Научная статья на тему 'Приоритеты содержания курсов повышения квалификации педагогов'

Приоритеты содержания курсов повышения квалификации педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / НЦПК "ӨРЛЕУ" / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слесарь М.В.

Образование всегда было и есть фундамент создания человеческого капитала, главная его задача сегодня воспитание функционально-грамотного гражданина нашей страны, способного самостоятельно действовать, брать на себя ответственность, уметь работать в коллективе, осознающего необходимость самосовершенствоваться, саморазвиваться в течение всей жизни.Педагогтардың біліктілігін арттыру курстарының мазмұнындағы басым бағыттардың кейбір аспектілері, педагогикалық антропологияның, яғни қазіргі білім беру жүйесінің философиялық базасының идеяларын пайдалану, педагогтардың заманауи білім парадигмасын терең түсіну нәтижесі ретінде оқытудың жаңа технологияларын енгізу қажеттілігі талданады.Some aspects of priorities in the maintenance of advanced training courses for teachers, using ideas of pedagogical anthropology as philosophical basis of modern educational process, need of introduction of new technologies into training as a result of teachers’ deep understanding of modern paradigm of education are analyzed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритеты содержания курсов повышения квалификации педагогов»

ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

ПРИОРИТЕТЫ В СОДЕРЖАНИИ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ

Слесарь М.В.

Ключевые слова: повышение квалификации, НЦПК «Орлеу», А.Маслоу, критическое мышление, информационно-компьютерные технологии

Образование всегда было и есть фундамент создания человеческого капитала, главная его задача сегодня воспитание функционально-грамотного гражданина нашей страны, способного самостоятельно действовать, брать на себя ответственность, уметь работать в коллективе, осознающего необходимость самосовершенствоваться, саморазвиваться в течение всей жизни.

Данная задача формирует новую систему требований к педагогу: развиваться и саморазвиваться, совершенствоваться и самосовершенствоваться всю свою творческую жизнь. Для обеспечения этого процесса создана новая модель повышения квалификации АО «Национальный Центр повышения квалификации (НЦПК)«6рлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников (ИПК ПР) по Костанайской области».

Главной задачей повышения квалификации учителей является разви-

тие готовности учителей к пересмотру традиционной педагогической философии, приведшей к неразрешимым противоречиям между возросшими духовными и физическими возможностями школьника и старыми ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности, а, следовательно, осознанию необходимости внедрения новых технологий в образовании.

Философской базой образовательного процесса сегодня является педагогическая антропология, позволяющая понять и объяснить его структуру и содержание, соотнесение его со структурой целостной природы человека и его потребностей [1, с.38].

Ведущие идеи Л. Выготского, А. Бандуры, Г. Коджаспировой, А. Маслоу, Т. Мишаткиной, Г. Ноля, К. Роджерса, В. Сластенина, К. Ушинского, которые сегодня превалируют в антропологии, и мы в содержании курсов их

1/2013

ВЕСТНИК«вРЛЕУ»Ш

5

Философские и социокультурные аспекты непрерывного образования и повышения квалификации педагогических

придерживаемся, следующее:

целостность духовной и биологической природы школьника; субъектность ребенка; взаимосвязь индивидуального и социального; воспитуемость и обучаемость каждого ученика в направлениивысшихценностейжизни, поиска призвания обучающегося; гуманистическое управление образовательным процессом, исключающее неравенство взаимодействующих сторон, направленное на открытие одаренности, изучения глубинного содержания личности [1-5].

А. Маслоу утверждает, что личная свобода, выбор, мотивация и чувства имеют важное значение в развитии понимания, а, следовательно, в успешности образовательного процесса. Он разработал иерархическую модель 6 мотивации, которая находится в прямой зависимости от потребностей человека. Иерархия потребностей у А. Маслоу состоит в следующем:

Уровень 1: Физиологические потребности, такие как голод, жажда, половое влечение, сон, отдых и физическая неприкосновенность, должны удовлетворяться до перехода на следующий уровень.

Уровень 2: Потребности в безопасности подразумевают необходимость прогнозируемого и упорядоченного мира. Если они не удовлетворены, люди будут заняты стремлением организовать свой мир для обеспечения высшей степени защиты и безопасности. В случае удовлетворения данных потреб-ностей люди попадают под действие уровня 3.

Уровень 3: Потребность в любви и осознании взаимной сопричастности ВЕСТНИК «6РЛ ЕУ» ■ КБТ_

работников

заставляет людей стремиться к теплым и дружеским отношениям.

Уровень 4: Потребность в самоуважении предполагает желание обладать силой, достижениями, самодостаточностью, мастерством и компетентностью. К перечисленному также относятся: доверие, независимость, репутация и престиж.

Уровень 5: Самовыражение - полная реализация талантов, способностей и потенциала. А. Маслоу полагал, что обучение может рассматриваться как форма самовыражения, являющегося определяющей целью [4, с.129-130].

На наш взгляд, эти выводы А.Маслоу, не смотря на критику иерархической модели со стороны оппонентов, следует учитывать педагогам для выяснения причин отсутствия мотивации у обучающихся на успешность познания.

