Научная статья на тему 'О моделях трансляции инновационного опыта дошкольных образовательных учреждений'

О моделях трансляции инновационного опыта дошкольных образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1171
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2020 / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФГОС / ФГТ / ТРАНСЛЯЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА ДОУ / МАСТЕР-КЛАССЫ / ПРОГРАММА / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДОУ / МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ФГТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дюков Валерий Михайлович

В статье рассматриваются модель «опосредованного» действия, механизм трансляции инновационного опыта ДОУ, описываются этапы процесса трансляции, авторы предлагают серию виртуальных мастер-классов, направленных на реализацию федеральных государственных требований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дюков Валерий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О моделях трансляции инновационного опыта дошкольных образовательных учреждений»

ФГОС второго поколения

В статье рассматриваются модель «опосредованного» действия, механизм трансляции инновационного опыта ДОУ, описываются этапы процесса трансляции, авторы предлагают серию виртуальных мастер-классов, направленных на реализацию федеральных государственных требований.

Дюков Валерий Михайлович

кандидат психологических наук профессор Российской Академии Естествознания директор Красноярского филиала Института рефлексивной психологии творчества и гуманизации образования Международной академии гуманизации образования

г.Красноярск

о МОДЕЛЯХ ТРАНСЛЯЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

дошкольных образовательных учреждений

Что полезно знать руководителям дошкольных образовательных учреждений для подготовки к реализации ФГОС?

Ж

Ключевые слова: Российское образование 2020, дошкольное образование, ФГОС, ФГТ, трансляция инновационного опыта ДОУ, мастер-классы, программа, направления развития ДОУ, механизм реализации ФГТ.

Процесс трансляции инновационного опыта ДОУ выглядит следующим образом.

1. ДОУ - потребители выявляют актуальные и перспективные проблемы (потребности) своей образовательной системы (или ее отдельных подсистем, звеньев, фрагментов) и их соотнесение с возможностями и преимуществами предлагаемых образовательных продуктов.

2. ДОУ - потребители с нашей помощью осуществляют поиск: как решить проблемы.

3. ДОУ - потребители получают от нас информацию о наличии некой группы распространителей, предлагающих потенциально интересные образовательные продукты (или о самих таких продуктах).

4. Более глубокое ознакомление с предлагаемыми образовательными ресурсами и выбор ресурсов для освоения происходит через сайт «Инновации и эксперимент в образовании», журналы «Муниципальное образование: инновации и эксперимент», «Инновационные проекты и программы в образовании»

5. Далее происходит использование, применение и модификация полученных и освоенных ресурсов, достижение новых образовательных и социально-экономических эффектов в системе-получателе.

6. Затем осуществляется мониторинг, анализ и оценка эффективности освоения и применения полученных ресурсов.

7. И, наконец, происходит распространение позитивных результатов и опыта за пределами своей системы (ДОУ как системы).

В рамках данного проекта мы осуществляем следующие функции:

■ функцию создателя сети трансляции опыта (архитектора диссеминационной сети);

■ функцию локализации опыта, предполагающую описание опыта в формате, позволяющем снять информацию об инновационных идеях и способах изменения педагогической практики;

■ функцию мультипликации опыта, включающую меры, мероприятия и действия по проектированию и конструированию сети пилотных и стажерских площадок для адаптации опыта и его передачи в массовую практику;

■ функцию консультирования субъектов инновационного опыта по оказанию им методической помощи в технологизации обобщения и представления опыта;

■ функцию тьюторства;

■ экспертной функции.

Рассмотрение процесса распространения предполагает наличие некоторого спектра каналов передачи информации, форм, методов и вариантов деятельности по трансляции опыта (диссеминаци-онной), каждый из которых имеет свои возможности, сильные стороны и ограничения.

В первую очередь мы запускаем модель «опосредованного» действия, связанную с публикацией и обсуждением серии методических материалов «Российское образование 2020: реализация Федеральных Государственных Требований (ФГТ)», которые посвящены описанию новых подходов, оригинальных концепций, конструктивных технологий, необходимых для разработки и реализации эффективных путей,

16

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/1

ФГОС второго поколения

средств и возможностей стратегии развития ДОУ, «Образовательной программы ДОУ».

