Научная статья на тему 'Международный и отечественный опыт реализации инновационных подходов в повышении квалификации педагогических кадров'

Международный и отечественный опыт реализации инновационных подходов в повышении квалификации педагогических кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международный и отечественный опыт реализации инновационных подходов в повышении квалификации педагогических кадров»

Ц

- Методическая неделя для координации деятельности дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) по решению проблем обучения и воспитания дошкольников (май);

- Международная конференция «Здоровое поколение XXI век» (июнь);

- Августовские совещания по актуальным проблемам дошкольного образования (август);

- Региональный форум работников дошкольного образования (октябрь). Каждый год в форуме принимают участие свыше 300 человек (среди них - заведующие, старшие воспитатели, воспитатели ДОУ, методисты ресурсных центров, специалисты управлений образований, департаментов образования, по делам молодежи, культуре и спорту, министерств образования, здравоохранения и социального развития Самарской области, депутаты, представители общественных организаций, профсоюзов, работники СМИ). В результате работы форума разрабатывается резолюция, на официальном сайте СИ11КРО размещается электронный сборник материалов форума, а также фоторепортаж об основных событиях и этапах форума

- Методическая неделя (ноябрь)

- Конкурс дошкольных образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, «Детский сад года» (декабрь).

В округах проводится большое количество мероприятий с педагогами.

Наиболее распространенными и традиционными формами мероприятий являются: семинары, открытые занятия, методические

объединения, мастер-классы, конференции, круглые столы, совещания.

Выявлены инновационные формы методических мероприятий, проводимых в Самарской области: общественные презентации, стендовые презентации, консультпункт, школа профессионального мастерства, фестиваль педагогических идей, ярмарка методических инноваций, педагогическая мастерская, неделя психологии.

Кроме того, ДОУ являются активными подписчиками периодических изданий методической направленности.

Наиболее распространена подписка на следующие периодические издания:

- журнал «Управление ДОУ»

- журнал «Дошкольное воспитание»

- журнал «Воспитатель ДОУ»

- журнал «Ребенок в детском саду»

- журнал «Справочник старшего воспитателя ДОУ»

- журнал «Справочник руководителя ДОУ»

Вместе с тем, существует ряд проблем в

методической работе с педагогами.

Основными из них являются:

- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;

- опережающее развитие инновационной образовательной практики и недостаточная разработанность программно-методического обеспечения педагогов ДОУ;

- недостаточная готовность педагогов дошкольных образовательных учреждений к внедрению педагогических технологий дея-тельностного типа.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

КАТПЕНОВА Г.А.,

главный специалист отдела методического обеспечения инновационного развития филиала АО«НЦПК «Орлеу» ИПК ПР по Восточно-Казахстанской области, г.Усть-Каменогорск

Образование взрослых является одной из ключевых проблем международного сотрудничества в современном мире. Лидерами в этом сотрудничестве выступают такие круп-

ные международные организации, как ЮНЕСКО, в частности, Институт образования ЮНЕСКО в Гамбурге, Европейское Бюро по образованию взрослых, Европейская Ассо-

циация образования взрослых и другие международные организации. В современных условиях образование взрослых все чаще рассматривается в ряду глобальных проблем, без изучения и решения которых развитие человека и общества в целом, является невозможным. В связи с этим чрезвычайно важным является объединение усилий всех организаций, занимающихся образованием взрослых, в поиске ответов на вопросы, обращенных к подготовке и переподготовке взрослого населения каждой отдельно взятой страны, содержанию и технологиям образования взрослых. Эмпирические данные свидетельствуют о том, что в ряде европейских стран накоплен большой опыт построения системы образования взрослых. Однако этот опыт не всегда становится достоянием других стран и других систем образования взрослых, что объективно замедляет развитие единого европейского образовательного пространства, определенного основными положениями Болонского процесса, ориентированного на создание необходимых условий для экономического и политического сотрудничества между народами [1].

