Актуальные проблемы развития системы непрерывного образования и
повышения квалификации педагогических работников_
Эдебиеттер:
1. Жексенбаева, Y.Б.Бaлaлap каорганизацииучебно-познавателъной дарындылыгын диагностикалау. - Ал- деятелъности учащихся в процессе маты, 2005. обучения биологии. - М.: МПУ, 1994.
2. Жумабаев, М. Педагогика. - Ал- 4. Никишов, А.И. Теория и мето-маты, 1993. дика обучения биологии. - М.: Колосс,
3. Пасечник, В.В. Теория и практи- 2007.
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ПРОЕКТА НА УРОКАХ ХИМИИ И
БИОЛОГИИ
Шебелист Ю.Н.
Ключевые слова: компетентностный подход, проектное обучение, метод проектов, этапы работы над проектом, педагогическое значение метода проектов
96
В современной школе веянием времени является компетентностей подход в образовании, который предполагает комплексное овладение учащимися умений и навыков. В связи с этим возникает потребность в развитии методов практического обучения, обеспечивающих формирование умений. Один из таких методов, вызывающий интерес у учащихся и учителей - это метод проекта.
Метод проектов дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и психологическое развитие детей, их самостоятельность, активность; позволяет приобретать опыт социального взаимодействия,
В Е СТ Н И К«6РЛЕУ»К8Т_
сплачивает детей, развивает коммуникативность учащихся.
Целью применения метода проектов является развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и создавать осязаемый продукт проекта.
В основе метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления.
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного промежутка времени. Данный метод предполагает решение учащимися
1/2013
творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом, направленное на получение материального результата.
Учитель из носителя готовых знаний становится организатором познавательной деятельности своих учеников. Он должен использовать разнообразные виды самостоятельной работы школьников исследовательского, поискового, творческого характера, развивая возможности работать в парах, группах, развивая коммуникативные способности учащихся.
На уроках химии и биологии метод проектов рекомендуется применять при проведении обобщающих уроков, когда учащиеся изучили материал, и могут, создавая проект сравнивать, обобщать, анализировать изученную информацию. В данном случае учащиеся сами способны выбирать: в какой форме им подавать материал, какие творческие задания для закрепления использовать.
Если рассматривать предмет биологии, то можно рекомендовать уроки с использованием метода проектов при изучении классов животных, отделов растений, систем органов человека, например «Царство животные», «Царства растения», «Покрытосеменные растения», «Голосеменные растения», «Класс пресмыкающиеся», «Класс млекопитающие», «Пищеварительная система животных», «Размножение животных», «Кровеносная система животных», «Органы растений» и др. На уроках химии, как обобщающие уроки по группам химических элементов, например: «Элементы 1 группы», «Галогены», при различных способах 1/2013_
решения задач и т.д.
Методика работы над химико-биологическим ученическим проектом предполагает 6 этапов:
1. Подготовка - определение темы и цели проекта. Учащихся необходимо ознакомить со смыслом проектной деятельности, мотивировать их, оказать помощь в постановке целей. Ученики составляют краткую аннотацию проекта и обсуждают его с учителем.
2. Планирование - определение способов сбора и анализа информации; определение способа представления результатов (формы отчета); установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; распределение задач (обязанностей) между членами команды; точное указание сроков выполнения работы. Учащиеся предлагают идеи, предположения, разрабатывают план действий, формулируют задачи, выдвигают гипотезы, которые будут подтверждены или опровергнуты на следующем этапе работы. А учитель направляет учащихся, указывает на более важные аспекты информации.
3. Исследование. Сначала идет теоретическая работа - необходимый момент для обоснования практической части занятия; учащиеся самостоятельно собирают информацию. После обсуждения учащиеся выполняют практическое исследование, решая промежуточные задачи. Основные инструменты исследования: опросы, наблюдения, эксперименты и т.д. Учитель наблюдает за деятельностью школьников, советует, руководит ими.
4. Результаты и выводы. Учащие_ВЕСТНИК «6РЛ ЕУ» ■ КЭТ
97
98
ся анализируют собранную информацию (теоретическую и экспериментальную), оформляют результаты проведенного исследования и формулируют выводы.
5. Представление результатов. Формы представления результатов могут быть разными: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, создание презентации, письменный отчет, представление модели и т.п. Презентацию проекта актуально проводить с применением компьютерных технологий.
