окыту YPДiciн шь^арып тастамай, кер1с1нше окушымен нeFYрлым ти1мд1 жумыс 1стеуге жаFдай туFызу керек. Б1л1м топтык тYрдe бер1ле оты-
рып, окытуды даралауды KYшeйTlп, окушынын, б1л1м сапасынын кетер1лу1не MYмк1нд1к жаcауFа бола-ды.
- Компьютерд1 а^а койылFан педагогикалык мэселен1 сапа-лы жэнетез шешуге кемектесет1н жаFдайда Fана пайдалану кажет
- Окытуды компьютерленд1руд1 окушы ез бет1мен ойлап, шы^армашылык белсенд1л1к танытып, дербес компьютерд1 саналы TYрдe пай-даланатындай ет1п ойлаcтырFан жен.
- ^аз1рг1 кезде жекелеген пэндер Yш1н педагогикалык-психологиялык
талапка сай ана тшшде электронды окулыктар жасалып отыр. ОндаFы теориялык материал, жаттыктыру тапсырмалары, тексеру тесттер1, аныктамалыктар, т.б. б1л1м сапасын арттыруFа кемектесед1.
ОкуYPДlc1нYЙымдаcтырудыннeг1зг1 формасы - сабак. Окушылардын таным белсенд1л1г1мен кызыFушылыFынын, окуFа деген каб1лет1н1н темендеу1н1н нег1зг1 себептер1 - сабактын б1р са-рынды денгейде ету1.
Окытушы эд1стемес1нде KYHдeл1кт1 1зден1ст1н болмауынан окытудын KызыFушылыFы жойылады.
Сондыктан окытушы окытудын эд1с-тэс1лдер1н1н б1р1 - «компьютер аркылы пэнд1к сабактар» етк1зу1 кажет.
46
организация самостоятельной работы учащихся
на уроках географии
Искиндирова К.К.
Ключевые слова: самостоятельная работа учащихся, урок географии, типы и виды учебных задании, виды самостоятельных работ, этапы овладения умением самостоятельной работы
Основными целями системы образования Республики Казахстан являются:
- формирование общенаучной и общекультурной подготовки учащихся;
- социальная адаптация учащих-В Е СТ Н И К«6РЛЕУ»-К8Т_
ся к жизни в обществе;
- воспитание гражданственности и любви к Родине;
- обеспечение потребностей общества в квалифицированных рабочих и специалистах, переподготовка и повышение их квалификации.
1/2013
Современное образование должно стимулировать учащихся овладеть такими процессуальными умениями, как анализ и обработка больших объемов разноплановой информации, творческое решение проблем теории и практики.
Современная методика изучения общественно-гуманитарных дисциплин в школе предполагает освоение педагогами эффективных методических моделей, форм учебных занятий, включающих разные виды деятельности учащихся. Перспективными видами учебной деятельности сегодня продолжают оставаться: моделирование (игровая деятельность), изучение источников (исследовательская деятельность) и другие. Новые информационные технологии рождают новые методические приемы и виды учебной деятельности.
Урок, безусловно, главная составная часть образовательного процесса. Вся учебная деятельность учителя и учащихся сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, ее содержательной и методической основой.
Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Нужно сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, 1/2013_
что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание.
География вносит большой вклад в формирование личности выпускника школы, которой должен обладать наряду с другими формами сознания и географическим сознанием, которое определяется следующими компонентами:
- мотивацией общественно-географической деятельности;
- потребностью в географических знаниях, методах исследования и способах специфической деятельности;
- развитием научного географического мышления (умения оценивать географические, экологические и другие явления, анализировать географическую информацию, предвидеть по- 47 следствия тех или иных явлений);
практических
формирование навыков.
Большие возможности в этом плане имеет самостоятельная работа на уроках географии, которая:
- совершенствует географические умения и навыки учащихся;
- закрепляет, расширяет и детализирует основные теоретические знания;
- способствуют накоплению ими фактического материала по географии;
- развивает умения применять имеющиеся знания на практике;
- учит учащихся самостоятельности в принятии решений;
- формирует коммуникативные качества;
способствует всестороннему _ВЕСТНИК «6РЛ ЕУ» ■ КвТ
развитию личности.
Еще К.Д. Ушинский говорил, что учащиеся овладевают знаниями только благодаря проявлению самостоятельности. Если ученик сам не активен в процессе усвоения учебного материала, то он не приобретает тех знаний, которыми сможет воспользоваться в своей дальнейшей практической деятельности. Если учебные вопросы не прошли через сознание учащихся, их мысли, чувства, практическую деятельность, то они и не будут им усвоены в полной мере.
Самостоятельные работы охватывают большую область учебной деятельности учащихся, чем практические работы. Самостоятельная работа, это такая интересная форма деятельности, которую можно использовать: 48 - при изучении нового материала;
при повторении изученного ма-
териала;
на этапе закрепления полученных знаний;
- при выполнении поисковых и исследовательских работ;
- при подготовке к семинарским и практическим занятиям;
- при подготовке творческих уроков - отчетов о проделанной работе;
- при выполнении опережающих заданий по просьбе учителя;
- в подготовке интересного материала к урокам.