Мы как Создатели (Архитекторы) сети в рамках этой модели берем на себя не только проектирование и организацию сетевого взаимодействия ДОУ, но также координацию взаимодействия и все виды поддержки ее участников. Сущность осуществляемой поддержки состоит в содействии созданию благоприятных условий для взаимодействия ДОУ, направленного на освоение результатов проектной деятельности в области разработки и реализации «Образовательной программы ДОУ» в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями (ФГТ)».

Для этого мы, как Создатели (Архитекторы) сети выполняем следующие функции:

■ оказание практической и интеллектуальной помощи ДОУ, нуждающимся в разработке и реализации «Образовательной программы ДОУ» в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями (ФГТ);

■ подкрепление их инициатив и реализуемых инновационных процессов;

■ стимулирование инновационной деятельности;

■ выявление и устранение недостатков, ограничений, препятствий, снятие сопротивления;

■ оценку состояния происходящих в сети трансляции инновационного опыта (диссеминацион-ной сети) процессов, явлений и опыта;

■ налаживание и установление контактов, связей, оказывающих положительное влияние на реализацию целей деятельности по трансляции инновационного опыта.

В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) изменяется форма и структура «Образовательной программы ДОУ».

«Образовательная программа ДОУ» рассматривается нами как модель организации образовательного процесса в ДОУ. «Образовательная программа ДОУ» рассматривается нами и как нормативно-управленческий документ, обосновывающий выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации образовательного процесса в ДОУ.

Назначение «Образовательной программы ДОУ.» определяется исходя из того, что это внутренний (для конкретного ДОУ) образовательный стандарт, обусловленный:

■ Федеральным законом «Об образовании»;

■ Федеральными Государственными Требованиями (ФГТ) в области дошкольного образования;

■ «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» в редакции от 12 сентября 2008 г.;

■ Разделом «Дошкольное образование» документа «Российское образование - 2020: модель образования для инновационной экономики»;

■ Концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено);

■ логикой развития ДОУ, его возможностями, образовательными запросами основных социальных заказчиков - родителей (законных представителей);

■ другими руководящими документами.

Назначение образовательной программы - мотивированное обоснование содержания образовательного процесса, выбора общеобразовательной программы.

Новая «Образовательная программа ДОУ» должна соответствовать определенным принципам:

■ соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

■ сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

■ соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

■ обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

■ строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

■ основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

■ предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности (на занятиях), но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

■ предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Основные направления развития: физическое; социально-личностное; познавательно-речевое; художественно-эстетическое.

Образовательные области: физическое развитие: физическая культура; физическое развитие: здоровье; безопасность; социально-личностное развитие: социализация; труд; познавательно-речевое развитие: познание; познавательно-речевое развитие:

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/1

17

ФГОС второго поколения

коммуникация; познавательно-речевое развитие: чтение художественной литературы; художественно-эстетическое развитие: художественное творчество; художественно-эстетическое развитие: музыка.

Программа состоит из двух частей: обязательной части; вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса ДОУ.

Мы принимаем активное участие в реализации идей доклада «Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях» и проекта «Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики», «Федеральных Государственных Требований (ФГТ)» к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в которых определены обязательные образовательные области и основные задачи образовательных областей.

В частности, разработаны программы повышения квалификации руководящих работников системы дошкольного образования, руководителей ДОУ, заместителей руководителей ДОУ (старших воспитателей), педагогов/воспитателей.

1. «Изменения в действующем законодательстве в части «Федеральных Государственных Требований (ФГТ)» в сфере дошкольного образования»

2. «Особенности разработки «Инновационной программы развития ДОУ»

3. «Особенности разработки «Образовательной программы ДОУ в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями (ФГТ)»

4. «Особенности разработки Концепции желаемого будущего ДОУ»

5. «Управление качеством образовательного процесса в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями (ФГТ) (понятия, цели, инструментарий)»

6. «Реализация комплекса целей, связанных с обучением, воспитанием и развитием детей в ДОУ» в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями (ФГТ)»

7. «Модернизация технологий дошкольного образования в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями (ФГТ)»

8. «Дошкольное образование в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями (ФГТ)»: тезаурус ключевых терминов и понятий»

В настоящее время идет научно-исследовательская работа по направлениям, предложенным документом «Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях» (раздел «Дошкольное образование»):

1. «Система раннего развития детей (от 0 до 3 лет)».

2. «Создание специальных служб педагогической поддержки раннего семейного воспитания».

3. «Разработка целевой программы сопровождения детей из семей группы риска».

