Научная статья на тему 'Этапы и фазы в развитии ДОУ инновационного типа'

Этапы и фазы в развитии ДОУ инновационного типа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
711
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ (ФГТ) / ПРОЦЕСС СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ / ПРИВЕРЖЕННОСТЬ ПЕРЕМЕНАМ / ОЦЕНКА СВОЕЙ СИСТЕМЫ / ОФИЦИАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРИОРИТЕТА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ОФИЦИАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ / КООРДИНАЦИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЦЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дюков Валерий Михайлович, Стенникова Любовь Сергеевна, Труш Елена Васильевна

Статья посвящена описанию этапов и фаз в развитии ДОУ инновационного типа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дюков Валерий Михайлович, Стенникова Любовь Сергеевна, Труш Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы и фазы в развитии ДОУ инновационного типа»

данных, формировать классы с учетом особенностей детей при переходе из начальной школы в основную.

Регулярное обсуждение результатов мониторинга на семинарах и совещаниях привело к созданию в муниципалитете сообществ школ и учителей в целях совершенствования собственной деятельности на основе выявления лучшего опыта (постепенное внедрение технологии бенчмаркинга). В практику работы школы стал входить анализ результатов собственной деятельности в сравнении с результатами других школ.

Использование в школах результатов систематических массовых обследований школьников способствует принятию более точных управленческих решений при анализе результатов обучения и планировании качества общеобразовательной подготовки младших школьников.

Проект, запланированный в начале как терминальный, изменил свой статус - стал рассматриваться муниципалитетами как развивающийся. В настоящее время ведется работа по подготовке и реализации аналогичных проектов для основной и старшей школы.

Опыт внедрения в систему управления качеством общеобразовательной подготовки учащихся технологии мониторинга на основе массового тестирования и ста-

тистических методов контроля и управления качеством представляет интерес для других муниципалитетов.

Литература

1. Бабий Е.А. Инновации сегодня - стандарт завтра // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2010.- №5.

2. Белянина B.C. Инновационные формы организации методической работы в развивающейся школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -

2009. - №2.

3. Вороещикоб С. Г. Внутри школьная система развития учебно-познавательной компетентности учащихся. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -

2010. - №1.

4. Гальковская И.В. Создание инновационной образовательной среды, обеспечивающей развитие способностей обучающихся ко всем формам продуктивной деятельности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - №5.

5. Загвязинский В.И. Актуальные проблемы и перспективы развития образовательной системы России // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2010.-№5.

Статья посвящена описанию этапов и фаз в развитии ДОУ инновационного типа.

Дюков Валерий Михайлович

учитель МОУ «Общеобразовательная гимназия № 14 «Управления, экономики и права» г.Красноярск, Стенникова Любовь Сергеевна заведующий муниципального дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей ЗАТО п. Солнечный Красноярского края «Улыбка», Труш Елена Васильевна заместитель заведующего муниципального дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей ЗАТО п. Солнечный Красноярского края «Улыбка»

Для системы дошкольного образования установлены Федеральные Государственные Требования (ФГТ) (а не Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС)!

В настоящее время разработаны и утверждены только Федеральные Государственные Требования

(ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в которых определены обязательные образовательные области и основные задачи образовательных областей.

В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований

к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) изменяется форма и структура Образовательной программы ДОУ.

В настоящее время на основе федеральных требований разрабатываются:

■ примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования;

■ примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В связи с этим чрезвычайно актуальной стала проблема определения фаз на пути развития ДОУ в условиях перехода на реализацию Федеральных Государственных Требований к системе дошкольного образования.

Мы выделяем три этапа в развитии ДОУ инновационного типа

Первый этап рассматривается нами как организационный (некоторые исследователи определяют его как «пионерную фазу» в развитии ДОУ инновационного типа, а другие - как стадию первичного синтеза:

■ вырабатываются ориентиры развития;

■ координируется деятельность воспитателей/педагогов;

■ определяются стимулы активности, основные стратегические цели, направления развития традиций, правил.

Второй этап развития определяется нами как консолидация (особенностью этого этапа является коллегиальность в принятии решений):

■ четко регулируются вопросы компетенции и ответственности;

■ обеспечивается надежность коммуникационных связей;

■ формируется внутренняя структура коллектива;

■ определяются его группы;

■ обеспечивается участие рядовых членов коллектива в управлении.

Третий этап развития определяется нами как интеграция:

■ интегрирование людей вокруг общих целей, взаимное просвещение членов коллектива, развитие самоуправления.