По мнению Л.Выготского, учитель подводит ученика к способности действовать уверенно со знанием дела и самостоятельно посредством моделирования поведения и языка, ознакомление ученика с процессами, в которые он вовлечен с учетом зоны ближайшего развития, и того факта, что учащийся развивает мышление и речь в результате социального взаимодействия с более знающими людьми в деятельности и это становится внутренним индивидуализированным ресурсом для собственного мышления ребенка [4, с.133]. Важно осознание педагогом того факта, что в образовательном процессе в школе он самый знающий человек для обучающегося, он обучает тому как учится, поэтому важно вербальное общение и дей-

1/2013

.повышения

ствия, учащийся улавливает в речи, в действиях учителя прежде всего его отношения и эмоции. На любовь он отвечает любовью, на равнодушие равнодушием.

Необходимость внедрения новых технологий обучения является следствием глубокого знания учителем современной парадигмы образования и закономерностей её реализации во взаимодействии с детьми. Международный опыт показывает, что наиболее эффективные технологии являются технологии критического мышления.

Критическое мышление - это дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения [4, с.154]. Обучение критическому мышлению предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению модифицированных способов мышления и действий, что важно для успешной жизни обучаемого, так как поможет ему избежать неудач, разочарования в своих действиях.

Школьник, обученный критическому мышлению, будет готов к организованным общественным действиям, к активному участию в совершенствовании гражданского общества, развитию критического мышления у других. Для этого учитель должен развивать вначале такие навыки критического мышления у обучающихся, как наблюдение, анализ, вывод и интерпретация, затем навыки оценивания, объяснения, метапознания [4, с.155].

Повышает эффективность технологии 1/2013_

Философские и социокультурные

аспекты непрерывного образования и квалификации педагогических работников

критического мышления, использование ее вместе с технологией проблемного обучения и проектной деятельности, что особенно актуально, на наш взгляд, в старших классах.

Следует отметить, что одним из ключевых средств в обучении критическому мышлению является диалог. При этом в диалоге речь учителя должна быть образцом для подражания учащимся, содержать следующие элементы: информационный, воодушевляющий, убеждающий, призывающий к действию и развлекающий (уставших) учащихся [5, с.291].

Актуально сегодня применение игровых технологий. Место и роль игровой технологий в образовательном процессе, сочетание элементов ученья и игры во многом зависит от понимания учителем классификации 7 педагогических игр. По характеру педагогического процесса выделяются:

- обучающие, тренировочные, контролирующие;

- познавательные, воспитатель-

ные, развивающие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие. [6, с.249].

Следует учесть, что игры реализуют не только дидактические, воспитывающие, развивающие цели, но и социализирующие, что важно в образовательном процессе, направленном на развитие функциональной грамотности школьников, так как они приобщают к нормам и ценностям общества, помогают адаптироваться к условиям среды, способствуют саморегуляции, _ВЕСТНИК «6РЛ ЕУ» ■ КБТ

Философские и социокультурные аспекты непрерывного образования и повышения квалификации педагогических

обучению общению. На наш взгляд, продумывая систему игр, учитель любого предмета должен учесть, что более эффективны те игры в контексте функциональной грамотности школьника, которые реализуют комплекс целей.

Важными для современного образовательного процесса являются также информационно-коммуникационные технологии. Сложность и эффективность их использования определяется необходимостью компетентности педагога в предметных, педагогических, технологических знаниях. Очень важно сегодня, и в этом состоит одна из ключевых ролей учителя, научить обучающихся безопасно использовать интернет, этике общения в виртуальной реальности, способствовать профилак-8 тике интернет-зависимости.

В начале наступившего нового

работников_

учебного года Президент страны Н.А.Назарбаеввразговоресучащимися подчеркнул, что их успех зависит от овладения новыми технологиями и самостоятельной их разработки. Следовательно, это требует овладение этими технологиями на высоком уровне педагогами всей страны. В тоже время Президент страны сказал: «Я вам советую не особо увлекаться социальными сетями. По-настоящему с человеком общаешься только тогда, когда ты видишь его глаза, эмоции, чувствуешь его. Надо читать побольше книг и получать новые знания, а не сидеть в социальных сетях». [7]

Учителю сегодня также важно получение новых научных знаний в области педагогики, современных технологий, на что и направлена деятельность педагогического коллектива нашего филиала «брлеу».

Литература

1. Коджаспирова, Г.М., Педагогика - М.: Гардарики, 2007. - с. 528.

2. Мишаткина, Т.В., Педагогическая этика - Ростов н/Д.: Феникс; Мн.: ТетраСистем, 2004. - с.304.

3. Педагогика. В.А.Сластёнин, И.Ф.Исаев,А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. - 3-е издание. - М.: Школа пресс, 2000 - с.512.

4. Руководство для учителя. Третий базовый уровень, 3-е издание.

АОО «Назарбаев интеллектуальные школы», 2012. - с.305.

5. Педагогика. /Под редакцией П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2003. -с.608.

6. Столяренко, Л.Д. Педагогика -Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - с.448.

7. Урок патриотизма. // Страна и мир.-2013. - №36.

ВЕСТНИК «6РЛ ЕУ» ■ КЭТ

1/2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.