4. «Методика выявления и развития одаренных детей в ДОУ».

5. «Выявление возможных трудностей в развитии детей в ДОУ».

6. «Организация предшкольного образования детей в ДОУ».

7. «Развитие креативности, способностей к поиску знаний у детей в ДОУ».

8. «Реализация технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей в ДОУ».

По этим направлениям мы реализуем модель «опосредованного» действия и готовы провести консультации по вашим запросам.

Реализация идей, заложенных в документе «Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях», «Федеральных Государственных Требований (ФГТ)» рассмотрена нами в учебно-методическом комплекте, состоящем из следующих разделов:

1. Педагогическая инноватика в ДОУ инновационного типа.

2. Модульная программа базового повышения квалификации педагогов/воспитателей ДОУ в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями (ФГТ).

3. Основные понятия инноватики.

4. Гуманизация дошкольного образования.

5. Мастерство и профессионализм воспитателя ДОУ.

7. Профессиональный стандарт педагогической деятельности педагога/воспитателя ДОУ.

8. Внутренний стандарт дошкольного образования в ДОУ в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями (ФГТ)».

9. Внутренний стандарт предшкольной подготовки в ДОУ.

10. Тезаурус внутреннего стандарта предшкольной подготовки в ДОУ.

11. Рефлексивное управление образовательным процессом в ДОУ.

12. Стратегия развития ДОУ.

13. Концепция желаемого будущего ДОУ.

14. Особенности разработки стратегии развития ДОУ.

В рамках реализации модели «опосредованного» действия мы также можем осуществить повышение квалификации заведующих ДОУ/заместителей заведующих ДОУ по дополнительной профессиональной образовательной программе «Менеджмент в дошкольном образовании», которая предусматривает следующие компоненты:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ общепрофессиональные модули (ОПМ.00);

■ специальные модули (СМ.00);

■ специальные факультативные модули (по выбору слушателей) (СФМ.00);

■ модули специализации (МС.00);

■ модуль индивидуальной работы (МИР00);

■ модули входного и выходного контроля (МВиВК.00);

■ дипломная (выпускная аттестационная) работа слушателей (ДР).

Обязательный минимум содержания дополнительной профессиональной образовательной программы «Менеджмент в образовании», с нашей точки зрения, должен отвечать на вопрос:

18

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/1

ФГОС второго поколения

Каковы шаги, обеспечивающие успешность трансляции (диссеминации) инновационного педагогического опыта?

Шаг 1. Определить субъекты трансляции (диссеминации).

Шаг 2. Определить объекты трансляции (диссе-минации).

Шаг 3. Определить формы и этапы распространения педагогического опыта.

Как хорошо известно, главное в педагогическом опыте - идея. При распространении важно донести сущность педагогического процесса, новизну опыта, условия использования на практике его основных конструкций.

Для выявления педагогического опыта и его трансляции, нами предлагаются мастер-классы.

ПЛАН-ПРОГРАММА

СЕРИИ ВИРТУАЛЬНЫХ МАСТЕР-КЛАССОВ «РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2020: РЕАЛИЗАЦИЯ Федеральных

государственных требований в сфере дошкольного образования»

Цель: трансляция инновационного опыта разработки и реализации «Образовательной программы ДОУ» в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями (ФГТ).

Задачи:

■ описание новых подходов, оригинальных концепций, конструктивных технологий, необходимых для разработки и реализации эффективных путей, средств и возможностей стратегии развития ДОУ, «Образовательной программы ДОУ» в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями (ФГТ);

■ выявление и решение (преодоление) основных проблем, вопросов, возникающих у заведующих ДОУ/заместителей заведующих ДОУ по разработке и реализации «Образовательной программы ДОУ» в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями (ФГТ);

■ проектирование и организация сетевого взаимодействия с ДОУ - участниками виртуального мастер-класса, координация взаимодействия и все виды поддержки заведующих ДОУ/замести-телей заведующих ДОУ;

■ рефлексия:

• основных терминов инноватики, педагогической инноватики, педагогической инноватики в ДОУ, Федеральных Государственных Требований (ФГТ) в сфере дошкольного образования;

• социокультурных и образовательных императивов функционирования и развития ДОУ, в том числе инновационного ДОУ в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями (ФГТ);

• методологических, теоретических, правовых, методических основ функционирования и развития ДОУ, в том числе инновационного ДОУ в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями (ФГТ);