В зависимости от этапа развития ДОУ инновационного типа меняется позиция заведующего ДОУ в системе профессиональных отношений, а следовательно, претерпевают изменения в организационной культуре:

■ на первом этапе развития ДОУ изменения связаны с характером осуществляемой педагогами/воспитателями рефлексии и характеризуются предоставлением им самостоятельности в определении целей и смыслов развития; заведующий ДОУ направляет этот поиск, проводя целенаправленную обучающую работу. Это требует особой организации коммуникаций, предполагающей:

• порождение смыслов деятельности;

• оформление этих смыслов в понятия;

• рефлексии ситуации в целом (т.е., что мы делаем, зачем);

• развитие рефлексивной способности;

• развитие способности понимать смысл производимых изменений;

■ на втором этапе развития ДОУ:

• становятся возможными:

^ опережающее повышение квалификации персонала;

^ исследовательская деятельность;

• заведующий ДОУ на этом этапе становится в позицию посредника в трансляции необходимого опыта и знаний; ему важно придать необходимую логику деятельности педагогов/воспитателей, помочь понять им ее глубинный культурный смысл;

• преобладающими видами деятельностей становятся те, которые обеспечивают переход педагогов/воспитателей из состояния носителя мыследеятельности (т.е. специалиста, владеющего в полном объеме нормативными знаниями и обладающего навыками, необходимыми для успешной деятельности) в ее источник (в специалиста с развитыми профессиональными интересами, способного к поисково-твор-ческой деятельности, основанной на глубоком знании своего предмета деятельности);

■ третий этап в развитии ДОУ характеризуется:

• активным участием педагогов/воспитателей в управленческой деятельности;

• проблематизацией их собственной деятельности;

• развертыванием инновационного пространства.

Основным содержанием деятельности заведующего ДОУ на этом этапе становится определение зоны ближайшего развития. Он становится тьютором. т.е. человеком, поддерживающим профессиональные интересы педагогов/воспитателей, осуществляющих инновационную деятельность. Заведующим ДОУ создаются условия для реализации профессиональных интересов педагогов/воспитателей.

Для ДОУ, вступившего в фазу роста и интеграции, характерным является то, что его педагоги/воспитатели становятся гарантами развития ДОУ. Их знания, опыт, интуиция, адекватность самооценки, способность к прогнозированию, высокий уровень их методологической и мировоззренческой культуры обеспечивают высокую эффективность деятельности ДОУ инновационного типа и способствуют его становлению как динамично са~ моразвивающейся социальной организации,

Шесть фаз на пути развития ДОУ

Мы разработали шесть фаз на пути развития ДОУ

и считаем: развитие ДОУ - это постоянный процесс совершенствования.

Переход редко проходит гладко. Происходит перераспределение ролей. Меняются обязанности. Обычный по-

рядок подвергается пристальной проверке. Подобно каждому человеку в коллективе ДОУ сам коллектив должен менять свою работу и учиться систематическому подходу к удовлетворению потребителей:

■ системы образования в целом;

■ системы дошкольного образования;

■ учреждений образования;

■ учреждений дошкольного образования;

■ специалистов образования;

■ педагогов/воспитателей.

Главное - это система. Цель - выровнять и усовершенствовать систему для удовлетворения потребителей

Систематический подход к концентрации всех ресурсов на удовлетворение ожиданий потребителей ДОУ включает шесть фаз:

■ фаза 1: приверженность переменам;

■ фаза 2: оценка своей системы;

■ фаза 3: официальное учреждение приоритета потребителей;

■ фаза 4: официальное учреждение новой модели управления;

■ фаза 5: координация и распространение цели управления;

■ фаза 6: совершенствование системы управления качеством.

Заведующий ДОУ - это сторож у дверей «Системы управления качеством деятельности ДОУ», «Программа развития ДОУ», «Образовательной программы ДОУ», других ключевых документов. Только при условии, если он откроет двери для изменений корпоративной культуры ДОУ, переход начнется. Заведующие лучших ДОУ России не только открывают двери, они возглавляют переход, вкладывая всю душу, сердце и ум в новую модель управления.

Фаза 1: Приверженность переменам

План действий для достижения приверженности переменам.

■ Цель - добиться приверженности.

■ Участники - заведующий ДОУ, заместитель заведующего/старший воспитатель, педагоги/ воспитатели.

■ Шаги

• Оценить деятельность ДОУ и сравнить ее со своим представлением о том, насколько лучше она может быть.

