Научная статья на тему 'Инструментальное обеспечение оценивания методической работы дошкольного образовательного учреждения в условиях введения Федеральных государственных требований'

Инструментальное обеспечение оценивания методической работы дошкольного образовательного учреждения в условиях введения Федеральных государственных требований Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГТ К СТРУКТУРЕ ООП ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОУ / ПРОДУКТИВНЫЕ ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ / ЭКСПЕРТНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КРИТЕРИЙ / ПОКАЗАТЕЛЬ / ИЗМЕРИТЕЛЬ / УПРАВЛЕНИЕ. FSR TO THE STRUCTURE OF GEP OF PRESCHOOL EDUCATION / INNOVATIVE EDUCATIONAL WORK / INNOVATIVE PEI / METHODOLOGICAL WORK / PRODUCTIVE FORMS OF METHODOLOGICAL WORK / EXPERT ASSESSMENT / EFFECTIVENESS / CRITERION / INDICATOR / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Галина Владимировна

В статье освещается проблема оценивания эффективности методической работы в дошкольных образовательных учреждениях в условиях введения Федеральных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения. Автором определяются отличительные особенности методической работы, разворачиваемой в современных условиях развития образовательной практики. Предложены подходы к отбору и описанию критериев оценивания имеющейся системы методической работы, показателей (индикаторов) оценивания, измерителей. Представлена экспертная карта оценивания эффективности методической работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлева Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Instrumental Maintenance of Estimation of Methodical Work of PEI in the Conditions of FSR Introduction

In article the problem of estimation of efficiency of methodical work in preschool educational institutions in the conditions of introduction of Federal requirements to structure of the basic general educational program of preschool educational institution is disclosed. The author defines distinctive features of the methodical work developed in modern conditions of development of educational practice. Approaches to selection and the description of criteria of estimation of available system of methodical work, indicators of estimation, measuring instruments are offered. The expert card of estimation of efficiency of methodical work is presented.

Текст научной работы на тему «Инструментальное обеспечение оценивания методической работы дошкольного образовательного учреждения в условиях введения Федеральных государственных требований»

Научно-методическое и организационное обеспечение введения и реализации фГОС

ЧИППКРО

УДК 37.014

ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОЦЕНИВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ

Яковлева Г.В.

Аннотация. В статье освещается проблема оценивания эффективности методической работы в дошкольных образовательных учреждениях в условиях введения Федеральных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения. Автором определяются отличительные особенности методической работы, разворачиваемой в современных условиях развития образовательной практики. Предложены подходы к отбору и описанию критериев оценивания имеющейся системы методической работы, показателей (индикаторов) оценивания, измерителей. Представлена экспертная карта оценивания эффективности методической работы.

In article the problem of estimation of efficiency of methodical work in preschool educational institutions in the conditions of introduction of Federal requirements to structure of the basic general educational program of preschool educational institution is disclosed. The author defines distinctive features of the methodical work developed in modern conditions of development of educational practice. Approaches to selection and the description of criteria of estimation of available system of methodical work, indicators of estimation, measuring instruments are offered. The expert card of estimation of efficiency of methodical work is presented.

Ключевые слова: ФГТ к структуре ООП дошкольного образования, инновационная методическая работа, проектирование образовательной программы ДОУ, продуктивные формы методической работы, экспертное оценивание, эффективность, критерий, показатель, измеритель, управление.

FSR to the structure of GEP of preschool education, innovative educational work, innovative PEI, methodological work, productive forms of methodological work, expert assessment, effectiveness, criterion, indicator, management.

Современная образовательная практика характеризуется переходом большинства дошкольных образовательных учреждений в режим развития, в режим инновационной деятельности. Данное обстоятельство обусловлено введением Федеральных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, разработкой каждым образовательным учреждением собственной образовательной программы. Вышесказанное требует от педагогов дошкольных образовательных учреждений проявления новых, инновационных способов профессиональной деятельности, готовности проектировать содержание образовательной программы, отбирать адекватные содержанию и возрасту ребенка современные педагогические технологии, обеспечивающие качество образования детей дошкольного возраста. Это в свою очередь требует обнов -ления существующей системы управления.

