Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы учащихся на уроках географии'

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках географии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
561
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ / УРОК ГЕОГРАФИИ / ТИПЫ И ВИДЫ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ / ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ / ЭТАПЫ ОВЛАДЕНИЯ УМЕНИЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Искиндирова К.К.

Современная методика изучения общественно-гуманитарных дисциплин в школе предполагает освоение педагогами эффективных методических моделей, форм учебных занятий, включающих разные виды деятельности учащихся.Мақалада автор география пәнінде балаларға өзіндік жұмыс беру арқылы оларды өмірлік машықтануға икемденулерін, жеке ізденістерін қалай 10э арттыруға болатындығы жайында жазған.The author of the article shows her own experience in creating conditions for pupils’ self-regulation in studying geography at the lessons.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы учащихся на уроках географии»

окыту YPДiciн шь^арып тастамай, кер1с1нше окушымен нeFYрлым ти1мд1 жумыс 1стеуге жаFдай туFызу керек. Б1л1м топтык тYрдe бер1ле оты-

рып, окытуды даралауды KYшeйTlп, окушынын, б1л1м сапасынын кетер1лу1не MYмк1нд1к жаcауFа бола-ды.

- Компьютерд1 а^а койылFан педагогикалык мэселен1 сапа-лы жэнетез шешуге кемектесет1н жаFдайда Fана пайдалану кажет

- Окытуды компьютерленд1руд1 окушы ез бет1мен ойлап, шы^армашылык белсенд1л1к танытып, дербес компьютерд1 саналы TYрдe пай-даланатындай ет1п ойлаcтырFан жен.

- ^аз1рг1 кезде жекелеген пэндер Yш1н педагогикалык-психологиялык

талапка сай ана тшшде электронды окулыктар жасалып отыр. ОндаFы теориялык материал, жаттыктыру тапсырмалары, тексеру тесттер1, аныктамалыктар, т.б. б1л1м сапасын арттыруFа кемектесед1.

ОкуYPДlc1нYЙымдаcтырудыннeг1зг1 формасы - сабак. Окушылардын таным белсенд1л1г1мен кызыFушылыFынын, окуFа деген каб1лет1н1н темендеу1н1н нег1зг1 себептер1 - сабактын б1р са-рынды денгейде ету1.

Окытушы эд1стемес1нде KYHдeл1кт1 1зден1ст1н болмауынан окытудын KызыFушылыFы жойылады.

Сондыктан окытушы окытудын эд1с-тэс1лдер1н1н б1р1 - «компьютер аркылы пэнд1к сабактар» етк1зу1 кажет.

46

организация самостоятельной работы учащихся

на уроках географии

Искиндирова К.К.

Ключевые слова: самостоятельная работа учащихся, урок географии, типы и виды учебных задании, виды самостоятельных работ, этапы овладения умением самостоятельной работы

Основными целями системы образования Республики Казахстан являются:

- формирование общенаучной и общекультурной подготовки учащихся;

- социальная адаптация учащих-В Е СТ Н И К«6РЛЕУ»-К8Т_

ся к жизни в обществе;

- воспитание гражданственности и любви к Родине;

- обеспечение потребностей общества в квалифицированных рабочих и специалистах, переподготовка и повышение их квалификации.

1/2013

Современное образование должно стимулировать учащихся овладеть такими процессуальными умениями, как анализ и обработка больших объемов разноплановой информации, творческое решение проблем теории и практики.

Современная методика изучения общественно-гуманитарных дисциплин в школе предполагает освоение педагогами эффективных методических моделей, форм учебных занятий, включающих разные виды деятельности учащихся. Перспективными видами учебной деятельности сегодня продолжают оставаться: моделирование (игровая деятельность), изучение источников (исследовательская деятельность) и другие. Новые информационные технологии рождают новые методические приемы и виды учебной деятельности.

Урок, безусловно, главная составная часть образовательного процесса. Вся учебная деятельность учителя и учащихся сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, ее содержательной и методической основой.

Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Нужно сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, 1/2013_

что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание.

География вносит большой вклад в формирование личности выпускника школы, которой должен обладать наряду с другими формами сознания и географическим сознанием, которое определяется следующими компонентами:

- мотивацией общественно-географической деятельности;

- потребностью в географических знаниях, методах исследования и способах специфической деятельности;

- развитием научного географического мышления (умения оценивать географические, экологические и другие явления, анализировать географическую информацию, предвидеть по- 47 следствия тех или иных явлений);

практических

формирование навыков.

Большие возможности в этом плане имеет самостоятельная работа на уроках географии, которая:

- совершенствует географические умения и навыки учащихся;

- закрепляет, расширяет и детализирует основные теоретические знания;

- способствуют накоплению ими фактического материала по географии;

- развивает умения применять имеющиеся знания на практике;

- учит учащихся самостоятельности в принятии решений;

- формирует коммуникативные качества;

способствует всестороннему _ВЕСТНИК «6РЛ ЕУ» ■ КвТ

развитию личности.

Еще К.Д. Ушинский говорил, что учащиеся овладевают знаниями только благодаря проявлению самостоятельности. Если ученик сам не активен в процессе усвоения учебного материала, то он не приобретает тех знаний, которыми сможет воспользоваться в своей дальнейшей практической деятельности. Если учебные вопросы не прошли через сознание учащихся, их мысли, чувства, практическую деятельность, то они и не будут им усвоены в полной мере.