• Узнать о «Модели управления качеством деятельности ДОУ», «Системе управления качеством деятельности ДОУ», «Программе развития ДОУ», «Образовательной программе ДОУ», других ключевых документах из книг, посещения сайтов и порталов, конференций, занятий в системе повышения квалификации работников образования,

• Изучить стиль руководства заведующих наиболее продвинутых ДОУ.

• Посмотреть на ДОУ с точки зрения потребителей.

• Провести «мозговой штурм» с педагогами/ воспитателями на тему: каким станет ДОУ с новой «Системой управления качеством деятельности ДОУ», а также после реализации «Программы развития ДОУ».

• Определить преимущества и недостатки перемен, препятствия на пути к ним.

• Разработать новое видение, миссию, политику и ценности, соответствующие тому ДОУ, который появится в результате реализации «Программы развития ДОУ», который требуется создать.

• Стать приверженцем длительного, постоянного перехода к управлению ДОУ посредством качества.

• Распространить такую приверженность по всему ДОУ.

• Начать работу над «Системой критериев качества деятельности ДОУ», основанной на новой модели управления.

Фаза 2: Оценка ДОУ как системы

Оценка должна быть и внутренней, и внешней, она должна показать, что думают потребители о ДОУ и что критерии, выработанные в ДОУ, говорят Вам, Чем глубже оценка, тем легче будет установить основы для измерения развития, определить области, нуждающиеся в исправлении, и сделать их приоритетом.

План действий для оценки ДОУ как системы:

■ Цель - определить мнение потребителей о

ДОУ.

■ Участники - заведующий ДОУ, заместитель

заведующего/старший воспитатель, педагоги/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

воспитатели.

■ Шаги

• Определить главные сегменты ДОУ как системы и потребителей, на которые будет направлена «Система качества деятельности ДОУ»:

^ первая подсистема - «Коллектив»

(дети и родители, сотрудники ДОУ: педагоги, обслуживающий персонал, администрация);

^ вторая подсистема - «Базисные основания» (ценности, миссия, цели, нор-мативно-правовые основы);

^ третья подсистема - «Управление» (анализ информации, планирование, организация и руководство, контроль и регулирование);

^ четвертая подсистема - «Организационно-педагогическая структура» (ступени образования, типы структурных образований, уровни образования);

^ пятая подсистема - «Образовательный процесс» (цели, содержание, ор-

ганизация взаимодействия педагогов и детей);

^ шестая подсистема - «Условия жизнеобеспечения» (финансово-экономические, материально-технические, про-граммно-методические. гигиенические и медико-оздоровительные, организационно-педагогические).

• Собрать информацию из любых возможных источников о запросах, нуждах и ожиданиях потребителей ДОУ и о том, как коллектив работает над их выполнением.

• Обобщить и проанализировать эту информацию, чтобы определить запросы потребителей и их взгляды на ДОУ.

• Проверить свои находки на ключевых потребителях, чтобы убедиться в их точности.

• Задокументировать результаты.

• Провести оценку «Системы качества деятельности ДОУ»:

^ создать и обучить команду оценки и распределить обязанности;

^ собрать информацию;

^ задокументировать результаты.

• Разработать план действий:

^ сравнить результаты проверки с видением того, на каком уровне должно находиться ДОУ, чтобы выяснить сильные стороны и области, нуждающиеся в исправлении;

^ сделать области, нуждающиеся в исправлении, приоритетными и назначить ответственных за них;

^ определить, как будет измеряться прогресс;

^ сделать этот процесс официальным для того, чтобы периодически проводить оценку «Системы качества деятельности ДОУ».

Фаза 3: Официальное учреждение приоритета потребителей

Так как «Модель управления качеством деятельности ДОУ» приводится в движение потребителем, настоящий момент лучше всего подходит для того, чтобы «посадить потребителя за руль». К сожалению, это намного сложнее, чем просто посадить его на место водителя и дать ему ключи. Официальное учреждение ориентации на потребителя требует приближения к потребителю и налаживания работы, основанной на его мнении.

План действий для учреждения ориентации на потребителя:

■ Цель - обеспечить сбор информации,

■ Участники - заведующий ДОУ, заместитель

заведующего/старший воспитатель, педагоги/

воспитатели.

■ Шаги

• Определить все возможные источники информации об имеющихся и потенциальных потребителях.

• Официально учредить процесс сбора информации из этих источников.

• Оценить инструменты, использующиеся для определения удовлетворения потребителя и для повышения качества собираемой информации, полезности, своевременности и т.д.