Методическая работа занимает особое место в системе управления дошкольным образовательным учреждением, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, повышению его профессиональной компетентности, обеспечивая тем самым повышение качества образования [1, с. 256; 9]. Именно поэтому проблема отбора инновационного сод ер -жания методической работы, связанного с содержанием выделенных в ФГТ образовательных областей, организации продуктивных её форм, оценивания эффективности методической работы в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе становится весьма актуальной.

Современная методическая работа имеет ряд отличительных особенностей:

— обеспечение работы образовательного учреждения в режиме развития;

— отбор содержания методической работы, обеспечивающего личностное развитие ребёнка дошкольного возраста, его самораскрытие;

(Выпус^3(8)» 2011 Новой Школе — Новые Стандарты

Яковлева Т.В.

Инструментальное обеспечение оценивания методической работы ФОУ...

— обеспечение информирования педагогов об инновационных фактах и явлениях и организация их экспертизы;

— обеспечение дополнительных образовательных услуг в плане развёртывания содержания дошкольного образования по направлениям инновационной деятельности;

— сопровождение непрерывности инновационной поисковой, исследовательской деятельности педагогов;

— осуществление индивидуального и дифференцированного подходов к каждому педагогу в зависимости от его профессиональной компетентности;

— оснащение педагогов новыми, инновационными способами профессиональной деятельности, обеспечивающими эффективное воздействие на личностное развитие ребёнка [2, С. 19; 5, с. 54, 9].

Сегодня всё чаще руководители ДОУ и организаторы работы с педагогами (старшие воспитатели, заместители заведующих) задаются вопросом: насколько эффективна та система методической работы, которая разворачивается внутри каждого дошкольного образовательного учреждения, что нужно в ней изменить, чтобы обеспечить рост профессиональной и методической компетентности педагогов, использовать современные педагогические технологии, формировать личностные качества воспитанников в соответствии с требованиями ФГТ, проектировать индивидуальные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для ответа на этот вопрос необходимо в первую очередь дать оценку существующей системе методической работы, т. е. организовать её экспертное оценивание [4]. Для организации такого оценивания необходимо специальное инструментальное обеспечение. Для его разработки важно выявить соотношение феноменов «критерий», «показатель» и «измеритель». Дадим определение каждого из них.

«Критерий - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило суждения, оценки» [3, с. 279].

К критериям предъявляются следующие требования:

а) объективность;

б) устойчивость и постоянство;

в) повторяемость в предмете;

г) готовность устанавливать меру соответствия изучаемого предмета его эталону.

Под «показателем» понимаются признаки (наиболее существенные), изменения в которых приводят к системным изменениям (переход из количества в качество).

Под показателем С.И. Ожегов понимает «данные, по которым можно судить о развитии или ходе чего-нибудь» [3, с. 547].

Показатели определяются с помощью непрерывных или дискретных величин, которые могут быть абсолютными, относительными или удельными, в зависимости от условий и методов их расчёта.

Уровень - степень выраженности показателя относительно избранного критерия.

Следующим из феноменов оценивания объектов инноваций является «измеритель». Это шкала, которая позволяет уточнить степень выраженности показателя:

а) относительно других показателей;

б) относительно предшествующего состояния (выраженности) показателя;

в) относительно предшествующего мнения о степени выраженности показателя у экспертов, которые участвуют в повторном оценивании.

Критерии отбираются в ходе изучения и анализа научно-методической литературы по данной проблеме, исследований, заложенных в содержание кандидатских и докторских диссертаций. Немаловажное значение при отборе критериев оценивания имеет изучение приоритетных направлений развития системы образования на данном этапе, а также экспертные суждения по данной проблеме.

При отборе «показателей» оценивания изучаются и анализируются рабочие описания объектов (в нашем случае - описание методической работы).