■ рассмотрение:

• особенностей проблемно-ориентированного анализа функционирования и развития ДОУ, в том числе инновационного ДОУ в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями (ФГТ);

• особенностей проблемно-ориентированной стратегии функционирования и развития ДОУ, в том числе инновационного ДОУ;

• проблем практического проектирования функционирования и развития ДОУ, в том числе инновационного ДОУ в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями (ФГТ);

■ изучение:

• исходных положений рефлексивно-гуманитарной психологии; рефлексивно-системной акмеологии; рефлексивно-деятельностной педагогики, как основы для генерирования новых знаний и стимулирования инноваций в ДОУ;

• универсальной системы показателей деятельности ДОУ, в том числе инновационного ДОУ - как единства процессов совершенствования, развития и обучения;

■ развитие ключевых инновационных компетенций, профессионально-педагогической компетентности заведующих ДОУ/заместителей заведующих ДОУ.

Мы выполняем следующие функции:

■ оказание практической и интеллектуальной помощи ДОУ, нуждающимся в разработке и реализации «Образовательной программы ДОУ» в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями (ФГТ);

■ подкрепление их инициатив и реализуемых инновационных процессов;

■ стимулирование инновационной деятельности;

■ выявление и устранение недостатков, ограничений, препятствий, снятие сопротивления;

■ оценку состояния происходящих в сети трансляции инновационного опыта (диссеминацион-ной сети) процессов, явлений и опыта;

■ налаживание и установление контактов, связей, оказывающих положительное влияние на реализацию целей деятельности по трансляции инновационного опыта.

Обязательные условия участия в виртуальном мастер-классе и получения дидактических материалов для разработки «Образовательной программы ДОУ» в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями (ФГТ)

■ регистрация заведующих ДОУ/заместителей заведующих ДОУ в качестве участников виртуального мастер-класса;

■ обратная связь с организаторами виртуального мастер-класса.

Описание серии мастер-классов

Инновационные процессы в дошкольных образовательных учреждениях рассматриваются нами в двух основных аспектах: психологическом, организационно-управленческом.

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/1

19

ФГОС второго поколения

В современный период инновационные изменения в дошкольных образовательных учреждениях идут по таким направлениям, как:

■ реализация основополагающих требований к развивающему и развивающемуся инновационному ДОУ:

• это ДОУ, в котором ребенок реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями;

• это ДОУ, в котором педагог развивает свои профессиональные и личные качества;

• это ДОУ, в котором руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов;

• это ДОУ, в котором коллектив работает в творческом поисковом режиме;

• это ДОУ, в котором реализуются гуманные отношения партнерского сотрудничества;

• это ДОУ, в котором уважение и доверие становятся нормой жизни членов коллектива;

• это ДОУ, в котором педагог:

S обеспечивает условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания;

S дает ребенку возможность быть самим собой;

S организует разнообразную учебно-познавательную деятельность;

S создает условия для сохранения здоровья ребенка.

• развитие ДОУ, в том числе ДОУ инновационного типа как системы: социально-педагогической; целенаправленной; открытой; динамичной; адаптивной; централизованной; самоуправляемой.

■ достижение нового качества реализации «Образовательной программы ДОУ» в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями (ФГТ):

• комплексность объединенных генеральной целью, взаимоувязанных по срокам, ресурсам и исполнителям мероприятий;

• формирование нового содержания дошкольного образования;

• реализацию целей образовательной деятельности ДОУ;

• целостность образовательной программы;

• дидактическое и методическое обеспечение образовательного процесса;

• разработку и реализацию новых образовательных технологий;

• применение инновационных методов, приемов, средств освоения материалов;

• интеграцию и координацию специалистов ДОУ в рамках единого пространства развития ребенка;

• мониторинг реализации инновационной образовательной программы;

• сопровождение профессионального развития воспитателей и педагогов на основе рефлексивного мониторинга, реализацию программ саморазвития воспитателей и педагогов;

• изменения в образе деятельности и стиле мышления воспитателей и педагогов;

• разработку и применение в образовательном процессе поисковой, исследовательской, учебно-игровой, моделирующей и других видов деятельности.

«Образовательная программа ДОУ» рассматривается нами как модель организации образовательного процесса в ДОУ.