Государства-участники СНГ взяли курс на активную интеграцию социальной, экономической, правовой и силовой сфер. Основным условием успешной интеграции является вопрос совместной подготовки и применения кадров в пространстве СНГ. При этом происходит постоянное возрастание роли человеческого фактора в решении экономических, социальных, правовых и оборонных задач государств-участников СНГ, что и обуславливает необходимость дальнейшего совершенствования системы подготовки кадров, непрерывного образования взрослых и просветительской деятельности в государствах-участниках СНГ [2].

Сегодня мировое сообщество с особым вниманием следит за качеством образования, за тем, чтобы каждый человек имел доступ к высококачественному образованию, об этом свидетельствуют документы международных соглашений и деклараций конференций Организации Объединенных Наций. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых

знаний и принятию нестандартных решений.

Особое место в системе мер по повышению качества образования отводится педагогическим кадрам, повышению их профессионализма и квалификации. В соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства» [3], в котором отражены основные направления модернизации системы образования до 2050 года и Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, [4] в стране проведена коренная модернизация системы повышения квалификации педагогических работников. Создан Национальный центр повышения квалификации «Эрлеу», миссией которого является системное повышение квалификации педагогических кадров, обеспечивающее высокое качество на основе корпоративного управления, трансляции мирового и казахстанского опыта. Главной функцией системы повышения квалификации определено развитие профессиональной компетенции педагога, способного не только применять новые педагогические знания и технологии, но и разрабатывать их, вносить рефлексивные изменения в собственную профессиональную деятельность. Это позволит решить задачу перехода школы от традиционной модели к рациональной и затем к феноменальной, требующей творчески мыслящих учителей, умеющих решать инновационно-педагогические задачи. [5]

Во всех филиалах АО «НЦПК «Эрлеу проведена системная работа по разработке многовекторной модульной программы, учебно-методических пособий, цифровых образовательных ресурсов повышения квалификации, адекватных мировым тенденциям и задачам реформирования системы образования Республики Казахстан. Программы курсов разработаны на основе компетентностно-го подхода, проведение курсов предполагает применение инновационных форм и интерактивных методов обучения. В процесс курсового обучения внедряются трехмесячные курсы, разработанные под руководством Министерства образования и науки РК совместно с Кембриджским университетом и синтезирующие в себе самый передовой опыт мирового

ü

образования. Программа этих курсов имеет инновационный характер, процесс обучения построен на деятельностной, процессуальной основе, позволяющей осуществить реальные изменения, как на уровне профессиональной деятельности педагога, так и на уровне его личности. Если раньше курсовая подготовка велась на информационной основе, то Кембриджский проект - это уровневый процесс (поэтому такие программы получили название «Уровневые программы»). Уровневый процесс - это система достижений педагога, когда на каждом этапе он реализует завершённые деятельностные циклы и осуществляет разработку и защиту конкретных продуктов. Уровневый процесс гаратированно приводит к формированию конкретных компетенций у педагогов, выводит на новый уровень личностного и профессионального развития. Продукты повышения квалификации (порт-фолио и презентации) оцениваются по трём ключевым критериям: 1. Владение знанием и пониманием ключевых идей Программы.

2. Применение ключевых идей Программы в своей практике преподавания и обученипя.

3. Размышления о внедрении новой практики преподавания. Важным компонентом Программы является её практикоориентирован-ность - в структуре учебно-тематического плана заложена идея проведения «серии последовательных уроков», которые становятся затем предметом разработки презентационных материалов.

Вместе с Кембриджским проектом актуальным направлением повышения квалификации педагога является проект PISA - Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (Program for International Student Assessment - PISA), проводимой под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). PISA оценивает способности 15-летних подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе, для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях. Исследование PISA на сегодня рассматривается в мире как универсальный инструмент сравнительной оценки эффективности школьного образования. Данные, полученные в ходе ис-

