РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
ШКОЛЫ
Смаглий Т.И.
Ключевые слова: субъектностъ учителя, факторы развития субъект-ности, информационно-образователъное пространство школы, педагогический компонент информационно-образователъного пространства школы, стратегии внутришколъного «корпоративного обучения»
80
Потребность государства и общества в образованном, предприимчивом, активном и деятельном гражданине, способном самостоятельно принимать решения и продуктивно сотрудничать, по-новому ставит вопрос об учителе. Современный педагог должен ориентировать молодого человека на субъектное отношение к собственной жизни, развитие индивидуальности, способности к самоопределению, выбору жизненного пути в многообразии ценностей и отношений. Чтобы воспитать такого гражданина, учитель должен сам обладать названными характеристиками, постоянно работать над собой, на практике реализовывая свою субъектность.
Субъектность учителя - это устойчивое, сложно структурированное образование личности педагога, особенностями которой являются признание и принятие за собой активности, способности к целеполаганию, личностному и профессиональному саморазвитию, свободы выбора и ответственности за него, понимание и принятие другого как субъекта.
Теоретический анализ литературы позволил нам выявить сущность и специфику образовательного про-
странства, структуру, принципы его организации и сделать вывод о том, что под образовательным пространством в настоящее время исследователи понимают: 1) пространство, в котором происходят процессы образования, обучения, воспитания (Д.А. Белухин, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков); 2) часть среды, в которой действует определенный педагогически сформированный образ жизни (Ю.С. Мануйлов); 3) динамическую систему взаимосвязанных педагогических событий, создаваемую усилиями социальных субъектов различного уровня (В.Г. Бочарова); 4) результат деятельности созидательного и интеграционного характера (А.Я. Данилюк); 5) условие развития личности (Н.Л. Селиванова).
Синонимом пространства выступает категория «поле»: поле значений как объективно существующее особое социальное измерение; поле ценностей и поле смыслов, то есть обращенность к смыслу, требующему осуществления, и ценностям, требующим реализации (Н. М. Борытко).
В результате проведенного анализа нами выявлены педагогические возможности образовательного про-
ВЕСТНИК «6РЛ ЕУ» ■ КЭТ
1/2013
состоящие в создании об- - ориентация процесса корпо-
странства раза, той перспективы развития субъ-ектности учителя, которая не вытекает прямо из наличной, настоящей ситуации, но дает общие принципы, реализующиеся внешне разными, но едиными по внутренней (нравственной) сути действиями. Информационно-образовательное пространство школы, как результат конструктивной, созидательной деятельности в целях повышения уровня субъектности учителя, включает три основных компонента: технический, управленческий, педагогический. (Схема 1)
Информационно-образовательное пространство школы только в том случае станет фактором развития субъектности учителя, если в качестве наиболее существенных педагогических условий выступают следующие:
ративного обучения на обобщенную модель профессиональной деятельности;
- диагностика уровня развития субъектности учителя;
- взаимосвязь теоретической и практической подготовки, ориентированной на личностное развитие учителя и формирование у него готовности к реализации субъектного взаимодействия в профессиональной деятельности;
наличие возможностей для
творческого, профессионального самовыра-жения, основополагающими моментами которого являются оценка учителем происходящего как значимого события, осознание своей причастности к таким событиям.
прост-ранства школы имеет особое значение для развития субъектности учителей. Это обусловлено тем, что только школа, в которой ориентиром жизнедеятельности является профес-1/2013_
81
Схема 1. Информационно-образовательное пространство школы Педагогический компонент сиональное развитие учителей, может
информационно-образовательного обеспечить присвоение учителями но-
вых ценностей образования и их реализацию в своей профессионально-педагогической деятельности.
Принципами организации деятельности школы, ориентиром жизнедея-_ВЕСТНИК «6РЛ ЕУ» ■ КвТ
тельности которой является профессиональное развитие учителей, выступают:
- понимание школы как обучающей организации, объединяющей людей общими ценностями;
- ориентация на создание условий для самореализации человека, постоянного обновления профессионально-педагогической деятельности, обусловленного внутренним стремлением учителя и школы к совершенству;
- создание системы корпоративного образования;
делегирование полномочий; разработка системы поощрений педагогических инициатив.
