Научная статья на тему 'Технология исследовательской деятельности в учебном процессе'

Технология исследовательской деятельности в учебном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1078
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТЫ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / УЧЕБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туякова Б.С.

В XXI веке стала ощутимой потребность в думающей, ищущей и творческой личности. Этим продиктовано внедрение в образовательный процесс технологии исследовательской деятельности обучающихся. Это одно «из направлений модернизации современного образования, развития концепции профильной школы» [1]. Однако проблема внедрения данной технологии в учебный процесс остается открытой в науке.Осы жұмыстың басты ерекшелігі ізденістік белсенділікке, тереңдікке, зерттеу қызметінің әдіс-тәсілдерін меңгеру беріктігіне, оқушылардың шындықты меңгерудің әмбебап әдісі ретінде зерттеу дағдыларын алуына, ойлаудың зерттеу типіне қабілеттілігін дамытуға, жаңа білім алу негізінде тұлғалық ұстанымын белсендіруге, мектеп оқушыларының функционалды сауаттылығын дамытуға практикалық бағытталу болып табылады.The main advantage of this work is in practical searching activities, good skills in mastering teaching process for pupils to be able to research, to learn reality, to develop abilities of thinking, to activate their personal positions on the basis of new knowledge and functional literacy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология исследовательской деятельности в учебном процессе»

ит прочность приобретаемых учащи- ходили молодые люди, умеющие са-

мися знаний в той или иной области, мостоятельно совершенствовать свои

поскольку эти знания подвергаются знания и умения в разных областях,

изменениям каждый год и устаревают приобретая, если окажется необходи-

подчас раньше, чем учащиеся сумеют мым, новые знания, профессии, пото-

их усвоить. Гораздо важнее, считает му что именно этим им придется зани-

бизнесмен, чтобы в экономику при- маться всю их сознательную жизнь.

Литература:

1. Новиков Д. А. Теория управления образовательными системами. Учебно-методическое пособие. - М.: Народное образование, 2009. - 452 с.

70

В XXI веке стала ощутимой потребность в думающей, ищущей и творческой личности. Этим продиктовано внедрение в образовательный процесс технологии исследовательской деятельности обучающихся. Это одно «из направлений модернизации современного образования, развития концепции профильной школы» [1]. Однако проблема внедрения данной технологии в учебный процесс остается открытой в науке.

Технология исследовательской деятельности отвечает требованиям Закона Республики Казахстан «Об образовании», Государственного обще-

В Е СТ Н И К«6РЛЕУ»-К8Т_

2. Оралбеков К. И. Повышение ИКТ-компетенций преподавателей. // Профессионал Казахстана.- 2011.-№ 1. - стр. 42-44.

образовательного стандарта образования РК об «успешной социализации обучающихся», а также соответствует целям и задачам Концепции 12-летнего среднего образования в РК, в которой предусматривается идея профильного образования; способствует формированию ключевых компетент-ностей как универсальных способов деятельности, используемых при решении проблем в рамках учебно-воспитательного процесса и реальных жизненных ситуациях [1-3].

Идея исследовательского обучения получила развитие в конце XIX начале XX веков. Русский педагог Констан-

1/2013

ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Туякова Б. С.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, проекты, исследовательские способности, педагогическое исследование, учебное исследование

тин Николаевич Веитцель выразил необходимость исследовательского подхода в образовании так: «ребенок по натуре своей... практик, только в более позднем возрасте начинает просыпаться чисто теоретический интерес к знанию, и чем более глубокие корни будут пущены этим теоретическим интересам в практике жизни, тем он сам окажется жизненнее, живучее, устойчивее». Он призывал смотреть на ребенка как на маленького «искателя правды». Он подчеркивал необходимость исследовательских навыков у педагога. Доктор психологических и педагогических наук Александр Ильич Савенков определяет исследовательскую деятельность обучающихся как «деятельность, связанную с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы» [2].

Организационной рамкой исследования является проектно-исследо-вательская деятельность - проектирование собственного исследования, предполагающего выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценку реализуемости исследования и необходимых ресурсов.

Исследовательская деятельность «предусматривает обеспечение охра-1/2013_

ны психического и физического здоровья детей, создания благоприятных условий для разностороннего развития личности [3].