«Образовательная программа ДОУ» рассматривается нами и как нормативно-управленческий документ, обосновывающий выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации образовательного процесса в ДОУ.

Назначение «Образовательной программы ДОУ» определяется исходя из того, что это внутренний (для конкретного ДОУ) образовательный стандарт, обусловленный:

■ Федеральным законом «Об образовании»;

■ Федеральными Государственными Требованиями (ФГТ) в области дошкольного образования;

■ «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» в редакции от 12 сентября 2008 г.;

■ Разделом «Дошкольное образование» документа «Российское образование - 2020: модель образования для инновационной экономики»;

■ Концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено);

■ логикой развития ДОУ, его возможностями, образовательными запросами основных социальных заказчиков - родителей (законных представителей);

■ другими руководящими документами.

Назначение «Образовательной программы ДОУ»

- мотивированное обоснование содержания образовательного процесса, выбора общеобразовательной программы.

Новая «Образовательная программа ДОУ» должна соответствовать определенным принципам:

■ соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

■ сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

■ соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

■ обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

■ строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с воз-

20

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/1

ФГОС второго поколения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

растными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

■ основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

■ предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности (на занятиях), но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

■ предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Основные направления развития в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями (ФГТ): физическое; социально-личностное; познавательно-речевое; художественно-эстетическое.

Образовательные области согласно Федеральным Государственным Требованиям (ФГТ): физическое развитие: физическая культура; физическое развитие: здоровье; безопасность; социально-личностное развитие: социализация; труд; познавательно-речевое развитие: познание; познавательно-речевое развитие: коммуникация; познавательно-речевое развитие: чтение художественной литературы; художественно-эстетическое развитие: художественное творчество; художественно-эстетическое развитие: музыка.

Блез Паскаль, знавший толк в словесной архитектуре, заметил, что «только кончая задуманное сочинение, мы уясняем себе, с чего нам следовало его начать». Видимо, такое утверждение можно распространить и на эту программу не в укор её авторам, а лишь в силу некоего закона, подмеченного философом.

Ученые, занимающиеся гносеологией, говорят: если вы хотите в чем-либо разобраться, что-либо понять, усвоить самое основное, существенное, то обратитесь к трем вопросам: Что? Зачем? Как?:

■ вопрос «что?» предполагает определение предмета разговора или изучения: о чем будет идти речь, о каком явлении или объекте;

■ вопрос «зачем?» предусматривает ответ, для чего мы изучаем тот или иной предмет, то или иной модуль или учебный элемент;

■ вопрос «как?» направлен на определение каким образом, каким способом будет достигнута поставленная цель или в какой степени, насколько будет реализовано предназначение.

На вопрос «ЧТО?» мы отвечаем следующим образом.

Учебная программа серии виртуальных мастерклассов «РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2020: РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ (ФГТ)» В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ» включает в себя следующие модули и учебные элементы:

■ Модуль 1. Введение в курс «Российское образование 2020: реализация Федеральных Государственных Требований (ФГТ)» в сфере дошкольного образования»:

• Учебный элемент 1. Основные термины инноватики, педагогической инноватики, инноватики в дошкольном образовании, Федеральных Государственных Требований (ФГТ) в сфере дошкольного образования

• Учебный элемент 2. Гуманно-личностный подход - как императив, ключевое звено, коммуникативная основа личностно-ориентированных педагогических технологий, реализации Федеральных Государственных Требований (ФГТ) в ДОУ, в том числе ДОУ инновационного типа

• Учебный элемент 3. Методологические основы функционирования и развития ДОУ, в том числе ДОУ инновационного типа, реализации Федеральных Государственных Требований (ФГТ)

• Учебный элемент 4. Теоретические основы функционирования и развития ДОУ, в том числе ДОУ инновационного типа, реализации Федеральных Государственных Требований (ФГТ)

• Учебный элемент 5. Правовые основы функционирования и развития ДОУ, в том числе ДОУ инновационного типа, реализации Федеральных Государственных Требований (ФГТ)

• Учебный элемент 6. Методические основы функционирования и развития ДОУ, в том числе ДОУ инновационного типа, реализации Федеральных Государственных Требований (ФГТ)

• Учебный элемент 7. Особенности проблемноориентированного анализа функционирования и развития ДОУ, в том числе ДОУ инновационного типа, реализации Федеральных Государственных Требований (ФГТ)

• Учебный элемент 8. Проблемно-ориентированная стратегия функционирования и развития ДОУ, в том числе ДОУ инновационного типа, реализации Федеральных Государственных Требований (ФГТ)

• Учебный элемент 9. Проблемы практического проектирования функционирования и развития ДОУ, в том числе ДОУ инновационного типа, реализации Федеральных Государственных Требований (ФГТ).

