3. Полупанова Е. Г. Инновации в педагогическом образовании на Западе // Педагогика. -2007. - № 8. - С. 121-126.
4. Кукуев А. И. Андрагогический подход в педагогике. - Ростов н/Д. : ИПОПИЮФУ, 2009. - 328 с.
5. Гаргай В. Б. Уровни профессионального мастерства учителя и способы обучения при повышении квалификации работников образования на Западе (на материале США) // Методист. - 2004. - № 6. - С. 1113.
6. Андреева Г. А. Инновационные процессы в содержании педагогического образования Англии // Педагогика. - 2003. - № 6. - С. 97-102.
7. Бирюкова Н. А. Организация профессионального развития учителя: опыт США // Методист. - 2005. - № 5. - С. 58.
8. Жуковский И. В. Информационное обеспечение учительских кадров во Франции // Инновации в образовании. - 2002. - № 3. - С. 34-40.
9. Малькова 3. А. Особенности организации педагогических научных исследований США // Педагогика. - 2002. - № 6. - С. 89-95.
10. Жайтапова А. А., Исаева 3. А., Тихомирова В. Г. Модели обучения для профессионального роста. - Алматы, 2004. - 60 с.
11. Лукьянова М. И. Научная школа педагогов в системе повышения квалификации как новая форма активизации развития исследовательской деятельности педагогов // Инновации в образовании. - 2008. - № 5. - С. 31-42.
12. Агаркова Е. И., Загребальная С. В. Инновационная деятельность в системе образования Тамбовской области // Методист. - 2009. - №4. - С. 812.
13. Савинова Л. Ф. Школа педагога исследователя как фактор совершенствования профессиональной компетентности учителя в системе повышения квалификации // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. - 2012. - №2. - С. 100-106.
14. Грезнева О. Ю. Научная школа как предмет педагогического исследования // Педагогическое образование и наука. - 2002. - № 4. - С. 22-26.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Современное образование характеризуется значительными переменами как в условиях функционирования организаций образования, так и самом содержании образования.
С января 2011 года в Казахстане идет становление новой национальной системы повышения квалификации. Оно в корне отличается от традиционной. В основу новой модели казахстанской системы повышения квалификации положены международный опыт и теоретические изыскания наших специалистов в этой области. Анализируя повышение квалификации учителей в различных государствах мира, нельзя не заметить, что такая подготовка ведется дифференцированно.
САРСЕНОВА С.К., Филиал АО НЦПК «врлеу» ИПК ПР по Павлодарской области, г. Павлодар
В целом, проблема повышения квалификации и переподготовки работников образования является актуальной для большинства стран. В такой подготовке сходятся профессиональные запросы и потребности учителя, с одной стороны, и требования развития общества, с другой.
И действительно, в Казахстане на государственном уровне осуществляется модернизация системы повышения квалификации.
Корректировке подверглось содержание и продолжительность повышения квалификации в соответствии с произошедшими социально-экономическими изменениями. В Государственной программе развития образования
ЩЦ
в РК на 2011-2020 годы предусмотрены кардинальные изменения в повышении квалификации [3]. Сохраняются лучшие традиции прежней системы ПК, но создаются и новые формы повышения квалификации работников образования. Создан Центр педагогического мастерства при Назарбаев Интеллектуальных школах и Национальный центр повышения квалификации работников образования «Эр-леу». Эти комплексы действуют на новой базе корпоративного управления, методологии, трансляции мирового опыта и опыта Назарбаев Интеллектуальных школ [4]. Повышение квалификации педагогических кадров теперь осуществляется из республиканского бюджета. Введена абсолютно новая форма повышения квалификации: трехмесячные курсы по трем уровням на основе программ, разработанных в Кембриджском университете (Великобритания).
Новые государственные образовательные стандарты, профильное обучение, 1КТ-техно-логии, электронное обучение, менеджмент в образовании, опыт Назарбаев интеллектуальных школ - все это ключевые вопросы стратегии развития образования, направленные на достижение нового качества. В данной ситуации система повышения квалификации оказалась, как никогда, востребованной.