Мотивационной основой исследовательской деятельности является любознательность, познавательная активность, потребность в новых впечатлениях и в знаниях. «Познавательная активность направлена на познание ради самого познания, имеет развивающий эффект и положительно сказывается на решении практических задач» [4]. Основная причина, вызывающая любознательность и исследовательскую активность - это неопределенность, непонятность объекта, явления, отношений и т.д. И функция исследовательского поведения -уменьшение этой неопределенности путем поиска, экспериментирования 71 и обработки полученной информации. «Стратегическая организация поведения включает интеллект и волю в структуру личности, соединяя их с потребностями, интересами, всей мотивацией поведения личности» [5].

В системе процессов исследовательского поведения выделяют две взаимосвязанные подсистемы - поиск информации, обработка поступающей информации. В качестве результатов могут выступать: приобретение знаний о самой деятельности и ее практического опыта, о целях, о средствах, о методах и стратегиях, их сравнительной эффективности в ситуациях, об ожидаемых результатах, познавательное и личностное развитие.

Сущность исследовательского подхода к обучению состоит во введении методов научного исследования _ВЕСТНИК «6РЛ ЕУ» ■ КвТ

в процесс учебного познания на всех его этапах, в организации поисково-творческой деятельности, в актуализации внутри - и межпредметных связей, в усложнении содержательной и в совершенствовании познавательной деятельности, в изменении характера взаимоотношений «учитель - ученик - коллектив учащихся» в сторону сотрудничества. «Содержательную основу составляет взаимосвязь между содержанием материала, методами и формами обучения, организационными формами учебной работы. Процессуальную основу его составляет поисково-творческая деятельность, способствующая организованному усвоению опыта творческой деятельности и творческому усвоению и применению знаний» [6]. Содержание 72 исследовательского обучения должно строиться таким образом, чтобы «опыт человечества представал как живой, развивающийся организм. Развитие у детей общих исследовательских умений и навыков - основной путь формирования особого стиля жизни» [7].

Перечислим функции исследовательского подхода к обучению: воспитание познавательного интереса; создание положительной мотивации учения и образования; формирование глубоких, прочных и действенных знаний; развитие интеллектуальной сферы личности; формирование умений и навыков самообразования; развитие познавательной активности и самостоятельности.

В понятие «исследование» входят: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, наблюдать, давать определение, классифи-В Е СТ Н И К«6РЛЕУ»-К8Т_

цировать, проводить эксперименты, делать умозаключения и выводы, структурировать материал, конкретизировать, моделировать, оформлять результаты, делать сообщение, готовить тексты [8].

Главная цель учебного исследования - приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции на основе получения субъективно новых знаний.

«Исследовательские способности -индивидуально-психологические особенности личности, выступающие субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности. Они заключаются: в степени проявления поисковой активности, в глубине, в прочности овладения способами и приемами исследовательской деятельности» [8]

Одной из форм исследовательской работы по литературе это разработка проектов. Исходный момент - формулировка проблемы. «Проблема исследования - это нечто неизвестное, требующее поиска новых знаний о действительности. Ставя проблему, надо ответить на вопрос: «Что надо изучить из того, что ранее не было изучено?» Возникает проблема в результате появившегося противоречия, требующего разрешения. При формулировке проблемы исходят из оригинальности, реальной выполнимости»

[9].

Тема исследования подбирается таким образом, чтобы вызвать инте-

1/2013

рес, должна быть оригинальной и актуальной. Далее составляется план, определяется объем работы, этапы выполнения, временные рамки. Цель исследования состоит в изучении явлений. Выделяется гипотеза, что придает смысл работе и конкретизирует предмет исследования. Гипотеза также должна быть обоснованной, т.е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями. Затем ставятся задачи, определяются методы исследования.

Процесс исследования: учащиеся собирают информацию, связанную с объектом исследования. Проделанная работа помогает определить границы знаний. Задачи, стоящие перед учеником - исследователем:

- найти и записать известные ему сведения об объекте исследования;

найти и записать неизвестные

ему сведения (источники: справочники, энциклопедии, глобальная сеть Интернет, консультации со знающими людьми);

- найти и записать новые знания (выявление свойств объекта исследования, поиск нового практического применения найденных свойств, выдвижение гипотез развития объекта исследования и т.д.).

Сложность составляет работа по написанию обзора литературы. Здесь требуется умение находить нужную информацию, что занимает много времени. Здесь понадобится помощь учителя, которая заключается в том, чтобы сориентировать учащихся в потоке информации. Литературный обзор - это краткая характеристика того, что известно об исследуемом 1/2013_

явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. Написание обзора поможет свободно овладеть материалом, обоснованно отвечать во время выступления.

Обработка полученных данных. В тексте представляются самые необходимые данные, желательно в виде таблицы, которые сопоставляются друг с другом и с литературными источниками, делается анализ, т.е. устанавливаются и формулируются закономерности. В конце работы делается выводы, в которых тезисно излагаются результаты. Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе исследования, являться ответом на вопросы, поставленные в них.