• Обобщить и проанализировать информацию о потребителе:

^ официально учредить процесс обобщения информации о потребителе из различных пунктов сбора информации;

^ официально учредить процессы передачи информации, требующей немедленного внимания, соответствующим людям;

^ официально учредить процесс анализа обобщенной информации;

^ официально учредить процесс передачи этой информации соответствующим людям.

• Использовать запросы потребителя для приведения в движение внутренних процессов:

^ определить связи между факторами удовлетворения потребителей и внутренними процессами и критериями;

^ сосредоточиться на этих главных процессах и критериях в официальном учреждении новой модели управления,

Фаза 4: Официальное учреждение новой модели управления

Переход к новой «Модели управления качеством деятельности ДОУ» будет оставаться переходом, пока эта модель не будет официально учреждена,

ДОУ может перейти к новой модели с помощью одного (или нескольких из четырех способов):

■ стратегического планирования;

■ участия педагогов/воспитателей, другого персонала;

■ управления процессом;

■ системы измерений.

План действий для официального учреждения новой модели управления:

■ Цель - скоординировать всю деятельность ДОУ посредством процесса стратегического планирования.

■ Участники - заведующий ДОУ, заместитель заведующего/старший воспитатель, педагоги/вос-питатели.

■ Шаги

• Наладить единый процесс стратегического планирования деятельности ДОУ, используя практику лучших ДОУ.

• Определить, кто должен участвовать в процессе, включая сотрудников

всех уровней, представителей ключевых потребителей.

• Установить каналы связи, по которым в процесс планирования основная информация будет поступать.

• Определить несколько жизненно важных долгосрочных и краткосрочных целей, необходимых для улучшения удовлетворения потребителей.

• Назначить ответственных за достижение каждой цели.

• Определить критерии для каждой цели.

• Ознакомить с планом весь персонал ДОУ и следить за тем, чтобы деятельность отдельных людей согласовывалась с задачами ДОУ.

• Официально учредить процессы оценки выполнения плана и помощи группам, не справляющимся с ним.

• Обеспечить управление процессом реализации новой модели управления,

Фаза 5:Координация и распространение цели управления

План действий для координации и распространения цели управления:

■ Цель - обеспечить координацию и распространение цели управления, связанной с «Моделью управления качеством деятельности ДОУ».

■ Участники - заведующий ДОУ, заместитель заведующего/ старший воспитатель, педагоги/ воспитатели.

■ Шаги

• Ознакомить весь персонал ДОУ с видением, миссией, ценностями, целями развития ДОУ, целями управления и требованиями по реализации этих целей.

• Официально учредить процессы для постоянного информирования сотрудников всех уровней о видении, миссии, ценностях, целях ДОУ

• Уточнить роль инновационного ядра ДОУ в новой системе, обеспечить персоналу, входящему в инновационное ядро, поддержку для того, чтобы повысить его роль и значение в ходе реализации «Программы развития ДОУ».

• Обучить персонал ДОУ навыкам, необходимым для принятия ответственности за процессы и результаты.

• Официально учредить процессы для обеспечения персонала ДОУ отзывами об их работе, чтобы они могли оценить и улучшить ее.

• Обучить персонал ДОУ навыкам для работы в команде.

• Организовать команды для управления процессами, их улучшения и решения проблем.

• Определить главные процессы, непосредственно связанные с запросами потребителей.

• Обучить персонал ДОУ совершенствованию процессов.

• Создать перекрестно-функциональные команды для анализа ключевых процессов в ДОУ.

• Официально учредить процессы по использованию результатов работы команд,

• Провести занятия с педагогами/воспитателями по особенностям процессного подхода к управлению ДОУ.

Фаза 6: Совершенствование системы управления качеством

План действий для совершенствования системы управления качеством:

■ Цель - вовлечь всех сотрудников в постоянное совершенствование, относиться к сотрудникам, как к самым важным активам ДОУ.

■ Участники - заведующий ДОУ, заместитель заведующего/старший воспитатель, педагоги/ воспитатели.

■ Шаги

• Провести опрос персонала ДОУ, чтобы понять их ожидания и требования к программам оплаты труда и признания.

• Работать с командами над уточнением цели таких программ; сначала сосредоточиться на том, чтобы не сделать хуже, затем распространять видение, миссию и цели ДОУ.

• Установить критерии выполнения каждой программы и вклада в миссию и цели ДОУ.

• Изучить вопросы, касающиеся оплаты труда, чтобы выбрать лучший курс действий для ДОУ.

• Привлечь персонал к выполнению «Программы признания ДОУ».

• Разработать действующие критерии здоровья, благосостояния и удовлетворения персонала ДОУ.