следования, служат основой для определения стратегий развития системы образования как с точки зрения содержания и методов обучения в целом, так и с точки зрения воздействия контекстных факторов (модель управления, язык обучения, социальный статус семьи и др.) на уровень развития функциональной грамотности школьников. Следует отметить, что из стран СНГ в данном проекте принимают участие только Россия и Казахстан. Для Казахстана участие в международных исследованиях, как TIMSS, PISA,PIRLS, ICILS, PIAS имеет стратегическое значение. А это накладывает большую ответственность на учителя, сегодня учителям и родителям становится ясно, что быть профессиональным педагогом, - значит быть постоянно начинающим педагогом. То есть независимо от желания и должности, педагогического стажа и мастерства, необходимо заново учиться учить. В современных условиях, в условиях инновационных изменений в системе образования профессиональный рост учителя рассматривается в рамках Концепции «Обучение в течение всей жизни». Концепция «Обучение в течение всей жизни» - это процесс постоянного совершенствования знаний, умений и компетенций, представляющий собой «новый взгляд» на совершенствование знаний, умений и компетенций людей в течение всей их жизни. Поэтому самообразование и самосовершенствование становятся неотъемлемой частью деятельности педагога, которые отражаются в его портфолио. По мнению слушателей курсов повышения квалификации, повышение квалификации следует проходить 1 раз не реже трех лет, вместо пяти, так как труд учителя отличается высокой мобильностью, исключительной сложностью и многогранностью, требует от него глубоких и разносторонних научных и профессиональных знаний, умений и навыков. Если педагог не работает над собой, усвоенные им теоретические знания, как правило, быстро забываются, а личные суждения становятся поверхностными и не отражают объективных свойств, явлений и фактов сложной педагогической деятельности. По мнению ряда ученых: (Н. Кузьминой, А. Щербакова, Ф. Гоноблина, В. Сластенина, И. Подласого, Я. Бенциона, З. Исаевой, Ш. Та-убаевой, Г. Ахметовой, А. Жайтаповой и др.)

[6] для овладения педагогической профессией одних ЗУН недостаточно, нужны еще и профессиональные способности, наличие которых ускоряет процесс профессиональной подготовки и служит надежным фундаментом педагогического мастерства. В классификации Р. Фуллера определены три стадии профессионального роста: стадия «выживания», на первом году работы в школе, стадия адаптации и активного усвоения методических рекомендаций, 2-5 лет работы, стадия зрелости, наступающая, как правило, через 6-8 лет и характеризующаяся стремлением переосмыслить свой педагогический опыт, желанием самостоятельных педагогических исследований.

Деятельность филиала по обновлению содержания учебных программ осуществляется в соответствии с приоритетными направлениями развития системы образования РК. С целью научно-методического сопровождения курсов ПК их инновационного развития профессорско-преподавательским составом кафедр филиала апробировано и внедряется построение учебной программы на основе модульного принципа, который дает возможность гибкому и оперативному созданию моделей обучения, приближенных к запросам конкретных субъектов андрогогического процесса. Инвариантный компонент учебно-тематического плана включает целевые блоки-модули, а вариативный конструируется из них в зависимости от конкретной педагогической ситуации и индивидуальных запросов субъектов.

В соответствии с приоритетными направлениями развития образования разрабатываются новые программы и учебно-тематические планы: «Smart-learning в преподавании информатики в условиях развития информационно-образовательной среды», «Корпоративная культура в организации образования», «Стрессоустойчивость и эмоциональный интеллект как основа деятельности успешного руководителя», «Абаеведение» и др. По изучению творчества Абая Кунанбаева представлено новое направление «Музейная педагогика», изучение поэтического наследия Абая происходит в исторической атмосфере этнографического музея области.

В целях стимулирования обновления со-

держания образовательного процесса курсов ПК и повышения качества учебных программ проводятся конкурсы «Лучшая учебная программа» и «Лучший учебно-методический комплекс».

Одним из основных направлений Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы является курсы по программе «ИКТ-компетент-ность педагогических работников на основе внедрения системы электронного обучения в организациях образования РК».

Целью проведения дистанционных форм повышения квалификации является необходимость формирования не только профессиональных, но и информационно-коммуникационных компетентностей педагогов области. Обучение педагогов осуществляется с использованием информационно-образовательного портала ИПК (http://portal.ipkvko.kz), созданного на основе системы дистанционного обучения Moodle, предусматривающего необходимость пополнения образовательного контента по каждому курсу преподавателем тьютором.