Поэтому НЦПК «Эрлеу» главной своей задачей видит развитие профессиональной компетенции педагога, способного не только применять новые педагогические знания и технологии, но и критически оценивать собственную профессиональную деятельность и вносить рефлексивные изменения в контексте современных тенденций и приоритетов.
С 2012 года по республике начата трансляция опыта НИШ через освоение содержания программ Кембриджского университета.
По области растет общее количество сертифицированных учителей, подготовленных филиалом. Каждый третий учитель, прошедший уровневые курсы, работает в школах города. Сегодня эти учителя являются носителями не только инновационной технологии, обеспечивающей развитие образовательной ескаутовасистемы на основе новой методологии, но и распространения опыта НИШ. Если учителя хорошо усваивают идеи и содержа-
ние 7 модулей курсов и внедрят их в свою практику, тогда мы будем успешны в реализации Национального плана по формированию функциональной грамотности школьников. Увеличение в каждой школе количества учителей, прошедших уровневые курсы, создает реальную основу для снятия главного сдерживающего фактора - отсутствия возможности постоянного взаимодействия по различным вопросам реализации новых идей. Вместе с тем, итоговые квалификационные экзамены, к сожалению, демонстрируют недостаточный уровень профессиональных компетенций педагогов. Сегодня, очевидно, что претенденты для обучения на уровневых курсах должны пройти тщательный отбор на местах, в школах, владеть соответствующими компетенциями, потому что именно они станут той «критической массой» педагогов, способных поднять систему образования на новый качественный уровень.
Современными и эффективными формами непрерывного повышения квалификации педагогов являются сетевые профессиональные образовательные сообщества. На сайте нашего института создано такое сообщество. Все зарегистрированные на образовательном портале учителя и тренеры получили возможность обсуждать вопросы, возникающие в процессе обучения или профессиональной деятельности, в онлайн-режиме, делиться своими идеями и наработками, оказывать методическую психологическую помощь друг другу.
Есть определенные сложности в создании сетевого сообщества. И они связаны не только с невысоким уровнем владения ИКТ нашими учителями. У учителей отсутствует внутренняя психологическая готовность принять сетевое сообщество в качестве действенного фактора в совершенствовании практики преподавания и обучения. В век развития цифровых технологий этот процесс неизбежен, поэтому, в настоящее время важным этапом формирования опыта участия в профессиональном сообществе является создание сетевого сообщества в школах.
Сегодня Филиалом АО НЦПК «ЭРЛЕУ» ведется большая работа по созданию модульных программ для краткосрочных курсов,
учебно-методических пособий, адекватных задачам реформирования системы образования Республики Казахстан. В содержание курсов введено изучение педагогических технологий, методов критериальной системы оценивания, создающих основу для формирования функциональной грамотности школьников.
Особая роль придается мониторингу эффективности курсов повышения квалификации, которая является совершенно новым направлением работы института.
На основании мониторинговых исследований Институтом подготовлен открытый доклад, в котором дается характеристика состояния и развития системы повышения квалификации педагогических работников как ресурса повышения качества образования в регионе. Признание объективной реальности, выдвижение идей, проектов, замыслов, способных ответить на вызовы времени - цель открытого Доклада.
Проведение мониторинговых исследований окажет существенное влияние, с одной стороны, на совершенствование деятельности самого Института, с другой, - на качество обучения в школе.
Деятельность института разнообразна по форме и содержанию и не ограничивается только проведением курсовых мероприятий.
По инициативе МОН РК институтом организована работа по внедрению системы оценки качества образования на основе рекомендаций Национального центра образовательной статистики. Для реализации этого проекта институт совместно с методическим кабинетом отдела образования города Павлодара организовал работу творческой группы руководителей школ по созданию практики написания открытых докладов.
На протяжении ряда лет специалисты Института возглавляют творческие группы педагогических работников г. Павлодара по различным инновационным направлениям. Например, более 20 лет базовой экспериментальной площадкой является средняя школа № 34 инновационного типа, в которой апробируется новое содержание 12 - летнего образования, образовательные технологии по пост-
роению новой образовательной практики.
При содействии института учителя нашей области включились в международный проект «Инновационная школа 21-го века». СШ. №21 г. Павлодара - единственная в области школа, закончившая трехгодичное обучение по программе Канадского Центра современной педагогики «Обучение без границ».
