляет работа по написанию обзора литературы. Здесь требуется умение находить нужную информацию, что занимает много времени. Здесь понадобится помощь учителя, которая заключается в том, чтобы сориентировать учащихся в потоке информации. Литературный обзор - это краткая характеристика того, что известно об исследуемом 1/2013_
явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. Написание обзора поможет свободно овладеть материалом, обоснованно отвечать во время выступления.
Обработка полученных данных. В тексте представляются самые необходимые данные, желательно в виде таблицы, которые сопоставляются друг с другом и с литературными источниками, делается анализ, т.е. устанавливаются и формулируются закономерности. В конце работы делается выводы, в которых тезисно излагаются результаты. Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе исследования, являться ответом на вопросы, поставленные в них.
На базе найденных свойств ученики обучаются находить и воплощать свои идеи на практике в области теоретической деятельности (выдвижение гипотезы, определение закономерностей, составление прогноза развития), в области прикладной деятельности (создание новых методов получения результата, выпуск авторских материалов для пользователей). Таким образом, учащиеся вносят посильный вклад в общий банк знаний, приобщаются к высокому творчеству. Полученные навыки позволяют им работать с неизвестными ранее объектами. Учащиеся привыкают к определенной форме общения во время конференции: обучаются слушать, задавать вопросы, четко отвечать, дискутировать. Формируется навык защиты творческих продуктов. Погружаясь в атмосферу творческого поиска, учащиеся добывают, накапливают, обобщают новые знания, которые могут быть _ВЕСТНИК «6РЛ ЕУ» ■ КвТ
73
востребованы обществом.
На соревнованиях научных проектов учащиеся показывают сформированные навыки исследовательской деятельности. Однако процесс работы может быть различным. Например: опыт работы по проекту «Образ кошки в сказках» показал, что при выборе темы исследования необходимо определить объект, а лишь затем конкретизировать его. Прием, который был найден - опрос одноклассников. Учащимся 10-11 классов был предложен вопрос: «Какое домашнее животное вызывает у вас интерес?», на который был получен ответ - «кошка». А дальше последовали другие вопросы: почему? что интересно в них? Какие ассоциации связаны с образом? и т.д. Последовал план поиска: образ кота/ 74 кошки в мифологии, в сказках, в литературе. Самым ценным стал результат: ученица не испытывала симпатии к кошкам, однако в ходе исследования появилась противоположная эмоция, вылившаяся в изменении отношения к животному.
Изложенная процедура организации исследовательской деятельности учащихся позволяет:
1. Расширить область личных и общечеловеческих знаний.
2. Осуществить целостное восприятие мира через выбранный объект познания.
3. Получить новый, общественно полезный интеллектуальный продукт.
4. Формировать научно-исследовательские навыки.
5. Выявлять признаки развития изучаемых объектов познания.
6. Создать условия, которые по-
В Е СТ Н И К«6РЛЕУ»-К8Т_
зволяют учащимся:
- определять границы личных знаний,
- реализовать личный творческий потенциал,
- проверять актуальность личного интереса,
- повысить вероятность самостоятельного выбора дальнейшего образования,
- на основании результатов изысканий определить статус,
- самостоятельно осуществлять диагностику внутренних возможно-
стей,
самостоятельно осваивать новые виды деятельности (технические средства, компьютерные программы).
Анализ научно-методической литературы, накопление собственного опыта по организации исследовательской деятельности учащихся показал, что сама технология исследовательской деятельности относится к открытым образовательным технологиям.
Работа по исследовательской деятельности учащихся по литературе имела следующие результаты:
1. Учащиеся имеют в собственном опыте сформированные навыки самостоятельной работы, что позволило решать проблемы, создать индивидуальные исследовательские проекты.
2. Учащиеся научились работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации, анализировать её, делать обобщения и выводы), приобрели умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкреплённую аргументами, умение находить компромисс, логич-
1/2013
но излагать свою мысль.
3. Интерес к предмету возрос, тем самым повысилась эффективность обучения.
4. Произошло позитивное изменение психологического состояния, стиля общения, ощущение себя в новом качестве - первооткрывателя, исследователя - все это дает возможность развивать творческие способности,
оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, воспитывает самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.
Таким образом, введение технологии исследовательской деятельности в учебный процесс имеет продуктивный характер.
Литература:
1. Государственный общеобразовательный стандарт образования Республики Казахстан. - Астана, 2007
2. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников. - М.: Знание, 1984.
3. Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. - М.: Просвещение, 2004
4. Алексеев, А. Г., Леонтович, А.В., Обухов, А.С., Фомина, Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2002.-№1
5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2000.
6. Гафитулин М.С. Проект «Исследователь». // Школьные технологии. -2005.- № 3
7. Карпенко, К. А., Королева, Е.Л., Недялкова, Г.М., Соколова, И.И. Опыт организации учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников. - 2002.- №1 75
8. Савенков А.И. Исследовательская практика: организация и методика.// Я - исследователь. - 2005. -№1
9. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского обучения школьников. //Школьные технологии. - 2008. - №1
1/2013
ВЕСТНИК«еРЛЕУ»-Ш