Для развития творческой активности учащихся в процессе обучения применяются разные типы заданий:
1. Репродуктивный - задания, рассчитанные на воспроизведение готовых знаний в том виде, в каком они В Е СТ Н И К«6РЛЕУ»К8Т_
излагались учителем или учебником (например, прочитав соответствующий текст учебника, учащиеся должны заполнить схемы);
2. Задания на применение знаний и умений по образцу в сходной ситуации (например, совершить воображаемое путешествие по любой стране);
Самостоятельные работы можно также классифицировать и по компонентам знаний, направленных на формирование общих понятий, единичных понятий, на знание географических фактов и закономерностей.
По дидактическим целям самостоятельные работы проводятся с целью:
- воспроизведения опорных знаний и умений;
- закрепления изученного учебного материала;
- приобретения новых знаний и умений;
- повторение и обобщение знаний и умений;
- проверки знаний и умений.
Например, при изучении темы «Япония», можно предложить учащимся проверить свои знания по предложенному алгоритму:
№ задания ответы
Высшая точка Японии Крупные острова Национальный состав
- Форма правления
- Глава государства
- Титул правителей Японии
- Религиозная система
- Развитые отрасли сельского хозяйства
Японское дерево Японская национальная одежда Разведчик и диверсант, лазут-
1/2013
чик
- Доминирующие цвета
- Крупные автомобильные компании
Крупный мегалополис Национальная борьба, поединок борцов-тяжеловесов
Одним из необходимых условий успешной методики проведения самостоятельной работы является постепенное усложнение заданий и усиление самостоятельности учащихся. Можно выделить три этапа овладения умением самостоятельно работать:
1. Выполнение работ по образцу, с применением знаний в сходной ситуации - учитель дает подробный инструктаж по выполнению работы, объясняет, какими источниками знаний и как ими пользоваться, в какой последовательности следует выполнять работу. Учащиеся пользуются готовым планом. В колледже при знакомстве с отдельными странами самостоятельно
составляют информационные листы с интересными примерами, фактами и дополнительным материалом.
2. Применение знаний и умений в новой ситуации - учитель не разъясняет учащимся содержания, а только раскрывает цель работы и проводит краткую беседу, в процессе которой сами называют основные вопросы плана и характеристики географических объектов, рассказывают о последовательности работы, выбирают пособия, которыми будут пользоваться.
3. На этом этапе учащиеся самостоятельно получают новые знания (например, самостоятельно изучают новые индустриальные страны и заносят их на контурную карту). Набор понятий: икебана, Ганг, Великая Китайская стена, суму, Хуанхэ, Кюсю, чай, роботы, конфуцианство, ниндзя, 49 кимоно, Пекин, Тибет, Индостан, рис, Бомбей, сакура требуется распределить по странам в таблице:
Япония Китай Индия
Практика показывает, что самостоятельные работы способствуют развитию у учащихся важнейшего качества человека - без посторонней помощи находить нужные знания, формируют умения в течение всей жизни пополнять свои знания через самообразова-
ние, применять их на практике.
Немаловажную роль в организации самостоятельной работы играют взаимоотношения учителя и учащихся, позволяющие формировать неповторимую личность в каждом ученике.
Литература:
1. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
- 224 с.
2. Стратегия индустриально-инновационного развития Республики
1/2013
ВЕСТНИК «6РЛ ЕУ» ■ КБТ
Казахстан на 2003-2015годы.// http:// kazembassy. by/econom/industr_razvitie. html
3. Государственные общеобразовательные стандарты среднего общего образования Республики Казахстан. - Алматы: МОНРК, 2007.
4. Программа. География 10-11 классов общеобразовательной школы. - Алматы: МОН РК, 2006.
5. Закон Республики Казахстан
«Об образовании». - Алматы: МОН РК, 2009.
игровои концепт в стандартизации дошкольного
воспитания
Ионова С. П., Исаева Т.А.
Ключевые слова: Стандарт дошкольного воспитания и обучения, концепция 50 психологического возраста, образовательные области, педагогическая антропология, развивающие игры В. Воскобовича
Сегодня одной из самых популярных наук стала педагогическая антропология. Огромное внимание в современной педагогической антропологии уделяется связям педагогики и политики. Изучается вечный замкнутый круг: власть, воспитание, ребенок; ребенок, воспитание, власть.
Прикладная педагогическая антропология характеризуется эволюционным подходом к ребенку. По мнению М. Монтессори, которая внесла колоссальный вклад в развитие педагогической антропологии, человек рождается с уже организованной структурой впитывающего ума, который формируется опосредованно с помощью особых движущих сил жизни и под влиянием окружающей ребенка сре-
ды. В период от 0 до 3 лет малыш впитывает свое окружение через инстинктивное развитие чувств: обоняния, осязания, зрения, слуха. Через средо-вое окружение его разум на уровне бессознательного без устали вбирает в себя все оптические, акустические, тактильные впечатления, язык, движения человека.
В период от 3 до 6 лет ребенка можно назвать активным строителем самого себя. Малыш хочет трогать предметы, которые он видит, и слышать, как их называют взрослые. Он хотел бы много и разнообразно двигаться, работать руками. От 6 до 9 лет ребенок становится на позицию исследователя по отношению к окружающему миру. Происходит ориента-
вестник «6pj1еу» ■ kst
1/2013