Мы рассматриваем проблему распространения педагогического опыта как одно из стратегических направлений формирования системы непрерывного образования. В формате мастер-классов, педагогических мастерских представляется лучший опыт педагогов и руководителей организаций образования на курсах повышения квалификации, на страницах областной газеты «Педагогика хабаршы-сы», в журнале «Педагогикалык Альманах».
Ориентир на образовательные потребности педагогов рассматривается нами как основной ресурс эффективного сотрудничества всех субъектов системы образования и роста профессионального мастерства кадров.
Учительская среда представлена большим разнообразием групп по возрасту, специализации образования, статусной позиции, степени креативности и уровню способностей, и, самое главное, по профессиональной философии и убеждениям. Успех реализации Государственной программы развития образования по всем её приоритетным направлениям во многом будет определяться тем, удастся ли нам добиться солидарности учителей в понимании принципиально важных позиций педагогической философии современной школы.
В своей работе мы ощущаем готовность к сотрудничеству, со стороны отдела образования г. Павлодара, педагогических коллективов школ - открытость к новому, желание и стремление к творчеству.
А это значит, что задачи модернизации системы образования, в том числе и системы повышения квалификации, выполнимы.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что новый инновационный формат повышения квалификации педагогических кадров, реализуемый АО НЦПК «Эрлеу» отвечает принципам мобильности, непрерывности, готовности к сотрудничеству.
И
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Стратегические направления развития образования в контексте Послания Президента РК Н.А. Назарбаева «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее», «Нурлы жол - путь в будущее», Государственная программа развития образования на 2011-2020 гг. Государственный общеобязательный стандарт среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования) от 23 августа 2012 года № 1080.
2. Основные результаты международного исследования образовательных достижений 15-летних обучающихся РКА-2012. А. Култуманова, Г. Бердибаева, Б. Картпаев, И. Иманбек,
3. К. Шарбанова, М. Рахимова, Ж. Жумабаева, З. Пирнепесова, Б. Окенова, А. Увалиева. Астана: НЦОСО, 2013 - 283 стр.
4. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 -2020 годы Астана, 2010 г.от 07.12.2010 года№ 1118.
5. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы от 25 июня 2012 года № 832
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ
СМИРНОВА Л.Н,
ФГБОУ ВПО «Курганская государственная сельскохозяйственная
академия имени Т.С. Мальцева», г. Курган
В течение нескольких последних лет большинство развитых стран мира осознали необходимость реформирования своих систем образования.
Так, в Концепции модернизации казахстанского образования обозначено, что новое качество образования - это его «ориентация не только на усвоение обучающимися суммы знаний, но и развитие их личности, познавательных и созидательных способностей, получение опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, формирование современных ключевых компетенций, важнейшие из которых:
- умение согласовывать свои действия с действиями партнера (учитывать мнение другого); научиться жить вместе: кооперироваться, идти на компромисс;
- умение самостоятельно развиваться, если имеющиеся способности не соответствуют современным требованиям».
Ещё в конце прошлого века в книге «Приоритеты реформирования образования» американский педагог Филипп С. Шлехти, ссылаясь на опрос многих бизнесменов, работодателей и функционеров, подчеркивает, что на вопрос: «Что вы хотите от обучения?» получал,
как правило, один и тот же ответ: «Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно». Это и понятно. Если человек знает, как учиться, способен достигать цели, если умеет получать знания, искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, использовать самые разнообразные источники информации для решения этих проблем, то ему легче будет повысить свой профессиональный уровень, переквалифицироваться, приобрести любые необходимые дополнительные знания, - а ведь именно это и нужно в жизни (1).
Уместно привести мнение одного из ведущих экономистов мира Лестера Туроу о том, что «знание становится единственным источником долговременного устойчивого конкурентного преимущества, поскольку все остальное выпадает из уравнения конкуренции; но знание может быть использовано только через квалификацию индивидов» (2).
Решению всех этих задач на современном этапе подготовки специалистов, как показывает практика, помогает интерактивное обучение (термин известен с 80 гг. ХХ в., в его основе лежит личностно-деятельностный подход А. Маслоу, К. Роджерса, Ж. Пиаже).