■ Модуль 2. Рефлексивно-гуманитарная психология, рефлексив-но-системная акмеология, рефлексивно-деятельностная педаго-гика, как основы для генерирования новых знаний и стимулирования инноваций в ДОУ, в том числе в ДОУ инновационного типа

• Учебный элемент 1. Психология профессионализма; особенности профессио-нально-педа-гогической компетентности заведующего ДОУ/ заместителя заведующего ДОУ

• Учебный элемент 2. Концептуальные основы содержания и процесса развития креативности

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/1

21

ФГОС второго поколения

заведующего ДОУ/заместителя заведующего ДОУ

• Учебный элемент 3. Креативная образовательная среда как условие успешной адаптации заведующего ДОУ/заместителя заведующего ДОУ к инновационной деятельности, разработки и реализации «Образовательной программы ДОУ» в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями (ФГТ)

• Учебный элемент 4. Пути оптимизации процесса развития креативности заведующего ДОУ/заместителя заведующего ДОУ

■ Модуль 3. Универсальная система показателей деятельности ДОУ, в том числе ДОУ инновационного типа - как единство процессов совершенствования, развития и обучения

• Учебный элемент 1. Универсальная система показателей деятельности ДОУ - как единство процессов совершенствования, развития и обучения

• Учебный элемент 2. Значение процесса совершенствования в развитии профессионально-педагогической компетентности заведующего ДОУ/заместителя заведующего ДОУ

• Учебный элемент 3. значение процесса развития для профессионально-педагогической компетентности заведующего ДОУ/заместителя заведующего ДОУ

• Учебный элемент 4. Значение процесса обучения в развитии профессионально-педагогической компетентности заведующего ДОУ/заме-стителя заведующего ДОУ

■ Модуль 4. Федеральные Государственные Требования (ФГТ) к структуре и содержанию «Образовательной программы ДОУ»

• Учебный элемент 1. Изменения основ нормативно - правововой базы ДОУ.

• Учебный элемент 2. Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации «Образовательной программы ДОУ» в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями (ФГТ)

• Учебный элемент 3. Принципы и подходы к формированию и реализации «Образовательной программы ДОУ» в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями (ФГТ)

• Учебный элемент 4. Приоритетные направления деятельности ДОУ по реализации «Образовательной программы ДОУ» с учетом федеральных государственных требований (ФГТ)

• Учебный элемент 5. Особенности осуществления и основные условия реализации образовательного процесса в управленческой деятельности ДОУ

• Учебный элемент 6. Контрольно-диагностическая деятельность в управлении ДОУ

• Учебный элемент 7. Содержание работы с педагогическими кадрами в управленческой деятельности ДОУ.

■ Модуль 5. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми об-разовательных

областей в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями (ФГТ):

• Учебный элемент 1. Содержание психологопедагогической работы по освоению детьми образовательной области «Физическое развитие: физическая культура»

• Учебный элемент 2. Содержание психологопедагогической работы по освоению детьми образовательной области «Физическое развитие: здоровье»

• Учебный элемент 3. Содержание психологопедагогической работы по освоению детьми образовательной области «Безопасность»

• Учебный элемент 4. Содержание психологопедагогической работы по освоению детьми образовательной области «Социализация»

• Учебный элемент 5. Содержание психологопедагогической работы по освоению детьми образовательной области «Труд»

• Учебный элемент 6. Содержание психологопедагогической работы по освоению детьми образовательной области «Познавательно-речевое развитие: познание»

• Учебный элемент 7. Содержание психологопедагогической работы по освоению детьми образовательной области «Познавательно-речевое развитие: коммуникация»

• Учебный элемент 8. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Познавательно-речевое развитие: чтение художественной литературы»

• Учебный элемент 9. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Художественноэстетическое развитие: художественное творчество»

• Учебный элемент 10. Содержание психологопедагогической работы по освоению детьми образовательной области «Художественно-эстетическое развитие: музыка»

■ Модуль 6. Планируемые результаты освоения детьми «Образовательной программы ДОУ» в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями (ФГТ):