Самостоятельные работы охватывают большую область учебной деятельности учащихся, чем практические работы. Самостоятельная работа, это такая интересная форма деятельности, которую можно использовать: 48 - при изучении нового материала;

при повторении изученного ма-

териала;

на этапе закрепления полученных знаний;

- при выполнении поисковых и исследовательских работ;

- при подготовке к семинарским и практическим занятиям;

- при подготовке творческих уроков - отчетов о проделанной работе;

- при выполнении опережающих заданий по просьбе учителя;

- в подготовке интересного материала к урокам.

Для развития творческой активности учащихся в процессе обучения применяются разные типы заданий:

1. Репродуктивный - задания, рассчитанные на воспроизведение готовых знаний в том виде, в каком они В Е СТ Н И К«6РЛЕУ»К8Т_

излагались учителем или учебником (например, прочитав соответствующий текст учебника, учащиеся должны заполнить схемы);

2. Задания на применение знаний и умений по образцу в сходной ситуации (например, совершить воображаемое путешествие по любой стране);

Самостоятельные работы можно также классифицировать и по компонентам знаний, направленных на формирование общих понятий, единичных понятий, на знание географических фактов и закономерностей.

По дидактическим целям самостоятельные работы проводятся с целью:

- воспроизведения опорных знаний и умений;

- закрепления изученного учебного материала;

- приобретения новых знаний и умений;

- повторение и обобщение знаний и умений;

- проверки знаний и умений.

Например, при изучении темы «Япония», можно предложить учащимся проверить свои знания по предложенному алгоритму:

№ задания ответы

Высшая точка Японии Крупные острова Национальный состав

- Форма правления

- Глава государства

- Титул правителей Японии

- Религиозная система

- Развитые отрасли сельского хозяйства

Японское дерево Японская национальная одежда Разведчик и диверсант, лазут-

1/2013

чик

- Доминирующие цвета

- Крупные автомобильные компании

Крупный мегалополис Национальная борьба, поединок борцов-тяжеловесов

Одним из необходимых условий успешной методики проведения самостоятельной работы является постепенное усложнение заданий и усиление самостоятельности учащихся. Можно выделить три этапа овладения умением самостоятельно работать:

1. Выполнение работ по образцу, с применением знаний в сходной ситуации - учитель дает подробный инструктаж по выполнению работы, объясняет, какими источниками знаний и как ими пользоваться, в какой последовательности следует выполнять работу. Учащиеся пользуются готовым планом. В колледже при знакомстве с отдельными странами самостоятельно

составляют информационные листы с интересными примерами, фактами и дополнительным материалом.

2. Применение знаний и умений в новой ситуации - учитель не разъясняет учащимся содержания, а только раскрывает цель работы и проводит краткую беседу, в процессе которой сами называют основные вопросы плана и характеристики географических объектов, рассказывают о последовательности работы, выбирают пособия, которыми будут пользоваться.

3. На этом этапе учащиеся самостоятельно получают новые знания (например, самостоятельно изучают новые индустриальные страны и заносят их на контурную карту). Набор понятий: икебана, Ганг, Великая Китайская стена, суму, Хуанхэ, Кюсю, чай, роботы, конфуцианство, ниндзя, 49 кимоно, Пекин, Тибет, Индостан, рис, Бомбей, сакура требуется распределить по странам в таблице:

Япония Китай Индия

Практика показывает, что самостоятельные работы способствуют развитию у учащихся важнейшего качества человека - без посторонней помощи находить нужные знания, формируют умения в течение всей жизни пополнять свои знания через самообразова-

ние, применять их на практике.

Немаловажную роль в организации самостоятельной работы играют взаимоотношения учителя и учащихся, позволяющие формировать неповторимую личность в каждом ученике.

Литература:

1. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. - М.: Педагогическое общество России, 2000.

- 224 с.

2. Стратегия индустриально-инновационного развития Республики

1/2013

ВЕСТНИК «6РЛ ЕУ» ■ КБТ

Казахстан на 2003-2015годы.// http:// kazembassy. by/econom/industr_razvitie. html

3. Государственные общеобразовательные стандарты среднего общего образования Республики Казахстан. - Алматы: МОНРК, 2007.

4. Программа. География 10-11 классов общеобразовательной школы. - Алматы: МОН РК, 2006.

5. Закон Республики Казахстан

«Об образовании». - Алматы: МОН РК, 2009.

игровои концепт в стандартизации дошкольного

воспитания

Ионова С. П., Исаева Т.А.

Ключевые слова: Стандарт дошкольного воспитания и обучения, концепция 50 психологического возраста, образовательные области, педагогическая антропология, развивающие игры В. Воскобовича

Сегодня одной из самых популярных наук стала педагогическая антропология. Огромное внимание в современной педагогической антропологии уделяется связям педагогики и политики. Изучается вечный замкнутый круг: власть, воспитание, ребенок; ребенок, воспитание, власть.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прикладная педагогическая антропология характеризуется эволюционным подходом к ребенку. По мнению М. Монтессори, которая внесла колоссальный вклад в развитие педагогической антропологии, человек рождается с уже организованной структурой впитывающего ума, который формируется опосредованно с помощью особых движущих сил жизни и под влиянием окружающей ребенка сре-

ды. В период от 0 до 3 лет малыш впитывает свое окружение через инстинктивное развитие чувств: обоняния, осязания, зрения, слуха. Через средо-вое окружение его разум на уровне бессознательного без устали вбирает в себя все оптические, акустические, тактильные впечатления, язык, движения человека.

В период от 3 до 6 лет ребенка можно назвать активным строителем самого себя. Малыш хочет трогать предметы, которые он видит, и слышать, как их называют взрослые. Он хотел бы много и разнообразно двигаться, работать руками. От 6 до 9 лет ребенок становится на позицию исследователя по отношению к окружающему миру. Происходит ориента-

вестник «6pj1еу» ■ kst

1/2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.