При отборе «измерителей» используются разного рода шкалы (от 1 до 10 баллов) и описания их соответствия.

Для оценивания эффективности методической работы может быть предложена приведенная ниже экспертная карта, в содержание которой заложены критерии и показатели (индикаторы) и дано их описание:

Таблица 1

Экспертная карта оценивания эффективности методической работы в ДОУ

Критерии Показатели (индикаторы) Технология оценивания

Оптимальный уровень Достаточный уровень Критический уровень Недопустимый уровень

1. Выявление целевого заказа. Чёткость поставленных целей, адекватность задач заявленным целям в области повышения профессиональной компетентности педагогов. Обеспеченность мониторинга инструментарием, его адекватность. Цели поставлены чётко, исходя из приоритетов развития ДОУ, муниципалитета, города и области. Задачи адекватны целям, реалистичны, диагностируемы. Цели сформулированы чётко с учётом приоритетов развития ДОУ. Задачи не в полной мере отражают заявленную цель. Цели не в полной мере соотносятся с приоритетами развития ДОУ, в формулировке задач имеются неточности. Задачи слабо диагностируемы. Цели и задачи не отражают приоритеты в повышении профессиональной компетентности педагогов. Цели и задачи не диагностируемы.

2. Аналитическая деятельность по выявлению уровня профессиональной компетентности педагогов. Сбор и обработка информации о результатах оценивания профессиональной деятельности педагогов. Выявление проблем и затруднений. Изучение и анализ состояния результатов методической работы. Результативность социологических, психологических исследований. Индивидуальные карты контроля деятельности педагогов. Анализ выполняется максимально качественно, на его основе прогнозируется система методической работы всего учреждения и с каждым конкретным педагогом. Анализ выполняется грамотно, делаются адекватные результатам выводы, намечается система методической помощи педагогам, но эта система не всегда адекватна возможностям и потребностям самого педагога. Анализ не привязан к дальнейшей работе с педагогами. В аналитической деятельности имеются существенные недостатки. Анализ формален. Выводы неадекватны результатам анализа, не находят дальнейшего применения в методической работе.

3. Отбор форм методической работы. Обоснованность выбора форм методической работы, понимание и применение особенностей их организации, привязанность форм к состоянию кадрового состава, его компетентности. Максимально грамотно производится отбор содержания и форм методической работы. Проектируется и реализуется авторская модель методической работы. Формы методической работы адекватны уровню профессиональной компетентности педагогов, ступени развития образовательной системы ДОУ, решают приоритетные задачи развития ДОУ, продуктивны Формы методической работы отбираются хаотично, бессистемно, без учёта уровня развитости педагогического коллектива. Нет понимания особенностей и предназначения различных форм методической работы для повышения квалификации педагогов. Проявляется формализм в выборе форм.

4. Адекватность технических за-даний (отбор идей предложений по организации методической работы) Оригинальность, авторство в отборе содержания и организации методической работы, активизация педагогического коллектива на внесение идей и предложений по организации и содержанию методической работы. Творчество педагогов в отборе содержания. Педагогам понятен смысл технического задания, педагоги готовы к выдвижению идей и предложений по организации методической работы. На основе банка идей и предложений осуществляется выбор форм и содержания методической работы. Педагогам в доступной форме доводится смысл технического задания, но не в полной мере учитывается их готовность к осуществлению данного вида творческого задания. Содержание технического задания не продумано. Банк идей и предложений не наполняется. Проявляется формализм. ОУ не готово к данному уровню взаимодействия с педагогами.

5. Результативность методической работы Позитивные изменения, выявленные по сравнительным данным уровня профессиональной компетентности педагогов, интерпретация полученных данных, результативность их использования в системе методической работы. Результативность оценивается ежегодно, делается сравнительный анализ. На основе полученных данных проектируется индивидуальная методическая помощь педагогам. Для оценивания разрабатывается и апробируется специальный инструментарий. Результативность оценивается достаточно регулярно. Но данные не в полной мере являются основой для построения методической работы. Используется предложенный теорией и практикой инструментарий. Результативность оценивается нерегулярно. Проявляется формализм в данном виде деятельности. Результативность методической работы не оценивается.