В нашей статье мы остановимся на педагогическом компоненте информационно-образовательного 82 пространства школы, в частности, на стратегии внутришкольного «корпоративного обучения», которое, на наш взгляд, наиболее эффективно обеспечивает развитие субъектности учителей, поскольку стимулирует их самостоятельность и творческую активность.
В теории и практики корпоративного обучения используются различные тактики, направленные на профессиональное и личностное развитие персонала. Это позволило нам разработать педагогический компонент информационно-образовательного пространства школы, который состоит из двух модулей: теоретического и технологического.
В теоретический модуль входят методологические и актуальные вопросы профессиональной педагогики и психологии. Этот модуль включаВ Е СТ Н И К«6РЛЕУ»-К8Т_
ет проведение лекционных курсов, дискуссий, защиту научных докладов и проектов, моз-говой штурм, конференции и пр. Опора на эти знания выступает в качестве одного из условий эффективной реализации профессионально-субъектной личности. Такая подготовленность субъекта служит интеллектуальной базой для разработки конкретных видов технологий, необходимых личности в самопознании, самопонимании, саморегуляции, самоактуализации и осуществлении субъектного поведения в конкретных ситуациях.
Технологический модуль предоставляет учителям возможность не только познать свои потенциальные и реальные возможности, но и развить, реализовать личностный и профессиональные ресурсы, освоив необходимые приемы, навыки, умения, техники развития субъектности в процессе корпоративного обучения. В этом модуле используются «активные методы обучения»: игры и тренинги. Их можно отнести к техникам контекстного обучения [1]. Они предусматривают организацию процесса обучения внутри воспроизводимого контекста профессиональной деятельности, который, в зависимости от конкретной применяемой методики обучения, может, как моделировать основные черты контекста реальной деятельности учителя (имитационные игры), репрезентировать реально существующий контекст (инновационные игры), так и трансформироваться в процессе обучения, сливаясь с реальным контекстом
Одним из наиболее продуктивных
1/2013
вариантов внутришкольного корпоративного обучения учителей, на наш взгляд, является круговая модель разработки проектов. Модель базируется на следующих дидактических принципах:
- практическая ориентация, то есть процесс обучения учителей тесно связан с конкретными проблемами школы;
- ориентация на проблемы, то есть процесс обучения проектируется исходя из тех проблем, которые являются важными и осознаваемыми как значимые для конкретного учителя.
- ориентация в процессе обучения на осознание учителем новых проблем.
Данная модель процесс обучения учителей, с одной стороны, имеет четкую структуру содержания, а с другой стороны, является открытой и гибкой, учитывает опыт и проблемы конкретного учителя. Еще одна особенность круговой модели заключается в последовательном характере обучения учителей. Последовательность обозначает регулярную связь практической деятельности и процесса обучения учителя в школе. Процесс внутришкольного обучения выстраивается как непрерывный, то есть приобретенный учителем опыт решения одной проблемы становится основой для появления новых проблем.
Одновременно осуществляется перенос профессионального опыта, приобретенного в результате внутришкольного корпоративного обучения, в реальный целостный педагогический процесс. Вариантом решения проблем являются 1/2013_
разработанные учителями проекты. Плодотворной, перспективной, так как помогает «запустить» процессы профессионального саморазвития педагогического коллектива и отдельного педагога, является организационно - деятельностная игра «Стартовый семинар проектной команды», предложенная Н.М. Борытко [2].
Педагогический компонент информационно-образовательного пространства школы включает в качестве обязательного элемента использование информационных технологий. В частности, это использование поискового экспериментального проекта «Школьная электронная почта», электронного издания «Педсовет по средам», тематических интернет- семинаров по проблеме «Использование новых информационных технологий в преподавании школьных предметов», предметных виртуальных методических объединений.