6. Оценка результата и процесса. Учащиеся принимают участие в оценке проекта: они обсуждают его и дают самооценку. Учитель помогает оценивать деятельность школьников, качество информационных источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения работы, качество отчета. Очень важен оценочный этап и рефлексия. Даже неудачно выполненный проект имеет положительное педагогическое значение. Учащиеся учатся выступать на аудиторию, аргументировать свою точку зрения, преодолевается психологическое напряжение.
По окончании работы над методом проекта у учащихся обязательно должен быть получен продукт исследования. В качестве продукта проектной деятельности может быть презентация, брошюра, туристический маршрут, видеосюжет, журнал, поделка, доклад, фотоальбом, разработка и проведение мероприятия, учебно-методический комплекс, инсценировки.
Самым сложным во введении в учебный процесс метода проектов яв-В Е СТ Н И К«6РЛЕУ»-К8Т_
ляется организация этой деятельности, а особенно - подготовительный этап. Учителю предстоит выделить темы, разделы, на которых он может использовать метод проектов. Сформулировать темы для индивидуальной, парной, групповой работы учащихся, рассмотреть возрастные возможности учащихся и рассчитать время на подготовку проектов. Учащийся должен иметь возможность выбрать тему проекта, форму его выполнения, степень сложности проекта.
Приступая к работе над проектом, необходимо учитывать возрастные способности учащихся, так как они должны владеть необходимыми стартовыми знаниями, умениями:
1.Умение устанавливать причинно-следственные связи - учащиеся должны уметь определять взаимосвязь явлений, находить причину и следствие.
2.Умение классифицировать - учащиеся должны уметь распределять материал, признаки, по определенным таксономическим группам.
3.Умение анализировать - уметь раскладывать целое на отдельные части.
4.Умение обобщать - это умение выражать основные результаты в общем положении, делать вывод, придавать общее значение чемулибо.
Учащиеся должны обладать способностью выделять главное в большом объеме материала, структурировать его от более простого к более сложному, аргументировать выводы, пользоваться методами исследования.
Активно применять метод проектов можно в классах с углубленным
1/2013
изучением биологии, где проявляется активная заинтересованность учащихся в создании проектов и достаточно часов для обеспечения качественной подготовки учащихся к проектной деятельности.
При работе в классах с углубленным изучением, учащие более детально изучают материал, появляется время для подготовки, работы учащихся с проектами. Работа учащихся над проектами позволяет им изучить много дополнительной литературы, найти интересные факты, применять разнообразные формы защиты, проявляя творческие способности учащихся. Одни учащиеся готовят кроссворды, другие тесты, третьи инсценировки, сопровождая все это красочными, насыщенными материалом презентациями. Учащиеся с интересом воспринимают материал и погружаются в самостоятельную работу по подготовке и защите проектов, что отражается на показателях качества знаний учащихся.
Все учащиеся, занимающиеся проектной деятельностью, показывают
Литература:
1. Аранская, О.С. Деловая игра или проект?// Химия в школе.-2004.-№ 6.- С.70-72
2. Лобанова, Н.Е. Метод проектов в практике обучения.//Химия в школе.-2005.-№ 4.- С.9-10
3. Маркачёв, А.М., Боровских, Т.А. Применение метода проектов в школьной практике. // Химия в школе. -2007. - № 2. - С.34-36.
4. Немерещенко, Л.В., Чайка, А.Н, Ива-
достаточно хороший уровень усвоения материала и создают свой продукт исследования. На уроках с использованием проектной деятельности необходимо проводить рефлексию учащихся, куда можно внести вопросы: «Что я нового узнал?», «Что мне больше всего удалось?», «Чему я научился?», «Что бы я хотел изменить?» и др.
Опыт работы с учащимися по применению метода проектов в преподавании биологии и химии позволяет сделать вывод , что:
- поисковая деятельность развивает возможности учащихся работать с различными источниками дополнительной литературы;
- исследовательская деятельность развивает у учащихся навыки самостоятельной работы, способно- 99 сти творческого подхода к учебному материалу;
- метод проектов позволяет повысить качественные показатели учащихся, способствует лучшему усвоению материала.
нова, Л.В. Актуальная тема: Организация проектной деятельности. //Химия в школе.- 2005.- № 4. - С.2-5.
5. Радионов, В., Ступницкая, М. Проектная деятельность в школе // Школьный психолог.-2004.-№46.-С.24-25
6. Химия: проектная деятельность учащихся // Авт.- сост. Н.В. Ширши-на. - Волгоград: Учитель. - 2007.-184с.
1/2013
ВЕСТНИК«еРЛЕУ»-Ш