• Сделать здоровье, благосостояние и удовлетворение персонала задачей и целью ДОУ.

• Узнать у педагогов/воспитателей, других работников, каких условий труда они требуют и ждут, чтобы быть здоровыми и удовлетворенными.

• Официально учредить процесс контроля и улучшения здоровья, благосостояния и удовлетворения персонала ДОУ.

Новая «Модель управления качеством деятельности ДОУ» и «Программа развития ДОУ» сосредоточены на постоянном совершенствовании. Один из способов постоянного совершенствования - периодическая проверка того, на какой стадии находится ДОУ, по сравнению с тем, где должно находиться - смена курса, ускорение или скачок вперед. Оценка системы дает информацию, необходимую при решении, что делать дальше. Она также помогает создать науку «совершенствования».

Результаты инновации

Результатом внедрения инновации в деятельность дошкольных образовательных учреждений Красноярского края и России станет:

■ объединение усилий педагогического сообщества системы дошкольного образования по аккумуляции идей и опыта инновационной деятельности по направлению «Ключевые системообразующие факторы ДОУ инновационного типа и особенности их реализации и развития»;

■ реализация идей, заложенных в «Федеральных Государственных Требованиях (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ разработка и апробация:

■ примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

■ примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Особым результатом внедрения в данной инновации должно стать:

■ активное участие нашей сотворческой группы в распространении инновационного педагогического и управленческого опыта педагогов/воспитателей и заведующих ДОУ инновационного типа на страницах:

• журнала «Инновационные проекты и программы в образовании»;

• журнала «Муниципальное образование: инновации и эксперимент»;

■ выход нашей сотворческой группы с предложением об активной поддержке деятельности в системе дошкольного образования и реализации различных направлений сотрудничества с:

• ООО «Инновации и эксперимент в образовании»;

• Автономной некоммерческой организацией поддержки общественных и гражданских инициатив «Сфера».

Критерии оценивания результатов:

Реализацию и развитие ключевых системообразующих факторов ДОУ инновационного типа предполагается оценить через следующие критерии:

■ материально-технические ресурсы ДОУ;

■ кадровая и методическая обеспеченность ДОУ;

■ ресурсы сохранения и поддержания здоровья детей ДОУ;

■ представления заведующего ДОУ и его заместителя о целях и приоритетах развития ДОУ;

■ деятельность администрации ДОУ по психологической и методической поддержке профессионального развития педагогов/воспита-телей;

■ оценивание заведующего ДОУ результатов своей деятельности и своевременное исправление допущенных просчетов;

■ состояние учебного плана и рабочих программ ДОУ;

■ отражение в учебном плане и программах основных компетентностей выпускника ДОУ;

■ кадровое и методическое обеспечение учебного плана;

■ стиль отношений в ДОУ;

■ поддержка инициатив и творчества педагогов/ воспитателей, самостоятельности детей;

■ условия труда и отдыха педагогического коллектива;

■ преобладающие ценности педагогического коллектива ДОУ;

■ профессиональная компетентность педагогов/воспитателей ДОУ;

■ сотрудничество педагогов/воспитателей и ориентация их на совместные достижения;

■ уровень освоения детьми программного материала;

■ положительная познавательная мотивация, стремление к самообразованию;

■ ценности детского коллектива, отношения детей между собой, их поведение вне ДОУ.

Для этих критериев нами разработана система

показателей и параметров, которые в объем данных

материалов не входят.

Литература

1. Дельгас Г.В. Влияние экспериментальной работы на развитие компетентностей участников образовательного процесса в ДОУ // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2010. - №3.

2. Деревянных С.Г. Русская народная культура как источник развития представлений дошкольников о национальных ценностях // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - №5.

3. Дюков В.М. Основные понятия инноватики: Лекции к первому учебному элементу модульной программы специализированного учебного курса для руководителей ДОУ «Педагогическая инноватика в ДОУ инновационного типа».- Красноярск: Красноярский писатель. -2007. - 103 с.

4. Дюков В.М., Стенникова Л.С. Концепция желаемого будущего ДОУ. Учебно-методическое пособие.- Красноярск: Красноярский писатель. - 2008.- 99 с. (Серия «Образовательная программа ДОУ») .

5. Дюков В.М., Стенникова Л.С. Педагогическая инноватика в ДОУ инно-вационного типа: Программа специализированного учебного курса для руководителей ДОУ.- Красноярск: Красноярский писатель-2007. - 51 с.

6. Железнова С.В. Формирование технологической компетентности у дошкольников на основе методов ТРИЗ. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент-2010. - №3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.