• Учебный элемент 1. Планируемые итоговые результаты освоения детьми «Образовательной программы ДОУ» в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями (ФГТ)

• Учебный элемент 2. Промежуточные результаты освоения программы в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями (ФГТ)

■ Модуль 7. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения «Образовательной программы ДОУ» в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями (ФГТ):

• Учебный элемент 1. Управление качеством образовательного процесса (понятия, цели, инструментарий)

22

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/1

ФГОС второго поколения

• Учебный элемент 2. Современные подходы к управлению качеством дошкольного образования

• Учебный элемент 3. Проблемы диагностики уровня достижений детей в ДОУ

• Учебный элемент 4. Работа педагогов/воспи-тателей ДОУ в условиях проявления разноуровневых интеллектуальных достижений воспитанников.

На вопрос «ЗАЧЕМ?» мы отвечаем: целью серии виртуальных мастер-классов «Российское образование 2020: реализация Федеральных Государственных Требований (ФГТ)» в сфере дошкольного образования» является трансляции инновационного опыта разработки и реализации «Образовательной программы ДОУ» в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями (ФГТ).

Задачи:

■ описание новых подходов, оригинальных концепций, конструктивных технологий, необходимых для разработки и реализации эффективных путей, средств и возможностей стратегии развития ДОУ, «Образовательной программы ДОУ» в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями (ФГТ);

■ выявление и решение (преодоление) основных проблем, вопросов, возникающих у заведующих ДОУ/заместителей заведующих ДОУ по разработке и реализации «Образовательной программы ДОУ» в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями (ФГТ);

■ проектирование и организация сетевого взаимодействия с ДОУ - участниками виртуального мастер-класса, координация взаимодействия и все виды поддержки заведующих ДОУ/заместителей заведующих ДОУ;

■ рефлексия:

• основных терминов инноватики, педагогической инноватики, педагогической инноватики в ДОУ, Федеральных Государственных Требований (ФГТ) в сфере дошкольного образования;

• социокультурных и образовательных императивов функцио-нирования и развития ДОУ, в том числе инновационного ДОУ в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями (ФГТ);

• методологических, теоретических, правовых, методических основ функционирования и развития ДОУ, в том числе инновационного ДОУ в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями (ФГТ);

■ рассмотрение:

• особенностей проблемно-ориентированного анализа функционирования и развития ДОУ, в том числе инновационного ДОУ в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями (ФГТ);

• особенностей проблемно-ориентированной стратегии функцио-нирования и развития ДОУ, в том числе инновационного ДОУ в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями (ФГТ);

• проблем практического проектирования функционирования и развития ДОУ, в том числе инновационного ДОУ в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями (ФГТ);

■ изучение:

• исходных положений рефлексивно-гуманитарной психологии; рефлексивно-системной акме-ологии; рефлексивно-деятельностной педагогики, как основы для генерирования новых знаний и стимулирования инноваций в ДОУ;

• универсальной системы показателей деятельности ДОУ, в том числе инновационного ДОУ - как единства процессов совершенствования, развития и обучения;

■ развитие ключевых инновационных компетенций, профессионально-педагогической компетентности заведующих ДОУ/заместителей заведующих ДОУ.

Ключевая идея вышеперечисленных модулей и учебных элементов - идея развития ключевых инновационных компетенций, профессионально-педагогической компетентности заведующих ДОУ/заместите-лей заведующего ДОУ.

Вслед за А.П. Хилькевичем мы подчеркиваем, что познание, моделирование и практическое преобразование образуют некоторое функциональное ядро в человеческой деятельности, в том числе и в развитии ключевых инновационных компетенций, профессионально-педагогической компетентности руководителей дошкольных образовательных учреждений, стержневую функциональную триаду.

Эта триада является прямым отражением таких человеческих потребностей (их, на наш взгляд, совершенно необходимо отметить и выделить), как потребности:

■ знать, что есть;

■ знать, что нужно;

■ знать, как это нужное можно получить практически в наличествующих условиях.

Отвечая на вопрос «КАК?», мы вычленяем два среза, или два слоя «Российское образование 2020: реализация Федеральных Государственных Требований (ФГТ)» в сфере дошкольного образования»:

1. предметный слой, отражающий то, что нужно познать, смоделировать, практически преобразовать и их изменяемые состояния, модификации;

2. рефлексивный слой, содержащий вопросы «как?», «каким образом?» по трем основным составляющим в структуре рефлексии:

• как подготовить, организовать, мобилизовать и прочее себя - субъекта деятельности, субъекта решения проблемы?