Посткурсовая деятельность осуществляется через широкое привлечение сотрудников института к совместной работе с методическими службами районных и городских отделов образования. В процессе сотрудничества активно внедряются новые методические формы, как коучинг, workchop, брифинг, тренинг, вебинары, менторинг и т.д. В области созданы сетевые сообщества педагогов, позволяющие им на расстоянии вести диалоги и обмениваться опытом работы.

Перспективы вхождения Республики Казахстан в число 30 развитых стран мира требуют обратить внимание на подготовку граждан страны к жизни в «обществе, основанном на знаниях», где «центр тяжести» переносится на нематериальные товары и услуги: цифровые и биотехнологии, туризм, информационные и коммуникационные технологии, финансовое обслуживание и т.д. [7] Производство индустриального общества не теряет своего значения, но «оно все в большей степени начинает зависеть от компетенции в области цифрового дизайна, информационно-компьютерных технологий, робототехники и компьютерных систем управления, а не от

физических или ручных умений. Более того, стратегии, позволяющие обучать своих уче-

новые технологии быстро меняются и требу- ников управлению знаниями. ют комплексных знаний, умений и компетен- А это значит, что глобализация образова-

ций, включая личностные и межличностные ния, ориентирование казахстанской нацио-

умения и ответственность за планирование нальной системы образования на мировые

трудовых процессов, включая их качество». стандарты поставят все учебно-воспитатель-

В этих условиях педагогические кадры стра- ные организации перед необходимостью за-

ны должны быть готовы работать в условиях няться анализом своей деятельности с пози-

управления знаниями как в индивидуальном, ций самых современных концепций качества

так и в организационном, а также в общего- и с позиции Всеобщего Управления Качес-

сударственном и глобальном масштабах. То твом - Total Quality Management (TQM). есть учитель сегодня должен уметь создавать

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Онушкина Екатерина Викторовна. Непрерывное профессиональное образование взрослых во Франции : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 СПб., 2005 190 с. РГБ ОД, 61:06-13/2036 dslib.net

2. Прокура О.И. Концепция непрерывного образования взрослых для государств-участников СНГ. Статья руководителя инновационных курсов Института образования взрослых. Санкт-Петербург (osbpani.spb.ru/nauchnie-stati/).

3. Назарбаев Н.А. Стратегия «Казахстан-2050» Новый политический курс состоявшегося государства: послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана. 15 декабря 2012 года. - Астана, 2012.

4. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. - Астана, 2010. - 84 с.

5. Ахметова Г.К., Караев Ж.А. «Образовательные программы, учебно-тематические планы курсов повышения квалификации работников образования». - Алматы, 2013.

6. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ.пед.вузов: в 2-х кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Т.1. - 256 с. 6.

7. Нонака И. Компания - создатель знания // Управление знаниями пер. с англ. - М.: Аль-пина Бизнес Букс, 2006. - С. 27-49.

8. Друкер П. Рождение новой организации // Управление знаниями пер. с англ. - М.: Аль-пина бизнес Букс. 2006. - С. 9-26.

РАЗВИТИЕ У ПЕДАГОГА КУЛЬТУРЫ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ: МОДЕЛЬНОЕ ВИДЕНИЕ

В постиндустриальном обществе информация и знания заняли лидирующее место среди других отраслей массового производства, актуализировав необходимость основательного информационного образования специалистов различных сфер деятельности, и прежде всего педагогов.

Профессионально-педагогическая деятель-

КОНДРАТЬЕВА И.П., ГУО «Минский областной институт развития образования»,г. Минск

ность - информационно емкий процесс, постоянно растут объемы информации, необходимой для ее качественного осуществления (увеличение потока учебной литературы составляет приблизительно от 800 до 3000 названий в год, педагогической от 65 до 1500 названий), широкое распространение получают аудио-, видео- и электронные носители [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.