Важной формой развития субъект-ности учителей является организация работы временных творческих групп - мобильных объединений педагогов школы. Группы создаются на ограниченный временной период для решения конкретной педагогической проблемы, например, на время подготовки педагогического совета, научно-практической конференции, реализации метапрограммы и т. д. Работа нескольких творческих групп может быть объединена в творческую лабораторию - добровольное объединение педагогов, созданное для решения одной или нескольких наиболее актуальных проблем жизнедеятельно_ВЕСТНИК «6РЛ ЕУ» ■ кет
83
сти учреждения. Деятельность лаборатории носит научно-методический характер и направлена на разработку и внедрение в практику работы новых подходов к определению целей, содержания, способов организации и управле-ния образовательным процессом.
В компетенции творческой лаборатории находятся следующие вопросы:
- организация экспериментальной и опытно-педагогической деятельности;
- проведение лекционных, семинарских и практических занятий;
- оказание научно-методической помощи членам педагогического коллектива;
- создание информационного 84 банка данных по проблемам учебно-
методической работы.
В информационно-образовательном пространстве школы субъекты должны занять диалогическую позицию, основными признаками которой являются равноправность, взаимное уважение. В результате у участников образовательного процесса формируется опыт диалогического общения, когда субъекты совместной деятельности стремятся «понять именно тот смысл, который имеет в виду его коммуникативный партнер, учесть
Литература:
1. Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие. - М.: Высш. шк, 1991. - 207 с.
2. Борытко М.Н. Педагог в пространстве современного воспита-
и удовлетворить его информационные потребности, помочь партнеру в формулировке сообщений и т.д.» [3, с.12].
В образовательном процессе школы организация продуктивного сотрудничества субъектов образовательного процесса осуществляется через использование метода группового решения педагогических задач, метода дискуссии, метода «круглого стола», метода «мозгового штурма», а также технологии учебного сотрудничества. Применение данных методов способствует проявлению со стороны учителя творческой инициативы, возможности самостоятельного принятия решения, права критики и проверки работы коллег в сочетании с осознанием социальной значимости результатов деятельности и личной ответственности за их достижение.
Педагогический компонент
информационно-образовательной пространства имеет особое значение для развития субъектности учителей. Это обусловлено тем, что только школа, в которой ориентиром жизнедеятельности является профессиональное развитие учителей, может обеспечить присвоение учителями новых ценностей образования и их реализацию в своей профессионально-педагогической деятельности.
ния: Монография. - Волгоград: Перемена, 2001. - 214 с. 3. Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.-210с.
ВЕСТНИК «6PJ1ЕУ» ■ KST
1/2013
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ И СВЯЗИ В РАЗВИТИИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ Т И ПО
Галеня Л.Д., Досов М.А.
Ключевые слова: модулъная программа, дуалъная система обучения, международный опыт технического и профессионалъного образования, умения методического оснащения учебно-производственного процесса
Современный спектр профессий постоянно расширяется, обогащаясь новыми, востребованными на рынке труда специальностями. Качество профессиональной подготовки и конкурентоспособности выпускников на рынке труда в большей степени зависит от качества кадрового состава в организациях образования ТиПО. Поэтому повышению квалификации работников профессионального и технического образования уделяется особое внимание.
Кафедрой психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса филиала АО «НЦПК «брлеу» ИПК ПР по Костанайской области» разработана программа, целью которой является:
- совершенствование системы повышения квалификации, стимулирование и поддержка педагогических работников Т и ПО;
- распространение опыта передо-
вых стран по современным моделям обучения при подготовке специалистов.
- обучение педагогов и мастеров производственного обучения германской, норвежской и сингапурской дуальной модели обучения при подготовке специалистов.
Тематическое пространство наших курсов ориентировано на реализацию задач модернизации Т и ПО:
- возможности использования современных педагогических и информационных технологий в производственном обучении;
- управление качеством образования в условиях внедрения инноваций в Т и ПО;
психолого-педагогические осо-
85
бенности внедрения дуальной системы обучения;
- подготовка педагогических работников к работе в условиях модернизации образования, обновление его
1/2013
ВЕСТНИК«еРЛЕУ»-Ш