На базе найденных свойств ученики обучаются находить и воплощать свои идеи на практике в области теоретической деятельности (выдвижение гипотезы, определение закономерностей, составление прогноза развития), в области прикладной деятельности (создание новых методов получения результата, выпуск авторских материалов для пользователей). Таким образом, учащиеся вносят посильный вклад в общий банк знаний, приобщаются к высокому творчеству. Полученные навыки позволяют им работать с неизвестными ранее объектами. Учащиеся привыкают к определенной форме общения во время конференции: обучаются слушать, задавать вопросы, четко отвечать, дискутировать. Формируется навык защиты творческих продуктов. Погружаясь в атмосферу творческого поиска, учащиеся добывают, накапливают, обобщают новые знания, которые могут быть _ВЕСТНИК «6РЛ ЕУ» ■ КвТ

73

востребованы обществом.

На соревнованиях научных проектов учащиеся показывают сформированные навыки исследовательской деятельности. Однако процесс работы может быть различным. Например: опыт работы по проекту «Образ кошки в сказках» показал, что при выборе темы исследования необходимо определить объект, а лишь затем конкретизировать его. Прием, который был найден - опрос одноклассников. Учащимся 10-11 классов был предложен вопрос: «Какое домашнее животное вызывает у вас интерес?», на который был получен ответ - «кошка». А дальше последовали другие вопросы: почему? что интересно в них? Какие ассоциации связаны с образом? и т.д. Последовал план поиска: образ кота/ 74 кошки в мифологии, в сказках, в литературе. Самым ценным стал результат: ученица не испытывала симпатии к кошкам, однако в ходе исследования появилась противоположная эмоция, вылившаяся в изменении отношения к животному.

Изложенная процедура организации исследовательской деятельности учащихся позволяет:

1. Расширить область личных и общечеловеческих знаний.

2. Осуществить целостное восприятие мира через выбранный объект познания.

3. Получить новый, общественно полезный интеллектуальный продукт.

4. Формировать научно-исследовательские навыки.

5. Выявлять признаки развития изучаемых объектов познания.

6. Создать условия, которые по-

В Е СТ Н И К«6РЛЕУ»-К8Т_

зволяют учащимся:

- определять границы личных знаний,

- реализовать личный творческий потенциал,

- проверять актуальность личного интереса,

- повысить вероятность самостоятельного выбора дальнейшего образования,

- на основании результатов изысканий определить статус,

- самостоятельно осуществлять диагностику внутренних возможно-

стей,

самостоятельно осваивать новые виды деятельности (технические средства, компьютерные программы).

Анализ научно-методической литературы, накопление собственного опыта по организации исследовательской деятельности учащихся показал, что сама технология исследовательской деятельности относится к открытым образовательным технологиям.

Работа по исследовательской деятельности учащихся по литературе имела следующие результаты:

1. Учащиеся имеют в собственном опыте сформированные навыки самостоятельной работы, что позволило решать проблемы, создать индивидуальные исследовательские проекты.

2. Учащиеся научились работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации, анализировать её, делать обобщения и выводы), приобрели умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкреплённую аргументами, умение находить компромисс, логич-

1/2013

но излагать свою мысль.

3. Интерес к предмету возрос, тем самым повысилась эффективность обучения.

4. Произошло позитивное изменение психологического состояния, стиля общения, ощущение себя в новом качестве - первооткрывателя, исследователя - все это дает возможность развивать творческие способности,

оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, воспитывает самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Таким образом, введение технологии исследовательской деятельности в учебный процесс имеет продуктивный характер.

Литература:

1. Государственный общеобразовательный стандарт образования Республики Казахстан. - Астана, 2007

2. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников. - М.: Знание, 1984.

3. Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. - М.: Просвещение, 2004

4. Алексеев, А. Г., Леонтович, А.В., Обухов, А.С., Фомина, Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2002.-№1

5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2000.

6. Гафитулин М.С. Проект «Исследователь». // Школьные технологии. -2005.- № 3

7. Карпенко, К. А., Королева, Е.Л., Недялкова, Г.М., Соколова, И.И. Опыт организации учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников. - 2002.- №1 75

8. Савенков А.И. Исследовательская практика: организация и методика.// Я - исследователь. - 2005. -№1

9. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского обучения школьников. //Школьные технологии. - 2008. - №1

1/2013

ВЕСТНИК«еРЛЕУ»-Ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.