• как, каким образом действовать, где и как искать решение проблемы?

• как оценивать текущие итоговые результаты и как на них реагировать, какие дополнительные, коррегирующие действия выполнить?

Таким образом, подход к проблемам развития ключевых инновационных компетенций, профессионально-педагогической компетентности заведующих ДОУ/ заместителей заведующих ДОУ с учетом рефлексии как деятельностной функции не только позволяет кон-

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23

ФГОС второго поколения

кретизировать структуру проблем, но и актуализирует вопрос об их информационной «среде обитания», непосредственном информационном «окружении», или о том, что применительно к задаче порой называют «пространством задачи».

Таким образом, в деятельности заведующих ДОУ/ заместителей заведующих ДОУ по реализации Федеральных Государственных Требований (ФГТ) в сфере дошкольного образования изменяется и усложняется характер функций, необходимость которых диктуется условиями современного ДОУ, в том числе ДОУ инновационного типа: заведующий ДОУ/заместитель

заведующего ДОУ переходит от нормативно-исполнительской деятельности к проектировочной, инновационной, исследовательской деятельности.

Существенную роль в реализации модели «опосредованного» действия оказывают конкурсы, которые могут проводиться среди ДОУ по номинациям:

■ «Лучшее ДОУ инновационного типа»;

■ «Лучший заведующий ДОУ»;

■ «Лучший старший воспитатель ДОУ»;

■ «Лучшая «Образовательная программа ДОУ» в соответствии с «Федеральными Государственными Требованиями (ФГТ)»;

■ «Лучшая «Программа развития ДОУ»;

■ «Лучшие сценарии по направлению «Инновации в содержании, формах, методах и средствах здоровьесберегающей деятельности ДОУ».

Литература

1. Дюков В.М., Стенникова Л.С., Труш Е.В. Этапы и фазы в развитии ДОУ инновационного типа // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - №6.

2. Дюков В.М, Семенов И.Н., Шайхутдинова Р.В. Рефлексивный коучинг: концепты, технологии, программы / В.М. Дюков, И.Н. Семенов, РВ. Шайхутдинова. - Красноярск: Красноярский писатель, 2010. - 360 с. (работе присужден «Национальный сертификат качества»)

3. Дюков В.М., Семенов И.Н., Шайхутдинова Р.В. Рефлексивно-деятельностная педагогика: учитель для «Новой школы» / В.М. Дюков, И.Н. Семенов, РВ. Шайхутдинова. - Красноярск: Красноярский писатель, 2010. - 320 с. (работе присужден «Национальный сертификат качества»)

4. Основина В.А., Елисеев В.В., Ермакова Л.Н, Тюгаше-ва Н.А. Определение стратегии развития муниципальной системы образования в современных социально-экономических условиях. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008.- № 6.

В статье представлены практические результаты разработки и апробации критериально-уровневого подхода к оцениванию результатов формирования и развития коммуникативных компетенций в образовательном процессе основной школы в целях повышения эффективности этого процесса и содействия личностному развитию учащихся.

Булыгина Лариса Николаевна

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 50 г. Нижний Тагил

КРИТЕРИАЛЬНО-УРОВНЕВЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНИВАНИЮ

СФОРМировАНности коммуникативных компетенций учащихся в образовательном процессе основной школы

Как оценить уровень сформированности коммуникативных компетенций учащихся в образовательном процессе основной школы?

Ж

Ключевые понятия: коммуникативная компетентность; процесс формирования и развития коммуникативных компетенций; коммуникативные умения, речь, текст, оценивание результатов формирования и развития коммуникативных компетенций; критерии, уровень и показатели сформированности коммуникативных компетенций учащегося основной школы.

Основанием актуальности выбранного направления деятельности является необходимость осуществления эффективного процесса формирования и развития коммуникативных компетенций учащихся основной школы, позволяющих подросткам «планировать и инициировать коммуникативное сотрудничество; корректировать и оценивать его в соответствии с

задачами и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка» (Н.Д. Никандров,

В.В. Козлов) и недостаточной разработанностью в педагогической теории, методике и практике механизмов оценивания результатов этого процесса. Между тем критериально-уровневый подход давно является

24

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.