6. Качество инноваци-он- ной методической продукции Соответствие методической продукции критериям оценивания: инновационность, адекватность, востребованность Методическая продукция отражает результаты методической деятельности педагогов, рекомендована к широкому использованию, имеется положительная рецензия. Методическая продукция соответствует инновационным направлениям деятельности ДОУ. Имеется положительная рецензия на продукцию. Рекомендовано использование внутри ОУ. Методическая продукция первого уровня (планы, конспекты). Качество продукции не достаточно высоко. Продукция может использоваться самим педагогом-разработчиком после устранения замечаний. Методическая продукция отсутствует либо её качество недопустимо для использования в образовании детей.

7. Тиражи-руемость методической продукции Уровень распространения и внедрения позитивного педагогического опыта (востребованность методической продукции). Имеется качественный позитивный опыт по приоритетным направлениям деятельности ОУ. Реализуется план изучения, распространения и внедрения позитивного опыта на несколько лет. Опыт ОУ востребован широкой педагогической общественностью. Имеется опыт педагогов по 1-2 направлениям инновационной деятельности. Опыт распространяется, внедряется внутри ОУ. Позитивный опыт 12 педагогов по актуальным проблемам дошкольного образования, но нет системы его распространения и внедрения. Позитивный опыт отсутствует, нет видения перспектив в его накоплении.

Инструкция: для оценивания методической работы её организатор соотносит практику с описанием возможных уровней (оптимальный, достаточный, критический и недопустимый) и по каждому из предложенных показателей (индикаторов) определяет актуальное состояние методической работы.

Яковлева Т.В.

Инструментальное обеспечение оценивания методической работы ФОУ...

Данная карта позволяет выявить, насколько чётко сформулированы цели методической работы и работы с кадрами, исходя из приоритетов развития ДОУ, муниципалитета, города и области; насколько задачи адекватны целям, реалистичны, диагностируемы. Анализ полученных в ходе работы с картой данных помогает определить, насколько грамотно производится отбор содержания и форм методической работы в соответствии с актуальным уровнем развития профессиональной компетентности педагогического коллектива. Проектируется ли и реализуется авторская модель методической работы или осуществляется внедрение предложенных форм и методов из научно-педагогической литературы, осуществляется ли выбор форм и содержания методической работы на основе банка идей и предложений, полученных в ходе анкетирования и интервьюирования педагогов. Прослеживается ли накопление банка инновационной методической продукции, являющейся результатом методической работы каждого педагога, оформляется информационная карта позитивного педагогического опыта каждого педагога и образовательного учреждения в целом.

Предложенный инструментарий оценивания эффективности методической работы позволяет откорректировать её содержание и организацию,

с одной стороны, а с другой - развернуть систему методической поддержки педагогов и повысить качество образовательной работы в ДОУ. Система организации методической работы в условиях введения Федеральных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования призвана обеспечить высокий качественный уровень образовательной программы ДОУ, готовность педагогов работать в новых условиях.

Литература

1. Бабанский, Ю.К. Методическая работа в школе: организация и управление [Текст] / Ю.К. Бабанский, М.М.Поташник. - М.: Просвещение, 1992. - 626 с.

2. Ильенко, Л.П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях [Текст] / Л.П. Ильенко. - М.: изд-во Арк-ти, 1999. - 48 с. - С. 8-23.

3. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст] / СИ. Ожегов, под ред. НЮ. Шведовой. - М.: Русский язык, 1978. - 846 с.

4. Нагрелли, Е.А. Структурно-функциональная модель формирования методической компетентности учителей в системе повышения квалификации [Текст] / Е.А. Нагрелли // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - Челябинск: ООО «Пронто», 2009. - № 2. - С. 84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.